Я, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области, М.В. Перекусихин, отмечаю следующее.
Эпидситуация по коклюшу в Пензенской области в течение последних лет характеризуется нестабильностью. В целом, повторяя динамику по Российской Федерации, областные показатели суммарной заболеваемости коклюшем превышали среднефедеративные в 2010, 2011, 2013 годах.
В многолетней динамике эпидпроцесса коклюша в последнее десятилетие наблюдались маловыраженные подъемы заболеваемости: в 2006 г. (2,8 на 100 тыс. населения), 2010 г. (4,9 на 100 тыс. населения), 2013 г. (5,7 на 100 тыс. населения).
Сохраняющаяся цикличность в течение эпидпроцесса вакциноуправляемой инфекции является неблагоприятным фактором, требующим углубленного изучения причин данного явления и принятия дополнительных профилактических мер.
Заболеваемости коклюшем на территории Пензенской области свойственна цикличность с периодичностью подъемов заболеваемости каждые 3-4 года. На 2015 год приходится начало циклического подъема заболеваемости. По сравнению с 2014 годом отмечен рост заболеваемости коклюшем в 2,4 раза (показатель - 3,8 на 100 тыс. населения), зарегистрирован 51 случай коклюшной инфекции в 6 муниципальных образованиях Пензенской области. Уровень заболеваемости детского населения Пензенской области коклюшем в 2015 году (27,6 на 100 тысяч населения) на 7,6% превышает аналогичный среднероссийский показатель.
Наиболее высокие показатели заболеваемости зарегистрированы в г. Пензе, Пензенском и Шемышейском районах (5,9-8,8 на 100 тысяч населения). В основном, в эпидемический процесс вовлечены дети в возрасте до 14 лет (89,6-95,5% в структуре заболевших). Наиболее высокие показатели заболеваемости в 2015 году были отмечены в возрастной группе детей до 1 года жизни (114,4 на 100 тысяч контингента) и с 7 до 14 лет (28,3 на 100 тысяч контингента).
В динамике отмечается выраженная тенденция к смещению заболеваемости на группу детей среднего школьного возраста (10-14 лет) и подростков.
Диагнозы коклюша подтверждены лабораторно (серологический метод и ПЦР) в 95% случаев.
За период январь-апрель 2016 года эпидемиологическая обстановка по коклюшу расценивается как неблагополучная, показатель заболеваемости населения Пензенской области составил 2,3 на 100 тысяч населения (+ 2,1 раза к аналогичному периоду 2015 года); показатель заболеваемости детского населения в возрасте до 14 лет составил 14,5 на 100 тысяч. Подростки в возрасте 15-17 лет составили 9,7% в структуре заболевших (показатель - 9,86 на 100 тысяч подросткового населения).
Основным фактором риска возникновения коклюшной инфекции остается либо отсутствие иммунизации против данного заболевания, либо нарушения в схеме ее проведения. В 2015 году среди заболевших детей доля не привитых против коклюша по причине медицинских отводов и отказов составляет 41%, а имеющих полную схему иммунизации - 58%, среди которых несвоевременное начало иммунизации и удлинение интервалов между прививками отмечено в 90,0% случаев.
В целом, в Пензенской области достигнут и поддерживается нормативный уровень охвата и своевременности иммунизации против коклюша в декретированные сроки (вакцинация в возрасте 1 год - 96,7%, ревакцинация в возрасте 2 года - 96,7%).
Вместе с тем, по итогам 2015 года ниже среднеобластных значений охват вакцинацией в 1 год - в Городищенском, Бессоновском, Шемышейском районах, г. Пензе, г. Кузнецке, Неверкинском, Лунинском районах (95,3-96,4%).
Ниже среднеобластных значений охват ревакцинацией в 2 года зарегистрирован в Кузнецком, Неверкинском, Городищенском, Нижнеломовском, Лунинском районах, гг. Кузнецке и Пензе (95,3-96,5%), что связано с недостаточной работой по пересмотру противопоказаний к иммунизации.
Удельный вес детей, привитых без коклюшного компонента, в последние годы снизился до 1,0-1,2%. Наибольшее число отводов от коклюшного компонента (2,6-6,0%) отмечается в Шемышейском, Неверкинском, Вадинском, Кузнецком, Лопатинском районах, г. Кузнецке, что связано с сохраняющейся проблемой применения "ложных" медицинских противопоказаний к иммунизации.
