Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Пензенской области
от 26.04.2019 N 70/471-6
О порядке работы с обращениями и составления протокола об административном правонарушении при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования в Пензенской области
1. Общие положения
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями) избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные и участковые избирательные комиссии (далее - избирательные комиссии) обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы.
В избирательные комиссии заявители могут обратиться с обращением в письменной форме, форме электронного документа, устной форме.
Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование избирательной комиссии, в которую направляется письменное обращение либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть обращения, ставит личную подпись, дату. В случае необходимости подтверждения своих доводов заявитель прилагает документы и материалы либо их копии.
В обращении, поступившем в электронной форме, заявитель в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
В случае если письменное обращение подается заявителем лично в комиссию и в обращении отсутствует какой-либо из указанных реквизитов следует предложить заявителю дооформить обращение.
Обращение, поступившее в избирательную комиссию, должно быть зарегистрировано в журнале регистрации входящей корреспонденции в соответствии с инструкцией по делопроизводству.
Жалобы (заявления), поступившие в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, дополнительно учитываются в соответствующем реестре.
Если лицо, подающее обращение, требует проставить на копии поданного обращения отметку о его получении, член избирательной комиссии с правом решающего голоса, принимающий обращение, сверяет копию с оригиналом и проставляет на копии надпись "Получено", указывает свою должность в избирательной комиссии, фамилию, инициалы, дату и время получения обращения и заверяет соответствующие записи своей подписью.
После регистрации обращение должно быть в кратчайшие сроки передано председателю избирательной комиссии, который обязан ознакомиться с его содержанием в целях определения порядка рассмотрения.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению избирательная комиссия вправе оставить обращение без рассмотрения по существу поставленных вопросов, о чем сообщает заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенным противоправном деянии, а также о лице его подготавливающем, совершающем или совершившим, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенции (исключение составляет административное правонарушение, по которому член комиссии с правом решающего голоса уполномочен в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях на составление протокола об административном правонарушении).
Обращения, рассмотрение которых не относится к компетенции избирательной комиссии, необходимо направлять в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, уведомив об этом заявителя.
Обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу члена избирательной комиссии, а также членов его семьи, могут быть оставлены без рассмотрения по существу поставленных в них вопросов, сообщив при этом заявителю о недопустимости злоупотребления правом.
Обращение, в которых обжалуется судебное решение, возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы и обстоятельства избирательная комиссия вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
Согласно применяющейся в законодательстве Российской Федерации классификации все обращения, вне зависимости от того, как их именуют заявители, подразделяются на следующие виды: предложения, заявления и жалобы.
Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
2. Сроки и процедура рассмотрения обращений
Обращения, содержащие информацию о нарушении законов и иных нормативных правовых актов о выборах, недостатках в работе избирательной комиссии, ее членов с правом решающего голоса либо критику их деятельности, а также обращения, содержащие просьбы о восстановлении нарушенных или защите прав, свобод или законных интересов граждан, при условии, что их рассмотрение относится к компетенции избирательной комиссии, следует рассматривать коллегиально на заседании комиссии.
Рекомендуется перед вынесением для рассмотрения на заседание комиссии вышеназванные обращения предварительно рассматривать на заседании Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб участников избирательного процесса на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов, в том числе на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и их должностных лиц (далее - Рабочая группа), созданных при соответствующей избирательной комиссии (в случае если указанная Рабочая группа создавалась).
Вместе с тем, в случае, если в обращении не ставится вопрос о признании незаконными действий или решений избирательной комиссии, ее должностных лиц и приведенная в обращении информация о нарушениях избирательных прав основана на неправильном толковании заявителем норм законодательства о выборах, вопрос о рассмотрении обращения можно не выносить на заседание комиссии. Ответ в этом случае направляется заявителю письмом на бланке избирательной комиссии за подписью председателя комиссии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обращения, содержащие информацию о нарушениях избирательных прав, поступившие в избирательную комиссию в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Вместе с тем, если факты, содержащиеся в этих обращениях, не могут быть подтверждены или опровергнуты без проведения проверки, требующей получения информации и (или) материалов от третьих лиц, решения по ним могут быть приняты не позднее чем в десятидневный срок.
Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
В случае, если у избирательной комиссии имеется достоверная информация о том, что заявитель обратился с аналогичным обращением о нарушениях избирательных прав не только в избирательную комиссию, но и в суд, комиссия приостанавливает рассмотрение этого обращения до принятия решения по нему судом. После принятия решения по обращению судом избирательная комиссия прекращает его рассмотрение.
Работу по сбору информации и материалов, необходимых для всестороннего и объективного рассмотрения обращения, организует председатель избирательной комиссии либо председатель Рабочей группы.
В целях сбора материалов и информации, необходимых для рассмотрения обращения, избирательная комиссия вправе обращаться с запросами в обладающие такими материалами и (или) информацией органы и организации.
Согласно пункту 19 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Кроме того, для объективного рассмотрения обращения комиссии необходимо получить объяснения (пояснения) лица, допустившего предполагаемое нарушение законодательства о выборах.
После окончания сбора документов и материалов председатель избирательной комиссии организует работу по подготовке к заседанию комиссии по рассмотрению обращения.
В этих целях необходимо:
- определить дату и время проведения заседания;
- заблаговременно уведомить о месте, дате и времени проведения заседания заявителя, а также лицо, допустившее предполагаемое нарушение законодательства о выборах (подтверждении об уведомлении). В соответствии с пунктом 12 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения;
- подготовить проект решения комиссии.
