Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Калтанского
городского округа
от 29 сентября 2016 г. N 232-п
Порядок
признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в бюджет муниципального образования "Калтанский городской округ"
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Калтанский городской округ" (далее - местный бюджет).
1.2. Порядок устанавливает процедуру списания и перечень документов, являющихся основанием для списания задолженности по денежным обязательствам юридических и физических лиц перед местным бюджетом по доходам и пеням, взыскать которые невозможно, в силу причин экономического, социального и юридического характера с учетом всех конкретных обстоятельств и на основании документов, подтверждающих нереальность и невозможность взыскания долга.
1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на задолженность по доходам, возникшей на основании судебных решений; вследствие причинения вреда; вследствие неосновательного обогащения; по иным основаниям в соответствии с законом и (или) иными нормативно-правовыми актами, подтверждающими гражданские права и обязанности.
1.4. Действие настоящего Порядка не распространяется на задолженность перед местным бюджетом по бюджетным средствам, предоставленным на возвратной основе, процентам за пользование ими, пеням и штрафам.
1.5. В целях настоящего Порядка под задолженностью по платежам в местный бюджет понимается начисленная и неуплаченная в срок недоимка по доходам, подлежащим зачислению в местный бюджет, а также пени и штрафы за их просрочку.
Признание безнадёжной к взысканию задолженности по платежам в местный бюджет осуществляется по результатам проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности.
1.6. Инициатором признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по платежам являются администраторы соответствующих видов доходов, на которых возложены полномочия по начислению, учёту и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (далее - уполномоченные органы).
1.7. Списание нереальной задолженности может производиться при условии применения всех мер к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства, являющиеся основанием для признания задолженности нереальной к взысканию, подлежат документальному подтверждению.
1.8. Вопросы о признании задолженности по платежам нереальной к взысканию и ее списании рассматриваются на комиссии по рассмотрению вопросов о признании нереальной к взысканию задолженности по платежам перед местным бюджетом (далее - Комиссия), состав которой утверждается каждым уполномоченным органом самостоятельно.
1.9. Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, в компетенцию которого входит вопрос принятия решения о наличии или отсутствии оснований для признания и списания нереальной задолженности по доходам перед местным бюджетом.
1.10. Комиссия руководствуется в своей деятельности Положением о комиссии по рассмотрению вопросов о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет (далее - Положение о комиссии) согласно приложению N 1 к Порядку.
1.11. Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по доходам, подлежащим зачислению в местный бюджет (далее - решение), принимается отдельно по каждому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу по коду вида доходов местного бюджета.
1.12. Для признания задолженности нереальной к взысканию уполномоченный орган направляет на рассмотрение Комиссии письменные заявления по форме, согласно приложению N 2 к Порядку, на имя председателя Комиссии с приложением необходимых документов.
2. Основания для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам
Задолженность признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию в следующих случаях:
2.1. Смерти физического лица или объявления гражданина в порядке, установленном гражданским законодательством, умершим, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в сумме, не подлежащей погашению наследниками в соответствии с гражданским законодательством;
2.2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя - плательщика платежей в бюджет в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;
2.3. Ликвидация организации - плательщика платежей в бюджет в части задолженности по платежам в местный бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующим органом решения об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
2.4. Принятие судом акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности по платежам в бюджет;
2.5. Вынесение судебным приставом - исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования задолженности по платежам в бюджет прошло более пяти лет, в следующих случаях:
2.5.1 размер задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
2.5.2 судом возвращено заявление о признании плательщика платежей в бюджет банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
2.6. Истечение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока, в части задолженности по административным штрафам, неуплаченным в установленный срок;
2.7. Возврат взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в части административных штрафов, не уплаченных по состоянию на 1 января 2015 года юридическими лицами, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и не находятся в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
3. Перечень документов, необходимых для принятия решения о признании задолженности по платежам в бюджеты безнадежной к взысканию
3.1. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.1. настоящего Порядка являются:
3.1.1. заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками;
3.1.2. копии свидетельства (справки), выданных органом записи актов гражданского состояния о смерти физического лица и (или) копии судебного решения об объявлении физического лица умершим, заверенной в установленном порядке;
3.1.3. копии свидетельства о праве на наследство, заверенной надлежащим образом;
3.1.4. копии документов, удостоверяющих личность физических лиц, принимающих наследство;
3.1.5. справки о стоимости принятого наследственного имущества;
3.1.6. документы, подтверждающие факт уплаты наследником умершего или признанного судом умершим должника в сумме, подлежащей погашению наследником в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя, либо документ о невозможности взыскания указанной суммы с наследника;
3.1.7. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
3.1.8. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.1.9. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
Решение о признании нереальной к взысканию задолженности физического лица принимается в отношении части задолженности, превышающей стоимость его наследуемого имущества.
