Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 11. Развитие инфраструктуры объектов физической культуры, спорта и молодежной политики на территории городского округа Нижний Тагил на 2020 - 2035 годы
Обеспеченность населения городского округа Нижний Тагил объектами физической культуры, спорта и молодежной политики определена в соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования городского округа Нижний Тагил, утвержденными Решением Нижнетагильской городской Думы от 21.12.2017 N 59, Генеральным планом городского округа Нижний Тагил, утвержденным Решением Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2012 N 58 (в редакции Решения Нижнетагильской городской Думы от 28.11.2019 N 50).
Расчет перспективных потребностей в мощности (емкости) объектов физической культуры, спорта и молодежной политики выполнен в соответствии со Стратегией развития физической культуры, спорта и молодежной политики до 2031 года и основывается на прогнозной численности населения города Нижнего Тагила.
Проведен комплексный анализ существующей системы социального обслуживания, основных направлений потребления социальных услуг населением.
В результате анализа проведена структуризация социальной инфраструктуры Нижнего Тагила по ряду признаков.
Объекты физической культуры, спорта и молодежной политики дифференцированы по функциональным направлениям (сферам) социальных услуг, уровню обслуживания населения (уровень потребления и уровень решаемых задач), по значению (административно-территориальный уровень - уровень полномочий и балансовой принадлежности объекта).
На основе проведенного анализа выявлены наиболее значимые сферы социального обслуживания и определено фактическое состояние иерархической и территориальной структуры системы социального обслуживания.
Наиболее значимые сферы социальной инфраструктуры, формирующие комплексы услуг, отвечающих задачам повышения качества жизни и обеспечения условий устойчивого развития территорий, являются следующие социальные направления (сферы):
физическая культура и спорт;
молодежная политика;
объекты отдыха и оздоровления детей, туризм.
В качестве источников для проведения данного анализа, а также для выявления наиболее значимых направлений услуг физической культуры, спорта и молодежной политики, использована информация о текущем состоянии и планируемом развитии социальной инфраструктуры Нижнего Тагила, содержащаяся в стратегии социально-экономического развития, региональных и муниципальных программах, ежегодных отчетах по итогам социально-экономического развития, в документах территориального планирования.
Объекты физической культуры и спорта, размещены не равномерно в границах городского округа Нижний Тагил.
Анализ существующей емкости объектов физической культуры, спорта и молодежной политики показывает, что в ряде населенных пунктов фактическая емкость объектов не удовлетворяет потребностям населения, количественные показатели не соответствуют нормативным, что порождает дефицит по ряду социальных услуг и типов объектов. Кроме того, в удаленных, малых населенных пунктах, в населенных пунктах, в которых складывается преимущественно дачная застройка, объекты социальной инфраструктуры отсутствуют.
В качестве первоочередных программных мероприятий на период до 2031 года в сфере развития объектов физической культуры и спорта и работы с молодежью в Нижнем Тагиле должны выступать мероприятия, направленные на создание новых и развитие действующих инфраструктурных объектов.
Нормативная потребность в объектах физической культуры рассчитана в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта".
Перспективы развития физической культуры, спорта и молодежной политики обусловлены тремя факторами:
- требованием необходимости обеспечения нормативных показателей обеспеченности существующего населения социальными услугами - исключение имеющегося дефицита;
- удовлетворение потребностей прогнозной численности населения;
- обеспечение опережающего развития социальной инфраструктуры, способной удовлетворить региональный и федеральный уровень потребностей, вывести систему социального обслуживания на уровень, способный обеспечить высокое качество жизни населения агломерации, распространить свои социальные активности за пределы агломерации.
В основу определения перспектив развития социальной инфраструктуры положены:
анализ существующих емкостных показателей объектов социальной инфраструктуры;
расчет перспективных потребностей в объектах социальной инфраструктуры исходя из перспектив изменения демографических показателей по агломерации.
Одним из индикаторов качества жизни населения является качество физической культуры, спорта и молодежной политики.
Высокое качество социального развития человека достигается не только через реализацию соответствующих стандартов качества обслуживания, определяемых через нормативные (минимальные и максимальные) показатели, заложенные в нормативах градостроительного проектирования и ряде отраслевых технических и санитарных норм и регламентов, но и через предоставление услуг, не предусмотренных нормативными документами, но направленных на опережающее развитие человеческого потенциала - его культурных, духовных и физических активностей.
