Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к решению
Совета народных депутатов
Ленинск-Кузнецкого
городского округа
от 27.04.2017 N 19
I. Анализ стартовых условий социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа
1.1. Общие сведения о городе Ленинске-Кузнецком
История Ленинска-Кузнецкого начинается с маленькой заимки Кольчугино. Первое упоминание о населенном пункте Кольчугино в списках деревень Колыванской губернии относится к 1763 году. С начала девяностых годов XIX века Кольчугинская копь становится своего рода угледобывающей столицей Алтайского округа. 10 июля 1922 года Президиум ВЦИК переименовал поселок Кольчугино в Ленино, а 6 июня 1925 года поселок Ленино был преобразован в город Ленинск-Кузнецкий.
Город Ленинск-Кузнецкий расположен в западной части Кемеровской области (Кузбасса), в центре Кузнецкой котловины. Расстояние до Москвы - 3200 км, областного центра - 90 км, крупнейших городов Западной Сибири (Новосибирска, Томска, Барнаула) - в пределах 250 - 350 км. Ближайшим соседом Ленинска-Кузнецкого является Полысаево, тридцатитысячный шахтерский город, располагающийся на юго-западе от него.
Основное природное богатство территории - каменный уголь. Горные отводы шахт занимают 65-70 % территории Ленинска-Кузнецкого. По качественным показателям это длиннопламенные и газовые угли с малой зольностью и очень низким содержанием серы и токсичных примесей. Большая часть добываемых углей используется для энергетических целей, меньшая - для металлургии (коксование). Угли некоторых пластов могут быть использованы для получения искусственного жидкого топлива.
Город обеспечен сырьевой базой для производства кирпича. Месторождения строительных песков (некондиционных) расположены в пойменной части р. Иня на территории, административно относящейся к Ленинск-Кузнецкому району. Также за пределами города расположены месторождения кварцевых песков, третичных глин, известняков. Вблизи села Красное известно месторождение марганца.
Город расположен на пересечении автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием Кемерово - Новокузнецк и Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий. Существующая автодорожная сеть обеспечивает связь с югом и севером Кузбасса и выход в близлежащие регионы - Новосибирскую область, Алтай и Алтайский край, Томскую область.
На территории города имеется три железнодорожные станции, автовокзал.
На 01.01.2017 территория Ленинск-Кузнецкого городского округа составила 11,272 тыс. га. Численность населения на начало года составила 99793 человек, в том числе трудоспособного возраста - 54111 человек, моложе трудоспособного - 20399 человек, старше трудоспособного - 25283 человека. Основной национальный состав города - русские.
На 01.01.2017 в городе зарегистрировано 1024 организации, в том числе государственных и муниципальных - 160, частной и смешанной формы собственности - 786. Доминирующей формой собственности является общество с ограниченной ответственностью.
Ленинск-Кузнецкий городской округ относится к категории монопрофильных городов, особенностями развития которого являются:
высокий уровень зависимости от деятельности градообразующего предприятия АО "СУЭК-Кузбасс";
высокая степень износа основных фондов;
естественная убыль населения;
высокая дотационность бюджета.
Модернизация экономики моногорода является главной задачей, поэтому решение проблемы модернизации носит комплексный характер и требует четкого взаимодействия всех уровней власти, хозяйствующих субъектов и общества в целом.
Паспорт
Ленинск-Кузнецкого городского округа (оперативные данные)
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2016 год |
1. Административно-территориальное деление | |||
1.1. |
Количество населенных пунктов |
ед. |
3 |
1.2. |
Общая площадь муниципального образования |
тыс. кв. м |
112720 |
2. Демография | |||
2.1. |
Среднегодовая численность населения |
человек |
99415 |
2.2. |
Численность населения на начало года - всего, в том числе в возрасте: |
человек |
99793 |
2.2.1. |
моложе трудоспособного |
человек |
20399 |
2.2.2. |
трудоспособном |
человек |
54111 |
2.2.3. |
старше трудоспособного |
человек |
25283 |
2.3. |
Мужчины - всего, в том числе в возрасте: |
человек |
45467 |
2.3.1. |
моложе трудоспособного |
человек |
10305 |
2.3.2. |
трудоспособном |
человек |
28198 |
2.3.3. |
старше трудоспособного |
человек |
6964 |
2.4. |
Женщины - всего, в том числе в возрасте: |
человек |
54326 |
2.4.1. |
моложе трудоспособного |
человек |
10094 |
2.4.2. |
трудоспособном |
человек |
25913 |
2.4.3. |
старше трудоспособного |
человек |
18319 |
2.5. |
Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше (на 1000 человек соответствующего возраста): |
|
|
2.5.1. |
послевузовское профессиональное |
человек |
8 |
2.5.2. |
высшее профессиональное |
человек |
141 |
2.5.3. |
неполное высшее профессиональное |
человек |
25 |
2.5.4. |
среднее профессиональное |
человек |
346 |
2.5.5. |
среднее (полное) общее |
человек |
181 |
2.5.6. |
основное общее |
человек |
127 |
2.5.7. |
начальное общее |
человек |
76 |
2.6. |
Национальный состав населения |
|
|
2.6.1. |
Численность населения наиболее многочисленных национальностей: |
|
|
2.6.1.1. |
русские |
чел./% |
93152/91,8 |
2.6.1.2. |
немцы |
чел./% |
913/0,9 |
2.6.1.3. |
татары |
чел./% |
1319/1,3 |
2.6.1.4. |
украинцы |
чел./% |
812/0,8 |
2.6.1.5. |
прочие |
чел./% |
5277/5,2 |
2.7. |
Количество родившихся |
человек |
1163 |
2.8. |
Общий коэффициент рождаемости |
на 1000 населения |
11,7 |
2.9. |
Количество умерших |
человек |
1562 |
2.10. |
Общий коэффициент смертности |
на 1000 населения |
15,7 |
2.11. |
Естественный прирост (убыль) |
человек |
- 399 |
2.12. |
Коэффициент естественного прироста (убыли) |
на 1000 населения |
- 4,0 |
2.13. |
Численность прибывших |
человек |
2252 |
2.14. |
Численность выбывших |
человек |
2609 |
2.15. |
Миграционный прирост (убыль) |
человек |
- 357 |
2.16. |
Число браков |
ед. |
642 |
2.17. |
Число разводов |
ед. |
449 |
3. Экономика | |||
3.1. |
Количество юридических лиц, прошедших государственную регистрацию (по состоянию на конец года), из них по формам собственности: |
ед. |
1024 |
3.1.1. |
государственная и муниципальная |
ед. |
160 |
3.1.2. |
частная |
ед. |
786 |
3.1.3. |
прочие |
ед. |
78 |
3.2. |
Количество действующих индивидуальных предпринимателей (по состоянию на конец года) |
ед. |
1685 |
4. Производство промышленной продукции | |||
4.1. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству электроэнергии, газа и воды - всего, в том числе по видам экономической деятельности: |
млн. руб. |
41179,7 |
4.1.1. |
Добыча полезных ископаемых |
млн. руб. |
34309 |
4.1.2. |
Обрабатывающие производства |
млн. руб. |
5501,7 |
4.1.3. |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
млн. руб. |
1369,0 |
4.2. |
Индекс промышленного производства (по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды") |
% |
114,1 |
5. Производство важнейших видов промышленной продукции в натуральном выражении | |||
5.1. |
Каменный уголь |
млн. тонн |
13,3 |
6. Развитие малого предпринимательства | |||
6.1. |
Количество малых предприятий (на конец года) |
ед. |
695 |
6.2. |
Численность занятых на малых предприятиях |
человек |
5370 |
6.3. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
руб. |
30887 |
6.4. |
Оборот малых предприятий |
млн. руб. |
6030 |
6.5. |
Инвестиции в основной капитал по малым предприятиям |
млн. руб. |
2100 |
7. Инвестиционная и строительная деятельность | |||
7.1. |
Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
5604,4 |
7.2. |
Инвестиции в основной капитал в расчете на душу населения |
тыс. руб. |
56,4 |
7.3. |
Инвестиции в основной капитал за счет средств федерального бюджета |
млн. руб. |
408,8 |
7.4. |
Инвестиции в основной капитал за счет средств областного бюджета |
млн. руб. |
453,6 |
7.5. |
Инвестиции в основной капитал за счет средств бюджета городского округа |
млн. руб. |
267,1 |
7.6. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
млн. руб. |
2786,6 |
7.7. |
Ввод в действие общей площади жилых домов |
тыс. кв. м |
30,5 |
