Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Юрги
от 21 сентября 2018 г. N 874
Прогноз
социально-экономического развития Юргинского городского округа на долгосрочный период до 2035 года
период до 2021 года
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
||||||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
81,293 |
81,267 |
81,564 |
81,746 |
81,74 |
81,891 |
81,95 |
81,903 |
81,995 |
81,919 |
82,04 |
Темпы роста численности постоянного населения |
в % к предыдущему году |
100,15 |
99,97 |
100,4 |
100,2 |
99,99 |
100,2 |
100,26 |
100,01 |
100,05 |
100,02 |
100,05 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
11,8 |
12,1 |
11,2 |
10,4 |
10,4 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
14,4 |
13,8 |
13 |
14 |
13,9 |
13,6 |
13,6 |
13,6 |
13,5 |
13,1 |
13 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-2,6 |
-1,7 |
-1,8 |
-3,6 |
-3,5 |
-2,6 |
-2,6 |
-2,6 |
-2,5 |
-2,1 |
-2 |
Коэффициент миграционного прироста |
на 10 000 человек населения |
-11,4 |
48,4 |
59,6 |
39,5 |
30,6 |
67,8 |
82 |
65,35 |
78,8 |
62,9 |
75,6 |
2. Показатели развития экономики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
в % к предыдущему году |
102,7 |
97,2 |
101,8 |
88,7 |
102 |
102,4 |
103 |
101,8 |
102,3 |
101,9 |
102,5 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
107,9 |
114,6 |
106,9 |
102,5 |
102,7 |
104,2 |
104,2 |
103,8 |
103,8 |
104 |
104 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
8877,6 |
9781,1 |
9622,1 |
10137,7 |
10992,7 |
11580,4 |
11603,3 |
12212,5 |
12272,9 |
12891,9 |
13006,5 |
|
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,1 |
95,2 |
91,5 |
102,7 |
106,1 |
101,1 |
101,3 |
101,5 |
101,8 |
101,6 |
102 |
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
2022 |
2174 |
2244,8 |
2375 |
2481,9 |
2614,1 |
2621,9 |
2751,1 |
2770,2 |
2909,6 |
2941,4 |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,2 |
100,1 |
99,1 |
100,8 |
100,1 |
100,5 |
100,8 |
101 |
101,4 |
101,4 |
101,8 |
|
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
2848,45 |
1516,3 |
1619,841 |
2215,9 |
2403,59 |
2559,54 |
2609,72 |
2760,38 |
2833,54 |
2985,63 |
3079,5 |
Индекс физического объема |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,3 |
47 |
100,6 |
126,7 |
103,7 |
102 |
104 |
103,5 |
104,2 |
104 |
104,5 |
3. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
1306,2 |
1300,9 |
1106,5 |
1602,6 |
1692,6 |
1812,8 |
1818,1 |
1951,1 |
1960,6 |
2104,1 |
2118,5 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
в процентах к предыдущему году |
74,6 |
92,6 |
98,6 |
124,3 |
100,3 |
102 |
102,3 |
102,7 |
102,9 |
103 |
103,2 |
Ввод жилья |
тыс. кв. м общей площади |
30,1 |
30,4 |
25,593 |
26,05 |
22 |
22 |
22 |
22 |
23 |
22 |
23 |
4. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
35,184 |
33,714 |
31,651 |
31,74 |
31,32 |
31,34 |
31,39 |
31,41 |
31,47 |
31,5 |
31,57 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
тыс. руб. |
19,153 |
20,437 |
22,109 |
23,067 |
24,949 |
30,164 |
30,59 |
32,574 |
33,679 |
35,368 |
37,226 |
в процентах к предыдущему году |
103,8 |
106,7 |
108,2 |
104,3 |
108,2 |
120,9 |
122,6 |
108 |
110,1 |
108,6 |
110,5 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
2,2 |
2,8 |
2,6 |
2,1 |
1,9 |
1,85 |
1,8 |
1,75 |
1,7 |
1,65 |
1,6 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
1,066 |
1,286 |
1,167 |
0,935 |
0,825 |
0,75 |
0,702 |
0,55 |
0,507 |
0,44 |
0,385 |
период 2022-2028 годы
Показатели |
Единица измерения |
Прогноз |
|||||||||||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
|||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
81,965 |
82,085 |
82,041 |
82,13 |
82,115 |
82,175 |
82,12 |
82,18 |
82,123 |
82,183 |
82,125 |
82,185 |
82,127 |
82,187 |
Темпы роста численности постоянного населения |
в процентах к предыдущему году |
100,06 |
100,05 |
100,09 |
100,05 |
100,09 |
100,05 |
100,01 |
100,01 |
100,004 |
100,004 |
100,002 |
100,002 |
100,002 |
100,002 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
11 |
11 |
11 |
11 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
11 |
12 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
0 |
-1 |
1 |
1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
Коэффициент миграционного прироста |
на 10 000 человек населения |
51,4 |
60,35 |
39,9 |
45,1 |
50,3 |
55,5 |
50,3 |
55,5 |
50,3 |
55,5 |
50,5 |
55,7 |
51 |
56 |
2. Показатели развития экономики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
в процентах к предыдущему году |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
104 |
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода) |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
104,1 |
104,0 |
104,1 |
104,0 |
104,1 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
13635,7 |
13797,6 |
14464,8 |
14679,5 |
15374,3 |
15648,4 |
16301,6 |
16600,4 |
17279,7 |
17596,4 |
18316,5 |
18652,2 |
19415,5 |
19771,3 |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,8 |
102,1 |
102 |
102,3 |
102,2 |
102,5 |
102,2 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
|
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
3080,2 |
3129,2 |
3264,1 |
3329,1 |
3459,1 |
3541,8 |
3666,6 |
3760 |
3886,6 |
3985,6 |
4119,8 |
4224,7 |
4367 |
4478,2 |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,5 |
102 |
101,7 |
102,1 |
101,8 |
102,2 |
102,3 |
102,5 |
102,3 |
102,5 |
102,5 |
102,7 |
102,5 |
102,7 |
|
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
3232,36 |
3350,02 |
3502,85 |
3704,1 |
3799,61 |
3975,87 |
4023,9 |
4026,8 |
4104,4 |
4107,3 |
4186,5 |
4189,5 |
4270,2 |
4273,3 |
Индекс физического объема |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104 |
104,5 |
104 |
106,1 |
104 |
102,9 |
104 |
104,5 |
104,1 |
104,2 |
104,1 |
104,2 |
104,3 |
104,5 |
3. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
2269,1 |
2289 |
2447 |
2473,3 |
