В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами осуществления Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Главы муниципального образования "Каменский городской округ" от 10.04.2014 года N 757/1 "Об утверждении Правил осуществления Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" постановляю:
1. Утвердить Стандарт "Осуществление Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Пламя" и разместить на официальном сайте Каменского городского округа.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации по экономике и финансам А.Ю. Кошкарова.
Глава городского округа |
С.А. Белоусов |
Утвержден
постановлением Главы
муниципального образования
"Каменский городской округ"
от 03.06.2019 г. N 1071
"Об утверждении Стандарта "Осуществление
Финансовым управлением Администрации
Каменского городского округа полномочий
по внутреннему муниципальному финансовому
контролю в финансово-бюджетной сфере"
Стандарт
"Осуществление Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере"
1. Основные положения
1. Настоящий Стандарт "Осуществление Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Стандарт) разработан во исполнение абзаца третьего пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Правилами осуществления Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Главы муниципального образования "Каменский городской округ" от 10.04.2014 года N 757/1 (далее - Правила).
2. Внутренний муниципальный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа (далее - Финансовое управление). Полномочиями Финансового управления по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
3. Понятия и термины, используемые настоящим Стандартом, применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Правилами.
4. Целью разработки Стандарта является стандартизация подходов к осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля (далее - деятельность по контролю) с учетом полномочий объектов внутреннего муниципального финансового контроля.
5. Деятельность по контролю осуществляется в отношении следующих объектов внутреннего муниципального финансового контроля (далее - объекты контроля):
1) главные распорядители (получатели) средств местного бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов местного бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита местного бюджета;
2) муниципальные казенные, автономные и бюджетные учреждения Каменского городского округа;
3) муниципальные унитарные предприятия Каменского городского округа;
4) юридические лица (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием Каменского городского округа в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении муниципальных гарантий.
2. Законность деятельности Финансового управления
6. Под законностью деятельности Финансового управления понимается обязанность должностных лиц Финансового управления при осуществлении деятельности по финансовому контролю выполнять свои функции и полномочия в точном соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области и нормативными правовыми актами Каменского городского округа.
7. В ходе реализации полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю должностные лица Финансового управления должны признавать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан и организаций.
8. Должностными лицами Финансового управления, осуществляющими деятельность по финансовому контролю (далее - должностные лица по осуществлению контроля), являются:
1) начальник Финансового управления;
2) заместители начальника Финансового управления, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий;
3) иные лица, замещающие должность муниципальной службы в Финансовом управлении, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с приказом Финансового управления, включаемые в состав проверочной (ревизионной) группы.
9. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Стандарта, имеют право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий;
2) при осуществлении выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа Финансового управления о проведении выездной проверки (ревизии) посещать помещения и территории, которые занимают лица, в отношении которых осуществляется проверка (ревизия), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.
10. Должностное лицо, указанное в подпункте 1 пункта 8 настоящего Стандарта, также имеет право:
1) выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) привлекать независимых экспертов для проведения экспертиз, необходимых при проведении контрольных мероприятий.
3. Ответственность и обязанности в деятельности по финансовому контролю
11. Ответственность за качество проводимых контрольных мероприятий, достоверность информации и выводов, содержащихся в актах проверок (ревизий), заключениях по результатам обследования, их соответствие законодательству Российской Федерации, наличие и правильность выполненных расчетов несут должностные лица по осуществлению контроля Финансового управления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
12. При осуществлении деятельности по контролю должностные лица Финансового управления по осуществлению финансового контроля обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в установленной сфере деятельности;
2) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
3) проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказом Финансового управления;
4) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта контроля (далее - представитель объекта контроля) с копией приказа о проведении выездной проверки (ревизии), с приказом о приостановлении, возобновлении и продлении срока проведения проверки (ревизии), об изменении состава проверочной (ревизионной) группы, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями);
5) при выявлении факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт.
