Распоряжение Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 27 декабря 2016 г. N 181-р
"Об утверждении Программы оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы"
В целях создания условий для результативного управления муниципальными финансами Ленинск-Кузнецкого муниципального района, эффективного использования бюджетных средств и обеспечения сбалансированности бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района, на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.10.2016 N 453-р "Об утверждении Программы финансового оздоровления Кемеровской области на 2016-2019 годы" администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы.
2. Распоряжение разместить на официальном сайте администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя главы муниципального района по экономике - начальник управления экономического развития территории Е.А. Славинскую.
5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Глава Ленинск-Кузнецкого муниципального района |
А.В. Харитонов |
Утверждена
распоряжением
Администрации Ленинск-Кузнецкого
муниципального района
от 27 декабря 2016 г. N 181-р
Программа
оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы
Программа оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы (далее - Программа) разработана в целях формирования бюджетной политики района, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами Ленинск-Кузнецкого муниципального района и укрепление устойчивости бюджетной системы района.
Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого муниципального района в сфере развития собственной доходной базы района, оптимизации и приоритезации расходов местного бюджета, ограничения бюджетного дефицита, совершенствования управления долговыми обязательствами.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи Программы:
обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета;
реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств;
поддержание объема муниципального долга Ленинск-Кузнецкого муниципального района на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания.
Обеспечение роста налоговых и неналоговых доходов местного бюджета
На протяжении последних пяти лет Ленинск-Кузнецкий муниципальный район сталкивается с серьезными проблемами обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета района, которые обострились в 2016 году в условиях действия целого ряда факторов, оказывающих влияние на доходные источники и расходные обязательства.
С одной стороны, произошло существенное сокращение собственной доходной базы бюджета района в условиях крайне неблагоприятной экономической ситуации.
Так, на протяжении 5 лет (2012-2016 годы) наблюдается сложная ситуация в главной бюджетообразующей отрасли района - угольной. На территории района ведут деятельность 3 шахты ("Костромовская", "Алексиевская", "Им. С.Д. Тихова") Несмотря на рост мировых цен на уголь, зафиксированный в 2016 году, они по-прежнему ниже уровня 2011 года: на энергетический уголь - в 2 раза, на коксующийся уголь - в 2,4 раза. В ближайшие годы улучшение ситуации на мировом рынке не прогнозируется. При этом наблюдается ежегодный рост издержек угледобывающих предприятий: рост цен на нефтепродукты, увеличение тарифов на железнодорожные грузоперевозки (доля транспортных расходов составляет около 60% в конечной цене угля), затраты на оплату труда, рост стоимости обслуживания валютных займов. В результате по итогам 2015 года убытки крупных и средних предприятий района выросли на 146 млн. рублей, или на 25,6%.
Наряду с этим в 2014-2015 годах на сжатие доходной части бюджета стали оказывать существенное влияние общероссийские тенденции: сложная внешняя и внутренняя экономическая ситуация, обусловленная действием санкций в отношении России, падение потребления и реальных доходов населения, снижение инвестиционной и предпринимательской активности. Это привело к снижению поступлений главным образом от предприятий в сфере строительства, транспорта и связи, розничной торговли и финансовой деятельности.
Наиболее резкое падение доходной части бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района наблюдалось в 2013 год - за год доходы бюджета снизились на 59,9 млн. рублей, или на 7,3%. Начиная с 2015 года сократились собственные доходы местного бюджета, которые составили в 2014 году - 338,1 млн. руб., в 2015 году - 267,4 млн. руб., в 2016 году ожидаемое поступление составит 294,8 млн. руб.
Учитывая вышеизложенное, Ленинск-Кузнецкий муниципальный район за последние годы оказался в сложной экономической ситуации. Собственные доходы составляют 34% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Бюджет района является дотационным.
Основные направления по увеличению доходов консолидированного бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района:
1. Системная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районе.
1.1. Для инвесторов сформирован специальный банк данных, содержащий информацию об инвестиционных площадках, предлагающих выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса. В районе в 2011-2015 годах реализованы мероприятия в соответствии с распоряжением Коллегии Кемеровской области от 25.11.2010 N 989-р "Об утверждении плана мероприятий по устранению административных барьеров в сфере строительства в Кемеровской области".
