Методические рекомендации по внедрению и использованию паспортов дорожной безопасности в образовательных организациях Свердловской области
Одной из эффективных форм работы по формированию у детей модели безопасного поведения на дороге является внедрение паспортов дорожной безопасности образовательных организаций (далее - паспорт). Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации направлен образец типового паспорта (от 27.08.2014 года N 1807/07, от 27.08.2014 года N 1/8026) для использования в деятельности.
Паспорт отображает информацию об образовательной организации с точки зрения обеспечения безопасности детей на этапах их движения по маршруту "дом-школа-дом", а также к местам проведения учебных занятий и дополнительных мероприятий, и содержит различные план-схемы безопасных маршрутов движения.
Паспорт предназначен для использования педагогическим составом образовательных организаций и сотрудниками территориальных органов государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД) при подготовке мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на дороге, в работе с детьми по разъяснению безопасных маршрутов движения и поведения детей на улицах и дорогах, формированию индивидуальных маршрутов движения детей.
С помощью паспортов также можно привлечь к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма родителей и представителей общественности, которые имеют возможность осуществлять общественный контроль за организацией дорожного движения у каждой образовательной организации.
Основными задачами паспорта являются:
детальное изучение территории микрорайона, где расположена образовательная организация, выявление и прогнозирование потенциально опасных дорожных участков;
разработка и реализация проекта благоустройства прилегающей территории микрорайона для достижения максимальной безопасности детей: установление необходимых дорожных знаков (лежачих полицейских), нанесение дополнительной и недостающей дорожной разметки, устранение неровностей, регулирование парковки;
разработка маршрутов безопасного передвижения детей по территории прилегающего к организации микрорайона, в том числе индивидуальных маршрутов передвижения;
закрепление ответственности образовательных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, ГИБДД, дорожно-эксплуатационных служб за обеспечение безопасности детей в части их касающейся;
обеспечение комплексного решения вопросов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Структурно паспорт состоит из общих сведений об образовательной организации, титульного листа с утверждающими и согласовывающими должностными лицами ответственных организаций, и основного содержания, состоящего из следующих информационных блоков:
план-схема образовательной организации, план-схема пути движения транспортных средств и детей (обучающихся, воспитанников) при проведении дорожных ремонтно-строительных работ вблизи образовательной организации;
район расположения образовательной организации, пути движения транспортных средств и детей (обучающихся, воспитанников);
организация дорожного движения в непосредственной близости от образовательной организации с размещением соответствующих технических средств организации дорожного движения, маршруты движения детей и расположение парковочных мест;
маршруты движения организованных групп детей от образовательной организации к стадиону, парку или спортивно-оздоровительному комплексу;
пути движения транспортных средств к местам разгрузки/погрузки и рекомендуемые безопасные пути передвижения детей по территории образовательной организации;
информация об обеспечении безопасности перевозок детей специальным транспортным средством (автобусом), состоящая из общих сведений о транспортном средстве, годе выпуска, маршруте движения автобуса до образовательной организации, безопасном расположении остановки автобуса у образовательной организации, данные о водителе автобуса, его категории, иная необходимая информация.
Визуализация паспорта образовательной организации имеет значительный профилактический эффект. В первую очередь, размещение план-схемы улично-дорожной сети вблизи образовательной организации в наиболее доступном для родителей, обучающихся и педагогов месте дает возможность наглядно продемонстрировать безопасные и утвержденные пути движения детей, в том числе по маршруту "дом-школа-дом". Уместно размещение фотографий мест безопасного перехода и мест, имеющих потенциальную опасность, фото остановок общественного транспорта и парковочных карманов. Также на визуализированном паспорте необходимо указать контактные данные обслуживающих улично-дорожную сеть организаций, органа ГИБДД, органа управления образования муниципального образования.
При проведении реорганизации нескольких образовательных организаций путём объединения в крупные образовательные комплексы (или центры) необходимо учитывать произошедшие изменения и отражать их в паспорте. Зачастую здания образовательного комплекса расположены от нескольких метров до нескольких километров друг от друга. Следовательно, расстояния между всеми зданиями также отображаются в паспорте образовательной организации с учётом всех опасных зон (если таковые имеются), описанием пешеходных и подземных переходов, дорожных знаков, светофоров, остановок общественного транспорта, с рекомендациями по преодолению расстояний до точки назначения во избежание фактов дорожно-транспортного травматизма. Варианты передвижения и поведения детей на улично-дорожной системе вблизи образовательной организации и на маршрутах комплекса зависят от времени года, погодных условий и ремонтных мероприятий, проводимых на улично-дорожной сети. Отметим, что на каждое отдельно стоящее здание комплекса составляется свой паспорт. Он должен обновляться незамедлительно при изменении каких-либо данных, в том числе при изменении в организации улично-дорожной сети. Не реже, чем один раз в год необходимо проводить проверку соответствия указанных в паспорте данных фактическим и при необходимости их актуализировать.
Титульный лист паспорта отражает содержание документа. В центре листа предусмотрено название без сокращений "Паспорт дорожной безопасности образовательной организации" и полное наименование образовательной организации, согласно уставу и лицензии на образовательную деятельность. Утверждается руководителем образовательной организации с гербовой печатью, согласовывается с ответственным руководителем администрации органа местного самоуправления с печатью и с руководителем органа управления ГИБДД по муниципальному образованию. Внизу, в центре титульного листа указывается город и год подготовки паспорта. Оригиналы утвержденных паспортов хранятся в основном здании образовательной организации, заверенные копии находятся в других зданиях комплекса.
