В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Регламентом Думы Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от 24 апреля 2012 года N 22, руководствуясь ст. 21 Устава Серовского городского округа, Дума Серовского городского округа решила:
1. Утвердить Положение о депутатской этике депутатов Думы Серовского городского округа (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Серовский рабочий".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Комиссию по местному самоуправлению и правопорядку.
Глава Серовского городского округа |
В.В. Сизиков |
Председатель Думы Серовского городского округа |
А.Х. Юсупов |
Утверждено
решением Думы
Серовского городского округа
от 25 июня 2019 г. N 172
Положение
о депутатской этике депутатов Думы Серовского городского округа
Статья 1. Общие положения
1. Положение о депутатской этике депутатов Думы Серовского городского округа (далее - Положение) определяет моральные принципы и правила поведения, обязательные для всех депутатов Думы Серовского городского округа (далее - Дума) при исполнении своих депутатских полномочий, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с депутатской этикой.
Депутатская этика - это совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий.
2. При осуществлении своих полномочий депутат Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Свердловской области, Уставом Серовского городского округа, Регламентом Думы, настоящим Положением, общепризнанными нормами морали и нравственности, воздерживается от поступков, которые могли бы вызвать сомнения в добросовестном исполнении депутатом Думы своих полномочий, скомпрометировать самого депутата, других депутатов Думы и Думу.
3. Депутат Думы в своей деятельности должен соблюдать этические нормы поведения, уважать честь и достоинство граждан, депутатов Думы, должностных лиц, а также воздерживаться от действий, заявлений и поступков, наносящих ущерб их чести, достоинству и деловой репутации.
4. В основе деятельности депутата Думы лежит соблюдение следующих принципов:
- выражение интересов избирателей;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- открытость и гласность депутатской деятельности;
- соблюдение действующего законодательства;
- ответственность перед государством, населением Серовского городского округа, физическими и юридическими лицами в части признания и соблюдения их законных прав;
- следование нормам морали и нравственности, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
Статья 2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутата в Думе, комиссиях и депутатских группах
5. Каждый депутат Думы содействует созданию в Думе атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и сотрудничества.
Взаимоотношения между депутатами Думы строятся на основе равноправия. Все депутаты Думы имеют равное положение по своему статусу.
6. Депутат Думы должен строить свою работу на принципах свободного коллективного обсуждения и решения вопросов, уважения к многообразию мнений, не допускать конфликтов, искать пути преодоления разногласий. Депутат Думы обязан учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, проявлять уважение к мнению должностных лиц органов местного самоуправления и органов государственной власти. Депутат не должен проявлять безапелляционность, отстаивать свою позицию посредством введения в заблуждение, давления, угроз, ультиматумов и иных подобных действий. Депутат Думы проявляет выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата Думы расходится с мнением оппонента.
7. В случае заявления депутата Думы о самоотводе, при выдвижении его на выборную должность в Думе, иные депутаты не вправе путем голосования принуждать его к занятию этой должности.
8. Участвуя в заседаниях Думы, работе комиссий и депутатских групп депутат Думы не должен:
- употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству, деловой репутации депутатов и иных лиц;
- допускать выкрики, прерывать выступающих;
- уходить из зала заседания в знак протеста, для срыва заседания и по другим мотивам, не признанными уважительными;
- выступать без предоставления слова, выступать не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня;
- допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную и недостоверную информацию;
- осуществлять аудио- и видеозапись без согласия большинства присутствующих на заседании депутатов;
- призывать к незаконным действиям;
- допускать иные нарушения Регламента Думы и настоящего Положения.
9. На заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп, депутатам Думы не рекомендуется пользоваться средствами мобильной связи.
10. На заседаниях Думы, комиссий, рабочих групп депутаты Думы должны обращаться к лицам, участвующим в заседании, другим депутатам и приглашенным, используя уважительную форму обращения по имени и отчеству.
