На основании Государственной программы Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014 - 2020 годы", в целях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", с целью выявления и сопровождения талантливых, одаренных детей, организации создания интегрированной образовательной системы, насыщенной обновленными образовательными программами:
1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области на 2019 - 2021 годы;
Концепцию создания и развития Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области на 2019 - 2021 годы.
2. Определить:
1) Государственное управление образования Псковской области уполномоченным органом по реализации Комплекса мер по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области на 2019 - 2021 годы - региональным координатором;
2) государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Псковской области "Псковский областной центр одаренных детей и юношества" ответственным за функционирование Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" - региональным оператором.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области В.В. Емельянову.
И.п. Губернатора области |
В.В. Емельянова |
Утвержден
распоряжением
Администрации области
от 29.10.2018 N 480-р
Комплекс мер
по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области на 2019 - 2021 годы
В Псковской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" планируется создание Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" (далее также - Центр).
1. Расчет затрат Псковской области на реализацию Комплекса мер по созданию Центра выявления и поддержки одаренных детей в Псковской области на 2019 - 2021 годы.
На реализацию Комплекса мер по созданию Центра выявления и поддержки одаренных детей в Псковской области на 2019 - 2021 годы предусмотрено софинансирование расходного обязательства Псковской области в размере 88 790 000 рублей (из областного бюджета - 71 032 000 рублей, - из внебюджетных источников - 17 758 000 рублей), в том числе:
в 2019 году - 30 469 000 рублей;
в 2020 году - 28 512 000 рублей;
в 2021 году - 29 809 000 рублей.
2. Подписание соглашения с фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в субъекте Российской Федерации, включая создание регионального Центра выявления и поддержки одаренных детей в Псковской области.
3. Создание рабочей группы по сопровождению и развитию способностей и талантов детей в Псковской области под руководством заместителя Губернатора области.
4. Создание попечительского и экспертного советов Центра и утверждение их составов.
5. Утверждение ключевых направлений работы Центра в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.
6. Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ и мероприятий, проводимых и координируемых Центром.
7. Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра.
8. Организация повышения квалификации управленческих кадров и педагогических работников, приглашенных на работу в Центр, в том числе на площадках ведущих федеральных организаций, работающих с одаренными детьми.
Утверждена
распоряжением
Администрации области
от 29.10.2018 N 480-р
Концепция
создания и развития Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области на 2019 - 2021 годы
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в рамках национального проекта "Образование", в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
Проблематика
Псковская область является одним из дотационных субъектов Российской Федерации, имеет неблагополучную демографическую ситуацию, занимает одно из первых в Российской Федерации мест по уровню смертности и находится в шестом десятке регионов в российском рейтинге качества жизни. В Псковской области нет наукоемких высокотехнологичных производств, передовых научных центров. Это приводит к значительному оттоку талантливой молодежи в Москву и Санкт-Петербург, а также другие регионы для обучения и трудоустройства.
Проблема системы образования Псковской области заключается в трудности реализации модели развития Псковской области, которая включала бы в себя качественное общее образование, среднее и высшее образование, привлекательные бизнес-перспективы для молодых специалистов. Создание интегрированной образовательной системы позволило бы сделать Псковскую область привлекательной для молодых людей, способных реализовать свои научные, инженерные, творческие, спортивные амбиции, не выезжая из Псковской области, привлекло бы инвестиции, изменило бы демографическую ситуацию, способствовало экономическому росту и процветанию Псковской области. Для этого необходимо на ранних стадиях выявлять и сопровождать самых талантливых, способных, одаренных детей в разных сферах, что возможно реализовать при условии создания в Псковской области Центра выявления и поддержки одаренных детей.
Следует отметить существующие риски, с которыми связана деятельность региональной образовательной системы в работе с одаренными детьми и молодежью, решение которых существующими средствами затруднительно или невозможно:
в Псковской области отсутствует единая структура выявления и поддержки одаренных детей, объединяющая ресурсы организаций, осуществляющих подготовку школьников в высокорейтинговых конкурсах по направлениям науки, культуры и спорта и, как следствие, нет единой системы выявления и сопровождения одаренных детей; нет регионального банка данных об одаренных, высокомотивированных детях, победителях и призерах олимпиад, выставок, конкурсов, соревнований и иных мероприятий;
общеобразовательные организации Псковской области имеют иные целевые установки в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, не нацелены на подготовку школьников к участию в высокорейтинговых мероприятиях в силу недостаточной материально-технической базы, нехватки кадровых и финансовых ресурсов;
отмечается невысокая эффективность деятельности образовательных организаций (под эффективностью понимается отношение результатов деятельности к потребностям ребенка, общества, экономики), школьники Псковской области показывают низкие результаты при участии в высокорейтинговых всероссийских творческих мероприятиях, а также в мероприятиях интеллектуальной, спортивной направленности;
в условиях отсутствия единой структуры выявления и поддержки одаренных детей затруднительно оказывать эффективную консультативную, психолого-педагогическую помощь детям и родителям в вопросах развития одаренности, сопровождать одаренных детей, проводить диагностическую работу;
отмечается сложность в организации учебной, методической, воспитательной работы педагогов с одаренными, талантливыми детьми и молодежью, не развито тьюторство и наставничество проектов как форм педагогического взаимодействия, нет мотивационной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми и молодежью; разработке образовательных программ и методического обеспечения по работе с одаренными детьми;
отмечается недостаточно эффективная совместная деятельность с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, ведущими свою деятельность в Псковской области, по реализации совместных образовательных программ, сопровождению и дальнейшему развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи;
отсутствие консолидированного источника финансирования и административно-централизованной системы по контролю за распределением и расходованием средств приводит к неэффективному использованию финансовых средств, материально-технических и информационных ресурсов (помещений, техники, оборудования, контента);
отмечается острая нехватка финансовых средств для реализации программ по работе с одаренными детьми в направлениях "Наука", "Культура" и "Спорт", участия школьников, проявивших выдающиеся способности, в региональных и федеральных высокорейтинговых конкурсных мероприятиях;
в последнее время остро обозначилась проблема конкуренции на рынке образовательных услуг с частными организациями, реализующими образовательные программы по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования детей государственно-частного партнерства.