2638,9 |
2672,4 |
2837,8 |
2888,3 |
3027,8 |
3088,3 |
3226,5 |
3245,4 |
3465,5 |
3470,7 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
в процентах к предыдущему году |
103 |
103,2 |
103 |
103,2 |
103 |
103,2 |
102,9 |
104 |
103 |
104,2 |
103,3 |
104,3 |
103,5 |
104,3 |
Ввод жилья |
тыс. кв. м общей площади |
23 |
24 |
24 |
25 |
24 |
25 |
24 |
25 |
24 |
25 |
24 |
25 |
24 |
25 |
4. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
31,53 |
31,6 |
31,59 |
31,66 |
31,65 |
31,72 |
31,71 |
31,8 |
31,77 |
31,84 |
31,83 |
31,9 |
31,89 |
31,96 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
тыс. руб. |
38,566 |
41,406 |
42,202 |
46,84 |
46,528 |
52,732 |
51,2 |
58 |
56,3 |
63,8 |
61,9 |
70,2 |
68,1 |
77,2 |
в процентах к предыдущему году |
109 |
111,2 |
109,4 |
113,1 |
110,3 |
112,6 |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
110 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
1,55 |
1,5 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
0,42 |
0,375 |
0,41 |
0,365 |
0,4 |
0,36 |
0,4 |
0,36 |
0,4 |
0,36 |
0,4 |
0,36 |
0,4 |
0,36 |
период 2029-2035 годы
Показатели |
Единица измерения |
Прогноз |
|||||||||||||
2029 год |
2030 год |
2031 год |
2032 год |
2033 год |
2034 год |
2035 год |
|||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
82,129 |
82,189 |
82,13 |
82,19 |
82,13 |
82,19 |
82,133 |
82,193 |
82,135 |
82,195 |
82,137 |
82,197 |
82,14 |
82,2 |
Темпы роста численности постоянного населения |
в процентах к предыдущему году |
100,002 |
100,002 |
100,001 |
100,001 |
100 |
100 |
100,004 |
100,004 |
100,002 |
100,002 |
100,002 |
100,002 |
100,004 |
100,004 |
Общий коэффициент рождаемости |
число родившихся на 1000 человек населения |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
11,2 |
Общий коэффициент смертности |
число умерших на 1000 человек населения |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Коэффициент миграционного прироста |
на 10 000 человек населения |
52 |
58 |
55 |
60 |
55 |
60 |
55 |
60 |
55 |
60 |
55 |
60 |
55 |
60 |
2. Показатели развития экономики |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
в процентах к предыдущему году |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,9 |
103 |
Индекс потребительских цен за период с начала года (на конец периода) |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
104,0 |
103,9 |
Оборот розничной торговли |
млн. рублей |
20580,4 |
20957,6 |
21815,2 |
22301,4 |
23124,1 |
23639,5 |
24511,6 |
25057,9 |
25982,3 |
26561,3 |
27541,2 |
28155 |
29280 |
29961,9 |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,5 |
103 |
102,5 |
103 |
102,5 |
103,1 |
102,7 |
103,3 |
102,7 |
103,3 |
103 |
103,3 |
103 |
103,5 |
|
Объем платных услуг населению |
млн. рублей |
4629 |
4746,9 |
4906,8 |
5050 |
5201,2 |
5353 |
5513,3 |
5674,2 |
5844,1 |
6014,6 |
6194,7 |
6375,5 |
6566,4 |
6780 |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
102,7 |
103 |
103 |
103,2 |
103,1 |
103,3 |
103,2 |
103,4 |
103,3 |
103,5 |
|
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. рублей |
4355,6 |
4358,7 |
4442,7 |
4479,4 |
4531,6 |
4569 |
4622,2 |
4660,4 |
4714,6 |
4753,6 |
4808,9 |
4848,6 |
4905,1 |
4932 |
Индекс физического объема |
в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах |
104,6 |
104,7 |
104,7 |
105 |
104,7 |
105 |
104,7 |
105 |
104,7 |
105 |
104,7 |
105 |
104,7 |
105 |
3. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" |
в ценах соответствующих лет; млн. руб. |
3614,1 |
3670,7 |
3805,5 |
3854,1 |
4042,7 |
4054,1 |
4202,9 |
4225,5 |
4424 |
4490,3 |
4632 |
4685 |
4858,4 |
4909,6 |
Индекс производства по виду деятельности "Строительство" |
в процентах к предыдущему году |
103,5 |
104,3 |
103,5 |
104,5 |
103,5 |
104,5 |
103,5 |
104,5 |
103,7 |
104,5 |
104 |
104,5 |
104 |
104,5 |
Ввод жилья |
тыс. кв. м общей площади |
24 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
4. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
31,95 |
32,02 |
31,99 |
32 |
32,04 |
32,05 |
32,09 |
32,1 |
32,14 |
32,15 |
32,2 |
32,23 |
32,25 |
32,3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
тыс. руб. |
74,9 |
84,9 |
82,4 |
93,4 |
87,3 |
99 |
92,5 |
104,9 |
99 |
112,2 |
105,9 |
120,1 |
113,3 |
128,8 |
в процентах к предыдущему году |
110 |
110 |
110 |
110 |
106 |
106 |
106 |
106 |
107 |
107 |
107 |
107 |
107 |
107 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
1,5 |
1,45 |
1,45 |
1,4 |
1,45 |
1,4 |
1,45 |
1,4 |
1,45 |
1,4 |
1,4 |
1,35 |
1,35 |
1,3 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
0,37 |
0,33 |
0,35 |
0,3 |
0,35 |
0,3 |
0,35 |
0,3 |
0,35 |
0,3 |
0,35 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Прогноз
социально-экономического развития Юргинского городского округа на долгосрочный период до 2035 года
Прогноз социально-экономического развития Юргинского городского округа на долгосрочный период до 2035 года (далее - долгосрочный прогноз) является документом стратегического планирования Юргинского городского округа. Он содержит систему представлений о внутренних условиях, направлениях и ожидаемых результатах социально-экономического развития Юргинского городского округа в долгосрочной перспективе.
Долгосрочный прогноз формирует единую платформу для разработки стратегических документов Юргинского городского округа.
Долгосрочный прогноз разработан с целью определения условий, тенденций, дисбалансов, возможностей социально-экономического развития Юргинского городского округа, отдельных отраслей и сфер муниципального управления.
При формировании долгосрочного прогноза социально-экономического развития Юргинского городского округа учитывались положения Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", стратегические цели, задачи, ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, обозначенные в посланиях Президента РФ, Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года.
