Калужское областное трехстороннее соглашение от 3 марта 2017 г.
между Территориальным союзом организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов", областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2017 - 2019 годы
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Территориального Союза организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов" (далее - Профсоюзы), областных объединений работодателей (далее - Работодатели) и Правительства Калужской области (далее - Правительство), совместно именуемые - Стороны, заключили Калужское областное трехстороннее соглашение между Территориальным Союзом организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов", областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение) на основе принципов социального партнерства.
Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории Калужской области.
Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества и уровня жизни работников и членов их семей, стабильную и эффективную занятость, безопасность рабочих мест и поддержание социальной стабильности в регионе при дальнейшем развитии конкурентоспособной экономики.
Стороны договорились, что критерием для оценки результатов реализации Соглашения является динамика следующих основных социально-экономических показателей развития региона:
1. Среднемесячная заработная плата.
2. Уровень общей и регистрируемой безработицы.
3. Темп роста реальных доходов населения.
4. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
5. Уровень производственного травматизма.
6. Ввод жилья.
7. Индекс промышленного производства.
8. Индекс производства сельскохозяйственной продукции.
9. Отсутствие прошедших уведомительную регистрацию в соответствующем органе по труду неразрешенных коллективных трудовых споров.
Стороны признают целесообразным заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных и иных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и устанавливают, что положения настоящего Соглашения являются минимальными, обязательными к применению и могут быть изменены в актах социального партнерства, заключаемых на территории Калужской области, только в сторону повышения уровня социальной и экономической защищенности работников.
Условия, содержащиеся в настоящем Соглашении, учитываются при принятии соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калужской области, при рассмотрении и принятии бюджета Калужской области.
Каждая из Сторон в пределах своих полномочий принимает на себя обязательства, закрепленные Соглашением, разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации принятых обязательств, в течение трех месяцев с момента подписания Соглашения.
Правительство и Профсоюзы принимают на себя обязательства работодателей в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
Обязательства Правительства, вытекающие из Соглашения, реализуются посредством деятельности органов исполнительной власти Калужской области в соответствии с полномочиями, определенными нормативными правовыми актами.
Стороны признают, что при отсутствии региональных отраслевых соглашений федеральные отраслевые соглашения имеют прямое действие, и руководствуются их положениями при разработке и принятии коллективных договоров в организациях.
Стороны признают обязательным участие Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рассмотрении проектов нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Калужской области в сфере труда.
Присоединение к Соглашению работодателей, действующих на территории Калужской области, осуществляется в соответствии с Законом Калужской области "О социальном партнерстве в Калужской области".
1. Развитие социального партнерства
Стороны считают необходимым в период действия Соглашения обеспечить дальнейшее развитие социального партнерства в Калужской области и повышение эффективности его непосредственного воздействия на решение социально-экономических вопросов.
Стороны:
1.1. Оказывают методическую и практическую помощь в разработке и заключении актов социального партнерства на территории Калужской области.
1.2. Проводят информационную и разъяснительную работу, направленную на повышение социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечение организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности в систему социального партнерства.
1.3. Информируют друг друга о принимаемых решениях по социально-трудовым вопросам.
1.4. Обеспечивают взаимно представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
1.5. Содействуют обеспечению ежегодного роста доли организаций, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, имеющих коллективные договоры.
1.6. Размещают на официальных сайтах Сторон информацию о развитии социального партнерства в Калужской области, о деятельности Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и о мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения.
1.7. Обеспечивают участие Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти в сфере труда, соблюдая следующий порядок:
1) органы государственной власти Калужской области, разрабатывающие нормативные правовые акты в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программы социально-экономического развития:
- направляют проекты нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ, касающихся социально-экономического развития Калужской области (далее - программы социально-экономического развития), а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, в Калужскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений не позднее чем за 3 рабочих дня до внесения их на рассмотрение в правотворческий орган, с указанием срока окончания проектной деятельности;
- в случае принятия решения о создании рабочей группы для разработки проектов нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития направляют предложение координаторам сторон Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющих Профсоюзы и Работодателей, о включении своего представителя в состав такой рабочей группы;
2) координаторы сторон Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющих областные объединения профсоюзов и областные объединения работодателей:
- организуют рассмотрение соответствующей стороной Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проектов нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития и в течение 3 рабочих дней направляют разработчикам заключение, содержащее мотивированное мнение соответствующей стороны по представленным проектам;
- по предложениям органов государственной власти направляют для включения в состав рабочей группы, создаваемой для разработки проектов нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, представителя соответствующей стороны Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
3) заключения сторон Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющих Профсоюзы и Работодателей, передаются в правотворческий орган вместе с проектами нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития.
1.8. Принимают меры по предотвращению, а в случаях возникновения - по урегулированию трудовых конфликтов и коллективных трудовых споров в организациях.
1.9. Проводят согласованную политику по вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению областных, областных отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров. Содействуют профсоюзам в организации встреч с трудовыми коллективами по вопросу информирования о деятельности профсоюзов и о создании первичных профсоюзных организаций.
1.10. Содействуют организации обучающих семинаров представителей профсоюзов, работодателей, исполнительных органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений.
Правительство и Работодатели:
1.11. Учитывают мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективных договоров и настоящего Соглашения при рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к награждению государственными наградами, наградами Калужской области и присвоению почетных званий Российской Федерации и (или) Калужской области.
Профсоюзы:
1.12. Обеспечивают обязательное направление в соответствующий орган по труду соглашений и коллективных договоров для уведомительной регистрации.
1.13. Инициируют заключение региональных отраслевых (межотраслевых) соглашений.
1.14. Принимают меры к увеличению в организациях Калужской области количества первичных профсоюзных организаций.
