Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению
Администрации Томской области
от 20.02.2019 N 73а
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Воздушный транспорт
В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, отмечено, что темпы развития гражданской авиации в России превышают международные показатели. Это подтверждается динамикой роста российского рынка международных и внутренних перевозок и связано с повышением конкурентоспособности воздушного транспорта по сравнению с железнодорожным на рынке дальних пассажирских перевозок, а также развитием процессов консолидации авиаперевозчиков. В 2010-2017 годах среднегодовой темп роста российского рынка пассажирских авиаперевозок составлял 11,5%.
Динамика
показателей цели и задачи подпрограммы государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1. |
Количество авиарейсов |
||||||||
|
Томская область |
ед. в год |
3697 |
3931 |
3945 |
4112 |
3618 |
4251 |
4415 |
|
Алтайский край |
ед. в год |
2187 |
2009 |
1798 |
2087 |
2136 |
2014 |
н/д |
|
Новосибирская область |
ед. в год |
17277 |
18535 |
20818 |
21374 |
22197 |
24510 |
25119 |
2. |
Количество направлений вылета |
||||||||
|
Томская область |
ед. |
15 |
16 |
19 |
25 |
20 |
19 |
22 |
|
Алтайский край |
ед. |
20 |
14 |
12 |
13 |
12 |
12 |
13 |
|
Новосибирская область |
ед. |
84 |
95 |
99 |
103 |
91 |
95 |
96 |
В последние годы в Томской области наблюдается тенденция к увеличению пассажиропотока на воздушном транспорте, связанная с открытием международного терминала в аэропорту г. Томска, что дало возможность выполнять международные рейсы. С 2013 года выполняются рейсы в Анталию, Бангкок, Пхукет, Нячанг, Барселону, Астану. С 2015 года рейсы в Барселону приостановлены. Дополнительно открыто новое направления на остров Хайнань. Основным направлением перевозки пассажиров остается Московское направление (76% от общего объема перевезенных пассажиров на внутренних авиалиниях приходится на московское направление) .
На территории Томской области действуют три аэропорта (в г. Томске, г. Стрежевом, п. Пионерном - вахтовый). В разряд посадочных площадок перешли 15 бывших местных аэропортов, в том числе таких крупных, как в г. Колпашево, г. Кедровый, с. Каргасок, с. Новый Васюган и с. Средний Васюган. С 2017 года произведен ряд структурных изменений. Запущены в эксплуатацию взлетно-посадочные площадки в с. Кагасок# и с. Новый Васюган.
При этом до настоящего времени имеется острая необходимость в транспортной доступности по всем северным районам Томской области.
Основные проблемы в сфере воздушного транспорта:
износ воздушного флота и отсутствие аэропортовой инфраструктуры;
низкая рентабельность внутриобластных авиаперевозок;
дефицит высококвалифицированных кадров.
Существующая потребность населения в транспортном сообщении между областными центрами Сибирского федерального округа не удовлетворяется в полном объеме по причине отсутствия эффективного и надежного авиасообщения с областными центрами регионов.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации" появилась возможность софинансирования межрегиональных маршрутов из федерального бюджета. В настоящее время реализуются мероприятия, направленные на достижение задачи 1 государственной программы "Рост транзитного потенциала территории" через открытие новых межрегиональных направлений на Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Тюмень.
На решение задачи 1 направлено мероприятие подпрограммы 1 "Субсидии на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим авиапассажирские перевозки на внутриобластных и региональных маршрутах".
В случае выделения дополнительного финансирования могут быть открыты или расширены направления на Улан-Удэ, Горно-Алтайск, Омск и другие направления.
В свою очередь организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Екатеринбург" позволила разгрузить московское направление, посредством которого в настоящее время осуществляется основная связь между регионами России. Кроме того, коммерческие и туристические туры из Екатеринбурга ориентированы на аэропорты городов России: Санкт-Петербург, Новосибирск, городов бывших союзных республик: Астана, Минск, Душанбе, Бишкек и многих зарубежных городов: Стамбул, Рим, Франкфурт-на-Майне, Пекин, Дубай, Прага и т. д. Сегодня Аэропорт Кольцово входит в пятерку российских лидеров пассажирских перевозок. Расписание рейсов здесь столь же обширно, как и во всех мировых мегаполисах, которые обслуживают авиаперелеты.
