В соответствии с Концепцией развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.06.2016 N 715 "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров" и в целях реализации Плана ("дорожной карты") реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (ШИБЦ), утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной 22 февраля 2018 года приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области (прилагается).
2. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области (прилагается).
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра общего и профессионального образования Свердловской области Н.В. Журавлеву.
И.о. Министра |
Н.В. Журавлева |
Утверждена
приказом
Министерства общего и
профессионального образования
Свердловской области
от 25 декабря 2018 г. N 645-Д
"Об утверждении Концепции развития школьных
информационно-библиотечных центров в
Свердловской области"
Концепция
развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области представляет собой совокупность целей, задач, принципов и основных направлений деятельности в сфере модернизации инфраструктуры и технологий поддержки детского и юношеского чтения, наращивания ресурсов, обеспечивающих оптимальные условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Свердловской области, посредством развития сети школьных информационно-библиотечных центров.
Основные положения настоящей концепции соотносятся с основными государственными документами федерального и регионального уровня в области стратегического планирования и инновационного развития страны и региона: культуры, образования, воспитания и информационной безопасности.
Концепция определяет актуальную проблематику развития информационно-библиотечных центров, обозначает цели, задачи развития, направления и механизмы решения поставленных задач с учётом специфики Свердловской области и на основе стартовых возможностей, имеющихся в областной образовательной системе.
Настоящая концепция разработана с учётом среднесрочной перспективы.
Глава 1. Значение школьных библиотек в современном образовательном пространстве
Современный школьный информационно-библиотечный центр (далее - ШИБЦ) представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, цифровым.
ШИБЦ - это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного творчества, центр грамотности. ШИБЦ становится пространством развития не только обучающихся, но и педагогических работников, местом обмена актуальными педагогическими технологиями.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны ШИБЦ инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Сообществом педагогов на базе ШИБЦ создается авторский информационно-образовательный контент: электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули и другое.
Вместе с тем, ШИБЦ образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
Таким образом, ШИБЦ образовательной организации становится ключевым элементом инфраструктуры системы непрерывного образования, поскольку, в отличие от предметных занятий, изначально рассчитан на то, чтобы дать каждому знания, соответствующие его индивидуальным запросам.
В Свердловской области, как и в Российской Федерации, школьные библиотеки и ШИБЦ образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности, в расширении социокультурных практик и в общественной жизни.
Глава 2. Проблемы развития школьных библиотек
По данным Федеральной службы государственной статистики в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Свердловской области (далее - общеобразовательные организации), функционируют 1068 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 18 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.
Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно-частного партнерства.
Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей требует модернизации.
Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек.
Требует урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность "педагог-библиотекарь".
В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.
Организация дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.
В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.
Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) подключены все общеобразовательные организации, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 23% общеобразовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.
Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско-патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программ.
В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационные технологии и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.
Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.
Глава 3. Цели и задачи Концепции
Цель настоящей концепции - создание условий для развития сети информационно-библиотечных центров на базе школьных библиотек, обеспечивающих современное качество общего образования в Свердловской области.
Задачами развития школьных библиотек в Свердловской области являются:
1) совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения школьных библиотек и ШИБЦ;
2) разработка модели ШИБЦ, обеспечивающего необходимые условия для реализации ФГОС;
3) разработка подходов к созданию и развитию сети ШИБЦ, обеспечивающей оптимизацию затрат за счет сетевого взаимодействия и внедрения инновационных механизмов работы;
4) организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек и ШИБЦ;
5) расширение функций школьных библиотек и ШИБЦ для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
6) создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов-библиотекарей.
7) развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных организаций, координации деятельности школьных библиотек и библиотек других ведомств.
Глава 4. Основные направления реализации концепции
На региональном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции регионального информационно-библиотечного центра (далее - РИБЦ) (координация деятельности муниципальных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).
Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в региональную сеть с поддержкой со стороны РИБЦ.
В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного профессионального образования, необходимо создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности.
В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:
1) создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;
2) предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
3) создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;
4) обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.
В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:
1) пополнять фонды как печатными, так и электронными изданиями;
2) способствовать обеспечению централизованной каталогизации фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудованием.
Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками и ШИБЦ функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников образовательных отношений информационно-образовательным контентом и материально-техническими ресурсами.
Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети школьных библиотек и ШИБЦ является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Свердловской области, что позволит создать единую систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.
