Я, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области М.В. Перекусихин, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по геморрагической лихорадке с почечным синдромом и прочими природно-очаговыми инфекциями, сложившуюся на территории региона, отмечаю следующее.
Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (далее - ГЛПС) остается ведущим природно-очаговым заболеванием, регистрируемым среди населения Пензенской области, активные природные очаги которого существуют на территории большинства муниципальных образований региона.
Показатели заболеваемости населения Пензенской области ГЛПС постоянно превышают среднероссийские в несколько раз (9 мес. 2018 года - в 8,6 раза).
За период январь-октябрь 2018 года в Пензенской области зарегистрировано 304 случая ГЛПС (22,8 на 100 тысяч населения), что на 34,9% выше аналогичного уровня 2017 года. Внутригодовые подъемы заболеваемости ГЛПС в течение 2018 года отмечены в июне и октябре, Особенностью 2018 года является активное вовлечение в эпидпроцесс ГЛПС детей в возрасте до 14 лет (показатель заболеваемости - 6,95 на 100 тысяч контингента) и подростков 15-17 лет (показатель заболеваемости 19,12 на 100 тысяч контингента).
Территориально заболеваемость ГЛПС сконцентрирована в городе Пенза (40,5% всех случаев; показатель - 23,5 на 100 тысяч) и в трех районах Кузнецкой зоны (Городищенский, Кузнецкий, Никольский), на которые пришлось в сумме 25,3% от областной заболеваемости. Вместе с тем, заболеваемость ГЛПС регистрировалась во всех административных территориях области, кроме Башмаковского, Иссинского и Тамалинского районов.
Динамика областной заболеваемости обусловлена многолетними колебаниями эпизоотического цикла, на что указывают результаты зоолого-лабораторного мониторинга, проводимого ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области". По результатам указанного мониторинга, с учетом доминирующего положения полевой мыши и рыжей полевки, и высокой численности грызунов в открытых луго-полевых станциях, с наступлением холодного сезона прогнозируется миграция зверьков в закрытые стации, что может привести к увеличению числа заражений ГЛПС по месту жительства, работы, учебы в зимне-весенний период 2018-2019 гг. В рамках мониторинговых исследований в 2018 году при исследовании на ГЛПС отловленных грызунов положительный результат получен в 16,2% случаев, что указывает на высокую активность природных очагов данной инфекции.
Существование на территории Пензенской области природных очагов туляремии определяет необходимость ежегодной профилактической иммунизации лиц из групп риска, а существование природных очагов лептоспироза подтверждается ежегодной регистрацией спорадической заболеваемости населения данной инфекцией.
Наличие активных, широко распространенных очагов иксодового клещевого боррелиоза (далее - ИКБ) обуславливает достаточно напряженную эпидемиологическую ситуацию по данной природно-очаговой инфекции в Пензенской области. Заболеваемость населения региона ИКБ по итогам 10 мес. 2018 года составила 5,0 на 100 тысяч жителей, что на 78,6% превышает соответствующий уровень 2017 года. Зоны природных очагов ИКБ территориально захватывают крупные населенные пункты Пензенской области, случаи заражения регистрируются после присасывания клещей на территории областного центра.
Группами риска инфицирования ГЛПС и прочими природно-очаговыми инфекциями являются как представители контингентов, имеющих повышенный риск инфицирования в силу выполнения профессиональных обязанностей, так и представители широких групп населения, временно или периодически находящихся на территории природных очагов (выходы в лес с целью отдыха, сбора грибов и ягод, работа на садово-огородных участках и т.д.).
Наличие постоянно действующих очагов ГЛПС и прочих природно-очаговых инфекций, значительный размер наносимого ими экономического ущерба определяют высокую медико-социальную значимость указанных заболеваний. Вместе с тем, в части организации профилактики природно-очаговых инфекций имеется ряд нерешенных проблем. Основной неспецифической профилактики ГЛПС и прочих природно-очаговых инфекций остается профилактическая дератизация и акарицидные обработки, организуемые как администрацией отдельных объектов, так и профилактические обработки на местности, организуемые администрацией муниципальных образований. В результате дефектов работы руководителей отдельных предприятий и организаций до 30-40% и более эпидемиологически значимых объектов остаются неохваченными систематической плановой объектовой дератизацией.