Документами территориального планирования, стратегическими планами и программами социально-экономического развития Свердловской области (в том числе отдельных Министерств и ведомств) и города Нижнего Тагила заложены мероприятия по достижению нормативных показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры регионального и местного значения, также определена локация (местоположение) развития и размещения объектов социальной инфраструктуры (в отношении ряда объектов).
Документами территориального и социально-экономического развития города Нижний Тагил предусмотрено развитие системы объектов социальной инфраструктуры местного значения, с учетом восполнения дефицита социальных услуг проживающего населения и обеспечения перспективной численности населения.
Кроме того, в целях социального развития города Нижний Тагил, повышения значимости социальных активностей в отношении внешних потребителей, а также, отчасти, увеличения экономической активности и повышения уровня экономического благосостояния за счет коммерциализации ряда услуг, предоставляемых объектами социальной инфраструктуры, на муниципальном уровне выдвинуты предложения и приняты решения (по ряду объектов) по размещению на территории муниципального образования объектов социальной инфраструктуры свыше нормативных потребностей, с целью удовлетворения все возрастающих потребностей как внутри города, так и с расчетом обслуживания внешнего потребителя.
Размещение объектов обусловлено, в том числе, быстро меняющейся ситуацией потребительского рынка - возрастающей потребностью разнообразных услуг, практически во всех наиболее значимых социальных областях:
физкультуре и спорте (возрастающая заинтересованность населения к здоровому образу жизни обуславливает потребность в разнообразных формах организации физических занятий по различным видам спорта, а также в целях пропаганды здорового образа жизни (со стороны государства) потребность в объектах проведения массовых спортивных мероприятий различного уровня);
в сфере отдыха и рекреации (развитие данного комплекса услуг обусловлено, с одной стороны, требованием обеспечения прав людей на отдых, закрепленного в Конституции Российской Федерации, с другой стороны - особенно повышенными психоэмоциональными и физиологическими потребностями жителей урбанизированных мегаполисов, каким является Екатеринбург в купе с городами-спутниками, в восполнении и оздоровлении своего душевного и физического состояния).
Нижний Тагил - территория с благоприятной социально-демографической ситуацией.
Улучшение демографии связано как с реализацией программ Свердловской области по поддержке многодетных семей, выплатам регионального материнского капитала, укреплению института семьи, так и с высокими темпами жилищного строительства, строительством детских садов.
В период реализации Программы прогнозируется тенденция роста численности населения за счет естественного прироста. Улучшение демографической ситуации приведет к увеличению потребности в жилье и спросу на объекты социальной инфраструктуры.
Город Нижний Тагил имеет достаточные земельные ресурсы для осуществления жилищного строительства, а также располагает необходимой градостроительной документацией для осуществления территориального развития (генеральный план, Правила землепользования и застройки, Проекты планировки территорий, сформированные планы комплексного развития территорий, сформированные земельные участки для аренды и продажи).
Экономическая развитость Нижнего Тагила, уровень жизни населения формируют спрос на новое жилье и повышают инвестиционную привлекательность территории в области спортивного строительства.
