Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 мая 2018 г. N 238-рП
"Об утверждении Стратегии развития экспортной деятельности Пензенской области до 2035 года"
В целях создания условий для развития экспортного потенциала Пензенской области и содействия выходу региональных хозяйствующих субъектов на внешние рынки, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития экспортной деятельности Пензенской области до 2035 года.
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социально-экономического развития территории.
Губернатор Пензенской области |
И.А. Белозерцев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 14.05.2018 N 238-рП
Стратегия развития экспортной деятельности Пензенской области до 2035 года
1. Общие положения
Внешнеэкономические и международные связи являются важными факторами, которые оказывают значительное влияние на динамику и устойчивость развития региональной экономики.
Стратегия развития экспортной деятельности в Пензенской области до 2035 года (далее - Стратегия, Экспортная стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Пензенской области, а также задач, определенных приоритетным проектом "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденным 30 ноября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Настоящая Стратегия - система современных приоритетов, целей, принципов, основных направлений, задач и механизмов развития экспортной деятельности Пензенской области.
Разработка Стратегии как отдельного документа обусловлена необходимостью формирования удобного инструмента для бизнеса, дающего представление о внешнеэкономических приоритетах развития региона, а также об используемых инструментах поддержки экспортной деятельности.
Аналитическим периодом Стратегии являются 2013-2017 гг. В отдельных случаях представлены показатели за конкретные годы.
Экспортная Стратегия Пензенской области служит основой для координации деятельности органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления, специализированных организаций, ответственных за развитие экспортной деятельности Пензенской области.
Экспортная Стратегия, концентрируясь на факторах, определяющих привлекательность производимой на территории региона продукции, направлена на реализацию следующих ключевых направлений экспортной деятельности Пензенской области:
- повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом;
- развитие гибкой системы государственной поддержки предприятий, занимающихся экспортной деятельностью;
- позиционирование Пензенской области в качестве привлекательного для экспортной деятельности региона на территории России и формирование положительного экспортного имиджа региона.
Стратегия определяет приоритетные направления развития экспортной деятельности Пензенской области и служит основой для мероприятий государственных программ Пензенской области и муниципальных программ, перспективных и краткосрочных прогнозов развития экспортной деятельности, бюджетов и законодательных инициатив.
Реализация Стратегии позволит обеспечить рост объемов отгруженных товаров, работ и услуг, повысить конкурентоспособность продукции региональных производителей на внешних рынках.
2. Текущее состояние экспорта Пензенской области
2.1. Анализ динамики экспорта Пензенской области в 2013-2017 годах
Доля экспорта Пензенской области в валовом региональном продукте (ВРП) в период с 2013 по 2017 годы составляла в среднем 0,05% (Рисунок 1).
Рисунок 1
В 2017 году стоимостной# объем экспорта из Пензенской области составил 246,4 млн. долл. США. Согласно материалам АО "Российский экспортный центр" по данному показателю регион занимает 60-е место среди субъектов Российской Федерации, уступая традиционно "сырьевым" и промышленно развитым регионам. Доля экспорта Пензенской области в объеме экспорта Российской Федерации составляет 0,07%. Динамика данного показателя приведена в приложении 1.
Данные показатели обусловлены тем, что на территории Пензенской области отсутствуют сырьевые ресурсы, и экспорт региона является несырьевым.
Также по объему экспорта Пензенскую область опережают регионы, имеющие на своей территории крупнейшие предприятия базовых секторов российского экспорта, за счет которых формируется их экспортная специализация.
По объему несырьевого неэнергетического экспорта, который в 2017 году составил 241,9 млн. долл. США Пензенская область занимает 53-е место среди субъектов Российской Федерации. По доле несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта Пензенская область занимает 13 место среди субъектов Российской Федерации, среди субъектов Приволжского федерального округа 2 место. Классификация сырьевых и несырьевых товаров в соответствии с методикой АО "Российский экспортный центр" приведена в приложении 2.
Среди субъектов Приволжского федерального округа Пензенская область занимает 10-е место по объему несырьевого неэнергетического экспорта с долей 0,7% в общем объеме экспорта округа.
Совокупный объем экспорта Пензенской области в стоимостном выражении за последние 5 лет значительно увеличился (Рисунок 2).
Рисунок 2
Это обусловлено увеличением числа предприятий, осуществляющих экспортную деятельность в регионе и расширением географии поставок региональной продукции.
В 2017 году экспортную деятельность осуществляли 185 региональных компаний, в том числе 80 субъектов МСП или 43,2% от общего числа экспортеров. По данному показателю регион демонстрирует положительную динамику (Рисунок 3).
