Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2018 г. - Постановление Администрации городского округа Кинешма Ивановской области от 13 декабря 2017 г. N 1693п
Приложение
к постановлению
администрации городского
округа Кинешма
от 10.11.2016 N 1977п
Муниципальная программа городского округа Кинешма
"Охрана окружающей среды"
13 декабря 2017 г.
1. Паспорт муниципальной программы городского округа Кинешма
Наименование программы |
Муниципальная программа городского округа Кинешма "Охрана окружающей среды" (далее - Программа) |
Срок реализации программы |
2018 - 2020 годы |
Перечень подпрограмм |
1. Обращение с отходами производства и потребления 3. Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений |
Администратор программы |
Администрация городского округа Кинешма |
Исполнители |
Администрация городского округа Кинешма: Муниципальное учреждение города Кинешмы "Управление капитального строительства" |
Цель (цели) программы |
1. Улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности 2. Уменьшение земель и земельных участков, подлежащих рекультивации 3. Сохранение и повышение экологического потенциала городского округа Кинешма |
Целевые индикаторы (показатели) программы |
Уменьшение доли нарушенных земель в результате прошлой хозяйственной деятельности |
Объем ресурсного обеспечения программы |
Общий объем бюджетных ассигнований - 912,0 тыс. руб.: 2018 год - 304,0 тыс. руб. 2019 год - 304,0 тыс. руб. 2020 год - 304,0 тыс. руб. в том числе: -бюджет городского округа Кинешма 2018 год - 304,0 тыс. руб., 2019 год - 304,0 тыс. руб., 2020 год - 304,0 тыс. руб. - областной бюджет 2018 год - 0,0 тыс. руб. 2019 год - 0,0 тыс. руб. 2020 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация муниципальной программы в период до 2020 года позволит достичь следующих результатов: - улучшить состояние окружающей среды; - снизить экологические риски, обусловленные прошлой и текущей хозяйственной деятельностью; - реабилитировать территории, загрязненные в результате прошлой хозяйственной деятельности до 20% |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности администрации городского округа Кинешма в сфере охраны окружающей среды, достигнутых к началу реализации Программы
Город Кинешма расположен в центре европейской части России в 100 км от г. Иваново, в 400 км от Москвы. Город является одним из крупных административных образований Ивановской области, занимает площадь 4890 га.
Земельные ресурсы города выполняют технологические, производственные, экологические и экономические функции. От состояния земель зависят условия жизнеобитания населения, перспективы градостроительства.
В современных экономических условиях в ряд первоочередных задач выдвигается необходимость целенаправленной работы по сохранению и эффективному использованию земельных ресурсов города. Состояние земель города неоднородно и осложнено проявлением негативных процессов различного характера. Основными из этих процессов являются:
- просадка грунта;
- подтопление и затопление;
- техногенное нарушение почвенного покрова;
- загрязнение химическими токсикантами (тяжелыми металлами, хлорорганическими соединениями);
- загрязнение бытовыми отходами.
Еще одна сторона экологического направления, являющаяся на сегодняшний день одной из самых острых проблем, обращение с отходами производства и потребления. Твердые промышленные и бытовые отходы не только засоряют окружающий нас природный ландшафт, но и являются источником негативных химических, биологических и биохимических поступлений в окружающую среду.
Сфера обращения с отходами производства и потребления в последние годы находится под особым вниманием природоохранных органов Ивановской области. Негативное воздействие на окружающую среду объектов размещения твердых бытовых отходов на фоне отсутствия необходимого уровня организации сбора, вывоза, захоронения и переработки отходов представляет в настоящее время и в среднесрочной перспективе наибольшую угрозу экологической безопасности региона.
Существующая система сбора твердых бытовых отходов позволяет удалять из мест образования отходов только 79% образующихся отходов (21% образующихся твердых бытовых отходов несанкционированно размещается в окружающей среде), что в свою очередь приводит не только к возможности несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, но и к значительным экономическим потерям.