Особое внимание необходимо уделить составлению план-схемы образовательной организации. Качество паспорта напрямую зависит от точности описания составляющих района, где расположена образовательная организация, описания расположения района образовательной организации, пути транспортных средств, участников образовательного процесса, в том числе сотрудников и родителей. Район расположения образовательной организации определяется группой жилых домов, зданий и улично-дорожной сетью с учетом всех подземных и наземных переходов, остановок общественного транспорта, центром которого является непосредственно описываемое в схеме каждое здание комплекса образовательной организации.
На схеме организации дорожного движения необходимо указать соответствующие технические средства, безопасные маршруты движения обучающихся, воспитанников и их родителей, расположение парковочных мест района. Также на схеме предусматривается расположение остановок маршрутных транспортных средств и безопасные маршруты движения всех участников образовательного процесса от остановочного пункта к образовательной организации и обратно. При наличии стоянки (парковочных мест) указывается место расположения и безопасные маршруты движения участников образовательного процесса от парковочных мест к образовательной организации и обратно. В обязательном порядке указываются схемы маршрутов движения организованных групп детей каждого здания образовательной организации к парку, детским площадкам, музыкальной школе и других организациям, с которыми сотрудничает образовательная организация. Данные схемы должны использоваться педагогическим составом при организации движения групп детей к местам проведения занятий вне территории образовательной организации.
На план-схеме должна быть прорисована примерная траектория движения транспортного средства на территории образовательной организации, в том числе место погрузки/разгрузки, а также безопасный маршрут движения детей во время погрузочно-разгрузочных работ. В целях обеспечения безопасного движения детей по территории образовательной организации необходимо исключить пересечение путей движения детей и транспортных средств.
К паспорту целесообразно прилагать планы работы образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма совместно с органами ГИБДД и другими заинтересованными образовательными организациями; информацию о выявленных сотрудниками ГИБДД либо "Родительским патрулем" нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) несовершеннолетними; отчетную информацию о проводимых массовых широкомасштабных мероприятиях в течение учебного года; планы деятельности отрядов юных инспекторов движения, другие необходимые материалы. Также эта информация может быть использована и при проведении "Минуток безопасности".
Методические рекомендации по проведению после занятий в образовательных организациях тематических "Минуток безопасности" дорожного движения
Одной из эффективных форм предупреждения происшествий с участием детей на дорогах является организация проведения в образовательных организациях ежедневных "минуток безопасности" дорожного движения (далее - минутки безопасности). Минутка безопасности - это краткая беседа о дорожной безопасности в конце учебного дня, экспресс-напоминание детям о необходимости переключить внимание на обеспечение собственной безопасности на дороге в то время, когда ребенок возвращается из образовательной организации домой. Короткая информация настраивает ребенка на внимательное наблюдение за дорогой.
Главное условие успешного воздействия минуток безопасности - их регулярность и ежедневность. Проведение минуток безопасности должно стать не кратковременной кампанией, организуемой в дни смотров, проведения профилактических мероприятий, а повседневно действующей системой влияния на мышление и действия детей по пути из образовательной организации домой, направленной на формирование у них навыков правильного поведения в дорожной обстановке.
Особенности проведения таких просветительских бесед заключаются в том, что необходимо разъяснять только одну конкретную дорожную ситуацию, ответ должен состоять из однозначной рекомендации, как действовать в данном конкретном случае. Целесообразно использовать примеры дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, произошедших на территории региона с разъяснением причин и обстоятельств получения травмы ребенком.
Для проведения минуток безопасности необходимо подготовить заблаговременно тематический список, с вопросами и ответами. Желательно, чтобы он был подготовлен и передан педагогам заранее, чтобы любой педагог, чей урок завершает учебный день, мог провести беседу с детьми.
Обязанность готовить вопросы (на неделю, на месяц) возлагается, как правило, на ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации. При составлении вопросника рекомендуется учитывать сезонные особенности и специфику транспортной обстановки в окрестностях образовательной организации, возрастные особенности обучающихся.
Например, осенью и зимой актуальны темы участия детей в дорожном движении поведения в темное время суток, особенности восприятия дороги при искусственном освещении, безопасность на скользкой дороге. Весной и летом целесообразно освещать вопросы, касающиеся использования детьми велосипедов, самокатов, современных средств передвижения (например, гироскутеров, сигвеев), игр вблизи дороги. Особое внимание следует уделять тем нарушениям, которые неосознанно допускают учащиеся образовательной организации. Если вблизи школы изменилась организация дорожного движения (например, установили светофор, изменили схему движения транспорта, организовали пешеходный переход, обустроили остановку маршрутного транспорта), то этой теме необходимо уделить не одно, а несколько минуток безопасности. Проводить такие беседы лучше не подряд, а чередуя их с другими темами. Длительность минутки безопасности должна быть не более 2-3 минут, максимум - 5 минут.
С более подробной информацией о тематике проведений минуток безопасности, об особенностях использования и конструирования паспорта дорожной безопасности образовательной организации можно ознакомиться на электронном образовательном портале безопасности дорожного движения Министерства просвещения Российской Федерации "Дорога без опасности" (https://bdd-eor.edu.ru). Также необходимые информационно-методические материалы размещены на сайте экспертного центра "Движение без опасности" (https://bezdtp.ru): сайте всероссийской газеты "Добрая дорога детства" (https://dddgazeta.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25 февраля 2019 г. по внедрению и использованию паспортов дорожной безопасности в образовательных организациях Свердловской области и по проведению после занятий в образовательных организациях тематических "Минуток безопасности" дорожного движения"
Текст методических рекомендаций опубликован не был