7.8. |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
учеб. мест |
- |
7.9. |
Ввод в действие дошкольных образовательных учреждений |
мест |
- |
7.10. |
Ввод в действие больниц |
коек |
- |
7.11. |
Ввод в действие амбулаторно-поликлинических учреждений |
посещений в смену |
- |
8. Транспорт | |||
8.1. |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
км |
29,2 |
8.2. |
Количество автотранспортных предприятий |
ед. |
6 |
8.3. |
Число перевезенных пассажиров - всего |
млн. чел. |
18,5 |
8.3.1. |
в том числе по видам транспорта: |
|
|
8.3.1.1. |
троллейбусами |
млн. чел. |
11,1 |
8.3.1.2. |
автобусами |
млн. чел. |
7,4 |
8.4. |
Количество троллейбусов |
ед. |
25 |
9. Потребительский рынок | |||
9.1. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
11803,6 |
9.2. |
В % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах |
% |
101,6 |
9.3. |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. руб. |
119,1 |
9.4. |
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
419 |
9.5. |
В % к предыдущему периоду, в сопоставимых ценах |
% |
108 |
9.6. |
Объем платных услуг населению - всего |
млн. руб. |
2471,5 |
9.7. |
Количество специализированных предприятий бытового обслуживания - всего, в том числе по видам услуг: |
ед. |
357 |
9.7.1. |
ремонт, окраска и пошив обуви |
ед. |
32 |
9.7.2. |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
ед. |
28 |
9.7.3. |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
ед. |
8 |
9.7.4. |
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования |
ед. |
76 |
9.7.5. |
изготовление и ремонт мебели |
ед. |
7 |
9.7.6. |
химическая чистка и крашение |
ед. |
3 |
9.7.7. |
услуги прачечных |
ед. |
- |
9.7.8. |
ремонт и строительство жилья и других построек |
ед. |
37 |
9.7.9. |
услуги бань и душевых (саун) |
ед. |
8 |
9.7.10. |
услуги парикмахерских (салонов красоты) |
ед. |
58 |
9.7.11. |
услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий |
ед. |
14 |
9.7.12. |
ритуальные |
ед. |
18 |
9.7.13. |
прочие услуги бытового характера |
ед. |
68 |
9.8. |
Количество предприятий проводной связи |
ед. |
2 |
9.9. |
Количество операторов сотовой связи |
ед. |
5 |
9.10. |
Обеспеченность телефонами на 100 семей / 100 тыс. жителей (по РСУ) |
ед. |
29,9 |
9.11. |
Количество объектов розничной торговли и общественного питания: |
|
|
9.11.1. |
Магазины (без торговых центров) |
ед. |
491 |
9.11.2. |
Торговые центры |
ед. |
6 |
9.11.3. |
Павильоны |
ед. |
7 |
9.11.4. |
Палатки, киоски |
ед. |
38 |
9.11.5. |
Аптеки и аптечные магазины |
ед. |
26 |
9.11.6. |
Аптечные киоски и пункты |
ед. |
23 |
9.11.7. |
Общедоступные столовые, закусочные |
ед. |
58 |
9.11.8. |
Рестораны, кафе, бары |
ед. |
33 |
9.11.9. |
Розничные рынки |
ед. |
2 |
9.12. |
Общая площадь магазинов |
тыс. кв. м |
160,4 |
9.12.1. |
в том числе торговая площадь |
тыс. кв. м |
112,7 |
10. Рынок труда и заработной платы | |||
10.1. |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), в том числе: |
тыс. чел. |
31,45 |
10.1.1. |
Крупно-средние предприятия - всего, из них: |
тыс. чел. |
26,15 |
10.1.1.1. |
добыча полезных ископаемых |
тыс. чел. |
5,24 |
10.1.1.2. |
обрабатывающие производства |
тыс. чел. |
3,26 |
10.1.1.3. |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
тыс. чел. |
2,06 |
10.1.1.4. |
строительство |
тыс. чел. |
0,56 |
10.1.1.5. |
транспорт и связь |
тыс. чел. |
2,92 |
10.1.1.6. |
прочие |
тыс. чел. |
12,11 |
10.1.2. |
Малые предприятия |
тыс. чел. |
5,30 |
10.2. |
Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 31.12.2016 г. |
тыс. чел. |
1,370 |
10.3. |
Уровень зарегистрированной безработицы к трудоспособному населению (на конец года) |
% |
2,5 |
10.4. |
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках |
человек |
867 |
10.5. |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости |
человек |
1408 |
10.6. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников |
руб. |
30902 |
10.6.1. |
Крупно-средние предприятия, в том числе: |
руб. |
33955 |
10.6.1.1. |
добыча полезных ископаемых |
руб. |
56956 |
10.6.1.2. |
обрабатывающие производства |
руб. |
34130 |
10.6.1.3. |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
руб. |
24461 |
10.6.1.4. |
строительство |
руб. |
44205 |
10.6.1.5. |
транспорт и связь |
руб. |
29569 |
10.6.1.6. |
финансовая деятельность |
руб. |
38584 |
10.6.1.7. |
Образование |
руб. |
22433 |
10.6.1.8. |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
руб. |
20931 |
10.6.1.9. |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
руб. |
16742 |
10.6.2. |
Малые предприятия |
руб. |
15842 |
10.7. |
Реальная начисленная заработная плата работников к предыдущему году |
% |
101,0 |
11. Социальная сфера | |||
11.1. |
Число постоянных дошкольных учреждений - всего |
ед. |
26 |
|
в них детей |
человек |
5072 |
11.2. |
Обеспеченность детей дошкольными учреждениями, % к численности детей соответствующего возраста |
% |
62 |
11.3. |
Число общеобразовательных учреждений - всего |
ед. |
19 |
11.4. |
Государственных учреждений, из них: |
ед. |
19 |
|
дневные |
ед. |
18 |
|
вечерние (сменные) |
ед. |
1 |
11.5. |
Негосударственных учреждений |
ед. |
- |
11.6. |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях - всего |
человек |
11724 |
11.7. |
Государственных учреждений, из них: |
человек |
12153 |
|
дневные |
человек |
12044 |
|
вечерние (сменные) |
человек |
109 |
11.8. |
Негосударственных учреждений |
человек |
- |
11.9. |
Численность учащихся государственных дневных общеобразовательных школ - всего (без детей с ограниченными возможностями) |
человек |
11763 |
|
из них занимаются: |
|
|
|
во вторую смену |
человек |
3294 |
11.10. |
В % от общей численности учащихся |
% |
28 |
11.11. |
Техническое состояние и благоустройство зданий государственных дневных общеобразовательных учреждений |
|
|
11.11.1. |
число школ, всего |
ед. |
18 |
|
из них: |
|
|
|
требующие капитального ремонта |
ед. |
- |
|
находящиеся в аварийном состоянии |
ед. |
- |
|
имеющие все виды благоустройства |
ед. |
17 |
|
имеющие водопровод |
ед. |
18 |
|
имеющие центральное отопление |
ед. |
18 |
|
имеющие канализацию |
ед. |
17 |
11.12. |
Количество средних специальных учебных заведений |
ед. |
6 |
11.12.1. |
Государственные |
ед. |
6 |
11.12.2. |
Негосударственные |
ед. |
- |
11.13. |
Численность студентов в средних специальных учебных заведениях |
человек |
3086 |
11.14. |
Количество высших учебных заведений - всего |
ед. |
0 |
11.15. |
Количество филиалов высших учебных заведений - всего |
ед. |
1 |
11.16. |
Численность учащихся в филиалах высших учебных заведений - всего |
человек |
600 |
11.17. |
Количество киноустановок |
ед. |
1 |
11.18. |
Количество мест в киноустановках |
ед. |
80 |
11.19. |
Количество мест в зрительных залах на 1000 населения |
ед. |
0,8 |
11.20. |
Количество посещений киносеансов |
тыс. чел. |
0,854 |
11.21. |
Количество библиотек |
ед. |
7 |
11.22. |
Количество книг и журналов |
тыс. экз. |
280,1 |
11.23. |
Количество книг и журналов на 1000 населения |
экз. |
2800 |
11.24. |
Среднее количество выданных книг и журналов на одного читателя |
экз. |
20 |
11.25. |
Количество учреждений культурно-досугового типа |
ед. |
5 |
11.26. |
Количество мест в зрительных залах - всего |
ед. |
2189 |
|
на 1000 населения |
ед. |
22 |
11.27. |
Количество культурно-досуговых формирований |
ед. |
179 |
|
в них участников |
человек |
3381 |
11.28. |
Количество музеев |
ед. |
2 |
11.29. |
Количество посещений музеев |
человек |
53300 |
|
на 1000 населения |
человек |
533 |
11.30. |
Количество посещений выставок вне музея |
тыс. чел. |
24,7 |
11.31. |
Количество стадионов |
ед. |
1 |
11.32. |
Количество бассейнов |
ед. |
6 |
11.33. |
Количество спортивных сооружений |
ед. |
251 |
11.34. |
Количество спортивных школ (ДЮСШ, МБОУДОД ДЮСШ) |
ед. |
5 |
11.35. |
Количество летних оздоровительных лагерей: |
|
|
11.35.1. |
загородных |
ед. |
1 |
11.35.2. |
санаторного типа |
ед. |
- |
11.35.3. |
для школьников с дневным пребыванием |
ед. |
17 |
11.35.4. |
профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные, палаточные |
ед. |
2 |
11.35.5. |
труда и отдыха |
