Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 22 декабря 2016 г. N 24
"Об организации сетевого взаимодействия между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием"
(пятый созыв)
Заслушав и обсудив информацию директора МБОУ ДО "Дом творчества" С.В. Суходеевой, Совет народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района решил:
1. Принять информацию об организации сетевого взаимодействия между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием к сведению.
2. Директору МБОУ ДО "Дом творчества" (С.В. Суходеевой):
2.1. Продолжать работу по сетевому взаимодействию между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием.
3. Данное решение разместить на официальном сайте администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в сети "Интернет" без приложения.
4. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя главы Ленинск-Кузнецкого муниципального района по социальному развитию села В.А. Артёмова.
5. Данное решение вступает в силу со дня опубликования.
И.о. главы Ленинск-Кузнецкого |
П.Ф. Мельник |
Председатель |
А.А. Яковлев |
Информационная справка
"Об организации сетевого взаимодействия между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием"
Дополнительное образование сегодня - это динамично развивающаяся система, направления развития которой отражены в ряде нормативно-правовых документов - Указе Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", Указе Президента РФ от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Направления деятельности МБОУ ДО "Дом творчества":
- реализация дополнительных общеразвивающих программ;
- организация отдыха в каникулярное время;
- организация содержательного досуга в период каникул и внеурочного времени;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
Принятие Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" позволяет решить некоторые проблемы, связанные с ограниченными лицензионными, кадровыми и материально-техническими ресурсами образовательных организаций.
Статья 15. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" раскрывает вопрос о сетевой форме реализации образовательных программ:
1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Цель сетевого взаимодействия образовательных организаций - создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Одним из целевых ориентиров для системы дополнительного образования детей:
- увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 75 процентов (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599, п 1.в; Государственная программа РФ "Развитие образования")
Сегодня вы услышите информацию об организации взаимодействия между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием.
Год |
Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет в муниципальном образовании |
Численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в МБОУ ДО "ДТ" |
Процент охвата |
2014 |
3672 |
1176 |
32,03 |
2015 |
3735 |
1231 |
32,96 |
2016 |
3746 |
1341 |
35,80 |
Встает вопрос: за счет чего произошло увеличение? Во - первых, педагоги дополнительного образования работают не по типовым образовательным программам, а по модифицированным, так как дополнительное образование является сферой инновационной, где есть подвижность в вариативности программ, простор для инициативы, творчества, поиска, построения содержания, новых форм и методов, технологий. Раньше в учреждении нормативный срок освоения программ был до 3 лет, сейчас преимущественно 1 год.
Во - вторых, с сентября 2015 года Дом творчества, по решению педагогического совета, осуществляет сетевое взаимодействие с семью учреждениями дошкольного образования, в которых работают 11 педагогов дополнительного образования. Оно предполагает организацию театрализованных представлений и спектаклей; организацию совместной образовательной деятельности на базе детских садов по дополнительному образованию; проведение консультаций для педагогов ДОУ (проведение праздников, подбор материала к игровым программам).
Базовые документы, на основе которых разрабатывается общеразвивающая программа
Закон Российской Федерации "Об образовании" (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);
Проект "Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года" (Минобрнауки России);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН от 4 сентября 2014 года;
ОО |
ФИО ПДО |
Общеразвивающая программа |
МБОУ "Новогеоргиевская НОШ" |
Шаймухаметова Любовь Евгеньевна |
Вышивка Вязание Бисероплетение (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Краснинская СОШ" |
Заруцкий Михаил Николаевич |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Красноярская ООШ" |
Невзорова Оксана Геннадьевна |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Ленинуглевская СОШ" |
Шварц Лидия Адамовна |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Чкаловская ООШ" |
Егорова Галина Владимировна |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Чусовитинская СОШ" |
Будникова Ирина Васильевна |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) |
МБОУ "Шабановская СО(К)Ш" |
Гуторова Татьяна Ивановна
Загайнова Наталья Николаевна |
Моя малая родина (по согласованию с ОО) Светофорчик (по согласованию с ОО) |
МБОУ ДО "ДТ" |
Глушкова Ольга Петровна |
Моя малая родина МБОУ "Чкаловская ООШ" Дошкольная группа Д. Новопокасьма |
Взаимодействие с общеобразовательными организациями осуществляется с 2007 года и предполагает организацию совместной образовательной деятельности на базе школ по дополнительному образованию по направленностям; проведение познавательных и развлекательных программ; проведение мастер-классов, творческих мастерских (новогодние сувениры, куклы и так далее); организацию выставок декоративно-прикладного творчества; участие школьников в массовых мероприятиях Дома творчества таких как День открытых дверей, День знаний, Новый год, День Победы.