4. Конфиденциальность деятельности Финансового управления
13. Финансовое управление и его должностные лица по осуществлению финансового контроля обязаны не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную в ходе проведения контрольного мероприятия, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
14. Информация, получаемая Финансовым управлением при осуществлении деятельности по финансовому контролю, подлежит использованию Финансовым управлением и его должностными лицами по осуществлению финансового контроля только для выполнения возложенных на них функций.
5. Порядок определения перечня вопросов, подлежащих изучению при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля
15. Организация и проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Правилами.
16. На этапе подготовки проекта приказа Финансового управления о назначении контрольного мероприятия определяется перечень вопросов, подлежащих изучению при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля.
17. Перечень вопросов формируется исходя из предмета проверки, обозначенного в плане контрольных мероприятий Финансового управления, с учетом полномочий объектов муниципального финансового контроля (далее - объекты контроля).
Для участников бюджетного процесса полномочия установлены Бюджетным кодексом РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для объектов контроля, которые не являются участниками бюджетного процесса, полномочия установлены учредительными документами объектов контроля, положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
18. При определении перечня вопросов, подлежащих изучению при осуществлении контроля в отношении объекта контроля, являющегося участником бюджетного процесса, необходимо учитывать, что в рамках своей деятельности им может осуществляться исполнение полномочий (в случае их закрепления за объектом контроля):
главного администратора (администратора) доходов местного бюджета;
главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета;
получателя средств местного бюджета;
главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита местного бюджета.
При определении перечня вопросов, подлежащих изучению при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием Каменского городского округа в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, муниципальных контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, предоставивших средства из бюджета (абзац второй пункта 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ).
19. Перечень вопросов, подлежащих изучению при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля, должен отвечать следующим критериям:
должен быть достаточен, чтобы предмет проверки, указанный в плане контрольных мероприятий Финансового управления в финансово-бюджетной сфере на соответствующий период, был рассмотрен в полном объеме;
должен учитывать объем трудовых, финансовых и материальных ресурсов, необходимых для осуществления контрольного мероприятия.
6. Вопросы, подлежащие изучению в ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
20. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении главного администратора (администратора) доходов местного бюджета подлежат изучению следующие вопросы:
ведение бюджетного учета администрируемых доходов, формирование и представление бюджетной отчетности;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в местный бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществление взыскания задолженности по платежам в местный бюджет, пеней и штрафов;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в местный бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (уточнении) платежей в местный бюджет и представление уведомлений в орган Федерального казначейства;
списание (признание) безнадежных к взысканию платежей в местный бюджет;
формирование дебиторской задолженности администрируемых доходов, управление дебиторской задолженностью;
формирование кредиторской задолженности администрируемых доходов, управление кредиторской задолженностью;
иные бюджетные полномочия, осуществляемые главным администратором (администратором) доходов бюджета.
21. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета подлежат изучению следующие вопросы:
обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования средств местного бюджета в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
формирование перечня подведомственных распорядителей и получателей средств местного бюджета;
ведение реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
планирование соответствующих расходов местного бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета и исполнение соответствующей части местного бюджета;
подготовка и внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
подготовка и внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей средств местного бюджета, являющихся казенными учреждениями;
формирование бюджетной отчетности главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета;
ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной отчетности;
составление отчетности об исполнении муниципальных программ, подпрограмм;
доведение и использование бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества);
формирование муниципальных заданий на выполнение муниципальных услуг (работ), базовых (отраслевых), ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), финансового обеспечения муниципальных заданий, нормативных затрат на оказание услуг, выполнение работ, содержание имущества (в случае если главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета является учредителем муниципального учреждения);
иные бюджетные полномочия, осуществляемые главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета.
22. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении получателя средств местного бюджета (казенного учреждения) подлежат изучению следующие вопросы:
составление и исполнение бюджетной сметы;
принятие и (или) исполнение в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности;
обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований;
подготовка и внесение соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложений по изменению бюджетной росписи;
ведение бюджетного учета (обеспечение ведения бюджетного учета);
формирование бюджетной отчетности (обеспечение формирования бюджетной отчетности) и представление бюджетной отчетности получателя средств местного бюджета соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета;
составление отчетности об исполнении муниципальных программ, подпрограмм;
соблюдение требований, установленных статьей 161 Бюджетного кодекса РФ;
иные бюджетные полномочия, осуществляемые получателем средств местного бюджета (казенным учреждением).
23. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении муниципальных бюджетных и автономных учреждений в части соблюдения ими целей и условий предоставления бюджетных средств, подлежат изучению следующие вопросы:
использование средств субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
использование средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества);
соблюдение целей, порядка и условий, установленных при предоставлении субсидий;
использование средств, предоставленных на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (в случае заключения соглашения с учредителем о передаче полномочий в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ);
ведение бухгалтерского (финансового) учета, формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
составление отчетности о выполнении муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ), содержание имущества;
исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности (в части, касающейся использования средств, источником финансового обеспечения которых являются средства местного бюджета);
иные финансовые операции, осуществляемые со средствами местного бюджета.
24. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита местного бюджета подлежат изучению следующие вопросы:
планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита местного бюджета;
обеспечение адресности и целевого характера использования выделенных ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита местного бюджета;
распределение бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита местного бюджета и исполнение соответствующей части местного бюджета;
формирование бюджетной отчетности главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита местного бюджета;
осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в местный бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
обеспечение поступлений в местный бюджет и выплаты из местного бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
иные бюджетные полномочия, осуществляемые главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита местного бюджета.
25. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении муниципальных унитарных предприятий в части соблюдения ими целей и условий предоставления бюджетных средств, подлежат изучению следующие вопросы:
использование средств субсидий, в том числе предоставленных на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества);
соблюдение целей, порядка и условий, установленных при предоставлении субсидий;
использование средств, предоставленных на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (в случае заключения соглашения с учредителем о передаче полномочий в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ);
ведение бухгалтерского (финансового) учета, формирование и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
иные финансовые операции, осуществляемые со средствами, источником финансового обеспечения которых являются средства местного бюджета.
26. В ходе осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении юридических лиц (за исключением муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с Каменского городского округа в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, которым предоставлены бюджетные средства, подлежат изучению следующие вопросы:
использование средств субсидий;
соблюдение целей, порядка и условий, установленных при предоставлении субсидий;
использование средств бюджетных инвестиций;
соблюдение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств, источником финансового обеспечения которых являются средства местного бюджета, и муниципальных контрактов;
соблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных муниципальными гарантиями;
соблюдение целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги указанных юридических лиц;
иные финансовые операции, осуществляемые со средствами, предоставленными из местного бюджета.
7. Проверка и анализ основных вопросов, подлежащих изучению в ходе осуществления контроля за использованием бюджетных средств
27. Проверка и анализ исполнения местного бюджета по доходам предусматривают:
проверку выполнения бюджетных полномочий главным администратором доходов местного бюджета, установленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса РФ и постановлением Главы муниципального образования "Каменский городской округ" от 24.12.2018 года N 2142 "О Порядке осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) доходов бюджета муниципального образования "Каменский городской округ" и закреплении за ними источников доходов бюджета Каменского городского округа";
проверку наличия (отсутствия) методик прогнозирования поступлений администрируемых доходов у главных администраторов доходов местного бюджета;
проверку возврата излишне уплаченных (взысканий) платежей в местный бюджет;
оценку объемов и количества возвращенных (возмещаемых) налогов, сборов и иных платежей и сумм начисленных и уплаченных процентов при нарушении сроков возврата (возмещения);
оценку объема дебиторской задолженности по видам доходов, выявление причин ее образования и анализ мер по обеспечению ее взыскания;
анализ объема поступивших платежей от муниципальных унитарных предприятий в виде доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, анализ объема задолженности по перечислению части чистой прибыли;
проверку иных вопросов исполнения местного бюджета по доходам.
