Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 октября 2018 г. N 568-рП
"Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об утверждении порядка и сроков составления проекта бюджета Пензенской области и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.
Исполняющий обязанности |
Н.П. Симонов |
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 23.10.2018 N 568-рП
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями).
Определяющее влияние на формирование Основных направлений оказали целевые ориентиры развития страны, обозначенные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и проекте Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
Вектор разработки Основных направлений как неотъемлемой части государственной экономической политики обусловлен долгосрочным выбором приоритетных сфер и направлений социально-экономического развития Пензенской области, ориентирами будущего состояния региона, прогнозируемыми в проекте Стратегии социально-экономического развития Пензенской области до 2035 года, направленном на согласование в Минэкономразвития России.
Целью разработки Основных направлений является определение условий и подходов к формированию проекта бюджета Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы региона в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в бюджетном прогнозе Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства Пензенской области от 20.02.2017 N 68-рП (с последующими изменениями).
2. Бюджетная политика Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости достижения поставленных Президентом Российской Федерации на ближайшие 6 лет национальных целей развития страны, включая ускорение темпов экономического роста, повышение уровня жизни граждан, качества и доступности здравоохранения и образования, создание комфортных условий для проживания, бюджетная политика Правительства Пензенской области в планируемом периоде сохраняет преемственность заявленных в предыдущие годы ориентиров и будет направлена на:
- сохранение сбалансированности бюджетной системы региона;
- обеспечение эффективного расходования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ Пензенской области, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
- развитие межбюджетных отношений в Пензенской области;
- повышение эффективности казначейского исполнения бюджета;
- совершенствование контроля за использованием бюджетных средств и в сфере закупок;
- повышение качества управления общественными финансами;
- расширение применения современных информационных технологий в бюджетном процессе, развитие инициативного бюджетирования.
2.1. Сохранение сбалансированности бюджетной системы Пензенской области
Развитие бюджетной системы региона на протяжении последних лет характеризуется стремительным ростом социальных обязательств, обусловленным принятыми на федеральном уровне решениями по повышению оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, увеличению размера МРОТ, индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства детских пособий, опекунских выплат, стипендий, необходимостью сокращения дефицита средств на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (далее - ТПГГ). Дополнительных ресурсов потребует реализация направлений Указа N 204.
При этом сдержанный рост налоговых и неналоговых доходов, а также установленные в соглашениях с Минфином России ограничения по привлечению коммерческих заимствований, приводят к зависимости бюджетной сбалансированности от объема финансовой поддержки из федерального бюджета в виде дотаций.
В течение ряда лет показатель бюджетной обеспеченности Пензенской области, определяемый Минфином России при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, является одним из самых низких в Российской Федерации. Дефицит финансовых ресурсов в регионе был выявлен Минфином России в 2017 году по итогам расчета "модельных бюджетов" субъектов Российской Федерации. В 2018 году невысокий прирост дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (4,8% к уровню 2017 года) был компенсирован дополнительной финансовой помощью в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в объеме 5,4 млрд. руб., что позволило в значительной мере обеспечить финансирование социально значимых расходов, включая достижение индикативов по оплате труда отдельных категорий работников, сократить дефицит ТПГГ до минимального за последние годы значения, увеличить финансовую поддержку местных бюджетов, реализовать в регионе проекты, софинансируемые из федерального бюджета. Однако данный вид дотации является нерегулярным, и отсутствие информации о ее распределении по субъектам существенно затрудняет процесс формирования основных бюджетных параметров на очередной год.
В целях оказания финансовой поддержки региону в осуществлении государственных и муниципальных полномочий предоставляются субсидии из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.07.2018 N 1450-р "Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999" предельный уровень софинансирования расходных обязательств Пензенской области составляет 92%. При этом в целях выполнения задач, поставленных Указом N 204, софинансирование расходов региона из федерального бюджета в рамках федеральных проектов будет осуществляться на уровне 99%.
В условиях роста расходных обязательств и реформирования на федеральном уровне системы межбюджетных отношений, в том числе путем заключения с субъектами Российской Федерации соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, особую актуальность получает вопрос сохранения и развития доходного потенциала региона. Основные направления работы по данному вопросу - содействие развитию инвестиционных процессов, в том числе за счет оказания инвесторам государственной поддержки в виде налоговых льгот; сокращение недоимки налогов посредством совершенствования механизмов их собираемости; активизация роста налоговой базы, в том числе за счет предотвращения ухода от налогообложения (легализации "теневой" заработной платы); улучшение межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления Пензенской области с налоговыми органами, службой судебных приставов, а также контрольно-надзорными органами по вопросам администрирования доходных источников. В этих целях в регионе продолжится реализация распоряжения Правительства Пензенской области от 25.09.2015 N 373-рП "О закреплении за исполнительными органами государственной власти Пензенской области видов доходов по курируемым направлениям экономической деятельности".
Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности муниципальных образований, снижения зависимости социально-экономической ситуации в населенных пунктах от градообразующего предприятия, создания новых постоянных рабочих мест, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 277 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Сердобск" и от 05.07.2018 N 785 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Заречный" в моногородах Заречный и Сердобск образованы территории опережающего социально-экономического развития.
