Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
распоряжением
Департамента здравоохранения
Томской области
от 17.01.2017 N 12
Положение
об осуществлении департаментом здравоохранения Томской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об осуществлении Департаментом здравоохранения Томской области внутреннего финансового аудита (далее - Положение) определяет порядок проведения проверок по внутреннему финансовому аудиту и оформления их результатов в Департаменте здравоохранения Томской области (далее - Департамент).
2. Внутренний финансовый аудит в Департаменте осуществляется службой внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), возглавляемой заместителем начальника Департамента здравоохранения Томской области по экономике и финансам (далее - руководитель субъекта аудита). В состав субъекта аудита входят должностные лица, работники Департамента, наделенные в соответствии с распоряжением Департамента полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
3. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, являются:
1) оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
2) подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
3) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств областного бюджета.
4. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, являются структурные подразделения Департамента и подведомственные Департаменту областные государственные казенные учреждения (далее - объекты аудита).
5. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые проверки осуществляются в соответствии с Планом внутреннего финансового аудита, утверждаемого начальником Департамента (далее - План).
6. План составляется и ведется субъектом аудита.
7. План утверждается начальником Департамента на очередной финансовый год в срок не позднее 10 декабря текущего года.
8. В плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются:
тема аудиторской проверки (проверяемая внутренняя бюджетная процедура);
объекты аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
9. Составление плана осуществляется с учетом результатов проведения субъектом аудита предварительного анализа данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
1) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;
2) при планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
степень обеспеченности субъекта аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
10. Изменения в План вносятся в соответствии с решением начальника Департамента на основании мотивированного обращения субъекта аудита.
11. В Плане предусматриваются аудиторские проверки (перечень аудиторских проверок), которые могут осуществляться по следующим направлениям:
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов областного бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет подведомственных Департаменту казенных учреждений;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов областного бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по искам к Департаменту, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам подведомственных областных государственных казенных учреждений;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий, действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Департаменту областным государственным бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора средств областного бюджета.
12. Тема аудиторской проверки формируется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки по конкретным видам и (или) направлениям расходов, доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета.
13. Принятие решения на проведение внеплановой проверки осуществляется начальником Департамента на основании поступившей информации о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
14. Субъект аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Департамента, направляемых в Департамент финансов Томской области в целях составления и рассмотрения проекта областного бюджета.
15. Субъект аудита при проведении аудиторской проверки имеет право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
2) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
3) привлекать независимых экспертов.
16. Субъект аудита обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
3) знакомить начальника Департамента или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
4) не допускать к проведению аудиторских проверок должностные лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
17. В случае необходимости участия независимых экспертов в аудиторской проверке они привлекаются субъектом аудита по согласованию с начальником Департамента.
18. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта аудита, не позднее чем за 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
19. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные - проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные - проводятся по месту нахождения объектов аудита;
комбинированные - проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.
20. Аудиторская проверка назначается распоряжением Департамента, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав субъекта аудита, срок проведения аудиторской проверки, срок представления Акта аудиторской проверки.
21. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:
1) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;
2) законности выполнения объектами аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств областного бюджета;
3) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
4) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
5) вопросов бюджетного учета;
6) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
7) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
8) бюджетной отчетности объектов аудита.
22. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:
1) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры;
2) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
3) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
4) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
5) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета субъекта аудита;
6) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
23. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
24. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
25. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:
1) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
2) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
3) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
5) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
6) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
7) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
8) акт аудиторской проверки.
26. Субъект аудита при проведении аудиторских проверок обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
2) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
3) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
4) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;
5) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.
27. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
28. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
29. Акт аудиторской проверки, подписанный всеми должностными лицами субъекта аудита, вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.
30. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра Акта руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу).
О получении Акта руководитель объекта аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у субъекта аудита, содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить Акт субъектом аудита в Акте производится запись об отказе в получении Акта.
В случае отказа руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) получить Акт датой окончания аудиторской проверки считается шестой день со дня направления объекту аудита Акта заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
31. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; второй экземпляр - для объекта аудита.
При проведении аудиторской проверки по мотивированному обращению контрольного или правоохранительного органа для указанного органа составляется дополнительный экземпляр Акта.
32. Руководитель субъекта аудита устанавливает по согласованию с руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с Актом и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения Акта.
Если у руководителя объекта аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные замечания и возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю субъекта аудита. Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
33. Руководитель субъекта аудита в срок до 10 рабочих дней со дня получения письменных замечаний и возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту аудита, второй экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
Заключение направляется объекту аудита заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
34. Акт аудиторской проверки с приложением иных материалов аудиторской проверки и проекта распоряжения Департамента по результатам рассмотрения Акта аудиторской проверки направляется руководителем субъекта аудита начальнику Департамента в течение 5 рабочих дней с даты подписания Акта аудиторской проверки или с даты направления (вручения) руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) заключения (в случае его составления).
35. По результатам рассмотрения Акта аудиторской проверки начальник Департамента принимает одно или несколько из следующих решений:
1) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
2) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
3) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
4) о направлении материалов:
а) в Комитет государственного финансового контроля Томской области - в случае наличия признаков административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере по статьям 15.1, 15.14 - 15.15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) в правоохранительные органы - в случае наличия признаков уголовных преступлений в финансово-бюджетной сфере.
36. Департаментом обеспечивается составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
37. Годовой отчет о результатах осуществления Департаментом внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) составляется руководителем субъекта аудита до 20 февраля года, следующего за отчетным.
38. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выгоды о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Департаментом, достоверности сводной бюджетной отчетности, бюджетной отчетности областных государственных казенных учреждений.
39. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются руководителем субъекта аудита начальнику Департамента.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проверенных аудиторских проверок, включая сведения:
о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;
о наличии значимых бюджетных рисков;
о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами аудита бюджетной отчетности;
о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным действующим законодательством;
о передаче материалов аудиторских проверок в Комитет государственного финансового контроля Томской области и правоохранительные органы;
о привлечении к ответственности должностных лиц объектов аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.