ед. |
1 |
11.36. |
Численность детей, отдохнувших за лето: |
|
|
11.36.1. |
загородных |
человек |
396 |
11.36.2. |
санаторного типа |
человек |
- |
11.36.3. |
для школьников с дневным пребыванием |
человек |
2540 |
11.36.4. |
профильные, оборонно-спортивные, оздоровительно-спортивные, палаточные |
человек |
184 |
11.36.5. |
труда и отдыха |
человек |
110 |
12. Охрана общественного порядка | |||
12.1. |
Количество участковых пунктов полиции - всего |
ед. |
2 |
12.2. |
Количество стационарных постов полиции |
ед. |
2 |
12.3. |
Численность начальников опорных пунктов охраны правопорядка |
человек |
5 |
13. Жилищно-коммунальное хозяйство | |||
13.1. |
Жилищный фонд (на конец года) - всего |
тыс. кв. м |
2479,7 |
|
в том числе в собственности: |
|
|
13.1.1. |
частной |
тыс. кв. м |
2331 |
13.1.2. |
государственной |
тыс. кв. м |
2 |
13.1.3. |
муниципальной |
тыс. кв. м |
146,7 |
13.1.4. |
смешанной формы собственности |
тыс. кв. м |
- |
13.2. |
Удельный вес площади (весь жилищный фонд), оборудованной: |
|
|
13.2.1. |
водопроводом |
% |
82,2 |
13.2.2. |
канализацией |
% |
72,07 |
13.2.3. |
центральным отоплением |
% |
70 |
13.2.4. |
газом |
% |
0 |
13.2.5. |
горячим водоснабжением |
% |
53,5 |
13.2.6. |
напольными электроплитами |
% |
47,5 |
13.3. |
Средняя обеспеченность населения жилыми помещениями (на конец года) |
кв. м |
25 |
13.4. |
Количество семей (включая одиночек), улучшивших жилищные условия |
ед. |
671 |
|
в процентах от числа семей, состоявших на учете на получение жилья |
% |
11,5 |
13.4.1. |
Количество семей (включая одиночек), состоявших на учете на получение жилья (на конец года) |
ед. |
5835 |
13.5. |
Количество приватизированных жилых помещений за год |
ед. |
255 |
13.6. |
Общая площадь приватизированных жилых помещений |
тыс. кв. м |
11,9 |
13.7. |
Затраты на капитальный ремонт жилых домов |
тыс. руб. |
51400 |
13.8. |
Количество водопроводов и отдельных водопроводных сетей |
ед. |
3 |
13.9. |
Одиночное протяжение уличной водопроводной сети |
км |
263,7 |
13.9.1. |
в том числе нуждающейся в замене |
км |
213,5 |
13.10. |
Отпущено воды всем потребителям |
тыс. куб. м |
14628,5 |
13.10.1. |
в том числе населению |
тыс. куб. м |
3466,4 |
13.11. |
Количество канализаций и отдельных канализационных сетей |
ед. |
2 |
13.12. |
Установленная пропускная способность очистных сооружений |
тыс. куб. м в сутки |
65,2 |
13.13. |
Пропущено сточных вод через очистные сооружения |
тыс. куб. м |
7601,9 |
|
в % ко всему пропуску |
% |
143,9 |
13.14. |
Одиночное протяжение уличной канализационной сети |
км |
17,9 |
13.14.1. |
в том числе нуждающейся в замене |
км |
13,6 |
13.15. |
Количество источников теплоснабжения (на конец года) |
ед. |
18 |
13.16. |
Протяженность паровых и тепловых сетей в двухтрубном исчислении |
км |
132,7 |
|
в том числе нуждающихся в замене |
км |
60,05 |
13.17. |
Произведено теплоэнергии - всего |
тыс. Гкал |
733,2 |
13.18. |
Отпущено теплоэнергии - всего, в том числе: |
тыс. Гкал |
531,4 |
|
населению |
тыс. Гкал |
381,4 |
13.19. |
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг |
семей |
3752 |
13.20. |
Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг |
тыс. руб. |
71982,7 |
13.21. |
Сумма погашенных субсидий |
тыс. руб. |
71982,7 |
13.22. |
Среднемесячный размер субсидий на семью |
руб. |
1598,8 |
13.23. |
Количество человек, получающих льготы |
человек |
29409 |
13.24. |
Сумма льгот на 1 человека в месяц |
руб. |
522,8 |
13.25. |
Средняя стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в расчете на 1 человека в месяц |
руб. |
762,5 |
13.26. |
Начисленный доход от населения по оплате жилищно-коммунальных услуг |
млн. руб. |
889,5 |
13.27. |
Фактический сбор жилищно-коммунальных платежей |
млн. руб. |
882,3 |
13.28. |
Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг |
млн. руб. |
39,7 |
14. Финансы | |||
14.1. |
Сальдированный финансовый результат прибыль, убыток (-) |
млн. руб. |
31330 |
14.2. |
Количество прибыльных организаций |
ед. |
16 |
14.3. |
Сумма прибыли |
млн. руб. |
31562,5 |
14.4. |
Количество убыточных организаций |
ед. |
6 |
14.5. |
Сумма убытка |
млн. руб. |
-232,5 |
14.6. |
Кредиторская задолженность |
млн. руб. |
21491,6 |
|
в том числе просроченная |
млн. руб. |
2041,7 |
14.7. |
Дебиторская задолженность |
млн. руб. |
30702,6 |
|
в том числе просроченная |
млн. руб. |
2978,2 |
15. Бюджет муниципального образования | |||
15.1. |
Доходы местного бюджета - всего, в том числе: |
млн. руб. |
3729,7 |
15.1.1. |
Собственные средства, из них: |
млн. руб. |
1177,0 |
15.1.1.1. |
Налог на доходы физических лиц |
млн. руб. |
463,7 |
15.1.1.2. |
Налог на имущество физических лиц |
млн. руб. |
6,6 |
15.1.1.3. |
Земельный налог |
млн. руб. |
106,4 |
15.1.1.4. |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
млн. руб. |
257,3 |
15.1.1.5. |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
млн. руб. |
187,1 |
15.2. |
Расходы местного бюджета - всего, из них: |
млн. руб. |
3788,9 |
15.2.1. |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
млн. руб. |
14,6 |
15.2.2. |
на жилищно-коммунальное хозяйство |
млн. руб. |
1359,2 |
15.2.3. |
на культуру |
млн. руб. |
93,9 |
15.2.4. |
на здравоохранение |
млн. руб. |
59,5 |
15.2.5. |
на социальную политику |
млн. руб. |
784,0 |
15.3. |
Дефицит (-), профицит (+) бюджета |
млн. руб. |
-59,2 |
16. Муниципальное имущество | |||
16.1. |
Наличие основных фондов, находящихся в муниципальной собственности |
|
|
16.1.1. |
по полной учетной стоимости |
млн. руб. |
8459,3 |
16.1.2. |
по остаточной балансовой стоимости |
млн. руб. |
7306,6 |
17. Органы местного самоуправления | |||
17.1. |
Численность и состав работников органов местного самоуправления - всего, в том числе по категориям и группам муниципальных должностей, включая Совет народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа: |
человек |
191 |
17.1.1. |
выборные |
человек |
2 |
|
Перечень 1: |
|
|
|
высшая должность |
человек |
5 |
|
ведущая должность |
человек |
3 |
|
Перечень 2: |
|
|
|
высшие |
человек |
- |
|
главные |
человек |
- |
|
ведущие |
человек |
1 |
|
старшие |
человек |
1 |
|
младшие |
человек |
- |
|
Перечень 3: |
|
|
|
высшие |
человек |
9 |
|
главные |
человек |
30 |
|
ведущие |
человек |
19 |
|
старшие |
человек |
117 |
|
младшие |
человек |
1 |
|
Перечень 4: |
|
|
|
высшие |
человек |
1 |
|
старшие |
человек |
2 |
17.2. |
Численность работников, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, по уровню базового профессионального образования и направлениям высшего профессионального образования |
человек |
191 |
17.2.1. |
высшее |
человек |
183 |
17.2.2. |
среднее специальное |
человек |
8 |
17.2.3. |
среднее |
человек |
- |
17.3. |
Численность работников, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, получивших дополнительное профессиональное образование |
человек |
13 |
18. Окружающая среда | |||
18.1. |
Количество предприятий, имеющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников |
ед. |
46 |
18.2. |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников - всего, в том числе: |
тыс. тонн |
47,7 |
18.2.1. |
твердые вещества |
тыс. тонн |
2,2 |
18.2.2. |
газообразные и жидкие |
тыс. тонн |
45,5 |
18.3. |
В расчете на одного жителя |
|
|
18.3.1. |
твердые вещества |
тыс. тонн |
0,022 |
18.3.2. |
газообразные вещества |
тыс. тонн |
0,446 |
18.4. |
Количество предприятий, сбрасывающих сточные воды |
ед. |
24 |
18.5. |
Отведено сточных вод в ПВО |
млн. куб. м |
22,4 |
18.6. |
Мощность действующих очистных сооружений |
млн. куб. м |
23,7 |
18.7. |
Текущие затраты на охрану окружающей среды |
млн. руб. |
40,9 |
1.2. Анализ и оценка качества жизни населения городского округа
В последние годы в Ленинск-Кузнецком городском округе наблюдается ухудшение демографической ситуации. Это обусловлено влиянием целого ряда негативных факторов. Среди них - сложная экологическая обстановка, высокая доля опасных производств, высокий удельный вес населения старше 65 лет (свыше 13,4%), что дает основание считать город стареющим. Среднегодовая численность населения имеет тенденцию к снижению.