Это приводит к:
снижению эффективности сопровождения одаренных детей в региональной системе образования;
неэффективному расходованию средств областного и местных бюджетов без учета необходимости достижения единой цели и решения общих задач;
увеличению сроков и затрат на решение выявленных вызовов, проблем, задач, поставленных перед региональной системой образования;
невозможности обеспечения системности и комплексности решения проблем.
Предполагаемые результаты
Создание в Псковской области в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" (далее также - Центр) предполагает определение структур, обеспечивающих деятельность Центра.
Региональный координатор - Государственное управление образования Псковской области.
Ведомственный проектный офис будет создан в структуре Государственного управления образования Псковской области.
Региональный оператор - государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Псковской области "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" (далее - ГБУДОПО "ПОЦРОДиЮ").
Модель Центра - выделенное структурное подразделение ГБУДОПО "ПОЦРОДиЮ" и распределенная модель, привлекающая к совместной реализации целей Центра образовательные организации Псковской области. Функционирование будет осуществляться с привлечением ресурсов образовательных организаций спорта и культуры на основе договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме.
Миссия Центра: развитие и успех каждого молодого псковича - условие процветания Псковской области.
Цель: выявление и сопровождение талантливых, одаренных детей; организация создания интегрированной образовательной системы, насыщенной обновленными образовательными программами, соответствующими современному научно-технологическому запросу и погружающими детей в образовательные ситуации посредством решения задач, актуальных для науки, искусства, спорта, бизнеса, общества в целом. Это позволит сделать Псковскую область привлекательной для молодых людей, способных реализовать свои научные, инженерные, творческие, спортивные амбиции, не выезжая из области.
Задачи Центра:
1. Консолидация научно-образовательных, финансовых, воспитательных ресурсов Псковской области.
2. Содействие формированию образовательной политики Псковской области в соответствии с научно-технологическими вызовами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
3. Создание системы работы с одаренными детьми, организация многоуровневого выявления, отбора сопровождения талантливых, детей в Псковской области по направлениям "Наука", "Искусство", "Спорт", в том числе программ постсопровождения.
4. Разработка, проектирование, отбор эффективных образовательных программ для реализации интенсивных профильных краткосрочных смен, дополнительных общеразвивающих программ, программ дистанционного, очно-заочного обучения, сетевых программ, программ смешанного обучения, программ сопровождения детей, прошедших обучение в Образовательном центре "Сириус".
5. Формирование устойчивой мотивации обучающихся к дальнейшей учебе, осуществлению осознанного профессионально-образовательного выбора.
6. Объединение на одной образовательной площадке детей, прошедших конкурсный отбор, выдающихся преподавателей, специалистов ведущих компаний, тренеров, заслуженных деятелей искусств.
7. Создание единого образовательного пространства, обладающего высоким воспитывающим потенциалом, современной ресурсной базой для осуществления образовательной, исследовательской, проектной и других видов деятельности.
8. Создание эффективного контента, обеспечивающего образовательную и воспитательную деятельность, электронную образовательную среду.
9. Организация комфортной доступной среды жизнедеятельности, ориентированной на здоровьесбережение всех участников, создание ситуации успеха.
10. Формирование списка региональных и федеральных высокорейтинговых конкурсных мероприятий по выявлению одаренных детей и молодежи с приоритетным финансированием участия школьников в этих мероприятиях.
Структура Центра.
Ядро Центра составляет блок "Наука" - базовая организация ГБУДОПО "ПОЦРОДиЮ"; блоки "Культура" и "Спорт" - привлеченные организации.
Главная идея деятельности Центра заключается в создании образовательной среды, которая должна быть открытой, деятельностной и свободной. Создание такой среды возможно на основе педагогического дизайна, который можно рассматривать как деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов.
Педагогический дизайн Центра включает в себя организацию образовательных пространств: индивидуальное образование, научно-исследовательская и проектная деятельность, социальные практики.
Индивидуальное образование - самостоятельный выбор учащимися образовательного будущего, образовательного профиля, приобретение исследовательских компетенций, проектных навыков, реализация индивидуальной проблемно-познавательной программы.
Основу для научных исследований составят исследовательские лаборатории:
естественнонаучный профиль: химическая, биологическая, экологическая лаборатории, лаборатория биохакинга, STA-студия;
физико-математический, информационно-математический профили: лаборатория возобновляемых источников энергии, физическая, астрономическая, ГИА-лаборатории, лаборатория инженерной технологии, лаборатория нанотехнологий, лаборатория схемотехники и электроники (комплекс мастерских "прототипирование");
социально-гуманитарный профиль: лаборатории историко-краеведческого проектирования туристических маршрутов, межкультурных коммуникаций.