1.15. Участвуют в создании комиссий по трудовым спорам в организациях.
1.16. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов.
1.17. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, в том числе при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
1.18. Систематически проводят обучение представителей сторон социального партнерства регионального, территориального, отраслевого и локального уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений.
1.19. В целях подготовки школьников к трудовой деятельности проводят в старших классах школ и на старших курсах профессиональных образовательных организаций профсоюзные встречи, направленные на информирование учащихся о системе социального партнерства в регионе как эффективном механизме защиты социально-трудовых прав граждан.
Работодатели и Профсоюзы:
1.20. Заключая коллективные договоры в организациях, предусматривают в них:
- ежегодную индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Калужской области с учетом финансово-экономического положения организации;
- сроки выплаты заработной платы;
- обеспечение прав и гарантий профсоюзной деятельности;
- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
- порядок учета мнения представительного органа работников по вопросам, касающимся установления систем нормирования труда, введения, замены и пересмотра норм труда в организации;
- при повышении производительности труда - соответствующее повышение заработной платы;
- оплату в размере средней заработной платы периода приостановки работником исполнения трудовых обязанностей по причине задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней;
- обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые из средств организации;
- порядок выплаты вознаграждения работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области для трудоспособного населения;
- предоставление работникам льгот и социальных гарантий сверх предусмотренных действующим законодательством с учетом финансовых возможностей организаций;
- размер минимальной заработной платы работника не ниже установленной действующим соглашением о минимальной заработной плате в Калужской области;
- соответствующие размеры, порядок и условия предоставления компенсационных мер для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда;
- при приеме на работу обеспечение направления работника в выборный орган первичной профсоюзной организации с целью информирования о деятельности первичной профсоюзной организации.
Работодатели:
1.21. Содействуют созданию территориальных объединений работодателей в муниципальных районах и городских округах Калужской области.
1.22. Соблюдают права и гарантии деятельности Профсоюзов в организациях, осуществляющих деятельность на территории Калужской области, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
1.23. Создают условия для уставной деятельности Профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав Профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
1.24. Распространяют на выборных и штатных профсоюзных работников социальные льготы и гарантии, действующие в организации.
1.25. Производят оплату труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором, соглашением.
1.26. Обеспечивают участие работников в управлении организацией, предоставляя право их представителям участвовать в заседаниях органов управления организации и вносить предложения по вопросам реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; подготовки и дополнительного профессионального образования работников; по иным вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
1.27. Не препятствуют созданию первичной профсоюзной организации и вступлению работников в члены профсоюза. Не увольняют или другим способом не дискриминируют работника на том основании, что он является членом профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности.
1.28. Отчисляют первичным профсоюзным организациям денежные средства на культурно-массовую, физкультурно-оздоровительную и социальную работу в размерах, предусмотренных в коллективных договорах, соглашениях.
1.29. Не препятствуют осуществлению профсоюзного контроля.
1.30. Оказывают содействие работникам в разработке и принятии коллективных договоров в организациях.
1.31. По представлению профсоюзных комитетов освобождают от работы с сохранением средней заработной платы работников - членов профсоюзного актива для выполнения профсоюзных обязанностей и на время краткосрочной учебы на условиях, предусмотренных коллективными договорами.
1.32. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца дают мотивированный ответ.
Правительство:
1.33. Включает представителей Профсоюзов и Работодателей в состав формируемых советов, комиссий, рабочих групп, коллегий и иных консультативно-совещательных органов, рассматривающих вопросы, касающиеся социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.34. Оказывает содействие исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления Калужской области в развитии социального партнерства на территориальном уровне.
1.35. Обеспечивает проведение областных конкурсов, направленных на развитие коллективно-договорных отношений и поощрение социально ответственных работодателей при наличии финансовых средств.
1.36. При оказании организационной и иной поддержки организациям, расположенным на территории Калужской области, учитывает в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, выполнение обязательств коллективных договоров и соглашений.
1.37. Проводит политику невмешательства в деятельность профсоюзных организаций, объединений, действующих в регионе, в том числе по вопросам профсоюзного имущества.
1.38. Обеспечивает безвозмездное предоставление помещений, находящихся в ведении Калужской области, для проведения совместно организуемых сторонами социального партнерства областных массовых мероприятий (торжественного заседания, посвященного Празднику Весны и Труда, новогодних праздничных мероприятий для детей и т.п.).
2. Развитие экономики и предпринимательства в Калужской области
Стороны считают, что в предстоящий период их действия должны быть ориентированы на развитие социально-трудовой сферы через обеспечение положительной динамики экономического развития на основе модернизации производства и повышения конкурентоспособности товаров и услуг местных производителей, стимулирования предпринимательской, инвестиционной и инновационной активности. Для достижения поставленных целей
Стороны совместно:
2.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности и при необходимости вырабатывают предложения по данным вопросам и направляют их в адрес федеральных органов государственной власти.
2.2. Способствуют развитию малого и среднего предпринимательства в Калужской области.
2.3. Содействуют созданию и развитию инфраструктуры инновационного предпринимательства (технопарков, бизнес-инкубаторов, центра кластерного развития, центров коллективного пользования и др.).
2.4. Принимают меры по предотвращению незаконных действий, нацеленных на ликвидацию или перепрофилирование организаций науки, промышленности, сельского хозяйства, объектов образования и социального обслуживания.
2.5. Принимают меры по поддержке калужских товаропроизводителей и их адаптации в условиях членства России во Всемирной торговой организации.
2.6. При возникновении ситуации финансово-экономической нестабильности в Калужской области разрабатывают и обеспечивают реализацию планов совместных мероприятий по смягчению, минимизации и преодолению негативного влияния кризисных явлений на социально-экономическое развитие Калужской области и социальную защищенность работников организаций Калужской области и членов их семей.