Динамика среднегодовой численности населения, тыс. чел.
Таблица 1
Основные демографические показатели
Общие показатели воспроизводства населения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Численность родившихся, человек |
1408 |
1287 |
1484 |
1475 |
1401 |
1276 |
1163 |
Численность умерших, человек |
1813 |
1698 |
1659 |
1582 |
1632 |
1631 |
1562 |
Естественный прирост, человек |
-405 |
-411 |
-175 |
-107 |
-231 |
-355 |
-399 |
Естественный прирост, человек на 1000 населения |
-3,9 |
-3,9 |
-1,7 |
-1,1 |
-2,2 |
-3,6 |
-4,0 |
Сальдо миграции, человек |
-168 |
-656 |
-636 |
-299 |
-425 |
-669 |
-357 |
Таблица 2
Возрастной состав
населения на начало года и структура численности населения
Возрастные группы |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Моложе трудоспособного возраста |
18100 |
18269 |
18519 |
19037 |
19653 |
20100 |
20399 |
В трудоспособном возрасте |
64759 |
62321 |
60554 |
58776 |
57379 |
55818 |
54111 |
Старше трудоспособного возраста |
21471 |
23167 |
23617 |
24066 |
24441 |
24899 |
25283 |
Численность населения на начало года, человек |
104330 |
103757 |
102690 |
101879 |
101473 |
100817 |
99793 |
Структура численности, % |
|
|
|
|
|
|
|
Моложе трудоспособного возраста |
17,3 |
17,6 |
18,0 |
18,7 |
19,4 |
19,9 |
20,5 |
В трудоспособном возрасте |
62,1 |
60,1 |
59,0 |
57,7 |
56,5 |
55,4 |
54,2 |
Старше трудоспособного |
20,6 |
22,3 |
23,0 |
23,6 |
24,1 |
24,7 |
25,3 |
Все население, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В возрастной структуре населения произошли незначительные изменения. Как и в предыдущие годы, отмечается увеличение доли населения моложе и старше трудоспособного возраста, наряду со снижением доли населения трудоспособного возраста.
Возрастная структура населения городского округа на 01.01.2016 года
Таблица 3
Динамика показателей
распределения населения Ленинск-Кузнецкого городского округа и Кемеровской области по возрасту (в % ко всему населению) (на начало года)
Показатели |
г. Ленинск-Кузнецкий |
Кемеровская область |
||
2015 г. |
2016 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
Все население |
100 % |
100 % |
100 % |
100 % |
моложе трудоспособного |
19,9 |
20,5 |
18,9 |
19,3 |
трудоспособное |
55,4 |
54,2 |
57,1 |
56,1 |
старше трудоспособного |
24,7 |
25,3 |
24,0 |
24,6 |
Уровень нагрузки населения старше трудоспособного возраста на 1000 жителей трудоспособного возраста выше среднеобластного показателя:
Таблица 4
Наименование территории |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Ленинск-Кузнецкий городской округ |
342 |
372 |
390 |
409 |
426 |
446 |
467 |
Кемеровская область |
333 |
356 |
370 |
386 |
402 |
419 |
438 |
В связи с сокращением численности населения городского округа соответственно снижается его трудовой потенциал. Так, за период с 2010 года по 2016 год численность трудовых ресурсов сократилась с 66,1 до 59,6 тыс. человек. Численность занятых в экономике городского округа в 2016 году составила 46,4 тыс. человек.
За годы реструктуризации угольной отрасли уровень безработицы в Ленинске-Кузнецком незначительно отклонялся от среднего значения по области в связи с тем, что реструктуризация с высвобождением численности проходила по всей территории области и на этот период пришлось интенсивное развитие малого бизнеса, который вобрал в себя часть выведенных работников угледобывающих предприятий. В последние годы массового высвобождения работников угольной отрасли не наблюдалось.
Таблица 5
Отношение
численности официально зарегистрированных безработных к численности трудоспособного населения, %
Наименование территории |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Кемеровская область |
2,1 |
2,0 |
1,6 |
1,57 |
1,8 |
2,3 |
2,2 |
Ленинск-Кузнецкий городской округ |
2,3 |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
1,8 |
2,6 |
2,5 |
Современное состояние рынка труда характеризуется как стабильное. На конец 2016 года численность зарегистрированных безработных по Ленинск-Кузнецкому городскому округу составила 1370 человек, при этом уровень безработицы от численности трудоспособного населения составил 2,5 %.
Примерно половина безработных имеет среднее специальное и среднее общее образование. Около 16 % от всей численности безработных приходится на рабочую силу с высшим образованием. Систематически увеличивается доля безработных с начальным профессиональным образованием. При этом, как показывает практика, со стороны работодателей растет спрос на работников со средним специальным образованием, т.е. квалифицированных специалистов персонала среднего звена.
1.3. Анализ ситуации в реальном секторе экономики города
1.3.1. Анализ развития местной промышленности
Основу жизнедеятельности городского округа формируют промышленные предприятия различных отраслей - угледобывающей, машиностроения, химической, строительных материалов, а также легкой и пищевой. Экономика городского округа имеет сырьевую направленность. Промышленность доминирует в экономической структуре городского округа и определяет общий характер складывающейся экономической ситуации.
По оперативным данным статистической отчетности, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2016 году составил 48,4 млрд. руб., что в 1,3 раза превышает уровень 2015 года (2015 год - 36,0 млрд. руб.). Объем промышленного производства составил 41,2 млрд. руб. (2015 г. - 29,6 млрд. руб.). Увеличение объемов производства произошло по видам экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" - на 44,7 %, "обрабатывающие производства" - на 18,3 %, "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - на 12 %.
Угольная промышленность по-прежнему является ведущей отраслью и занимает около 70 % в общегородском промышленном объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг. В 2016 году добыча угля осуществлялась на 4 шахтах, входящих в состав АО "СУЭК-Кузбасс" как производственные единицы: шахта им. С.М. Кирова, шахта им. 7 Ноября, шахта "Комсомолец", шахта им. А.Д. Рубана. В целях повышения эффективности экономической деятельности, консолидации ресурсов, снижения себестоимости продукции и оптимизации затрат к 01.01.2016 завершен процесс реструктуризации производственных единиц компании.