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Юргинского городского округа разработан в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 5 октября 2016 года N 395 "Об утверждении порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Кемеровской области", постановлением администрации города Юрги от 09.09.2016 N 1128 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Юргинского городского округа на среднесрочный и долгосрочный периоды".
Показатели долгосрочного прогноза разработаны на основе положений Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", сценарных условий Минэкономразвития России, методических рекомендаций Департамента экономического развития Кемеровской области с использованием индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2018 года, а также прогноза показателей инфляции и системы цен, рекомендованных Минэкономразвития России.
Исходными для разработки долгосрочного прогноза являются:
- Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Указы Президента РФ от 7 мая 2012 года;
- основные параметры прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора;
- ключевые положения Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года;
- статистические данные о социально-экономическом развитии города Юрги за 2014 год, 2015 год, за 2016 год и предварительные итоги за 2017 год;
- анализ состояния экономики и тенденций экономического развития города в 2014-2017 годах;
- стратегические документы Юргинского городского округа;
- основные целевые параметры муниципальных программ Юргинского городского округа;
- информация предприятий и организаций, осуществляющих деятельность на территории города, о текущей и перспективной финансово-хозяйственной деятельности, предложения хозяйствующих субъектов по планированию своей деятельности на 2018-2035 годы.
Оценка социально-экономического развития города за 2018 год и прогнозные показатели на 2019-2035 годы разработаны на основе анализа складывающейся социально-экономической ситуации в секторах экономики, прогнозных оценок крупных организаций, предполагаемых сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории города.
При разработке долгосрочного прогноза учитывались риски социально-экономического развития: геополитическая напряженность, снижение глобального спроса на традиционных для экономики города рынках, инфраструктурные ограничения, высокая изношенность основных фондов, превышение целевых параметров по инфляции, изменения в демографической структуре населения, повышение волатильности внутреннего финансового рынка и ограничений внутреннего кредитования.
Показатели долгосрочного прогноза являются ориентирами социально-экономического развития города на долгосрочный период для органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов.
При разработке долгосрочного прогноза использован прогноз социально-экономического развития города Юрги на среднесрочный период.
Долгосрочный прогноз разработан на вариативной основе в двух вариантах - консервативном и базовом (основном), и сформирован в целом по городу Юрге и видам экономической деятельности.
Сценарные условия развития
Варианты долгосрочного прогноза социально-экономического развития Юргинского городского округа сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, Кемеровской области с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Юргинского городского округа, определенных документами стратегического планирования.
В зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, сформированы два сценария развития Юргинского городского округа: консервативный и базовый сценарии прогноза.
Консервативный сценарий характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных изменений внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.
Данный сценарий основан на оценках относительно неблагоприятного развития российской и мировой экономики, предполагает затянувшийся процесс преодоления последствий экономического кризиса, консервативную бюджетную политику и низкий объем бюджетного финансирования. При этом вариант предполагает недостаточную инвестиционную активность частного сектора и негативное влияние кризисных явлений на возможность привлечения в город инвестиций. В рамках реализации данного сценария масштабы организационной, инновационной и инвестиционной деятельности социально-экономического развития будут существенно ограничены, предполагается, что реализация ряда крупных инвестиционных проектов будет отложена на более поздний период. В социальной сфере консервативный вариант прогнозирует негативное влияние кризисных явлений на повышение уровня жизни населения, предусматривает частичное улучшение его динамики на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса.
Базовый сценарий базируется на предположении о более благоприятных внешнеэкономических условиях, позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций. В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Тем самым, данный сценарий предполагает более высокие темпы роста социально-экономического развития города.
Данный сценарий основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при улучшении внешнеэкономических условий. Базовый сценарий основан на более оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики города с учетом реализации основных инвестиционных проектов. Базовый вариант характеризует параметры социально-экономического развития Юргинского городского округа, достижение которых обеспечивает реализацию приоритетов и стратегических целей социально-экономического развития города Юрги.
Для формирования долгосрочного бюджетного прогноза Юргинского городского округа предлагается использовать базовый сценарий прогноза социально-экономического развития.
Условия развития Юргинского городского округа в долгосрочном периоде
Юргинский городской округ является монопрофильным муниципальным образованием, включен в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р и отнесен к первой категории моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.
Социально-экономическая ситуация в Юргинском городском округе напрямую связана с деятельностью системообразующего предприятия - ООО "Юргинский машзавод" - и в настоящее время остается сложной в связи с непростой обстановкой на заводе. Ситуация на предприятии нестабильная, сохраняются проблемы несвоевременной выплаты заработной платы, сокращения численности работников, неполной загрузки производства и уменьшения объемов производства, приостановки реализации инвестиционных проектов, и, как следствие, сокращения инвестиций в основной капитал и т.п. Все это приводит к отрицательной динамике основных макроэкономических показателей развития города, снижению доходов населения, увеличению численности безработных.
Основным направлением развития моногорода является уход от монозависимости. С этой целью 7 июля 2016 года председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подписал постановление о создании Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Юрге. Юрга - первый кузбасский моногород и четвертый город в стране, который получил статус ТОСЭР. Инвестор, открывающий бизнес в территории опережающего развития, получит значительные налоговые льготы.
Долгосрочный прогноз учитывает следующие тенденции, возможности и направления развития Юргинского городского округа на период до 2035 года, определяемые ресурсами территории:
1) статус ТОСЭР;
2) транспортно-логистический потенциал - автотранспортные и железнодорожная магистрали;
3) промышленный и природно-рекреационный потенциал;
4) наличие свободных земельных участков для формирования инвестиционных площадок с возможностью подведения инфраструктуры;
5) человеческий потенциал.
Замедление темпов роста экономики в последние годы, в том числе из-за введения ключевыми странами взаимных торговых ограничений, обозначило определенные вызовы для восстановления устойчивого долгосрочного подъема. Существенно возросли структурные ограничения для экономического развития, связанные с неразвитостью инфраструктуры, устаревающим оборудованием, неблагоприятной демографией, дефицитом квалифицированных кадров. Даже более низкие темпы становления экономики будут требовать существенных реформ, способных создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций, создать условия для роста инвестиций в человеческий капитал.
Задача роста производительности труда приобретает значение главного условия успешного долгосрочного развития. Основными факторами роста производительности труда являются:
1) инвестиции в обновление основного капитала, освоение новейших технологий;
2) развитие рынка труда, улучшение использования имеющейся рабочей силы;
3) развитие человеческого капитала, повышение социальных и профессиональных компетенций работников.