Важная роль в обеспечении долгосрочной устойчивости бюджета отводится долговой политике Пензенской области. Реализация мероприятий утверждена распоряжением Правительства Пензенской области от 29.09.2017 N 454-рП "Об утверждении Долговой политики Пензенской области на 2018-2024 годы" (с последующими изменениями) и направлена на поддержание безопасного уровня долговой нагрузки бюджета области, оптимизацию структуры государственного долга и сокращение расходов на его обслуживание, а также на недопущение необоснованных заимствований.
Особое значение для обеспечения бюджетной устойчивости имеет приоритизация бюджетных расходов, направленная на достижение обозначенных в Указе N 204 национальных целей развития. Наряду с этим при формировании предельных объемов бюджетных ассигнований необходимо обеспечить финансирование расходов "длящегося" характера, уменьшение расходов ограниченного срока действия.
В 2017 году регионом были заключены соглашения с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета в объеме 8,2 млрд. руб., в результате которой предоставлена рассрочка погашения таких кредитов до 2025 года, а объем платежей по государственному долгу в 2018 году снижен на 2,3 млрд. руб., в 2019 году - на 1,7 млрд. руб. В целях выполнения обязательств в рамках данных соглашений при формировании и последующих уточнениях областного бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов необходимо придерживаться принципа ограничения коммерческих заимствований и осуществлять контроль за общим уровнем долговой нагрузки.
Кроме того, необходимо обеспечить привлечение в бюджет Пензенской области кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам не более ключевой ставки, установленной Банком России, увеличенной на 1 процентный пункт.
Комплексной мерой, направленной на бюджетную консолидацию, продолжает оставаться План мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов Пензенской области, обновленная редакция которого с учетом продления срока реализации до 2021 года была утверждена распоряжением Правительства Пензенской области от 28.09.2018 N 508-рП.
2.2. Обеспечение эффективного расходования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ Пензенской области, сбалансированных по срокам, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения
Необходимость достижения приоритетов и целей, определенных в документах стратегического планирования, в условиях недостаточных темпов роста собственных доходов, жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, а также традиционно высокой доли действующих социальных обязательств требует актуализации комплекса мер по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Ключевые направления эффективности расходования бюджетных средств сформулированы в Программе оптимизации расходов бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области на 2018-2021 годы раздела 1 Плана мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов Пензенской области на 2018-2021 годы, утвержденного распоряжением Правительства Пензенской области от 21.02.2018 N 81-рП (с последующими изменениями), и нацелены на:
- формирование структуры бюджетных расходов, исходя из приоритетных направлений по повышению уровня жизни граждан, повышению качества и доступности услуг социально-культурной сферы, созданию комфортных условий для проживания, а также по осуществлению поддержки реального сектора экономики, в том числе в рамках реализации национальных проектов;
- развитие института государственных программ на проектных принципах управления;
- повышение эффективности инвестиций;
- совершенствование механизма планирования расходов на оказание государственных услуг;
- обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов;
- дальнейшую оптимизацию бюджетных расходов.
Одним из приоритетных направлений, определяющих структуру расходов бюджета, является решение задач по повышению уровня жизни граждан, качества и доступности услуг социально-культурной сферы.
В этой связи в среднесрочной перспективе большое внимание будет уделено сохранению уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, достижение которого осуществлялось в предыдущие годы в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в 2019 году - на 7% (27056 руб.), в 2020 году - на 5,2% (28463 руб.), в 2021 году - на 6,4% (30285 руб.).
Кроме того, расходы на оплату труда работников, на которых не распространяется действие вышеперечисленных указов, будут предусмотрены с учетом доведения МРОТ до величины прожиточного минимума, планируемого с 01.01.2019 в размере 11280 руб., а также индексации на прогнозируемый уровень инфляции с 01.10.2019 - на 4,3%, с 01.10.2020 - на 3,8%, с 01.10.2021 - на 4%.
В рамках участия в национальном проекте "Демография" в целях финансовой поддержки семей при рождении детей будет осуществляться целевая поддержка нуждающихся семей за счет предоставления им ежемесячных денежных выплат в связи с рождением первого ребенка, а также при рождении третьего и последующих детей в размере 9398 руб. С целью содействия занятости женщин предусмотрено их переобучение и повышение квалификации в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Наряду с созданием условий для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, путем участия региона в федеральном проекте по созданию яслей, указанные меры будут также способствовать обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и достижения позитивных демографических трендов, предусмотренных Указом N 204.
Значимый вклад в достижение цели по улучшению демографической ситуации внесет реализация мероприятий, направленных на создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. В рамках реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" запланировано создание специального центра развития внешкольного спорта в Никольском районе Пензенской области, малых спортивных площадок в центрах тестирования Всероссийского физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне".
На повышение качества и доступности здравоохранения как способа достижения одной из важнейших национальных целей развития страны - повышение ожидаемой продолжительности жизни - направлены меры по обеспечению оптимальной доступности первичной медико-санитарной помощи, включающие приобретение мобильных медицинских комплексов, дальнейшее развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов.
Наряду с этим продолжится реализация мероприятий по профилактике и борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В целях повышения уровня диагностики и обеспечения ранней выявляемости указанных заболеваний планируется строительство клинико-диагностического корпуса ГБУЗ "Областной онкологический диспансер", завершение строительства хирургического корпуса в г. Кузнецке, переоснащение и дооснащение оборудованием региональных медицинских организаций соответствующего профиля.