11. В случае если депутат Думы имеет финансовую либо иную личную заинтересованность в каком-либо вопросе, который обсуждается в Думе в его присутствии, он должен незамедлительно сообщить об этом и воздержаться от участия в голосовании по данному вопросу.
12. В случае совершения депутатом Думы действий, нарушающих депутатскую этику и (или) Регламент Думы, председательствующий на заседании Думы, председатель постоянной депутатской комиссии:
- предупреждает о недопустимости таких нарушений;
- вправе требовать оценки таких действий Комиссией по местному самоуправлению и правопорядку.
Статья 3. Правила депутатской этики, относящиеся к взаимоотношениям депутата Думы с населением, должностными лицами органов местного самоуправления, членами общественных организаций
13. Взаимоотношения депутата Думы с населением, должностными лицами органов местного самоуправления, членами общественных организаций Серовского городского округа должны строиться на основе взаимного уважения, вежливости, терпимости и тактичности.
14. Депутат Думы поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им. Представляя интересы избирателей, депутат Думы должен осуществлять свою деятельность в соответствии с наказами избирателей и обещаниями.
15. Депутат Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей.
Депутат Думы рассматривает поступившие от избирателей заявления, предложения, жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов. Депутат Думы должен вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические и общественные объединения, направленные на решение поставленных гражданами задач.
16. В общении с населением, должностными лицами, общественными деятелями депутат Думы не должен использовать заведомо ложную или непроверенную информацию, выносить суждения в пренебрежительной и оскорбительной форме, задевающие человеческое достоинство и профессиональную репутацию, давать не подтвержденную документально оценку деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также допускать высказывания, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, на унижение достоинства человека или группы лиц по любым отличительным признакам, принадлежности к любой социальной группе.
17. При проведении личного приема, встреч с избирателями депутату Думы необходимо учитывать, что дата, время и место проведения приема, встреч должны быть удобны для избирателей.
Депутат Думы должен информировать избирателей о своей деятельности во время встреч, а также через средства массовой информации. Информация, предоставляемая депутатом Думы избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.
18. Депутат Думы не вправе получать для себя лично, а также для членов семьи и иных близких родственников от органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан вознаграждения (подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и иные), связанные с осуществлением своих депутатских полномочий.
19. Депутат Думы не может использовать информацию, ставшую ему известной благодаря своему статусу, для получения материальной или иной выгоды для себя, членов своей семьи и других близких родственников.
Статья 4. Неразглашение сведений, полученных в связи с осуществлением депутатских полномочий
20. Депутат Думы не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
- касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях;
- составляют государственную, коммерческую или служебную тайну;
- касаются данных, подлежащих защите согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
- связаны с личной или семейной жизнью граждан, с деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату Думы при условии их неразглашения либо о необходимости неразглашения данных сведений мотивированно заявлено другими депутатами, иными ответственными лицами органов местного самоуправления или государственной власти.
21. Депутат Думы не вправе использовать предоставляемую ему государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами официальную служебную информацию для извлечения личной выгоды, приобретения личной популярности, для иных целей, не связанных с осуществлением депутатских полномочий.
22. Опубликование депутатом Думы любых печатных, аудио- и видеоматериалов, полученных в ходе подготовки и рассмотрения вопросов на заседаниях Думы и постоянных комиссий Думы, в печатных СМИ и на Интернет-ресурсах, которые не определены муниципальными правовыми актами как официальные, осуществляется только по согласованию с председателем Думы. Исключение составляют печатные, аудио- и видеоматериалы, где присутствует только информация и изображения, относящиеся непосредственно к личности публикующего материалы депутата, либо его индивидуальные выступления.
23. При представлении любых сведений о работе Думы в открытый доступ с использованием услуг любых организаторов распространения информации в сети Интернет согласно положениям Федерального закона от 5 мая 2014 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей", депутат Думы обязан соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
24. Депутат Думы обязан использовать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшую известной ему в связи с исполнением депутатских обязанностей, только в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5. Этика публичных выступлений и деловой переписки
25. Депутат Думы, выступая в средствах массовой информации, на собраниях и митингах с различного рода публичными заявлениями, комментируя и давая оценку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, обязан использовать только достоверную информацию.