Твердые бытовые отходы вывозятся для захоронения на городскую санкционированную свалку. Городская свалка г. Кинешма, возникшая в 30-х годах прошлого столетия, расположена в 1,0 км от юго-восточной окраины города на правобережном склоне р. Кинешемка, впадающей в Горьковское водохранилище. В 200 м севернее располагается кладбище, восточнее в нескольких десятках метров, забор коллективных садов. Свалка санкционирована на площади 14,2 га. Захоронение ведется навалом с 1930 г. По результатам инструментального обмера свалки, проведенного ТЦ "Иваново-Геомониторинг", площадь, занятая отходами, составляет по состоянию на апрель 2015 года, порядка 10,58 га, а объем складированных отходов на свалке г. Кинешма за периоды с 1930 года по 2015 г. в уплотненном состоянии составляет около 503650 куб. м.
Эксплуатацию городской свалки твердых бытовых отходов города Кинешма по адресу: ул. Спортивная, г. Кинешма с 2009 года осуществляло ООО "Чистое поле" в соответствии с договором аренды земельного участка от 14.12.2009 г. N 3307. В настоящее время свалка находится в субаренде у ООО "Чистое поле - Центр".
Решением Шуйского городского суда Ивановской области от 07.11.2012 по гражданскому делу N 2-1059/2012 удовлетворены требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО "Чистое поле", администрации городского округа Кинешма о прекращении деятельности по захоронению отходов на городской свалке твердых бытовых отходов, расположенной по адресу: г. Кинешма, ул. Спортивная, обязании разработать путем совместных действий ООО "Чистое поле" и администрации городского округа Кинешма проект рекультивации и провести рекультивацию земельного участка с кадастровым 37:25:030255:1. Одним из основных требований Ивановского межрайонного природоохранного прокурора является расположение городской свалки твердых бытовых отходов в границах населенного пункта г. Кинешма.
Определением от 11 марта 2014 года Шуйского городского суда Ивановской области ООО "Чистое поле" была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 сентября 2014 года.
Определением от 13 августа 2014 года Шуйского городского суда Ивановской области Администрации городского округа Кинешма предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 сентября 2015 года.
Определением от 10 августа 2015 года Шуйского городского суда Ивановской области ООО "Чистое поле" предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 ноября 2016 года.
Определением от 29 марта 2017 года Шуйского городского суда Ивановской области ООО "Чистое поле" предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.12.2017 года.
На территории городского округа Кинешма, в районе ООО "ДХЗ-Производство" ул. Производственная находится объект с накопленным экологическим ущербом:
- пруд-накопитель жидких химических отходов - гидротехническое сооружение (ГТС). Общая площадь сооружения составляет 10099 кв. м, объем хранящихся отходов около 7-10 тыс. куб. м, среда кислая с содержанием соединений серы, марганца и прочего.
Данное ГТС долгое время являлось бесхозяйным и в 2016 году ГТС пруд-накопитель жидких химических отходов на р. Кинешемка включен в реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма. Данный объект ГТС закреплен на праве оперативного управления за МУ Управление городского хозяйства г. Кинешмы постановлением администрации городского округа Кинешма от 11.05.2016 N 801п.
Интенсивное развитие ОАО "Дмитриевский химический завод" в прошлые годы, хранение химических отходов, образовавшихся в результате деятельности завода, стали основными причинами возникновения объекта с накопленным экологическим ущербом. Для таких объектов характерно наличие высокой степени загрязнения земель и (или) поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимых концентраций, в первую очередь соединения серы и марганца.
Спад производства практически во всех сферах экономики 90-х годов прошлого века привел к тому, что предприятия, на балансе которых находились ГТС, попали в тяжелейшее финансовое положение и не могли выделять достаточных средств не только на текущий ремонт сооружений, но и на их нормальную эксплуатацию.
К объективной причине снижения уровня безопасности гидротехнических сооружений относится и временной фактор. С течением времени под влиянием природных и техногенных нагрузок первоначальное состояние сооружений постепенно ухудшается.
К субъективной причине снижения уровня безопасности сооружений относится недооценка со стороны их владельцев всей тяжести последствий возможных аварий на сооружениях.
В настоящее время Муниципальным учреждением Управление городского хозяйства г. Кинешма организованы работы по паспортизации отходов и определению класса опасности. Класс опасности отходов - 3 согласно проведённых лабораторных исследований.
