Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Управление реализацией Стратегии
6.1 Механизмы реализации Стратегии
Условием успешности реализации Стратегии является обеспечение согласованности мыслей и действий всех заинтересованных сторон в части определения механизмов реализации, приоритета конкретных мероприятий и проектов, а также аккумулирования ресурсов для их реализации. Все это должна обеспечить система стратегического управления, без которой цели, задачи и мероприятия, как бы хорошо и правильно они ни были спланированы, рискуют остаться только на бумаге.
Стратегия развития Пестяковского района - результат работы и взаимодействия администраций и представительных органов муниципальных образований, расположенных на территории Пестяковского района, представителей хозяйствующих субъектов, общественных организаций, населения.
В связи с этим данный стратегический план принимает статус общественного договора, контроль за его выполнением должен быть общественным и осуществлятся рабочей группой по реализации "Стратегии социально-экономического развития Пестяковского муниципального района до 2020 года".
Рабочая группа по реализации Стратегии - консультативно-координирующий орган, который руководствуясь в своей деятельности действующим законодательством, нормативными правовыми актами местного самоуправления выполняет следующие основные функции:
1. Обеспечивает организацию реализации Стратегии;
2. Координирует деятельность по реализации Стратегии;
3. Осуществляет взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам реализации Стратегии;
4. Распространяет информацию о ходе реализации Стратегии в средствах массовой информации;
5. Обеспечивает организацию и проведение комплексных экспертиз программ и проектов, реализуемых в рамках Стратегии;
6. Принимает и рассматривает рекомендации, предложения и обращения по поводу реализации Стратегии;
7. Формирует пакеты документов по реализации Стратегии;
В целях организации эффективной реализации Стратегического плана определяются ответственные за реализацию конкретных стратегических направлений.
Для реализации Стратегии, мониторинга и контроля планируется использование уже имеющегося набора инструментов: муниципальные программы; бюджет района; ежегодные доклады о результатах и основных направлениях деятельности распорядителей бюджетных средств.
В условиях ограниченности бюджета района острейшим вопросом встает необходимость расстановки приоритетов в системе программ и проектов.
Основными критериями приоритетности программ и проектов должны стать:
- соответствие стратегии развития территории;
- степень значимости решаемых программой / проектом проблем и задач;
- обеспеченность ресурсами, в т.ч. возможность софинансирования из регионального и федерального бюджета, а также внебюджетных источников;
- наличие мультипликативного эффекта от реализации (возможность одновременного достижения нескольких целей);
- проекты, построенные на принципах государственно - частного партнерства.
На основе отобранных программ/проектов формируется перечень муниципальных программ на среднесрочную перспективу, в которых конкретизируются реальные мероприятия с количественными измерениями и четким временным горизонтом, а также необходимыми затратами и составом участников и ответственных исполнителей.
6.2. Мониторинг и оценка результатов реализации Стратегии
Стратегия развития не является "истиной в последней инстанции", которая не подлежит изменению. Стратегия предполагает постоянное обновление, вплоть до изменения приоритетных направлений в соответствии с текущей и прогнозируемой ситуацией, также в процессе реализации стратегии могут возникнуть новые интересные идеи. Однако, стратегические цели, не смотря на изменения и дополнения, должны оставаться неизменными.
Механизм стратегического управления можно разделить на четыре составные части: аналитическую, плановую, реализационную и контрольную. Опыт показал, что работа в этой сфере носит цикличный характер. При этом процессы разработки и реализации Стратегии практически неразделимы, они дополняют и продолжают друг друга. Подобно тому, как разработка (или актуализация) стратегии начинается с анализа ситуации и имеющихся тенденций, так и ее реализация с первых же шагов должна сопровождаться аналитической работой.
Степень реализации стратегии определяется с помощью мониторинга. Цель мониторинга стратегии - оперативное обеспечение органа власти (как основного организационно-координационного центра реализации стратегии) полной и адекватной информацией о ходе ее реализации для принятия эффективных управленческих решений, необходимых для достижения намеченных целей. Мониторинг призван обеспечить сопоставимый анализ фактических и целевых показателей стратегии, корректную оценку влияния результатов реализации на социально - экономические процессы.
Структура мониторинга состоит из трех взаимосвязанных подсистем:
1. Оценка изменений внешних условий и факторов (оценка внешней среды), которая проводится в целях изучения их влияний на развитие территории и последующего учета этого влияния при корректировке стратегии. Анализ внешней среды проводится один раз в 3 года.
2. Для ежегодного мониторинга реализации стратегии используется разработанная система целевых показателей, включающая показатели официальной государственной статистики, ведомственной статистики и социологических исследований. Перечень основных показателей для каждого направления, представляющих собой прогнозные параметры до 2017 года и целевой ориентир на 2020 год, прописан в Стратегии 2020. Сравнение достигнутых результатов в отчетные периоды с прогнозами позволяет оценить правильность выбранных в Стратегии направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.
При этом следует отметить, что в условиях, когда достижение конечных целей зависит от действий как внутренних, так и внешних (по отношению к муниципалитету) субъектов, необходима новая схема включения целевых показателей в механизмы стратегического управления. Совокупность целевых показателей для системы результативных целей должна выступать в качестве точки отсчета для оценки не действий отдельных ведомств и муниципалитета в целом, а успешности процесса взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества. Иначе говоря, выявление отступлений от целевых показателей или неудовлетворительная динамика их реализации - это не основание для санкций, а исходный пункт начала аналитического процесса, направленного на обнаружение препятствий на намеченном пути. Ведь смысл такого анализа - поиск не виновных, а путей преодоления возникших проблем, то есть направлений корректировки ранее намеченных действий, соглашений, проектов и т. п., вариантов новой настройки стимулов субъектов, участвующих в процессах достижения целей.
Важным элементом мониторинга реализации Стратегии является отслеживание состояния общественного мнения по данному вопросу. Социологические исследования, телефонные "горячие линии", интернет форумы и другие формы обратной связи с населением являются источником получения информации, дающей участникам стратегического планирования сведения о том, насколько чувствительные изменения происходят в жизни района, какой характер (позитивный или негативный) они носят, а также о том, в каком направлении следует двигаться дальше. Задачей аналитиков является вычленение и систематизация проблемных (с точки зрения населения) точек района, поиск путей решения проблем и учет этого опыта при последующих корректировках стратегических документов.
Эффективность мониторинга требует решения следующих задач:
- обеспечение постоянного контроля над реализацией стратегии в целом и ее отдельных направлений, сопоставление фактических значений с намеченными темпами и ориентирами развития;
- выявление отклонений социально-экономических показателей от намеченного уровня, анализ причин отклонений и оценка их влияния на возможность достижения целевых ориентиров;
- формирование рекомендаций по корректировке существующих мер по обеспечению необходимых темпов достижения поставленных целей.
Итогом проводимого в результате мониторинга анализа становится корректировка и актуализация Стратегии. Внесение изменений в стратегию проводится один раз в 5 лет, а документы, принятые во исполнение стратегии, корректируются по мере необходимости, в том числе в связи с изменениями в законодательстве и изменениями приоритетов социально - экономического развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.