Нерешенной проблемой остается поздняя диагностика коклюша, связанная с низкой настороженностью медицинских работников в отношении указанной инфекции, а также - с поздним обращением заболевших за медицинской помощью. В Пензенской области, фактически, отсутствует бактериологическое подтверждение диагноза коклюшной инфекции.
Первичное клиническое подозрение на коклюш, как правило, возникает с существенным опозданием. Анализ случаев коклюшной инфекции, зарегистрированных в 2016 году, показывает, что сроки от момента начала заболевания до подтверждения диагноза составляют от 12 до 45 дней, что приводит к позднему началу и неэффективности противоэпидемических мероприятий.
В Пензенской области регистрируются эпидемические очаги коклюша с вторичными случаями заболеваний из-за несвоевременного обращения за медицинской помощью, поздней диагностики и несвоевременного проведения противоэпидемических мероприятий.
При наличии нормативного показателя привитости детских контингентов против коклюша прослойка восприимчивых лиц формируется за счет непривитых детей первого года жизни, детей младшего и школьного возрастов, не привитых (либо привитых ненадлежащим образом) по причинам медицинских противопоказаний и отказов родителей, а также среди мигрирующего и кочующего населения.
Несвоевременное обращение больных за медицинской помощью, отказы от прививок, нарушение схем иммунизации, случаи "ложных" медицинских отводов от прививок способствовали формированию нестабильности эпидемиологической ситуации по коклюшу в последние годы.
Анализ материалов эпидемиологического расследования очагов коклюша выявляет ряд дефектов его проведения. Крайне низок уровень выявления источников инфицирования, не в полном объеме определяется круг контактных лиц и дифференцированные противоэпидемические мероприятия в их отношении, не организуется оценка состояния иммунопрофилактики коклюша в поликлиниках, на участках обслуживания которых зарегистрированы очаги коклюша.
Сложившаяся ситуация требует усиления мероприятий по профилактике возникновения и распространения коклюшной инфекции среди населения Пензенской области, проведения дополнительных мероприятий по профилактике данного заболевания.
В целях предупреждения возникновения и распространения коклюша среди населения Пензенской области, в соответствии со статьями 11, 15, 16, 18, 29, 42, 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.2.3162-14 "Профилактика коклюша" постановляю:
1. Главам администраций муниципальных образований Пензенской области рекомендовать:
1.1. Усилить, во взаимодействии с заинтересованными службами (организациями) работу по профилактике вакциноуправляемых инфекций, включая коклюш.
1.2. Предусмотреть расширение объема информирования населения муниципальных образований Пензенской области по вопросам общественной профилактики коклюша и необходимости проведения своевременной иммунизации детей против данного заболевания в рамках Национального календаря профилактических прививок.
1.3. Оказать содействие медицинским организациям в привлечении к иммунизации против коклюша детей из труднодоступных групп населения (цыганское и прочее кочующее население, мигранты, семьи, временно проживающие на территории региона и т.д.).
2. Министерству здравоохранения Пензенской области (В.В. Стрючков) рекомендовать:
2.1. Обеспечить достижение и поддержание охвата детей профилактическими прививками против коклюша на уровне не менее 95% на каждом врачебном и фельдшерском участке, в населенных пунктах, лечебно-профилактических, детских организациях Пензенской области.
2.2. Провести предметный анализ состояния иммунопрофилактики коклюша в разрезе медицинских организаций, педиатрических участков, населенных пунктов, детских организаций с установлением причин непривитости детей против данного заболевания, обоснованности и сроков отмены медицинских отводов и отказов от профилактических прививок против коклюша.
2.3. Обеспечить методическое руководство и ведомственный контроль за:
2.3.1. Организацией работы по обоснованному применению медицинских противопоказаний к иммунизации против коклюша и прочих вакциноуправляемых инфекций.
2.3.2. Обеспечением работы медицинских организаций по снятию отказов родителей от иммунизации детей.
2.4. Обеспечить, в период до 01.09.2016 г., надлежащую деятельность иммунологических комиссий медицинских организаций.