В целях развития детского здравоохранения и создания современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям планируется строительство детской поликлиники в г. Н. Ломов, реконструкция корпуса больницы им. Н.Ф. Филатова, капитальный ремонт детских отделений районных больниц.
Для преодоления кадрового дефицита и повышения уровня подготовки медицинских специалистов будет продолжена реализация программы по кадровому обеспечению системы здравоохранения Пензенской области.
Развитие человеческого капитала невозможно без повышения качества и доступности образования, в первую очередь общего образования, и модернизации профессионального образования, формирования высококвалифицированных педагогических коллективов в образовательных организациях, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Для решения указанных задач планируется участие региона в федеральных проектах национального проекта "Образование".
В рамках реализации федерального проекта "Современная школа" с целью ликвидации третьей смены обучения на 2019-2021 годы запланировано строительство школы на 1100 мест в ЭКО-квартале микрорайона Арбеково в г. Пензе, 6 школ в районах области (Пачелмском, Пензенском, Лунинском, Бессоновском, Кузнецком и Городищенском).
Сфера культуры, наряду с образованием, формирует основу для развития человеческого капитала. В рамках реализации национального проекта "Культура" в целях развития культурной среды, инфраструктуры учреждений культуры продолжится софинансирование работ по капитальному ремонту сельских домов культуры (п. Мичурино Пензенского района, с. Чаадаевка Городищенского района, с. Тимирязево Башмаковского района), реконструкция здания "Центр культурного развития на "Ленинградской" в г. Пензе, предусматривается оснащение оборудованием школ искусств, специализированным автотранспортом учреждений культуры (в том числе путем создания автоклубов).
Улучшение жилищных условий граждан, создание удобной, качественной, благоустроенной и комфортной среды продолжают оставаться в ряду приоритетных задач.
На решение поставленных задач направлены меры по предоставлению семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка. Кроме того, предусмотрены расходы на осуществление взноса в уставный капитал ООО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" для предоставления семьям со средним достатком ипотечных кредитов со ставкой ниже 8 процентов по стандартам АО "Дом.РФ". Особое внимание уделяется решению проблем граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков.
В связи с планируемым продлением срока деятельности Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 2026 года Пензенская область примет участие в федеральном проекте по обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
С целью обеспечения комплексного развития современной городской инфраструктуры в малых и крупных городах на основе единых подходов в регионе будет продолжена реализация федерального проекта по формированию комфортной городской среды, в рамках которого планируется комплексное развитие территории жилой застройки в микрорайоне Арбеково в г. Пензе, предусматривающее строительство школы на 800 мест при софинансировании из федерального бюджета, а также автодороги за счет средств дорожного фонда.
В рамках продолжения участия в национальном проекте "Безопасные и качественные автомобильные дороги" к концу 2024 года планируется привести в нормативное состояние 85% дорожной сети региона, а также устранить места концентрации дорожно-транспортных происшествий до 50%. Достижению поставленной цели будет способствовать направление, начиная с 2019 года, в дорожные фонды субъектов Российской Федерации денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. В этой связи функции по фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения будут осуществляться за счет средств дорожного фонда.
На обеспечение экологического благополучия региона, в том числе путем привлечения частных инвестиций, направлено финансирование проекта по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - мусороперерабатывающего завода и полигона отходов производства и потребления в Пензенской области в соответствии с концессионным соглашением, заключенным с ООО "МАГ Груп Менеджмент".
С целью создания условий для устойчивого экономического роста, улучшения делового климата, повышения результативности инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства будет продолжено осуществление бюджетной поддержки реального сектора экономики.
В целях обеспечения стабильного роста и развития агропромышленной отрасли будет продолжена государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и других сельскохозяйственных предприятий Пензенской области, традиционно осуществляемая в форме субсидий. Бюджетные средства планируется направить на поддержку животноводства: повышение продуктивности в молочном скотоводстве, поддержку производства пищевого яйца. В отрасли растениеводства продолжится субсидирование части затрат на посев элитных семян, закладку многолетних насаждений, а также оказание несвязанной поддержки. Финансовая поддержка реализации перспективных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве будет оказываться в форме субсидий на возмещение части процентных ставок по целевым коммерческим кредитам.
В рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" планируется поддержка малого и среднего предпринимательства, направленная на решение задач по содействию обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам, сопровождению инвестиционных проектов на территории региона, содействию консолидации регионального бизнес-сообщества на основе кластерного подхода, реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства в монопрофильных муниципальных образованиях, созданию системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, содействию осуществления деятельности детей и молодежи в сфере высоких технологий, с учетом возможностей бюджета области по обеспечению софинансирования федеральных средств.
В целях поддержки экспортоориентированных предприятий несырьевого сектора в бюджете области запланированы субсидии на возмещение части затрат предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, продолжится финансирование мероприятий по развитию Центра поддержки экспорта (ЦПЭ).