При этом проверка объема дебиторской задолженности по видам доходов, выявление причин ее образования и анализ мер по обеспечению ее взыскания предусматривают:
определение наличия (отсутствия) разработанного и утвержденного объектом контроля Положения об управлении дебиторской задолженностью или иного соответствующего внутреннего регламента, предусматривающего порядок действий по управлению дебиторской задолженностью;
определение наличия (отсутствия) у главных администраторов доходов местного бюджета разработанных и утвержденных порядков принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в местный бюджет;
проверку соблюдения обязательных общих требований к учету дебиторской задолженности, в том числе требований по ее признанию, оценке, группировке, установленных Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации;
анализ результатов инвентаризации числящейся на балансе дебиторской задолженности, в том числе проведение выборочной проверки документов, подтверждающих проведение инвентаризации дебиторской задолженности, актов выверки расчетов с дебиторами, проведение сопоставления первичных документов на поступление денежных средств с данными аналитического учета дебиторской задолженности;
анализ причин образования дебиторской задолженности, а также принимаемые меры по ее погашению;
детальный анализ содержания и динамики имеющейся дебиторской задолженности главного администратора (администратора) доходов местного бюджета в разрезе показателей, отраженных на балансовых счетах бюджетного учета, а при необходимости - по подсчетам указанных счетов;
анализ безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, в том числе проверка и анализ мер, принятых к ее сокращению;
проверку иных вопросов, связанных с учетом дебиторской задолженности.
28. Проверка и анализ исполнения местного бюджета по расходам предусматривают:
проверку соблюдения бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов при исполнении расходов местного бюджета;
соблюдение главным распорядителем средств местного бюджета требований по распределению по подведомственным распорядителям (получателям) средств местного бюджета лимитов бюджетных обязательств;
проверку своевременности и полноты доведения лимитов бюджетных обязательств;
проверку соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, а также законность и обоснованность внесения изменений в сметы;
проверку обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись, бюджетную роспись;
проверку исполнения бюджетной сметы казенного учреждения, а также соответствие произведенных расходов бюджетной классификации;
проверку и анализ результативности использования средств местного бюджета, выделенных в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания и на иные цели;
проверку полноты, достоверности и своевременности представления в Финансовое управление сведений, необходимых для составления, рассмотрения и исполнения местного бюджета;
проверку иных вопросов исполнения федерального бюджета по расходам.
29. Проверка достоверности бухгалтерского, бюджетного учета и отчетности предусматривает:
- проверку соблюдения порядка ведения бухгалтерского, бюджетного учета, составления и представления бухгалтерской, бюджетной отчетности, в том числе:
- проверку достоверности, полноты и своевременности отражения в бухгалтерской, бюджетной отчетности информации о состоянии активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих активы и обязательства объектов контроля;
- проверку достоверности, полноты и своевременности отражения в бухгалтерской, бюджетной отчетности объектов имущества объектов контроля;
- анализ результатов инвентаризации активов и обязательств, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской, бюджетной отчетности и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оформления результатов инвентаризации;
- проверку наличия утвержденной учетной политики;
- проверку соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
- проверку своевременности отражения фактов хозяйственной жизни и результатов инвентаризации на счетах бюджетного учета;
- проверку соблюдения сроков представления и состава бухгалтерской, бюджетной отчетности, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проверку соблюдения требований хранения документов бухгалтерского учета и требований по оформлению учетной политики;
- анализ бухгалтерской, бюджетной отчетности по отражению сведений об объектах незавершенного строительства, объемах вложений в объекты незавершенного строительства;
- проверку иных вопросов достоверности бухгалтерского, бюджетного учета и отчетности.