2.7. Содействуют в проведении производственных соревнований, смотров на лучшее подразделение, других мероприятий, способствующих повышению эффективности производства, качества выпускаемой продукции и заинтересованности работников в результатах своего труда.
2.8. Способствуют привлечению в экономику Калужской области инвестиций.
2.9. Способствуют формированию имиджа Калужской области как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, культурного и туристического центра, а также территории, привлекательной для инвесторов, активно укрепляющей свои позиции в международной и межрегиональной системе связей через обмен делегациями, презентацию области перед потенциальными партнерами, организацию и участие в зарубежных, российских и областных конференциях, выставках, семинарах.
Профсоюзы:
2.10. Вносят предложения о поощрении работников за высокую производительность труда, выполнение и перевыполнение планов и программ развития организации.
2.11. Принимают меры к соблюдению работниками трудовой и технологической дисциплины.
2.12. Обеспечивают обсуждение вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов.
2.13. Содействуют созданию в организациях Калужской области условий для творческого, высокопроизводительного труда работников.
2.14. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий при Правительстве Калужской области по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
2.15. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
Профсоюзы и Работодатели:
2.16. Добиваются на предприятии высокой культуры производства.
Работодатели:
2.17. Принимают меры для обеспечения стабильности работы и экономического роста организаций, обновления основных фондов, повышения производительности труда.
2.18. Проводят работу по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, сохранению и созданию дополнительных рабочих мест.
2.19. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный, областной и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.
2.20. По запросам органов государственной власти и органов местного самоуправления представляют информацию, необходимую для разработки программ и прогнозов социально-экономического развития региона.
2.21. Обеспечивают своевременное информирование Сторон о наличии признаков банкротства в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории региона.
2.22. Не реже одного раза в полгода информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
2.23. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам, соответствующим исполнительным органам государственной власти Калужской области беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам.
Правительство:
2.24. Обеспечивает участие Калужской области в государственных программах и проектах, финансируемых из федерального бюджета и других источников.
2.25. Участвует в рамках своих полномочий в работе по предотвращению несостоятельности (банкротства) организаций Калужской области, разрабатывает меры по повышению эффективности их работы и восстановлению платежеспособности.
2.26. Содействует внедрению эффективных механизмов стимулирования инноваций.
2.27. Не допускает задолженности по расчетам за выполненные работы (услуги) по государственному заказу.
2.28. Осуществляет государственную поддержку развития малого и среднего предпринимательства.
3. Уровень жизни, оплата труда и социальная защита населения
В целях проведения согласованной политики по повышению доходов, уровня жизни и социальной защищенности населения, регулированию оплаты труда работников Стороны принимают на себя следующие обязательства:
Стороны совместно:
3.1. Обеспечивают минимальный размер заработной платы не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области для трудоспособного населения.
3.2. Принимают меры к установлению в структуре заработной платы соотношения условно-постоянной части к условно-переменной части как 70% к 30%.
3.3. В пределах полномочий принимают меры по предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками организаций и ее ликвидации.
3.4. Принимают меры по исключению нелегальных схем выплаты заработной платы в организациях.
3.5. Осуществляют мероприятия, направленные на организацию отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области.
3.6. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, молодежной политики, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов на территории Калужской области.
3.7. Принимают меры по недопущению закрытия, перепрофилирования и продажи под иные цели в счет долгов организаций независимо от формы собственности их социально-культурных объектов, осуществляющих образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую деятельность, обеспечивающих детский и семейный отдых жителей региона.
3.8. Содействуют сохранению объемов услуг, оказываемых культурно-просветительскими учреждениями, спортивными сооружениями, оздоровительными и социально-бытовыми объектами, находящимися на балансе организаций, с учетом действующих норм и фактической численности работающих и поддержанию на должном уровне их материально-технической базы.
3.9. Обеспечивают для инвалидов и других маломобильных групп населения доступность приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
3.10. Реализуют меры по сохранению стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Профсоюзы:
3.11. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюзов в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций.
3.12. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями законодательства о труде.
3.13. Рассматривают заявления членов профсоюзов по вопросам нарушения их трудовых и пенсионных прав, принимают по ним соответствующие меры, ставят перед государственными контрольно-надзорными органами вопрос о привлечении к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушения прав работников, оказывают необходимую правовую помощь в отстаивании законных прав и интересов членов профсоюзов, в том числе в судебном порядке.
3.14. Участвуют в установленном законом порядке в совместных с прокуратурой Калужской области и Государственной инспекцией труда в Калужской области проверках соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3.15. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам, контрольно-надзорные и судебные органы.
3.16. Осуществляют общественный контроль за ходом подготовки и проведения детского оздоровительного отдыха.
3.17. Инициируют включение в отраслевые соглашения и коллективные договоры пунктов, предусматривающих льготы и преимущества для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, сверх установленных трудовым законодательством.
Работодатели:
3.18. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, выходных пособий и другие выплаты, причитающиеся работнику в соответствии с действующим законодательством, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами; не допускают образования долгов по заработной плате и уплате социальных страховых взносов. Ежемесячно перечисляют на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы, удерживаемые по заявлениям работников из их заработной платы, одновременно с выдачей банком средств на заработную плату.
3.19. Устанавливают в коллективных договорах или локальных нормативных актах порядок и условия индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в Калужской области с учетом финансово-экономического положения организации.
3.20. Предусматривают в смете расходов организации затраты на финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха и оздоровления работников.
3.21. По возможности способствуют приобретению жилой площади для работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
3.22. Выделяют финансовые средства на приобретение путевок в детские оздоровительные учреждения для детей своих работников, компенсируя стоимость путевок в размере не менее 50%.
