Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Ленинск-Кузнецкого
муниципального района
от 20 апреля 2017 г. N 488
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда"
I. Общие положения
1.1. Настоящий административный регламент регулирует предоставление управлением социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (далее - Управление) муниципальной услуги по "Признанию граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма".
Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения муниципальной услуги, определения сроков и последовательность действий (административных процедур) Управления при предоставлении муниципальной услуги (далее - административный регламент).
1.2. Получателями (заявителями) муниципальной услуги является:
- граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района или их уполномоченные представители (далее - представители заявителей).
1.3. Муниципальная услуга предоставляется Управлением.
1.3.1. Информация по процедуре предоставления муниципальной услуги может предоставляться:
- по телефону;
- по письменному обращению;
- по электронной почте;
- при личном обращении;
- с помощью федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) и официального сайта администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района (www.lnkrayon.ru) и официального сайта Управления (www.lkruszn.ru)
1.3.2. Местонахождение и график работы Управления (приложение N 1):
- 652507, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, просп. Ленина, д. 45;
- электронный адрес Управления: r-sobes@ yandex.ru;
- телефон/факс: (8-384-56) 7-26-06;
- график работы: понедельник - пятница с 08-00 до 17-00, обед с 12-00 до 13-00;
- приемные дни: понедельник - четверг с 08-00 до 17-00.
1.3.3. Информация по процедурам предоставления муниципальной услуги размещается:
- на информационных стендах, в том числе электронных, в раздаточных информационных материалах (брошюры, буклеты, листовки, памятки), при личном консультировании специалистом;
- с использованием средств телефонной связи, в том числе личное консультирование специалистом;
- с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", электронной связи: размещение на интернет-ресурсах органов, участвующих в оказании муниципальной услуги, передача информации конкретному адресату по электронной почте;
- в средствах массовой информации: публикации в районной газете;
- путем издания печатных информационных материалов (брошюр, буклетов, листовок и т.д.).
1.3.4. Размещаемая информация на стендах, в том числе направляемая по почте (электронной почте) по запросу заявителей, должна содержать:
- место нахождения Управления, график приема заявителей, номера телефонов для справок, адреса электронной почты, адрес интернет-сайта, где можно ознакомиться с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги;
- перечень лиц, имеющих право на получение муниципальной услуги, и требования, предъявляемые к ним;
- перечень, названия, формы и источники происхождения документов, требуемых от заявителя при оказании муниципальной услуги, а также образцы их заполнения;
- перечень причин для отказа в приеме документов и в предоставлении муниципальной услуги;
- порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых должностными лицами в рамках предоставления муниципальной услуги;
- извлечения из нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальной услуги.
1.4. На информационных стендах в помещении Управления, предназначенном для приема документов для предоставления муниципальной услуги, размещаются:
- извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению муниципальной услуги;
- блок-схемы и краткое описание порядка предоставления муниципальной услуги, предусмотрены приложением N 5 к настоящему административному регламенту;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "приложение N 4"
- перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- образцы оформления документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, и требования к ним;
- основания для отказа предоставления муниципальной услуги;
- схемы размещения специалистов и режим приема ими граждан;
- порядок информирования о ходе предоставления муниципальной услуги;
- порядок получения консультаций;
- порядок обжалования решения, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих муниципальную услугу.
- использование средств телефонной связи, в том числе личное консультирование специалистом.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок. Время разговора не должно превышать 10 минут.
В случае если специалист, принявший звонок, не компетентен в поставленном вопросе, телефонный звонок переадресовывается другому должностному лицу (производится не более одной переадресации звонка к сотруднику Управления, который может ответить на вопрос гражданина), или же обратившемуся гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию. При невозможности сотрудников Управления ответить на вопрос гражданина немедленно, заинтересованному лицу по телефону в течение двух дней сообщают результат рассмотрения вопроса.
1.5. Информирование о ходе предоставления муниципальной услуги осуществляется специалистами при личном контакте с гражданами, а также с использованием почтовой, телефонной связи, посредством интернет-сайта и электронной почты.
Граждане, представившие в Управление документы для предоставления муниципальной услуги, в обязательном порядке информируются специалистами:
- об обязательствах получателя муниципальной услуги;
- об условиях отказа в предоставлении муниципальной услуги;
- о сроке завершения оформления документов.