К основным ограничениям экономического развития Юргинского городского округа относятся:
1) недостаток инвестиций. В последнее десятилетие в Юргинском городском округе наблюдалась как положительная, так и отрицательная динамика инвестиций в основной капитал. В условиях воздействия экономического кризиса на объемы и сроки реализации проектов произошел спад инвестиционной активности и, как следствие, инвестиций. В незначительный по продолжительности восстановительный период произошли определенные позитивные изменения, но рост инвестиций не приблизился к докризисному. Вследствие этого в промышленности на данный момент наблюдается высокий уровень износа основных производственных фондов. Исследование макроэкономических пропорций свидетельствует о наличии неразрывной связи между нормой инвестиций и темпами экономического развития. Необходимо учитывать, что рост инвестиций сказывается на темпах развития экономики только через 3 - 5 лет;
2) низкая восприимчивость к внедрению инноваций. Интерес на инновации со стороны предприятий и бизнес-структур проявляется в недостаточной степени. Использование новых материалов и технологий необходимо ставить в число приоритетных задач;
3) проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке квалифицированных трудовых ресурсов. В Юргинском городском округе наблюдается тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте.
В последние годы, в связи с проблемами функционирования системообразующего предприятия города - ООО "Юргинский машзавод", наступил новый этап развития экономики Юргинского городского округа, в результате которого отрасли и сферы деятельности, обеспечивающие рост городской экономики, претерпевают кардинальные изменения.
В долгосрочной перспективе становление экономики Юргинского городского округа будет определяться следующими основными тенденциями:
1) усилением зависимости экономического роста от состояния инвестиционного климата;
2) необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт);
3) сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с дефицитом квалифицированных работников.
С учетом этого, основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Юргинского городского округа определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:
1) степенью развития и реализации сильных сторон Юргинского городского округа;
2) возможностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;
3) модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
4) интенсивностью повышения качества человеческого капитала.
В зависимости от степени реализации этих факторов сформированы сценарии социально-экономического развития города в долгосрочной перспективе.
Характеристика этапов становления экономики Юргинского городского округа
Долгосрочный прогноз предполагает три этапа: 2018-2019 годы; 2020-2024 годы; 2025-2035 годы.
Первый период (2018-2019 годы) можно рассматривать как период "экономического рывка", основанный на внутренней мобилизации и направленный на преодоление "узких мест" в экономике Юргинского городского округа.
Второй период (2020-2024 годы) характеризуется последующим постепенным ростом экономики за счет эффективности использования ресурсов. Одновременно возрастает роль и вклад человеческого капитала в экономическое развитие территории. Предусматривается повышение качества предоставляемых услуг в сферах образования и здравоохранения и повышение качества человеческого капитала, его производительной силы. Также в этот период предусматривается реализация положений Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Третий период (2025-2035 годы) можно рассматривать как период развития на основе нового качества человеческого капитала. Предполагается дальнейшее плановое развитие территории для достижения стратегических ориентиров, заложенных в Стратегии социально-экономического развития Юргинского городского округа на период 2035 года.
Обзор основных разделов долгосрочного прогноза приведен ниже.
Демографические показатели
Среднегодовая численность постоянного населения города в 2017 году составила 81,746 тыс. человек и в течение предшествующих лет имела неустойчивую динамику. Демографическая ситуация в городе остается напряженной, несмотря на некоторые улучшения. Смертность превышает рождаемость, и естественная убыль составляет ежегодно порядка 120 - 150 человек. Расчетные коэффициенты рождаемости и смертности населения города подтверждают данную тенденцию.
Негативные процессы в экономике города приводят к тому, что самая работоспособная часть населения выезжает на заработки в другие города области и регионы страны (зачастую это семьи с детьми), а назад возвращаются после выхода на пенсию. Отсутствие в городе высших учебных заведений также приводит к оттоку молодежи в крупные города. Обратно возвращаются не многие, так как в городе проблемно найти достойную работу. Происходит увеличение демографической нагрузки на работающих.
В процессе формирования населения города и на фоне негативных естественных процессов движения населения возрастает значение его миграции. Миграционная составляющая демографических процессов в городе не стабильная, значительно варьируется как по абсолютным значениям, так и по динамике.
Таким образом, тенденция общего прироста численности населения города является неустойчивой. Основная характеристика демографических изменений в городе - продолжающаяся депопуляция населения.
Подобное дальнейшее развитие ситуации, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития города, прежде всего, на темпе роста валовой добавленной стоимости и обеспеченности города трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.
Поэтому необходимо продолжить реализацию активных мер демографической политики, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности, создание правовых, экономических и социальных условий в формировании предпосылок к стабилизации и улучшению демографической ситуации.
Мероприятия по повышению рождаемости должны способствовать планомерному увеличению коэффициента рождаемости (доведение величины данного показателя к 2020 году до 11 и удержание его на этом уровне). Мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности (необходимо снизить общий коэффициент смертности к 2020 году до 13,6, а к 2024 году - до 10).
С учетом реализации мер государственной миграционной политики, направленных на повышение миграционной привлекательности, в прогнозный период планируется ежегодно поддерживать миграционное сальдо на уровне около 100 - 150 человек, в первую очередь за счет привлечения на постоянное место жительства в город соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов. Плановая реализация крупнейших инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, диверсификацию экономики, определяющих рост предпринимательской активности, развитие социальной сферы и инфраструктуры позволят создать основу для привлечения в город трудовых мигрантов, сдержать миграционный отток населения трудоспособного возраста и, соответственно, снизить темпы уменьшения численности населения города.
Таким образом, реализация активных мер демографической политики, которые необходимо провести в ближайшее время, позволят стабилизировать численность населения города, а затем создадут предпосылки для ее постепенного увеличения (к 2020 году - 81,95 тыс. человек, к 2024 году - 82,13 тыс. человек, к 2035 году - 82,2 тыс. человек). Учитывая результативность комплекса мер, направленных на улучшение демографической ситуации и стимулирующих рождение вторых, третьих и последующих детей, прогнозируется к 2035 году рост общего коэффициента рождаемости в пределах 11,2 человек на 1 тыс. населения. Увеличение объемов инвестирования в сферу здравоохранения и, соответственно, более высокая эффективность мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, приведет к снижению уровня смертности, общий коэффициент которой к 2035 году составит 10 человек на 1 тыс. населения. Более существенное снижение указанного показателя представляется маловероятным в силу увеличения доли населения старше трудоспособного возраста.