3.2. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.2. настоящего Порядка являются:
3.2.1. заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками неналоговых платежей;
3.2.2. копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
3.2.3. копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
3.2.4. выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
3.2.5. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.2.6. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.2.7. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
3.3. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.3. настоящего Порядка являются:
3.3.1. заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками;
3.3.2. копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
3.3.3. копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда или решение учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3.3.4. выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
3.3.5. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.3.6. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.3.7. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
При этом безнадежной к взысканию признается и списывается задолженность организации, не погашенная за счет конкурсной массы.
Решение о признании нереальной к взысканию задолженности ликвидированного в порядке банкротства юридического лица принимается при отсутствии оснований возложения субсидиарной ответственности на лиц, указанных в пункте 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.4. настоящего Порядка являются:
3.4.1 заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками;
3.4.2. копии вступившего в силу судебного акта, подтверждающего указанные в настоящем пункте обстоятельства, в том числе об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, заверенной гербовой печатью соответствующего суда;
3.4.3. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.4.4. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.4.5. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
Решение о признании нереальной к взысканию задолженности перед местным бюджетом принимается в случае, если приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по обжалованию указанного в подпункте 3.4.2 настоящего пункта судебного акта.
3.5. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.5. настоящего Порядка являются:
3.5.1 заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками;
3.5.2. копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, заверенной подписью судебного пристава-исполнителя и печатью соответствующего подразделения (отдела) территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - ФССП России);
3.5.3. копии судебного решения о взыскании сумм задолженности, заверенной надлежащим образом;
3.5.4. копия исполнительного листа с истекшим сроком предъявления для исполнения;
3.5.5. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.5.6. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.5.7. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет
При этом условием признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет, в соответствии с настоящим пунктом следует считать окончание исполнительного производства при условии предъявления исполнительных документов к исполнению не менее 3 раз.
3.6. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.6. настоящего Порядка являются:
3.6.1 заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками;
3.6.2. копии постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с пунктом 3 или 4 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заверенной подписью судебного пристава-исполнителя и печатью соответствующего подразделения (отдела) территориального органа ФССП России, при условии истечения срока исполнения постановления о назначении административного наказания, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3.6.3. копии постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заверенной подписью судебного пристава-исполнителя и печатью соответствующего подразделения (отдела) территориального органа ФССП России;
3.6.4. копии постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", заверенной подписью судебного пристава-исполнителя и печатью соответствующего подразделения (отдела) территориального органа ФССП России;
3.6.5. копии постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, вынесенным уполномоченным должностным лицом в соответствии с пунктом 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заверенной подписью должностного лица и печатью соответствующего органа.
3.6.6. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;
3.6.7. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.6.8. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
3.7. Подтверждающими документами для принятия решения по основанию указанному в пункте 2.7. настоящего Порядка являются:
3.7.1 заявление уполномоченного органа о признании нереальной и списании задолженности по платежам, числящейся за плательщиками неналоговых платежей;
3.7.2. надлежащим образом заверенной копии судебного акта с отметкой о вступлении в законную силу или копии постановления судебного пристава- исполнителя о прекращении исполнительного производства, заверенной подписью судебного пристава-исполнителя и печатью соответствующего подразделения (отдела) территориального органа ФССП России;
3.7.3. справки уполномоченного органа о сумме безнадежной к взысканию задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.7.4. справки уполномоченного органа о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет;
3.7.5. заключения уполномоченного органа о возможности списания задолженности по платежам в части, подлежащей зачислению в местный бюджет.
4. Уполномоченный орган
4.1. Формирует пакет документов, предусмотренный подпунктами 3.1 - 3.7 пункта 3 настоящего Порядка.
4.2. Анализирует представленные документы на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком.
4.3. Готовит заключение о соответствии документов требованиям, установленным настоящим Порядком, которое должно содержать информацию:
4.3.1. об основаниях возникновения задолженности;
4.3.2. об основаниях для признания нереальной задолженности в соответствии с настоящим Порядком;
4.3.3. о наличии (отсутствии) информации о фактах незаконного получения имущества должника третьими лицами (при рассмотрении вопроса о списании задолженности должника, требования к которому не были удовлетворены или были удовлетворены не в полном объеме в ходе конкурсного производства);
4.3.4. о наличии (отсутствии) информации о лицах, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства ликвидированного должника;
4.3.5. о наличии или отсутствии возможностей и (или) перспектив по принятию мер, направленных на взыскание (возврат) задолженности, в том числе с лиц, на которых законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства должника;
4.4. Направляет заявление с приложением документов, предусмотренных в пунктах настоящего Порядка для рассмотрения и принятия решения Комиссией.