2.5. Разработать программу и план-график обеспечения выполнения в медицинских учреждениях Пензенской области нормативных требований введенных в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов", предусмотрев материально-техническое обеспечение проведения данных мероприятий.
В срок до 10.08.2016 г. направить указанные документы на согласование в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.
2.6. Принять меры по обеспечению надлежащего уровня лабораторной диагностики коклюша в медицинских учреждениях Пензенской области.
2.7. Предусмотреть проведение в 2016 году регионального семинара по вопросам клинико-лабораторной диагностики коклюша для заинтересованных специалистов медицинских учреждений (педиатров, терапевтов, инфекционистов, пульмонологов, специалистов службы "Скорой помощи", бактериологов).
2.8. Принять меры к расширению, в рамках целевой программы "Развитие здравоохранения Пензенской области на 2014-2020 годы", объема закупок и последующего использования в ходе иммунопрофилактики комбинированных вакцин, содержащих коклюшный компонент.
2.9. Обеспечить необходимую работу по участию медицинских организаций в изучении характеристик штаммов коклюша, циркулирующих на территории Пензенской области.
3. Министерству здравоохранения Пензенской области (В.В. Стрючков) рекомендовать, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" (Г.В. Пантелеев):
3.1. Организовать и провести совместное изучение и оценку причин дефектов лабораторной диагностики коклюша на территории Пензенской области.
3.2. Подготовить адаптированные предложения по:
3.2.1. Совершенствованию лабораторной диагностики коклюша и формированию единого алгоритма проведения лабораторных исследований (бактериологических, ИФА, ПЦР) в сети медицинских организаций Пензенской области.
3.2.2. Стандартизации работ по лабораторной диагностике коклюша, проводимых с привлечением негосударственных лабораторных структур.
Указанные предложения представить в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области к 01.09.2016 г.
4. Министерству образования Пензенской области (А.Г. Воронков) рекомендовать обеспечить:
4.1. Максимальное содействие медицинским работникам при планировании и проведении иммунопрофилактики коклюша.
4.2. Расширение объема информирования детей и их родителей о мерах профилактики вакциноуправляемых инфекций, включая коклюш.
5. Главным врачам медицинских организаций Пензенской области рекомендовать:
5.1. Провести углубленный анализ состояния иммунопрофилактики коклюша в разрезе педиатрических участков, населенных пунктов, детских организаций с установлением причин непривитости детей против данного заболевания, обоснованности медицинских отводов и отказов от профилактических прививок.
5.2. Обеспечить достижение и поддержание регламентируемого уровня (не ниже 95%) охвата и своевременности вакцинации и ревакцинации детей иммунизацией против коклюша в рамках Национального календаря профилактических прививок на каждом врачебном и фельдшерском участке, в населенных пунктах, детских организациях, находящихся на участке обслуживания.
5.3. Принять дополнительные меры по обеспечению своевременности начала вакцинации против коклюша и соблюдению регламентированных интервалов между прививками против коклюша на каждом педиатрическом участке.
5.4. Обеспечить:
5.4.1. Жесткий контроль за обоснованностью применения и своевременностью отмены медицинских противопоказаний к иммунизации против коклюша.
5.4.2. Отмену всех необоснованных медицинских противопоказаний, включая подобные противопоказания, рекомендованные специалистами негосударственных медицинских организаций.
5.5. Взять под личный контроль организацию и эффективность работы территориальных иммунологических комиссий.
5.6. Обеспечить проведение надлежащей работы с родителями, опекунами по исключению и отмене отказов от иммунизации детей против коклюша и прочих вакциноуправляемых инфекций.
5.7. Обеспечить медицинские организации потребным количеством иммунобиологических препаратов для проведения плановой иммунопрофилактики коклюша.
5.8. Повысить персональную ответственность педиатров и прочих специалистов за организацию своевременного и полного выявления случаев заболевания, не исключающих коклюшную инфекцию.
5.9. Взять на контроль:
5.9.1 Своевременность назначения и проведения бактериологического (молекулярно-генетического) обследования всех кашляющих детей и подлежащих взрослых.
5.9.2. Четкое выполнение всех нормативных требований по организации медицинского наблюдения и проведению противоэпидемических мероприятий в очаге.