Объем добычи угля в 2016 году составил 13,3 млн. тонн, заработная плата увеличилась на 12,4 % (с 50,65 тыс. руб. до 56,96 тыс. руб.), средняя заработная плата на предприятиях угольной промышленности в 1,7 раза превышает средний показатель по городскому округу. Все предприятия работают в обычном режиме (нет высвобождений, сокращений, переводов на неполный рабочий день).
Второй основной вид экономической деятельности - "обрабатывающие производства", которые в общегородском промышленном объеме выпускаемой продукции составляют 11,4 %. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду экономической деятельности "обрабатывающие производства" в 2016 году составил 5,5 млрд. руб., что выше уровня предыдущего года на 18,3 %, или на 850,5 млн. руб.
Зависимость экономики городского округа от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку угля, сохраняется.
Для организации новых предприятий в качестве перспективной площадки развития экономики города функционировала зона экономического благоприятствования промышленно-производственного типа "Северная промзона".
Два предприятия официально приобрели статус резидентов зоны - ООО "СибЭкоПром-Н" и ООО "Транспортные системы".
По объему инвестиций Ленинск-Кузнецкий городской округ занимает 5 место среди 16 городских округов. По итогам 2016 года инвестиции в основной капитал по Ленинск-Кузнецкому городскому округу составили 5,6 млрд. руб. Одно из основных направлений модернизации производства - создание безопасных условий труда угольщиков.
Тенденция вложения инвестиций в обновление основных фондов на ближайшую перспективу сохранится.
По состоянию на 1 января 2017 года общая кредиторская задолженность предприятий составила 21,5 миллиарда рублей, из которой 2,0 миллиарда рублей, или 9,5 % - просроченная.
Таблица 6
Финансовый результат,
состояние платежей и расчетов, млн. руб.
Показатели |
На 01.01.2016 |
На 01.01.2017 |
Прибыль (убыток) |
2048,2 (- 14666,4) |
31562,5 (-232,5) |
Финансовый результат |
- 12618,2 |
31330,0 |
Кредиторская задолженность |
41828,2 |
21491,6 |
Дебиторская задолженность |
12361,4 |
30702,6 |
Сохранение чрезмерной зависимости от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку угля, является потенциально опасным для устойчивого социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа, поэтому с 2010 года реализуется Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода. Основная цель Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Ленинска-Кузнецкого - обеспечение устойчивого развития города на основе диверсификации экономики, развития новых, в том числе инновационных, производств (развитие машиностроительного комплекса, развитие смежных отраслей, развитие малого бизнеса, развитие и модернизация градообразующего предприятия).
1.3.2. Анализ развития малого бизнеса
Малый и средний бизнес стал важной и неотъемлемой составляющей экономики городского округа. Он эффективно работает практически во всех отраслях: в промышленности, строительстве, торговле, сфере услуг.
Количество малых предприятий в 2016 году не изменилось по сравнению с 2015 годом и составило 695 единиц.
Доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций муниципального образования с каждым годом увеличивается.
Доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота организаций Ленинск-Кузнецкого городского округа, %
В последние годы осуществляется финансовая, консультационная, информационная поддержка для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки и переподготовки кадров. Вся финансовая помощь оказывалась субъектам малого и среднего предпринимательства по приоритетным видам деятельности для Ленинск-Кузнецкого городского округа.
С 2010 года предпринимателям выдано 207 грантов, 370 микрозаймов, обучено по образовательным программам 1230 человек, выдано 44 компенсации по договорам лизинга, за подключение к объектам коммунальной инфраструктуры, 1 компенсация затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, 29 компенсаций части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования. За участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях предоставлена компенсация (субсидия) 10 субъектам малого и среднего предпринимательства. Создано более 1284 новых рабочих мест.
1.4. Анализ состояния жилой, транспортной и социальной инфраструктуры города Ленинска-Кузнецкого
1.4.1. Анализ состояния жилого фонда
Общая площадь жилого фонда города Ленинска-Кузнецкого - 2479,7 тыс. кв. метров (по состоянию на 1 января 2017 года).
Таблица 7
Основные показатели
состояния жилого фонда города
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
На 01.01.2017 |
1. |
Количество жилых домов, всего |
ед. |
18248 |
|
из них |
|
|
|
многоквартирные дома и муниципальный жилой фонд |
ед. |
2208 |
2. |
Общая площадь жилого фонда города, всего |
млн. кв. м |
2,5 |
|
в том числе |
|
|
|
общая площадь многоквартирных и муниципальных домов |
млн. кв. м |
2,13 |
3. |
Площадь ветхого, аварийного и подработанного жилья, всего |
млн. кв. м |
0,163 |
|
удельный вес ветхого и аварийного жилья в жилом фонде многоквартирных домов |
% |
6,5 |
4. |
Уровень благоустройства: |
|
|
|
центральное отопление |
% |
70 |
|
водоснабжение |
% |
82,2 |
|
канализация |
% |
72,07 |
|
горячее водоснабжение |
% |
53,5 |
Структура обслуживаемого жилого фонда по сроку ввода зданий в эксплуатацию выглядит следующим образом: доля зданий со сроком ввода в эксплуатацию свыше 30 лет - 86 %, до 30 лет - 13,4 %.
Высокий удельный вес зданий со сроком полезного использования свыше 30 лет говорит о том, что жилой фонд требует значительных затрат на содержание и текущий ремонт, что приводит к увеличению экономически обоснованного тарифа. Растут расходы как на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования, что обусловлено высоким износом внутридомового инженерного оборудования, так и на ремонт конструктивных элементов зданий. При этом расходы на ремонт конструктивных элементов выросли почти в 3 раза (конструктивные элементы зданий имеют более высокий нормативный износ по сравнению с элементами внутридомового оборудования).
1.4.2. Инженерно-техническая инфраструктура
Теплоснабжение. По состоянию на 31.12.2016 потребность Ленинск-Кузнецкого городского округа в тепловой энергии для населения обеспечивают 18 котельных, в т.ч.:
17 котельных оказывают услуги по отоплению и горячему водоснабжению для населения и прочих организаций территории городского округа;
1 котельная отапливает жилой фонд и учреждения социальной сферы поселка Никитинский.
Теплоснабжение города осуществляют 13 центральных тепловых пунктов (ЦТП), 2 насосных станции, в которых установлено 44 теплообменника.
Шесть котельных имеют полную механизацию подачи топлива и удаления шлака (Центральная, Привокзальная, "Энергетик", КСК, ш. 7 Ноября, N 5), на котельной N 13 механическая подача топлива, а выгрузка шлака из топок на конвейер производится вручную. Остальные котельные оснащены топками с ручным удалением шлака из топок.
Восемь котельных оборудованы установками химводоочистки (Центральная, Привокзальная, "Энергетик", КСК, ш. 7 Ноября, N 5, 13, 14).
Угольные склады имеются на 5 котельных (Центральная, Привокзальная, "Энергетик", КСК, N 5). На остальных котельных уголь хранится на открытых площадках. Физический износ зданий котельных и бойлерных составляет 70 % (из 17 котельных у 5 котельных износ 100 %. Это котельные N 1, 14, 40, 44, КСК и 2 ЦТП - N 10, 12).
Протяженность тепловых сетей по городу составляет 258,6 км (в двухтрубном исчислении - 129,3 км), из них 63 км - ветхие тепловые сети.
Протяженность магистральных сетей - 52 км, внутриквартальных - 191 км, износ сетей - 29,1 %. Система теплоснабжения двухтрубная, по жилому массиву "Лесной городок" - четырехтрубная.
В связи с большим износом котельного оборудования и тепловых сетей потери тепловой энергии при производстве и транспортировке составляют 29,2 % при установленных нормативных потерях 12 %.
Водоснабжение и водоотведение. Основной источник водоснабжения городов Ленинска-Кузнецкого, Полысаево, Белово и поселка Грамотеино - поверхностная вода реки Томи. Комплекс водопроводных сооружений с водозабором на реке построен в 1981 году. Общая протяженность водопроводных сетей - 653,4 км, в т. ч. водопотребления по городу - 628,5 км, по поселку Никитинскому - 24,9 км.
Основная часть сетей эксплуатируется более 35 лет, из них почти 630 км имеют износ 100 %. Данное техническое состояние сетей влияет на уровень потерь в сетях, и, следовательно, увеличиваются расходы на электроэнергию, реагенты и прочее. В целом износ основных фондов водоснабжения составляет 62,3 %.