Выступления и письменные документы депутата Думы должны быть корректными, не задевающими честь и достоинство граждан, должностных лиц, деловую репутацию юридических лиц. Неэтичные и необоснованные высказывания в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан не допускаются.
26. В случаях использования депутатом Думы в публичных выступлениях, письменных обращениях, заявлениях, иных документах недостоверных фактов, а также унижения чести и достоинства граждан, должностных лиц, деловой репутации юридических лиц, депутат Думы обязан публично признать некорректность или (и) недостоверность своих высказываний, принести извинение гражданам, должностным и юридическим лицам, чьи честь, достоинство и деловая репутация пострадали.
27. Депутат Думы может выступать от имени Думы лишь в случаях, если он официально уполномочен выражать мнение представительного органа.
28. Правила, устанавливаемые настоящей статьей, также действуют для выступлений и публикаций депутатами Думы информации в социальных сетях, общественно-политических и иных ресурсах в сети Интернет.
Статья 6. Правила депутатской этики, относящиеся к использованию депутатского статуса
29. Депутат Думы не вправе использовать свой статус и инструменты реализации депутатских полномочий (депутатские обращения, запросы) в личных целях, а также для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
30. Депутаты Думы не вправе требовать, давать какие-либо поручения, указания органам государственной власти и их должностным лицам. Депутаты Думы вправе давать поручения органам местного самоуправления и их должностным лицам в порядке, предусмотренном Уставом Серовского городского округа, Регламентом Думы и иными муниципальными правовыми актами.
31. Депутат Думы не вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в Думе.
32. Депутат Думы не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций, а также выпускаемой ими продукции.
Статья 7. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с нарушением депутатской этики и Регламента Думы
33. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатской этики и (или) Регламента Думы, осуществляется комиссией по местному самоуправлению и правопорядку Думы (далее - Комиссия).
34. Комиссия рассматривает случаи нарушения депутатской этики, а также случаи нарушения Регламента Думы:
- по поручению Думы, постоянной комиссии Думы;
- по письменному заявлению (обращению), направленному в Думу главой Серовского городского округа, депутатом Думы, группой депутатов Думы, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций, учреждений, общественных объединений, гражданами.
35. Письменные заявления (обращения) рассматриваются Комиссией при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, а также сведения о конкретных действиях депутата Думы, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения). Информация анонимного характера не рассматривается.
Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 календарных дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).
36. Комиссия вправе предложить депутату Думы дать объяснение в письменной форме по вопросу нарушения данным депутатом Думы депутатской этики и (или) Регламента Думы.
В случае подачи заявления (обращения), затрагивающего честь, достоинство, деловую репутацию депутата Думы, он вправе защищать свои права в установленном законодательством порядке.
37. Депутат Думы не участвует в голосовании на заседании Комиссии по вопросу о нарушении им депутатской этики и (или) Регламента Думы.
38. На заседание Комиссии, на котором рассматривается заявление (обращение), поручение Думы, постоянной комиссии Думы приглашаются: депутат Думы, действия которого являются предметом рассмотрения, заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение. Отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии, не препятствует рассмотрению заявления (обращения), поручения Думы, постоянной комиссии Думы.
39. На заседании Комиссия:
- заслушивает заявителя или оглашает его письменное обращение;
- заслушивает иных лиц, информация которых может помочь выяснению обстоятельств и принятию объективного решения;
- заслушивает депутата Думы по рассматриваемому вопросу либо зачитывает представленное им письменное объяснение.
Члены Комиссии имеют право запрашивать и знакомиться с документами, справками и другой необходимой официальной информацией по рассматриваемому вопросу.
40. По итогам рассмотрения заявления (обращения), поручения Думы, постоянной комиссии Думы Комиссия принимает одно из следующих решений:
- о наличии в действиях депутата Думы нарушения депутатской этики и (или) Регламента Думы, включая оценку действий депутата Думы и меры воздействия по отношению к депутату Думы (или рекомендации по применению к депутату мер воздействия, предусмотренных пунктом 41 настоящего Положения, если решение вопроса передается комиссией в Думу);
- об отсутствии в действиях депутата Думы нарушения депутатской этики и (или) Регламента Думы.
