Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В последние годы в Кировском районе осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами района, повышение эффективности бюджетных расходов, мобилизацию источников доходов и оптимизацию бюджетных обязательств в Кировском районе.
Наиболее важными из них являются: внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом, перевод значительной части расходов бюджета на программно-целевой метод планирования и исполнения, совершенствование межбюджетных отношений.
Формирование и исполнение бюджета муниципального района "Город Киров и Кировский район" (далее - районный бюджет) осуществляются на основе муниципальных программ Кировского района, которые являются инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Формирование бюджета на основе муниципальных программ позволило создать основу для обеспечения эффективного использования средств районного бюджета, проведения оценки результативности и эффективности бюджетных ассигнований.
Сформирована и реализуется концепция межбюджетных отношений, позволяющая обеспечить выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Кировского района.
Проводится работа по повышению заинтересованности и вовлечению граждан в бюджетный процесс.
Для обеспечения открытости и прозрачности бюджетов и бюджетного процесса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального района "Город Киров и Кировский район" размещается информация о проектах решений (решениях) о бюджете муниципального района, отчеты об исполнении бюджета муниципального района и другие бюджетные данные.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной не только для непосредственных участников бюджетного процесса, но и для жителей района.
Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
Тем не менее, не все поставленные задачи были реализованы в том объеме, в котором планировалось. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем, а именно:
1. Не в полной мере отработаны механизмы повышения эффективности бюджетных расходов, контроля и оценки эффективности производимых расходов.
2. Недостаточно полно реализованы возможности повышения качества управления муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики.
3. В недостаточной степени используется административный ресурс, мотивирующие и стимулирующие механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Кировского района.
4. Финансовая грамотность населения находится на низком уровне, сохраняется потребность в дополнительном обучении и повышении квалификации работников общественных финансов.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Кировского района, повышение требований к эффективности деятельности органов местного самоуправления ставят новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к выполнению задач в рамках муниципальной программы позволит обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы Кировского район.
1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценки их эффективности
Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов и оценкой их эффективности, остаются наиболее актуальными. В последнее время особо подчеркивается необходимость формирования программного бюджета, что должно повысить ответственность всех участников бюджетного процесса за реализацию поставленных задач и достижение конечных результатов.
С 2014 года районный бюджет формируется в программном формате с обособлением расходов на реализацию муниципальных программ Кировского района, перечень которых утвержден постановлением Кировской районной администрации от 25.04.2016 N 753 (в редакции постановления Кировской районной администрации от 07.11.2016 N 1862, от 17.11.2016 N 1914, от 13.03.2017 N 470, от 19.10.2017 N 1534, от 02.03.2018 N 274), по отдельным целевым статьям бюджетной классификации. Программные расходы в 2014 - 2015 годах составили 28 процента от всех расходов районного бюджета, а в 2017 году расходы в рамках программ составили 99,8 процента от общего объема расходов районного бюджета.
Программный формат бюджета муниципального района позволяет соотнести расходы бюджета с целевыми показателями отраслевого развития и оценить эффективность использования финансовых ресурсов.
Вместе с тем, долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями районного бюджета. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Также в муниципальной программе запланирован комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Кировского района.
1.2. Вопросы, связанные с повышением качества управления муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики
В последние годы предприняты активные меры по повышению эффективности муниципального управления в сфере бюджетных финансов. Однако, в данном направлении должны быть приняты исчерпывающие меры, направленные на оптимизацию бюджетных финансов и повышение качества управления муниципальными финансами и осуществления бюджетного процесса в Кировском районе.
Показателем успешности осуществления вышеуказанных мер должны стать достижение и поддержание Кировским районом высокого рейтинга качества организации и осуществления бюджетного процесса в проводимом Министерством финансов Калужской области мониторинге и оценке качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Калужской области.
Одной из важных задач управления муниципальными финансами является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Кировского района. Мероприятия предполагается реализовать в рамках тактических задач по эффективному управлению муниципальным долгом, недопущению образования просроченной кредиторской задолженности муниципального бюджета.
