Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С. Н.,
при секретаре Кармановой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N 3а-24/2019 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны к Правительству Свердловской области, с участием заинтересованного лица - Администрации г. Екатеринбурга о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
27 апреля 2017 года Правительством Свердловской области принято постановление N 295-ПП "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 295-ПП).
Текст документа опубликован 06 мая 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru.
22 ноября 2017 года Правительством Свердловской области принято постановление N 859-ПП "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 859-ПП).
Текст документа опубликован 28 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru.
Индивидуальный предприниматель Подкорытова Наталия Викторовна (далее - административный истец) обратилась в Свердловский областной суд к Правительству Свердловской области (далее - административный ответчик) с административными исковым заявлением, уточнив заявленные требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании недействующим Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП в части:
- подпункта 5 пункта 3 "Разработка Схемы размещения осуществляется в следующих целях: соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке Схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов";
- пункта 4 "Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия: К нестационарным торговым объектам, включаемым в Схему размещения, относятся передвижные (мобильные) нестационарные торговые объекты"
передвижные (мобильные) нестационарные торговые объекты:
автомагазин (торговый автофургон, автолавка) - нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное или транспортное средство (прицеп, полуприцеп) с размещенным в кузове торговым оборудованием, при условии образования в результате его остановки (или установки) одного или нескольких рабочих мест продавцов, на котором (которых) осуществляется предложение товаров, их отпуск и расчет с покупателями;
автоцистерна - нестационарный торговый объект, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства или прицепа (полуприцепа), предназначенную для осуществления развозной торговли жидкими товарами в розлив (квасом и иными товарами), живой рыбой и другими гидробионтами (ракообразными, моллюсками и иным);
торговая палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли;
торговая тележка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке;
- пункта 16 "Не допускается включение в Схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления" (в редакции Постановления N 859-ПП);
- пункта 21 "Разработка Схемы размещения включает в себя следующие основные этапы:
1) принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о разработке Схемы размещения;
2) сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области порядке;
3) согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Свердловской области), а также собственность, на которые не разграничена, расположенных на территории города Екатеринбурга;
4) разработка проекта Схемы размещения;
5) утверждение Схемы размещения;
6) опубликование Схемы размещения".
- пункта 25 "После опубликования решения органа местного самоуправления о разработке Схемы размещения физические или юридические лица, некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, иные заинтересованные лица вправе представить в орган местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов в части включения в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов (далее - предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов) в течение двух месяцев с даты опубликования указанного решения.
Орган местного самоуправления по окончании срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов принимает решение о включении либо об отказе во включении в Схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов нестационарных торговых объектов.
Письменное уведомление о принятом решении направляется заявителю в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области в срок не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока представления предложений о развитии сети нестационарных торговых объектов (часть четвертая в редакции Постановления N 859-ПП)";
- пункта 26 "Основанием для отказа во включении мест размещения нестационарного торгового объекта в Схему размещения по предложению о развитии сети нестационарных торговых объектов заинтересованного лица является:
(в редакции Постановления N 859-ПП)
1) наличие обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящего Порядка;
(в редакции Постановления N 859-ПП)
2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу;
3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
- пункта 31 "Внесение изменений и дополнений в Схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по мере необходимости по основаниям, указанным в пунктах 32 и 33 настоящего Порядка, и в соответствии с требованиями, установленными главой 2 настоящего Порядка.
(в редакции Постановления N 859-ПП);
- пункта 32 "Основаниями для внесения дополнений (включение объектов нестационарной торговли) в Схему размещения являются:
1) реализация долгосрочных стратегических и целевых программ муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, повлекших изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) новая застройка отдельных элементов планировочной структуры населенных пунктов, районов, микрорайонов, иных элементов, повлекшая изменение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) заявление от жителей, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, иных заинтересованных лиц с указанием конкретных предложений о включении в Схему размещения новых мест для размещения нестационарных торговых объектов".
