В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р:
1. Утвердить Программу ранней помощи в Томской области на 2018-2020 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Исполнительным органам государственной власти Томской области, являющимся исполнителями Программы:
1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие мероприятия в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, внебюджетных источников;
2) ежегодно, до 1 февраля и 1 августа, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о выполнении мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Рожков |
Утверждена
распоряжением
Администрации Томской области
от 04.05.2018 N 277-ра
Программа
ранней помощи в Томской области на 2018-2020 годы
1. Содержание проблемы профилактики детской инвалидности и обоснование необходимости ее решения программным методом
В последние десятилетия в России сохраняются негативные тенденции состояния здоровья детей: снижаются показатели здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество детского населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы, проявляющегося в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией.
В Томской области на 1 января 2018 года проживает 3905 детей-инвалидов, что на 346 человек больше численности детей на аналогичный период 2017 года. Доля детей-инвалидов, признанных инвалидами до достижения 18 лет, увеличилась с 341 чел. (16,3%) в 2014 году до 580 чел. (28,7%) в 2015 году, в 2016 году - на 70,1%. В городе Томске проживают 41,6% (1341) детей-инвалидов от общего числа (2016 год).
В 2016 году по сравнению с 2014 годом зарегистрирован рост уровня первичной детской инвалидности с 18,1% до 19,8% на 10 тыс. детского населения. В структуре первичной детской инвалидности по возрасту преобладают дети в возрасте от 0 до 4 лет - 42,4%, 5 - 9 лет - 34,8%, 10 - 14 лет - 15,7%, 15 - 17 лет - 7,1%.
Общее количество детей, освидетельствованных ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области" (далее - бюро медико-социальной экспертизы), за 2017 год по сравнению с 2015 годом увеличилось на 5,8%.
Основными заболеваниями, обусловившими возникновение инвалидности у детей в 2017 году на территории Томской области, являются:
психические расстройства - 39,8%;
врожденные аномалии развития - 14,9%;
болезни эндокринной системы - 11,7%;
болезни нервной системы - 11,3%.
Число детей с впервые установленной инвалидностью в 2017 году в Томской области составило 495 человек (2014 год - 380 человек, 2015 год - 377 человек, 2016 год - 434 человека), показатель по впервые установленной инвалидности увеличился по сравнению с 2015 годом на 15,1%. Необходимо отметить, что за последние годы в структуре повторной детской инвалидности в Томской области снизился удельный вес числа детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет с 15,3% в 2014 году до 13,2% в 2017 году.
Статистика в Томской области следующая: более 70% (2014 год - 69,8%; 2015 год - 72,4%; 2016 год - 75%) детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Ведущее место в структуре детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41,7%) и патологии центральной нервной системы (32%).
Актуальность проблемы состоит в следующем: во-первых, это поколение будет определять будущее России в ближайшие десятилетия, уровень ее интеллектуального и экономического развития; во-вторых, необходимы экономические затраты государства на лечение, реабилитацию и социальное обеспечение этой группы населения для их социально-бытовой адаптации и улучшения качества жизни.
В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии.
Увеличение числа детей в возрасте от 0 до 3 лет включительно с патологией обостряет проблему раннего выявления и коррекции нарушений в развитии и требует комплексного осуществления мероприятий по выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи. Этой проблемой занимаются как учреждения здравоохранения, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.
Система раннего выявления инвалидизирующих заболеваний и ранней специальной помощи является условием для эффективной коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.
В целях ранней диагностики отклонений в развитии детей в Томской области с 2009 года осуществляется пренатальная диагностика нарушений развития плода у беременных женщин, проводится аудиологический и неонатальный скрининг новорожденных в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации.
С 2011 года функционирует ОГАУЗ "Областной перинатальный центр", который осуществляет мониторинг беременных высокого акушерского риска и новорожденных. На базе ОГАУЗ "Областной перинатальный центр" внедрены технологии неонатальной хирургии (коррекция пороков развития желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, нейрохирургия и пр., в том числе с использованием эндоскопических технологий), фетальной хирургии (внутриутробное заменное переливание крови, лазерная коагуляция сосудистых анастомозов при монохориальной многоплодной беременности).