В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:
1) способствовать обеспечению доступа к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;
2) внедрить созданную на федеральном уровне единую технологическую платформу, объединяющую педагогических работников школьных библиотек, реализующую функции профессиональной социальной сети, реализации программ повышения квалификации (в том числе сетевой университет), аттестации педагогов-библиотекарей, возможность участвовать в разного рода голосованиях (онлайн-демократия), обеспечивающую доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям образования.
На базе школьных библиотек и ШИБЦ должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.
Для поддержки процессов библиотечного обслуживания необходимо внедрять облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.
Для реализации межпредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.
В целях развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.
Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими и руководящими работниками в рамках образовательной организации.
Глава 5. Реализация концепции
Реализация настоящей концепции обеспечит создание условий для развития общеобразовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных общеобразовательных организаций, финансируемых за счет средств региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.
Утвержден
приказом
Министерства общего и
профессионального образования
Свердловской области
от 25 декабря 2018 г. N 645-Д
"Об утверждении Концепции развития школьных
информационно-библиотечных центров в
Свердловской области"
План
мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области
Номер строки |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
1. Общесистемные мероприятия | |||||
1. |
Определение организации, на которую будут возложены функции регионального информационно-библиотечного центра (далее - РИБЦ) (координация деятельности муниципальных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями) |
2018 - 2019 годы |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - Министерство образования) |
создание единого центра координации деятельности сети школьных библиотек и школьных информационно-библиотечных центров (далее - ШИБЦ) |
|
2. |
Проведение совещаний с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (в том числе в режиме видео-конферецсвязи) включающих вопросы развития школьных информационно-библиотечных центров |
не реже двух раз в год |
Министерство образования, РИБЦ |
обеспечение единой государственной политики по вопросу развития ШИБЦ |
|
3. |
Внесение в план деятельности Координационного совета по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Свердловской области при Министерстве образования вопроса о реализации Концепции развития ШИБЦ |
2019 год |
Министерство образования |
презентация лучших региональных практик |
|
2. Совершенствование нормативно-правового и научно-методического обеспечения ШИБЦ | |||||
4. |
Организация внедрения регламентов: взаимодействия организаций - участников сети школьных библиотек и ШИБЦ; деятельности РИБЦ и ресурсных центров, разработанных Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия образования" (далее - ФГБУ "Российская академия образования") |
2019 год |
Министерство образования, РИБЦ |
внедрены типовые документы, позволяющие организовать взаимодействие в рамках единой сети национального масштаба |
|
5. |
Организация введения внесенных изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, формирования цифровых компетенций с использованием возможностей ШИБЦ |
2019 - 2020 годы |
Министерство образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - ОМС) (по согласованию), образовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расположенные на территории Свердловской области (далее - ОО) (по согласованию) |
единые требования к условиям общего образования |
|
6. |
Разработка нормативно-правовых и научно-методических документов, регулирующих деятельность ШИБЦ |
2018 - 2019 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
единые требования к организации деятельности ШИБЦ |
|
3. Инновационная деятельность и методическое сопровождение деятельности ШИБЦ | |||||
7. |
Создание и сопровождение сети школьных библиотек и ШИБЦ (вебинары, онлайн-консультации, видеоконференции и другое) |
2019 - 2021 годы |
РИБЦ, Министерство образования, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
создана сеть, осуществляется организационная и методическая поддержка деятельности ШИБЦ |
|
8. |
Участие в конкурсах, направленных на поддержку на конкурсной основе региональных программ создания и развития ШИБЦ |
2019 год |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
реализация проектов по совершенствованию и развитию ШИБЦ |
|
9. |
Разработка и апробация моделей функционирования ШИБЦ (городских, сельских, совместно с библиотеками Министерством культуры Свердловской области и Других) |
2019 - 2020 годы |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
апробированы модели ШИБЦ для различных условий функционирования |
|
10. |
Организация реализация пилотных проектов Ассоциации школьных библиотекарей русского мира внедрения в деятельность ОО учебного курса "Основы информационной культуры" на базе ШИБЦ |
2019 год |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
реализованы пилотные проекты |
|
4. Совершенствование кадрового обеспечения ШИБЦ | |||||
11. |
Организация участия в обсуждении проекта профессионального стандарта "Педагог-библиотекарь с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций |
2018 - 2019 годы |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы условия для привлечения кадров в деятельность ШИБЦ |