На заседании избирательной комиссии председатель объявляет членам комиссии о поступлении обращения, оглашает его содержание и предлагает лицу, подавшему обращение, высказать свое мнение относительно предполагаемого решения по данному обращению. Затем слово предоставляется лицу, чьи действия оспариваются. После этого председатель ставит вопрос на обсуждение, предлагая высказаться членам комиссии, в том числе с правом совещательного голоса.
После этого председатель комиссии формулирует поступившие предложения по проекту постановления (решения) комиссии и проводит голосование. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины установленного численного состава членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решение по рассмотрению обращения считается принятым, если за него проголосовало более половины членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствовавших на заседании.
В случае если обращение предварительно выносится для рассмотрения на заседание Рабочей группы порядок работы по рассмотрению обращения, сбора информации, подготовки и проведения заседания Рабочей группы аналогичен с рассмотрением на заседании комиссии. Организует работу - руководитель Рабочей группы.
3. Структура и содержание решения избирательной комиссии, принимаемого по итогам рассмотрения обращения. Порядок оформления и выдачи копии решения
Структурно постановление (решение) избирательной комиссии, принятое по результатам рассмотрения обращения о нарушении законодательства о выборах, должно состоять из трех частей - вводной (описательной), мотивировочной и резолютивной.
Содержание вводной (описательной) части постановления (решения):
сведения о заявителе, его правовом статусе в избирательном процессе;
дата поступления обращения;
заявляемые требования;
приводимые заявителем в обоснование своих требований аргументы, приложенные к обращению документы.
Требования и их обоснование должны быть приведены в постановлении в точном соответствии с формулировками и оборотами, использованными заявителем. Необходимо лишь устранение допущенных заявителем грамматических ошибок. Устранение лексических ошибок допускается только постольку, поскольку это не меняет сути обращения.
Содержание мотивировочной части постановления (решения):
краткая характеристика процесса рассмотрения обращения (запрос объяснений, документов, запросы в органы и организации);
краткая характеристика законодательства, регулирующего порядок совершения соответствующих действий, с четкими ссылками на статьи (части, пункты);
сопоставление признаков оспариваемого деяния (действия, бездействия) с признаками правонарушения, предусмотренного законодательством о выборах;
вывод о законности или незаконности оспариваемого действия (бездействия).
Содержание резолютивной части постановления (решения):
указание на принятое комиссией решение об отказе в удовлетворении требований, изложенных в обращении, в полном объеме или в части;
указание на действия, которые необходимо совершить по итогам рассмотрения обращения, а также на лиц, которыми они должны быть совершены ("направить материалы для принятия мер", "вынести предупреждение" и т.п.).
Постановление (решение), принятое избирательной комиссией по итогам рассмотрения обращения, оформляется в письменном виде, подписывается председателем и секретарем комиссии. Заверенная копия постановления (решения) выдаются лицу, подавшему обращение, а также лицу, чьи действия (бездействие) оспаривались. Лица, получающие копию постановления (решения), расписываются о получении указанного постановления (решения).
4. Особенности рассмотрения обращений в день голосования
Сведения об обращениях о нарушениях законодательства о выборах в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей одновременно с занесением в журнал регистрации входящей корреспонденции должны быть занесены в соответствующий реестр. При совмещении выборов разного уровня необходимо определить, какого вида и уровня выборов касается жалоба (заявление). Это необходимо, чтобы точно определить количество жалоб (заявлений), которое вносится в соответствующую графу протокола об итогах голосования. Если жалоба (заявление) касается нескольких видов (уровней) выборов, то она учитывается в каждом соответствующем протоколе об итогах голосования.
Жалобы (заявления) о нарушениях законодательства о выборах, поступившие в избирательную комиссию в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, должны быть рассмотрены до подписания протокола об итогах голосования, а принятые по ним решения комиссии необходимо приобщить к первому экземпляру протокола избирательной комиссии об итогах голосования.
Требование закона рассмотреть жалобу (заявление) до подписания протокола об итогах голосования означает, что жалоба (заявление) должна быть рассмотрена избирательной комиссией в период времени, начинающийся сразу же после ее поступления и оканчивающийся непосредственно перед подписанием протокола об итогах голосования. Конкретный момент рассмотрения жалобы (заявления) должен быть определен председателем избирательной комиссии с учетом того, что жалоба должна быть рассмотрена в кратчайшие сроки.
Определяя момент рассмотрения жалобы (заявления), председатель избирательной комиссии должен исходить из характера жалобы (заявления), ее обоснованности, возможности устранения нарушения без принятия решения избирательной комиссии, а также последствий допущенного нарушения с точки зрения возможности признания итогов голосования по избирательному участку недействительными.
При рассмотрении обращений следует учитывать, что в полномочия избирательной комиссии не входит признание итогов голосования на избирательном участке недействительными.
Примерные образцы решений участковой избирательной комиссии приводятся в приложениях NN 1-4.
В период осуществления избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов в ее адрес могут поступать обращения, содержащие информацию о совершении преступлений и административных правонарушений.
Следует учитывать, что полномочиями на составление протоколов об отдельных административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан, наделены уполномоченные члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Согласно подпункту 1 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к таким правонарушениям относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.3-5.5, 5.8-5.10, 5.12, 5.15, 5.17-5.20, 5.47, 5.50, 5.51, 5.56, 5.64-5.68 КоАП РФ.
Образец решения об уполномоченных по составлению протоколов об административных правонарушениях приведен в приложении N 5, образцы протоколов об административных правонарушениях в порядке КоАП РФ приведены в приложениях NN 5-7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.