В структуре клинико-диагностического отделения ОГАУЗ "Областной перинатальный центр" организован кабинет для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации.
В структуре консультативно-диагностической поликлиники ОГБУЗ "Областная детская больница" организован сурдологический центр для детей от рождения и до 18 лет, где осуществляются:
углубленное диагностическое обследование детей из групп риска по патологии слуха (второй этап аудиологического скрининга);
отбор детей для проведения кохлерной имплантации;
разработка программ индивидуальной реабилитации для детей с нарушением слуха.
Медицинское обслуживание и сопровождение детей-инвалидов в Томской области осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту проживания ребенка с учетом прикрепления в соответствии с действующим законодательством в рамках областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Томской области (постановление Администрации Томской области от 22.12.2017 N 442а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").
В Томской области организуется целенаправленная работа по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательных организациях в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Образование детей с ОВЗ и инвалидностью организовано в инклюзивной форме, в отдельных группах и в отдельных организациях. Анализ численности детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста остается стабильно высоким на протяжении последних трех лет. Поэтому региональная образовательная политика направлена на создание необходимых условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ и сохранение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам.
В Томской области функционируют 15 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (для детей с нарушениями слуха - 1; для детей с нарушениями зрения - 1; для детей с тяжелыми нарушениями речи - 1; для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 11; для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - 1). Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, в области не сокращается с 2011 года, все организации сохранены.
С 2015 - 2016 учебного года организована экспериментальная работа по реализации образовательного процесса для детей-аутистов в городе Томске. В 2017 - 2018 учебном году в новой школе по улице Дизайнеров открыт класс для детей-аутистов и продолжается работа городской стажировочной площадки по вопросу обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях обычной школы.
Детский сад N 53 г. Томска осуществляет инновационную деятельность при организации работы с детьми с ОВЗ и сегодня является: во-первых, ресурсно-внедренческим центром инноваций Томской области, реализуя сетевой инновационный проект "Разработка и апробация модели инклюзивного образования и социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ"; во-вторых, муниципальной стажировочной площадкой по теме "Формирование профессиональной компетентности педагогов в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ".
В Томской области на постоянной основе функционируют Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (Томск) и 3 территориальных психолого-медико-педагогических комиссии (Томск, Северск, Стрежевой). 17 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий функционируют эпизодично (1 раз в месяц; 1 раз в квартал; 1 раз в год) в зависимости от поступающих заявлений родителей (законных представителей) о проведении обследования ребенка и подготовки рекомендации по созданию специальных условий обучения при реализации образовательного процесса.
С целью исполнения статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Томской области созданы 18 консультационных центров для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования без взимания платы, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее - консультационные центры).
При получении детьми с ОВЗ и инвалидностью услуг в сфере общего образования им и их семьям оказываются психолого-педагогические услуги в рамках:
исполнения Перечня мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части организации обучения, оказания психолого-педагогической помощи и профессиональной ориентации;
исполнения рекомендаций заключений психолого-медико-педагогических комиссий;
организации работы консультационных центров.
В 2017 году на функционирование консультационных центров в областном бюджете было предусмотрено 6 797 500,00 рублей.
В образовательных организациях, на базе которых функционируют консультационные центры, проведены организационные мероприятия по внесению изменений в уставы образовательных организаций, формированию штатных расписаний, определены виды образовательных услуг для детей раннего возраста (0 - 3 лет) - организация дошкольного образования в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и организация групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
По данным ведомственного мониторинга в 2016 - 2017 учебном году в области функционировали:
Службы ранней помощи (51 ед.):
на базе дошкольных образовательных организаций - 26 ед.;
на базе общеобразовательных организаций - 21 ед.;
на базе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий - 3 ед.;
Консультационный центр по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающий получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (1 ед.).
1 228 детей получили психолого-педагогическую помощь в Службах ранней помощи Томской области.