Пространство социальных практик предполагает осуществление выбора учащимися своей социальной роли в процессе реализации индивидуальной проблемно-познавательной программы, организация деятельности клубов по интересам, кружковой работы: клуб юного дизайнера, клуб "Первая помощь", клуб начинающего журналиста.
Организация деятельности Центра предполагает модульную систему.
Модули деятельности Центра:
Модуль 1. Конкурсный отбор на профильную образовательную программу.
Цель: для выявления одаренных детей необходимо выстраивать систему мероприятий, в которой примут участие максимальное количество школьников Псковской области.
Мероприятия: организация и проведение региональных конкурсных отборочных мероприятий, дистанционного предпрофильного обучения.
Модуль 2. Профильная образовательная программа.
Цель: максимально эффективное использование возможностей созданной образовательной среды, технических, кадровых ресурсов; создание единого образовательного пространства, обладающего высоким воспитывающим потенциалом, а также постсопровождение, позволяющее продолжить развитие в рамках профиля после окончания очной программы.
Мероприятия: реализация очных, очно-заочных, краткосрочных интенсивных образовательных программ, курсов, сессий, смен, в том числе проектных, практики на предприятиях индустриальных партнеров; организация работы кампуса, обеспечение проживания, быта, безопасности детей.
Модуль 3. Дополнительные развивающие программы.
Цель: расширение возможностей для проявления талантов и способностей школьников; создание комфортной образовательной среды, ориентированной на реализацию индивидуальных проблемно-познавательных программ.
Мероприятия: клубная, кружковая работа, познавательнее и обучающие экскурсии.
Модуль 4. Ресурсная база.
Цель: создание достаточной ресурсной базы для осуществления образовательной, исследовательской, проектной и других видов деятельности, обусловленных программами.
Мероприятия: организация работы профильных лабораторий, организация стажировок школьников в лабораториях опорного вуза, развитие партнерских связей с предприятиями-индустриальными партнерами.
Модуль 5. Электронная образовательная среда.
Цель: организация контента, обеспечивающего дистанционное обучение, сетевое взаимодействие, он-лайн обучение, регионального информационного ресурса педагогического опыта по работе с талантливыми и одаренными детьми, ведение реестра одаренных детей и молодежи Псковской области.
Модуль 6. Кадровое обеспечение.
Цель: организация деятельности педагогического, экспертного сообщества, обеспечивающего создание и развитие программ Центра.
Мероприятия: проведение конкурсного отбора образовательных профильных, дополнительных программ; мониторинг деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых детей; обобщение опыта работы с талантливыми детьми в образовательных организациях области.
Создание Центра с учетом опыта деятельности Образовательного фонда "Талант и успех", опираясь на опыт, который накоплен системой образования Псковской области, предполагает создание модели образования детей в Псковской области в направлениях "Наука", "Культура" и "Спорт", позволяет предполагать следующие результаты:
1. Создание Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" с учетом опыта деятельности Образовательного фонда "Талант и успех", опыта Образовательного центра "Сириус", оснащенного высокотехнологичным оборудованием, объединяющего ресурсы организаций, осуществляющих подготовку школьников для участия в высокорейтинговых конкурсах по направлениям "Наука" "Культура" и "Спорт".
2. Участие Центра в формировании образовательной политики Псковской области в области развития таланта в соответствии с приоритетами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
3. Организована совместная деятельность с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, ведущими свою деятельность в Псковской области по реализации совместных образовательных программ, сопровождению и дальнейшему развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, организации стажировок, практик для них, а также содействию в их трудоустройстве после получения профессионального образования.
4. Создано научно-методическое обеспечение для работы с одаренными детьми. Разработаны, на конкурсной основе отобраны и реализуются образовательные программы для одаренных детей. Партнер - ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет".
5. Функционирует модель непрерывного повышения квалификации педагогических и управленческих кадров для работы с проявившими выдающиеся способности и высокомотивированными детьми и молодежью. Партнер - ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования".
6. Создан и наполнен региональный банк данных об одаренных, высокомотивированных детях, победителях и призерах олимпиад, выставок, конкурсов, соревнований и иных мероприятий.
7. Центр консолидирует научно-образовательные, финансовые и воспитательные ресурсы Псковской области, необходимые для создания и реализации очных и очно-заочных образовательных программ, ориентированных на одаренных детей и молодежь, проведения конкурса образовательных программ, а также программ их последующего сопровождения.
8. Проводится анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, включая сбор информации о победителях и призерах олимпиад, конкурсов и иных мероприятий, чьи достижения включены в государственный информационный реестр о детях, проявивших выдающиеся способности, получателях грантов Президента Российской Федерации, порядок предоставления которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2015 г. N 607 "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности", на территории Псковской области.
9. Создана база информационных ресурсов для проявивших выдающиеся способности и высокомотивированных детей, а также работающих с ними педагогов.
10. Разработана и внедрена модель функционирования Центра с участием общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций, обеспечивающая расширение спектра и охвата детей инновационными дополнительными общеобразовательными программами по направлениям "Наука", "Культура", "Спорт" (в том числе в сетевой форме), соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи.
11. Создана единая система выявления и сопровождения одаренных детей.
12. Школьники Псковской области при участии в высокорейтинговых всероссийских мероприятиях интеллектуальной, спортивной культурной направленностей показывают высокие результаты.
