26 августа 2016 года в Избирательную комиссию Калужской области поступило обращение гр. В.Г. Бекренева. В своем обращении заявитель сообщает, что 19 августа 2016 года в г. Сухиничи Калужской области проводилось агитационное мероприятие. На указанном мероприятии был развернут плакат с символикой "КПРФ" с надписью "За власть трудового народа! Костина Марина Васильевна" с изображением М.В. Костиной. Также была развернута красная агитационная палатка. Ни на баннере, ни на палатке заявителем не были замечены за чей счет и кем они были изготовлены, в связи с чем заявитель ставит вопрос о том, были ли баннер и палатка представлены в избирательную комиссию. На мероприятии М.В. Костина и депутат Законодательного Собрания Калужской области Н.С. Федоров призывали голосовать за М.В. Костину, эти призывы чередовались с выступлениями артистов (детская анимация, файершоу, дискотека) перед гражданами, а также осуществлялась бесплатная раздача воздушных шаров и флажков с символикой КПРФ, которые также должны быть представлены в избирательную комиссию. Заявитель считает, что в ходе избирательной кампании избиратели не могут получать от кандидатов подарки в виде концерта и различных сувениров. Заявитель просит рассмотреть его обращение на предмет законности проведенного мероприятия, установить предъявлялись ли указанные агитационные материалы (баннер, палатка, шары и флаги) до их распространения в избирательную комиссию и были ли они изготовлены за счет избирательного фонда кандидата. Заявителем представлены фотографии с указанного мероприятия.
Избирательная комиссия Калужской области, проведя проверку, изложенной в обращении В.Г. Бекренева информации, установила.
2 августа 2016 года Костина Марина Васильевна зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутым Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по одномандатному избирательному округу N 100 Калужская область - Обнинский одномандатный избирательный округ (далее - кандидат в депутаты).
19 августа 2016 года с 17-00 до 22-00 часов на ул. Ленина, 49 на площадке у районного Дворца культуры в г. Сухиничи Калужской области проводилось публичное мероприятие. Уведомления на проведение мероприятия были поданы главе администрации ГП "Город Сухиничи" от кандидата в депутаты и Калужского городского отделения КПРФ в лице первого секретаря Калужского горкома КПРФ М.В. Костиной. Распоряжением администрации ГП "Город Сухиничи" от 15.08.2016 N 217 проведение публичного мероприятия разрешено в указанном выше месте и время. Организатор публичного мероприятия - М.В. Костина.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 62 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) предвыборная агитация может проводиться посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
В соответствии со статьей 68 Федерального закона N 20-ФЗ все печатные и аудиовизуальные предвыборные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя и отчество лица, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) данные материалы, а также информацию о тираже, дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Экземпляры печатных предвыборных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных предвыборных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных предвыборных агитационных материалов, а также электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде до начала их распространения должны быть представлены кандидатом - в соответствующую окружную избирательную комиссию. Вместе с материалами, указанными в части 5 данной статьи, в окружную избирательную комиссию должны быть также представлены сведения о месте нахождения организации (об адресе места жительства лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда с отметкой филиала публичного акционерного общества "Сбербанк России" (иной кредитной организации).
Как следует из приведенных положений, требование о наличии выходных данных закон относит не ко всем агитационным материалам, а только к печатным и аудиовизуальным, к которым ни баннер, ни палатка не относятся. Как следует из пояснений кандидата в депутаты, представленных в Избирательную комиссию калужской области (31.08.2016 вх. N 104-з), баннер с символикой "КПРФ" с надписью "За власть трудового народа! Костина Марина Васильевна" с изображением М.В. Костиной, красная палатка были изготовлены в 2010 году. Палатка использовалась в качестве навеса от дождя. После мероприятия баннер и палатка были забраны кандидатом в депутаты с собой.
Заявителем доказательств обратного, в том числе факта распространения баннера и палатки не представлено, в ходе проведенной проверки Избирательной комиссией Калужской области не выявлено.
Таким образом, факт распространения баннера и палатки нельзя считать имевшим место. Требование же закона о предоставлении фотографий или экземпляров иных предвыборных агитационных материалов, а также электронных образов этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде в избирательную комиссии связано с именно их последующим распространением.