Рисунок 3
Вместе с тем среди субъектов Российской Федерации по количеству экспортеров - субъектов малого и среднего предпринимательства регион занимает 39-е место, что при существующем потенциале региона можно оценить как низкий результат.
Доля предприятий, занимающихся экспортной деятельностью, составляет 0,4% от общего числа предприятий Пензенской области.
2.2. Анализ структуры экспортных поставок Пензенской области
За период с 2013 по 2017 годы основу товарной структуры экспорта Пензенской области, а это 41%, составляла машиностроительная продукция (коды ТНВЭД 84-90).
Пищевая и сельскохозяйственная продукция (коды ТНВЭД 1-24) составляла 23,9% общего объема экспорта региона.
Следующие позиции по размеру доли в стоимостном объеме экспорта занимают товарные группы "прочие товары" (11,7% от общей доли экспорта, коды ТНВЭД 68-71, 91-97), "продукция химической промышленности каучук" (6%, коды ТНВЭД 28-40), "древесина и целлюлозно-бумажные изделия" (5,5%, коды ТНВЭД 44-49), "текстиль, текстильные изделия и обувь" (0,3%, коды ТНВЭД 50-67) и "кожевенное сырье, пушнина и изделия" (0,1%, коды ТНВЭД 41-43).
Динамика изменения экспорта основной продукции Пензенской области приведена в приложении 3.
2.3. Анализ географии экспорта Пензенской области
В соответствиями# с официальными данными Приволжского Таможенного управления, в последние 5 лет география экспортных поставок Пензенской области расширялась: с 62 стран в 2013 году до 79 стран в 2017 году (Рисунок 4).
Рисунок 4
Ключевыми странами-контрагентами по экспорту продукции из Пензенской области за аналитический период являлись Казахстан (28,2% от общего объема экспорта), Республика Беларусь (16%), Египет (12,6%), Алжир (6,9%), Украина (6,8%), Латвия (5,8%), Германия (4,8%), Узбекистан (3,1%), США (2,5%) и Турция (2,2%).
Среди регионов Российской Федерации Пензенская область в 2017 году по географии присутствия на внешних рынках в страновом разрезе занимает 47-е место.
Учитывая высокий экспортный потенциал Пензенской области, одной из основных задач становится расширение географии присутствия Пензенской области на внешних рынках посредством увеличения объемов экспорта традиционных для региона видов продукции (машиностроительная продукция, продовольственная продукция и сырье).
3. Анализ внутренних и внешних барьеров развития экспорта
Проблемами (барьерами), препятствующими развитию в регионе экспортной деятельности, являются:
- отсутствие компетенций у субъектов малого и среднего предпринимательства для работы на зарубежном рынке, а также необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства;
- высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых под экспортные сделки и на разработку экспортно-ориентированной продукции;
- высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстрации, проведение маркетинговых исследований);
- высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
- высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя;
- не в полной мере используются меры по оказанию системной финансовой поддержки несырьевого экспорта;
- заградительные меры стран - потенциальных рынков сбыта;
- экономические санкции в отношении Российской Федерации.
Стратегия предусматривает мероприятия по устранению барьеров либо минимизации их последствий.
4. Цели, задачи и направления развития экспорта
4.1. Увеличение объема экспорта, в том числе экспорта несырьевой продукции, числа организаций-экспортеров
4.1.1. Вовлечение предприятий в экспортную деятельность
Одним из направлений деятельности по увеличению объемов экспорта является активизация экспортной деятельности региональных предприятий.
Предприятия региона имеют предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции и выхода как на внутренние, так и зарубежные рынки посредством развития производства высокотехнологичных товаров и услуг.
Будет организована работа по проведению с предприятиями региона тренингов в рамках федеральных партнерских программ обучения, реализуемых с АО "Российский экспортный центр" и др.
4.1.2. Диверсификация регионального экспорта
Одной из основных задач регионального Правительства является содействие выходу новых предприятий Пензенской области на экспорт и расширению географии поставок региональной продукции.
Политика региона в части диверсификации экспортной структуры направлена на содействие предприятиям региона в расширении ассортимента производимой продукции и дальнейшем выводе ее на зарубежные рынки.
Будет оказываться финансовая поддержка предприятиям, ориентированным на экспорт, в виде предоставления субсидий на компенсацию части затрат при участии в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, проходящих на территории зарубежных стран и др.
Также будет осуществляться информационно-консультационная работа с предприятиями по вопросам получения государственной поддержки федерального уровня, условиям софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.
4.2. Формирование эффективной инфраструктуры поддержки экспорта
В регионе сформирована институциональная инфраструктура поддержки экспорта, в которую вошли организации, оказывающие финансовую, информационную и сервисную поддержку предприятиям-экспортерам региона.