В рамках задач по улучшению инвестиционного климата и созданию современной производственной инфраструктуры для развития конкурентоспособных производств, новых высокопроизводительных рабочих мест в регионе созданы индустриальные парки ("Отвель", "Сердобский", "Давыдов"). В 2019 году планируется дальнейшее развитие парков для привлечения новых инвесторов и создания конкурентоспособных производств.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов в планируемом периоде будет выступать развитие института региональных государственных программ на проектных принципах управления. С учетом интеграции предусмотренных Указом N 204 национальных проектов государственные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и процессной (текущей) деятельности исполнительных органов государственной власти, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Первостепенная важность реализации национальных проектов в регионе подчеркнута закреплением за Губернатором Пензенской области персональной ответственности за реализацию национальных проектов, а за заместителями Председателя Правительства - за реализацию федеральных проектов и региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов.
Кроме того, в соответствии с утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.06.2018 Методическими указаниями по разработке национальных проектов (программ) постановлением Правительства Пензенской области от 19.09.2018 N 512-пП внесены изменения в Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Пензенской области, которыми предусмотрено создание Совета при Правительстве Пензенской области по стратегическому развитию и национальным проектам, президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, а также утверждены 12 Проектных комитетов по направлениям реализации Указа N 204.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных Методических указаний следует читать как "06.06.2018"
В соответствии с Положением об оценке эффективности реализации государственных программ Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП (с последующими изменениями), в текущем году был проведен анализ эффективности 23 государственных программ Пензенской области, по результатам которого сроки их реализации продлены до 2022 года.
Другим актуальным направлением повышения эффективности бюджетных расходов станет введение в процедуру планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства механизма обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита. Соответствующие изменения, вступающие в силу с 1 января 2019 года, внесены в Закон Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями).
На совершенствование процедур предоставления инвестиций направлено применение порядков принятия решения и предоставления субсидий юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежат Пензенской области, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставных капиталов таких юридических лиц, утвержденных постановлениями Правительства Пензенской области от 24.08.2018 N 451-пП и от 06.09.2018 N 469-пП. Такой способ осуществления инвестиций обеспечит контроль за использованием бюджетных средств и применение гибкого механизма их возврата, в том числе в случае нарушения получателем субсидии целей и условий ее предоставления.
Продвижению инвестиций также будет способствовать утверждение Правительством Пензенской области на основании изменений, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями), Порядка подготовки и согласования проекта решения о заключении контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства государственной собственности Пензенской области, предусматривающего объединение выполнения данных работ в один предмет контракта.
Кроме того, по итогам проведенной в 2017 году инвентаризации объектов незавершенного строительства государственной и муниципальной собственности Пензенской области, во исполнение поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 31.01.2017, предстоит работа по уменьшению объектов незавершенного строительства исходя из их значимости для развития региона с учетом бюджетных возможностей.
В рамках совершенствования механизма планирования расходов на оказание государственных услуг в составе нормативных затрат на содержание имущества с 2019 года будут учитываться только затраты на имущество, используемое для выполнения государственного задания.
В планируемом периоде будет продолжена начатая в 2016 году практика уменьшения объема бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания в связи с его невыполнением в отчетном году более чем на 5%. Данная мера позволяет повысить ответственность руководителей учреждений и главных распорядителей бюджетных средств за выполнение показателей государственных заданий.
Для более оперативного включения новых услуг и работ, необходимых для формирования государственного задания, введен региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, утвержденный приказом Министерства финансов Пензенской области от 29.12.2017 N 67-опер.
С целью создания условий для повышения качества услуг в социальной сфере в Пензенской области продолжается работа по расширению участия в их оказании некоммерческих организаций. Правовое поле для обеспечения равного доступа государственных (муниципальных) и негосударственных некоммерческих организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и созданию конкурентной среды для развития мотивации к повышению качества оказания услуг будет определено после принятия на федеральном уровне законопроекта "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере". Это повлечет за собой необходимость актуализации целого ряда федеральных нормативных правовых актов, на основании которых в течение 2019 года в рамках полномочий органов государственной власти Пензенской области будут вноситься необходимые изменения в действующее региональное законодательство, которые вступят в силу с 2020 года. К первостепенным задачам в данном направлении относятся развитие ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, определение вариантов оказания им имущественной и других видов поддержки.
Необходимым условием повышения эффективности бюджетных расходов также является обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов.
В целях обеспечения прозрачности и возможности контроля за целевым использованием предусмотрено обособление бюджетных средств на реализацию национальных проектов на уровне кода целевой статьи расходов бюджета, а также в структуре государственных программ Пензенской области. На основании этого будут внесены изменения в Порядок применения целевых статей расходов бюджета Пензенской области, утвержденный приказом Министерства финансов Пензенской области от 30.10.2015 N 56.
В целях повышения качества и прозрачности информации, раскрываемой в бюджетной отчетности, планируется совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности путем применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
В 2019 году намечено внедрение электронного документооборота с применением электронной подписи в информационной системе сбора и консолидации финансовой отчетности "Свод-WEB", а также внедрение электронного архива для хранения вышеуказанной информации.
В условиях ограниченности доходных источников, а также в целях выполнения условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета дотаций и бюджетных кредитов не утратило свою важность такое направление бюджетной политики, как оптимизация бюджетных расходов. С учетом проведенных в последние годы мер по сокращению расходов бюджета дальнейшие решения по ее проведению должны приниматься только на основе объективного анализа значимости реализуемых проектов с точки зрения их влияния на решение социально-экономических задач. Оптимизацию расходов бюджета планируется продолжить за счет:
- отказа от финансирования расходных обязательств, не отнесённых к приоритетным направлениям;
- недопущения установления обязательств по вопросам, не отнесенным Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- снижения расходов на закупки товаров, работ и услуг, в том числе путем обоснованного формирования начальных (максимальных) цен закупок;
- передачи несвойственных функций учреждений бюджетной сферы на аутсорсинг;
- обеспечения рационального использования имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений;
- дальнейшей оптимизации системы мер социальной поддержки;
- развития внебюджетной деятельности бюджетных и автономных учреждений.