3.23. Несут расходы, связанные с заключением и исполнением договора банковского счета, обслуживанием банковской карты в случае инициирования работодателем выплаты заработной платы по банковской карте.
3.24. Создают условия для обеспечения сохранности документов постоянного срока хранения по личному составу, в том числе подтверждающих факт работы, связанной с предоставлением льгот, размер заработной платы работников, и своевременно принимают меры по их упорядочению. При ликвидации организации обеспечивают сдачу в архивные учреждения указанных документов.
3.25. Предоставляют возможность работы в режиме гибкого рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, детей в возрасте до трех лет, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.
3.26. При составлении графика отпусков учитывают преимущественное право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в летнее или другое удобное время года одному из родителей, воспитывающих 2 и более детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 18 лет).
3.27. Выплачивают дополнительное вознаграждение работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад)) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленной в Калужской области для трудоспособного населения. Закрепляют в коллективных договорах, локальных нормативных актах или трудовых договорах порядок выплаты указанного вознаграждения.
3.28. Устанавливают размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (за исключением организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней).
Правительство:
3.29. Реализует основные направления единой государственной социальной политики на территории Калужской области.
3.30. Устанавливает величину прожиточного минимума на душу населения и по социально-демографическим группам населения Калужской области.
3.31. Принимает меры по реализации "дорожных карт" в части оплаты труда работников бюджетной сферы Калужской области.
3.32. В пределах компетенции разрабатывает проекты нормативных правовых актов в сфере труда, направленных на повышение уровня жизни, доходов и социальной защищенности населения Калужской области.
3.33. По предложению прокуратуры Калужской области, Государственной инспекции труда в Калужской области, Профсоюзов направляет представителей для участия в проверках соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
3.34. Осуществляет ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.
3.35. Обеспечивает полный охват граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Калужской области, обратившихся за социальным обслуживанием, социальными услугами в соответствии с установленными требованиями к объему и качеству услуг.
3.36. Укрепляет материально-техническую базу учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
3.37. Принимает меры к сохранению и развитию сети детских стационарных оздоровительных лагерей.
3.38. Организует реализацию и координацию мероприятий государственных программ, регулирующих вопросы организации отдыха и оздоровления детей.
3.39. В пределах полномочий принимает меры по сохранению и развитию социальной инфраструктуры сельских территорий с целью закрепления молодежи на селе.
3.40. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы Калужской области, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики и с учетом социальной доступности транспортных услуг. Предварительно информирует Калужскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений об изменении тарифов на пассажирские перевозки.
4. Развитие трудовых ресурсов, содействие занятости населения и кадровому обеспечению организаций
Стороны считают основными задачами на предстоящий период развития трудовых ресурсов Калужской области формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономическим развитием региона, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и работодателей. В этих целях
Стороны совместно:
4.1. Определяют предельные значения безработицы в Калужской области в следующих объемах:
- уровень общей безработицы - 6% от численности экономически активного населения;
- уровень регистрируемой безработицы - 1,5% от численности экономически активного населения.
4.2. Проводят согласованную политику в области регулирования рынка труда, занятости населения, трудовой миграции и развития трудовых ресурсов.
4.3. Принимают меры по обеспечению занятости трудоспособного населения, недопущению роста регистрируемой безработицы, по снижению доли иностранных работников к численности экономически активного населения Калужской области.
4.4. Способствуют созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест.
4.5. Участвуют в реализации информационной политики, направленной на легализацию трудовых отношений, привлечение в регион трудовых ресурсов, профессиональную ориентацию граждан на востребованные в регионе профессии и специальности.
4.6. С использованием средств массовой информации организуют информационно-разъяснительные кампании и акции, включая ярмарки вакансий, по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства.
4.7. В целях повышения престижа рабочих профессий и востребованных специальностей проводят конкурсы профессионального мастерства. Направляют представителей Калужской области для участия в федеральном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".
4.8. Содействуют предотвращению массового высвобождения работников в организациях. При установлении в территориальных и отраслевых соглашениях критериев массового высвобождения работников руководствуются показателем "увольнение двух и более процентов работников в течение календарного года по причине сокращения численности или штата работников организации".
4.9. Содействуют созданию в организациях рабочих мест, в том числе для проведения оплачиваемых общественных работ.
4.10. Оказывают содействие в трудоустройстве инвалидов с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации инвалида, в том числе на специально созданные для них рабочие места.
4.11. Принимают комплексные меры содействия трудоустройству выпускников образовательных организаций всех уровней профессионального образования.
4.12. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
Профсоюзы:
4.13. Содействует включению в отраслевые соглашения и коллективные договоры мер, направленных на разработку планов развития персонала организаций, обеспечение занятости работников, их подготовки и дополнительного профессионального образования, а также оказание материальной помощи работникам, высвобождаемым в результате сокращения численности или штата.
4.14. Оказывают бесплатную правовую помощь членам профсоюзов по вопросам труда и занятости.
4.15. При необходимости вносят предложения работодателям о переносе сроков массового увольнения работников.
4.16. Вырабатывают рекомендации первичным профсоюзным организациям и работодателям о включении в коллективные договоры конкретных мероприятий по обеспечению занятости граждан, социальных гарантий высвобождаемым работникам, повышения квалификации работников.
4.17. Инициируют включение в коллективные договоры пунктов по вопросам оказания материальной помощи работникам, вернувшимся в организацию после прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в течение 3 месяцев после их демобилизации.
4.18. Информируют органы государственной службы занятости населения о выявленных фактах непредставления работодателем в установленном порядке в центры занятости населения сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест.
