Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению
Администрации Томской области
от 20.02.2019 N 73а
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Воздушный транспорт
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, отмечено, что темпы развития гражданской авиации в России превышают международные показатели. Это подтверждается динамикой роста российского рынка международных и внутренних перевозок и связано с повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидации авиаперевозчиков. В 2010-2017 годах среднегодовой темп роста российского рынка пассажирских авиаперевозок составлял 11,5%.
Динамика
показателей цели и задачи подпрограммы государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1. |
Количество авиарейсов |
||||||||
|
Томская область |
ед. в год |
3697 |
3931 |
3945 |
4112 |
3618 |
4251 |
4415 |
|
Алтайский край |
ед. в год |
2187 |
2009 |
1798 |
2087 |
2136 |
2014 |
н/д |
|
Новосибирская область |
ед. в год |
17277 |
18535 |
20818 |
21374 |
22197 |
24510 |
25119 |
2. |
Количество направлений вылета |
||||||||
|
Томская область |
ед. |
15 |
16 |
19 |
25 |
20 |
19 |
22 |
|
Алтайский край |
ед. |
20 |
14 |
12 |
13 |
12 |
12 |
13 |
|
Новосибирская область |
ед. |
84 |
95 |
99 |
103 |
91 |
95 |
96 |
В последние годы в Томской области наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока на воздушном транспорте, связанная с открытием международного терминала в аэропорту г. Томска, что дало возможность выполнять международные рейсы. С 2013 года выполняются рейсы в Анталию, Бангкок, Пхукет, Нячанг, Барселону, Астану. С 2015 года рейсы в Барселону приостановлены. Дополнительно открыто новое направления на остров Хайнань. Основным направлением перевозки пассажиров остается Московское направление (76% от общего объема перевезенных пассажиров на внутренних авиалиниях приходится на московское направление) .
На территории Томской области действуют три аэропорта (в г. Томске, г. Стрежевом, п. Пионерном - вахтовый). В разряд посадочных площадок перешли 15 бывших местных аэропортов, в том числе таких крупных, как в г. Колпашево, г. Кедровый, с. Каргасок, с. Новый Васюган и с. Средний Васюган. С 2017 года произведен ряд структурных изменений. Запущены в эксплуатацию взлетно-посадочные площадки в с. Кагасок# и с. Новый Васюган.
При этом до настоящего времени имеется острая необходимость в транспортной доступности по всем северным районам Томской области.
Основные проблемы в сфере воздушного транспорта:
износ воздушного флота и отсутствие аэропортовой инфраструктуры;
низкая рентабельность внутриобластных авиаперевозок;
дефицит высококвалифицированных кадров.
Существующая потребность населения в транспортном сообщении между областными центрами Сибирского федерального округа не удовлетворяется в полном объеме по причине отсутствия эффективного и надежного авиасообщения с областными центрами регионов.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации" появилась возможность софинансирования межрегиональных маршрутов из федерального бюджета. В настоящее время реализуются мероприятия, направленные на достижение задачи 1 государственной программы "Рост транзитного потенциала территории" через открытие новых межрегиональных направлений на Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Тюмень.
На решение задачи 1 направлено мероприятие подпрограммы 1 "Субсидии на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим авиапассажирские перевозки на внутриобластных и региональных маршрутах".
В случае выделения дополнительного финансирования могут быть открыты или расширены направления на Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Омск и другие направления.
В свою очередь организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Екатеринбург" позволила разгрузить московское направление, посредством которого в настоящее время осуществляется основная связь между регионами России. Кроме того, коммерческие и туристические туры из Екатеринбурга ориентированы на аэропорты городов России: Санкт-Петербург, Новосибирск, городов бывших союзных республик: Астана, Минск, Душанбе, Бишкек и многих зарубежных городов: Стамбул, Рим, Франкфурт-на-Майне, Пекин, Дубай, Прага и т. д. Сегодня Аэропорт Кольцово входит в пятерку российских лидеров пассажирских перевозок. Расписание рейсов здесь столь же обширно, как и во всех мировых мегаполисах, которые обслуживают авиаперелеты.
Организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Иркутск" расширит возможности туристического бизнеса в Дальневосточном федеральном округе, а также в Сибирском федеральном округе (озеро Байкал).