Централизованной системой канализации оборудовано 1731,4 тыс. кв. м жилого фонда города (71,4 % от его общего объема).
Система водоотведения городского округа включает два очистных сооружения с полной биологической очисткой. Сточные воды от населения, промышленных предприятий, объектов соцкультбыта по самотечным коллекторам отводятся на КНС (канализационные насосные станции). Общее количество КНС - 13 единиц. Износ насосных станций - 56,4 %.
Общая протяжённость сетей канализации по Ленинск-Кузнецкому городскому округу и пос. Никитинский составляет 145,5 км (в т.ч. пос. Никитинский - 8,4 км).
Электроснабжение. Электроснабжение города осуществляется через подстанцию 220/110/10 кВ "Краснополянская" и подстанцию 110/35/6 кВ "Новоленинская". Питание подстанций производится по двум цепным высоковольтным линиям 220 кВ и 110 кВ, соответственно, от Беловской ГРЭС. Распределение электроэнергии по городу осуществляется от 17 подстанций 35-110 кВ.
Трансформаторные подстанции 6-10/0,4 кВ подключены непосредственно с шин 6-10 кВ подстанций через 12 распределительных пунктов (далее - РП), расположенных в жилой застройке, и трех РП, обеспечивающих питание очистных сооружений. Питание РП осуществляется по двум раздельно работающим линиям. Линии кабельные, выполнены кабелем ААБ, ААШв и АСБ разного сечения.
Распределительные сети города 6-10 кВ выполнены кабельными и воздушными линиями, по петлевой схеме.
Воздушные линии выполнены, в основном, проводом марки А сечением 35-150 кв. мм. Кабельные линии проложены в районах многоэтажной застройки и выполнены кабелем ААБ, АСБ, ААШв, СБ сечением от 50 до 120 кв. мм.
Трансформаторные подстанции по конструктивному исполнению подразделяются на закрытые с кабельными и воздушными вводами, КТП и мачтовые. Большинство трансформаторных подстанций нетиповые, состояние их удовлетворительное.
Износ основных фондов составляет 51,3 %.
Утилизация ТБО. Объект захоронения ТБО городского округа - свалочный полигон, расположенный в Северной промзоне. Полигон введен в эксплуатацию в 1989 году.
Первоначальная площадь его территории составляла 2,4 га. В 2006 году была проведена инвентаризация земельного участка, в результате чего площадь свалки увеличилась до 3,5179 га.
При общей массе образуемых отходов по городскому округу - в среднем 30 тыс. тонн в год - территория полигона достаточна для эксплуатации в течение 20 лет при условии выполнения комплекса мероприятий по его модернизации.
Транспортная инфраструктура. Общая протяженность муниципальных дорог - 404,9 км, в том числе с твердым покрытием - 29,2 км.
В настоящее время перевозку пассажиров в Ленинске-Кузнецком осуществляют два предприятия (автомобильный и электрический транспорт) и 28 автобусов, находящихся в частном пользовании.
В Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года предусмотрено формирование двуполярной агломерации, центральная часть которой представлена городами Белово и Ленинском-Кузнецким с преобладанием производственно-логистической функциональной специализации. Проект развития кузбасской агломерации предусматривает форсированное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и строительство объектов складского хранения, перевалки грузов, сервисных центров, развитие транспортных и экспедиционных компаний в Ленинске-Кузнецком.
Базовым условием включения города Ленинска-Кузнецкого в состав агломерации является наличие скоростных дорог. В 2013 году открыт второй участок скоростной автомагистрали протяженностью 20,0 км. Это позволило повысить пропускную способность трассы, сократить время в пути до города Кемерово в 2 раза. В настоящее время строительство автомагистрали "Кемерово - Ленинск-Кузнецкий" продолжается.
1.4.3. Социальная инфраструктура
Система образования. Систему образования Ленинск-Кузнецкого городского округа составляют 26 дошкольных учреждений (ДОУ), которые посещают 5072 ребенка в возрасте от 1 до 7 лет, 19 общеобразовательных учреждений, в том числе 14 дневных общеобразовательных школ, 2 гимназии, 1 лицей, 1 вечерняя сменная школа при учреждении федеральной службы исполнения наказаний, 1 школа-интернат. В общеобразовательных учреждениях обучается 12153 человека. Кроме того, в городском округе функционирует 1 детский дом на 95 мест, 1 учреждение дополнительного образования детей, научно-методический центр.
С целью сокращения очередности в дошкольные учреждения в 2015 году введено в эксплуатацию МАДОУ N 8 на 140 мест. Таким образом, все нуждающиеся дети от 3-х до 7 лет в 2016 году обеспечены местами в городских дошкольных учреждениях. Остается проблема по обеспечению местами детей ясельного возраста. На очереди в МДОУ стоит 1590 детей от 1 до 3-х лет, или 19,4 % от общего числа детей от 1 до 6 лет. В 2016 году очередь в дошкольные учреждения в городе к показателю за 2015 год сократилась на 468 человек.
Сеть учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования представлена в Ленинске-Кузнецком учреждениями:
филиал Томского архитектурно-строительного университета;
Ленинск-Кузнецкий горнотехнический колледж;
Ленинск-Кузнецкий филиал Кемеровского областного медицинского колледжа;
Ленинск-Кузнецкий технологический колледж;
Ленинск-Кузнецкий политехнический колледж;
училище олимпийского резерва;
два профессиональных училища при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний.
Спортивные объекты. В городе расположены следующие спортивные объекты:
дворец спортивной гимнастики, в котором занимаются 550 человек;
стадион "Шахтер", рассчитанный на 1300 посадочных мест, в зимнее время работает прокат коньков (387 пар);
плавательный бассейн (частный) на 4 дорожки, в сутки посещают 300 человек;
лыжно-спортивный комплекс с прокатом лыж (450 пар);
четыре детско-юношеские спортивные школы, в которых занимаются 3402 человека (18 видов спорта);
ледовый дворец за 1000 зрителей, в котором развиваются виды спорта: хоккей, фигурное катание, волейбол, кикбоксинг, бокс.
физкультурно-оздоровительный комплекс.
В 2016 году начаты работы по благоустройству Парка здоровья - построена освещенная лыжероллерная (велосипедная) трасса, которая стала настоящим подарком как для зимнего, так и для летнего отдыха; введены 2 спортивные площадки (площадка для подготовки и выполнения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и многофункциональная площадка с 8 уличными тренажерами). В 2017 году работы по благоустройству Парка здоровья будут продолжены.
На территории городского округа за 2016 год построены 2 площадки воркаута, площадка ГТО и комплексная площадка для подвижных игр.
Капитальные вложения в объекты спортивного и физкультурно-оздоровительного назначения позволят решить вопрос активного здорового досуга населения городского округа, способствуют увеличению числа систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Учреждения культуры. На территории города находятся 11 учреждений культуры: пять дворцов и домов культуры, три образовательных учреждения дополнительного образования детей, централизованная библиотечная система им. Н.К. Крупской, краеведческий музей, выставочный зал.
Также на территории города находится парк и кинотеатр "Победа".
Система социальной защиты населения. В систему социальной защиты населения входят управление социальной защиты населения и четыре подведомственных учреждения: МБУ "Центр социального обслуживания населения", МБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", МКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Радуга", МБУ "Центр психолого-педагогической помощи населению".
Для решения различных вопросов лиц, освободившихся из мест лишения свободы, лиц без определенного места жительства, а также граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, при МБУ "Центр социального обслуживания населения" открыто отделение социальной адаптации. В 2016 году обратились 415 человек из числа лиц без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы, попавших в трудную жизненную ситуацию (2015 г. - 407 чел.), им оказана материальная помощь, помощь в оформлении паспортов, пенсии, инвалидности.
1.5. Анализ основных показателей бюджета городского округа
По итогам 2016 года в бюджет городского округа из всех источников поступило 3729,7 млн. руб. доходов (с учетом возврата субсидий и субвенций прошлых лет), что на 393,9 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года (3335,8 млн. руб.).
За 2016 год собственных средств в местный бюджет поступило 1177,0 млн. руб., что на 18,7 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. В структуре собственных средств наибольший удельный вес занимают налоговые доходы - 57,7 %.
По-прежнему наибольший удельный вес в собственных средствах занимает налог на доходы физических лиц - 39,4 %, а доля доходов по местным налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог), по которым органы местного самоуправления вправе определять отдельные элементы налогообложения, невелика и составляет 9,9 %.