Рейтинги Кировского района также зависят от четкой, прозрачной и эффективной политики в области муниципальных заимствований. В среднесрочной перспективе необходимо не допустить рост объема муниципального долга Кировского района относительно доходных поступлений районного бюджета.
В современных условиях для эффективной работы бюджетной системы необходимы не только выверенные своевременные управленческие решения, наличие актуализированной нормативной правовой базы, постоянный мониторинг бюджетных процессов и показателей, но также инновационные решения, основанные на использовании новейших информационных технологий.
В настоящее время в Кировском районе используется широкий инструментарий различных информационных систем и технических средств, позволяющих автоматизировать значительное количество бюджетных процедур.
Для придания дополнительного импульса развитию системы управления муниципальными финансами необходимо формирование информационного пространства, объединяющего этапы и процедуры бюджетного процесса. Для этого необходимо развить существующую автоматизированную систему управления бюджетным процессом, внедряя в нее ряд инновационных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию этапов составления, исполнения бюджета, формирования и свода отчетности об исполнении бюджетов Кировского района, в том числе на основе развития комплекса технических средств.
В целях минимизации управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, эффективной организации бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, а также повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо выполнение мероприятий по созданию информационной системы централизованного бухгалтерского учета и отчетности Кировского района.
1.3. Вопросы, связанные с развитием доходного потенциала Кировского района
В настоящее время реализации мер, направленных на сохранение и увеличение доходного потенциала Кировского района, уделяется большое внимание.
Одним из инструментов обеспечения роста доходов консолидированного бюджета Кировского района является реализация мер, направленных на привлечение инвестиций на территорию района, а также проектов по модернизации производства.
Одновременно проводятся мероприятия по улучшению администрирования доходов, контролю за выплатой работодателями заработной платы, противодействию уклонения от уплаты налогов посредством повышения уровня взаимодействия органов власти Кировского района.
Будет продолжено сотрудничество с крупными налогоплательщиками области, что обеспечит прозрачность и стабильность формирования доходной базы.
При этом особое внимание должно быть уделено повышению роли имущественных налогов в формировании местных налогов, расширению возможностей влияния органов местного самоуправления на укрепление доходной базы местных бюджетов, в том числе в части полного учета объектов недвижимости и их оценки для целей налогообложения.
В настоящее время на местном уровне остаются проблемы в части налогового администрирования по местным налогам. Для решения данных проблем планируется повысить использование потенциала имущественных налогов, в первую очередь за счет проведения мероприятий по постановке на налоговый учет объектов недвижимого имущества для привлечения их к налогообложению, а также по снижению задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему.
1.4. Вопросы, связанные с повышением квалификации связанные с повышением квалификации работников, осуществляющих профессиональную деятельность в области управления общественными финансами
В настоящее время остается актуальным вопрос развития кадрового потенциала работников общественных финансов и повышения общего уровня знаний о функционировании бюджетной системы.
Для решения поставленных в рамках муниципальной программы задач необходима скоординированная работа по повышению квалификации работников финансового органа, муниципальных служащих, сотрудников муниципальных учреждений муниципального района, осуществляющих профессиональную деятельность в области управления общественными финансами.
Выполнение обучающих мероприятий позволит существенно повысить уровень знаний работников общественных финансов, что в современных условиях является необходимым условием дальнейшего развития системы общественных финансов.
Из вышеперечисленных проблем системы управления муниципальными финансами следует, что вопрос ее совершенствования носит комплексный характер и требует для своего решения согласованных действий органов местного самоуправления Кировского района.
Для придания этой работе системного характера, выработки четких критериев успеха проводимых изменений целесообразна разработка комплексной программы совершенствования системы управления общественными финансами. Реализация муниципальной программы позволит:
- определить основные проблемы, сформировать целостное видение необходимых изменений в функционировании бюджетной системы, сформулировать основные направления изменений и ожидаемые результаты;
- сформировать системный комплекс подходов, который позволит поэтапно за период реализации программы достичь поставленных целей;
- обеспечить увязку текущей деятельности финансовых органов по управлению бюджетными финансами с достижением долгосрочных целей и задач, а также прозрачность и измеримость результатов программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.