Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием прокурора Смольникова Евгения Викторовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кокшарова Данила Владимировича о признании нормативного правового акта недействующим в части, установил:
26 октября 2017 года Думой Горноуральского городского округа принято решение N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа" (далее - Правила землепользования и застройки). Утверждённые и введённые в действие представительным органом местного самоуправления Правила землепользования и застройки состоят из трёх приложений:
Приложение N 1 "Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа";
Приложение N 2 "Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа. Градостроительные регламенты";
Приложение N 3 "Карты градостроительного зонирования".
В названном приложении N 3 содержится схема N 62, поименованная как "карта градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов", оспариваемая часть которой действует на момент рассмотрения данного административного дела в своей первоначальной редакции.
Муниципальный правовой акт, включая картографическую часть, размещён на официальном интернет сайте Горноуральского городского округа.
Кокшаров Д. В. обратился в Свердловский областной суд с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Указал, что на основании договоров купли-продажи является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:19:0103006:475, 66:19:0103006:608, 66:19:0103006:610. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования. Вышеназванной "картой градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов" Правил землепользования и застройки территориальная зона земельных участков, принадлежащих административному истцу, установлена как зона СХ-6 "Зона сельскохозяйственных угодий", что, по мнению Кокшарова Д. В., противоречит Генеральному плану, который определяет эту же территорию как земли лесного фонда. Указывая на противоречие Правил землепользования и застройки положениям Генерального плана, уточнив свои требования, поддержанные представителем в судебном заседании, Кокшаров Д. В. просит суд признать недействующей со дня её принятия "карту градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов" Правил землепользования и застройки в части территории, где расположены земельные участи административного истца.
Представитель Думы Горноуральского городского округа требования административного истца не признал. Не оспаривая и не опровергая, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки действительно не соответствуют Генеральному плану, указал, что земли лесного фонда в отношении данной территории, ошибочно установленные Генеральным планом, не соответствуют действительности и к таковым не относятся. В муниципальном образования проводится работа по внесению изменений в Генеральный план (в том числе, и в этой части), поэтому, считая не нарушенными права и законные интересы Кокшарова Д. В., просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, а также заключение прокурора Смольникова Е.В., полагавшего, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как предусмотрено пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона).
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 143-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования Пригородный район и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование Пригородный район наделено статусом городского округа. Впоследствии, в результате принятия решения представительного органа от 19 мая 2005 года N 14/1 "О внесении изменений в Устав муниципального образования Пригородный район", в статье 1 Устава указано, что наименование муниципального образования - Горноуральский городской округ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 143-ОЗ следует читать как "от 25 октября 2004 года"
В состав территории Горноуральского городского округа входят различные населённые пункты, перечисляемые в статье 2 Устава; административным центром Горноуральского городского округа является город Нижний Тагил, в котором находится Дума Горноуральского городского округа.
Из положений статей 20, 21 и 47 Устава Горноуральского городского округа следует, что Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. По вопросам, отнесённым к её компетенции, Дума городского округа принимает нормативные правовые акты в форме решений, которые входят в систему муниципальных правовых актов городского округа и устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории городского округа. К числу полномочий Думы городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа, в том числе внесение изменений в них, по представлению главы городского округа либо уполномоченного органа местного самоуправления. В статье 49 Устава определено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в газете "Пригородная газета" и (или) в информационном бюллетене "Вестник Горноуральского городского округа". Помимо этого, предусмотрено, что формами официального обнародования муниципальных правовых актов является размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет").
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы в статьях 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, главой местной администрации принимается решение о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, а также официально публикуется сообщение о принятии такого решения. Предусмотрена проверка проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку. Комиссия проводит публичные слушания по проекту, вносит изменения в проект с учётом результатов таких слушаний и представляет его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, постановлением администрации Горноуральского городского округа от 23 мая 2012 года N 983 (в редакции от 27 июня 2017 года N 1083) создана комиссия по землепользованию и застройке Горноуральского городского округа (далее - Комиссия); утверждено положение о Комиссии.
03 марта 2017 года администрацией Горноуральского городского округа издано и опубликовано постановление N 321 (в него внесены изменения постановлением от 21 марта 2017 года N 454) "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа".