Департамент общего образования Томской области оказывает некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги семьям с детьми, информационную, консультационную и методическую поддержку, содействует в подготовке и повышении квалификации их сотрудников. В 2017 году проведен ряд совещаний с представителями некоммерческих организаций по следующим темам:
"Предоставление услуг психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области в 2017 году";
"Информирование некоммерческих организаций о процедуре получения правового статуса "социально ориентированная некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг".
Организовано взаимодействие с некоммерческими организациями, оказывающими услуги психолого-педагогического сопровождения детям с ОВЗ и инвалидностью, в целях их возможного участия в реализации мероприятия "Организация предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области" государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области".
В Томской области довольно эффективно оказывают услуги по ранней помощи три областных государственных учреждения, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области.
В 2008 году в ОГКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями ЗАТО Северск" (далее - Центр) впервые реализован грантовый проект "Развитие медико-психологических услуг, направленных на коррекцию ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов, имеющих риск социального сиротства и членов их семей", целью которого было создание и развитие эффективных медико-психологических услуг, направленных на коррекцию или компенсацию нарушенных функций, детям, имеющим трудности в развитии, и решение проблемы комплексной реабилитации детей с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет и членов их семей в условиях Центра. Разработанная в ходе реализации проекта модель по оказанию помощи детям от 0 до 4 лет успешно применяется в учреждении и в настоящее время.
В 2010, 2016 годах были реализованы проекты "Раннее вмешательство", направленные на оказание помощи детям с ОВЗ в возрасте от рождения до 3 лет. В настоящее время в результате отработанных проектов в Центре для детей младшего возраста оказываются следующие виды ранней помощи на постоянной основе:
патронаж на дому для детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями здоровья;
группа комплексной медико-социальной помощи кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (с 2006 года);
работа по технологии "Раннее вмешательство" для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (с 2008 года);
группы дневного пребывания для детей с ОВЗ (с 2009 года);
работа по технологии раннего выявления и работа со "случаем" для детей с ОВЗ (с 2011 года).
В 2017 году обслужено 423 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе 85 детей-инвалидов.
В ОГКСУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Надежда" (далее - РЦ Надежда) с 2011 года функционирует отделение "Ребенок и мама", в котором, в основном, находятся родители с детьми, возраст которых от 1 года до 3 - 6 лет, по направлению бюро медико-социальной экспертизы, медицинских организаций, органов социальной защиты. Также родители обращаются самостоятельно. Специалисты отделения диагностируют детей, после чего им по показаниям назначается индивидуальный курс реабилитационных занятий. Диагностика выявляет уровень развития ребенка на соответствие своему возрасту по:
двигательной активности (мелкая и крупная моторика);
познавательной деятельности;
эмоционально-волевой сфере;
речевому развитию.
Методы диагностики и формы занятий подбираются специалистами РЦ Надежда согласно возрасту обследуемого ребенка. Родители, находясь вместе с детьми на занятиях у разных специалистов, получают необходимые навыки проведения различных манипуляций с ребенком в домашних условиях. В конце курса реабилитации родители получают выписку - рекомендации, где акцентировано, на что необходимо обратить внимание не только родителям, но и специалистам, которые в дальнейшем продолжат работу с семьей. Как правило, родителям предлагается продолжить реабилитационный процесс через квартал - полгода - год.
В отделении "Ребенок и мама" за 2017 год услуги получил 331 ребенок, из которых 253 дети-инвалиды.
В ОГБУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Стрежевого" - с 2004 года работает Служба ранней помощи детям с особыми потребностями и их семьям (на основании гранта). Была создана новая модель оказания ранней помощи детям от 0 до 3,5 лет, обучена команда специалистов: педиатр развития, педагог-психолог, логопед, воспитатель, интруктор# ЛФК. Для формирования идеологии раннего вмешательства проведены семинары для специалистов и руководителей заинтересованных организаций.
Результатами работы раннего вмешательства стали:
предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями;
обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в Службе ранней помощи.