Анализ работы администраций муниципальных образований, предприятий и организаций в части обеспечения мероприятий профилактики природно-очаговых инфекций в 2017 году и за истекший период 2018 года году в качестве основных дефектов выявляет малый объем дератизационных и акарицидных обработок зон отдыха и массового посещения людей, лесопарковых зон, либо отсутствие данной работы, недостаточные объемы барьерной дератизации. В целом ряде муниципальных образований Пензенской области дератизация на местности и акарицидная обработка проводится только в летних оздоровительных учреждениях (далее - ЛОУ).
Так, в 2018 году не планировалась и не проводилась дератизационная и акарицидная обработка лесопарковых зон и мест массового скопления населения в Никольском, Нижнеломовском, Сосновоборском, Тамалинском, Земетчинском, Городищенском, Бековском, Башмаковском районах; дератизация указанных территорий - в Бессоновском районе, акарицидная обработка - в Каменском и Сердобском районах.
В городе Пензе весь объем профилактических обработок мест массового отдыха населения сводится к акарицидной обработке Олимпийской аллеи и велолыжероллерной трассы; акарицидные обработки прочих мест массового скопления населения, дератизация указанных точек не проводятся.
Существенной проблемой, также, является организационная разобщенность предприятий дезинфекционного профиля, подавляющее большинство из которых является объектами коммерческой сферы.
Значимой проблемой, требующей решения, является недостаточный уровень первичной и дифференциальной диагностики природно-очаговых инфекций в медицинских организациях Пензенской области. Так, Башмаковский, Спасский, Бековский, Бессоновский, Городищенский, Земетчинский, Иссинский, Камешкирский, Колышлейский, Малосердобинский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пачелмский, Пензенский, Сердобский, Тамалинский и Шемышейский районы лабораторную диагностику туляремии в 2017 году не осуществляли. Большинство указанных территорий не проводят диагностику туляремии из года в год. В 2017 году не проводили назначений на исследование вообще (ни в диагностических целях, ни в порядке мониторинга) в Башмаковском, Бековском, Земетчинском, Камешкирском, Лопатинском, Малосердобинском, Пачелмском, Сердобском и Сосновоборском районах. В результате, отмечается гиподиагностика лептоспироза, туляремии, иерсиниозов не регистрируется лихорадка Западного Нила.
Недостаточный уровень информированности населения о причинах инфицирования ГЛПС, ИКБ и прочими природно-очаговыми инфекциями приводит к высокому удельному весу "бытовых" заражений.
Профилактика заражения жителей Пензенской области природно-очаговыми инфекциями, предупреждение возникновения эпидемических осложнений по данным заболеваниям требуют проведения оптимизации проводимой профилактической работы и организации дополнительных мероприятий.
В целях обеспечения эпидемиологического благополучия населения Пензенской области по природно-очаговым инфекциям, в соответствии со статьями 11, 15, 16, 18, 29, 42, 51 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положениями действующих санитарно-эпидемиологических правил по профилактике вышеуказанных инфекционных заболеваний постановляю:
1. Правительству Пензенской области (Н.П. Симонов) рекомендовать:
1.1. Рассмотреть вопрос целевого финансирования отдельных мероприятий по организации профилактической дератизации на местности и акарицидных обработок, организуемых на территории Пензенской области.
1.2. Провести дополнительные мероприятия по разъяснению представителям коммерческих организаций (предприятий) необходимости и высокой актуальности систематического осуществления систематической профилактической дератизации, предсезонных акарицидных обработок, поддержания территории в лесопарковом состоянии и своевременного проведения санитарной очистки.
1.3. Рассмотреть вопрос создания единого координирующего органа для предприятий (организаций) дезинфекционного профиля, а также определения дополнительных условий, направленных на обеспечение качества дезинфекционных работ на эпидзначимых объектах государственной (муниципальной) формы собственности.
1.4. Предусмотреть необходимое финансирование на завершение в 2019 году строительства и оснащение корпуса централизованной диагностической лаборатории ГБУЗ "Областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи".
2. Главам администраций муниципальных образований Пензенской области рекомендовать:
2.1. Обеспечить организацию, финансирование и проведение мероприятий по профилактической, барьерной и сплошной (при необходимости) дератизации, а также акарицидных обработок в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических привил СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", СП 3.1.5.3310-15 "Профилактика инфекций, передающихся иксодовыми клещами".
2.2. Организовывать ежегодно:
- в период апрель-май расчистку территории и сплошные дератизации в местах массового отдыха населения;
- в период сентябрь-октябрь расчистку территории и барьерные дератизации на границах населенных пунктов, примыкающих к лесам, водоемам и свалкам.
2.3. Организовать в постоянном режиме мониторинг и контроль за проведением всех видов профилактической дератизации и акарицидных обработок (на объектах, на местности) в пределах муниципального образования.