На улучшение демографической ситуации в городе и развитие человеческого потенциала направлены муниципальные программы города в сфере образования, социальной поддержки, градостроительной политики, культуры и т.д., в рамках которых обеспечивается поддержка молодых и многодетных семей, защита социально уязвимых категорий граждан, развитие семейных форм устройства детей, повышение уровня благоустройства городской среды и пр.
Ключевым риском в развитии демографической ситуации, учтенным в базовом варианте прогноза, может стать увеличение миграционного оттока населения в случае отмены реализации крупных инвестиционных проектов, а также в случае роста безработицы в городе вследствие сокращения и ликвидации рабочих мест, вызванных последствиями кризисных явлений в экономике.
Особенности естественного движения и миграции населения влияют на изменения возрастно-половой структуры населения. В долгосрочном периоде прогнозируется рост численности населения трудоспособного возраста при постепенном увеличении показателя ожидаемой продолжительности жизни.
Демографические факторы напрямую будут влиять на развитие социальных и экономических процессов в обществе.
В долгосрочной перспективе изменение возрастной структуры населения будет оказывать определенное влияние на уровень и структуру потребления, что в свою очередь повлияет на переориентацию сферы услуг. Смещение структуры спроса будет затрагивать и услуги, предоставляемые организациями и муниципальными учреждениями.
Транспортная и коммунально-бытовая инфраструктура, многие элементы благоустройства городской среды также попадают под влияние изменений возрастной структуры населения.
К необходимости перераспределения ресурсов между поколениями ведет не только изменение демографической структуры общества, но и сдвиги в календаре демографических событий: нынешние молодые поколения дольше учатся по сравнению со своими родителями, они позже находят стабильную работу, еще позже обзаводятся семьей и в дальнейшем будут гораздо позднее выходить на заслуженный отдых.
Таким образом, проведение социальных реформ, рост производительности труда, увеличение рождаемости и снижение смертности населения способны положительным образом изменить демографическую ситуацию.
Промышленность
Анализ социально-экономического положения города показывает, что экономический рост, решение большинства социальных проблем, подъем уровня и качества жизни населения определяются степенью развития реального сектора экономики, и, прежде всего, промышленности.
Промышленность занимает ведущее место в экономике города и во многом определяет ее социально-экономическое положение.
В условиях общероссийского замедления темпов экономического роста, в значительной мере обусловленных влиянием негативных факторов политического и экономического характера, в промышленном секторе города некоторые производства отметили существенное снижение объемов отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Сложившиеся экономические условия существенно осложнили социально-экономическую ситуацию на предприятиях, и отразились на их инвестиционных планах.
Основную долю в объеме промышленного производства города составляют обрабатывающие производства - более 88%. Машиностроение - ключевая отрасль экономики Юргинского городского округа. ООО "Юргинский машзавод" является градообразующим предприятием города.
Тенденцией состояния промышленного сектора городской экономики в 2017 году является продолжающееся замедление темпов экономического роста, по сути, стагнация и даже спад в традиционных для города отраслях промышленности - металлургии, машиностроении.
Основными ограничивающими факторами развития машиностроительного комплекса являются:
1) недозагрузка производственных мощностей - наличие незагруженных производственных мощностей приводит к увеличению издержек производства и не позволяет добиваться конкурентоспособных цен на продукцию. В то же время недозагруженность производственных мощностей далеко не всегда означает наличие возможностей для увеличения объемов производства, поскольку большая часть производственных мощностей не может рассматриваться в качестве резервной из-за несоответствия структуре спроса, наличия устаревших технологий и высокого уровня износа;
2) ограниченная инвестиционная активность.
Оценка 2018 года и прогноз объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг на 2019-2035 годы разработан в целом по городу и по видам экономической деятельности по полному кругу предприятий (с учетом малых предприятий) в двух вариантах. При формировании прогноза по видам экономической деятельности за основу приняты тенденции развития крупных и средних предприятий, которые занимают наибольший удельный вес в соответствующем виде деятельности. Прогноз объема отгруженных товаров в действующих ценах разработан также с учетом изменения оптовых цен на промышленную продукцию.
Таким образом, по прогнозным оценкам в 2019 году рост объема отгруженной продукции по городу составит 105% к уровню 2017 года, а к 2024 и 2035 годам рост объемов отгруженной продукции по городу составит соответственно 116% и 150% к уровню 2017 года. Рост объема отгруженной продукции будет обеспечен по следующим видам экономической деятельности: пищевая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования.
В прогнозируемом периоде 2019-2035 годах ведущие отрасли обрабатывающей промышленности сохранят свои лидирующие позиции. Машиностроение и металлообработка, пищевая отрасль, производство пластмассовых изделий, производство строительных материалов - сферы инвестиционной активности. В перспективе будет происходить развитие данных отраслей за счет роста производства на существующих предприятиях, а также за счет появления новых. Прогнозируется сохранение положительных тенденций в динамике объемных показателей всех отраслей. Ежегодные темпы прироста ожидаются на уровне 2 - 3%. Данная динамика будет определять не только индекс производства обрабатывающей промышленности, но и в большей степени окажет влияние на индекс промышленного производства в городе.
В условиях реализации энергосберегающих мероприятий и снижения потребления энергоресурсов в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды отсутствуют серьезные предпосылки значительного увеличения производственных показателей, также влияющих на индекс промышленного производства в городе. Ожидается сохранение тенденции постепенного умеренного роста объемов в данной отрасли в прогнозном периоде в пределах 1,5 - 2%.
В долгосрочной перспективе реализация консервативного сценария развития будет характеризоваться наращиванием производств только за счет реконструкции существующих предприятий. Сценарий предполагает ограниченную государственную поддержку.
Базовый сценарий характеризуется развитием новых технологий и производств, что позволит повысить уровень и качество выпускаемой продукции. Будут развиваться процессы модернизации и совершенствования организационно-технологической структуры. Предполагается государственная поддержка. Создание новых и модернизация существующих предприятий на территории города планируется в рамках ТОСЭР.
Инвестиции и строительство
Развитие территории во многом определяется уровнем инвестиционной активности - объемом инвестиций в основной капитал.
Объем инвестиций по городу в последнее время демонстрирует противоречивую и неустойчивую динамику.
Проблемы, мешающие достижению более высоких результатов инвестиционной деятельности, носят системный характер. Это: ограниченность бюджетных средств, направляемых на поддержку инвестиционной деятельности, необеспеченность инвестиционных площадок объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, неразвитость механизмов муниципально-частного партнерства. В условиях осложнившейся экономической ситуации к названным проблемам добавляются также следующие: ужесточение условий получения кредитных средств и высокие процентные ставки; колебания валютного курса, повышающие риски инвесторов, проектами которых предусматривается приобретение импортного оборудования, и др.