АО "Центр кластерного развития Пензенской области" - специализированная организация по развитию кластеров в приоритетных для Пензенской области секторах экономики, оказанию концентрированной поддержки предприятиям - субъектам малого и среднего предпринимательства региональных кластеров и реализации совместных кластерных проектов.
АО "Корпорация развития Пензенской области" является специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, в том числе зарубежными, а также является инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
АО "Гарантийная микрокредитная компания "Поручитель" содействует обеспечению равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, развитию в Пензенской области системы кредитования малого и среднего предпринимательства, системы гарантий и поручительств по обязательствам малого и среднего предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах лизинга, договорах о предоставлении банковской гарантии; развитию инфраструктуры финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в форме краткосрочных займов.
"Центр поддержки экспорта Пензенской области" содействует предприятиям, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства Пензенской области, в продвижении продукции на внешние рынки посредством:
- обеспечения доступа предприятий ко всем видам финансовой и нефинансовой поддержки регионального и федерального уровня в сфере экспортной деятельности;
- поиска зарубежных партнеров и продвижения продукции экспортеров на внешние рынки, организация бизнес-миссий и реверсных бизнес-миссий;
- сопровождения предприятий на всех этапах жизненного цикла экспортной деятельности;
- оказания консультационной помощи по вопросам внешнеэкономической деятельности;
- содействия начинающим экспортерам;
- проведения обучающих семинаров по вопросам экспортной деятельности для региональных предприятий;
- сопровождения экспортеров при работе с региональными и федеральными ведомствами, федеральными институтами поддержки экспорта (АО "Российский экспортный центр", АО "Эксар", АО "Росэксимбанк").
Реализуя указанные инструменты и механизмы, Центр станет основой региональной системы поддержки экспорта, интегрированной в общенациональную и региональную инфраструктуру поддержки.
4.3. Обеспечение выхода региональных производителей на зарубежные рынки
Программа развития экспортного потенциала Пензенской области и содействия выходу организаций Пензенской области на внешние рынки будет сформирована в 2018 году.
Инструментами продвижения региональных производителей на внешние рынки станут:
- организация бизнес-миссий (в том числе реверсных) для представителей регионального бизнес-сообщества;
- организация участия региональных компаний в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом;
- организация деятельности рабочих групп и проведение рабочих встреч с участием представителей генеральных консульств зарубежных стран по вопросам развития внешнеторговой деятельности;
- подписание соглашений о внешнеэкономическом сотрудничестве со странами, представляющими интерес для внешнеторгового сотрудничества;
- взаимодействие с торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.
Одним из важных факторов развития экспортной деятельности предприятий Пензенской области станет развитие взаимодействия с предприятиями и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью обмена опытом в совместном продвижении товаров и услуг на внешние рынки. Углубление межрегионального сотрудничества экспортеров Пензенской области будет способствовать расширению экспортного потенциала региона и укреплению конкурентоспособности на международных рынках.
Для продвижения продукции региональных производителей на внешние рынки необходимо снятие торговых и административных барьеров, препятствующих доступу продукции региональных производителей на конкретный экспортный рынок.
Создание и продвижение регионального бренда "Сделано в Пензенской области" будет достигаться посредством реализации следующих мероприятий:
- создание регионального "брендбука", содержащего пакет слоганов, комплекс информационных поводов и мероприятий, используемых для продвижения регионального бренда;
- создания каталога товаров "Сделано в Пензенской области", содержащего краткую информацию о товарах, отмеченных данным сертификатом качества, причинах и мотивах создания регионального бренда, основаниях для присвоения сертификата.
Помимо продвижения регионального бренда перед региональным Правительством стоит задача продвижения среди предприятий региона единого экспортного бренда Российской Федерации "Сделано в России".
Бренд "Сделано в России" является коммуникационным инструментом для российских производителей, дающим право использования официального знака "Сделано в России" на любых рекламных материалах, упаковке, веб-сайте сертифицированной продукции в качестве элемента дизайна и фирменного стиля экспортно ориентированных компаний.
Бренд Российской Федерации "Сделано в России", как и региональный бренд "Сделано в Пензенской области", направлен на повышение узнаваемости известных региональных брендов и продукции за рубежом, информирование зарубежных партнеров о качестве, надежности, безопасности и экологичности выпускаемой на территории Пензенской области продукции.
5. Отраслевые приоритеты развития экспортной деятельности Пензенской области
5.1. Машиностроение и приборостроение
Машиностроение и приборостроение (коды ТНВЭД - 84-90) занимают 41% в общем объеме экспорта Пензенской области за аналитический период.