1.6. В любое время с момента приема документов для предоставления муниципальной услуги гражданин имеет право на получение любых интересующих его сведений об услуге при помощи телефона, электронной почты, посредством интернет-сайта или посредством личного посещения Управления, предоставляющего муниципальную услугу.
1.7. Консультации предоставляются по следующим вопросам:
- перечня документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
- источника получения необходимых документов для предоставления муниципальной услуги (орган, организация и их место нахождения);
- времени приема и выдачи документов;
- другим вопросам по порядку предоставления муниципальной услуги.
1.8. Консультации предоставляются при личном обращении, при помощи телефона, посредством интернет-сайта или электронной почты.
II. Стандарт предоставления муниципальной услуги
2.1. Муниципальная услуга - "Признание граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма".
2.2. Полномочия по предоставлению муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" осуществляет уполномоченный орган - Управление социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района.
2.3. Решение о признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда не может превышать 15 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.
2.4. Для принятия решения в предоставлении муниципальной услуги либо отказе в предоставлении следует руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- законом Российской Федерации от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной помощи";
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма";
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма";
- законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими";
- законом Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
- постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 49 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими";
- постановлением администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 24.01.2017 N 52 "О мерах реализации закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" и закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
2.5. Для получения муниципальной услуги граждане или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в Управление следующие документы:
2.5.1. заявление установленного образца о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма предусмотренного приложением N 2 к административному регламенту;
2.5.2. для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, представляются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации;
2) документы о составе семьи гражданина (свидетельства о рождении, о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебные решения);
3) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии;
4) документы, подтверждающие суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов;
5) документы о суммах начисленных пенсий, доплат к ним, пособий;
6) справка из органа социальной защиты о размере получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплатах (выдается Управлением во время приема представленных документов);
7) документ о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина;
8) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, заверенные налоговыми органами, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период;
9) акт сверки расчетов налогоплательщика по платежам в бюджет.
2.5.3. для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, представляются:
1) документы из органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и (или) членов семьи недвижимого имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений;
2) свидетельство(а) о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений; земельных участков);
3) свидетельство(а) о государственной регистрации транспортного(ых) средства (средств) (при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества);
4) паспорт(а) транспортного(ых) средства (средств) (при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества);
5) документы, подтверждающие стоимость недвижимого имущества, или справка о стоимости недвижимого имущества из органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, по месту нахождения такого имущества;
6) документы из комитета по земельным ресурсам и землеустройству о кадастровой стоимости или нормативной цене земли;
7) документы, подтверждающие стоимость транспортного средства (при наличии в собственности гражданина и (или) членов его семьи имущества):
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, моторные лодки, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением: весельных лодок, а также моторных лодок с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; промысловых морских и речных судов; легковых автомобилей, специально оборудованных для использования инвалидами, а также легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученных (приобретенных) через органы социальной защиты населения; транспортных средств, находящихся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Документы, указанные в подпунктах 1-5, 7-9 подпункта 2.5.2, в подпунктах 3-5, 7 подпункта 2.5.3 настоящего пункта, предоставляются гражданином самостоятельно. Управление не вправе требовать предоставления гражданином иных документов, кроме документов, указанных в подпунктах 1-5, 7-9 подпункта 2.5.2, в подпунктах 3-5, 7 подпункта 2.5.3 настоящего пункта.
Документы, указанные в подпункте 6 подпункта 2.5.2, в подпунктах 1,2,6 подпункта 2.5.3 настоящего пункта, Управление запрашивает с использованием межведомственного информационного взаимодействия в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях. Гражданин вправе предоставить данные документы по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
2.6. Требования к документам, представляемым заявителем для предоставления муниципальной услуги:
- документы представляются в оригиналах и копиях, которые заверяются в соответствии с действующим законодательством;
- копии указанных документов могут быть заверены специалистом, осуществляющим прием документов;
- истребование от заявителя нескольких документов для подтверждения одних и тех же сведений не допускается;
- документы, представляемые заявителем, должны соответствовать следующим требованиям:
- тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц без сокращения с указанием их мест нахождения;
- фамилии, имена, отчества физических лиц, адреса их жительства пишутся полностью;
- в документах не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных, не оговоренных в них исправлений;
- документы не могут быть исполнены карандашом;
- документы не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволит однозначно истолковать их содержание;
- тексты и изображения на ксерокопированных документах должны быть разборчивы и соответствовать содержанию оригинала документа.