При Службе ранней помощи создана "Школа сознательного родительства", работа которой направлена на повышение родительской компетенции и ответственности за здоровье и развитие своих детей. Это профилактическое направление, повышающее родительскую культуру. Формы работы постоянно совершенствуются, внедряются новые программы, отвечая на запросы времени и решая важнейшую в профилактике социального сиротства задачу укрепления связи родителей и ребенка.
Используются такие формы работы как:
программа "Воспитание до рождения";
"Бэби-клуб" - клуб родительской и врачебно-психологической поддержки;
тематические встречи;
праздники, информационно-праздничные мероприятия.
В 2017 году 50 детей от 0 до 3 лет, 13 из которых дети-инвалиды, получили комплексные услуги.
Для родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в 2014 году подготовлены, изданы и распространены справочно-информационные материалы: плакат "Маршрут ранней помощи", буклет "У вас особенный ребенок?", справочник-путеводитель "Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья".
В 2015 году подготовлены и переизданы серии методических материалов: "Если в семье растет ребенок с ДЦП", "Время играть" (тираж 2000 экземпляров). Кроме того, размещены 4 щита наружной рекламы на тему "Дружим, играем, живем вместе с особенными детьми!". Департаментом по вопросам семьи и детей совместно с газетой "Комсомольская правда в Томске" подготовлена и опубликована серия из 7 публикаций на тему "Успешные дети-инвалиды и их семьи" о положительном опыте социальной реабилитации и абилитации детей из г. Томска, г. Стрежевого, г. Северска, Зырянского и Томского районов, а также об опыте организаций Автономной некоммерческой организации "Движение социальной интеграции "Особая мода" и Благотворительного фонда "Обыкновенное чудо". Публикации получили большой позитивный отклик среди читателей газеты и родителей детей с ОВЗ.
В 2016 году подготовлен и издан справочник "Социальный навигатор. Справочник для людей с ограниченными возможностями здоровья и родителей детей-инвалидов". Справочно-информационные материалы содержат информацию об основных этапах диагностики и реабилитации детей-инвалидов, контактные данные организаций, оказывающих услуги, подробную информацию о мерах государственной социальной и реабилитационной поддержки детей-инвалидов и их семей, об услугах, предоставляемых детям-инвалидам различными организациями. Распространяются справочно-информационные материалы через медицинские организации, органы социальной поддержки населения, общественные и некоммерческие организации.
В Томской области активно оказывают социальные услуги семьям с ребенком от 0 до 3 лет по раннему вмешательству некоммерческие объединения, участвуя в конкурсах социальных проектов регионального, федерального значений. Однако каждое из указанных ведомств оказывает свою профессиональную помощь ребенку, не взаимодействуя друг с другом, тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении усилий всех заинтересованных ведомств.
Опыт работы реабилитационных учреждений и организаций выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности:
отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью;
отсутствие скоординированной системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития;
недостаточная разработка психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте;
недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста.
Решение указанных проблем возможно только при межведомственном взаимодействии с использованием программно-целевого метода.
Реализация Программы позволит увеличить число детей раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития из числа обратившихся до 93,4% к 2020 году.
Программно-целевой метод объединит и скоординирует усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач минимизации отклонений в состоянии здоровья детей и профилактике инвалидности у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте.
Новизна Программы заключается в том, что в поле реабилитационной деятельности специалистов включаются и родители, воспитывающие ребенка раннего возраста. Семья воспринимается как единый целостный организм, нуждающийся в разрешении проблем медицинского, психолого-педагогического, социального характера, в связи с чем помощь оказывается всей семье (родителям, другим членам семьи), а не только ребенку с ОВЗ. Таким образом расширяется субъект реабилитационного воздействия: вместо одного субъекта (ребенок с нарушениями развития) возникает полимодальный субъект, представленный детской и взрослой составляющей. Это обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и развития и в перспективе - оптимальный вариант социальной адаптации ребенка и семьи в целом. Мероприятиями Программы предполагается не только проведение диагностических и реабилитационных мероприятий, но и организация патронирования семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, динамическое наблюдение за его развитием, оказание психологической и методической помощи семьям.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих организацию ранней помощи:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р;
План мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 N 2723-р.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является минимизация отклонений в состоянии здоровья, достижение положительной динамики в психомоторном развитии детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до 3 лет).