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 08 июня 2017 года N 26 (опубликовано в установленном порядке) назначены публичные слушания по вопросу утверждения Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа, в сроки согласно прилагаемому графику. В опубликованном постановлении от 05 июля 2017 года N 1135 предписано Комиссии подготовить и подать для рассмотрения на публичных слушаниях предложения по проекту Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа.
В соответствии с установленным графиком, на территории муниципального образования проведены публичные слушания; составлены протоколы, составлены заключения. Все протоколы и заключения также опубликованы в "Вестнике Горноуральского городского округа (N 31, 32, 33).
Постановлением администрации Горноуральского городского округа от 14 сентября 2017 года N 1511 информация об итогах публичных слушаний, а также подготовленный проект нормативного правового акта (решения), направлены в представительный орган местного самоуправления для рассмотрения и принятия решения об утверждении этого проекта.
28 сентября 2017 года на своём очередном заседании депутаты единогласно приняли опубликованное впоследствии решение N 2/6, которым приняли к сведению информацию об итогах состоявшихся публичных слушаний.
26 октября 2017 года на заседании Думы Горноуральского городского округа депутатами единогласно принято решение N 4/3, которым утверждены и введены в действие вступающие в силу со дня официального опубликования Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа (приложения N 1, 2, 3). Нормативный правовой акт опубликован 30 октября 2017 года в "Вестнике Горноуральского городского округа", а также размещён в сети интернет.
В первоначальную редакцию Правил землепользования и застройки вносились изменения, однако, поскольку применительно к рассматриваемому административному делу вносившиеся изменения не имеют отношения, то суд не исследует процедуру и порядок принимавшихся изменений. Следует отметить, что оспариваемая административным истцом часть Правил землепользования и застройки действует с момента их принятия в первоначальной и неизменной редакции, с чем стороны не спорят, а оснований подвергать это сомнению суд также не усматривает.
Проанализировав и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом, с соблюдением установленной процедуры, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.
Решением Думы Горноуральского городского округа от 27 декабря 2012 года N 19/4 утверждён Генеральный план Горноуральского городского округа. В первоначальную редакцию Генерального плана вносились изменения (в том числе, применительно к территории вне границ населённых пунктов); между тем, территория, на которой расположены земельные участки административного истца, не претерпевала никаких изменений, и действует в первоначальной редакции. На карте Генерального плана "Современное состояние и использование территории" земельные участки административного истца с кадастровыми номерами 66:19:0103006:475, 66:19:0103006:608, 66:19:0103006:610 расположены на землях лесного фонда и это обстоятельство стороны не оспаривают.
В силу требований частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определённым генеральным планом.
Установленная территориальная зона СХ-6, в которой находятся земельные участки административного истца с кадастровыми номерами 66:19:0103006:475, 66:19:0103006:608, 66:19:0103006:610, не соответствует генеральному плану, потому что эта же территория обозначена на генеральном плане как "земли лесного фонда". Такое установление территориальной зоны СХ-6 в Правилах землепользования и застройки, не соответствующее генеральному плану, по мнению суда, следует признать недействующим, удовлетворив в связи с этим требования административного иска.
Возражения административного ответчика, которые сводятся к тому, что в настоящее время проводится работа и готовится внесение соответствующих изменений в Генеральный план, не могут быть приняты во внимание и послужить основанием для того, что бы отказать в удовлетворении административного искового заявления. Прежде всего, не ясно и неизвестно когда и какое именно внесение изменений состоится в Генеральный план, либо в Правила землепользования и застройки. Кроме того, на момент рассмотрения данного административного дела установлено и не вызывает никаких сомнений нарушение принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определённым генеральным планом.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим, суд исходит из того, что данная правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Кокшарова Данила Владимировича о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда карту градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов (схема N 62 приложения N 3 "Карты градостроительного зонирования") Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утверждённых решением Думы Горноуральского городского округа от 26 октября 2017 года N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа" (в действующей редакции), в части установления зоны СХ-6 относительно места расположения земельных участков с кадастровыми номерами 66:19:0103006:475, 66:19:0103006:608, 66:19:0103006:610, принадлежащих административному истцу.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу размещению в газете "Пригородная газета" и (или) в информационном бюллетене "Вестник Горноуральского городского округа", а также на официальном сайте Горноуральского городского округа.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.
Судья |
М.В. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 24 апреля 2019 г. N 3а-192/2019 "О признании частично недействующей схемы N 62 приложения N 3 к Решению Думы Горноуральского городского округа от 26.10.2017 N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)