В целях разработки проекта бюджета города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе города Иванова, утвержденным решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 N 1033, Администрация города Иванова постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Отраслевым (функциональным) органам и структурным подразделениям Администрации города Иванова обеспечить реализацию основных направлений бюджетной и налоговой политики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его издания.
Глава города Иванова |
В.Н. Шарыпов |
Утверждены
постановлением
Администрации города Иванова
от 30.10.2018 N 1399
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) разработаны в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе города Иванова, утверждённым решением Ивановской городской Думы от 29.04.2009 N 1033, с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Бюджетная и налоговая политика определяет условия, используемые при составлении проекта бюджета города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, основные подходы к его формированию и общий порядок разработки основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
1. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
Исходя из основной цели обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета города бюджетная и налоговая политика будет направлена на решение следующих задач:
- обеспечение наполняемости доходной части городского бюджета;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- проведение долговой политики с соблюдением ограничений действующего бюджетного законодательства;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
В условиях недостаточности собственной доходной базы на первый план выступает ориентация бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений социально-экономической политики города, достижение измеримых общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В предстоящем трехлетнем периоде планируется применение программно-целевых методов управления на основе новых редакций муниципальных программ города Иванова, принятых с учетом полученной начиная с 2014 года практики их реализации и проектных принципов управления. В результате муниципальные программы должны стать простым и эффективным инструментом организации как проектной, так и текущей деятельности, отражающим взаимосвязь затраченных ресурсов и полученных результатов.
Особое внимание по-прежнему будет уделено изменениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, контролю исполнения установленных им требований и норм, своевременному внесению соответствующих изменений в муниципальные правовые акты.
2. Бюджетная и налоговая политика в области доходов
Бюджетная и налоговая политика в области налоговых и неналоговых доходов формируется в условиях негативного влияния на доходную часть бюджета города принятых и планируемых к принятию на федеральном уровне законодательных решений. Наибольшим образом они затронут первый и последний год бюджетного цикла. Изменения произойдут в следующих важных источниках налоговых и неналоговых доходов:
- доходы от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и от налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения, - в связи с предоставлением индивидуальным предпринимателям права на уменьшение подлежащих к уплате сумм налога на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники нового образца и в связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 года;
- земельный налог - в связи с предоставлением собственникам земельных участков права с 1 января 2019 года при оспаривании кадастровой стоимости земельных участков пересмотреть налоговую базу по земельному налогу за три предыдущих налоговых периода и, соответственно, вернуть из бюджета ранее уплаченные суммы налога, в настоящее время представлена возможность пересмотреть сумму налога только за год, в котором подано заявление на пересмотр кадастровой стоимости;
- налог на имущество физических лиц - в связи с установлением с 01.01.2019 на федеральном уровне коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом.
В сложившихся условиях основными направлениями налоговой и бюджетной политики на предстоящий трехлетний период являются:
- укрепление доходной части бюджета города в соответствии с утвержденным планом мероприятий по росту доходов;
- подготовка и внесение в Правительство Ивановской области предложений по индексации потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, поскольку поступления от патентной системы налогообложения в полном объеме зачисляются в бюджет города, а с момента введения с 01.01.2013 данного налогового режима на территории Ивановской области уровень потенциально возможного годового дохода ни разу не повышался;
- внесение изменений в порядок применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в части пересмотра показателя, учитывающего уровень выплачиваемой налогоплательщиком заработной платы;
- постепенное повышение в течение двух лет налоговой ставки по налогу на имущество физических лиц с 0,7 процента до 2 процентов в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- оказание содействия налоговому органу по расширению возможностей информирования населения о сроках уплаты имущественных налогов;
- проведение взвешенной политики в области предоставления налоговых льгот по местным налогам в городской бюджет. С учетом объема льгот по местным налогам, предусмотренных федеральным законодательством, политика города в области предоставления налоговых льгот в среднесрочной перспективе будет нацелена на сохранение социальной направленности действующих льгот;
- осуществление, в случае внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, перехода к учету и оценке эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов". "Налоговые расходы" определяются как выпадающие доходы бюджета городского округа, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам и иным платежам, предусмотренными в качестве мер муниципальной поддержки в соответствии с целями муниципальных программ и (или) целями социально-экономической политики городского округа, не относящимися к муниципальным программам;
- содействие сокращению задолженности по платежам в бюджет путем взаимодействия в рамках координационного совета по разработке согласованных действий на обеспечение своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджет города Иванова и эффективной реализации контрольных функций главными администраторами доходов бюджета города.
Кроме того, будет продолжена работа в отношении неэффективно функционирующих и непрофильных активов, как в виде муниципального имущества, так и в виде находящихся в муниципальной собственности акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ. Такие активы, имеющие в отдельных случаях значительную стоимость, могут стать источником дополнительных доходов бюджета либо источником финансирования дефицита бюджета города.
В целях укрепления системы администрирования предполагается разработка порядка оценки качества администрирования доходов бюджета города главными администраторами - органами местного самоуправления, отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Иванова с последующим составлением рейтинга главных администраторов.
Другим важным направлением бюджетной политики в области доходов городского бюджета является продолжение работы по совершенствованию системы межбюджетных отношений с Ивановской областью в целях обеспечения роста доходного потенциала города и его финансовой самостоятельности.
Развитие взаимоотношений с органами государственной власти Ивановской области должно быть по-прежнему направлено на активное привлечение в городской бюджет федеральных и областных трансфертов.