В обоснование заявленных требований указал, что, являясь индивидуальным предпринимателем, 12 июля 2018 года направил в адрес Администрации г. Екатеринбурга предложение о включении в схему двух нестационарных торговых объектов, по результатам рассмотрения которого получен отказ из-за пропуска подачи предложений.
Административный истец полагает, что Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденный постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП нарушает права и законные интересы последнего в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности, а также устанавливает дополнительные основания по порядку включения объектов в схему размещения, по внесению изменений и дополнений в схему размещения, не предусмотренные федеральным законодательством.
Указанные выше пункты Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП противоречат положениям статей 5, 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ), пунктам 2, 3, 8, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строения и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление N 772), статье 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года N 10-О, Приказу Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и в период до 2020 года".
Представитель административного истца Озорнина Е.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Кострицкий С. И. возражал против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам письменного отзыва, указав о том, что оспариваемое постановление N 295-ПП в редакции изменений, внесенных постановлением N 859-ПП, принято в рамках компетенции Правительства Свердловской области; оспариваемые пункты нормативного правового акта не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Так же в судебном заседании принял участие представитель Администрации г. Екатеринбурга Хуснутдинова Э.Г., который возразил против требований административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав представителей административного истца Озорнину Е.Л., административного ответчика Кострицкого С. И., заинтересованного лица Хуснутдинову Э.Г., помощника прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания недействующим пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП по отнесению к нестационарным торговым объектам, включаемым в схему, торговой тележки, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности, согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти регламентированы положениями частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 381-ФЗ.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности, которые реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и частью 2 статьи 6 Федерального закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
По вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом N 381-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 2 части 3 статьи 17 Федерального закона N 381-ФЗ в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли органы местного самоуправления предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, а также разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Таким образом, в области государственного регулирования торговой деятельности полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления разграничены.
При этом федеральный законодатель уполномочил органы местного самоуправления только разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В пункте 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ дано понятие нестационарного торгового объекта: это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно частям 1, 3, 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой их размещения с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в соответствии со схемой их размещения, которая разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Правительством Российской Федерации разработаны Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденные Постановлением N 772.
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Отношения в сфере торговой деятельности на территории Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 21 марта 2012 года N 24-ОЗ "О торговой деятельности на территории Свердловской области".
Правительство Свердловской области в силу статьи 9 Устава Свердловской области и статьи 1 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области" является высшим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
Правительство Свердловской области принимает свои решения в форме постановлений или распоряжений на заседаниях (пункты 1, 3, 7 статьи 20 Областного закона от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ).
Полномочия Правительства Свердловской области в сфере торговой деятельности на территории Свердловской области регламентированы статьей 3 Закона Свердловской области от 21 марта 2012 года N 24-ОЗ "О торговой деятельности на территории Свердловской области", среди которых, полномочия по установлению порядка размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности Свердловской области или муниципальной собственности; установлению порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, схем размещения нестационарных торговых объектов.
На проект постановления N 295-ПП получено положительное заключение по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы.
Текст постановления N 295-ПП опубликован 06 мая 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru.
22 ноября 2017 года Правительством Свердловской области принято постановление N 859-ПП, которым внесены изменения в постановление N 295-ПП.
Аналогичное положительное заключение по результатам правовой и антикоррупционной экспертизы получено на проект постановления N 859-ПП.
Текст постановления N 859-ПП опубликован 28 ноября 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области www.pravo.gov66.ru.
Таким образом, оспариваемое постановление N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП принято с соблюдением порядка принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования, что не оспаривалось административным истцом.
Поскольку административный истец обладает статусом индивидуального предпринимателя, он вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, поскольку указанное лицо фактически является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Подпунктом 5 пункта 3 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП установлена цель разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Свердловской области, заключающаяся в соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов.
Оспаривая указанный выше пункт, как несоответствующий подпункту "б" пункта 3 Постановления N 772, административный истец указывает о том, что цель сформулирована в оспариваемом подпункте 5 пункта 3 таким образом, что влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, поскольку защищает их права исключительно в случае разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесении изменений в неё, по инициативе органов местного самоуправления.