4.19. Инициируют включение в отраслевые соглашения и коллективные договоры обязательств, касающихся соблюдения трудовой дисциплины, повышения ответственности работников за результаты своего труда, исполнения должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
4.20. Содействуют подготовке рабочих кадров непосредственно на производстве.
4.21. Содействуют повышению квалификации кадров предприятия и повышению престижа рабочих профессий.
4.22. Информируют работников организаций Калужской области об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Калужской области в социально-трудовой сфере.
Работодатели:
4.23. Принимают меры по созданию новых рабочих мест, внедрению трудосберегающих технологий, по стимулированию работников к профессиональному обучению и получению дополнительного профессионального образования.
4.24. Не допускают нелегальной и теневой занятости, применения нелегальных схем выплаты заработной платы.
4.25. Своевременно предоставляют органам службы занятости населения в порядке, определенном действующим законодательством, а также в профсоюзные органы:
- сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
- информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
4.26. Соблюдают запрет на распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
4.27. С целью унификации подходов к определению обязанностей по трудовой функции работников и предъявляемых квалификационных требований, оптимизации подбора и расстановки кадров применяют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующие согласованные и утвержденные положения профессиональных стандартов.
4.28. Предоставляют работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.
4.29. В случае сокращения численности или штата работников организации не допускают увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в течение одного года.
4.30. Ежегодно участвуют в формировании прогноза потребности в кадрах на долгосрочную перспективу (7 лет), предоставляя необходимую информацию по форме и в сроки, устанавливаемые органом исполнительной власти Калужской области в сфере кадровой политики.
4.31. Заключают договоры с образовательными организациями на подготовку кадров.
4.32. Организуют работу по подготовке востребованных специалистов с использованием возможностей целевой подготовки и целевого приема.
4.33. Участвуют в формировании программ профессионального обучения и оценки качества выпускников, в проведении практических занятий в профессиональных образовательных организациях.
4.34. По заявкам профессиональных образовательных организаций, в т.ч. образовательных организаций высшего образования, предоставляют возможность практической подготовки студентам среднего профессионального и высшего профессионального образования.
4.35. Участвуют в реализации проектов по развитию практической подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях Калужской области и на базе организаций.
4.36. Проводят внутреннюю кадровую политику, направленную на увеличение числа высококвалифицированных работников. Принимают меры к увеличению к 2019 году доли работников, прошедших подготовку и дополнительное профессиональное образование.
4.37. Обеспечивают выпускникам образовательных организаций профессионального и высшего образования гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые два года работы после окончания обучения.
4.38. Разрабатывают и реализуют формы поощрения работников, добившихся высоких показателей в труде; совместно с профсоюзом содействуют представлению их кандидатур к присвоению звания лучшего работника по профессии, почетных званий, к занесению на Доску почета "Трудовая слава Калужской области".
4.39. Обеспечивают при наличии финансовых возможностей жильем работников, имеющих наиболее востребованные в организации профессии и специальности. Перечень таких профессий и специальностей устанавливается коллективным договором или иным локальным нормативным актом организации.
4.40. Разрабатывают и реализуют меры, направленные на закрепление в организациях Калужской области квалифицированных специалистов, в том числе путем частичного или полного субсидирования процентной ставки по договорам ипотечного жилищного кредитования в период действия трудового договора между работником и работодателем.
4.41. При наличии финансовых возможностей выступают поручителями по договорам ипотечного кредитования, заключенным наиболее востребованными специалистами организации.
4.42. При принятии решения о ликвидации организации или сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров своевременно информируют об этом выборные профсоюзные органы и органы службы занятости населения.
4.43. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
4.44. В приоритетном порядке обеспечивают трудоустройство российских граждан и участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
4.45. Разрабатывают и реализуют меры, направленные на создание условий работникам с семейными обязанностями для совмещения трудовой занятости с воспитанием детей.
4.46. При наличии вакантных рабочих мест оказывают содействие в трудоустройстве граждан, направленных органами государственной службы занятости населения, из числа лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости); беженцев и вынужденных переселенцев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных организаций профессионального образования, ищущих работу впервые) при условии их соответствия предъявляемым профессиональным требованиям.
4.47. Реализуют меры, направленные на развитие гибких форм занятости женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (занятость с неполным рабочим временем и гибким графиком (режимом) работы, надомная занятость).
4.48. Участвуют в разработке и модернизации образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Профсоюзы и Работодатели:
4.49. Участвуют в разработке профессиональных стандартов.
Правительство:
4.50. Содействует трудоустройству граждан посредством оказания государственных услуг в сфере занятости населения, уделяя особое внимание гражданам, испытывающим трудности в поиске работы.
4.51. Оказывает содействие в трудоустройстве, реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, организации общественных работ, развитии самозанятости безработных граждан, вовлечении их в предпринимательскую деятельность.
4.52. При осложнении ситуации, касающейся занятости населения, разрабатывает и реализует мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, в том числе по предупреждению массовых увольнений, сохранению существующих и созданию дополнительных рабочих мест, организации временных и общественных работ и другие мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
4.53. Ежегодно формирует региональный прогноз потребности в кадрах на долгосрочную перспективу (7 лет).
4.54. Обеспечивает формирование государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров в профессиональных образовательных организациях Калужской области с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда.
4.55. Принимает меры по развитию обучения на производстве, обеспечению доступности профессионального образования инвалидам, развитию дистанционного образования.
4.56. В рамках договоров осуществляет сотрудничество с образовательными организациями высшего образования по вопросам подготовки востребованных специалистов по целевому набору, предусматривая для молодых специалистов возможность по завершении обучения отработать в организации, расположенной на территории Калужской области, не менее трех лет.