Анализ структуры доходов бюджета городского округа показывает, что значительная их часть формируется за счет межбюджетных трансфертов (в виде дотаций, субвенций, субсидий и прочих межбюджетных трансфертов): 70,3 % - 2015 год, 68,6 % - 2016 год.
Главная особенность финансово-бюджетной ситуации в Ленинск-Кузнецком городском округе - это высокий уровень дотационности. Доходная часть бюджета городского округа во многом зависит от федерального и регионального законодательства.
Таблица 8
Доходы
и расходы бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа за 2012-2016 годы, млн. руб.
Наименование доходов и расходов |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы всего |
3018,2 |
3938,4 |
3758,6 |
3335,8 |
3729,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
собственные средства |
1093,2 |
1096,8 |
1087,7 |
991,7 |
1177,0 |
дотации и прочие межбюджетные трансферты |
393,4 |
295,5 |
263,1 |
314,3 |
237,8 |
субвенции, субсидии (в том числе возвраты) |
1531,6 |
2546,1 |
2407,7 |
2029,8 |
2314,9 |
Доля собственных средств в общих доходах бюджета |
36,2 |
27,8 |
28,9 |
29,7 |
31,6 |
Расходы всего |
3008,4 |
4034,0 |
3786,4 |
3314,2 |
3788,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
703,8 |
968,1 |
1143,2 |
759,0 |
1359,2 |
Образование |
1019,1 |
1342,1 |
1231,4 |
1199,6 |
1116,2 |
Культура |
56,3 |
268,4 |
178,8 |
108,0 |
93,9 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
307,2 |
270,5 |
115,5 |
84,5 |
103,7 |
Социальная политика |
617,1 |
702,9 |
767,3 |
806,4 |
784,0 |
Прочие |
304,9 |
482,0 |
350,2 |
356,7 |
331,9 |
Профицит, дефицит |
9,8 |
- 95,6 |
- 27,8 |
21,6 |
- 59,2 |
1.6. Оценка экологической ситуации города
По данным госстатотчетности, в 2016 году от стационарных источников выбросы в атмосферу составили 47,733 тыс. тонн загрязняющих веществ. В атмосферу города поступает более 60 различных видов загрязняющих веществ. Основная причина загрязнения - это метан угольных предприятий, который составляет 70 % от общего выброса по городу, а также производственные и коммунальные котельные, технологические дороги.
Антропогенная нагрузка на одного жителя города в 2016 году составила 468 кг/чел.
Состояние и использование земель
Площадь Ленинск-Кузнецкого городского округа составляет 11,272 тыс. га.
По состоянию на 31.12.2016 общая площадь нарушенных земель составила 0,449 тыс. га. По функциональному назначению преобладают земли сельскохозяйственного назначения - 4,847 тыс. га, земли под застройками - 1,530 тыс. га, земли под лесами - 1,024 тыс. га.
1.7. Анализ и оценка внешних и внутренних факторов, определяющих развитие городского округа
Основной внутренней закономерностью развития городского округа является развитие предприятий угольной отрасли и горного машиностроения.
Экономический потенциал Ленинск-Кузнецкого городского округа определяется следующими факторами:
выгодное экономико-географическое положение, выражающееся в близости городского округа к административному центру Кемеровской области, наличие федеральной автотрассы;
наличие энергетических углей, которые отличаются сравнительно небольшой зольностью, очень низким содержанием серы и отсутствием токсичных примесей;
наличие технико-технологической базы предприятий угольной промышленности, в том числе уникальных современных технологий;
наличие развитой инженерной инфраструктуры (транспортных сетей и коммуникаций, связи, тепло-, водо-, электроснабжения);
наличие социальной инфраструктуры (жилищного обеспечения, системы учреждений образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта);
наличие квалифицированных трудовых ресурсов и др.
Основными внешними факторами, определяющими развитие экономики городского округа, являются изменение спроса на уголь энергетических марок, в результате которого происходит снижение цен и, как следствие, снижение прибыли и инвестиционной активности; удаленность от потребителей угля, из-за чего появляется высокая зависимость от железнодорожных тарифов.
1.8. Интегральная оценка социально-экономического развития города
1.8.1. Интегральная оценка социально-экономического развития Ленинск-Кузнецкого городского округа
Рейтинговая оценка уровня социально-экономического развития территории Кемеровской области в 2016 году, рассчитанная областным комитетом госстатистики, показывает, что Ленинск-Кузнецкий городской округ среди 16 городских округов занимал по следующим результатам деятельности и развития:
Динамичность развития экономики - 3 место (индекс физического объема):
промышленного производства - 4 место;
инвестиций в основной капитал - 8 место;
работ, выполненных по виду деятельности "строительство" - 5 место;
оборота розничной торговли - 1 место;
платных услуг населению - 4 место.
Эффективность деятельности организаций - 4 место, в том числе по показателям:
оборот организаций (в % к предыдущему году) - 2 место;
оборот организаций в расчете на одного работающего - 6 место.
Инвестиционная активность - 5 место, в том числе по показателям:
инвестиции в основной капитал (индекс физического объема) - 8 место;
инвестиции в основной капитал (на душу населения) - 4 место;
работы по виду деятельности "строительство" - 5 место;
ввод в действие жилых домов на 1000 жителей - 9 место.
Финансовая устойчивость экономики - 1 место, в том числе по показателям:
прибыль в расчете на одного работающего - 2 место;
удельный вес убыточных организаций - 3 место;
просроченная кредиторская задолженность в расчете на одного работающего - 8 место;
просроченная дебиторская задолженность в расчете на одного работающего - 10 место;
уровень рентабельности активов - 2 место;
коэффициент покрытия - 1 место.
Занятость населения, уровень преступности - 13 место, в том числе по показателям:
уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) - 10 место;
численность незанятого населения на одну заявленную вакансию (на конец года) - 6 место;
принято работников на дополнительно введённые рабочие места, в % от среднесписочной численности - 10 место;
число зарегистрированных преступлений на 10 000 жителей - 14 место.
Уровень доходов населения - 4 место, в том числе по показателям:
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - 5 место;
средний размер назначенных пенсий на 01.01.2017 - 9 место;
оборот розничной торговли (индекс физического объема) - 1 место;
оборот розничной торговли (на душу населения) - 5 место;
платные услуги населению (в % к предыдущему году) - 4 место;
платные услуги населению (на душу населения) - 10 место.
Учитывая наличие потенциала развития как экономики, так и социальной сферы Ленинск-Кузнецкого городского округа, в среднесрочном периоде возможно и необходимо обеспечить результаты деятельности и развития, соответствующие первым трем местам в рейтинге муниципальных образований Кемеровской области. Поэтому в краткосрочном периоде недопустимо получение результатов ниже средних по Кемеровской области. Очевидно, что это возможно при высокой степени консолидации населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций.
1.8.2. SWOT-анализ Ленинск-Кузнецкого городского округа
SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон территории, возможностей и угроз, их позитивное и негативное влияние на ситуацию в городском округе) проведен по основным факторам, влияющим на ситуацию в городском округе, указан характер их влияния на текущее и перспективное развитие территории.