Суд признает указанный довод не состоятельным, поскольку оспариваемый пункт не противоречит федеральному законодательству, так как правом разработки схемы и внесении в нее изменений наделен именно орган местного самоуправления, который обеспечивает устойчивое развитие территорий и достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Также административный истец оспаривает пункт 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления п N 859-ПП в котором указано, что к нестационарным торговым объектам временного размещения, включаемым в схему размещения, относятся передвижные (мобильные) нестационарные торговые объекты (автомагазин (торговый автофургон, автолавка), автоцистерну, торговую палатку, торговую тележку).
Оспаривая указанный пункт, как несоответствующий подпункту 1 пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 381-ФЗ, письму Минпромторга России от 23 марта 2015 года N ЕВ-59999/08 "О направлении Методических рекомендаций", Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года N 10-О, административный истец указывает о том, что передвижные нестационарные торговые объекты не могут быть включены в схему размещения.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года N 10-О "По жалобе граждан Лебедик Зои Олеговны, Мельникова Дмитрия Алексеевича и Шатшнайдера Владимира Ивановича на нарушение их конституционных прав статьями 2 и 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации "О свободе торговли", согласно статье 8 "Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении" названного Федерального закона хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) вправе, за исключением установленных федеральным законом случаев, самостоятельно определять, в частности, вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля); форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли); способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов); тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект); цены на продаваемые товары; иные порядок и условия осуществления торговой деятельности (пункты 1, 2, 3, 5, 8 и 11 части 2).
Из приведенных законоположений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьей 2 Федерального закона N 381-ФЗ, закрепляющей основные понятия, предназначенные для целей государственного регулирования торговой деятельности (включая понятия торговой деятельности, розничной торговли, стационарного торгового объекта, нестационарного торгового объекта, торговой сети), с очевидностью вытекает, что разносная торговля является одной из самостоятельных форм торговли, которая осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями путем продажи товаров непосредственно по месту нахождения (пребывания) потенциальных покупателей без использования торговых - как стационарных, так и нестационарных - объектов.
Именно такое понимание разносной торговли находит подтверждение и в других законодательных и подзаконных нормативных актах.
Так, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет разносную торговлю в качестве вида розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице, относя к ней торговлю с рук, лотков, из корзин и ручных тележек (абзац 18 статьи 346.27), а Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55) характеризуют ее как разновидность розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (абзац 2 пункта 4).
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 года N 242-ст, под развозной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством; а под разносной торговлей - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.
Тележка представляет собой передвижной объект, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров.
В соответствии с абзацем 16 подпункта 1 пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП торговая тележка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке.
Поскольку из содержания оспариваемой нормы не следует, что тележка применяется только в комплекте с транспортным средством, следовательно, она подпадает под понятие торгового объекта, обеспечивающего осуществление разносной торговли.
Однако на хозяйствующих субъектов, занимающихся разносной торговлей, не распространяются предусмотренные статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ требования, касающиеся схем размещения нестационарных торговых объектов, поскольку для осуществления разносной торговли не требуется конкретного места размещения объекта.
Поскольку абзац 16 подпункта 1 пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП регулирующий понятие "торговая тележка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке" не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы административного истца, оспариваемое положение следует признать недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.
Также административный истец не согласен с пунктами 16, 25, 26, 31, 32 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП.
Указанные пункты устанавливают:
- основания, которые не допускают включение в схему размещения сведений о месте размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов органов местного самоуправления;
- сроки представления предложений органу местного самоуправления о развитии сети нестационарных торговых объектов и принятия решения о включении либо об отказе во включении в схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов;
- основания для отказа во включении мест размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения по предложению о развитии сети нестационарных торговых объектов заинтересованного лица;
- основания изменений и дополнений в схему размещения.
Ссылаясь на пункты 6, 8, 9 Постановления N 772 административный истец настаивает на том, что оспариваемые пункты Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП устанавливают дополнительные основания для включения объектов в схему размещения, по внесению изменений и дополнений в схему размещения, не предусмотренные федеральным законодательством.
