Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Физическая культура и спорт в Серовском городском округе
Серовский городской округ по основным показателям развития физической культуры и спорта является одним из ведущих муниципальных образований Свердловской области. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Серовского городского округа продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на областном, всероссийском и международном уровнях. Серьезное внимание уделяется подготовке спортивного резерва.
Развитие массового спорта в городе предусматривает, прежде всего, проведение городских спортивных соревнований с привлечением широких слоев населения. За 2018 год было проведено 429 спортивно-массовых мероприятий, из них 41 российского, 49 областного, 45 окружного и 294 городского уровня. В соревнованиях приняло участие более 82 000 человек.
В 2019 году проведено 402 спортивно-массовых мероприятия, из них 41 российского, 47 областного, 40 окружного и 274 городского уровней.
Самые массовые мероприятия по-прежнему остаются и проводятся на высоком организационном спортивном уровне такие как: Всероссийские массовые соревнования по лыжным гонкам "Лыжня России-2019"; массовые соревнования по легкой атлетике "Всероссийский день бега "Кросс нации" приняло участие рекордное количество жителей нашего города, а также иногородних спортсменов 28950 человек (2018 г. - 21018 чел.); областной детско-юношеский турнир по настольному теннису "Кубок главы Серовского городского округа"; открытый региональный турнир по карате киокусинкай "Юный Кибальчиш", традиционное физкультурно-массовое мероприятие на лыжах "Мартовская прогулка"; окружные соревнования среди туристов лыжников, традиционные легкоатлетические эстафеты, посвященные празднику Весны и Труда и Дню Победы в Великой Отечественной войне, спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей, 19 областной турнир по боксу "Кубок К. Цзю", посвященный Всероссийскому Дню боксера и другие.
Традиционно в Серовском городском округе проводятся: окружные соревнования среди туристов лыжников и соревнования по технике и тактике водного туризма; окружные этапы соревнований по лыжным гонкам "Кубок Северных городов", на призы В.Т. Мелентьева и памяти В.И. Силенко; соревнования по хоккею с шайбой: Первенство Уральского, Сибирского и Приволжского федеральных округов, Первенство Свердловской области среди детских и юношеских команд ("Золотая шайба") и любительских команд, Первенство Северного управленческого округа среди любительских команд; городские Спартакиады среди предприятий и организаций Серовского городского округа, учащихся профессиональных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных общеобразовательных организаций.
В июле 2019 года состоялась традиционная городская Спартакиада среди предприятий, организаций и учреждений Серовского городского округа, посвященная 125-летию города Серова. В Спартакиаде приняло участие рекордное количество команд-16. Впервые в соревнованиях участвовали предприятия, организации и учреждении Серовского городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В связи с реконструкцией стадиона МАУ ДО ДЮСШ "Металлург" мероприятие было проведено на лыжной базе "Крутой лог".
Чемпионат Серовского городского округа по хоккею с шайбой в сезоне 2018 - 2019 годов также собрал рекордное для Серовского городского округа количество команд - 8.
Серовские спортсмены принимают участие в соревнованиях областного, российского и международного уровня. В 2018 году приняли участие в 183 соревнованиях областного и регионального уровней, 84 российского и 82 окружного.
В течение 2019 года на территории Серовского городского округа проводились этапы соревнований Всероссийского, областного и окружного уровней по хоккею с шайбой: Первенство России среди хоккейных школ Урала и западной Сибири в сезоне 2018 - 2019 годов, Первенство Северного управленческого округа по хоккею с шайбой среди любительских команд и команд ДЮСШ, Первенство Свердловской области по хоккею с шайбой среди команд ДЮСШ и команд дворовых клубов.
По итогам вышеуказанных мероприятий хоккейная команда ДЮСШ "Металлург 2002" заняла второе место. Параллельно команда участвовала в первенстве Свердловской области среди клубов ДЮСШ и также заняли второе место.
Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в занятия спортом является мощным реабилитационным фактором. В Серовском городском округе организацией физкультурно-массовой работы среди инвалидов занимаются муниципальное бюджетное учреждение "Центр спортивных сооружений", отраслевой орган администрации Серовского городского округа "Комитет по физической культуре, спорту и туризму", Управление социальной политики по городу Серову и Серовскому району, Серовское отделение Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества глухих. В 2018 году Муниципальным бюджетным учреждением "Центр спортивных сооружений" проведено 15 физкультурных и спортивных мероприятия для лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Вместе с тем существуют негативные тенденции, обусловленные следующими проблемами в области физической культуры и спорта:
1) недостаточное привлечение жителей Серовского городского округа к регулярным занятиям физической культурой и спортом и, как следствие, ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
Президентом Российской Федерации и Министерством спорта Российской Федерации установлена первоочередная задача развития физической культуры и спорта в нашей стране - привлечение к 2024 году к систематическим (3 раза в неделю) занятиям физической культурой и спортом 55% трудоспособного населения (в возрасте до 79 лет) и детей (в возрасте с 3 лет).
Основной задачей в целях развития массового спорта также является внедрение комплекса Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО).
В Серовском городском округе на базе муниципального учреждения создан Центр тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.
В 2019 году в рамках реализации комплекса ГТО проведено 34 мероприятия с количеством участников - 2555 человек, в том числе с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья проведено 1 мероприятие с количеством участников - 30 человек.