2. Сокращение задолженности по заработной плате и платежам в бюджет и внебюджетные фонды. В целях сокращения задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, задолженности по заработной плате на постоянной основе осуществляет деятельность штаб по финансовому мониторингу, обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Ленинск-Кузнецкого муниципального района. В 2016 году погашена задолженность по платежам во все уровни бюджетов в сумме 126,5 млн. рублей. Просроченной задолженности по заработной плате на 01.12.2016 в районе нет.
3. Комплексные меры по борьбе с "серыми" зарплатами и снижению неформальной занятости населения:
За 11 месяцев 2016 года проведено 34 заседания комиссии на предмет выплаты заработной платы по "серым схемам", рассмотрено 3 организации и 9 индивидуальных предпринимателя. По итогам работы в районе выявлены 464 работника, с которыми не заключены трудовые договоры. Из них с 438 работниками (94,4%) работодатели заключили трудовые договоры.
4. Оптимизация налоговых льгот по местным налогам:
Ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Кемеровской области, утвержденными распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2011 N 1213-р.
Выпадающие доходы бюджета по земельному налогу по юридическим лицам в результате применения льгот, установленных решениями Советов депутатов сельских поселений в 2014 году составили 1559,3 тыс. руб., в 2015 году - 1559,3 тыс. руб. Поступление земельного налога по юридическим лицам в 2014 году составило 3901,1 тыс. руб., в 2015 году - 9661,3 тыс. руб.
Темп роста поступления налога 2015 года к 2014 году составил 247,6%, а темп роста суммы льготы местного бюджета 2015 года к 2014 году - 0% - на уровне прошлого года.
Выпадающие доходы бюджета по земельному налогу по физическим лицам в результате применения льгот, установленных решениями Советов депутатов сельских поселений в 2014 году составили 1158,4 тыс. руб., в 2015 году - 53,2 тыс. руб. Поступление земельного налога по физическим лицам в 2014 году составило 2355,4 тыс. руб., в 2015 году - 3450,5 тыс. руб.
Темп роста объема земельного налога по физическим лицам, поступившего в местный бюджет, составил в 2015 году к 2014 году - 146,5 %, а темп роста суммы льготы местного бюджета 2015 года к 2014 году - 0,05%.
Льготы, предоставленные органами местного самоуправления бюджетным учреждениям, деятельность которых финансируется за счет средств местного бюджета и не направлена на получение доходов, предоставлены в целях снижения налоговой нагрузки на учреждения, а так же в целях развития и поддержки социальной сферы, льготы для физических лиц направлены на социальную поддержку граждан пенсионного возраста, малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение их покупательской способности, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей, то есть имеют положительную социальную эффективность.
5. Повышение эффективности реализации собственных полномочий в сфере земельных и имущественных отношений:
ежегодно проводится индексация ставок арендной платы за землю на уровень инфляции.
6. Повышение эффективности реализации районом собственных полномочий по имущественному налогообложению:
6.1. С 01.01.2016 осуществлен переход к определению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости на территории Кемеровской области (Закон Кемеровской области от 23.11.2015 N 102-ОЗ, решения Советов народных депутатов сельских поселений).
6.2. На постоянной основе проводится активная работа по дальнейшей легализации объектов имущественного налогообложения.
Только за 2016 год выявлено и поставлено на налоговый учет более 160 объектов недвижимости.
Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств
В Ленинск-Кузнецком муниципальном районе на протяжении ряда лет осуществляется работа по оптимизации бюджетных расходов. В целях концентрации бюджетных ресурсов на выполнении ключевых задач, поставленных перед районом, были приняты следующие меры по оптимизации расходов консолидированного бюджета района:
1. В целях дальнейшего повышения эффективности использования средств бюджета района в сфере муниципального управления продолжена работа по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления района. В соответствии с принятым решением в районе действует ограничение на увеличение численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений. В целях сокращения расходов на транспортное обеспечение установлены лимиты пробега автотранспортных средств, обслуживающих органы местного самоуправления, введены ограничения на использование услуг сотовой связи, особое внимание уделяется сокращению количества служебных командировок и связанных с ними командировочных расходов.
Фактические расходы на содержание органов местного самоуправления района в 2015 году снижены на 3% и составили 2,16 тыс. руб. на 1 жителя района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. Продолжается оптимизация бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
Несмотря на принимаемые меры, решить проблему дисбаланса доходов и расходов бюджета полностью не удается. К настоящему времени он настолько значителен, что не позволяет предусматривать в бюджете социально значимые расходы в полном объеме.