2.6.1. Требования к оформлению заявления о предоставлении муниципальной услуги:
- заявление установленного образца оформляется в единственном экземпляре - подлиннике;
- заявление подписывается лично заявителем (представителем заявителя).
2.7. Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, указанные в пункте 2.5. настоящего раздела, представляются соответствующему специалисту при личном посещении Управления гражданином (представителем заявителя).
Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, могут направляться в Управление через организации федеральной почтовой связи. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем приема документов является дата получения документов уполномоченным органом.
2.8. Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, являются:
- представление документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
- представление не полного пакета документов заявителем.
2.9. Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Муниципальная услуга не предоставляется в случаях:
- предоставления заявителем неполных или недостоверных сведений и документов (о составе семьи, доходах, принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности), по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства и настоящего административного регламента;
- отсутствия факта постоянного проживания на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района;
- сумма среднемесячного дохода и расчетная стоимость имущества заявителя и членов его семьи выше величины порогового значения доходов и стоимости имущества, устанавливаемых Советом народных депутатов Ленинск-Кузнецкого муниципального района;
2.10. Муниципальная услуга предоставляется на бесплатной основе.
2.11. Максимальный срок ожидания в очереди при приеме заявления о предоставлении муниципальной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги:
- время ожидания в очереди для представления документов и получения консультации не должно превышать 30 минут на одного заявителя;
- время приема заявления и необходимых документов для предоставления муниципальной услуги от заявителя, оценки документов, их полноты, достаточности, определения права на муниципальную услугу не должно превышать 30 минут;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче дополнительных документов не должен превышать 15 минут;
- максимальный срок ожидания в очереди при получении результата предоставления муниципальной услуги не должен превышать 15 минут.
2.12. Результат предоставления муниципальной услуги:
Результатом предоставления муниципальной услуги является:
- принятие решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
- принятие решения об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Процедура предоставления муниципальной услуги завершается выдачей заявителю решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда или об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Выдача заявителю на руки решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма производится в течение 3 рабочих дней после заседания комиссии по рассмотрению документов для установления наличия или отсутствия права на муниципальную услугу.
2.13. Помещения для предоставления муниципальной услуги размещаются в здании Управления.
2.14. Помещение, в котором предоставляется муниципальная услуга, обеспечивается необходимыми для предоставления муниципальной услуги оборудованием, канцелярскими принадлежностями, офисной мебелью, а также печатными материалами, содержащими следующие документы:
- Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной помощи";
- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18 "Об утверждении методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма";
- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма";
- закон Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими";
- закон Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
- постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 49 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими";
- распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.12.2015 N 715-р "О мерах по реализации Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов";
- постановление администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района от 24.01.2017 N 52 "О мерах реализации закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 65-ОЗ "О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими" и закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
- настоящий административный регламент.
2.14.1. Центральный вход в здание, в котором предоставляется муниципальная услуга, оборудуется вывеской, содержащей информацию о наименовании и режиме работы Управления.
2.14.2. Вход в здание оборудуется в соответствии с требованиями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов (пандусы, поручни, другие специальные приспособления).
2.14.3. Помещения для предоставления муниципальной услуги размещаются на нижних этажах зданий, оборудованных отдельным входом, либо в отдельно стоящих зданиях для свободного доступа заявителей. Передвижение по помещению, в котором проводится прием документов, не должно создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На территории, прилегающей к зданию Управления, организуются места для парковки автотранспортных средств, в том числе места для парковки автотранспортных средств инвалидов, доступ заявителей к парковочным местам является бесплатным.
Помещения, предназначенные для предоставления муниципальной услуги, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В помещениях Управления, на видном месте помещаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации в экстренных случаях.