13. Центр координирует работу в Псковской области по выявлению и организации индивидуального сопровождения одаренных детей и молодежи, чьи достижения попали в региональный и федеральный реестр одаренных детей, создает условия для существенного расширения реестра достижений одаренных детей и молодежи за счет новых конкурсно-образовательных мероприятий и значимых достижений детей.
14. Центр координирует деятельность по выявлению и сопровождению одаренных детей на уровне муниципальных образований, организует создание единой среды со всеми участниками в сетевой форме, осуществляет повышение профмастерства специалистов, работающих с одаренными детьми в муниципальных образованиях.
15. Разработана и внедрена модель сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования детей, организаций среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций.
16. Создана образовательная среда, обеспечивающая доступность дополнительного образования обучающимся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
17. На базе Центра в 2019 - 2021 гг. обучены по дополнительным общеобразовательным программам по направлениям "Наука", "Культура", "Спорт" не менее 2520 обучающихся. Проведено не менее 35 профильных смен.
Комплексная работа всех организаций образования, культуры, спорта позволит создать современную образовательную среду для школьников, интегрирующую урочную и внеурочную работу, сетевое взаимодействие организаций дополнительного образования детей, организаций среднего профессионального и высшего образования, предприятий реального сектора экономики, учреждений культуры, спорта, негосударственных образовательных организаций. Это будет способствовать созданию интегрированной образовательной системы, позволяющей сделать Псковскую область привлекательной для молодых людей, которые смогут отвечать научно-технологическими вызовами Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, способных реализовать свои научные, инженерные, творческие, спортивные амбиции, не выезжая из Псковской области.
Дорожная карта по созданию инфраструктуры Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области в 2019 году представлена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Дорожная карта по организации работы Центра на 2019 год представлена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Таблица индикаторов достижения результатов реализации мероприятий по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области представлена в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Данные по региональной сети работы с одаренными детьми, их количеству, кадровому составу Центра
Координацию региональной системы работы с одаренными детьми осуществляют органы исполнительной власти: Государственное управление образования Псковской области, Государственный комитет Псковской области по культуре, Государственный комитет Псковской области по физической культуре и спорту, органы местного самоуправления муниципальных районов, государственные и муниципальные образовательные учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
В Псковской области обучается 65 906 школьников. Большая часть образовательных организаций расположена в сельской местности. В 34 образовательных учреждениях - гимназиях, лицеях и средних общеобразовательных школах осуществляется профильное обучение по 29 профилям.
Организаций дополнительного образования - 80 (в том числе в сфере культуры - 27, в сфере спорта - 13), 15 организаций среднего профессионального образования, 3 вуза (8 филиалов). Различные образовательные программы, проекты и модели работы с одаренными детьми и молодежью реализуются в детских школах искусств, которые охватывают 15% детей в области.
Функционирует опорный региональный вуз - Псковский государственный университет.
Основные направления работы с одаренными детьми и молодежью реализуют образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения дополнительного образования детей, учреждения среднего профессионального и высшего образования.
Образовательная деятельность осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучного, физкультурно-спортивного, художественного, туристско-краеведческого, социально-педагогического видов. Финансируются муниципальные образовательные организации из местных бюджетов. В Псковской области ежегодно проводится около 2 400 мероприятий по дополнительным общеобразовательным программам. Ежегодный охват обучающихся - более 46 000 человек, что составляет 70% от всего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях Псковской области.
Структурами, обеспечивающими работу с одаренными детьми на региональном уровне, являются учреждения дополнительного образования:
ГБУДОПО "ПОЦРОДиЮ" выявляет одаренных детей, реализует образовательные программы интеллектуальной направленности и осуществляет организацию учебной деятельности 11 предметных отделений дополнительного образования для одаренных школьников и областной Школы олимпиадников, используя индивидуальный подход, поддержку и оказание методической помощи талантливым детям и их педагогам для эффективной реализации способностей при участии в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях интеллектуальной направленности, координирует исследовательскую и проектную деятельность учащихся области. В ГБУДОПО "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" обучается более 400 школьников 5 - 11 классов по образовательным маршрутам разного уровня сложности.
ГБУДОПО "Дом детства и юношества "Радуга" реализует дополнительные общеобразовательные программы по художественному, техническому, эколого-биологическому, социально-педагогическому направлению, проводит методическую работу, направленную на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников; организует и проводит массовые мероприятия. В объединениях и научных обществах ГБУДОПО "Дом детства и юношества "Радуга" дополнительное образование получают более 500 обучающихся.
ГАОУДО Детский образовательно-оздоровительный физкультурный центр "Дельфин" реализует программы дополнительного образования детей физкультурно-оздоровительной направленности, организует и проводит физкультурно-спортивные мероприятия, выявляет и развивает способности обучающихся.
Региональным методическим и организационно-координационным центром по работе с одаренными детьми в образовательной сфере культуры и искусства является ГБПОУ "Псковский областной колледж искусств имени Н.А. Римского-Корсакова" и его структурное подразделение - отделение дополнительного образования. При ГБПОУ "Псковский областной колледж искусств имени Н.А. Римского-Корсакова" действует очно-заочная областная музыкальная школа для одаренных детей "Камертон", в которой обучаются 50 наиболее одаренных и профессионально ориентированных учащихся музыкальных отделений детских школ искусств области.