Основной производимой продукцией является изготовление не имеющего аналогов крупнотоннажного оборудования и трубопроводной арматуры для добычи, транспортировки и непосредственной переработки газа, нефти и нефтепродуктов. Компрессорное оборудование, продукция станкостроения и другие специализированные изделия, производимые предприятиями в области, находят применение на российских и зарубежных рынках.
Инструментами по дальнейшему развитию данного направления экспорта являются:
- участие экспортеров в региональных бизнес-миссиях с участием представителей Правительства Пензенской области;
- организация коллективных стендов предприятий-экспортеров Пензенской области на международных специализированных отраслевых выставках;
- участие экспортеров в организуемых Центром поддержки экспорта Пензенской области бизнес-миссиях в зарубежные страны;
- субсидирование затрат на участие в международных выставочных мероприятиях.
Совокупный прирост стоимостного объема экспорта по товарной группе "машиностроение и приборостроение" может составить до 120-135% в 2035 году.
5.2. Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс (коды ТНВЭД 01-24) в совокупности за аналитический период занимает в стоимостной структуре экспорта региона свыше 26%. Пензенская область обеспечивает 1,3% общероссийского объема поставок продукции этой товарной группы на внешние рынки.
Продукция агропромышленного комплекса традиционно является одной из ведущих отраслей Пензенской области. Область является крупным производителем продуктов питания и относится к тем регионам России, которые почти полностью за счет собственного производства обеспечивают свои потребности.
Инструментами по дальнейшему развитию данного направления экспорта являются:
- взаимодействие с федеральными органами власти на предмет снятия торговых ограничений;
- открытие торговых домов в ключевых странах (Китай и др.);
- привлечение потенциальных партнеров путем осуществления реверсных бизнес-миссий.
Совокупный прирост стоимостного объема экспорта продукции агропромышленного комплекса может составить до 135-150% в 2035 году.
5.3. Продукция мебельной промышленности
Продукция мебельной промышленности Пензенской области является востребованной среди стран-импортеров. На территории региона действуют порядка 100 предприятий, деятельность которых направлена на производство мебели.
В 2017 году экспорт данного вида продукции составил 27 млн. долл. США, что занимало 10,9% от общего объема экспорта.
Инструментами по дальнейшему развитию данного направления экспорта являются:
- стимулирование предприятий к осуществлению экспортной деятельности путем присвоения почетного знака "экспортер года";
- привлечение новых экспортеров путем осуществления реверсных бизнес-миссий;
- субсидирование затрат предприятий, участвующих в международных выставочных мероприятиях;
- организация коллективных стендов предприятий региона при участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Целью развития экспорта продукции мебельной промышленности является увеличение объемов экспортируемой продукции на 70% к 2035 году.
5.4. Образование
Экспорт образования является одним из ключевых инструментов, направленных на улучшение международных отношений Пензенской области. Экспорт образования обеспечивает регион сразу несколькими преимуществами начиная от налаживания международных контактов и заканчивая обеспечением трудовыми ресурсами.
В высшие учебные заведения региона ежегодно поступает большое количество абитуриентов со всех уголков мира.
За весь аналитический период услуг в области образования было предоставлено на 5 млн. долл. США (учитывались средства, направленные на оплату образования).
Целью развития экспорта образования региона является налаживание взаимоотношений с зарубежными странами и привлечение большего количества иностранных граждан к обучению в вузах Пензенской области.
Для достижения данной цели необходимо:
- вовлечение вузов региона в экспортную деятельность;
- определение потенциальных потребителей услуг;
- продвижение услуг вузов Пензенской области;
- предоставление возможностей и преимуществ образовательных услуг вузов Пензенской области;
- включение представителей вузов Пензенской области в состав делегаций, осуществляющих бизнес-миссии в зарубежные страны.
Вузами Пензенской области, обучение в которых проходят иностранные граждане, являются:
- ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет" (в 2016 году обучалось 1800 иностранных граждан);
- ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет" (в 2016 году обучалось 239 иностранных граждан);
- ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" (в 2016 году обучалось 86 иностранных граждан);
- ФГБОУ ВПО "Пензенская государственная сельскохозяйственная академия" (в 2016 году обучалось 20 иностранных граждан).
5.5. IT-услуги
Экспорт IT-услуг в последние годы является одним из ведущих экспортных направлений Российской Федерации. Ежегодно увеличивается количество иностранных компаний, пользующихся IT-услугами в Российской Федерации.
Цель Пензенской области - развитие данного кластера и дальнейший вывод продукции, произведенной в регионе, на международные рынки.
Для достижения данной цели необходимо:
- формирование инфраструктуры для развития IT-кластера;
- участие предприятий-экспортеров Пензенской области в международных и российских форумах, круглых столах, направленных на обмен опытом;
- создание центра разработки программного обеспечения при участии зарубежных компаний.
