Уставный Суд Свердловской области в составе председателя Суда В.Ю. Пантелеева, судей А.О. Казанцева, Н.Г. Крисько, Р. С. Тараборина,
с участием заявителя С. А. Фарленковой, представителей Губернатора Свердловской области А.Н. Тертышного и С. В. Черыгова, представителя Законодательного Собрания Свердловской области В.Ю. Пенигина, представителя Министерства социальной политики Свердловской области Ю.А. Пустынных и представителя Министерства культуры Свердловской области Е.В. Мажировой, руководствуясь пунктом 4 статьи 56 Устава Свердловской области, статьями 4, 37, 72, 73, 83 - 85 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области о культурной деятельности).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки С. А. Фарленковой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Свердловской области оспариваемые в запросе нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Р. С. Тараборина, объяснения заявителя, представителей органов, принявших оспариваемый акт, мнения Министерства социальной политики Свердловской области и Министерства культуры Свердловской области, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области установил:
1. В Уставный Суд Свердловской области обратилась гражданка Фарленкова Светлана Анатольевна с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности.
Заявитель С. А. Фарленкова в 2018 году обращалась в Управление социальной политики по Кировскому району города Екатеринбурга с заявлением о выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. На основании пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности Управлением социальной политики по Кировскому району города Екатеринбурга в выдаче справки было отказано (решение от 14 ноября 2018 года N 7), в связи с тем, что согласно записям в трудовой книжке заявитель не работала в областных государственных и муниципальных учреждениях культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах на территории Свердловской области.
В соответствии со статьей 83 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области" правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области законов Свердловской области обладают граждане, чьи права нарушаются правовыми актами, примененными или подлежащим применению в конкретном деле. Следовательно, заявитель С. А. Фарленкова обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области нормативных положений пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности.
По мнению заявителя, норма оспариваемого Закона не соответствует статьям 2, 7, 16, 18, 60, 111 Устава Свердловской области, нарушает её право на социальную защиту, не отвечает конституционным принципам равенства при реализации приобретенных гражданами социальных прав и допускает их неправомерную отмену на региональном уровне, не учитывает ранее принятые нормативные правовые акты Российской Федерации, исключая при этом возможность предоставления соответствующих мер социальной поддержки пенсионерам из числа бывших работников сельских (поселковых) учреждений культуры, которые переехали на постоянное место жительства в Свердловскую область из другого субъекта Российской Федерации, где они также проживали в сельской местности и в установленном порядке пользовались правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В ходе судебного заседания уточнено, что заявителем оспариваются нормативные положения пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности в той части, в которой ими не предусматривается право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах за пределами Свердловской области (в других субъектах Российской Федерации), замещавшим должности, вышедшим на пенсию, имеющим стаж работы в указанных учреждениях и (или) обособленных структурных подразделениях не менее десяти лет, которые переехали на постоянное место жительства в Свердловскую область после назначения пенсии на территории другого субъекта Российской Федерации, где они также проживали в сельской местности и в установленном порядке пользовались правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу являются нормативные положения пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности в той части, в которой ими не предусматривается право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах за пределами Свердловской области (в других субъектах Российской Федерации), замещавшим должности, вышедшим на пенсию, имеющим стаж работы в указанных учреждениях и (или) обособленных структурных подразделениях не менее десяти лет, которые переехали на постоянное место жительства в Свердловскую область после назначения пенсии на территории другого субъекта Российской Федерации, где они также проживали в сельской местности и в установленном порядке пользовались правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
2. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. На территории Свердловской области гарантируется защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Устава Свердловской области).
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). При этом защита прав и свобод человека и гражданина; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "б" и "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативного правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки работникам учреждений культуры и искусства, работающим в сельской местности, в том числе работникам, вышедшим на пенсию.
В соответствии с частью третьей статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В целях реализации указанных полномочий органов власти Свердловской области, установленных федеральным законодательством, на территории Свердловской области был принят Закон Свердловской области о культурной деятельности, который закрепил дополнительные меры социальной поддержки работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства. Согласно части пятой пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения Закона Свердловской области о культурной деятельности приняты в пределах полномочий органов государственной власти Свердловской области.
3. При решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан установление за счет средств собственного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан является правом субъекта Российской Федерации вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ).
Исходя из этого, частью второй пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности установлено, что на работников областных государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и работников, осуществлявших работу в обособленных структурных подразделениях областных государственных учреждений культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, замещавших должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы в указанных учреждениях и (или) обособленных структурных подразделениях не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, распространяется мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (Постановления от 27 марта 2018 года N 13-П, от 1 июля 2014 года N 20-П, от 6 февраля 2014 года N 2-П), что законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере социальной защиты, обладает широкой дискрецией и вправе определять форму, виды и условия предоставления за счет собственных средств социальной помощи (поддержки).
Следовательно, Свердловская область, действуя в пределах своих дискреционных полномочий и в целях социальной поддержки отдельных категорий граждан, за счет собственных средств установила дополнительные меры социальной поддержки. Отсутствие в оспариваемых заявителем нормативных положениях возможности предоставления соответствующих мер социальной поддержки тем пенсионерам из числа бывших работников учреждений культуры и искусства, работающих и проживающих в сельской местности, которые переехали на постоянное место жительства в Свердловскую область после назначения пенсии на территории другого субъекта Российской Федерации, где они также проживали в сельской местности и в установленном порядке пользовались правом на компенсацию расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не противоречит федеральному законодательству и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя и Устава Свердловской области.
Таким образом, нормативные положения пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области о культурной деятельности не нарушают прав проживающих на территории Свердловской области граждан, принципов организации и деятельности органов государственной власти Свердловской области, приняты в установленном порядке уполномоченными органами в пределах своей компетенции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьей 56 Устава Свердловской области, статьями 76, 77, 86 Областного закона "Об Уставном Суде Свердловской области", Уставный Суд Свердловской области постановил:
1. Признать соответствующими Уставу Свердловской области нормативные положения пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области" в той части, в которой ими не предусматривается право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг работникам государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах за пределами Свердловской области (в других субъектах Российской Федерации), замещавшим должности, вышедшим на пенсию, имеющим стаж работы в указанных учреждениях и (или) обособленных структурных подразделениях не менее десяти лет, которые переехали на постоянное место жительства в Свердловскую область после назначения пенсии на территории другого субъекта Российской Федерации, где они также проживали в сельской местности и в установленном порядке пользовались правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
2. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Постановление подлежит обязательному опубликованию в семидневный срок в "Областной газете", а также должно быть размещено (опубликовано) на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), в "Вестнике Уставного Суда Свердловской области".
Председатель Суда |
В.Ю. Пантелеев |
Судьи |
А.О. Казанцев |
|
Н.Г. Крисько |
|
Р. С. Тараборин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Свердловской области от 28 мая 2019 г. "О проверке соответствия Уставу Свердловской области пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области от 22 июля 1997 года N 43-ОЗ "О культурной деятельности на территории Свердловской области" в связи с запросом гражданки С.А. Фарленковой"
Настоящее положение вступает в законную силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в "Областной газете" от 4 июня 2019 г. N 95 (8637), на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) опубликование от 4 июня 2019 г., на официальном сайте Уставного суда Свердловской области (http://ustavsud.ur.ru)