С одаренными детьми активно работает ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" (далее - ПсковГУ). ПсковГУ реализует программу "Компетенции инженера XXI века". Для обучающихся 8 - 11 классов реализуется проект "Инженерная лаборатория школьника", направленный на разработку и решение изобретательских задач, инженерно-технических проектов по робототехнике, электротехнике, программированию микроконтроллеров. Ежегодно проводится "Инженерная неделя в ПсковГУ", на которой презентуются результаты инженерных проектов. В 10 образовательных учреждениях области работают университетские классы. Обучение ведется по 11 профилям. ПсковГУ предоставляет свою базу, лаборатории и преподавателей для организации работы с одаренными школьниками, проведения мероприятий интеллектуальной направленности.
ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" принимает участие в мероприятиях для одаренных школьников, проводит курсы повышения квалификации педагогических работников работающих с одаренными детьми, имеет большой опыт экспертизы образовательных программ, обобщения и распространения инновационного педагогического опыта.
В Псковской области несколько лет успешно реализуют инновационные развивающие направления для детей частные организации: Центр науки и спорта, Центр дополнительного образования "АйТиЛён" (с 2016 года является STEM-центром под эгидой Фестиваля науки), детский познавательный центр "Эврика", досуговый научно-технический центр "Юный техник", "Кванториум" (в рамках государственно-частного партнерства). Сотрудничество Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" с данными организациями позволит получить синергетический эффект.
В 2017 году в г. Пскове в Центре науки и спорта открыт Интерактивный музей науки. Основная миссия музея - заинтересовать детей и подростков естественными науками, мотивировать к исследовательской деятельности.
Активно работают с одаренными детьми ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека", ГБУК "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник", МБУ ДО "Центр детского технического творчества" г. Великие Луки, МБОУ "Псковская инженерно-лингвистическая гимназия", на базе которого в 2017 году открыт школьный технопарк, реализуются инженерные проекты и ряд образовательных мероприятий технической направленности.
В 2017 - 2018 учебном году проведено 1090 мероприятий, направленных на работу с одаренными детьми: в форме тренингов - 50, игровых образовательных модулей - 60, выездных интенсивных школ - 20, практик тьюторства, наставничества - 41, образовательных экскурсий - 900, проектных школ - 4, исследовательских школ - 15.
В Псковской области проводятся летние профильные смены по различным направлениям дополнительного образования - более 100 областных творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад, конференций, выставок, спортивных соревнований, обеспечивающих выявление и сопровождение одаренных детей, в которых ежегодно принимают участие более 10 000 школьников.
Победителями международных и всероссийских интеллектуальных, творческих, спортивных состязаний в 2017 - 2018 учебном году стали 69 школьников.
Кадровый состав Центра
В Центре должны работать высококвалифицированные педагогические работники и специалисты, способные осуществлять инновационную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами Центра по соответствующим направлениям.
Непосредственное руководство Центром осуществляет директор (руководитель). Работу по планированию, координации и контролю деятельности Центра в рамках модулей осуществляет заместитель директора (руководителя).
Основной персонал Центра - специалисты, соответствующие категориям, указанным в штатном расписании.
Учебно-методическая служба: специалист по организации интенсивных программ, специалист по организации программ дополнительного образования, специалист по сопровождению онлайн-обучения, методисты по направлениям деятельности Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (математика, информатика, физика, химия, биология, проектная деятельность), педагоги по направлениям деятельности Центра.
Психолого-педагогическая служба: психолог.
Организационно-координационная служба и служба информационного продвижения: специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий, специалист по работе с партнерами, специалист по связям с общественностью и работе со СМИ.
Служба технической поддержки: специалист по работе с электронной базой данных одаренных детей, специалист технической поддержки.
Отбор педагогов для работы в Центре будет проводиться по итогам конкурса образовательных программ, разработанных и представленных педагогами-соискателями.
Привлечение методистов и педагогов будет осуществляться на основе договоров гражданско-правового характера или работы по совместительству.
К работе в Центре будут привлекаться успешные педагоги, подготовившие победителей и призеров региональных, федеральных высокорейтинговых мероприятий для одаренных детей и талантливой молодежи. Также к работе с одаренными детьми будут привлечены педагоги, подготовившие победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников.
Преимуществом при отборе преподавателей будет являться прохождение курсов повышение квалификации или переподготовки в Образовательном центре "Сириус".
Основные компетенции, которыми должны обладать педагоги Центра:
общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
профессионально значимые личностные качества: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту.
Штатное расписание представлено в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Информация о повышении квалификации педагогических работников, специалистов и руководящего состава Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега"
В 2017 - 2018 учебном году профессиональную квалификацию в различной форме повысили все педагогические работники ГБУДОПО "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества". Один человек прошел курсы по программе профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Образовательном центре "Сириус"
Общая курсовая подготовка сотрудников ГБУДОПО "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" в 2017 - 2018 учебном году составила 1230 часов, из них: курсы переподготовки - 504 часа, вебинары - 106 часов, дистанционные курсы - 718 часов, очные курсы - 390 часов, семинары - 16 часов.
Повышение квалификации было освоено по следующим темам:
Требования к организации школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников.
Программа профессиональной переподготовки педагогических и управленческих кадров для реализации программ выявления и поддержки одаренных детей и молодежи в Образовательном центре "Сириус".
Использование электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ.
Психология, педагогика и методика в основной и старшей школе.
Управление проектной работой, профессиональной ориентацией и образовательной траекторией школьников и школьных команд.