2.3. Развитие системы межбюджетных отношений в Пензенской области
Формирование межбюджетных отношений в 2019 году и плановом периоде будет осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Пензенской области от 20.09.2005 N 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской области" (с последующими изменениями) с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений являются:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов с целью увеличения их доходного потенциала для выполнения органами местного самоуправления возложенных на них полномочий;
- усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части увеличения налоговых и неналоговых доходов и выполнения в полном объеме принятых расходных обязательств;
- повышение качества управления муниципальными финансами, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;
- повышение эффективности предоставляемых целевых межбюджетных трансфертов.
В планируемом периоде предполагается сохранение всех действующих форм межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области в рамках региональных государственных программ в соответствии с утвержденными методиками (порядками).
Общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) подлежит увеличению на уровень, превышающий индекс потребительских цен: на 2019 год - на 6,7%, на 2020 год - на 3,8%, на 2021 год - на 4%.
Предоставление указанной дотации, как и в 2018 году, будет осуществляться на основании соглашений с установлением обязательств муниципальных образований Пензенской области по достижению показателей социально-экономического развития территорий, осуществлению мер, направленных на увеличение доходов бюджетов, снижение уровня дотационности и финансовое оздоровление, а также мер ответственности за их невыполнение.
В среднесрочной перспективе продолжится систематический мониторинг выполнения указанных обязательств, а также параметров местных бюджетов и результатов их исполнения.
В 2019 году будет продолжено оказание финансовой поддержки в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в течение финансового года при недостатке средств в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств или снижением объема доходов местных бюджетов.
В соответствии с утвержденным Правительством Пензенской области порядком будут определены приоритетные направления развития муниципальных образований Пензенской области, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета Пензенской области. Продолжится предоставление местным бюджетам субсидий на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и педагогических работников дополнительного образования в целях сохранения уровня оплаты труда этих категорий работников бюджетной сферы, достигнутого в рамках выполнения указов Главы государства от 2012 года, с учетом роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Пензенской области в среднесрочной перспективе, а также субсидий на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 января 2019 года.
Предоставление субсидий планируется осуществлять при наличии в местных бюджетах бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств, а также на основании соглашений, предусматривающих обязательства муниципальных образований по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за их невыполнение.
Расчет субвенций для исполнения переданных органам местного самоуправления Пензенской области государственных полномочий будет осуществляться по единым для всех муниципальных образований методикам, утвержденным Законом Пензенской области от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (с последующими изменениями).
В целях контроля за параметрами муниципального долга будет продолжен анализ соответствия уровня долговой нагрузки требованиям бюджетного законодательства, мониторинг своевременности и полноты исполнения долговых обязательств и стоимости заимствований, согласование привлечения коммерческих кредитов администрациями муниципальных образований, а также проверка соответствующей отчетности. При этом согласование объявления администрациями городских округов и муниципальных районом аукционов на привлечение коммерческих кредитов с Министерством финансов Пензенской области также будет являться обязательным.
В целях снижения расходов на обслуживание коммерческих заимствований муниципальным образованиям рекомендовано обеспечить привлечение коммерческих кредитов исключительно по ставкам, не превышающим ключевую ставку Банка России, увеличенную на 1% годовых.
2.4. Повышение эффективности казначейского исполнения бюджета
В рамках повышения эффективности казначейского исполнения бюджета основные мероприятия в 2019 году будут ориентированы на достижение операционной эффективности расходования бюджетных средств на этапе предварительного контроля, обеспечение ликвидности единого счета бюджета и повышение эффективности закупочного процесса, включая:
- повышение качества планирования кассовых разрывов и источников их покрытия в целях предупреждения рисков неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, а также выполнения условий софинансирования федеральных средств;
- совершенствование порядка авансирования при государственных закупках;
- систематический мониторинг просроченной кредиторской задолженности, недопущение ее роста и принятия мер по ее ликвидации;
- обеспечение ритмичности исполнения бюджета в течение финансового года, своевременной подготовки и заключения государственных контрактов;
- дальнейшее применение эффективных методов использования бюджетных средств;
- привлечение краткосрочных казначейских кредитов и временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений для обеспечения ликвидности единого счета бюджета и непрерывного бюджетного процесса.
Совершенствование механизма предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета также будет способствовать обеспечению операционной эффективности использования бюджетных средств. Предварительное согласование ("парафирование") с федеральными ведомствами соглашений о предоставлении субсидий, практика которого начата в 2017 году, позволяет уже на этапе формирования проекта бюджета региона предусматривать требуемый объем бюджетных ассигнований на исполнение софинансируемых из федерального бюджета расходных обязательств. Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ Федеральным законом от 28.12.2017 N 434-ФЗ, в части установления нормы о распределении субсидий бюджетам субъектов РФ законами о федеральном бюджете (о внесении изменений в закон о федеральном бюджете), а также установление срока заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета межбюджетных субсидий (до 15 февраля финансового года), позволили существенно увеличить период для освоения федеральных средств.