2.4. Потребовать, в пределах установленных полномочий, от руководителей коммерческих организаций (предприятий), находящихся на территории муниципального образования, обеспечения систематического осуществления профилактической дератизации, предсезонных акарицидных обработок, грызунонепроницаемости помещений и строений, поддержания территории в лесопарковом состоянии и своевременного проведения санитарной очистки.
2.5. Обеспечить безусловное выполнение нормативов санитарной очистки территории населенных мест и благоустройство прибрежной зоны водоемов, используемых населением в рекреационных целях.
2.6. Информировать граждан о необходимости проведения профилактической дератизации и создавать условия для проведения грызуноистребительных работ в частном жилом секторе, дачных массивах, садово-огородных кооперативах.
2.7. Обеспечить выполнение и координацию проведения мероприятий территориальных "Комплексных планов мониторинга и профилактики природно-очаговых инфекций на 2017-2021 гг.".
2.8. Рассматривать систематически вопросы состояния профилактики природно-очаговых инфекций на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий при администрациях муниципальных образований.
3. Руководителям предприятий (организаций), независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности рекомендовать:
3.1. Обеспечить в безусловном порядке проведение профилактических дератизационных и акарицидных обработок на руководимых объектах и в пределах подведомственной территории в соответствие с действующим санитарным законодательством.
3.2. Принять в срок до 01.02.2019 года дополнительные меры по обеспечению грызунонепроницаемости зданий (сооружений) руководимого объекта и санитарной очистки подведомственной территории.
3.3. При наличии водоемов в срок до 15.05.2019 года организовать работы по благоустройству их прибрежной зоны и приведение ее в соответствие с требованиями, предъявляемыми к рекреационным зонам.
3.4. В целях профилактики иерсиниозов обеспечить качественное проведение мероприятий по очистке, дезинфекции и дератизации помещений овощехранилищ, а также их содержание в соответствие с установленными санитарными нормативами.
4. Руководителям организаций, осуществляющим дезинфекционную деятельность в муниципальных образованиях Пензенской области обеспечить:
4.1. Организацию дератизационных и акарицидных работ в строгом соответствии с действующим санитарным законодательством.
4.2. Контроль эффективности проводимых дератизационных и акарицидных мероприятий на эпидемически значимых объектах и выполнение кратности дератизационных обработок.
5. Министерству здравоохранения Пензенской области (В.В. Стрючков) рекомендовать:
5.1. Усилить организационно-методическую работу с медицинскими организациями в части обеспечения надлежащего уровня клинической и лабораторной диагностики природно-очаговых инфекций.
5.2. Обеспечить в период 20-30.03.2019 года проведение целевого инструктажа персонала медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики и профилактики природно-очаговых инфекций (включая ИКБ).
5.3. Предусмотреть доступность и оперативность проведения лабораторной диагностики клещевых инфекций и исследования клещей, снятых с пострадавших для всех медицинских организаций.
5.4. Взять на контроль достоверность планирования иммунопрофилактики групп риска против туляремии и клещевого вирусного энцефалита и проведение указанной иммунизации в медицинских организациях Пензенской области.
5.5. Обеспечить заблаговременно наличие потребного количества туляремийной вакцины и неснижаемого запаса специфического противоклещевого иммуноглобулина для работы в 2019 году.
6. Управлению жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (М.А. Панюхин) рекомендовать:
6.1. Усилить контроль и координацию мероприятий по санитарной очистке территорий населенных пунктов Пензенской области.
7. Министерству образования Пензенской области (А.Г. Воронков), Министерству труда, социальной защиты и демографии Пензенской области (Е.А. Трошин) рекомендовать:
7.1. Обеспечить планомерное проведение в образовательных учреждениях и на объектах социальной защиты полного комплекса дератизационных, акарицидных мероприятий и работ по грызунонепроницаемости, неукоснительное выполнение санитарно-гигиенических нормативов при эксплуатации пищеблоков и овощехранилищ.
7.2. Организовать целевое информирование детей в общеобразовательных учреждениях, их родителей, а также лиц, находящихся в учреждениях с круглосуточным пребыванием, по вопросам личной и общественной профилактики ГЛПС, ИКБ и прочих природно-очаговых инфекций.
8. Управлению ветеринарии Пензенской области (М.С. Максимов) рекомендовать:
8.1. Спланировать и провести во взаимодействии с администрациями муниципальных образований и Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области в течение 2019 года, дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение возникновения среди населения региона природно-очаговых инфекций, общих для человека и животных.