2.15. Показателями доступности и качества предоставления муниципальной услуги являются:
- степень информированности заявителя о порядке предоставления муниципальной услуги (доступность информации о муниципальной услуге, возможность выбора способа получения информации);
- возможность выбора заявителем форм обращения за получением муниципальной услуги;
- доступность обращения за предоставлением муниципальной услуги, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- своевременность предоставления муниципальной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления;
- соблюдение сроков предоставления муниципальной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении муниципальной услуги;
- возможность получения информации о ходе предоставления муниципальной услуги;
- отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителя по результатам предоставления муниципальной услуги;
- открытый доступ для заявителей к информации о порядке и сроках предоставления муниципальной услуги, порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц Управления;
- расположенность помещений, предназначенных для предоставления муниципальной услуги, в зоне доступности к основным транспортным магистралям;
- соблюдение стандарта предоставления муниципальной услуги;
- наличие необходимого и достаточного количества специалистов Управления, а также помещений, в которых осуществляются прием заявления и документов от заявителей.
Управление обеспечивает создание инвалидам и иным маломобильным группам населения следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
- возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;
- возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
- сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и самостоятельного передвижения по территории объекта;
- содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
- надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.06.2015 N 386н.
Управлением обеспечивается создание инвалидам и иным мало мобильным группам населения следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
- оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
- предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика;
- оказание помощи в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
2.16. Места информирования, предназначенные для ознакомления заявителей с информационными материалами, оборудуются:
- информационными стендами;
- стульями и столами для возможности оформления документов.
2.17. Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для граждан и оптимальным условиям работы специалистов. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для размещения в здании, но не может составлять менее 5 мест.
2.18. Кабинеты приема граждан должны быть оборудованы информационными табличками с указанием:
- номера кабинета;
- фамилии, имени, отчества и должности специалиста, осуществляющего предоставление услуги;
- времени приема граждан;
- времени перерыва на обед, технического перерыва.
2.19. Каждое рабочее место специалистов должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных, печатающим устройством.
2.20. Должностные лица имеют личные идентификационные карточки и (или) настольные таблички с указанием их фамилии, имени, отчества и должности.
2.21. Места для заполнения необходимых документов оборудуются стульями, столами и обеспечиваются бланками заявлений, письменными принадлежностями.
2.22. Показателями доступности предоставления муниципальной услуги являются:
- расположенность в зоне доступности к основным транспортным магистралям, хорошие подъездные дороги;
- наличие полной и понятной информации о местах, порядке и сроках предоставления муниципальной услуги в общедоступных местах в здании Управления, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет"), средствах массовой информации, информационных материалах (брошюрах, буклетах и т.д.);
- наличие необходимого и достаточного количества муниципальных гражданских служащих, а также помещений, в которых осуществляются прием документов от заявителей (их представителе).
2.23. Качество предоставления муниципальной услуги характеризуется отсутствием:
- очередей при приеме документов от заявителей (их представителей);
- жалоб на действия (бездействие) муниципальных гражданских служащих;
- жалоб на некорректное, невнимательное отношение муниципальных гражданских служащих к заявителям (их представителям).
2.24. При предоставлении муниципальной услуги осуществляется взаимодействие с:
- государственными учреждениями - отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинск-Кузнецкому муниципальному району в части получения сведений о виде и размере пенсии;
- органами записи актов гражданского состояния в части предоставления сведений о государственной регистрации смерти, изменения состава семьи;
- отделом по Ленинск-Кузнецкому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в части получения сведений о наличии (отсутствии) в собственности гражданина и (или) членов семьи недвижимого имущества;
- органом, осуществляющим техническую инвентаризацию объектов капитального строительства в части получения сведений о стоимости недвижимого имущества;
- кадастровой палатой в части получения документов о кадастровой стоимости или нормативной цене земли.
2.25. Условия предоставления муниципальной услуги.
Малоимущими гражданами в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального района, сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества которых ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления в установленном законом порядке.
Если члены семьи или одиноко проживающий гражданин имеют имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан, в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, в общей совместной собственности нескольких физических лиц, и в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах являются плательщиками налога на указанное имущество, стоимость такой доли или имущества также подлежит учету в целях признания граждан малоимущими.
За предоставлением муниципальной услуги граждане обращаются в Управление и предоставляют документы, указанные в пункте 2.5. административного регламента.
При введении в действие новых налогов или расширении перечня имущества, подлежащего налогообложению, Управление сообщает гражданам, отнесенным к категории малоимущих, о необходимости представления сведений о стоимости такого имущества для повторного определения общей стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.
При отмене соответствующих налогов или исключении имущества из перечня имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, Управление повторно определяет общую стоимость имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи.