Кроме того, учитывая, что в образовательных организациях высшего образования, расположенных в Томской области, обучаются тысячи студентов и молодых специалистов из разных областей России, стоит с уверенностью говорить о востребованности данных рейсов с возможностью в перспективе вывода их на самоокупаемость.
Улучшение транспортной доступности Томской области позволит развивать экономические, культурные и образовательные связи между регионами, а также расширит возможности туристического бизнеса.
С другой стороны, необходимо возрождение внутриобластных пассажирских авиаперевозок. Первоочередным стал маршрут Томск - Каргасок, открытие которого позволило увеличить пассажиропоток по местным авиалиниям, повысить транспортную доступность северных районов области, а также создать условия для развития муниципальной маршрутной сети.
Приоритетными целями социальной политики государства в отношении воздушного транспорта являются безопасность перевозок пассажиров, защита прав и интересов населения, повышение качества и комфортности обслуживания.
В целях возрождения внутриобластных перевозок воздушным транспортом необходимо восстановление аэропортовых комплексов в с. Каргасок, г. Колпашево, г. Стрежевой, так как Томская область практически полностью лишилась сети местных аэродромов в связи с сокращением внутриобластных воздушных перевозок и снижением платежеспособности граждан.
Продолжение указанной тенденции и ослабление региональной наземной авиатранспортной инфраструктуры могут привести к ухудшению социальной ситуации в районах, не обеспеченных альтернативными наземными видами транспорта, в первую очередь в зоне северных и удаленных территорий области.
Для решения данных проблем необходимо принять меры по реконструкции и ремонту взлетно-посадочных полос, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений аэропортов, приобретению специальной автотехники, внедрению современных технологий обслуживания, поддержанию эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов, посадочных площадок для обеспечения их соответствия сертификационным требованиям, стандартам безопасности и потребностям рынка.
Дополнительными индикаторами развития транспорта Томской области к 2020 году являются:
количество авиарейсов - 4250 единиц в год;
количество направлений вылета - 25 единиц.
Автомобильный транспорт
Межмуниципальная маршрутная сеть на территории Томской области включает 42 автобусных маршрута, которые обеспечивают транспортную связь населения административных центров 15 муниципальных районов (городских округов Томской области) и более 50 сельских населенных пунктов Томского района с областным центром.
Услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения оказывают 13 перевозчиков на условиях договоров. Основным перевозчиком выступает АО "Томскавтотранс", обслуживающее 64% маршрутов, которые преимущественно являются убыточными, но необходимыми. Изношенность автобусного парка АО "Томскавтотранс" составляет 35%, а в целом по области с учетом других перевозчиков - порядка 75%. Доля автобусов межмуниципального значения со сроком эксплуатации до 5 - 7 лет составляет порядка 25%. Имеющийся автобусный парк не отвечает современным техническим требованиям по безопасности и комфортабельности.
Динамика
показателя цели подпрограммы государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования |
|||||
1. |
Российская Федерация |
млн. чел. |
11554,3 |
11522,9 |
11295,8 |
11184,4 |
2. |
Томская область |
млн. чел. |
94,3 |
101,3 |
106,4 |
69,7 |
3. |
Новосибирская область |
млн. чел. |
115,0 |
176,4 |
188,4 |
199,9 |
4. |
Алтайский край |
млн. чел. |
168,0 |
169,9 |
174,9 |
171,3 |
5. |
Кемеровская область |
млн. чел. |
329,6 |
315,0 |
291,2 |
274,5 |
6. |
Красноярский край |
млн. чел. |
260,8 |
247,1 |
232,2 |
223,3 |
7. |
Республика Тыва |
млн. чел. |
27,4 |
27,9 |
27,2 |
28,3 |
8. |
Республика Хакасия |
млн. чел. |
47,3 |
40,0 |
37,9 |
35,9 |
9. |
Иркутская область |
млн. чел. |
158,2 |
147,7 |
153,4 |
159,6 |
10. |
Забайкальский край |
млн. чел. |
55,8 |
50,9 |
73,2 |
62,6 |
Основные проблемы в сфере автомобильного транспорта:
неполное возмещение расходов перевозчиков за перевозку отдельных льготных категорий граждан и неограниченное количество их поездок;
отсутствие обязанности Томской области ежегодно пересматривать стоимость единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) и тарифов на перевозку граждан и багажа;
снижение пассажиропотока на общественном транспорте;
убыточность межмуниципальных маршрутов в связи с пассажиропотоком ниже расчетного;
высокий износ автобусного парка;
увеличение количества нелегальных перевозчиков и фактов сокрытия доходов;
дефицит высококвалифицированных водителей и низкий престиж профессии водителя.