Профориентация в современной школе.
Система оценки качества образования: современные вызовы и лучшие практики.
Тьюторство в системе дистанционного сопровождения.
Исследовательская и проектная деятельности учащихся как форма организации работы с одаренными детьми.
2. Опыт Псковской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области работы с одаренными детьми
Государственная программа Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики на 2014 - 2020 годы" ставит перед собой задачи, отраженные в проекте по созданию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега".
В соответствии с планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 729-р, приказом Государственного управления образования Псковской области от 19 ноября 2015 г. N 1512 утвержден региональный план мероприятий, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники, на 2016 - 2020 годы.
Система образования Псковской области имеет опыт выполнения масштабных общероссийских программ и проектов по различным направлениям. В сфере модернизации образования в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы в Псковской области были реализованы следующие проекты:
"Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (срок реализации проекта - 2011 - 2013 годы).
В проекте принимали участие 1 585 педагогов из 11 субъектах Российской Федерации. Объем средств федеральной субсидии на 2011 - 2013 годы - 22,300 млн. рублей, средства областного бюджета - 10,114 млн. рублей;
"Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации" (срок реализации проекта - 2016 год).
В проекте принимали участие 450 педагогов из Псковской области и 505 педагогов из Карачаево-Черкесской Республики. Объем средств федеральной субсидии - 4,003 млн. рублей. Средства областного бюджета - 1,775 млн. рублей;
"Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" (срок реализации проекта - 2011 год);
"Реализация сетевой модели повышения квалификации работников образования" с целью внедрения в массовую школьную практику инновационного опыта лучших образовательных учреждений - сетевых центров повышения квалификации (срок реализации проекта - 2011 - 2013 годы);
"Создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам" (срок реализации проекта - 2012 - 2014 годы).
Повышению престижа программ профессионального образования, востребованных региональным рынком труда, способствует проведение областных конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций с участием работодателей в формате WorldSkills, а также участие в 2017 году в межрегиональных и федеральном чемпионате профессионального мастерства в формате WorldSkills.
В ГБУПОПО "Псковский агротехнический колледж" создан ресурсный центр по подготовке кадров для агропромышленного комплекса Псковской области.
ПсковГУ совместно с ГБУПО "Региональный центр информационных технологий" и ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" в рамках программы стратегического развития в 2012 году реализовал пилотный проект "Формирование слоев научно-популярного и энциклопедического контента по истории Псковской области в системе дополненной реальности, интегрированной с порталом ПсковГУ". Проект получил развитие с участием управления информационных технологий ПсковГУ, был создан собственный конструктор слоев дополненной реальности.
С участием специалистов ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" реализован международный проект "Пушкиногорье-2015", в 2016 году проведен мастер-класс для педагогов Российской Федерации и стран СНГ по созданию слоев дополненной реальности.
ГБУПО "Региональный центр информационных технологий" совместно с ГБОУ ДПО "Псковский областной институт повышения квалификации работников образования" ежегодно проводит два масштабных мероприятия: кубок Псковской области по программированию среди школьников и региональный турнир по робототехнике РобоStar. Эти мероприятия проводятся с дистанционной обучающей и консультационной частью. Планируется расширить направления этих мероприятий в соответствии с направлениями деятельности детского технопарка "Кванториум", созданного в г. Пскове в 2018 году.
Центр науки и спорта "Без предела" - современное образовательное пространство, в котором реализуются дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной, технической направленности. Указанный центр оснащен современным оборудованием, работает по инновационным методикам с детьми от 3 до 18 лет, обладает хорошим научно-методическим потенциалом и сотрудничает с образовательными организациями Псковской области и других субъектов Российской Федерации.
Малое инновационное предприятие при ПсковГУ - ООО "Центр СОТА" имеет опыт реализации проектов "Доступная информационная среда для людей с ограничениями по здоровью", "Развитие региональной информационной системы "Открытая школа" для обеспечения учета обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам" (заказчик - Государственное управление образования Псковской области, 2016 г.); выполнения работ по созданию и вводу в эксплуатацию программно-аппаратного комплекса обеспечения видеонаблюдения при проведении государственной итоговой аттестации в Псковской области (заказчик - Государственное управление образования Псковской области, 2014 г.); разработки модели и технологии независимой оценки качества общего образования в рамках подготовки, проведения и анализа результатов государственной итоговой аттестации в 9 классе (заказчик - Государственное управление образования Псковской области, 2012 г.).
Общество с ограниченной ответственностью "Интегрированные компьютерные системы" - инновационная региональная компания, работающая над созданием и применением современной технологии быстрой разработки корпоративных и государственных информационных систем. Указанная компания имеет опыт реализации более 50 проектов, выполненных по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, ряда субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных учреждений и организаций: "Разработка опытного образца программной платформы для быстрой разработки и сопровождения корпоративных информационных систем" (заказчик - федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", срок реализации - 2015 - 2016 гг.); создание единой информационной системы управления передовыми образовательными практиками и профессиональным развитием педагогических работников общеобразовательных организаций в Московской области (заказчик - Министерство образования Московской области, срок реализации - 2016 г.); разработка информационно-образовательного портала "Мой Океан" по заказу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Океан" (срок реализации - 2016 г.).