В ходе разбирательства установлено, что концерт, на который указали заявители, проводился индивидуальным предпринимателем, с которым кандидат в депутаты заключила договор от 15.08.2016. В рамках этого договора индивидуальным предпринимателем, как исполнителем, были оказаны услуги организации 19 августа 2016 года культурно-массового мероприятия, в том числе по установке сцены, выступления профессионального коллектива артистов, ди-джей с 18-00 до 22-00 час, музыкальное сопровождение из материалов исполнителя, его силами и средствами. Копия договора представлена в Избирательную комиссию Калужской области. Оплата за указанное публичное мероприятие в полном объеме произведена из избирательного фонда кандидата в депутаты (платежное поручение N 47813 от 16.08.2016).
Утверждение заявителя о том, что во время проведения мероприятия осуществлялся подкуп избирателей, выразившийся в раздаче присутствующим на мероприятии воздушных шариков и флажков, не может быть принято в качестве основания для удовлетворения заявленных требований.
При этом Избирательная комиссия Калужской области учла содержание части 2 статьи 69 Федерального закона N 20-ФЗ в силу которого Политическим партиям, выдвинувшим федеральные списки кандидатов, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, уполномоченным представителям региональных отделений политических партий по финансовым вопросам, кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы, сбор подписей избирателей, участие в проведении предвыборной агитации; производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, сбор подписей, участвовавших в предвыборной агитации, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением агитационных материалов, которые специально изготовлены для избирательной кампании и стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции; оказывать услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещания им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
По смыслу приведенной нормы закона действия кандидатов могут быть квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата или ставились в зависимость от результатов выборов. Однако таких обстоятельств Избирательной комиссией Калужской области при рассмотрении обращения не установлено.
Избирательной комиссией Калужской области осуществлен просмотр представленных заявителем фотографий.
Фотографии с изображением присутствующих на мероприятии граждан в качестве зрителей с имеющимися у них в руках воздушными шариками, флажками, нельзя признать в качестве допустимого доказательства при рассмотрении данного обращения, так как фотографии не указывают на то, где, когда, кем и при каких обстоятельствах выполнена фотосъемка, а также не свидетельствуют о распространении баннера (в том числе его содержания) палатки, шариков, флажков, подкупе избирателей.
Избирательная комиссия обратилась к заявителю с просьбой предоставить имеющиеся у заявителя сувениры, подарки, полученные в ходе проведения указанного мероприятия, иные распространяемые материалы на предмет их оценки при проведении проверки по указанным в обращении фактам (письмо от 20.08.2016). Ответа от заявителя на момент рассмотрения обращения Избирательной комиссией Калужской области не поступило.
Факт подкупа избирателей при проведении предвыборной агитации кандидатом в депутаты не установлен, в том числе и в результате оценки полученной информации от кандидата в депутаты (письмо от 31.08.2016), Калужского регионального отделения КПРФ (письмо от 29.08.2016).
Возможное присутствие на концерте отдельных избирателей округа нельзя квалифицировать как их подкуп.
Избирательной комиссией Калужской области не получено бесспорных доказательств в подтверждение факта нарушения кандидатом в депутаты предписаний избирательного законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения обращения заявителя отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что вывод комиссии об отсутствии нарушений части 2 статьи 69 Федерального закона N 20-ФЗ основан на достаточности и взаимной связи имеющихся у Избирательной комиссии Калужской области доказательств, сроков рассмотрения обращения и проведения проверки, установленных законодательством о выборах, Избирательная комиссия Калужской области полагает необходимым предостеречь кандидата в депутаты от нарушений законодательства о выборах в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации седьмого созыва.
Избирательная комиссия Калужской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 100 (Калужская область - Обнинский одномандатный избирательный округ), руководствуясь статьями 29, 98 Федерального закона N 20-ФЗ, постановляет:
1. Установить отсутствие фактов нарушения положений статей 62, 68, 69 Федерального закона N 20-ФЗ при проведении публичного мероприятия 19 августа 2016 года г. Сухиничи Калужской области.
2. Предостеречь кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого Политической партией "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" по одномандатному избирательному округу N 100 (Калужская область - Обнинский одномандатный избирательный округ) Костину Марину Васильевну от нарушений законодательства о выборах в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Направить копию настоящего постановления заявителю, М.В. Костиной.
4. Разместить настоящее постановление на официальном сайте Избирательной комиссии Калужской области, опубликовать в сетевом издании "Вестник Избирательной комиссии Калужской области".
Председатель Избирательной комиссии Калужской области |
В.Х. Квасов |
Секретарь Избирательной комиссии Калужской области |
А.С. Коняшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Избирательной комиссии Калужской области от 2 сентября 2016 г. N 1396/202-V "О рассмотрении обращения В.Г. Бекренева"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Избирательной комиссии Калужской области (http://www.kaluga.izbirkom.ru)