Обеспечение мер по поддержанию объема муниципального долга Ленинск-Кузнецкого муниципального района на оптимальном уровне, минимизация стоимости его обслуживания
В условиях дефицита бюджета для обеспечения в полном объеме принятых расходных социальных обязательств и сбалансированности бюджета района администрация района была вынуждена осуществлять заимствования в виде бюджетных кредитов.
По состоянию на 01.01.2015 сумма долга бюджета района составляла 46,5 млн. руб., по состоянию на 01.12.2016 снижена до 9,4 млн. руб. В течение последних лет в районе планомерно велась работа по снижению объема муниципального долга.
План
мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы
N |
Мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки выполнения |
Бюджетный эффект (целевые показатели), тыс. рублей |
|||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Мероприятия по увеличению доходов консолидированного бюджета Кемеровской области | |||||||
1 |
Проведение работы по улучшению инвестиционного климата с использованием нефинансовых инструментов (снижение административных барьеров) |
Управление экономического развития территории администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (далее УЭРТ) |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
2 |
Мероприятия по повышению доходной базы консолидированного бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
2.1 |
Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, в том числе: уточнение сведений об объектах недвижимости, предоставление сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости в налоговые органы в рамках информационного обмена. Проведение муниципального земельного контроля. Выявление собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечение их к налогообложению путем содействия в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами |
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (далее - КУМИ), УЭРТ, постоянная комиссия по муниципальному земельному контролю |
2016-2019 годы (постоянно) |
1730 |
1800 |
1900 |
2000 |
2.2 |
Участие в выработке рекомендаций для органов местного самоуправления, в целях повышения эффективности реализации органами местного самоуправления полномочий по регулированию налоговой нагрузки по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества |
УЭРТ, финансовое управление по Ленинск-Кузнецкому району (далее - финуправление) |
до 01.07.2018 |
х |
х |
х |
х |
2.3 |
Мониторинг и участие в выработке рекомендаций для органов местного самоуправления по пересмотру размера корректирующего коэффициента базовой доходности К2, применяемого при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
УЭРТ |
2016-2019 годы (до 01.12.2016, 01.12.2017, 01.12.2018) |
х |
80 |
90 |
100 |
3 |
Повышение эффективности налоговых расходов консолидированного бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района |
|
|
|
|
|
|
3.1 |
Проведение мониторинга налоговых льгот, устанавливаемых органами местного самоуправления |
финуправление |
2016-2019 годы (ежегодно до 1 октября) |
да |
да |
да |
да |
4 |
Сокращение задолженности по платежам в консолидированный бюджет Ленинск-Кузнецкого муниципального района |
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Усиление контроля за поступлением налоговых и неналоговых доходов в бюджет |
|
2016-2019 годы (постоянно) |
80 |
90 |
100 |
100 |
4.2 |
Продолжение деятельности штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Ленинск-Кузнецкого муниципального района по вопросам: увеличения поступлений налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; погашения задолженности по уплате налогов и сборов, а также не исполнившими функции налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц предприятиями и организациями области; проведения работы с убыточными предприятиями |
УЭРТ |
2016-2019 годы (постоянно) |
124000 |
130000 |
140000 |
150000 |
5 |
Реализация плана мероприятий по снижению неформальной занятости |
|
2016-2019 годы (постоянно) |
56 |
80 |
98 |
110 |
5.1 |
Регулярное информирование правоохранительных, налоговых, контрольно-надзорных органов о жалобах от населения по телефону горячей линии по вопросу неформальной занятости |
УЭРТ |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
5.2 |
Работа с собственниками организаций (предприятий) Ленинск-кузнецкого муниципального района по вопросу повышения уровня оплаты труда работников во время заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве |
УЭРТ |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
6 |
Повышение эффективности реализации полномочий в сфере земельно-имущественных отношений |
|
|
|
|
|
|
6.1 |
Проведение инвентаризации муниципального имущества Ленинск-Кузнецкого муниципального района с целью приватизации выявленного непрофильного имущества |
КУМИ |
2016-2019 годы (постоянно) |
250 |
300 |
350 |
350 |
6.2 |
Усиление претензионно-исковой деятельности к должникам по арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена |
КУМИ |
2016-2019 годы (постоянно) |