В целях активизации инвестиционных процессов, повышения информированности инвесторов об условиях реализации инвестиционных проектов на территории города в рамках ТОСЭР, наличии сформированных и привлекательных для использования земельных участков создана информационная система обеспечения градостроительной деятельности. Проведена оптимизация административных процедур в рамках исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг.
Стратегической целью в сфере инвестиционной политики администрации города является повышение инвестиционной привлекательности Юрги. Для ее достижения реализуются мероприятия по продвижению бренда города как Территории опережающего социально-экономического развития, повышению имиджевой и инвестиционной привлекательности города за счет участия в деловых и конгрессно-выставочных мероприятиях, созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и обеспечению благоприятного инвестиционного климата в городе.
Ключевым условием обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста является перераспределение структуры финансовых потоков городской экономики в пользу инвестиционных. На решение этой задачи будет направлен комплекс мер, включающий как привлечение средств федерального и областного бюджетов для реализации социальных программ, проектов инфраструктурного строительства с привлечением средств частных инвесторов, так и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора.
Таким образом, динамика инвестиций в основной капитал в различных сценариях долгосрочного развития будет определяться участием предприятий в инвестиционных проектах и участием города в государственных программах Российской Федерации и Кемеровской области.
В случае консервативного сценария темп роста инвестиций в основной капитал планируется более сдержанный.
По целевому сценарию объем инвестиций в основной капитал будут определять темпы модернизации производства и привлечение инвестиций в рамках ТОСЭР. В целевом сценарии предполагается ускорение инвестиционных процессов, без которых невозможна реализация активной политики, направленной на структурную модернизацию экономики, создание новых отраслей. К 2035 году по данному сценарию инвестиции в основной капитал в действующих ценах увеличатся в 2,4 раз к уровню 2017 года. В планируемом периоде прослеживается постепенное наращивание индекса физического объема инвестиций и в 2035 году он составит 105% к уровню предшествующего года. Объем инвестиций к 2035 году достигнет 5 млрд. рублей.
В прогнозируемом периоде будет осуществляться реализация ряда крупных инвестиционных проектов. Восстановлению инвестиционной активности также будет способствовать реализация инвестиционных проектов в рамках ТОСЭР.
Ожидается, что реализация документов стратегического планирования, развитие социального предпринимательства, направленного на привлечение средств частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере, позволит привлечь в экономику и социальную сферу города дополнительные частные инвестиции, в том числе с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Благодаря этому и в связи с необходимостью реализации проектов по строительству в городе объектов социальной сферы, помимо роста инвестиций за счет собственных средств предприятий, возможно увеличение в 2020-2025 годах объема финансирования инвестиций из средств федерального и областного бюджетов.
В городе наблюдается снижение объема строительных работ. На этом фоне по среднесрочным прогнозным оценкам ожидается сохранение достигнутых объемов строительной деятельности. В дальнейшем планируется оживление строительной отрасли, которое, предположительно, отразится как в консервативном, так и в базовом варианте прогноза. До конца прогнозного периода ожидается ежегодный прирост объема работ строительного подряда в пределах 3 - 4,5%.
В городе продолжается строительство и модернизация объектов как производственного, так и непроизводственного назначения. Развиваются жилищная сфера, материально-техническая база объектов образования, культуры, спорта.
В 2017 году введено в эксплуатацию 26,05 тыс. кв. м жилых домов. Обеспеченность жильем в расчете на одного жителя составила на 1 января 2018 года 22,7 кв. м. В среднесрочном периоде прогнозируется некоторое снижение объемов ввода жилья в связи с перенасыщением рынка недвижимости и ограниченной покупательской способностью населения города.
В долгосрочном периоде прогнозируется сохранение достигнутых объемов ввода жилья, которые будут обеспечены возрастающей активизацией индивидуального жилищного строительства, развитием "здоровой" конкуренции на рынке строительства многоквартирных домов, способствующей более полному удовлетворению потребности различных групп населения в жилье. Также прогнозируемый объем ввода будет связан с реализацией муниципальных и федеральных программ, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей и отдельных категорий граждан. Реализация проектов массового жилищного строительства будет способствовать повышению средней обеспеченности горожан жильем эконом-класса.
Рынок товаров и услуг
Несмотря на резкое снижение потребительского спроса в 2014-2016 годах на фоне девальвации рубля и снижения реальных денежных доходов населения, потребительский рынок остается одним из ведущих и инвестиционно привлекательных секторов экономики города Юрги, число хозяйствующих субъектов в котором ежегодно увеличивается.
Оставаясь одной из самых развитых сфер экономики, потребительский рынок города Юрги характеризуется высокой насыщенностью торговых объектов и широким ассортиментом товаров и услуг, в том числе благодаря развитию федеральных торговых сетей ("Магнит", "FixPrice", "Пятерочка", "Лента"), региональных торговых сетей, открытию небольших специализированных магазинов (рыбных, мясных, табачных, канцелярских и т.д.).
Помимо развития социально ориентированной торговли особое внимание администрацией города уделяется развитию ярмарочной деятельности с привлечением производителей сельскохозяйственных товаров из других регионов Сибирского федерального округа и области.
Появление новых форматов предприятий общественного питания, в том числе, на территориях торговых и торгово-развлекательных центров и комплексов, в зонах гостиничного обслуживания, на заправочных станциях, на вокзалах (авто- и железнодорожном) привело к новому восприятию потребителями данного сегмента рынка и увеличению роста расходов на питание вне дома.
По мере роста доходов населения, оживления потребительского кредитования и снижения общего инфляционного напряжения динамика потребления населения будет восстанавливаться.
К 2035 году оборот розничной торговли достигнет 30 млрд. рублей, что в действующих ценах в 3 раза больше чем в 2017 году. Ежегодный прирост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах составит 2,5 - 3,5%. Объем платных услуг населению к 2035 году ожидается в размере порядка 6,8 млрд. рублей, в долгосрочном прогнозном периоде ожидается устойчивый рост в пределах 2 - 3,5%.
В условиях высокой насыщенности потребительского рынка и предстоящего внедрения системы обеспечения безопасности пищевой продукции ХАССП (анализ рисков и критические точки контроля) ожидается переориентация с увеличения объемов розничной торговли, общественного питания и услуг потребительского рынка города Юрги на качество их предоставления.
Развитие современной торговой инфраструктуры, совершенствование форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров и в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка и восстановление покупательской активности населения.
