Определение Калужского областного суда от 22 марта 2017 г. N 33а-836/2017
Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда в составе: председательствующего - судьи Жиляева С.В.,
судей Власова Е.В., Кропоткина В.И.,
при секретарях Бармашовой Д.А., Демешиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги, апелляционное представление прокурора города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению публичного акционерного общества (ПАО) "Квадра-Генерирующая компания" к Городской Управе города Калуги об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Калужского областного суда Кропоткина В.И., судебная коллегия
Установила:
постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04 августа 2006 N 204-п утверждены Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга", которые введены в действие 10 августа 2006 года согласно официальному опубликованию в газете "Калужская неделя" N 32.
Пункт 5.14 "Особенности и содержание отдельных объектов благоустройства" введен в указанные Правила постановлением Городской Управы г. Калуги от 10.01.2013 N 2-п, изменения вступили в законную силу 16 января 2013 года согласно официальному опубликованию в газете "Калужская неделя" N 2.
07 ноября 2016 года ПАО "Квадра-Генерирующая компания" обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов 5.14.1, 5.14.2, 5.14.3, и 5.14.4 Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга", утверждённых 04.08.2006 г. постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" N 204-п.
В обоснование заявленных требований, с учётом внесённых уточнений, административный истец просил признать недействующими отдельные фразы, изложенные в пунктах 5.14.2, 5.14.3, пункт 5.14.4 полностью, оспариваемых в части Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" на том основании, что эти положения содержат общественные отношения, связанные с содержанием инженерных коммуникаций и их конструктивными элементами, которые урегулированы федеральным законодательством в сфере теплоснабжения.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года постановлено:
административное исковое заявление публичного акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания" удовлетворить частично, признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу:
пункт 5.14.2 в части слов "осуществление контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей", "ликвидацию грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях";
пункт 5.14.3 в части слов "выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей", "и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций", "ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях", в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции" "устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившихся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций";
пункт 5.14.4 запрещается содержать в открытом и (или) разрушенном состоянии трубы, тепловые камеры, колодцы, люки, дождеприемные решетки и другие инженерные коммуникации Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга", утверждённых 04.08.2006 г. постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" N 204-п в ред. постановления Городской Управы города Калуги от 10.01.2013 г.
В удовлетворении остальной части заявленных требований административного истца - отказать.
В апелляционной жалобе Городская Управа города Калуги просит отменить принятый судебный акт как незаконный и необоснованный, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Первый заместитель прокурора города Калуги в апелляционном представлении просит изменить решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года, административное исковое заявление удовлетворить в полном объёме.
Судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда в соответствии с положениями ст. 307 - 311 КАС РФ, рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Городской Управы города Калуги, апелляционного представления прокурора города Калуги, проверив законность и обоснованность судебного акта, приходит к следующим выводам.
Пункт 5.14 Правил введен постановлением Городской Управы г. Калуги от 10.01.2013 N 2-п), изменения вступили в законную силу 16 января 2013 года, официально опубликованы в газете "Калужская неделя" N 2.
В пункте 5.14. (раздел 5 "Особенности и содержание отдельных объектов благоустройства"), указанных Правил урегулированы вопросы, связанные с содержанием инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов.
5.14.1. Содержание инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов осуществляется лицами, в ведении которых они находятся, в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами.
5.14.2. Содержание инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов включает:
- проведение аварийного, текущего, капитального ремонтов и восстановление примыкающего к люку асфальтового покрытия, уничтоженного или поврежденного газона;
- осуществление контроля за состоянием труб, тепловых камер, колодцев, люков, дождеприемных решеток, траншей, подземных инженерных сетей и т.д.;
- осуществление контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей, газо-, топливо-, водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций;
- ликвидацию грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях.