5.6. Туризм
Одной из перспективных отраслей для развития экономики в регионе является туристическая. Туристическая индустрия в мире составляет около 5% ВВП, и благодаря ей трудовую занятость имеет порядка 10% мирового населения. Развитие туристической инфраструктуры позволит улучшить качество жизни местного населения.
В 2017 году согласно национальному рейтингу "Развитие событийного туризма в России" по уровню стимулирования и повышения качества туристических событий, а также по уровню и качеству развития событийного туризма Пензенская область на 17-ом месте среди субъектов Российской Федерации.
В соответствии с проведенным Центром информационных коммуникаций "Рейтинг" совместно с журналом "Отдых в России" исследованием, посвященным туристической привлекательности регионов Российской Федерации, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов, Пензенская область заняла 58-е место.
Целью развития туристической отрасли в Пензенской области является создание хорошо отлаженной системы экспорта туристических услуг, создание которой приведет к повышению количества рабочих мест, повлияет на развитие транспортной и строительной инфраструктур, а также будет способствовать привлечению иностранных инвестиций.
Для достижения данной цели необходимо:
- участие региона в федеральных проектах по развитию туризма (государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы);
- создание на территории Пензенской области новых объектов показа;
- развитие сети информационных центров и пунктов для туристов;
- рекламирование в средствах массовой информации и на печатных носителях основных туристических маршрутов Пензенской области;
- проработка вопроса включения объектов в межрегиональные туристические маршруты;
- разработка и изготовление информационных и презентационных материалов и др.
Осуществление данных мероприятий окажет значительное влияние на развитие туристической отрасли, повысит качество услуг.
6. Перспективные зарубежные экспортные рынки
Основные ориентиры экспорта продукции предприятий Пензенской области в разрезе макрорегионов имеют следующие перспективы:
6.1. Таможенный союз и страны СНГ
Страны региона проявляют спрос на широкий ассортимент российской продукции: машинно-техническую продукцию, продовольствие, промышленные материалы, товары широкого потребления и т.д. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан и Киргизия.
Предпосылками для наращивания экспорта являются действие интеграционных процессов, наличие общих или близких границ, тесные исторические, социокультурные, экономические связи, растущие местные рынки, выгодное транспортно-географическое положение России по сравнению с большинством конкурентов.
Значительным экспортным потенциалом обладают пищевая и сельскохозяйственная продукция, машиностроительная продукция, фармацевтическая продукция.
6.2. Европа
Потенциал развития экспорта обусловлен наличием общих границ или географической близостью и достаточно тесными экономическим связями (для некоторых стран региона Россия выступает одним из основных внешнеторговых партнеров).
Значительным экспортным потенциалом обладают туристические услуги, потребительские товары, пищевая упаковка, древесные плиты и фанера.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Германия, Швейцария, Чехия, Польша и Италия.
6.3. Азия
Страны региона предъявляют спрос на отдельные виды товаров с высокой сырьевой составляющей. Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Китай, Афганистан, Вьетнам, Индонезия и Сингапур.
Сдерживающим фактором для развития масштабных поставок тоннажных товаров (первичной сельскохозяйственной продукции, промышленного сырья и полуфабрикатов) выступает географическая удаленность региона от экспортных портов России.
Значительным экспортным потенциалом обладают машиностроительная продукция, целлюлозно-бумажная продукция и туристические услуги.
6.4. Ближний Восток и Северная Африка
Страны данного региона предъявляют основной спрос на продовольствие, металлургическую продукцию, а также продукцию лесопромышленного и химического комплексов.
Перспективы увеличения объемов экспорта определяются значительным потенциалом экономического роста стран региона и сохранением в силу природных и социально-экономических причин дефицита отдельных групп продукции (продовольствие, лесобумажные товары).
Значительным экспортным потенциалом обладают пищевые продукты (масложировая продукция, мясо птицы), пиломатериалы, древесные плиты и фанера, корма.
Наиболее перспективными торговыми партнерами выступают Турция, Иран, Сирия, Израиль, Египет и ОАЭ.
7. Географические (страновые, региональные) ориентиры развития экспорта
Оценка потенциальных объемов прироста несырьевого экспорта в разрезе региональных рынков составлена на основании информационно-аналитических материалов АО "Российский экспортный центр" и портала внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации.