3. Описание площадки (площадок) Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади, техническое состояние здания, необходимость капитального (косметического) ремонта, информация о собственнике, сроки ввода в эксплуатацию (для строящихся), территориальная доступность для населения)
Ядром Центра будет являться площадка естественнонаучной направленности, занимает 1 этаж трехэтажного здания ГБПОУ ПО "Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса". Площадь - 1173 кв. м.
Предполагаемые функциональные зоны:
Коворкинг - на 30 рабочих мест.
Лекторий - на 60 человек.
Зона для проектной деятельности - 50 кв. м.
Лаборатории естественно-научного профиля:
биологическая, экологическая, STA-студия - 60 рабочих мест;
биохакинга, химическая - 60 рабочих мест.
Лаборатории физико-математического профиля:
физическая, астрономическая, возобновляемых источников энергии - 60 рабочих мест;
инженерной технологии, нанотехнологий, схемотехники и электроники - 60 рабочих мест.
Лаборатории социально-гуманитарного профиля:
историко-краеведческое проектирование туристических маршрутов, межкультурных коммуникаций - 30 рабочих мест.
2 Компьютерных класса - 50 рабочих мест (суммарно).
8 кабинетов для аудиторных занятий - 400 рабочих мест (суммарно)
Серверная - 3 кв. м.
Медиатека - 30 кв. м.
Шахматная зона.
Столовая на 100 посадочных мест.
Физкультурно-оздоровительный комплекс Центра состоит из спортивного зала для игровых видов спорта, тренажерного зала (для занятий 20 человек), спортивной площадки на открытом воздухе.
Предусмотрено помещение для медицинского кабинета, зал, позволяющий проводить мероприятия с использованием видеосвязи, на 60 мест.
Доступ к сети "Интернет" не менее 100 мб/с на 500 человек.
Центр располагается на площадях ГБПОУ ПО "Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса", здание которого является государственной собственностью Псковской области. Для реализации деятельности Центра требуется приведение помещений в соответствие с требованиями СанПин.
Для реализации программ в направлениях "Культура" и "Спорт" используются площади на основе договоров о реализации образовательных программ в сетевой форме (образовательные организации, детские музыкальные школы, учреждения профессионального образования).
Общежитие Центра располагается на площадях общежития ГБПОУ ПО "Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса", здание которого является государственной собственностью Псковской области. В нем предусматривается размещение 100 обучающихся в двухместных комнатах и индивидуальное размещение 10 преподавателей. Указанные помещения необходимо привести в соответствие с требованиями СанПин.
При проведении профильных смен предполагается использование общежития, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Леона Поземского. д. 122, а также баз оздоровительных детских лагерей, действующих круглогодично.
Мобильная платформа с лабораторией естественнонаучного и технического блока, предназначенная для работы с одаренными детьми в муниципальных образованиях.
Транспортная доступность высокая.
Дизайн-проект представлен в приложении N 5 к настоящей Концепции.
4. Предварительная калькуляция оперативных расходов на функционирование Центра
N |
Направление расходов |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Статья |
1 |
Операционные расходы: |
|
|
|
|
2 |
заработная плата основного персонала и руководящих работников |
7170 |
7887 |
8676 |
211 |
3 |
суточные |
140 |
140 |
140 |
212 |
4 |
Налоги (страховые взносы) |
2165 |
2382 |
2620 |
213 |
5 |
Проезд (педагоги на обучение) |
700 |
150 |
150 |
222 |
6 |
Проезд (дети на участие в мероприятиях) |
800 |
800 |
800 |
222 |
7 |
Проезд (педагоги на участие в мероприятиях) |
300 |
300 |
300 |
222 |
8 |
Проживание (педагоги на участие в мероприятиях) |
600 |
650 |
700 |
226 |
9 |
Проживание (педагоги на обучение) |
1000 |
300 |
300 |
226 |
10 |
Проживание (дети на участие в мероприятиях) |
1200 |
1200 |
1200 |
226 |
11 |
Приобретение основных средств и расходных материалов (мебель, оборудование бумага, канцелярские и т.п.) |
4300 |
2300 |
2300 |
310,340 |
12 |
Иные расходы (коммунальные платежи, охрана, текущий ремонт техники и т.п.) |
3000 |
3200 |
3300 |
|
13 |
Питание детей (профильная смена) |
7000 |
7000 |
7000 |
226 |
14 |
Транспортные услуги (проезд детей до места обучения) |
1000 |
1000 |
1000 |
222 |
15 |
Заработная плата учебно-вспомогательного персонала |
840 |
924 |
1016 |
211 |
16 |
Налоги (страховые взносы) |
254 |
279 |
307 |
213 |
|
ИТОГО операционные расходы |
30469 |
28512 |
29809 |
|
|
Итого по направлениям за счет всех источников финансирования |
30469 |
28512 |
29809 |
х |
Приложение N 1
к Концепции создания
и развития Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Вега" в Псковской области
на 2019 - 2021 годы
Дорожная карта
по созданию инфраструктуры Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области в 2019 году
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок |
1 |
Согласование дизайн-проекта Центра |
Псковская область Федеральный оператор |
Март |
2 |
Согласование проекта зонирования Центра |
Псковская область Федеральный оператор |
Март |
3 |
Согласование проекта создания (обновления) инфраструктуры Центра |
Фонд "Талант и успех" Псковская область Федеральный оператор |
Март - апрель |
4 |
Согласование калькуляции операционных расходов на функционирование Центра по статьям расходов, утвержденным документацией по отбору субъекта Российской Федерации на софинансирование из бюджета Российской Федерации расходного обязательства на создание (развитие) Центра |
Псковская область Федеральный оператор |
Ежегодно |
5 |
Закупка, доставка и наладка оборудования |
Псковская область |
Май - октябрь |
6 |