В целях усиления контроля за целевым и эффективным использованием федеральных средств в 2018 году внесено изменение в Соглашение об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Пензенской области отдельных функций при кассовом обслуживании исполнения бюджета Пензенской области в части наделения УФК полномочиями по принятию и учету бюджетных и денежных обязательств по расходам, осуществляемым за счет целевых средств федерального бюджета и доли софинансирования из бюджета Пензенской области. Совместно с УФК разрабатывается соответствующая нормативно-правовая база.
В 2019 году продолжится контроль в сфере закупок при исполнении бюджета по контрактуемым расходам, предусмотренный частью 5 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями). Учитывая вступление в силу нормы об отказе в размещении в ЕИС документов с нарушениями, указанный контроль будет носить блокирующий характер.
Новацией контроля за закупками является наделение, начиная с 2018 года, органов власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, права собственника имущества государственных унитарных предприятий, полномочиями по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с последующими изменениями), в части соответствия нормам законодательства положений о закупках, обязательности соблюдения заказчиками их требований, своевременности и полноты внесения информации о закупках в единую информационную систему в сфере закупок. Данное нововведение повысит ответственность главных распорядителей бюджетных средств за осуществлением закупок и позволит достичь эффективного и правомерного использования средств учреждений.
Учитывая, что показатель "доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированного бюджета субъекта РФ" учитывается при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2017 N 548, в рамках выполнения мероприятий региональной "дорожной карты" по погашению (реконструкции) кредиторской задолженности консолидированного бюджета как в 2018 году, так и в 2019 году продолжится проведение систематического мониторинга просроченной кредиторской задолженности по исполненным государственным контрактам и принятие мер по ее оплате.
В целях повышения эффективности казначейского исполнения продолжится применение таких инструментов, как перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели и на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность; открытие лицевых счетов юридическим лицам - неучастникам бюджетного процесса (кроме государственных бюджетных и автономных учреждений, государственных унитарных предприятий) в Министерстве финансов Пензенской области для учета и проведения кассовых выплат за счет бюджетных средств; проведение проверок для подтверждения факта выполнения работ (поставок товаров, оказания услуг, при финансировании расходов в размере свыше 1 млн. руб. на ремонт объектов государственной собственности и приобретение дорогостоящего оборудования).
2.5. Совершенствование контроля за использованием бюджетных средств и в сфере закупок
Развитие системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и контроля в сфере закупок в среднесрочном периоде будет направлено на снижение потерь средств бюджета Пензенской области, эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов, а также предотвращение нарушений действующего законодательства.
В этой связи основными направлениями развития контрольной деятельности станут:
- расширение полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля;
- пресечение избыточных бюджетных расходов посредством развития системы предварительного и последующего контроля в сфере закупок;
- дальнейшее развитие административной практики;
- совершенствование нормативно-правовой базы по направлениям контрольной деятельности.
В рамках расширения полномочий контрольных органов с 1 января 2018 года органам внутреннего государственного финансового контроля предоставлено право контролировать соблюдение юридическими лицами не только условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств, государственных контрактов, но и контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных контрактов. Введение данной нормы позволило оценить деятельность объектов контроля в совокупности и создало новые условия для получения достоверных данных, необходимых для выявления нарушений.
Важным способом пресечения избыточных расходов является контроль в сфере государственных закупок. Несмотря на отлаженный предварительный контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены, осуществляемый до заключения контракта и позволяющий ее уменьшить до размещения заказа, необходимо развивать контроль за планированием начальной (максимальной) цены контрактов (далее - Н(М)ЦК) в плане-графике закупок, соблюдением правил нормирования в сфере закупок, исполнением государственных контрактов, использованием предмета закупки по назначению и его отражением в учете. В этой связи основной задачей станет комплексное осуществление контроля за закупками начиная от планирования и обоснования цены закупки до анализа эффективности и результативности использования средств, направленных на осуществление закупок для нужд Пензенской области. Решению поставленных задач будет способствовать и развитие контрактной системы посредством дальнейшего наполнения систематизированного перечня товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование методологии определения Н(М)ЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Наиболее действенной мерой, дисциплинирующей должностных лиц, является административная ответственность за несоблюдение требований бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере закупок. В 2019 году и плановом периоде продолжит свое развитие практика привлечения к административной ответственности.
В условиях постоянно изменяющейся нормативной правовой базы по-прежнему актуальной остается задача по проведению мониторинга нормативных документов, методик, стандартов, которыми руководствуется орган внутреннего государственного финансового контроля при осуществлении своих полномочий, с целью обеспечения их соответствия требованиям законодательства, регулирующего бюджетный процесс, сферу закупок, административную ответственность.
2.6. Повышение качества управления общественными финансами
В сентябре 2018 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило рейтинг кредитоспособности Пензенской области на уровне ruBBB+ по национальной шкале, соответствующий стабильному прогнозу. Наличие кредитного рейтинга создает условия для более качественной и независимой оценки кредитоспособности Пензенской области, а также увеличения инвестиций в экономику региона. Поддержание кредитного рейтинга Пензенской области на стабильном уровне способствует успешной реализации долговой политики региона. По сравнению с рейтингом 2017 года (ruBBB) Пензенская область улучшила свои показатели благодаря проводимой экономической и финансовой политике.