4.57. Добивается ежегодного увеличения не менее чем на три процента доли выпускников общеобразовательных организаций Калужской области, получивших целевые направления в образовательные организации среднего профессионального образования или в образовательные организации высшего образования.
4.58. Содействует организациям Калужской области в выделении земли под строительство жилья для специалистов и в обеспечении его инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
4.59. Способствует организации рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в особой поддержке, в том числе созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
5. Охрана труда и здоровья работников, экологическая безопасность
Стороны рассматривают в качестве приоритетных направлений сотрудничества создание условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, устранение нарушений прав работников в области охраны труда, повышение эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также соблюдение требований и норм экологической безопасности.
Стороны совместно:
5.1. Обеспечивают реализацию на территории Калужской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.
5.2. В пределах компетенции участвуют в реализации мероприятий действующих целевых программ, обеспечивающих улучшение условий и охраны труда в Калужской области.
5.3. Проводят работу по реализации предупредительных и профилактических мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5.4. Обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в полном объеме.
5.5. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда, проведение региональных конкурсов в сфере охраны труда, сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда.
5.6. Осуществляют пропаганду здорового образа жизни среди работников организаций Калужской области.
5.7. Организуют спортивные мероприятия, включая спартакиады, спортивные фестивали и праздники, соревнования по отдельным видам спорта с участием работников организаций.
5.8. Участвуют в проведении информационно-просветительских кампаний и реализации профилактических мер по противодействию распространению ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма и других социально значимых заболеваний среди работников организаций Калужской области.
5.9. Содействуют повышению квалификации и обучению представителей профсоюзных объединений, специалистов по охране труда организаций, работодателей, работников органов исполнительной власти Калужской области по вопросам охраны труда и обеспечения экологической безопасности.
5.10. Принимают меры по сокращению численности работающих женщин, занятых на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
5.11. Осуществляют контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях Калужской области в рамках полномочий, определенных законодательством.
5.12. Проводят работу по установлению в отраслевых (межотраслевых) соглашениях размеров, порядка и условий предоставления компенсационных мер для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Профсоюзы и Работодатели:
5.13. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрение за осуществление общественного контроля.
Профсоюзы:
5.14. Инициируют в соответствии с законодательством создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях Калужской области. Организовывают проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
5.15. Инициируют своевременное обучение по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, в том числе за счет средств, выделяемых государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
5.16. Направляют своего представителя в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, создаваемой работодателем для организации и проведения специальной оценки условий труда.
5.17. Осуществляют консультирование работников по вопросам охраны труда и предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
5.18. Инициируют включение в коллективные договоры раздела по улучшению условий и охраны труда с приложением сметы ежегодных расходов на реализацию работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков.
5.19. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
5.20. Направляют своих представителей для участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.21. Инициируют проведение в организациях смотров-конкурсов на лучшее состояние охраны и условий труда в структурных подразделениях, цехах, а также на звание "Лучший уполномоченный по охране труда".
Работодатели:
5.22. Обеспечивают улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.
5.23. Сокращают долю производственного оборудования с выработанным ресурсом и сроком службы в общем объеме основных производственных фондов организации.
5.24. Не допускают эксплуатации рабочих мест, на которых условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам и нормативным требованиям охраны труда.
5.25. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, в том числе по результатам специальной оценки условий труда.
5.26. Принимают меры по созданию системы видеофиксации на наиболее опасных участках производства в случаях, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
5.27. Рассматривают результаты расследования несчастного случая с участием выборного органа первичной профсоюзной организации для принятия необходимых мер, направленных на ликвидацию причин и предупреждение травматизма.
5.28. При возникновении аномальных погодных условий, оказывающих негативное влияние на условия труда работников, осуществляют организационные мероприятия, направленные на нормализацию условий труда. В случае невозможности предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека обеспечивают сокращение времени пребывания работников на рабочих местах до установленного действующим законодательством.
5.29. Проводят специальную оценку условий труда на рабочих местах.
5.30. Обеспечивают работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия.
5.31. Обеспечивают за счет собственных средств прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров соответствующими категориями работников, а также дополнительных медицинских осмотров работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.32. Способствуют развитию системы добровольного страхования жизни и здоровья работников, занятых во вредных и опасных условиях труда.
5.33. Предоставляют дополнительные к установленным действующим законодательством компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и (или) работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве, в размере и порядке, установленными в коллективном договоре.
5.34. Инициируют в соответствии с законодательством создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях Калужской области.
5.35. Обеспечивают проведение ежегодной вакцинации от инфекционных заболеваний, переносчиками которых являются клещи и грызуны, работников, подверженных риску заболеваний в связи с их профессиональной деятельностью.
5.36. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей.
5.37. Обеспечивают соответствие проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов экологическим требованиям и требованиям охраны труда.
5.38. Организуют обучение всех работников безопасным методам и приемам выполнения работ. Для работников, принимаемых на работы с вредными и опасными условиями труда, помимо обучения обеспечивают стажировку на рабочих местах.
5.39. Способствуют формированию в трудовых коллективах здорового образа жизни. Предусматривают в смете расходов организации затраты на спортивно-оздоровительные мероприятия в соответствии с коллективным договором.
5.40. Обеспечивают финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.41. Разрабатывают и реализуют программы по укреплению здоровья на рабочем месте в организациях Калужской области с учетом рекомендаций по укреплению здоровья на рабочем месте, разработанных министерством здравоохранения Калужской области.
Правительство:
5.42. Обеспечивает реализацию на территории Калужской области государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
5.43. Осуществляет государственное управление охраной труда на территории Калужской области в пределах своих полномочий.
5.44. Разрабатывает проекты региональных нормативных правовых актов в сфере охраны труда и экологической безопасности.