30. Проверка учета основных средств предусматривает:
проверку соблюдения порядка ведения учета основных средств по материально ответственным лицам;
проверку наличия письменных договоров с материально ответственными лицами о полной материальной ответственности;
проверку использования при учете основных средств утвержденных форм первичной учетной документации;
проверку соблюдения порядка проведения переоценки основных средств;
проверку наличия механизмов контроля своевременности отражения в учете операций с основными средствами (поступление, перемещение, выбытие);
проверку наличия системной сверки достоверности и непротиворечивости данных аналитического и синтетического учета основных средств;
проверку проведения инвентаризации основных средств в соответствии с регламентом, определяемым объектом контроля;
проверку правильности оформления движения основных средств (договора, акты приема-передачи и другие);
проверку наличия актов на ликвидацию основных средств, подписанных руководителем объекта контроля или иным уполномоченным лицом;
проверку наличия регистрации основных средств, передаваемых в аренду;
проверку иных вопросов учета основных средств.
При осуществлении проверки в отношении участников бюджетного процесса необходимо руководствоваться требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, в том числе: инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений; планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению; планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкцией по его применению.
При осуществлении проверки в отношении объектов контроля, которые не являются участниками бюджетного процесса, необходимо руководствоваться требованиями, установленными положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.
30.1. Проверка учета нематериальных активов предусматривает:
проверку правильности формирования объектов нематериальных активов;
проверку соблюдения порядка ведения учета объектов нематериальных активов;
проверку соблюдения порядка отражения в учете объекта контроля операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию принятия решения о списании) объектов нематериальных активов;
проверку правильности определения срока полезного использования нематериальных активов;
проверку правильности начисления амортизации по объектам нематериальных активов (выборочно);
проверку наличия и правильности оформления первичных документов, необходимых для постановки на учет нематериальных активов;
проверку иных вопросов учета нематериальных активов.
При осуществлении проверки в отношении участников бюджетного процесса необходимо руководствоваться требованиями, установленными Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
При осуществлении проверки в отношении объектов контроля, которые не являются участниками бюджетного процесса, необходимо руководствоваться требованиями, установленными положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов", утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации.
30.2. Проверка учета материальных запасов предусматривает:
проверку наличия приказов, определяющих круг лиц, ответственных за приемку, отпуск и вывоз материальных запасов, ведение их учета, а также имеющих право подписи документов на приемку и отпуск материальных запасов за пределы территории объекта контроля;
проверку правильности ведения учета и формирования затрат на производство материальных запасов;
проверку соблюдения порядка отражения в учете объекта контроля операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов;
проверку правильности ведения аналитического учета материальных запасов по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями;
проверку правильности определения фактической стоимости материальных запасов, приобретенных за плату;
проверку правильности ведения учета и формирования затрат на производство материальных запасов объекта контроля в рамках формирования учетной политики для определения себестоимости соответствующих видов продукции;
проверку правильности ведения учета затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условнопостоянные и условно-переменные (накладные);
проверку наличия документально установленного порядка нормирования материальных ресурсов и контроля над соблюдением утвержденных норм расхода и отпуска в производство;
проверку соответствия данных складского учета наличия и движения материальных запасов с данными бухгалтерского учета;
оценку правильности расчета стоимости приобретения материальных запасов;
оценку правильности списания стоимости материальных запасов;
проверку иных вопросов учета нематериальных запасов.
При осуществлении проверки в отношении участников бюджетного процесса необходимо руководствоваться требованиями, установленными Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
При осуществлении проверки в отношении объектов контроля, которые не являются участниками бюджетного процесса, необходимо руководствоваться требованиями, установленными положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов", утверждаемому Министерством финансов Российской Федерации.
30.3. Проверка учета денежных средств должна осуществляться с учетом положений указаний Центрального банка Российской Федерации об осуществлении порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства и об осуществлении наличных расчетов по следующим направлениям:
проверка учета безналичных и наличных денежных средств;
проверка соблюдения порядка документального оформления поступления и выбытия денежных документов, их учет и хранение в кассе;
проверка наличия и подлинности обосновывающих проведенных операций с денежными средствами первичных документов;
проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
проверка соответствия данных бухгалтерской (бюджетной) отчетности данным синтетического учета;
проверка соблюдения лимита остатков наличных денежных средств в кассе;
проверка соблюдения предельного размера наличных расчетов при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов;
проверка наличия договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с кассиром;
проведение инвентаризации;
проверка соответствия должностной инструкции кассира или иного уполномоченного сотрудника требованиям, установленным положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации;
проверка иных вопросов учета денежных средств.