Таблица 19
Расчет потребности населения города Нижний Тагил в сфере физической культуры, спорта и молодёжной политики в соответствии со Стратегией развития физической культуры, спорта и молодежной политики до 2031 года
N |
Наименование показателя |
Норматив |
Сохраняемая мощность действующих объектов |
Сценарий (прогноз) |
2020 год |
2021 год |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
2031 год |
Дефицит (-), профицит (+) на 2031 год |
Базовый (целевой) (далее - Б) |
77 020 |
78 270 |
84 585 |
87 280 |
114 091 |
150 780 |
76 026 |
||||
Инерционный (далее И) |
75 270 |
75 546 |
78 120 |
79 046 |
83 140 |
89 000 |
14 246 |
||||
1. |
Прогнозная численность детей от 7 до 15 лет тыс. человек |
Б |
8703 |
9392 |
10996 |
11608 |
15402 |
20808 |
13 034 |
||
И |
8355 |
8688 |
9999 |
10276 |
11058 |
12015 |
4 241 |
||||
2. |
Прогнозная численность детского населения, тыс. человек |
Б |
18408 |
19254 |
21654 |
22606 |
29778 |
39806 |
22613 |
||
И |
17839 |
18207 |
19842 |
20236 |
21533 |
23229 |
6036 |
||||
3. |
Прогнозная численность городского населения, тыс. человек |
Б |
59652 |
60620 |
65511 |
67598 |
88363 |
116779 |
58882 |
||
И |
58297 |
58510 |
60504 |
61221 |
64392 |
68931 |
11034 |
||||
4. |
Прогнозная численность сельского населения тыс. человек |
Б |
17 368 |
17 650 |
19 074 |
19 682 |
25 728 |
34 001 |
17 144 |
||
И |
16 973 |
17 036 |
17 616 |
17 825 |
18 748 |
20 070 |
3 212 |
||||
5. |
Учреждения молодежи |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5.1. |
Городские |
1 на 20 тыс. человек в городе |
2,5 |
Б |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
-4 |
И |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
-1 |
||||
И |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
-2 |
||||
И |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
-4 |
||||
5.2 |
Концертный зал, объект |
независимо от количества жителей 1 объект |
1 |
Б |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
И |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
||||
6. |
Прогнозная численность населения от 3 до 79 лет, тыс. человек |
Б |
73 631 |
74 748 |
80 779 |
83 091 |
108 386 |
143 241 |
72 075 |
||
И |
71 958 |
72 146 |
74 605 |
75 252 |
78 983 |
87 194 |
16 028 |
||||
7. |
Прогнозная численность сельского населения от 3 до 79 лет, тыс. человек |
Б |
16 604 |
16 856 |
18 216 |
18 737 |
24 442 |
32 301 |
16 253 |
||
И |
16 226 |
16 269 |
16 823 |
16 969 |
17 811 |
18 986 |
2 938 |
||||
8. |
Спортивные учреждения, единовременная пропускная способность |
ЕПС норм - 122 человека на 1000 населения (12,2%) от населения |
5 127 |
Б |
8983 |
9119 |
9855 |
10137 |
13223 |
17475 |
-12 348 |
И |
8779 |
8802 |
9102 |
9181 |
9636 |
10638 |
-5 511 |
||||
в том числе в сельских населенных пунктах |
1 571 |
Б |
2026 |
2056 |
2222 |
2286 |
2982 |
3941 |
-2 370 |
||
И |
1980 |
1985 |
2052 |
2070 |
2173 |
2316 |
-745 |
Таблица 20
Прогнозируемый спрос на услуги физической культуры, спорта и молодежной политики (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения), с учетом объема планируемого жилищного строительства
Образовательные организации |
Норматив, на 1000 человек жителей |
Современное состояние |
Необходимое количество по нормативам мест/ кв. м. (всего) |
||||||
|
город |
сельская местность |
город |
2020 год |
2021 год |
2024 год |
2025 год |
2030 год |
2031 год |
сельская местность | |||||||||
Прогнозная численность населения, человек |
77020 |
78270 |
84585 |
87280 |
114091 |
150780 |
|||
Прогнозная численность городского населения, тыс. человек |
59652 |
60620 |
65511 |
67598 |
88363 |
116779 |
|||
Прогнозная численность сельского населения, тыс. человек |
17368 |
17650 |
19074 |
19682 |
25 728 |
34 001 |
|||
Бассейны крытые общего пользования |
10 кв. м. |
- |
285 |
770 кв. м. |
783 кв. м. |
846 кв. м. |
873 кв. м. |
1141 кв. м. |
1508 кв. м. |
Детские загородные оздоровительные лагеря |
20-40 мест |
1184 |
3080 |
3130 |
3383 |
3491 |
4564 |
6031 |
|
Спортивные комплексы |
10 кв. м. |
285 |
770 кв. м. |
783 кв. м. |
846 кв. м. |
873 кв. м. |
1141 кв. м. |
1508 кв. м. |
Недостаточный уровень обеспеченности объектами физической культуры, спорта и молодежной политики по ряду направлений предполагает реализацию ряда мероприятий, предусмотренных в муниципальных программах, а также в схеме территориального планирования. Последовательность выполнения мероприятий по территориальному планированию, их сроки, определяются органами местного самоуправления города, исходя из складывающейся социально-экономической обстановки, финансовых возможностей местного бюджета, сроков и этапов реализации соответствующих государственных программ Свердловской области.