|
12. |
Разработка и ежегодная актуализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для сотрудников ШИБЦ, руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций |
2018 - 2021 годы |
ГАОУ ДПО СО "Институт развития образования" |
Используется современный образовательный контент для обучения специалистов ШИБЦ |
|
13. |
Корректировка нормативно-правовых актов согласно методических рекомендаций по аттестации сотрудников ШИБЦ, разработанных ФГБУ "Российская академия образования" |
2019 год |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы условия для аттестации специалистов ШИБЦ |
|
14. |
Организация участия представителей системы образования Свердловской области в сетевой библиотечной школе по профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогов-библиотекарей общеобразовательных организаций |
2018 - 2020 годы |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
участие представителей системы образования Свердловской области в сетевой библиотечной школе и выездных тренингах |
|
5. Совершенствование материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения ШИБЦ | |||||
15. |
Организация участия в создании и сопровождении единого электронного каталога печатных и электронных изданий, электронных информационных и образовательных ресурсов для ШИБЦ |
2019 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
создан единый каталог |
|
16. |
Создание мультимедийных (цифровых) фондов и коллекций для реализации основных и дополнительных образовательных программ и индивидуальных образовательных проектов на базе РИБЦ и ресурсных центров |
2019 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы региональные коллекции мультимедийных образовательных ресурсов |
|
6. Развитие программного обеспечения ШИБЦ | |||||
17. |
Участие в деятельности технологической площадки для педагогических работников ШИБЦ, предназначенной для поддержки распределенной совместной работы и проектно-исследовательской деятельности, организации профессиональной социальной сети, предоставления доступа к научно-методическим наработкам, поиска по банку педагогических инноваций, публикаций методических наработок, предоставления доступа к электронным версиям научно-методических печатных изданий и другого |
2019 - 2021 годы |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
используется платформа для работы комьюнити профессионального сообщества специалистов школьных библиотек |
|
18. |
Создание условий для автоматизации деятельности ШИБЦ, в том числе использование единой облачной информационно-библиотечной платформы, поддерживающей стандартные процессы автоматизации библиотечной деятельности: каталогизацию, комплектование, доступ к справочно-поисковому аппарату и к полнотекстовым ресурсам, расчет коэффициентов книгообеспеченности, автоматизированное обслуживание читателей, созданной ФГБУ "Российская академия образования" |
2019 - 2020 годы |
РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы условия для автоматизации деятельности школьных информационно-библиотечных центров |
|
19. |
Организация подключения образовательных организаций, расположенных на территории Свердловской области, для подключения к ресурсам Президентской библиотеки |
2019 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы точки доступа к информационным ресурсам открытого и ограниченного доступов |
|
20. |
Создание инфраструктуры электронного обучения и аттестации сотрудников школьных информационно-библиотечных центров с применением дистанционных образовательных технологий |
2019 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы условия для дистанционного обучения с применением электронных образовательных технологий |
|
21. |
Распространение лучших практик по вопросам развития ШИБЦ |
2018 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
осуществляется мониторинг реализации Концепции развития ШИБЦ, оптимизация деятельности ШИБЦ с использованием лучших практик |
|
7. Популяризация деятельности ШИБЦ | |||||
22. |
Разработка и реализация медиаплана освещения хода реализации Концепции развития ШИБЦ в средствах массовой информации |
2019 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
создан и реализуется медиаплан |
|
23. |
Организация участия представителей системы образования Свердловской области в межрегиональном форуме "Школьные библиотеки нового поколения" |
2018 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
обеспечение информационного взаимодействия представителей органов образования и профессионального сообщества |
|
24. |
Организация участия в деловой и выставочной программе Московского международного образовательного салона |
2018 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
созданы условия для представления для демонстрации лучших практик |
|
25. |
Проведение мероприятий по популяризации и развитию культуры чтения, формированию медийно-информационной грамотности, информационной культуры личности, основам информационной безопасности |
в течение всего периода |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
проведены мероприятия |
|
8. Мониторинг и контроль реализация Концепции развития ШИБЦ | |||||
26. |
Ежегодный мониторинг реализации Концепции развития ШИБЦ |
2018 - 2021 годы |
Министерство образования, РИБЦ, ОМС (по согласованию), ОО (по согласованию) |
обеспечена прозрачность реализации Концепции развития ШИБЦ |
Нумерация граф в таблице приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25 декабря 2018 г. N 645-Д "Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Свердловской области"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (https://minobraz.egov66.ru)