Одним из важных направлений взаимодействия Дома творчества с образовательными учреждениями является организация работы по профилактике правонарушений в образовательной среде. Учащиеся, состоящие на учете в КДН, являются членами творческих объединений Дома творчества, летом ходят в поход в Кузнецкий Алатау, этим летом впервые совместно с педагогическим коллективом МБОУ "Чкаловская ООШ" была апробирована новая форма отдыха - палаточный лагерь. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования предполагает участие в работе семинаров, конкурсах, повышение профессиональной компетенции работников образования.
Взаимодействие с учреждениями культуры осуществляется через проведение совместных акций и тематических праздников; организацию выставок декоративно-прикладного творчества; участие в районных зрелищных мероприятиях.
Взаимодействие МБОУ ДО "ДТ" с учреждениями здравоохранения предполагает проведение акций "Дари добро", "Вместе весело играть". Взаимодействие с советами ветеранов поселений осуществляется по нескольким направлениям:
1) проведение совместных мероприятий таких как День пожилого человека, акция "Весенняя неделя добра", выставка декоративно-прикладного творчества, праздник ко Дню Победы;
2) помощь в организации и проведении совещаний (участие в церемонии возложения цветов к Вечному огню), заседаний совета ветеранов;
3) привлечение ветеранов к проведению конкурсов: конкурс рисунков "Война глазами детей", конкурс чтецов "Солдаты Победы". Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через совместное проведение традиционного соревнования "Безопасное колесо"; проведение конкурса рисунков "Добрая дорога детства" и конкурса агитбригад ЮИД. Взаимодействие с Управлением по природопользованию и развитию АПК Ленинск-Кузнецкого района предполагает участие во Всероссийских днях защиты от экологической опасности, конкурсах на лучшую методическую разработку по экологической проблематике в номинации "Экологическое образование в учреждениях дополнительного образования" и т.д. Хотелось бы отметить две основные особенности взаимодействий:
1. Объективно необходимы для полноценной реализации задач общего образования в современных условиях.
2. Взаимовыгодны для обеих сторон. С одной стороны, государственные организации видят в дополнительном образовании наиболее приспособленную структуру, объединяющую многочисленную организованную часть населения, через которую возможно эффективное решение их ведомственных задач. С другой стороны, УДО получает возможность привлекать для решения своих задач материальные, организационные и другие ресурсы ведомственных организаций.
Возможности сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования:
- оптимизация образовательного пространства;
- получение необходимых для организации ресурсов без привлечения дополнительных финансовых средств;
- привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;
- расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;
- повышение скорости освоения и переработки информации, необходимые для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;
- повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений- партнеров, повышение конкурентоспособности
- возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;
- возможность организации рабочих мест для подростков;
- рост доверия родителей к учреждению;
- рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;
- формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.
В настоящий момент мы можем говорить о положительном опыте взаимодействия:
1. Развитие взаимодействия расширяет спектр воспитательного пространства, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных организаций.
2. Организация взаимодействия способствует росту охвата дополнительным образованием обучающихся, организации их содержательного досуга и формированию у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
3. Мероприятия, организованные совместными усилиями учреждений дополнительного образования детей и образовательными учреждениями, делают их более зрелищными, эмоционально насыщенными, способствуют формированию единого воспитательного пространства, а в конечном итоге положительно влияют на уровень воспитанности обучающихся. Качество образования обеспечивается не отдельным образовательным учреждением, а сетью учреждений социальной сферы. Такая сеть, построенная на основе межведомственного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, культуры, спорта и других отраслей социальной сферы, составляет целостную систему сопровождения социального развития ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.
Проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия учреждений:
материально-технического и технологического обеспечения; недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом; опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг; недостаточность опыта; нехватка кадров; неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера; сопротивление изменениям; низкая платежеспособность родителей, удаленность территории.
Главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого района, региона.
Генри Форд "О сотрудничестве" писал: "Собраться вместе - это начало. Держаться вместе - это прогресс. Работать вместе - это успех". Мы на пути к успеху.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 22 декабря 2016 г. N 24 "Об организации сетевого взаимодействия между МБОУ ДО "Дом творчества" и муниципальными образовательными организациями по увеличению охвата детей дополнительным образованием" (пятый созыв)
Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования
Текст решения опубликован на сайте Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (http://www.Lnkrayon.ru)