Организация авиаперевозок пассажиров по направлению "Томск - Иркутск" расширит возможности туристического бизнеса в Дальневосточном федеральном округе, а также в Сибирском федеральном округе (озеро Байкал).
Кроме того, учитывая, что в образовательных организациях высшего образования, расположенных в Томской области, обучаются тысячи студентов и молодых специалистов из разных областей России, стоит с уверенностью говорить о востребованности данных рейсов с возможностью в перспективе вывода их на самоокупаемость.
Улучшение транспортной доступности Томской области позволит развивать экономические, культурные и образовательные связи между регионами, а также расширит возможности туристического бизнеса.
С другой стороны, необходимо возрождение внутриобластных пассажирских авиаперевозок. Первоочередным стал маршрут Томск - Каргасок, открытие которого позволило увеличить пассажиропоток по местным авиалиниям, повысить транспортную доступность северных районов области, а также создать условия для развития муниципальной маршрутной сети.
Приоритетными целями социальной политики государства в отношении воздушного транспорта являются безопасность перевозок пассажиров, защита прав и интересов населения, повышение качества и комфортности обслуживания.
В целях возрождения внутриобластных перевозок воздушным транспортом необходимо восстановление аэропортовых комплексов в с. Каргасок, г. Колпашево, г. Стрежевой, так как Томская область практически полностью лишилась сети местных аэродромов в связи с сокращением внутриобластных воздушных перевозок и снижением платежеспособности граждан.
Продолжение указанной тенденции и ослабление региональной наземной авиатранспортной инфраструктуры могут привести к ухудшению социальной ситуации в районах, не обеспеченных альтернативными наземными видами транспорта, в первую очередь в зоне северных и удаленных территорий области.
Для решения данных проблем необходимо принять меры по реконструкции и ремонту взлетно-посадочных полос, строительству, реконструкции и ремонту зданий и сооружений аэропортов, приобретению специальной автотехники, внедрению современных технологий обслуживания, поддержанию эксплуатационной годности аэродромов и аэропортов, посадочных площадок для обеспечения их соответствия сертификационным требованиям, стандартам безопасности и потребностям рынка.
Дополнительными индикаторами развития транспорта Томской области к 2020 году являются:
количество авиарейсов - 4250 единиц в год;
количество направлений вылета - 25 единиц.
Автомобильный транспорт
Межмуниципальная маршрутная сеть на территории Томской области включает 42 автобусных маршрута, которые обеспечивают транспортную связь населения административных центров 15 муниципальных районов (городских округов Томской области) и более 50 сельских населенных пунктов Томского района с областным центром.
Услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения оказывают 13 перевозчиков на условиях договоров. Основным перевозчиком выступает АО "Томскавтотранс", обслуживающее 64% маршрутов, которые преимущественно являются убыточными, но необходимыми. Изношенность автобусного парка АО "Томскавтотранс" составляет 35%, а в целом по области с учетом других перевозчиков - порядка 75%. Доля автобусов межмуниципального значения со сроком эксплуатации до 5 - 7 лет составляет порядка 25%. Имеющийся автобусный парк не отвечает современным техническим требованиям по безопасности и комфортабельности.