Подготовка и направление заявления не является основанием для прекращения принятия мер по взысканию (возврату) задолженности.
4.5. На основании положительного заключения Комиссии о признании задолженности нереальной (безнадежной), отражает списание задолженности в учете в соответствии с пунктом 5 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.6. Списанная задолженность по доходам числится на забалансовых счетах в течение 5 лет, по истечении данного срока она может быть списана в порядке, установленном пунктом 4.9 настоящего Порядка.
При содержании в заключении о признании списания нереальной задолженности с балансового учета положений о проведении в дальнейшем работы по ее взысканию (возврату), в том числе осуществлении мероприятий, направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, задолженность учитывается на забалансовых счетах уполномоченного органа до ее восстановления на балансовых счетах согласно пунктам настоящего Порядка.
4.7. Если законом и (или) судом установлена обязанность должника по возврату имущества, полученного по недействительной сделке, в том числе по возврату неосновательно приобретенного или сбереженного имущества, задолженность по обязательству, признанному судом недействительным, подлежит списанию с балансового учета с одновременной постановкой на балансовый учет задолженности должника по исполнению указанной обязанности по возврату имущества.
Если судом установлен факт незаконного получения третьим лицом имущества должника, требования по которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, задолженность такого должника подлежит списанию с балансового учета в соответствии с настоящим Порядком с одновременной постановкой на балансовый учет задолженности указанного третьего лица в размере требований к должнику, оставшихся не погашенными в деле о банкротстве.
Если обязательство признано судом невозникшим вследствие действий (бездействия) лиц, приведших (приведшего) к причинению ущерба (убытков), и имеется вступившее в силу решение суда, устанавливающее имущественную ответственность данных лиц перед городским бюджетом по возмещению указанного ущерба (убытков), то задолженность по такому обязательству (сделке) подлежит списанию с балансового учета с одновременной постановкой на балансовый учет требований по имущественной ответственности указанных лиц перед местным бюджетом.
4.8. Решение о списании задолженности с балансового учета подлежит признанию утратившим силу, а задолженность - восстановлению в балансовом учете, если решение о списании было принято с нарушением требований, установленных настоящим Порядком, либо прекратились обстоятельства, послужившие основанием для списания задолженности с балансового учета.
Если после принятия решения о списании задолженности с балансового учета привлечены к имущественной ответственности лица, действия (бездействия) которых привели (привело) к признанию обязательства (сделки) невозникшим (незаключенной), либо установлен факт незаконного получения третьими лицами имущества должника, требования к которому не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, либо установлены лица, на которые законом или иными правовыми актами возложено исполнение обязательства должника, задолженность по которому списана с балансового учета, задолженность подлежит восстановлению в балансовом учете за этими лицами путем внесения соответствующих изменений в решение о списании нереальной задолженности с балансового учета.
Принятие и реализация решения о восстановлении задолженности в балансовом учете осуществляется уполномоченным органом.
Уполномоченный орган отражает восстановление задолженности в балансовом учете в соответствии с требованиями, установленными для восстановления задолженности неплатежеспособных дебиторов.
При отсутствии правопреемника упраздненного (ликвидированного) уполномоченного органа, на балансе которого учитывалась подлежащая восстановлению задолженность, она подлежит постановке на балансовый учет в администрации Калтанского городского округа.
4.9. Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения уполномоченного органа, в котором указываются:
реквизиты решения о списании задолженности с балансового учета, а также обстоятельства, послужившие основанием для их принятия;
меры, предпринятые для взыскания (возврата) задолженности и прекращения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о ее списании с балансового учета, их результаты;
заключение об отсутствии возможностей и (или) перспектив по дальнейшему принятию мер по взысканию (возврату) задолженности, в том числе направленных на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о списании.
Задолженность, в отношении которой при принятии заключения о списании задолженности с балансового учета были даны рекомендации, предусмотренные пунктом 4.6 настоящего Порядка, подлежит списанию с забалансовых счетов в случае, если меры по взысканию (возврату) задолженности (в том числе направленные на прекращение обстоятельств, послуживших основанием для списания задолженности с балансового учета) не принесли результатов и дальнейшее применение такого рода мер невозможно и (или) бесперспективно.
4.10. В пояснительной записке к годовой отчетности уполномоченный орган обязан отразить задолженность, в отношении которой было принято решение о списании задолженности с учета или восстановлении в учете.
4.11. Уполномоченный орган ведет реестр списанной задолженности по платежам в местный бюджет по видам неналоговых доходов, согласно приложению N 4 к Порядку.
5. Заключительные положения
Споры, возникающие в ходе исполнения настоящего Порядка, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.