Таблица 9
SWOT-анализ
муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ
Факторы |
Влияние фактора на социально-экономическое развитие городского округа |
|
Позитивное (сильные позиции) |
Негативное (слабые позиции) |
|
1. Качество жизни | ||
1.1. Уровень материального обеспечения | ||
Уровень доходов населения |
Отсутствие просроченной задолженности по заработной плате |
Уровень заработной платы - 5 место среди 16 городов области |
Распределение населения по уровню доходов |
Снижение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Увеличение соотношения денежных доходов к величине прожиточного минимума |
Высокая дифференциация занятых разными видами деятельности по уровню заработной платы |
1.2. Уровень жилищно-коммунального обеспечения населения | ||
Обеспеченность жилищно-коммунальными услугами |
Высокий уровень благоустройства жилищного фонда |
Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и сетей. Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги |
1.3. Уровень социального обеспечения | ||
Пенсионное обеспечение, наличие учреждений социального обслуживания |
Средний размер назначенной пенсии (12493,76 руб.) выше величины прожиточного минимума пенсионера (7064 руб.). Наличие 4 учреждений социального обслуживания, школы-интерната. Разработаны административные регламенты предоставления муниципальных услуг учреждениями социального обслуживания населения города. Поддержка малообеспеченных слоев населения. Рост количества жителей, пользующихся государственными льготами |
Устаревшая материально-техническая база учреждений социального обслуживания |
1.4. Уровень личной безопасности | ||
Уровень преступности |
Динамичное снижение уровня тяжких преступлений |
Рост общего количества преступлений |
1.5. Уровень экологической безопасности | ||
Уровень ПДК вредных веществ в воздухе, почве, водоемах |
Наличие золошлакового полигона |
Значительная площадь земель, требующих рекультивации. Необходимость модернизации полигона ТБО |
2. Экономико-географическое положение | ||
Географическое положение |
Незначительная отдаленность от областного центра. Незначительная подверженность стихийным бедствиям (землетрясение, наводнение и т.д.). Равномерность заселения территории города. Компактность территории, обтекаемой оживленными автомобильными трассами республиканского и областного значения |
|
Близость к сырьевым и энергетическим ресурсам, к источникам сбыта и снабжения |
На территории города имеются разведанные запасы энергетических углей |
|
Наличие и значимость транспортной инфраструктуры |
Прохождение через территорию городского округа автомобильных дорог областного значения с выходом на Новосибирскую область, Алтай и Алтайский край, Томскую область. Наличие 3 железнодорожных станций |
|
3. Природный потенциал | ||
Природные ресурсы |
Наличие разведанных запасов энергетических углей |
Отсутствие лесных и водных массивов |
Земельные ресурсы |
Наличие земельных ресурсов для сдачи в аренду и продажи |
Неразвитость рынка земли |
4. Население и трудовые ресурсы | ||
Возрастная структура населения |
Значительная доля трудоспособного населения (54,2 %) |
Высокая доля населения пенсионного возраста (25,3 %) |
Структура населения по уровню образования и квалификации |
Подавляющее большинство населения имеет образование основное общее и выше. Высокая доля населения, имеющего среднее профессиональное образование |
Низкая доля населения, имеющего высшее профессиональное образование |
Уровень занятости населения |
Наличие заявленной предприятиями потребности в работниках. Повышенный спрос на специалистов, выполняющих комплекс взаимосвязанных работ, и лиц рабочих профессий |
|
Трудовой потенциал |
Наличие свободной рабочей силы |
Недостаток вакансий, соответствующих профессиональному и образовательному уровню населения |
Деловой климат |
Наличие благоприятных условий для ведения бизнеса. Активное взаимодействие власти с предприятиями всех форм собственности |
|
5. Экономический потенциал | ||
5.1. Промышленный потенциал | ||
Промышленное производство |
Наличие предприятий различных видов экономической деятельности. Наличие стабильно работающих угольных предприятий. Наличие собственной ресурсной базы для деятельности угольных предприятий и предприятий промышленности строительных материалов. Реализация мероприятий, направленных на поддержку малого, среднего бизнеса и предпринимательства |
Значительный удельный вес угольной отрасли в общем объеме выпускаемой продукции |
5.2. Торговый потенциал | ||
Розничная торговля |
Развитие современных видов обслуживания и социально ориентированной торговли. Наличие розничных рынков |
|
Общественное питание |
Открытие современных объектов общественного питания. Увеличение сети предприятий общественного питания открытого типа (кафе, рестораны) |
|
Бытовое обслуживание |
Наличие предприятий основных видов бытовых услуг |
|
5.3. Строительство | ||
Жилищное строительство |
Сохранение объемов вводимого жилья |
Незначительная доля бюджетных источников финансирования для строительства жилья. Основной источник финансирования - средства населения |
Строительство объектов социальной сферы |
"Обновление" объектов образования, культуры путем проведения капитального ремонта, что удешевляет работу и сокращает сроки строительства. Проектирование объектов коммунального назначения и социальной сферы на перспективу |
Недостаток средств для нового строительства объектов социального назначения |
Дорожное строительство |
Наличие в городе специализированных дорожных ремонтно-строительных организаций |
Небольшие объемы выполняемых работ по строительству и ремонту дорог из-за недостаточного финансирования |
Возможность размещения новых объектов жилья, производства |
Наличие территорий, пригодных для эффективной жилой застройки |
Отсутствие опережающего развития инженерной инфраструктуры для развития жилищного строительства |
6. Инвестиционный потенциал | ||
Наличие и направленность инвестиционных проектов |
Наличие инвестиционных площадок. Наличие зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа (ЗЭБ). Предоставление налоговых льгот участникам ЗЭБ. Наличие крупных инвестиционных проектов строительства объектов потребительского рынка |
Отсутствие потенциальных инвесторов |
Источники инвестиций |
Наличие нормативной правовой базы для эффективного вложения частных инвестиций |
Низкая инвестиционная активность экономических субъектов. Отсутствие потенциальных инвесторов |
7. Инженерная инфраструктура | ||
Транспортная инфраструктура |
Прохождение через территорию городского округа автомобильных дорог областного значения с выходом на Новосибирскую область, Алтай и Алтайский край, Томскую область |
|
Пассажирский транспорт |
Наличие внутригородских и пригородных маршрутов. Наличие предприятия электрического транспорта |
Высокий процент износа парка троллейбусов, контактной сети |
Связь и телекоммуникации |
Наличие городской АТС. Наличие собственных СМИ |
|
8. Бюджетный потенциал |
Возможность развития налогооблагаемых видов деятельности |
Централизация средств в бюджетах вышестоящих уровней |
9. Социальная инфраструктура |
Достаточная обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры, кроме дошкольных учреждений. Наличие перечня и административных регламентов предоставления муниципальных услуг учреждениями социальной сферы населению городского округа. Наличие филиала вуза, учреждений системы СПО |
Значительный моральный и физический износ оборудования и зданий ряда учреждений социального назначения. Дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях (в очереди на получение мест в дошкольные учреждения стоят 1148 детей от 1,5 до 3 лет) |
10. Социально-политическая готовность населения к социальному реформированию |
Отсутствие на протяжении длительного времени акций протеста по отношению к органам государственной власти и местного самоуправления. Своевременность получения заработной платы, в первую очередь, работниками бюджетных организаций, пенсий и социальных пособий. Активное участие в социологических опросах по проблемам и перспективам развития муниципального образования |
Низкая социально-политическая активность населения относительно реализации возможности фактического участия в управлении развитием муниципального образования |
11. Управление муниципальным образованием | ||
Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления |
Наличие правового поля для управления с учетом новых принципов организации местного самоуправления |
|
Организационная структура органов местного самоуправления |
Соответствие структуры органов местного самоуправления задачам и полномочиям, определенным российским законодательством и Уставом муниципального образования |
|
Механизм управления развитием муниципального образования |
Демократичный подход к решению приоритетных вопросов и высокая коллегиальность в решении проблем. Высокая степень оперативного управления |
|
Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы |
Снижение нагрузки на бюджет |
Рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в том числе реализуемые населению |
1.9. Общие выводы по анализу потенциала Ленинск-Кузнецкого городского округа
Анализ и оценка исходной социально-экономической ситуации и условий развития Ленинск-Кузнецкого городского округа позволяют выделить конкурентные преимущества муниципального образования, объединенные в следующие группы:
1. Географическое положение и природные условия:
близость к административному центру - городу Кемерово;
прохождение через территорию городского округа автомобильных дорог областного значения с выходом на Новосибирскую область, Алтай и Алтайский край, Томскую область;
наличие значительных запасов угля.
2. Демографический потенциал и рынок труда:
рост заявленной потребности в работниках рабочих профессий предприятиями и организациями;
повышенный спрос у работодателей на специалистов, выполняющих комплекс взаимосвязанных работ.
3. Развитие инженерной инфраструктуры и обеспеченность жильем:
наличие в городском округе практически всех элементов необходимой инфраструктуры, за исключением стационарного газообеспечения;
уровень обеспеченности населения жильем соответствует среднеобластному.
4. Производственный потенциал:
тенденция устойчивого роста промышленного производства, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса;
наличие зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа.
5. Перспективы экономического развития и инвестиционный климат:
Ленинск-Кузнецкий городской округ обладает достаточно высокой инвестиционной привлекательностью с точки зрения близости его местонахождения к областному центру, наличия свободных промплощадок для развития малого бизнеса;
расширение системы страховых и кредитно-финансовых учреждений, которые оказывают весь спектр услуг, присутствующий в этом секторе экономики;
поддержка инициатив малого и среднего бизнеса.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Решение Совета народных депутатов Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области от 27 апреля 2017 г. N 19 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.