5.14.3. Лица, в ведении которых находятся инженерные сети, обязаны:
- производить очистку ливнеприемных колодцев, коллекторов ливневой канализации;
- восстанавливать при ремонте смотрового колодца не только его конструктивные элементы, но и примыкающее к нему асфальтовое покрытие, но не менее чем в радиусе 20 см от внешнего края люка;
- восстанавливать примыкающее к люку асфальтовое покрытие в границах разрушения;
- производить постоянный контроль за наличием крышек люков смотровых и дождеприемных колодцев, тепловых камер, содержать их закрытыми и в исправном состоянии, обеспечивая их безопасную для транспортных средств и пешеходов эксплуатацию;
- выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей, газо-, топливо-, водопроводов и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций;
- ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшиеся в результате аварий на инженерных коммуникациях, в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции;
- устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившиеся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций;
- устанавливать ограждение смотровых колодцев в случае их повреждения или разрушения и производить ремонт в установленные сроки;
- не допускать подтопление дорог, улиц, внутриквартальных, внутридворовых и иных территорий, исключающее движение пешеходов и транспорта.
5.14.4. Запрещается содержать в открытом и (или) разрушенном состоянии трубы, тепловые камеры, колодцы, люки, дождеприемные решетки и другие инженерные коммуникации.
В соответствии со статьей 1.6 Закона Калужской области от 28.02.2011 N 122-ОЗ "Об административных правонарушениях в Калужской области" нарушения содержания инженерных коммуникаций влекут предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Как видно из пункта 5.14.1 содержание инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов осуществляется лицами, в ведении которых они находятся, в соответствии с действующими правилами и нормами, а также настоящими Правилами (Правила благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" утверждены постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04 августа 2006 N 204-п).
Между тем по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
Указанные выше положения закреплены в пункте 4 части 1 статьи 16, в пункте 4.2, части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения.
Вместе с тем вопросы, связанные с содержанием тепловых сетей и иных систем, относятся к компетенции федеральных органов власти, в связи с чем органы местного самоуправления не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные ПАО "Квадра-Генерирующая компания" требования в части, суд исходил из того, что утверждение Правил благоустройства территории городского округа относится в силу статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения.
Однако возложение на владельца инженерных коммуникаций, не являющегося собственником земельного участка, на котором находятся эти коммуникации, обязанности по обеспечению "осуществления контроля за состоянием наружной изоляции наземных линий тепловых сетей", по "ликвидации грунтовых наносов, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях" (пункт 5.14.2 в части); пункт 5.14.3 в части слов "выявлять и восстанавливать разрушенную изоляцию наземных линий тепловых сетей", "и иных наземных частей линейных сооружений и коммуникаций", "ликвидировать грунтовые наносы, наледи в зимний период, образовавшихся в результате аварий на подземных инженерных коммуникациях", в том числе над тепловыми камерами или другими сооружениями, ввиду их недостаточной изоляции" "устранять провалы, просадки грунта или дорожного и тротуарного покрытия, появившихся в местах прохождения подземных инженерных коммуникаций", противоречит нормам федерального законодательства и не входит в компетенцию исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
Судебная коллегия полагает, что с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований следует согласиться.
Анализируя положения пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона "О теплоснабжении", полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в названной сфере, правила обеспечения безопасной эксплуатации систем и объектов, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что вопросы содержания указанных инженерных коммуникаций урегулированы на федеральном уровне. При этом вышеназванными нормативными актами не предусмотрена возможность органов местного самоуправления своими актами возлагать на собственников или владельцев инженерных коммуникаций обязанность по содержанию вышеуказанных объектов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что полномочий для регулирования вопросов содержания инженерных коммуникаций, используемых для передачи тепловой энергии в целях теплоснабжения у городской Управы города Калуги не имелось, поскольку эти вопросы нашли свое разрешение на федеральном уровне.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года в части признания недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункта 5.14.1 Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Принимая решение об отказе в удовлетворении в этой части заявленного требования, суд первой инстанции с учётом совокупности и положений отдельных норм, содержащихся в пятом разделе Правил, пришёл к обоснованному выводу о том, что сам по себе пункт 5.14.1 в изложенном в Правилах виде, не противоречит федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, поэтому судебная коллегия на находит оснований для удовлетворения в этой части представления прокурора города Калуги.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В соответствии с указанной нормой закона, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения абзацем четвертым об опубликовании сообщения о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
резолютивную часть решения Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В остальной части решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Городской Управы города Калуги и представление прокурора города Калуги - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Калужского областного суда от 22 марта 2017 г. N 33а-836/2017
Текст определения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)