После постановки на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в получении жилых помещений, при предоставлении жилых помещений проводится переоценка доходов и стоимости имущества в целях подтверждения оснований для предоставления жилых помещений.
Для переоценки доходов и стоимости имущества при наступлении очередности в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма гражданин предоставляет в Управление личное заявление и документы для определения размера дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению, указанные в 2.5. административного регламента.
2.26. Порядок обращения в Управления для подачи документов и получения муниципальной услуги.
2.26.1. Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, указанные в п. 2.5. административного регламента, представляются специалисту Управления при личном посещении гражданином (представителем заявителя).
2.26.2. Документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, могут направляться в Управление через организации федеральной почтовой связи. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть заверены в установленном законом порядке. При этом днем приема заявления с документами для получения услуги является дата получения документов уполномоченным органом.
2.27. Предоставление муниципальной услуги может осуществляться в электронной форме, если это не запрещено законом.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
- прием, регистрацию заявления и документов для предоставления муниципальной услуги, проверку соответствия представленных документов предъявляемым требованиям, расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению;
- направление межведомственных запросов в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации.
- принятие решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма;
- выдачу заявителю решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма либо об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Решение о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма действует в течение года с момента вынесения решения.
3.2. Блок-схема последовательности административных процедур при предоставлении муниципальной услуги приводится в приложении N 4 к настоящему административному регламенту.
3.3. Прием, регистрация заявления и документов для предоставления муниципальной услуги, проверка соответствия представленных документов предъявляемым требованиям, расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3.4. Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина (представителя заявителя) в Управление с комплектом документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо поступление указанного комплекта документов по почте.
Специалист Управления, ответственный за прием документов:
1) устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, полномочия законного представителя;
2) из рабочих баз данных распечатывает справку о размере получаемых компенсационных выплат (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат;
3) проводит первичную проверку предоставленных документов на предмет соответствия их установленным законодательством требованиям, удостоверяясь, что:
- копии документов соответствуют оригиналам, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
- тексты документов написаны разборчиво;
- фамилии, имена, отчества, адреса их мест жительства написаны полностью;
- в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
- документы не исполнены карандашом;
- документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
- не истек срок действия представленных документов;
4) задает параметры поиска сведений о заявителе в программно-техническом комплексе, содержащем информацию о получателях муниципальной услуги (для исключения двойного предоставления муниципальной услуги одному и тому же лицу);
5) выдает бланк заявления о предоставлении муниципальной услуги и разъясняет порядок заполнения.
Общий максимальный срок приема документов не может превышать 30 минут на одного заявителя.
После принятия заявления о предоставлении муниципальной услуги специалист Управления, ответственный за прием документов, производит:
1) расчет размера доходов, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению;
2) сравнение размера доходов, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, с величиной порогового значения доходов и стоимости имущества, установленных в Ленинск-Кузнецком муниципальном районе на дату подачи заявления.
Определение размера дохода и стоимости имущества производится в соответствии с Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими, утвержденными постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 49.
После проведения расчета размера среднемесячного дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, специалист Управления, ответственный за прием документов, заносит в программно-технический комплекс соответствующие данные, формирует личное дело заявителя и передает его для установления права на муниципальную услугу специалисту, осуществляющему контрольные функции.
Общий максимальный срок формирования личного дела заявителя не должен превышать 30 минут.
Специалист Управления, осуществляющий контрольные функции, проверяет наличие всех предоставленных документов, правильность их оформления и произведенного расчета.
Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет 5 рабочих дней.
3.5. Решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается руководителем управления социальной защиты населения администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в форме решения (приложение N 3) в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Специалист Управления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания решения, готовит извещение заявителю и направляет извещение по почте, дублируя его по телефону или электронной почтой (если они указаны в деле).
Выдача решения о признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, либо об отказе в признании граждан малоимущими в целях предоставления жилых помещений по договорам социального найма (приложение N 3) производится заявителю на руки при наличии документа, удостоверяющего его личность, представителю заявителя - при наличии документа, удостоверяющего его личность, и документа, подтверждающего его полномочия.
IV. Формы контроля за исполнением административного регламента
4.1. Текущий контроль за предоставлением муниципальной услуги осуществляется руководителем Управления.