Для восстановления потребительского рынка города до уровня докризисных показателей необходима комплексная реализация программ замещения импортной продукции, а также продукции, ввозимой из иных (удаленных) регионов России, продукцией местных производителей. Для надежного обеспечения продовольствием планируется продолжить реализацию проектов по развитию на территории города сети специализированных торговых объектов шаговой доступности, реализующих продовольственную продукцию товаропроизводителей города, проведение городских продовольственных фестивалей, ярмарок, субботних базаров.
Инфляционные процессы в городе в прогнозном периоде будут формироваться под влиянием общероссийских тенденций. Поэтому рост цен будет обусловлен индексацией тарифов на услуги инфраструктурных компаний, ожидаемым ослаблением обменного курса рубля и ростом мировых цен на продовольствие. Запланированное повышение ставки НДС приведет к временному ускорению инфляции. Кроме того, будут иметь место два противоположных по направлению "вторичных эффекта": рост инфляционных ожиданий и частичная абсорбция эффекта повышения НДС за счет маржи производителей и продавцов, которые будут сопоставимы по масштабу. Вероятно, эффект роста инфляционных ожиданий реализуется уже в краткосрочной перспективе и приобретет форму "потребления впрок" товаров длительного пользования, на которые население будет ждать роста цен. С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, а также по мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС, инфляция в среднесрочной перспективе, вероятно, стабилизируется на уровне 4%.
Учитывая прогнозируемую позитивную динамику в уровне денежных доходов населения, факторами, сдерживающими инфляционный рост, станут меры федерального уровня, такие как таргетирование инфляции и развитие конкуренции в рамках решения задачи по улучшению условий для ведения бизнеса, и меры регионального уровня по развитию потребительского рынка.
В прогнозном периоде развитие потребительского рынка города будет происходить под влиянием тенденций, определяющих платежеспособный спрос населения: рост денежных доходов населения и постепенное увеличение его численности. При этом влияющим фактором на развитие потребительского рынка станет увеличение доли занятых в экономике в общей численности населения. Другим ключевым фактором, влияющим на развитие потребительского рынка в городе в долгосрочной перспективе, станут изменения возрастной структуры населения.
В перспективе в базовом варианте в условиях перенасыщения торговыми площадями ожидается стабилизация потребления товаров и услуг.
Основными направлениями перспективного развития потребительского рынка на перспективу за счет внебюджетных источников станут:
- совершенствование логистической инфраструктуры, обеспечивающей потребности отрасли;
- строительство и реконструкция капитальных рынков, торгово-выставочных залов и торгово-офисных комплексов, переход к современному инновационному формату торговли;
- создание условий для развития предпринимательской кооперации между местными товаропроизводителями и крупными сетевыми компаниями.
Уровень благосостояния населения
Состояние экономики создает основу для уровня жизни населения.
Основной составляющей структуры денежных доходов экономически активного населения города остается оплата труда. Дестабилизация экономической деятельности оказала негативное влияние на уровень оплаты труда работников, занятых в различных сферах экономики и социальной сферы.
Необходимо отметить, что даже при положительной динамике величины средней заработной платы по городу, она остается одной из самых низких среди городских округов Кемеровской области и составляет по итогам 2017 года 23067 рублей - 104,3% относительно уровня 2016 года и порядка 70% от средней заработной платы по Кемеровской области. В последние годы в городе отмечены предельно низкие темпы роста заработной платы.
В краткосрочном периоде (2019 год) ожидается замедление темпов роста реальной заработной платы в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума). Кроме того, в 2019 году индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января, как в текущем году). Отсутствие значимого давления на заработные платы со стороны бюджетного сектора обусловит сближение темпов роста реальных заработных плат в частном секторе с темпом роста производительности труда. С другой стороны, на темпах роста реальной заработной платы, как и на их покупательной способности, негативно скажется ускорение инфляции. В дальнейшем ожидается восстановление темпов роста реальных заработных плат до значений, близких к темпам роста производительности труда. Вторым фактором замедления роста в 2019 году станет вероятный отложенный запуск инвестиционных проектов с государственным участием при одновременном росте налоговой нагрузки уже с начала года.
В прогнозном периоде за счет постепенного оздоровления экономики города и с учетом темпов ее роста ожидается увеличение среднемесячной заработной платы как в номинальном, так и в реальном выражении: к 2035 году - до практически 130 тыс. рублей (в 5,6 раза больше чем в 2017 году).
Динамика фонда оплаты труда в прогнозируемом периоде будет определена ростом прибыли предприятий и организаций на фоне благоприятной конъюнктуры товарных рынков, расширяющимся числом высокопроизводительных рабочих мест в рамках реализации запланированных инвестиционных проектов и позитивной динамикой развития бизнес-среды. Дополнительный импульс для роста фонда оплаты труда будет получен в результате мер по доведению заработной платы в бюджетных секторах экономики (образование, здравоохранение, культура) до эффективного уровня.
В дальнейшем за счет планируемой ежегодной индексации фонда оплаты труда на уровень инфляции и вероятного сокращения среднесписочного состава работников бюджетной сферы в результате передачи на аутсорсинг некоторых видов услуг, фонд оплаты труда бюджетного сектора экономики с 2019 по 2035 годы будет расти темпами 3 - 5% в год.
Для темпов роста фонда начисленной заработной платы всех работников будет характерна волнообразная динамика, обусловленная, прежде всего, вводом новых объектов в рамках реализации инвестиционных проектов. С 2017 года прирост фонда оплаты труда во внебюджетном секторе экономики будет складываться выше аналогичного показателя бюджетной сферы в среднем на 6 - 8 процентных пунктов.
Труд и занятость
В последние годы ситуация на рынке труда города характеризовалась общей нестабильностью, спровоцированной, прежде всего, кризисными явлениями в экономике города.
Значительное количество работников организаций столкнулось с риском увольнения в результате сокращения и ликвидации рабочих мест. Согласно оценке Центра занятости населения города Юрги, в среднесрочном периоде объемы высвобождения рабочей силы могут достигать около 300 человек ежегодно. Кроме того, в городе по-прежнему наблюдается снижение спроса на трудовые ресурсы.
Процесс создания новых рабочих мест демонстрирует положительную динамику (в 2017 году на дополнительно введенные рабочие места было принято 570 работников). Вместе с тем, в последние годы численность трудоспособного населения и численность занятых в экономике города продолжали неуклонно сокращаться. Численность трудовых ресурсов в 2017 году составила 46150 человек, среднегодовая численность занятых в экономике сформировалась в величине 31743 человека. Преобладающая часть занятого населения города сосредоточена на крупных и средних организациях.