По результатам оценки реализации региональных программ оздоровления государственных финансов, подведенной Минфином России в июне 2018 года на Всероссийском семинаре-совещании с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации, Пензенская область находится в группе - "высокое качество". Реализация планов финансового оздоровления будет продолжена в регионе в 2019-2021 годах.
По итогам 2017 года Пензенская область вошла в число субъектов Российской Федерации с надлежащим уровнем качества управления региональными финансами по результатам ежегодного мониторинга, проводимого Минфином России, что нацеливает на дальнейшее совершенствование реализуемых мер всеми участниками бюджетного процесса региона.
2.7. Расширение применения современных информационных технологий в бюджетном процессе, развитие инициативного бюджетирования
В результате проводимой Министерством финансов Пензенской области работы по повышению открытости и прозрачности управления государственными финансами на протяжении последних четырех лет Пензенская область входит в группу регионов с высоким уровнем открытости бюджетных данных.
Однако вопрос повышения открытости бюджетных данных остается по-прежнему актуальным. За последние годы в регионе создан механизм привлечения граждан к обсуждению вопросов бюджетной тематики:
- публикуются путеводители по бюджету Пензенской области в разделе "Открытый бюджет" на сайте Министерства финансов Пензенской области;
- функционируют страницы Министерства в социальных сетях.
Вместе с тем с развитием информационных технологий назрела необходимость внедрения интерактивных форм доведения информации о бюджете до граждан.
Согласно Порядку размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 28.12.2016 N 243н, Министерством финансов Пензенской области ведется работа по размещению информации на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации (далее - ЕПБС РФ) с целью создания механизма реализации принципа открытости бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей по мере предоставления доступа к отдельным подсистемам интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". В настоящее время осуществляется подготовка к началу работ по наполнению справочников ЕПБС РФ финансовыми органами муниципальных образований с 1 января 2019 года.
Будет продолжена работа по организации участия граждан в решении бюджетных вопросов при выборе приоритетов расходования бюджетных средств. Наиболее активно жители Пензенской области участвуют в такой деятельности в рамках проекта "Формирование комфортной городской среды", реализуемого на территориях муниципальных образований Пензенской области, муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2015-2021 годы" и аналогичных программ, принятых в других муниципальных образованиях Пензенской области.
3. Налоговая политика Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Налоговая политика Пензенской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов по-прежнему будет направлена на оказание государственной поддержки бизнесу, повышение инвестиционной привлекательности региона и рост налоговых поступлений в бюджет.
Одним из основных изменений федерального законодательства со следующего года является отмена налога на движимое имущество. Данная мера направлена на ускоренное внедрение и развитие технологий отечественной экономики за счет стимулирования обновления основных фондов предприятий.
В целях совершенствования механизма поддержки организаций, реализующих на территории Пензенской области инвестиционные проекты, в Закон Пензенской области от 30.06.2009 N 1755-ЗПО "Об инвестициях и государственно-частном партнерстве" внесены изменения в части:
- распространения льготы по налогу на имущество организаций в виде снижения ставки с 2,2% до 1,1% на сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих не только приоритетные, но и стратегически значимые инвестиционные проекты;
- сокращения с 3 до 2 лет срока, прошедшего с момента создания юридического лица, по истечении которого инвестору может быть присвоена категория вновь созданного предприятия.
В 2018 году заключены три новых инвестиционных соглашения с ООО "СМЦ", ООО "Авиаген Торкейз" и ООО "ПензаМолИнвест", а также дополнительное соглашение к действующему инвестиционному соглашению с ООО "Черкизово-Свиноводство". В результате реализации данных проектов ожидаются дополнительные поступления в бюджет области налога на прибыль, налога на имущества организаций, налога на доходы физических лиц, транспортного налога по сравнению с суммой предоставленных налоговых льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу в общей сумме 368,0 млн. рублей.
Согласно Закону Пензенской области от 13.09.2018 N 3214-ЗПО участники специальных инвестиционных контрактов - организации и предприниматели, принимающие на себя обязательства по созданию, модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции, на 5 лет освобождены от уплаты налога на имущество организаций в отношении вновь созданного (приобретенного) имущества.
Также в текущем году в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 277, от 05.07.2018 N 785 на территории г. Сердобска и г. Заречного Пензенской области созданы территории опережающего социально-экономического развития. Для организаций, получивших статус резидентов ТОСЭРа согласно Закону Пензенской области от 28.06.2018 N 3199-ЗПО, а также решений представительных органов местного самоуправления, предусмотрена поддержка в виде:
- снижения ставки по налогу на прибыль с 17% до 5% в течение пяти лет с момента получения первой прибыли и до 10% - в течение последующих пяти лет;
- снижения ставки по налогу на имущество организаций с 2,2% до 0% - в течение пяти лет с момента постановки на учет созданного (приобретенного) имущества и с 2,2% до 1,1% - в течение последующих пяти лет;
- освобождения от уплаты земельного налога и предоставления льготы по арендной плате за пользование объектами недвижимости.