31. Проверка использования средств в рамках исполнения муниципальных программ, подпрограмм предусматривает:
проверку информации об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу;
анализ и оценку соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы документам стратегического планирования;
анализ соблюдения ответственным исполнителем порядка планирования реализации муниципальной программы;
анализ и оценку объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на муниципальную программу в Решении о местном бюджете, в сравнении с расходами, предусмотренными в паспорте утвержденной муниципальной программы;
анализ и оценку структуры и объемов финансовых ресурсов муниципальной программы, подпрограммы, их увязка с установленными целевыми показателями;
анализ показателей, характеризующих кассовое исполнение расходов местного бюджета и сводной бюджетной росписи местного бюджета по муниципальной программе, подпрограмме;
проверку соблюдения ответственным исполнителем, соисполнителем, участником муниципальной программы, порядка подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы, включая полноту и своевременность представления информации для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
проверку формирования, рассмотрения и корректировки обоснований бюджетных ассигнований и итогов исполнения соответствующих показателей в целях комплексной оценки причин неисполнения и недостижения результатов;
проверку результатов реализации мероприятий муниципальных программ, подпрограмм;
проверку представляемой главными распорядителями средств местного бюджета отчетной информации о ходе реализации мероприятий муниципальных программ, подпрограмм;
оценку степени достижения целей и решения задач муниципальных программ, подпрограмм;
проверку иных вопросов исполнения муниципальных программ, подпрограмм.
32. Проверка и анализ кредиторской задолженности предусматривает:
анализ общих объемов кредиторской задолженности по средствам местного бюджета в проверяемом периоде;
анализ долгосрочной и просроченной кредиторской задолженности;
проверку наличия расхождений показателей объема кредиторской задолженности на начало года по сравнению с аналогичными показателями на конец отчетного периода с анализом причин выявленных расхождений;
анализ причин образования кредиторской задолженности, а также принимаемые меры по ее погашению;
детальный анализ содержания и динамики имеющейся кредиторской задолженности главного распорядителя средств местного бюджета.
33. Проверка и анализ использования субсидий юридическими лицами:
проверку соблюдения порядка предоставления из местного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг;
проверку соблюдения порядка предоставления из местного бюджета в соответствии с постановлениями Главы Каменского городского округа грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
проверку использования средств местного бюджета по предоставлению субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений);
проверку наличия остатков средств, источником образования которых являются не использованные в отчетном финансовом году субсидии из местного бюджета, предоставленные юридическим лицам, а также проверка соблюдения порядка перечисления остатков целевых средств, сложившихся по состоянию на конец года, на счет местного бюджета, в том числе проверку соблюдения сроков перечисления остатков целевых средств (субсидий);
проверку иных вопросов использования субсидий юридическими лицами,.
34. Проверка выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ), формирования базовых (отраслевых), ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), осуществления финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий, применения нормативных затрат на оказание услуг, выполнение работ, содержание имущества, а также субсидий бюджетным, автономным учреждениям на иные цели предусматривает:
проверку соблюдения порядка формирования, утверждения и финансового обеспечения муниципальных заданий;
проверку перераспределения и изменения объемов бюджетных ассигнований, выделенных на предоставление субсидии на выполнение муниципального задания и на субсидии на иные цели;
проверку выполнения муниципальных заданий, в том числе анализ отклонений выполнения плановых показателей муниципальных заданий, с указанием причин невыполнения (перевыполнения);
проверку стоимости однотипных видов муниципальных услуг (работ), выполненных в рамках муниципальных заданий в отчетном финансовом году и предшествующем периоде, в том числе различными муниципальными учреждениями, подведомственными главному распорядителю;
проверку достижения задач целевых субсидий, установленных в соглашениях о предоставлении субсидий и (или) в отчетах о представлении субсидий, утвержденных порядком определения объема и условий предоставлений субсидий, принятым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с указанием причин недостижения поставленных задач;
проверку наличия остатков средств субсидий на выполнение муниципальных заданий и на иные цели;
проверку соблюдения порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений;
проверку соответствия нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утвержденных порядками определения нормативных затрат, нормам отраслевого законодательства;
проверку наличия базовых (отраслевых) перечней муниципальных услуг и работ в установленных сферах деятельности согласно перечню видов деятельности, включая анализ их соответствия правилам формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней;
проверку иных вопросов выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ), формирования базовых (отраслевых), ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), осуществления финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий, применения нормативных затрат на оказание услуг, выполнение работ, содержание имущества.