250 |
250 |
300 |
300 |
6.3 |
Выявление земельных участков, используемых без оформления договорных отношений, и возмещение стоимости неосновательного обогащения |
КУМИ |
2016-2019 годы (постоянно) |
100 |
120 |
150 |
150 |
6.4 |
Компенсация выпадающих доходов местных бюджетов в связи с реализацией Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации": установление максимальных ставок земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов и землях промышленности; пересмотр коэффициентов для расчета размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2010 N 47 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области" |
КУМИ |
2017-2019 годы (постоянно) |
х |
60 |
75 |
90 |
|
Бюджетный эффект мероприятий по увеличению доходов |
|
|
126466 |
132780 |
143063 |
153200 |
II. Мероприятия по оптимизации расходов консолидированного бюджета Ленинск-Кузнецкого муниципального района | |||||||
7 |
Инвентаризация социальных выплат и льгот, установленных региональными нормативными правовыми актами, и предоставление в департамент социальной защиты населения предложений по их сокращению с учетом адресности и нуждаемости |
Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (далее -УСЗН) |
2016-2019 годы (ежегодно до 1 июля) |
да |
да |
да |
да |
7.1 |
Подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты Кемеровской области в целях усиления адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан |
УСЗН |
постоянно |
да |
да |
да |
да |
8 |
Увеличение доходов от оказания платных услуг с направлением дополнительных доходов на расходы бюджетных и автономных учреждений |
Управление образования, отдел культуры |
2016-2019 годы (постоянно) |
х |
50 |
60 |
70 |
9 |
Не допускать превышения целевых показателей "дорожных карт" по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" |
управление образования, отдел культуры |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
10 |
Соблюдение показателей оптимизации численности отдельных категорий работников в соответствии с утвержденными планами мероприятий ( "дорожными картами") повышения эффективности сферы образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения |
управление образования, отдел культуры |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
11 |
Разработка и утверждение планов реорганизации бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. |
управление образования, отдел культуры |
до 01.03.2017 |
да |
да |
да |
да |
12 |
Повышение эффективности муниципальных закупок в целях экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства |
УЭРТ, муниципальные заказчики |
2016-2019 годы (постоянно) |
экономия не менее 5% от суммы осуществленных закупок |
экономия не менее 5% от суммы осуществленных закупок |
экономия не менее 5% от суммы осуществленных закупок |
экономия не менее 5% от суммы осуществленных закупок |
|
Бюджетный эффект мероприятий по повышению эффективности расходов |
|
|
50 |
60 |
70 |
50 |
III. Мероприятия по совершенствованию долговой политики | |||||||
13 |
Поддержание уровня общего муниципального долга в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
не более 80 % |
не более 80 % |
не более 80 % |
не более 80 % |
14 |
Оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания по отношению к общему объему расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы, не более 10 % |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
не более 8 % |
не более 8 % |
не более 8 % |
не более 8 % |
15 |
Сохранение показателя муниципального долга по коммерческим заимствованиям в 2016-2019 годах на уровне, не превышающем 50 % объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
не более 200 % |
не более 20 % |
не более 20 % |
не более 20 % |
16 |
Сохранение моратория на предоставление муниципальных гарантий |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
17 |
Взаимодействие с территориальным органом Федерального казначейства по привлечению краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
30 |
10 |
10 |
10 |
18 |
Проведение электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг по открытию кредитных линий с целью удешевления стоимости их обслуживания |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
800 |
800 |
800 |
800 |
19 |
Проведение операций по реструктуризации долговых обязательств |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
1500 |
200 |
0 |
0 |
20 |
Мониторинг уровня муниципального долга |
финуправление |
2016-2019 годы (постоянно) |
да |
да |
да |
да |
|
Бюджетный эффект мероприятий по совершенствованию долговой политики |
|
|
2330 |
1010 |
810 |
810 |
|
Общий бюджетный эффект |
|
|
128846 |
133850 |
143943 |
154060 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 27 декабря 2016 г. N 181-р "Об утверждении Программы оздоровления муниципальных финансов Ленинск-Кузнецкого муниципального района на 2016-2019 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 27 декабря 2016 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (http://www.Lnkrayon.ru)