Для достижения указанной цели в Программе предусмотрено выполнение следующих задач:
организационно-методическое обеспечение работы по предотвращению ранней детской патологии;
просветительская работа с молодыми родителями по вопросам выявления признаков патологии у детей;
организация межведомственного взаимодействия при раннем выявлении детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, своевременной передаче информации для организации коррекционной работы с детьми раннего возраста;
организация и проведение абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми раннего возраста.
3. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2018-2020 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
4. Система мероприятий Программы
Для эффективного достижения поставленной цели планируется реализация следующих мероприятий:
создание/обновление Департаментом здравоохранения Томской области информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском развития ранней патологии;
создание на базе Департамента по вопросам семьи и детей Томской области Координационного совета межведомственного взаимодействия по организации ранней помощи детям на территории Томской области, основным направлением деятельности которого станет координация возможностей различных ведомств по реабилитации и абилитации детей раннего возраста;
организация и проведение научно-практических межведомственных конференций, семинаров по проблемам выявления ранней патологии;
повышение квалификации и переподготовка специалистов по работе с детьми раннего возраста;
распространение знаний о патологии детей раннего возраста;
проведение обучающих семинаров, курсов для родителей по обучению навыкам ухода, абилитации детей раннего возраста с различными видами патологии, проблемам психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста; создание родительских групп самопомощи;
изучение, внедрение и разработка технологий комплексной ранней диагностики и программ реабилитации детей раннего возраста, проведение видеомониторинга динамики психомоторного развития ребенка.
Перечень конкретных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов финансирования и показателей результатов представлен в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые затраты на весь период реализации Программы составляют 101325,39 тыс. руб., в том числе из:
средств областного бюджета - 100995,39 тыс. руб.;
из них:
Департамент общего образования Томской области - 20986,14 тыс. руб.;
Департамент здравоохранения Томской области - 74400,0 тыс. руб.;
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области - 5609,25 тыс. руб.;
внебюджетных средств - 330,000 тыс. руб.
Финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета осуществляется в рамках соответствующих государственных программ Томской области и ведомственных целевых программ исходя из возможности областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
6. Механизм реализации Программы, организация управления и контроля за ходом ее реализации
Механизм реализации мероприятий Программы определяется Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Исполнителями Программы являются Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области. Также в реализации мероприятий Программы примут участие томские некоммерческие общественные организации (по согласованию), областные государственные учреждения, подведомственные органам исполнительной власти Томской области - исполнителям основных мероприятий Программы.
Исполнители Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизмы реализации и состав учреждений - непосредственных исполнителей.
В ходе реализации Программы Департамент по вопросам семьи и детей Томской области:
обеспечивает руководство и текущее управление реализацией Программы;
обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы;
обеспечивает контроль за ходом реализации Программы.
Исполнители Программы:
несут ответственность за реализацию Программы в целом, а также за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняют перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия Программы, механизм ее реализации и состав исполнителей;
разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
проводят анализ и формируют предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации, осуществляется в установленном порядке по предложению Департамента по вопросам семьи и детей Томской области.
7. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Реализация мероприятий Программы позволит организовать систему ранней диагностики имеющихся отклонений в развитии детей раннего возраста, своевременной эффективной реабилитации и абилитации, обеспечить необходимое для этого взаимодействие заинтересованных ведомств, вовлечь в процесс реабилитации семью, обеспечив тем самым его непрерывность, внедрить новые современные методы реабилитации детей на ранних этапах развития, обеспечить положительную динамику в психомоторном развитии детей раннего возраста.