35. Проверка и анализ доведения и использования средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества) предусматривают:
проверку результатов строительства (приобретения) объектов, проведения проектных и изыскательских работ в отчетном финансовом году, в том числе:
- проверку объемов и видов работ, в том числе материалов и оборудования, зафиксированных в первичной учетной документации, на предмет соответствия видам и объемам работ, обозначенным муниципальным контрактом, проектной документацией и фактически выполненным;
- проверку наличия и полноты исполнительной документации, актов на скрытые работы и промежуточную приемку ответственных конструкций, результатов испытаний и проверок, предусмотренных проектом на производство капитальных работ;
проверку фактов наличия утвержденной проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы;
проверку фактов наличия разработанной за счет средств местного бюджета проектной документации, с использованием которой не созданы объекты строительства (объекты незавершенного строительства) и не предполагается их дальнейшее возведение;
проверку бухгалтерской, бюджетной, статистической отчетности по отражению сведений об объектах незавершенного строительства, объемах вложений в объекты незавершенного строительства, результатов инвентаризации незавершенного строительства;
проверку хода и результатов реализации муниципальных контрактов (иных гражданско-правовых договоров) на капитальное строительство, обоснованности внесения изменений в условия муниципальных контрактов (иных гражданско-правовых договоров);
оценку использования средств и достижения результатов предоставления субсидий на осуществление капитальных вложений муниципальным бюджетным, автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям;
проверку иных вопросов доведения и использования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.
36. Проверка составления и исполнения местного бюджета по источникам финансирования дефицита местного бюджета предусматривает:
проверку и анализ исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета, установленных статьей 160.2 Бюджетного кодекса РФ;
проверку, анализ и оценку исполнения местного бюджета по источникам финансирования дефицита местного бюджета;
проверку, анализ и оценку уровня исполнения местного бюджета по источникам внутреннего финансирования дефицита местного бюджета в разрезе основных источников;
проверку, анализ и оценку уровня исполнения местного бюджета по источникам внешнего финансирования дефицита местного бюджета в разрезе основных источников;
проверку иных вопросов исполнения местного бюджета по источникам финансирования дефицита местного бюджета.
8. Реализация результатов проведения контрольных мероприятий
37. Финансовое управление и его должностные лица в установленном порядке принимают меры принудительного воздействия к должностным и юридическим лицам по пресечению нарушений законодательства Российской Федерации, законодательства Свердловской области и нормативных документов Каменского городского округа в соответствующей сфере деятельности.
38. При осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Финансовое управление направляет:
- представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из местного бюджета, муниципальных контрактов, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате средств, предоставленных из местного бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан;
- предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, требования о возмещении ущерба, причиненного Каменскому городскому округу;
- уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
39. Формы и требования к содержанию представлений, предписаний и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, иных документов, предусмотренных Правилами, подписываемых должностными лицами Финансового управления, устанавливаются Финансовым управлением.
40. Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий направляется Главе Каменского городского округа.
41. В случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), такие материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы муниципального образования Каменского городского округа Свердловской области от 3 июня 2019 г. N 1071 "Об утверждении Стандарта "Осуществление Финансовым управлением Администрации Каменского городского округа полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере"
Опубликование:
официальный сайт МО Каменский городской округ Свердловской области (http://kamensk-adm.ru)