N |
Макрорегион |
Основные страны-партнеры по экспорту |
Основные товарные позиции экспорта |
Перспективные товарные позиции для экспорта |
Перспективные страны-партнеры по экспорту |
Перспективные товарные позиции для экспорта |
1 |
Страны ЕАЭС и СНГ |
Казахстан Беларусь Украина |
машиностроительная продукция, продукция сельского хозяйства |
машиностроительная продукция |
Армения Киргизия |
машиностроительная продукция, светодиодное оборудование, пищевые продукты |
2 |
Страны Северной и Латинской Америки |
США Бразилия |
фанера, панели фанерные, оборудование и механические устройства |
машиностроительная продукция, электрооборудование |
США Бразилия Мексика |
оборудование и механические устройства |
3 |
Европа |
Латвия Литва |
масличные семена, фураж, готовые корма |
электрооборудование, пеллеты, цемент |
Великобритания Бельгия Литва Швейцария |
цемент |
4 |
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) |
Китай |
оборудование и механические устройства, краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов |
машиностроительная продукция |
Индонезия Сингапур Вьетнам |
машиностроительная продукция |
5 |
Ближний Восток |
Израиль Иран Саудовская Аравия |
злаки, мебель, постельные принадлежности |
пищевые продукты, запорная арматура |
Ирак Сирия |
машины и оборудование, пищевая продукция |
6 |
Африка |
Египет Алжир |
машиностроительная продукция |
электрооборудование, машиностроительная продукция |
Марокко ЮАР Египет |
мясо птицы |
8. Прогнозные сценарии и целевые ориентиры реализации Стратегии
8.1. Характеристика внешних условий и рисков для моделирования сценариев развития
Для целей настоящей Стратегии приняты во внимание следующие негативные тенденции в экономике Российской Федерации:
- нестабильная внешнеэкономическая и политическая ситуация, отрицательно влияющая на уровень инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации и намерения инвесторов вкладывать в экономику России;
- действие экономических санкций, осложняющих доступ к современным иностранным технологиям, а также "длинным" кредитным средствам;
- общая нестабильность внешнеторгового сектора российской экономики.
При этом существующая экономическая ситуация дает инвесторам ряд преимуществ для вложения средств в экономику Российской Федерации.
В первую очередь, это стоимость национальной валюты, которая делает выгодной покупку готового российского предприятия.
Также в ряде отраслей экономики существуют свободные рыночные ниши для импортозамещения. При этом проводимая промышленная политика, направленная на поддержку импортозамещения, делает привлекательным для инвесторов вложение в производство импортозамещающей продукции, на которую предполагается стабильный внутренний спрос. Курс на импортозамещение, курсовая разница валют создают возможности для развития экспорта продукции.
На сегодняшний день Россия имеет возможности для создания собственных цепочек добавленной стоимости в рамках постсоветского экономического пространства, функционирующего в режиме свободной торговли и на принципах совместимости систем регулирования, в первую очередь, технического регулирования. Благоприятные возможности для развития производственно-технологической и научно-технической кооперации создает# углубление евразийской экономической интеграции, формирование единого экономического пространства стран-участниц.
Такая кооперация может быть ориентирована как на внутрирегиональные поставки, решая в том числе актуальные задачи в области импортозамещения, так и на экспорт совместно произведенной продукции на рынки третьих стран.
Стратегия учитывает как возможности развития, так и возможные риски:
- дальнейшее ухудшение экономической и политической ситуации в мире и стране, замедление темпов экономического роста;
- ужесточение санкций, снижение внешнеторгового оборота, сокращение объемов грузовых перевозок, угрозы для импортозависимых отраслей;
- снижение инвестиций в экономику страны и региона.
8.2. Целевые показатели сценариев реализации Стратегии
Умеренно оптимистичный сценарий развития экспортной деятельности Пензенской области считается целевым, что не исключает возможности заимствования отдельных элементов инерционного или ускоренного сценариев.