4.1.1. Текущий контроль осуществляется путем проведения руководителем Управления проверок соблюдения и исполнения специалистами, должностными лицами положений настоящего административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кемеровской области.
4.1.2. Руководитель Управления ежемесячно запрашивает от должностных лиц информацию о предоставлении муниципальной услуги.
4.2. Непосредственный контроль за соблюдением специалистами последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению муниципальной услуги, осуществляется начальником отдела Управления, отвечающего за предоставление муниципальной услуги.
4.3. Контроль за полнотой и качеством предоставления муниципальной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие в пределах компетенции решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц.
4.4. Начальник отдела Управления, отвечающий за предоставление муниципальной услуги, еженедельно осуществляет проверку действий (решений) специалиста, совершенных (принятых) при предоставлении муниципальной услуги.
4.4.1. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей, положений настоящего административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кемеровской области руководителем Управления осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.5. Персональная ответственность специалистов, должностных лиц закрепляется в их должностных регламентах или должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также его должностных лиц
5.1. Заявители имеют право на письменное досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, осуществленных (принятых) должностными лицами Управления.
5.2. Заявители могут обратиться с жалобами, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
- нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области для предоставления муниципальной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области для предоставления муниципальной услуги;
- отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области;
- затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области;
- отказ Управления, должностного лица Управления в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
5.3. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального района, в Управление от заявителя, направленной способами, указанными в пункте 5.4 настоящего административного регламента. Жалоба регистрируется в журнале регистрации обращений (жалоб) заявителей в день ее поступления.
5.4. Жалоба может быть направлена посредством организации федеральной почтовой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта Управления, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
5.4.1. Жалоба на действия (бездействие) и решения, осуществленные (принятые) должностными лицами или специалистом Управления, подается начальнику Управления и (или) в администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального района .
5.4.2. Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего муниципальную услугу, фамилию, имя, отчество должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, муниципального служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
5.4.3. В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц).
5.4.4. Прием жалоб в письменной форме осуществляется в Управлении, в администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района. Время приема жалоб должно совпадать со временем приема документов для предоставления муниципальной услуги. Жалоба в письменной форме может быть также направлена посредством организации федеральной почтовой связи.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4.5. При подаче жалобы в электронном виде документ, указанный в подпункте 5.4.3 настоящего административного регламента, может быть представлен в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
5.4.6. В случае если в жалобе не указаны фамилия лица, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается. Указанная жалоба подлежит рассмотрению, включая проведение проверки информации, содержащейся в жалобе.
5.4.7. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
5.5. Жалоба, поступившая в Управление, в администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального района подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15-ти рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Управления, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района, должностного лица Управления, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
5.5.1. В случае если жалоба поступила в Управление, администрацию Ленинск-Кузнецкого муниципального района из органа, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
5.6. Основания для приостановления рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрены.
5.7. По результатам рассмотрения жалобы Управление либо администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Управлением опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кемеровской области, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
5.8. По результатам рассмотрения жалобы Управление, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений.
5.9. Результатом досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой административной процедуре либо инстанции обжалования, является ответ заявителю, который подписывают руководитель и (или) должностные лица Управления, администрации Ленинск-Кузнецкого муниципального района в пределах своей компетенции. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 5.7 настоящего административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
5.10. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование уполномоченного органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
5.11. Управление, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с настоящим административным регламентом в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
5.12. Управление, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района при получении письменной жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменной жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы сообщается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.13. Для обоснования и рассмотрения жалобы заявитель имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения жалобы, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов, уведомление о переадресации жалобы в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе вопросов;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения жалобы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.15. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется следующими способами:
- опубликование настоящего административного регламента в средствах массовой информации;
- обеспечение доступности для ознакомления с настоящим административным регламентом в помещениях Управления на информационных стендах, в раздаточных информационных материалах (брошюрах, буклетах, листовках, памятках).
5.16. Управление, администрация Ленинск-Кузнецкого муниципального района обеспечивают:
- оснащение мест приема жалоб;
- информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Управления, его муниципальных служащих посредством размещения информации на стендах в местах предоставления муниципальных услуг, на их официальных сайтах;
- консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Управления, предоставляющего муниципальную услугу, а также муниципальных служащих, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.