Что касается оспариваемого пункта 25 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП, административный истец указывает о том, что установление предельного срока в два месяца для представления органу местного самоуправления предложения о развитии сети нестационарных торговых объектов, ограничивает право на подачу предложения, настаивая на том, что заявку можно подать в любое время.
Признавая данные доводы несостоятельными, суд исходит из того, что Постановлением N 772 разработаны правила включения объектов в схему размещения, которые осуществляются органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Таким образом, правовое регулирование Постановления N 772 касается полномочий по разработке, утверждению и изменению схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности, которые переданы субъектам Российской Федерации.
Именно орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, согласно федеральному законодательству, принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
При этом включение нестационарных торговых объектов в схему осуществляется без участия собственников нестационарных торговых объектов и не связано с волеизъявлением последних и относится к исключительной компетенции органа власти.
Схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указанный порядок регулируется субъектом Российской федерации.
В связи с чем, Правительством Свердловской области в рамках своей компетенции приняло оспариваемое постановление N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП, которым прописан Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.
Указанный Порядок регулирует взаимоотношения между собственником земельного участка, находящегося в государственной собственности, и органом местного самоуправления, определяя требования к составу, последовательности подготовки и разработки, согласованию и утверждению органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории соответствующего муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, а также порядок внесения изменений и дополнений в схему размещения.
В связи с этим, установленные Правительством Свердловской области основания для отказа во включении мест размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения по предложению о развитии сети нестационарных торговых объектов, а также основания для внесения изменений и дополнений в схему размещения, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, тем актам, на которые ссылается административный истец в обоснование своих требований, поскольку не выходят за пределы дискреции законодателя Свердловской области.
Что касается пункта 25 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП, то суд также не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в указанной части на основании следующего.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.
В рассматриваемом случае, речь идет не о нарушении органом местного самоуправления срока рассмотрения письменного обращения в рамках компетенции последнего, а о сроке - в течении двух месяцев с даты опубликования решения о разработке схемы, который касается представления субъектами предпринимательской деятельности предложений в орган местного самоуправления по развитию сети нестационарных торговых объектов в части включения в схему размещения мест размещения нестационарных торговых объектов, видов и типов.
Следовательно, довод административного иска о противоречии пункта 25 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП положениям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", суд находит несостоятельным, поскольку указанный выше Закон направлен на регулирование иных общественных отношений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного административный иск подлежит удовлетворению в части.
Суд признает недействующим с момента вступления в силу настоящего решения абзац 16 подпункта 1 пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП - "торговая тележка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке".
Правовых оснований для признания подпункта 5 пункта 3, пунктов 16, 25, 26, 31, 32 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением N 295-ПП в редакции постановления N 859-ПП противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия, не имеется.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Правительства Свердловской области в пользу административного истца следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 600 рублей, уплаченных чеком-ордером от 05 октября 2018 года.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны о признании частично недействующими подпункта 5 пункта 3, пунктов 4, 16, 25, 26, 31, 32 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 года N 859-ПП, удовлетворить частично.
Абзац 16 подпункта 1 пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года N 295-ПП в редакции постановления Правительства Свердловской области от 22 ноября 2017 года N 859-ПП - "торговая тележка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную колесным механизмом конструкцию на одно рабочее место и предназначенный для перемещения и продажи штучных товаров в потребительской упаковке", признать недействующим с момента вступления в силу настоящего решения.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Свердловской области.
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Подкорытовой Наталии Викторовны (10 февраля 1978 года рождения) в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судебный акт изготовлен в окончательной форме 20 февраля 2019 года.
Судья |
С. Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 15 февраля 2019 г. N 3а-24/2019 "О признании недействующим абзаца 16 подпункта 1 пункта 4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП (ред. от 22.11.2017)"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru); в "Областной газете" от 9 апреля 2019 г. N 62 (8604); на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 9 апреля 2019 г.