41. В случае установления факта нарушения депутатской этики и (или) Регламента Думы Комиссией или, в предусмотренных Положением случаях, Думой, по отношению к депутату Думы принимается одна или несколько из следующих мер воздействия:
- потребовать принести публичные извинения физическим лицам или организациям, в отношении которых были допущены нарушения или (и) собственно Думе, как представительному органу, в том числе через средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через средства массовой информации;
- потребовать публичных извинений перед заявителем;
- огласить на заседании Думы факты, связанные с нарушением Регламента, депутатской этики;
- указать депутату Думы на недопустимость нарушений;
- объявить депутату публичное порицание;
- информировать избирателей соответствующего округа через средства массовой информации о фактах, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики;
- направить материалы проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеют место признаки правонарушения.
42. О принятом решении Комиссия в течение трех дней со дня его принятия сообщает лицу, подавшему заявление, депутату Думы, действия которого рассматривались, Думе.
Депутат Думы обязан выполнить решение, принятое Комиссией, в срок не позднее 30 календарных дней со дня его принятия.
43. В случае нарушений депутатской этики и (или) Регламента Думы, допущенных в ходе заседания Думы, Дума может рассмотреть соответствующий вопрос самостоятельно непосредственно на данном заседании и принять одно из решений, предусмотренных пунктом 40 настоящей статьи.
44. Депутат Думы обязан выполнить решение, принятое Думой, в срок не позднее 30 календарных дней со дня его принятия.
45. Заявление (обращение) может быть письменно отозвано его инициатором до принятия решения Комиссией. Отозванные заявления (обращения) Комиссией не рассматриваются.
46. Депутат Думы может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.
47. Инициатор рассмотрения вопроса в Комиссии или депутат Думы, в отношении которого рассматривался вопрос о нарушении депутатской этики и (или) Регламента Думы, вправе обжаловать решение Комиссии и (или) Думы в установленном законодательством порядке.
Статья 8. Положения, относящиеся к защите чести, достоинства и деловой репутации депутата Думы
48. Депутат Думы, считающий себя оскорбленным словами и (или) действиями другого депутата Думы, должностными лицами органов местного самоуправления и иными лицами вправе требовать публичных извинений со стороны соответствующего лица.
49. Публичными считаются извинения, принесенные депутату Думы лично в присутствии иных лиц, в том числе на заседании Думы, либо в письменной форме в виде обращения непосредственно к депутату Думы, в адрес Думы или с использованием средств массовой информации.
Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование.
50. Депутат Думы, считающий себя оскорбленным словами и (или) действиями должностных лиц органов государственной власти обращается о защите своей чести, достоинства и деловой репутации в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, Свердловской области и регламентами соответствующих органов государственной власти.
51. Публичные извинения, принесенные депутату Думы, не лишают его права обратиться в установленном порядке в суд для защиты своей чести, достоинства и деловой репутации.
Статья 9. Заключительные положения
52. Настоящее Положение распространяется также на лиц, имеющих официальный статус помощника депутата при осуществлении ими соответствующих полномочий. Непринятие депутатом соответствующих мер к своему помощнику, нарушившему правила депутатской этики и (или) Регламента Думы при осуществлении своей деятельности, влечет применение к депутату мер ответственности, предусмотренных настоящим Положением.
53. Ответственность депутата Думы, установленная настоящим Положением, не освобождает его от ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Думы Серовского городского округа Свердловской области от 25 июня 2019 г. N 172 "Об утверждении Положения о депутатской этике депутатов Думы Серовского городского округа"
Текст решения опубликован на официальном сайте Думы Серовского городского округа Свердловской области (http://duma-serov.ru), в газете "Серовский рабочий" от 29 июня 2019 г. N 50 (часть 1)