Также на территории городского округа Кинешма имеется земельный участок с накопленным экологическим ущербом (г. Кинешма между ул. Наволокская - ул. Грузинская и железнодорожным полотном), вследствие осуществления на нем погрузочно-разгрузочных работ токсичных химических веществ (анилин, серная, азотная, соляная кислоты, ракетное топливо), направляемых на Заволжский химзавод (Анилзавод). Данная площадка действовала около 20 лет и была закрыта ориентировочно в 1972 году. Работы по рекультивации земельного участка проведены не были. Информация о разгрузочной площадке токсичных химических веществ в официальных источниках не найдена. На генеральном плане г. Кинешма данный земельный участок выделен как объект с накопленным экологическим ущербом общей площадью 16,9 га.
2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации Программы
Ориентировочный состав твердых бытовых отходов городов Российской Федерации включает следующие компоненты (%): пищевые отходы - 33 - 43; бумага и картон - 20 - 30; стекло - 5 - 7; текстиль - 3 - 5; пластмасса - 2 - 5; кожа и резина - 2 - 4; черный металл - 2 - 3,5; дерево - 1,5 - 3; камни - 1 - 3; кости - 0,5 - 2; цветные металлы - 0,5 - 0,8; прочие - 1 - 2.
Общая масса утильных фракций твердых бытовых отходов, которая может быть отсортирована и использована в качестве вторичного сырья, составляет 39% от общего количества, остальная часть подлежит захоронению на полигонах.
Городская свалка твердых бытовых отходов представляет собой объект, на котором имеется обваловка по периметру, пруды-отстойники, имеются скважины для мониторинга, навал формировался и формируется с использованием бульдозера.
В процессе эксплуатации свалки в атмосферный воздух вследствие разложения твердых бытовых отходов выделяются различные газообразные вещества и метан. В жаркие летние дни на таких свалках часто происходит возгорание. При этом едкий дым распространяется на значительные расстояния, в том числе и на жилую застройку.
Захоронение отходов насыпью на свалках является традиционным и самым дешевым способом их ликвидации. Однако этот метод имеет целый ряд негативных последствий, в том числе: использование больших площадей земельных участков, которые на десятилетия исключаются из оборота; загрязнения окружающей среды из-за отсутствия фильтрационного экрана, системы дренажа фильтрата, сбора биогаза, отвода поверхностных вод от полигона; быстрое переполнение свалки из-за низкой плотности отходов; загрязнение фильтратом подземных водоносных горизонтов и широкое его распространение; самовоспламенение, выделение загрязняющих веществ в атмосферный воздух; размножение насекомых, грызунов и бездомных животных; отсутствие четкого контроля и достоверного учета количества завезенных и размещенных на свалке отходов.
Актуальность и нерешаемость на протяжении многих лет проблем в сфере обращения с отходами связаны: 1) с несовершенством федерального законодательства об отходах производства и потребления (в части отсутствия механизмов стимулирования деятельности по обращению с отходами, наличия излишних административных барьеров); 2) отсутствием бюджетного финансирования для решения застарелых проблем (рекультивация закрытых свалок, строительство новых объектов размещения отходов).
Негативное воздействие на окружающую среду территорий и объектов накопленного экологического ущерба имеет тенденцию к росту и без принятия незамедлительных мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий воздействие может достигнуть неконтролируемых последствий в будущем.
Реализация настоящей Программы предполагает работы по восстановлению нарушенных земель, приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципальных образований Ивановской области, а также повышение уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данный результат достигается путем обеспечения населения и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, в том числе посредством их строительства и реконструкции действующих гидротехнических сооружений. Выполнение указанных работ осуществляется с учетом экономической целесообразности строительства или реконструкции таких сооружений на основе оценки и сопоставления альтернативных издержек.
2.3. Приоритеты и цели муниципальной политики в сфере охраны окружающей среды
Таблица 1
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере охраны окружающей среды
Отчетные значения целевых показателей N 1 - 4 определяются по данным учета отдела муниципального контроля и охраны окружающей среды.
Негативное влияние отходов и объектов накопленного экологического ущерба сказываются не только на окружающей среде, но и на здоровье населения, в том числе на здоровье будущих поколений. Сложившиеся негативные тенденции роста отходов влекут за собой необратимый экологический ущерб, необходимость ликвидации которого способна поставить под сомнение все успехи экономического роста.