Одновременно проводится работа, направленная на повышение эффективности предоставляемых налоговых льгот. На основании заключенного с Минфином России Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Пензенской области оценка эффективности налоговых льгот в текущем году проведена не только в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 06.06.2006 N 392-пП, но и в соответствии с проектом постановления Правительства Российской Федерации "Об общих требованиях к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В результате разработан план по повышению эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), согласно которому с 2019 года планируется:
- отменить льготу по упрощенной системе налогообложения для выпускников и студентов общеобразовательных организаций;
- распространить действие льготы по налогу на имущество организаций только на вновь вводимое (создаваемое) в рамках поддерживаемого проекта имущество;
- снизить для инвесторов размер льгот по данному налогу при одновременном увеличении срока их предоставления.
Кроме того, предусмотрено разработать законопроект, направленный на увеличение количества резидентов центров регионального развития области и повышение востребованности налоговых льгот для такой категории налогоплательщиков.
Целый комплекс мер предусмотрен федеральным законодательством для оказания поддержки физическим лицам.
В 2019 году, как и в 2018 году, индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, будет предоставляться налоговый вычет на сумму затрат, связанных с приобретением контрольно-кассовой техники, которая обеспечивает передачу фискальных документов в налоговые органы.
В целях исключения резких изменений налоговой нагрузки на граждан по налогу на имущество физических лиц введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Учитывая, что в Пензенской области изменение порядка исчисления данного налога исходя из кадастровой стоимости вместо инвентаризационной произошло с 2015 года, указанный коэффициент применяется уже при исчислении налога за 2017 год.
Также, начиная с расчетов за 2017 год, по земельному налогу отдельным социально незащищенным категориям граждан (пенсионерам, инвалидам, ветеранам и др.) предоставляется налоговый вычет, уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку.
Кроме того, в связи с повышением пенсионного возраста предлагается сохранить предоставляемые в настоящее время пенсионерам налоговые льготы по имущественным налогам для лиц, соответствующих условиям назначения пенсии, действующим до 2019 года.
В 2018 году в льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц включены дети-инвалиды, при этом данная норма распространена на правоотношения, связанные с исчислением налогов начиная с 2015 года.
Со следующего года совершенствуется порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимого имущества организаций и физических лиц:
- кадастровая стоимость будет применяться только при условии ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости;
- изменение кадастровой стоимости вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта налогообложения будет учитываться при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений;
- сведения об измененной кадастровой стоимости объекта налогообложения, внесенные в ЕГРН вследствие исправления технических ошибок, пересмотра кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, на основании установления рыночной стоимости по решению комиссии или суда, будут учитываться при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Проводится работа, направленная на увеличение доходов консолидированного бюджета Пензенской области, в том числе за счет увеличения налоговой базы, ставок налогов и нормативов зачисления по уровням бюджетов.
Увеличиваются ставки акцизов:
- в 2019 году - на автомобильный бензин 5 класса, прямогонный бензин и дизельное топливо (на 49,9%, 6,2% и 50,8% соответственно);
- в 2020 году - на спирт и алкогольную продукцию в размере от 3,7% до 5,6%, на нефтепродукты - на 3,4% - 5,8%;
- в 2021 году - от 3,6% до 5,3% и на 4,0% - 5,5% соответственно.
Также увеличивается норматив зачисления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в бюджеты регионов с 50% в 2018 году до 80% в 2019 году. Указанные акцизы зачисляются в бюджеты субъектов от общих поступлений по Российской Федерации. При этом в 2019 году 30% из 80% будут поступать по дифференцированным нормативам в целях частичной компенсации выпадающих доходов в связи с отменой налога на движимое имущество. Кроме того, увеличивается доля поступлений от объема розничных продаж крепкой алкогольной продукции: в 2018 году такая доля составляла 50% от зачисляемых в бюджет субъекта средств, в 2019 году - 60%, в 2020 и 2021 годах - 70% и 80% соответственно.
С 2020 года предполагается поэтапное увеличение норматива отчислений акцизов на нефтепродукты в бюджеты регионов с доведением к 2024 году доли бюджетов субъектов Российской Федерации до 100% по сравнению с 57,1%, действующим в первом полугодии текущего года, и 84,41% - во втором полугодии.
В 2019 году увеличивается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в Пензенской области, используемый при исчислении налога с доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании патента, с 1,62 до 1,8.
С 1 апреля 2018 года в соответствии с Законом Пензенской области от 22.02.2018 N 3148-ЗПО увеличены ставки налога на игорный бизнес на территории Пензенской области - с 7 тыс. руб. до 14 тыс. руб. за один пункт приема ставок тотализатора и букмекерской конторы.
В 2018 году государственным бюджетным учреждением "Государственная кадастровая оценка" проведена кадастровая оценка земельных участков населенных пунктов и сооружений, в 2019 году планируется переоценить земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Также следует отметить, что продлена до 2024 года централизация в федеральном бюджете ставки налога на прибыль организаций, ранее зачисляемого в региональные бюджеты, в размере 1% в целях перераспределения указанных доходов регионам путем предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 23 октября 2018 г. N 568-рП "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 9 ноября 2018 г.
Текст распоряжения опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.penza.ru) 29 октября 2018 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 70 от 31 октября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Пензенской области от 18 сентября 2019 г. N 525-рП
Изменения вступают в силу с 29 сентября 2019 г.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 8 июля 2019 г. N 359-рП
Изменения вступают в силу с 20 июля 2019 г.