8.2. Проанализировать ситуацию по распространению и профилактике лептоспироза среди различных категорий домашних животных, содержащихся в общественном и частном секторе и принять в течение 2019 года дополнительные меры по предупреждению возникновения и распространения указанного заболевания.
9. Главным врачам медицинских организаций, руководителям ведомственных медицинских служб Пензенской области:
9.1. Взять на контроль вопросы активного выявления и надлежащей дифференциальной диагностики ГЛПС, ИКБ, туляремии, иерсиниозов и прочих природно-очаговых инфекций.
9.2. Обеспечить надлежащее взаимодействие с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" по использованию бактериологического, серологического методов, иммуноферментного анализа и ПЦР-диагностики при проведении лабораторной диагностики инфекционных (паразитарных) заболеваний на вверенной территории.
9.3. Обеспечить в период 20-30.03.2019 года дополнительную подготовку медицинского персонала по вопросам выявления, дифференциальной диагностики и профилактики ГЛПС и прочих природно-очаговых инфекционных заболеваний. С последующим проведением указанной подготовки не реже 2 раз в год.
9.4. Проработать в срок до 01.04.2019 года алгоритм действий медицинских работников при обращении пациентов с укусами клещей, обратив особое внимание на решение вопроса лабораторного исследования клещей, снятых с пострадавших и организацию динамического наблюдения за пострадавшими от укусов клещей и назначения антибиотиков подлежащим из их числа.
9.5. Обеспечить неукоснительное соблюдение требований действующих санитарно-эпидемиологических правил при проведении противоэпидемических мероприятий по выявленным случаям природно-очаговых инфекций.
9.6. Обеспечить качественное планирование иммунопрофилактики природно-очаговых инфекций подлежащим контингентам населения и неукоснительное соблюдение действующих нормативов при проведении данной иммунизации.
10. Главному врачу ГБУЗ "Областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (С.Б. Рыбалкин) обеспечить:
10.1. Методическое руководство работой медицинских организаций по лабораторной диагностике инфекционных (паразитарных) заболеваний.
10.2. Постоянное наличие диагностических тест-систем для этиологической расшифровки природно-очаговых инфекций.
10.3. Организацию очаговой дератизации при выявлении случаев природно-очаговых инфекций в объемах, определенных в ходе эпидемиологического расследования.
11. Рекомендовать руководителям средств массовой информации обеспечить информирование населения о мерах профилактики ГЛПС, ИКБ, туляремии и прочих природно-очаговых инфекций.
12. Начальнику отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (М.В. Баев), начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (Т.Н. Кузнецова, В.Ю. Петров, К.Ф Салихов, Е.В. Хромых):
12.1. Обеспечить эффективный надзор за выполнением требований санитарно-эпидемиологических правил по профилактике природно-очаговых инфекций.
12.2. Усилить контроль достоверности планирования и эффективности проведения дератизационных и акарицидных мероприятий на подконтрольных объектах и территории курируемых муниципальных образований, а также состояния диагностики инфекционных (паразитарных) заболеваний в медицинских организациях.
12.3. Обеспечить в текущем режиме оценку мероприятий в рамках территориальных "Комплексных планов по мониторингу и профилактике природно-очаговых инфекций на территории Пензенской области на период 2017-2019 гг." с проведением их коррекции в случае необходимости.
12.4. Выносить систематически вопросы профилактики природно-очаговых инфекций на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий при администрациях муниципальных образований.
13. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" (Т.В. Рябинина):
13.1. Обеспечить постоянную готовность к проведению эффективных противоэпидемических мероприятий и ликвидации очагов природно-очаговых инфекций в регламентированные нормативными документами сроки.
13.2. Проводить выборочную оценку эффективности дератизации и акарицидных обработок, осуществляемых в муниципальных образованиях Пензенской области.
13.3. Оказывать методическую помощь администрациям муниципальных образований Пензенской области в выборе территорий для проведения барьерных и сплошных дератизаций, а также - акарицидных обработок
13.4. Активизировать информационную работу с населением по вопросам профилактики природно-очаговых инфекций, мерам экстренной профилактики указанных заболеваний.
14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по Пензенской области А.Г. Крымова.
Главный государственный санитарный врач |
М.В. Перекусихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 3 декабря 2018 г. N 8 "О мероприятиях по предупреждению возникновения и распространения природно-очаговых инфекций на территории Пензенской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 16 декабря 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (www.58.rospotrebnadzor.ru) 5 декабря 2018 г.