Инерционный
N п/п |
Показатели |
Этап I 2018 г. |
Этап II 2025 г. |
Этап III 2035 г. |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
10% |
20% |
40% |
2 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
5% |
10% |
20% |
3 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
5% |
10% |
20% |
4 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
5% |
10% |
20% |
5 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
90 |
120 |
140 |
6 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
50 |
100 |
150 |
7 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 15 |
нет |
нет |
нет |
8 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 20 |
нет |
да |
да |
Умерено оптимистический
N п/п |
Показатели |
Этап I 2018 г. |
Этап II 2025 г. |
Этап III 2035 г. |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
25% |
50% |
100% |
2 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
10% |
20% |
40% |
3 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
10% |
20% |
40% |
4 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
10% |
25% |
50% |
5 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
130 |
150 |
150 |
6 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
100 |
150 |
200 |
7 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 15 |
нет |
нет |
да |
8 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 20 |
нет |
да |
да |
Ускоренный
N п/п |
Показатели |
Этап I 2018 г. |
Этап II 2025 г. |
Этап III 2035 г. |
1 |
Рост объема несырьевого экспорта в стоимостном выражении к уровню 2016 года |
50% |
100% |
200% |
2 |
Рост объема экспорта услуг в стоимостном выражении к 2016 году |
20% |
40% |
80% |
3 |
Рост количества экспортеров к уровню 2016 года |
20% |
40% |
80% |
4 |
Рост количества экспортеров из числа субъектов МСП |
25% |
50% |
100% |
5 |
Диверсификация географии поставок (количество стран экспорта) |
130 |
150 |
150 |
6 |
Количество субъектов МСП, получивших информационно-консультационную поддержку, и/или прошедших обучение в рамках образовательного проекта, и/или получивших иные меры поддержки региональных и федеральных институтов развития (нарастающим итогом) |
150 |
250 |
300 |
7 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 15 |
нет |
да |
да |
8 |
Пензенская область среди субъектов Российской Федерации по стоимостному объему несырьевого экспорта занимает место в ТОП 20 |
нет |
да |
да |
9. Заключительные положения
В целях реализации Стратегии на территории Пензенской области разрабатывается программа развития экспортного потенциала Пензенской области и содействия выходу региональных компаний на внешние рынки, утверждаемая Губернатором Пензенской области.
Программа будет включать следующие мероприятия:
- обучающие семинары по различным вопросам экспортной деятельности;
- круглые столы, конференции, форумы и другие промоутерские мероприятия, направленные на популяризацию экспортной деятельности;
- бизнес-миссии за рубеж в целях оказания содействия предпринимателям Пензенской области в поиске зарубежных партнеров, проведения переговоров, обеспечении поставок региональной продукции за рубеж;
- международные выставочно-ярмарочные мероприятия за рубежом и на территории Российской Федерации;
- мероприятия в рамках дней международного бизнеса в регионе;
- реверсные бизнес-миссии и др.
Приложение 1
Приложение 2
Классификация сырьевых и несырьевых товаров в соответствии с методикой АО "Российский экспортный центр"
Классификация сырьевых и несырьевых товаров разработана РЭЦ совместно с Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом зарубежного опыта подобных классификаций.
В основе классификации 4-значные товарные позиции ТН ВЭД, идентичные аналогичным позициям международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В отдельных случаях 4-значные позиции разбивались на 6-значные субпозиции, при этом применялся принцип размерной целесообразности: если субпозиция, которую логичнее отнести к другой группе, составляет небольшую часть от позиции и/или имеет небольшую величину мировой торговли, она не обосабливалась, и позиция включалась в группу целиком.
В самом общем виде в товарной структуре экспорта выделяются две группы товаров: сырьевые и несырьевые. Главным критерием для отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик.
К сырьевым отнесены товары следующих двух основных категорий:
1. Материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее. Главным образом это полезные ископаемые, а также древесина и некоторые другие природные материалы. Первичная продукция растениеводства (зерно, масличные и текстильные культуры) является результатом приложения труда человека, причем длительного, в природе изначально она отсутствует, поэтому не рассматривается как сырье.
2. Отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье: металлолом, макулатура, отходы пластмасс, стекла, древесины и другие. Также сюда включены простые отходы производства АПК, не проходящие особой доработки: высевки, жом, барда и т.п. Лом малых металлов обычно представляет собой отходы обрабатывающих производств, а не извлекается из отслуживших изделий, поэтому классифицируется как несырьевой товар, к тому же исходные материалы технологически сложные, а величина торговли небольшая.
Как обособленная группа выделяются несырьевые энергетические товары - переработанное топливо (нефтепродукты, угольный кокс и прочие) и электроэнергия.