На территории Серовского городского округа по состоянию на 1 января 2019 года проживает 98 735 человека в возрасте от 3-х до 79-ти лет. По состоянию на 31 декабря 2019 года регулярно, физической культурой и спортом, занимаются 43 877 человек, что составляет 44,89% от населения городского округа в возрасте от 3-х до 79-ти лет. По сравнению с итоговыми показателями 2018 года, число лиц систематически занимающихся физической культурой и спортом увеличилось на 2 258 человек или 5,15% (2018 год число занимающихся 41619 человек или 42,16%).
Темпы роста населения регулярно занимающегося физической культурой и спортом на территории Серовского городского округа представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Доля жителей Серовского городского округа, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Серовского городского округа в возрасте от 3-х до 79 лет |
13,8 |
15,2 |
17,9 |
23,7 |
29,3 |
32,99 |
34,14 |
35,74 |
42,16 |
44,89 |
Несмотря на то, что в настоящее время в Серовском городском округе наблюдается положительная динамика этого показателя, темпы прироста не достаточны для достижения параметров, поставленных перед муниципальными образованиями Российской Федерации Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года.
В этой связи одной из основополагающих задач является создание максимально благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом среди различных возрастных групп и категорий граждан.
В рамках проводимой Министерством спорта Российской Федерации политики, с целью сохранения и развития спортивного резерва, создания условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня, на территории Российской Федерации проводятся мероприятия по переводу детских - юношеских спортивных школ из учреждений дополнительного образования в учреждения спортивной подготовки, реализующие программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2018 г. N 2245-р утверждены концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. и план мероприятий по ее реализации, разработанные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 1101-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
В 2020 году Министерством физической культуры и спорта Свердловской области (далее - Министерство), как исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере физической культуры и спорта и осуществляющим реализацию государственной политики Свердловской области в указанной сфере, проведен мониторинг системы подготовки спортивного резерва на территории Серовского городского округа.
По результатам проведенного мониторинга определено, что в МАУ ДО ДЮСШ созданы необходимые условия для выполнения федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта: имеются необходимые спортивные сооружения для подготовки спортсменов высокого класса, учреждение обладает соответствующим тренерским составом и ориентировано на подготовку спортивного резерва.
В соответствии с проведенным анализом Серовскому городскому округу рекомендовано осуществить перевод МАУ ДО ДЮСШ из ведомственной принадлежности отрасли "Образование" в ведомственную принадлежность отрасли "Физическая культура и спорт".
С 01 августа 2020 года в соответствии с постановлением администрации Серовского городского округа от 13.05.2020 г. N 677 "О преобразовании Муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" в организацию, осуществляющую реализацию программ спортивной подготовки" Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа" преобразовано в организацию, осуществляющую реализацию программ спортивной подготовки, и переименовано в муниципальное автономное учреждение "Спортивная школа им. Л.П. Моисеева".
Перевод МАУ ДО ДЮСШ из учреждения дополнительного образования в учреждение спортивной подготовки, реализующее программы спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами, позволяет сохранять и развивать спортивный резерв, создать условия для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня.
Одной из задач государства в сфере физической культуры и спорта является признание широкого самостоятельного статуса физкультурно-спортивного движения и комплексного взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и иные организации) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими Всероссийскими организациями. Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
В Серовском городском округе отсутствует механизм развития клубной системы и государственной поддержки общественных организаций в области физической культуры и спорта. Недостаточное финансирование таких организаций со стороны органов местного самоуправления Серовского городского округа не позволяет в полной мере проводить углубленную учебно-тренировочную подготовку для повышения мастерства и увеличения результативности ведущих спортсменов города, включая подготовку спортивного резерва, а также обеспечить полноценное проведение массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий на территории городского округа.
Организационно-методическая деятельность по внедрению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должна быть направлена, прежде всего, на изучение интересов и потребностей у различных слоев населения в двигательной активности, в том числе путем вовлечения в этот процесс спортивных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом, изменения социальных ценностей и образа жизни, создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения (и в первую очередь детей, подростков, учащейся молодежи) и социальной демографией, еще более усугубится.
Данные проблемы невозможно решить без разработки комплекса мер, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам и результатам. Их реализация возможна только посредством консолидации всех имеющихся ресурсов и их адресного использования.
Целесообразность программного решения проблемы заключается в создании нормативно-правовых, организационных и финансовых условий, способствующих укреплению физического и нравственного здоровья населения, во внедрении здорового образа жизни, развитии массового спорта, совершенствовании системы подготовки спортсменов высокого класса и спорта высших достижений, развитии инфраструктуры отрасли в Серовском городском округе.
Преимущества решения рассматриваемых проблем программно-целевым методом заключаются в следующем:
1) системный (комплексный) подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта на территории Серовского городского округа, а направления финансирования - приоритетность программных мероприятий;
2) распределение полномочий и ответственности. Выполнение программных мероприятий позволяет разделить направления деятельности между исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления;
3) наблюдение и контроль. Мониторинг реализации Программы позволит ежегодно оценивать результаты реализации отдельных мероприятий и координировать их.
При определении приоритетов в решении имеющихся проблем программно-целевым методом возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части региональных, муниципальных и внебюджетных источников.
Программа позволит концентрировать усилия на решении ключевых проблем развития физической культуры и спорта, ускорит весь цикл "от идеи до внедрения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.