Перечень мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов физической культуры, спорта и молодежной политики приведён в таблицах и составлен на основе нижеперечисленных источников информации:
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 1336-р "План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства";
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2015 года N 1050 "Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов";
Постановление Администрации города Нижний Тагил от 11.12.2013 N 2943 (с изменениями) утвержденная муниципальная программа "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Нижний Тагил до 2024 года".
На основании установленных полномочий и вопросов местного значения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счёт средств бюджетов соответствующих уровней должна быть создана сеть объектов социальной сферы в различных областях (таблица).
Таблица 21
Распределение обязательств по созданию и содержанию объектов физической культуры, спорта и молодежной политики инфраструктуры органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления
Сфера |
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации |
Муниципальное образование |
Физическая культура и спорт |
+ |
+ |
Молодежная политика |
- |
+ |
Согласно требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - Требования), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 года N 1050, определён состав, содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, а также закреплены области, в которых должен быть установлен перечень мероприятий по строительству, реконструкции объектов (физическая культура и массовый спорт, молодежь).
В Требованиях к программам комплексного развития физической культуры, спорта и молодежной политики, отсутствует упоминание об объектах в области молодёжной политики. Такие объекты, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся к объектам местного значения города, округа и, соответственно, должны быть отображены на схеме территориального планирования города, генеральном плане округа, а в последующем, в программе комплексного развития физической культуры, спорта и молодежной политики города. Тем не менее, в соответствии со статьями 14, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований должны содержать в своем составе положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального образования.
Таблица 22
Мероприятия (инвестиционные проекты), по развитию сети учреждений физической культуры и спорта
Наименование мероприятия |
Местонахождение объекта |
ЕПС |
Проектируемая годовая мощность |
Затраты на строительство млн. рублей |
Срок реализации |
Источник финансирования |
Физкультурно-оздоровительный комплекс |
Свердловская область, город Нижний Тагил, |
90 |
349600 |
350,00 |
2022 - 2026 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Дворец спортивных единоборств |
Свердловская область, город Нижний Тагил, |
31 |
119040 |
250,00 |
2020 - 2022 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Стадион (500 мест) |
Свердловская область, город Нижний Тагил, |
75 |
216000 |
800,00 |
2031 - 2034 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Физкультурно-оздоровительный комплекс для маломобильных групп населения |
Свердловская область, город Нижний Тагил, |
40 |
153600 |
350,00 |
2022 - 2025 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство (реконструкция) стадиона "Юность" по адресу: проспект Мира, 42а |
Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Мира, 42а |
133 |
383040 |
600,00 |
2024 - 2028 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство (реконструкция) стадиона "Высокогорец" по адресу: проспект Красноармейская, 82а |
Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Красноармейская, 82а |
64 |
184320 |
600,00 |
2020 - 2023 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство лыжной базы по адресу: улица Васильковая, 33 |
Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Васильковая, 33 |
40 |
33600 |
34,00 |
2024 - 2027 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство биатлонного стрельбища по улице Трудовая |
Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Трудовая |
7 |
22680 |
26,00 |
2028 - 2031 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство спортивного ангара |
Свердловская область, Пригородный, в районе поселок Анатольская |
35 |
114240 |
32,00 |
2021 - 2022 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Строительство многофункционального легкоатлетического манежа в Дзержинском районе города Нижний Тагил |
Свердловская область, город Нижний Тагил, улица Алтайская, 55 |
200 |
384000 |
2514,20 |
2020 - 2022 |
70% федеральный бюджет 30% местный бюджет |
Строительство хоккейного корта на территории ФОК "Президентский" |
Свердловская область, город Нижний Тагил, проспект Уральский, 65 |
25 |
45000 |
23,63 |
2020 - 2022 |
70% областной бюджет 30% местный бюджет |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.