5.45. Осуществляет контроль за соблюдением требований природоохранного законодательства в организациях Калужской области в рамках полномочий, определенных законодательством.
5.46. Участвует в работе комиссий по расследованию тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, в том числе групповых несчастных случаев.
5.47. Организует работу межведомственной комиссии по охране труда и осуществляет методическое обеспечение работы координационных советов по охране труда муниципальных образований Калужской области.
5.48. Обеспечивает размещение в средствах массовой информации не реже 1 раза в квартал информации о текущем состоянии условий и охраны труда в Калужской области.
5.49. Обеспечивает население Калужской области необходимой экологической информацией.
6. Молодежная политика
Стороны считают приоритетными направлениями взаимодействия в сфере молодежной политики создание условий для профессиональной, творческой, физической самореализации молодежи, активизацию участия молодежи в социально-экономической и общественной жизни региона, поддержку общественно значимых молодежных инициатив, обеспечение защиты трудовых и социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи.
Стороны совместно:
6.1. Обеспечивают поддержку научной, творческой и предпринимательской активности молодежи, волонтерского движения.
6.2. Участвуют в патриотическом воспитании молодежи.
6.3. Взаимодействуют с общественными молодежными организациями и объединениями. Проводят регулярные встречи с представителями молодежи.
6.4. Способствуют увеличению представительства молодежи в органах исполнительной власти Калужской области, в органах объединений профсоюзов и работодателей.
6.5. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов.
6.6. Проводят работу по предупреждению и профилактике асоциальных явлений, в том числе алкоголизма и наркомании, распространения ВИЧ-СПИДа среди работающей и студенческой молодежи, а также направленную на пропаганду здорового образа жизни.
6.7. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по профессиональной ориентации молодежи на профессии и специальности, востребованные на рынке труда Калужской области.
6.8. Содействуют созданию комфортных условий для жизни и работы молодежи на территории Калужской области.
6.9. Проводят согласованную политику в ходе разработки и реализации проектов и программ (мер) социально-экономической поддержки молодежи, в том числе путем включения представителей Сторон в соответствующие межведомственные комиссии и рабочие группы.
Профсоюзы:
6.10. Участвуют в разработке и реализации мероприятий по поддержке молодежи, обеспечению занятости молодежи и повышению ее профессионального уровня.
6.11. Предусматривают денежные средства на реализацию молодежной политики.
6.12. Совместно с работодателями проводят работу по повышению профессионального мастерства, развитию творческой активности молодежи, организуют соревнования, конкурсы на звание "Лучший молодой рабочий", "Лучший молодой специалист".
6.13. Инициируют включение в коллективные договоры разделов, содержащих положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление молодежи мер социальной защиты (предоставление рабочих мест, адаптация в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получение льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на наем жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
6.14. Содействуют профессиональной и социальной адаптации в организациях молодых специалистов и вновь принятых молодых работников. Участвуют в формировании и развитии институтов наставничества.
6.15. Организуют обучение председателей молодежных советов (комиссий), молодых профсоюзных активистов.
6.16. Организуют массовые профессионально-трудовые, культурно-досуговые, спортивные и иные мероприятия для работающей и студенческой молодежи.
6.17. Способствуют формированию у молодежи активной гражданской позиции. Систематически проводят классные часы в старших классах общеобразовательных организаций и образовательных организаций среднего профессионального образования с целью подготовки молодежи к трудовой деятельности, формирования представления о правах и обязанностях граждан в области трудового права.
6.18. Способствуют привлечению в ряды профсоюзов новых членов из числа работающей и учащейся молодежи.
6.19. Содействуют через отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи на учебу, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и досуг.
Работодатели:
6.20. Создают условия в организациях для профессионального роста молодых рабочих и специалистов.
6.21. Предусматривают в смете расходов организации финансирование мероприятий по работе с молодежью.
6.22. Предусматривают в коллективных договорах и локальных нормативных актах меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям.
6.23. Разрабатывают и реализуют меры поддержки и закрепления в организациях молодых специалистов, содействия в решении их социально-бытовых проблем.
6.24. Содействуют формированию в организации советов работающей молодежи, советов молодых специалистов и других органов данного направления.
6.25. Не препятствуют участию молодых работников в деятельности молодежных совещательных органов регионального и территориального уровней.
6.26. Разрабатывают и реализуют в организациях программы адаптации молодых работников на производстве, развития наставничества.
6.27. Предусматривают в коллективном договоре или локальном нормативном акте меры материальной поддержки работников, осуществляющих наставничество (наставников).
6.28. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий" и "Лучший молодой специалист"; предусматривают меры материального и морального поощрения победителей.
6.29. Участвуют в трудовой адаптации учащихся посредством предоставления им временных рабочих мест в рамках заключенных соглашений с общеобразовательными учреждениями.
6.30. В целях профилактики правонарушений участвуют в реализации мер по организации временного трудоустройства подростков и молодежи в каникулярные периоды и в свободное от учебы время с предоставлением приоритетного права подросткам и молодым людям из социально незащищенных категорий граждан.
6.31. Предусматривают трудоустройство на временной основе несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляя места для трудоустройства в количестве не менее одного процента от численности работников организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также организаций, численность работников которых составляет менее 35 человек).
6.32. Принимают меры по противодействию распространению ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании и других социально значимых заболеваний среди работающей молодежи.
6.33. Содействуют работающей молодежи, детям работников в расширении возможностей для занятий спортом, самодеятельным творчеством.
6.34. Содействуют трудоустройству лиц, отслуживших срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, ранее уволенных из данной организации в связи с призывом на военную службу; предусматривают в коллективных договорах единовременные поощрительные выплаты для указанной категории работников.