Снижение пассажиропотока в Томской области обусловлено увеличением количества частного транспорта и миграцией населения из муниципальных районов и городских округов в областной центр.
Необходимость организации регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов продиктована потребностью доступности для населения мест массового тяготения (объектов здравоохранения и образования, мест работы, культурно-бытовых объектов, а в летний период - садовых участков).
Подавляющее количество маршрутов пригородного и междугородного сообщения (82%) имеют социальную значимость - на них отдельным льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством предоставляется льготный проезд по ЕСПБ либо по социальному проездному талону. Необходимо отметить, что наблюдается тенденция к росту количества пассажиров, пользующихся льготным проездом. Так, по данным томского автовокзала, за 2018 год на всех пригородных маршрутах прирост перевезенных граждан льготной категории составил 8,0% к аналогичному периоду 2017 года. При этом общий пассажиропоток остался в тех же параметрах.
Сокращение в общем объеме перевозок доли пассажиров, перевозимых за полную плату, приводят к наращиванию убытков перевозчиков и последующему прекращению их деятельности.
В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в настоящее время наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, вызванная низким уровнем средней заработной платы, прежде всего, водителей. Низкая рентабельность, а порой ее полное отсутствие не позволяют обновлять автобусный парк и повышать размер заработной платы водителей, что негативно влияет на качество предоставляемых услуг и ставит под угрозу безопасность пассажирских перевозок.
Вышеперечисленные проблемы актуальны и для других субъектов Российской Федерации, которые многие годы практикуют финансовую поддержку перевозчиков.
Дополнительным индикатором развития транспорта Томской области к 2020 году является показатель задачи 1 государственной программы "Перевезено пассажиров транспортом общего пользования" - 84,0 млн. чел.
Водный транспорт
Внутренние водные пути являются собственностью Российской Федерации, а перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте регулируется федеральным законодательством. Тариф на перевозки внутренним водным транспортом не регулируется.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте", участие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в организации перевозок пассажиров и багажа не предусмотрено.
По экспертным оценкам, к 2020 году должно быть выведено из эксплуатации более 80% судов в связи с их полным износом. Финансовой возможности для строительства нового флота у перевозчиков нет. Альтернативой строительству новых судов могут быть модернизация и обновление судов, находящихся в эксплуатации.
Финансирование дноуглубительных работ осуществляется в пределах 70% от нормативной потребности, что ведет к ежегодному сокращению путевых работ. Федеральным центром не осуществляется финансирование содержания боковых рек (р. Чулым, р. Кеть, р. Васюган) и протока на р. Обь, по которым осуществляются пассажирские перевозки.
Динамика
показателя в сфере внутреннего водного транспорта
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|
Протяженность внутренних водных путей |
|||||
1. |
Российская Федерация |
км |
101333,6 |
101380,6 |
101663,6 |
101667,6 |
2. |
Сибирский федеральный округ |
км |
28184 |
28184 |
28447 |
28447 |
3. |
Томская область |
км |
5195 |
5195 |
5195 |
5195 |
4. |
Кемеровская область |
км |
517 |
517 |
517 |
517 |
5. |
Красноярский край |
км |
7515 |
7515 |
7778 |
7778 |
6. |
Новосибирская область |
км |
647 |
647 |
647 |
647 |
Основные проблемы в сфере внутреннего водного транспорта:
высокий износ флота;
отсутствие портовой (причальной) инфраструктуры;
отсутствие проведения путевых работ на внутренних водных путях в необходимом объеме;
отсутствие проведения работ по содержанию боковых рек и проток, по которым осуществляются пассажирские перевозки;
низкий пассажиропоток на внутреннем водном транспорте;
отсутствие нормативно-правовой базы организации пассажирских перевозок;
дефицит высококвалифицированных кадров.