Завершение строительно-монтажных работ и косметических ремонтов |
Псковская область |
Октябрь |
7 |
Открытие Центра |
Псковская область |
Октябрь |
Приложение N 2
к Концепции создания
и развития Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Вега" в Псковской области
на 2019 - 2021 годы
Дорожная карта
по организации работы Центра на 2019 год
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Срок (не позднее) |
1 |
Подписание соглашения с Фондом "Талант и успех" о сотрудничестве в области развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи в Псковской области |
Псковская область, Фонд "Талант и успех" |
Февраль |
2 |
Создание попечительского и экспертного совета Центра и утверждение их составов |
Псковская область |
Май |
3 |
Утверждение ключевых направлений работы Центра в соответствии со Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации |
Псковская область |
Май |
4 |
Разработка критериев отбора обучающихся и педагогических работников по направлениям образовательной деятельности Центра |
Псковская область |
Май |
5 |
Апробация проведения интенсивных программ (в т.ч. учебно-тренировочных сборов) по математике, информатике, физике, химии, биологии, проектной деятельности |
Псковская область |
Июнь - август |
6 |
Организация повышения квалификации управленческих кадров и педагогических работников, приглашенных на работу в Центр, в том числе на площадках ведущих организаций, работающих с одаренными детьми |
Псковская область |
Ежегодно |
7 |
Формирование годового календарного плана реализации образовательных программ, проводимых Центром |
Псковская область |
Июль |
8 |
Создание открытого информационного ресурса в сети "Интернет", освещающего работу центра, его программы, мероприятия по выявлению способностей и мотивации детей и молодежи |
Псковская область |
Август |
9 |
Формирование перечня и план-графика проведения региональных мероприятий для выявления выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи |
Псковская область |
Август |
10 |
Организация сопровождения детей, проявивших выдающиеся способности, в том числе в дистанционной форме |
Псковская область |
Сентябрь |
11 |
Проведение интенсивных и регулярных программ на базе Центра |
Псковская область |
Октябрь - декабрь |
Приложение N 3
к Концепции создания
и развития Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Вега" в Псковской области
на 2019 - 2021 годы
Таблица
индикаторов достижения результатов реализации мероприятий по созданию и развитию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение, начиная с 2019 года |
Значение субъекта Российской Федерации |
||
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|||
1 |
Общий объем программ дополнительного образования детей, проводимых на регулярной (еженедельной) основе (человеко-часов) |
25 000 |
25 000 |
25 000 |
25 000 |
2 |
Общий объем проведенных профильных региональных смен (человеко-дней) |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
3 |
Доля детей, обучающихся в 5-11 классах, вовлеченных в мероприятия по выявлению и сопровождению одаренных детей (процентов) |
10 |
10 |
30 |
70 |
4 |
Численность детей, участвующих в программах с применением дистанционных технологий (человек) |
3 000 |
3 000 |
3000 |
3 000 |
5 |
Число проведенных региональных мероприятий по выявлению выдающихся способностей и высокой мотивации у детей и молодежи, включая региональный этап всероссийской олимпиады школьников и всероссийского конкурса научно-технологических проектов, очные отборочные туры в Образовательный центр "Сириус" (единиц) |
40 |
40 |
50 |
60 |
6 |
Число детей, включенных в Государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности (человек) |
1 000 |
1 000 |
1 100 |
1 200 |
7 |
Численность педагогов (наставников), специалистов муниципальных и региональных организаций, НКО, прошедших обучение по программам и методикам работы с одаренными детьми (человек) |
100 |
100 |
100 |
100 |
8 |
Доля сотрудников Центра, прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадках ведущих организаций по работе с одаренными детьми (процентов) |
100 |
100 |
100 |
100 |
9 |
Доля педагогов Центра, принявших участие в организации образовательных программ или прошедших обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке Образовательного центра "Сириус" (процентов) |
50 |
50 |
50 |
50 |
Приложение N 4
к Концепции создания
и развития Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Вега" в Псковской области
на 2019 - 2021 годы
Штатное расписание
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Руководитель |
1 |
Заместитель руководителя |
1 |
|
Основной персонал |
Специалист по работе с электронной базой данных одаренных детей |
1 |
Специалист по координации и проведению особо значимых мероприятий |
1 |
|
Специалист по работе с партнерами |
1 |
|
Специалист технической поддержки (IT) |
1 |
|
Специалист по связям с общественностью и работе со СМИ |
1 |
|
Специалист по организации интенсивных программ |
1 |
|
Специалист по организации программ дополнительного образования |
1 |
|
Специалист по сопровождению онлайн-обучения |
1 |
|
Психолог |
1 |
|
Привлеченные сотрудники |
Методисты по направлениям деятельности Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (математика, информатика, физика, химия, биология, проектная деятельность) |
6 |
Педагоги по направлениям деятельности регионального Центра |
6 |
Приложение N 5
к Концепции создания
и развития Центра выявления
и поддержки одаренных детей
Вега" в Псковской области
на 2019 - 2021 годы
Дизайн-проект
Рисунок в базе не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 29 октября 2018 г. N 480-р "О мероприятиях по созданию Центра выявления и поддержки одаренных детей "Вега" в Псковской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был