Динамика
показателя цели подпрограммы государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования |
|||||
1. |
Российская Федерация |
млн. чел. |
11554,3 |
11522,9 |
11295,8 |
11184,4 |
2. |
Томская область |
млн. чел. |
94,3 |
101,3 |
106,4 |
69,7 |
3. |
Новосибирская область |
млн. чел. |
115,0 |
176,4 |
188,4 |
199,9 |
4. |
Алтайский край |
млн. чел. |
168,0 |
169,9 |
174,9 |
171,3 |
5. |
Кемеровская область |
млн. чел. |
329,6 |
315,0 |
291,2 |
274,5 |
6. |
Красноярский край |
млн. чел. |
260,8 |
247,1 |
232,2 |
223,3 |
7. |
Республика Тыва |
млн. чел. |
27,4 |
27,9 |
27,2 |
28,3 |
8. |
Республика Хакасия |
млн. чел. |
47,3 |
40,0 |
37,9 |
35,9 |
9. |
Иркутская область |
млн. чел. |
158,2 |
147,7 |
153,4 |
159,6 |
10. |
Забайкальский край |
млн. чел. |
55,8 |
50,9 |
73,2 |
62,6 |
Основные проблемы в сфере автомобильного транспорта:
неполное возмещение расходов перевозчиков за перевозку отдельных льготных категорий граждан и неограниченное количество их поездок;
отсутствие обязанности Томской области ежегодно пересматривать стоимость единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) и тарифов на перевозку граждан и багажа;
снижение пассажиропотока на общественном транспорте;
убыточность межмуниципальных маршрутов в связи с пассажиропотоком ниже расчетного;
высокий износ автобусного парка;
увеличение количества нелегальных перевозчиков и фактов сокрытия доходов;
дефицит высококвалифицированных водителей и низкий престиж профессии водителя.
Снижение пассажиропотока в Томской области обусловлено увеличением количества частного транспорта и миграцией населения из муниципальных районов и городских округов в областной центр.
Необходимость организации регулярных пассажирских перевозок по ряду маршрутов продиктована потребностью доступности для населения мест массового тяготения (объектов здравоохранения и образования, мест работы, культурно-бытовых объектов, а в летний период - садовых участков).
Подавляющее количество маршрутов пригородного и междугородного сообщения (82%) имеют социальную значимость - на них отдельным льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством предоставляется льготный проезд по ЕСПБ либо по социальному проездному талону. Необходимо отметить, что наблюдается тенденция к росту количества пассажиров, пользующихся льготным проездом. Так, по данным томского автовокзала, за 2018 год на всех пригородных маршрутах прирост перевезенных граждан льготной категории составил 8,0% к аналогичному периоду 2017 года. При этом общий пассажиропоток остался в тех же параметрах.
Сокращение в общем объеме перевозок доли пассажиров, перевозимых за полную плату, приводят к наращиванию убытков перевозчиков и последующему прекращению их деятельности.
В сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом в настоящее время наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров, вызванная низким уровнем средней заработной платы, прежде всего, водителей. Низкая рентабельность, а порой ее полное отсутствие не позволяют обновлять автобусный парк и повышать размер заработной платы водителей, что негативно влияет на качество предоставляемых услуг и ставит под угрозу безопасность пассажирских перевозок.
Вышеперечисленные проблемы актуальны и для других субъектов Российской Федерации, которые многие годы практикуют финансовую поддержку перевозчиков.
Дополнительным индикатором развития транспорта Томской области к 2020 году является показатель задачи 1 государственной программы "Перевезено пассажиров транспортом общего пользования" - 84,0 млн. чел.
Водный транспорт
Внутренние водные пути являются собственностью Российской Федерации, а перевозочная деятельность на внутреннем водном транспорте регулируется федеральным законодательством. Тариф на перевозки внутренним водным транспортом не регулируется.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2003 N 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте", участие органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления в организации перевозок пассажиров и багажа не предусмотрено.
По экспертным оценкам, к 2020 году должно быть выведено из эксплуатации более 80% судов в связи с их полным износом. Финансовой возможности для строительства нового флота у перевозчиков нет. Альтернативой строительству новых судов могут быть модернизация и обновление судов, находящихся в эксплуатации.
Финансирование дноуглубительных работ осуществляется в пределах 70% от нормативной потребности, что ведет к ежегодному сокращению путевых работ. Федерал
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Администрации Томской области от 20 февраля 2019 г. N 73а "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.