5.10. Заблаговременно обеспечить возможность серологического обследования на коклюш методом ИФА лиц с подозрением на данное заболевание (обследование на поздних сроках от начала клинических проявлений, отрицательные результаты бактериологического и ПЦР-исследования).
5.11. Организовать, в срок до 15.07.2016 г., дополнительное обучение педиатров, терапевтов, врачей общей практики, инфекционистов, пульмонологов, персонала службы скорой медицинской помощи, фельдшерского персонала сельской участковой сети по вопросам выявления, диагностики и профилактики коклюша.
Проведение последующих семинаров по данным вопросам предусмотреть с периодичностью не реже 1 раза в год.
5.12. Активизировать информационно-разъяснительную работу среди населения о мерах профилактики коклюша.
6. Руководителям негосударственных медицинских организаций и ведомственных медицинских служб рекомендовать:
6.1. Усилить мероприятия по профилактике коклюша в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил.
6.2. Обеспечить применение медицинских противопоказаний к проведению иммунопрофилактики коклюша и прочих вакциноуправляемых инфекций в строгом соответствии с действующими рекомендациями; исключить практику применения необоснованных медицинских отводов.
7. Руководителям средств массовой информации рекомендовать информировать население о мерах личной и общественной профилактики коклюша и необходимости проведения своевременной иммунизации детей против данного заболевания.
8. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (Т.Н. Кузнецова, В.Ю. Петров, К.Ф. Салихов, Е.В. Хромых):
8.1. Установить контроль за достижением и поддержанием регламентируемого уровня (не ниже 95%) охвата детей профилактическими прививками против коклюша в рамках Национального календаря профилактических прививок на каждом врачебном и фельдшерском участке, в населенных пунктах, детских организациях.
8.2. Проанализировать состояние клинико-лабораторной диагностики коклюша, полноту и своевременность проведения противоэпидемических мероприятий в очагах коклюшной инфекции, качество эпидемиологического расследования с принятием дополнительных мер по обеспечению надлежащего качества указанных мероприятий.
8.3. Усилить надзор за соблюдением режима "холодовой цепи" на этапах транспортировки, хранения и применения медицинских иммунобиологических препаратов.
8.4. Обеспечить разработку и реализацию дополнительных профилактических (противоэпидемических) мероприятий при выявлении повторных случаев коклюша на территории курируемых муниципальных образований, а также - вторичных случаев коклюша в очагах.
9. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев):
9.1. Обеспечить анализ эффективности дополнительных мероприятий по профилактике коклюша, организуемых на территории Пензенской области.
9.2. Подготовить, в срок до 20.06.2016., предложения о порядке изучения свойств штаммов возбудителей коклюша, циркулирующих на территории Пензенской области.
Обеспечить координацию проведения данной работы.
9.3. Подготовить, в срок до 30.06.2016., предложения о расширении объема серологического мониторинга популяционного иммунитета к коклюшу.
10. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" (Г.В. Пантелеев) обеспечить:
10.1. Текущий анализ качества планирования и проведения иммунизации против коклюша в медицинских организациях Пензенской области.
10.2. Тщательное расследование каждого случая коклюша (подозрения на коклюш) с выявлением возможного источника инфекции и достоверным определением круга контактов, обеспечением дифференцированных противоэпидемических мероприятий в отношении различных категорий детей и взрослых из числа контактных лиц, лабораторным обследованием подлежащих контактов.
10.3. Проведение серологического мониторинга состояния популяционного иммунитета в отношении коклюша.
10.4. Участие в изучении свойств штаммов возбудителей коклюша, циркулирующих на территории Пензенской области.
10.5. Активизировать информационную работу среди населения о мерах профилактики коклюша и целесообразности своевременной иммунизации детей против коклюшной инфекции.
10.6. Откорректировать, в части вопросов профилактики коклюша, программу гигиенической подготовки и аттестации декретированных контингентов населения, профессионально связанных с работой в дошкольных, общеобразовательных организациях, учреждениях отдыха и оздоровления, акушерских и педиатрических стационарах.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области А.Г. Крымова.
Главный государственный санитарный врач |
М.В. Перекусихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 17 мая 2016 г. N 8 "Об усилении мер профилактики коклюша на территории Пензенской области"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (www.58.rospotrebnadzor.ru) 9 июня 2016 г.