Сырьевые и несырьевые товары по методологии РЭЦ
Сырье |
Несырье энергетическое |
Несырье неэнергетическое |
0501, 0502, 0505-0511 1211, 1213 1301 14 1522 1802 2302, 2303, 2307, 2308 2501-2522, 2524-2530 26 2701-2703, 2709, 271111, 271121, 2714 3804, 3825 3915 4001, 4003, 4004 4101-4103, 411520 4301 4401, 4403 4501 4707 5001-5003 5101-5104 5202 5505 6310 7001 710110, 710121, 710210, 710221, 710231, 710310, 7112 7204 7404 7503 7602 7802 7902 8002 |
2704-2708, 2710, 271112-271119, 271129, 2712, 2713, 2715, 2716 |
01-04 0504 06-11 1201-1210, 1212, 1214 1302 1501-1521 16-17 1801, 1803-1806 19-22 2301, 2304-2306, 2309 24 2523 28-37 3801-3803, 3805-3824, 3826 3901-3914, 3916-3926 4002, 4005-4017 4104-4114, 411510 42 4302-4304 4402, 4404-4421 4502-4504 46 4701-4706 48-49 5004-5007 5105-5113 5201, 5203-5212 53-54 5501-5504, 5506-5516 56-62 6301-6309 64-69 7002-7020 710122, 710229, 710239, 710391, 710399, 7104-7111, 7113-7118 7201-7203, 7205-7229 73 7401-7403, 7405-7419 7501, 7502, 7504-7508 7601, 7603-7616 7801, 7804, 7806 7901, 7903-7907 8001, 8003, 8007 81-97 |
Неэнергетические несырьевые товары по переделам
Нижние переделы |
Средние переделы |
Верхние переделы |
01 0301-0303, 0306-0308 0409, 0410 06 0701-0709, 0711, 0713, 0714 0801-0810, 0812-0814 090111, 090190, 090220, 090240, 0903-0910 10 1201-1207, 1209, 1210, 1212, 1214 1520, 1521 1703 1801 2207 2301, 2304-2306 2401 2523 2803, 2807, 2809, 2814, 2815, 281820, 281830, 282720, 283311, 2836 2901-2903, 2905, 2907, 2909, 2910, 2915-2917 31 3803, 3807, 382450 4104-4114, 411510 4302 4402, 4404-4408 4502 4701, 4706 5105 5201, 5203 5301-5305 6309 6801-6803, 6814 6904 7003, 7005 710229, 7105-7111 7201-7203, 7205-7207 7401-7403 7501, 7502 7601 7801 7901 8001 810520 8908 |
02 0304, 0305 0401-0404, 0407, 0408 0504 0710, 0712 0811 090112, 090121, 090122, 090210, 090230 11 1208 1302 1501-1516, 1518 1701, 1702 1803-1805 1903 2102 2201, 2209 2403 2801, 2802, 280410-280440, 280469-280480, 280511-280519, 280540, 2806, 2808, 2810-2813, 2816, 2817, 281810, 2819-2826, 282710, 282731-282760, 2828-2832, 283319-283340, 2834, 2835, 2837-2843, 2847-2853 2904, 2906, 2908, 2911-2914, 2918-2927, 2929-2931, 2940, 2942 3201-3203, 3206 3301 3401, 3406 3501-3505 3601, 3602, 3605, 3606 3801, 3802, 3805, 3806, 3816, 3817, 3820, 3823, 382410, 382440, 382460-382490, 3826 3901-3914, 3916, 3917, 3919-3921 4002, 4005-4009, 4012, 4017 4409-4418 4503, 4504 4702-4705 4801-4811 5004-5007 5106-5113 5204-5212 5306-5311 54 5501-5504, 5506-5516 5601-5607 5801-5804, 5806, 5808, 5809, 5811 60 6701, 6703 6804-6812 6901, 6902, 6905-6908 7002, 7004, 7006-7008, 7016, 7019 710399 7208-7229 7301-7307, 7312-7314, 7317 7405-7411, 7413 7504-7507 7603-7608, 7614 7804 7903-7905 8003 810110-810197, 810210-810297, 810411-810430, 810530, 8106, 8107, 810820, 810830, 8110, 8111 |
0405, 0406 1517 16 1704 1806 1901, 1902, 1904, 1905 20 2101, 2103-2106 2202-2206, 2208 2309 2402 280450, 280461, 280490, 280530, 2844-2846 2928, 2932-2939, 2941 30 3204, 3205, 3207-3215 3302-3307 3402-3405, 3407 3506, 3507 3603, 3604 37 3808-3815, 3818, 3819, 3821, 3822, 382430 3918, 3922-3926 4010, 4011, 4013-4016 42 4303, 4304 4419-4421 46 4812-4823 49 5608, 5609 57 5805, 5807, 5810 59 61 62 6301-6308 64-66 6702, 6704 6813, 6815 6903, 6909-6914 7009-7015, 7017, 7018, 7020 710122, 710239, 710391, 7104, 7113-7118 7308-7311, 7315, 7316, 7318-7326 7412, 7415-7419 7508 7609-7613, 7615, 7616 7806 7907 8007 810199, 810299, 8103, 810490, 810590, 810890, 8109, 8112, 8113 82-88 8901-8907 90-97 |
Приложение 3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 14 мая 2018 г. N 238-рП "Об утверждении Стратегии развития экспортной деятельности Пензенской области на период до 2030 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 26 мая 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 15 мая 2018 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 33 от 22 мая 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 25 июня 2024 г. N 529-рП
Изменения вступают в силу с 6 июля 2024 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 20 октября 2023 г. N 908-рП
Изменения вступают в силу с 3 ноября 2023 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 20 октября 2022 г. N 755-рП
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2022 г.