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных Программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности:
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значения показателя за период, предшествующий реализации Программы (2017 год) |
Прогнозные значения показателей |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
Доля семей, принявших участие в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, от числа обратившихся |
Процент |
63 |
70 |
75 |
80 |
Количество семей, посещающих клубы, группы самопомощи, от общего числа семей с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет |
Количество человек |
250 |
350 |
400 |
450 |
Количество специалистов по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития, повысивших квалификацию |
Количество человек |
24 |
96 |
96 |
96 |
Количество специалистов, принявших участие в семинарах, конференциях, выездных семинарах |
Количество человек |
60 |
150 |
200 |
250 |
Наличие информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском нарушений развития |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
Доля детей раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития из числа обратившихся |
Процент |
65 |
87 |
92 |
93,4 |
Расчет доли семей, принявших участие в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, от числа обратившихся производится по следующей формуле:
А = В / С х 100%, где:
А - доля семей, принявших участие в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, от числа обратившихся, %.
В - количество семей, принявших участие в коррекционно-развивающих занятиях с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, ед.
С - общее количество обратившихся семей с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет, ед.
Расчет доли детей раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития из числа обратившихся производится по следующей формуле:
А = В / С х 100%, где:
А - доля детей раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития от числа обратившихся, %.
В - дети раннего возраста с положительной динамикой психомоторного развития, ед.
С - общее количество обратившихся детей раннего возраста с нарушениями психомоторного развития, ед.
Значения показателей "Количество семей, посещающих клубы, группы самопомощи, от общего числа семей с детьми с нарушениями развития в возрасте от 0 до 3 лет", "Количество специалистов по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития, повысивших квалификацию", "Количество специалистов, принявших участие в семинарах, конференциях, выездных семинарах" проставлены на основании ведомственной статистики.
Приложение
к Программе
ранней помощи в Томской
области на 2018-2020 годы
Перечень
мероприятий Программы ранней помощи в Томской области на 2018-2020 годы
N |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Источники финансирования |
Годы реализации |
Показатели результативности выполнения Программы |
||||||||
Всего (тыс. руб.) |
2018 |
2019 |
2020 |
наименования показателя |
единица измерения |
значения показателя за 2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1. |
Функционирование и пополнение информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с риском развития ранней патологии |
Департамент здравоохранения Томской области |
Областной бюджет |
5400,000 |
1800,000 |
1800,000 |
1800,000 |
Информационная база |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
2. |
Создание Координационного совета межведомственного взаимодействия по организации ранней помощи детям на территории Томской области на базе Департамента по вопросам семьи и детей Томской области |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
Областной бюджет, внебюджетные средства |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Межведомственный ресурсный центр |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
3. |
Разработка нормативного правового акта, регламентирующего порядок выявления, учета и медицинского сопровождения (ведения) и передачи информации о детях, нуждающихся в услугах ранней помощи на территории Томской области |
Департамент здравоохранения Томской области, медицинские организации (по согласованию) |
Областной бюджет |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Нормативный правовой акт |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
4. |
Своевременное выявление медицинскими организациями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приводящие к нарушениям функции организма и ограничению жизнедеятельности, с целью оказания ранней помощи |
Департамент здравоохранения Томской области, медицинские организации (по согласованию) |
Областной бюджет |
69000,000 |
23000,000 |
23000,000 |
23000,000 |
Количество детей |
% |
95 |
95,5 |
95,7 |
96 |
5. |
Передача информации о детях, нуждающихся в услугах ранней помощи, в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
Департамент здравоохранения Томской области, медицинские организации (по согласованию) |
Областной бюджет |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Регламент информационного взаимодействия |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
6. |