Складывающиеся тенденции в экономике и демографии города, непосредственно сказываются на функционировании рынка труда, ситуация на котором формируется под влиянием спроса на рабочую силу на объектах, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов. Соответственно, меняется структура спроса на труд, что требует возмещения недостающих кадров за счет их привлечения из других регионов, вовлечения в трудовую деятельность лиц старших возрастов, а также, в целях преодоления структурной безработицы, активизации мер по переобучению лиц, в том числе высвобождаемых из других сфер экономки города.
В целом, повышение эффективности функционирования рынка труда в городе будет возможно при решении следующих ключевых проблем:
- структурной диспропорции спроса и предложения рабочей силы;
- высокого темпа оттока населения в трудоспособном возрасте;
- высвобождения рабочей силы вследствие сокращения числа рабочих мест;
- несоответствия предъявляемых работодателями требований к вакансиям и фактического уровня квалификации претендентов на работу.
В настоящее время наибольшим спросом пользуются высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические специалисты. Ожидается, что в прогнозном периоде требования к качеству рабочей силы будут повышаться, в том числе в отношении владения навыками работы с инновационными материалами, современным оборудованием и т.д. В этой связи повышение эффективности работы инфраструктуры рынка труда должно осуществляться в следующих направлениях:
- внедрение механизмов социального партнерства, направленных на активизацию участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников, а также заинтересованности работников в повышении производительности труда;
- совершенствование системы профессиональной переподготовки, а также внедрение современных образовательных технологий на базе создаваемой системы образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- совершенствование деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях города;
- снижение уровня нелегальной занятости.
В результате увеличения продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста возрастет уровень экономической активности населения (в том числе в старших возрастах), что послужит увеличению численности занятых.
Наряду с постепенным увеличением предложения труда, спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. Кроме того, постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы, в том числе за счет сокращения времени поиска работы в результате широкого распространения и активного использования интернет-технологий, а также более широкое распространение гибких форм занятости, будет способствовать снижению безработицы.
Так, если уровень безработицы в 2017 году по городу составил 2,1%, а среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, - 935 человек, то в последующие годы прогнозируемый уровень безработицы стабилизируется и будет постепенно снижаться на фоне сокращения численности граждан, имеющих официальный статус безработных, и роста вакантных мест на предприятиях и в организациях города.
Ожидаемая диверсификация экономики позволит создать новые рабочие места, обучить новым профессиям и в долгосрочном периоде снизить уровень безработицы. В прогнозном периоде ожидается снижение уровня безработицы за счет увеличения потребности в рабочей силе, обусловленного реализацией инвестиционных проектов. В результате в течение всего прогнозного периода, будет сохраняться тренд на снижение уровня безработицы. Таким образом, в результате создания значительного числа рабочих мест на объектах инвестиционных проектов, внедрения новых форм занятости и ослабления дисбаланса профессионально-квалификационной структуры рынка труда, среднегодовая численность безработных к 2035 году в базовом варианте прогноза предположительно составит 0,3 тыс. человек, при этом уровень безработицы (к трудоспособному населению) снизиться до 1,3%.
Перспективы социально-экономического развития Юргинского городского округа
В городе разработана Стратегия социально-экономического развития Юргинского городского округа до 2035 года. Комплекс предлагаемых к реализации мер по развитию города в долгосрочной перспективе сформирован в трех основных направлениях: экономика, человеческий капитал и общественное пространство. В долгосрочной перспективе город будет развиваться как Территория опережающего социально-экономического развития.
Качество жизни юргинцев неразрывно связано с экономикой, и с учетом конкурентных преимуществ города (высококвалифицированные кадры, развитая система профессионального образования, свободные инвестиционные площадки, статус ТОСЭР), определены четыре направления развития промышленности, которые привлекательны для инвесторов:
- машиностроение, традиционное для Юрги,
- производство строительных материалов,
- новое направление для города - агропром,
- создание терминально-логистического комплекса.
Привлекательные условия для инвесторов позволят создать около 4,5 тыс. новых рабочих мест и привлечь более 4 млрд. инвестиций, и тем самым увеличить доходы бюджета. В нынешних условиях дефицита финансовых ресурсов это становится эффективным инструментом поддержки и даже действенным инструментом для дальнейшего развития экономики города.
Для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для успешной реализации новых инвестиционных проектов, будет продолжена совместная успешная работа с Некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов".
Город Юрга продолжит участвовать в приоритетной национальной программе государства "Комплексное развитие моногородов".
Все, что делается в экономике города в настоящее время, напрямую связано с привлечением и формированием человеческого капитала.
Обеспечение доступного и качественного образования в соответствии с запросами горожан должно стать одним из приоритетных направлений для формирования качественного человеческого капитала. Для этого необходимо продолжить программу модернизации общего образования, которая будет направлена на организацию образовательного процесса в одну смену. Важной составляющей успеха в достижении стоящих перед городом задач является здоровье и социальная защищенность граждан. С целью качественного оказания услуг в этой сфере необходимо продолжить работу по привлечению и закреплению медицинских кадров в городе: выделение служебных квартир для врачей, направление по целевой подготовке в Кемеровский медицинский университет выпускников городских школ с выплатой стипендии из средств муниципального бюджета.
Необходимо продолжать оказывать адресную материальную помощь малообеспеченным семьям в проведении ремонта жилых помещений, в установке приборов учета и другие меры по социальной поддержке граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
В целях создания условий для здорового образа жизни населения города необходимо продолжить системную работу по дальнейшему развитию физкультуры и спорта.
Активное развитие человеческого капитала требует новых подходов и к общественным пространствам. Необходимо продолжить работу по комплексной застройке городской территории. Также усилия будут направлены на продолжение работы по строительству дорог и инженерных коммуникаций для новых микрорайонов.
Выходу экономики города на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать комплекс мер, реализуемых в рамках Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Указанные меры направлены, в том числе, на обеспечение роста производительности труда в экономике, увеличение доли малого бизнеса, создание условий для развития человека.
Таким образом, основная цель развития города - это снижение зависимости моногорода Юрги от деятельности системообразующего предприятия ООО "Юргинский машиностроительный завод" и обеспечение комплексного развития города путем создания новых рабочих мест, привлечения инвестиций, создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, содействия получению мер поддержки, улучшения качества городской среды, развития физкультуры и спорта, повышения эффективности муниципального управления, одним словом, формирование города комфортного для жителей и их самореализации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Юрги Кемеровской области от 21 сентября 2018 г. N 874 "Об утверждении прогноза социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.