Подпрограммой "Регулирование качества окружающей среды, обращение с отходами производства и потребления" государственной программы Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области", утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 452-п предусматривается выделение субсидии на рекультивацию земель, нарушенных при размещении отходов I - V класса опасности, за счет средств областного бюджета на условиях софинансирования в следующей пропорции: не более 95% за счет средств областного и федерального бюджетов и не менее 5% за счет средств бюджетов муниципальных образований Ивановской области.
Государственной программой Ивановской области "Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области", утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 430-п предусмотрено мероприятие - "1. Субсидии бюджетам муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, предоставляются муниципальным образованиям Ивановской области в рамках подпрограммы "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений", в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ивановской области, осуществляющих мероприятия по следующим направлениям: разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт, ликвидацию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;ликвидация гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности.
В настоящее время средств на софинансирование мероприятий по рекультивации земельного участка с накопленным экологическим ущербом в районе "Анилплощадка" в областном и федеральном бюджетах не предусмотрено. Однако, на федеральном уровне разработана государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326. Подпрограммой "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы предусмотрены субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию "точечных" проектов в области обращения с отходами и ликвидацию накопленного экологического ущерба.
3. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
3.1. Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
Таблица 2
Сведения о целевых индикаторах (показателях) Программы
Пояснения к таблице 2 "Сведения по целевым индикаторам (показателям) Программы.
По п. 2 данные представлены в соответствии с п. 3 Целевые индикаторы (показатели) подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды, обращение с отходами производства и потребления" государственной программы Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области" (постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 г. N 452-п).
По п. 2 представлены плановые показатели.
Основными целями Программы являются улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности.
Выполнение поставленных целей Программы требует комплексного, системного подхода, что благоприятно скажется на безопасных условиях жизнедеятельности населения, экологическом равновесии, создании гармоничной архитектурно-ландшафтной среды, решении природоохранных мероприятий и оздоровлении экологической обстановки на территории городского округа Кинешма.
3.2. Ожидаемые результаты реализации Программы
В процессе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
1) экологическая сфера:
- улучшение экологической и санитарной обстановки в городском округе;
- приведение в соответствии с законодательством объектов захоронения отходов производства и потребления;
- снижение экологических рисков, обусловленных прошлой хозяйственной деятельностью.
Для достижения поставленных целей в программе рассматриваются направления для решения следующих основных задач:
- обеспечение экологической безопасности и восстановление нарушенной естественной экологической среды в городе;
- охрана и улучшение санитарно-гигиенических условий проживания населения, путем создания зеленых насаждений различного функционального назначения.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г. "Об отходах производства и потребления", ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" при выводе из эксплуатации сооружений и иных объектов проводятся работы по восстановлению нарушенных земель, а также разрабатываются и реализовываются мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды.
Таким образом, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, ориентированной на принципы устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов, требует применения эффективной системы управления процессом принятия решений, в которой следует опираться на достоверную и своевременную информацию мониторинга поверхностных вод, об источниках антропогенного воздействия на них, существующих и возможных последствиях этих воздействий.
3.3. Обоснование выделения подпрограмм
Программа предусматривает реализацию подпрограмм "Обращение с отходами производства и потребления", "Ликвидация объектов и земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба", "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений".
Реализация мероприятий, предусмотренных данными подпрограммами, направлены на достижение общей цели программы.
N п/п |
Наименование подпрограммы |
Оценка вклада подпрограммы в достижение цели муниципальной программы |
||
Цель 1: Улучшение экологической обстановки и повышение уровня экологической безопасности |
Цель 2: Уменьшение земель и земельных участков, подлежащих рекультивации |
Цель 3: Сохранение и повышение экологического потенциала городского округа Кинешма |
||
1 |
Реабилитировать территории, загрязненные в результате прошлой хозяйственной деятельности, связанное с размещением на данной территории городской свалки твердых бытовых отходов. |
|
||
2 |
|
Реабилитировать территории, загрязненные в результате прошлой хозяйственной деятельности, связанное с химическим загрязнением территории вследствие осуществления на нем погрузочно-разгрузочных работ токсичных химических веществ (анилин, серная, азотная, соляная кислоты, ракетное топливо). |
||
3 |
Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений |
|
Разработка проекта ликвидации (ГТС) пруда-накопителя жидких химических отходов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.