Обобщение опыта инновационной деятельности по оказанию помощи семьям с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ от 0 до 3лет; создание сообщества специалистов и распространение эффективных социальных практик в рамках ежегодной межведомственной региональной конференции "Особый ребенок" |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
Областной бюджет, внебюджетные средства |
25,200 |
8,400 |
8,400 |
8,400 |
Сборник тезисов выступлений на конференции |
Наличие |
нет |
есть |
есть |
есть |
7. |
Ведомственный мониторинг функционирующих консультационных центров в сфере общего образования Томской области |
Департамент общего образования Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
Областной бюджет |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Аналитическая записка |
Наличие |
Есть |
Есть |
Есть |
Есть |
8. |
Организация и проведение научно-практических межведомственных конференций, семинаров по проблемам выявления ранней патологии |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, МБУ "ПМПК города Томска" (по согласованию), Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России (по согласованию) |
Внебюджетные средства |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Количество специалистов, принявших участие в семинарах, конференциях, выездных семинарах |
Чел. |
65 |
90 |
90 |
90 |
9. |
Повышение квалификации специалистов по работе с детьми раннего возраста |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент общего образования Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, АНО ДПО "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" (по согласованию) |
Областной бюджет |
484,200 |
161,400 |
161,400 |
161,400 |
Количество специалистов, принявших участие в повышении квалификации |
Чел. |
45 |
72 |
72 |
72 |
10. |
Подготовка и издание методических пособий для родителей |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
Областной бюджет |
100,350 |
100,350 |
0,000 |
0,000 |
Методические пособия для родителей |
Наличие |
нет |
есть |
нет |
нет |
11. |
Информационное освещение вопросов профилактики, выявления и лечения ранней детской патологии |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
Средства массовой информации (по согласованию) |
Областной бюджет
Внебюджетные средства |
235,500
330,000 |
63,500
110,000 |
78,500
110,000 |
93,500
110,000 |
Количество единиц размещен-ной информации |
Ед.
Ед. |
2
2 |
3
6 |
4
6 |
5
6 |
12. |
Проведение обучающих семинаров, курсов для родителей по обучению навыкам ухода, абилитации детей раннего возраста с различными видами патологии, по проблемам психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент здравоохранения Томской области, МБУ "ПМПК города Томска" (по согласованию), Департамент общего образования Томской области |
Областной бюджет |
300,000 |
100,000 |
100,000 |
100,000 |
Количество семей, принявших участие в семинарах, курсах |
Ед. |
120 |
150 |
200 |
250 |
13. |
Функционирование консультационных центров для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования без взимания платы, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов до 3 лет |
Департамент общего образования Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
Областной бюджет |
20392,000 |
6797,5 |
6797,5 |
6797,5 |
Количество родителей (законных представителей), получивших помощь в консультационных центрах |
Чел. |
2360 |
2410 |
2460 |
2510 |
14. |
Комплексное обследование ребенка от 0 до 3 лет психолого-медико-педагогической комиссией с целью выявления структуры нарушения, определения соотношения нарушения и сохранных функций (потенциальных возможностей), подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ |
Департамент общего образования Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
Областной бюджет |
593,640 |
174,600 |
200,790 |
218,250 |
Количество детей от 0 до 3 лет, прошедших обследование ПМПК |
Чел. |
170 |
200 |
230 |
250 |
15. |
Оказание социальных услуг семьям с детьми с ОВЗ от 0 до 3 лет по минимальным стандартам "Раннее вмешательство", "Домашнее визитирование" |
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, подведомственные учреждения Департамента по вопросам семьи и детей, некоммерческие организации Томской области (по согласованию) |
Областной бюджет, внебюджетные средства |
4764,000 |
1588,000 |
1588,000 |
1588,00 |
Количество семей |
Ед. |
120 |
120 |
120 |
120 |
|
Всего по Программе: |
|
Областной бюджет
Внебюджетные средства |
100995,39
330,000 |
33693,75
110,000 |
33634,59
110,000 |
33667,05
110,000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В том числе |
Департамент здравоохранения Томской области |
74400,0 |
24800 |
24800 |
24800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Департамент общего образования Томской области |
20986,14 |
6972,1 |
6998,29 |
7015,75 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Департамент по вопросам семьи и детей Томской области |
5609,25 |
1921,65 |
1836,30 |
1851,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
100995,39 |
33693,75 |
33634,59 |
33667,05 |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Томской области от 4 мая 2018 г. N 277-ра "Об утверждении Программы ранней помощи в Томской области на 2018-2020 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был