6.35. По представлению профсоюзных комитетов освобождают от работы с сохранением средней заработной платы председателей, членов профсоюзных молодежных комиссий (советов), ответственных за работу с молодежью, для выполнения профсоюзных обязанностей и на время краткосрочной учебы.
6.36. Проводят для молодежи, в том числе школьников, дни открытых дверей, профориентационные экскурсии с целью ознакомления с профессиями и специальностями, востребованными на рынке труда Калужской области.
6.37. Организуют участие представителей работающей молодежи в комиссиях по ведению коллективных переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.
6.38. Способствуют привлечению в ряды профсоюзов новых членов из числа работающей и учащейся молодежи.
Правительство:
6.39. Разрабатывает нормативные правовые акты в сфере молодежной политики.
6.40. Обеспечивает реализацию прав и гарантий молодежи в сфере труда и занятости.
6.41. Реализует меры государственной поддержки работающей молодежи.
6.42. Обеспечивает проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей среди детей и молодежи в области образования, культуры, спорта, профессиональной и предпринимательской деятельности.
6.43. Формирует нормативно-правовую базу по вопросам поддержки молодых семей в части строительства и приобретения жилья, улучшения жилищных условий для молодых семей.
6.44. Обеспечивает в соответствии с законодательством предоставление рабочих мест в подведомственных организациях для прохождения альтернативной гражданской службы.
6.45. Содействует межрегиональному молодежному сотрудничеству.
6.46. Ежегодно предусматривает в областном бюджете средства на финансирование мероприятий в области молодежной политики.
7. Пенсионное обеспечение
Приоритетными направлениями деятельности в области пенсионного обеспечения Стороны считают повышение уровня благосостояния граждан пенсионного возраста, сокращение разрыва в доходах пенсионеров по отношению к работающему населению, стимулирование работодателей и работников к совместному финансированию будущих пенсионных выплат.
Стороны совместно:
7.1. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения Калужской области.
7.2. Реализуют информационную политику, направленную на поддержание у работников стремления к добровольному дополнительному пенсионному обеспечению.
7.3. Принимают меры по недопущению возникновения задолженности по перечислению взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Профсоюзы:
7.4. Выходят с предложением к работодателям по участию организации в реализации пенсионных программ для работников, обеспечивающих рост пенсионных накоплений.
7.5. При осуществлении профсоюзного контроля проверяют правильность установления наименований профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий.
7.6. Оказывают помощь работникам в оформлении документов по пенсионному обеспечению.
Работодатели:
7.7. Обеспечивают сохранность и своевременно передают на архивное хранение документы о периодах работы (стаже) работников во вредных условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, о заработной плате работников.
7.8. Не допускают образования задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
7.9. Участвуют в обязательном пенсионном страховании работников в порядке, установленном федеральным законодательством.
7.10. Участвуют в дополнительном пенсионном обеспечении работников через негосударственные пенсионные фонды.
7.11. Представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации необходимые документы застрахованных лиц, вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в органы Пенсионного фонда Российской Федерации с использованием электронно-цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи.
7.12. Представляют застрахованным работникам информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованных лиц (в случае их уплаты).
7.13. Приводят в соответствие с законодательством перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей работников, для которых установлено льготное пенсионное обеспечение.
7.14. Представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации списки работников, достигающих пенсионного возраста в ближайшие два года, и полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии работнику, за один месяц до возникновения у него права на трудовую пенсию.
Правительство:
7.15. Рассматривает информацию об организациях, являющихся должниками по уплате страховых взносов, на заседаниях соответствующих комиссий.
7.16. Своевременно доводит до Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о величине прожиточного минимума пенсионера в Калужской области, которая используется для определения размера социальных доплат к пенсии.
8. Действие Соглашения и контроль за его реализацией
8.1. Настоящее Соглашение заключено на 2017 - 2019 годы и действует с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года.
8.2. Внесение изменений и дополнений к Соглашению, продление срока его действия осуществляются решением Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
8.3. Ни одна из Сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.
8.4. В случае реорганизации Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
8.5. Сторонами социального партнерства осуществляется контроль за выполнением настоящего Соглашения. Стороны представляют друг другу письменные отчеты об исполнении обязательств по итогам полугодия и за год в сроки до 20 июля и до 1 марта.
8.6. В течение всего срока действия Соглашения Сторонами могут осуществляться проверки выполнения отдельных условий Соглашения. Инициатором проведения проверок может выступать любая Сторона. Документы по исполнению отдельных обязательств представляются в срок до 14 календарных дней со дня получения соответствующего запроса.
8.7. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются на заседаниях Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области.
8.8. Стороны в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за невыполнение обязательств, возложенных на них Соглашением.
Подписи сторон
Калужское областное трехстороннее соглашение между Территориальным Союзом организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов", областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2017 - 2019 годы подписали:
От Правительства Калужской области Первый заместитель Губернатора Калужской области |
Д.А. Денисов |
От Территориального Союза организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов" Председатель Территориального Союза организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов" |
А.П. Гречанинов |
От областных объединений работодателей Председатель Совета Регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Калужской области" |
С.Э. Дутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Калужское областное трехстороннее соглашение от 3 марта 2017 г. между Территориальным союзом организаций профсоюзов "Калужский областной совет профсоюзов", областными объединениями работодателей и Правительством Калужской области на 2017 - 2019 годы
Настоящее соглашение действует с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2019 г.
Текст соглашения опубликован в газете "Весть" от 14 марта 2017 г. N 65-66 (9376 - 9377)
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное соглашение от 14 августа 2018 г. о внесении изменения в Калужское областное трехстороннее соглашение от 3 марта 2017 г.
Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.