Основными задачами в сфере водного транспорта являются сохранение транспортной доступности для жителей удаленных населенных пунктов районных центров в целях обеспечения их жизнедеятельности, включая возможность получения населением медицинских, социально-бытовых услуг и помощи экстренных служб, и решение проблемы критического состояния паромных переправ и судов, не отвечающих требованиям безопасности и используемых муниципальными образованиями для перевозки пассажиров.
Основными плановыми мероприятиями на перспективу до 2022 (прогнозный период) года в данной сфере являются:
взаимодействие исполнительных органов государственной власти Томской области с муниципальными образованиями Томской области и ОГКУ "Томскавтодор" по вопросу развития паромных перевозок внутренним водным транспортом;
предоставление субсидии местным бюджетам на ремонт внутреннего водного транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории Томской области.
Дополнительным индикатором развития внутреннего водного транспорта Томской области к 2020 году является показатель "Перевезено пассажиров внутренним водным транспортом в границах муниципальных районов" - 104269 чел.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт в Томской области представлен одноколейной железнодорожной линией "Тайга - Томск - Асино - Белый Яр" (346 км), крупным железнодорожным мостом через р. Чулым, подъездными путями к предприятиям г. Томска, г. Северска, г. Асино, 21 железнодорожной станцией, грузовыми парками.
Железнодорожный транспорт в Томской области характеризуется низкой плотностью железнодорожной сети (72-е место среди 74 регионов Российской Федерации, имеющих железнодорожный транспорт, и 9-е место из 10 по Сибирскому федеральному округу) и малой протяженностью железнодорожных путей общего пользования (64-е место по Российской Федерации и 10-е место по Сибирскому федеральному округу).
Технологический уровень развития железнодорожных сетей Томской области значительно ниже средних российских показателей: доля двухпутных линий - 0% (в России - 43%), доля электрифицированных путей (от станции Тайга до станции Копылово) - 23,5% (в России - 50,1%). Отсутствие двухпутных линий затрудняет маневренность железнодорожного транспорта и уменьшает пропускную и провозную способность. С 1990 года ввод в действие производственных мощностей за счет нового строительства не производился.
Динамика
показателя в сфере железнодорожного транспорта
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Плотность железнодорожных путей общего пользования |
|||||
1. |
Российская Федерация |
км путей/10000 км2 территории |
50 |
50 |
50 |
50 |
2. |
Сибирский федеральный округ |
24 |
24 |
24 |
24 |
|
3. |
Томская область |
11 |
11 |
11 |
11 |
|
4. |
Кемеровская область |
176 |
176 |
176 |
176 |
|
5. |
Красноярский край |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
6. |
Новосибирская область |
85 |
85 |
85 |
85 |
Для улучшения качества транспортного обслуживания и обеспечения безопасности движения необходимо увеличение пропускной способности указанных участков пути.
По объему отправленных железнодорожным транспортом пассажиров Томская область занимает 63-е место по Российской Федерации, 9-е место по Сибирскому федеральному округу, опережая лишь Республику Хакасия. В рейтинге исследуемых субъектов Уральского, Сибирского, Дальневосточного регионов страны Томская область занимает 18-е место по объему отправленных пассажиров среди 27 регионов, объективно уступая регионам с высоким уровнем развития железнодорожного транспорта. За период 2000-2010 годов отправление пассажиров железнодорожным транспортом уменьшилось на 50%.
Основными плановыми мероприятиями на перспективу до 2022 (прогнозный период) года в данной сфере являются:
взаимодействие исполнительных органов государственной власти Томской области по вопросу регулирования тарифов на перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом;
согласование комплексных планов транспортного обслуживания населения с учетом целевых параметров развития транспорта в Российской Федерации в части пригородных железнодорожных перевозок.
Перспективы развития железнодорожного транспорта в Томской области определены в Стратегии развития транспортной системы Томской области в 2008-2025 годах, одобренной распоряжением Администрации Томской области от 12.12.2008 N 730/1-ра, а также в Концепции "ИНО Томск 2020".
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 20 февраля 2019 г. N 73а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.