В связи с чем органам местного самоуправления города Иванова необходимо обеспечивать своевременное проведение мероприятий для участия города в государственных программах Ивановской области, конкурсах и проектах, направленных на выделение дополнительных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, а также добиваться получения финансового обеспечения переданных городскому округу Иваново государственных полномочий в объёмах, необходимых для их эффективного исполнения.
Кроме того, учитывая, что до настоящего времени не внесены необходимые изменения в методику расчета объема дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности с учётом изменений в федеральном законодательстве, отсутствует четкое понимание в подходах к расчету уровня финансовой поддержки из бюджета Ивановской области в виде дотаций, имеют место риски значительного сокращения данной поддержки. В этой связи в условиях ограниченности финансовых ресурсов, высокого уровня долговой нагрузки на бюджет города следует сосредоточить особое внимание на работе с органами исполнительной власти Ивановской области с целью сохранения объема финансовой поддержки из областного бюджета бюджету города Иванова в виде дотации на необходимом уровне.
3. Бюджетная политика в области расходов
В условиях ограниченности средств бюджета города Иванова, утверждаемого на протяжении ряда последних лет с предельным дефицитом, первоочередной задачей при формировании бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов является обеспечение финансированием действующих расходных обязательств. Принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности, возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Среди важных задач остается реализация приоритетных направлений социально-экономической политики, внедрение принципов адресности при оказании мер социальной поддержки граждан, формирование комфортных условий проживания жителей города, в том числе при их непосредственном и активном участии в данной работе.
Бюджетная политика на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в части расходов бюджета должна отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов бюджета. Ключевыми требованиями к формированию расходов бюджета должны быть их рациональность, эффективность, обеспечение максимальной отдачи и достижение поставленных целей.
Основными задачами бюджетной политики по повышению эффективности бюджетных расходов на ближайшие три года являются:
- определение основных параметров бюджета города Иванова исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;
- актуализация муниципальных программ и повышение качества программного бюджетирования исходя из планируемых и достигаемых результатов;
- увязка муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целевыми индикаторами муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнением муниципальных заданий;
- недопущение увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, при отсутствии доходных источников - обеспечение дополнительных расходов за счет внутреннего перераспределения средств с наименее приоритетных направлений расходов;
- принятие решений, направленных на достижение в полном объеме уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации;
- анализ осуществляемых расходных обязательств в целях постепенного исключения (минимизации) направления собственных средств бюджета города на выполнение полномочий, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления городского округа;
- участие исходя из возможностей бюджета города Иванова в реализации национальных проектов (программ), государственных программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Ивановской области, привлечение средств федерального и областного бюджетов в первую очередь с наиболее низкой долей софинансирования из местного бюджета;
- оптимизация инвестиционных расходов с учетом их очередности и приоритетности, а также с учетом возможности использования типовой проектно-сметной документации при строительстве новых объектов социально-культурной сферы, первоочередное включение в расходную часть бюджета инвестиций в объекты капитального строительства, софинансируемые из вышестоящих бюджетов, объекты, по которым сложилась кредиторская задолженность или имеются ранее принятые обязательства;
- повышение эффективности процедур проведения закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд города Иванова;
- повышение эффективности предоставления из бюджета города Иванова субсидий с соблюдением общих правил их предоставления и заключением соглашений по типовой форме, установление показателей результативности их использования и механизмов возврата средств субсидий в случае недостижения таких показателей;
- стимулирование, развитие малого и среднего бизнеса путем оказания муниципальной поддержки, улучшение инвестиционного климата и поддержка инновационного предпринимательства;
- повышение эффективности муниципального финансового контроля, усиление контроля учредителей за деятельностью муниципальных учреждений и муниципальных предприятий.
Дальнейшее развитие института муниципальных программ, повышение эффективности их реализации будут продолжены по следующим направлениям:
- принятие новых муниципальных программ на шестилетний период;
- повышение качества планирования значений целевых показателей муниципальных программ;
- проведение оценки эффективности муниципальных программ, включающей оценку эффективности их реализации в разрезе подпрограмм, оценку финансового обеспечения и качества планирования каждой программы. Результаты такой оценки будут учитываться при формировании параметров финансового обеспечения муниципальных программ на дальнейшую перспективу;
- обеспечение преемственности целевых показателей, обозначенных в муниципальных программах, целям и задачам, обозначенным в государственных программах, для обеспечения их увязки и привлечения софинансирования.
В рамках реализации постановления Администрации города Иванова от 14.09.2017 N 1241 "Об организации проектной деятельности в Администрации города Иванова" планируется введение в муниципальные программы структурного элемента - Проект городского округа Иваново, что позволит осуществлять комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений.
Кроме того, в целях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса начиная с 2019 года необходимо обеспечить размещение на едином портале бюджетной системы Российской Федерации информации, состав которой установлен Министерством финансов Российской Федерации.
4. Бюджетная политика в области управления муниципальным долгом
Одним из ключевых направлений бюджетной политики является проведение эффективного управления муниципальным долгом, направленного на обеспечение полного и своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Исходя из текущей экономической ситуации для обеспечения качества управления муниципальным долгом необходимо проведение работы по следующим основным направлениям:
- мониторинг финансового рынка на предмет оптимальных условий заимствований;
- привлечение средств бюджетных кредитов от вышестоящих бюджетов, в том числе использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджета города за счёт остатка средств на едином счёте федерального бюджета;
- эффективное управление остатками средств на едином счёте по учёту средств городского бюджета, включая привлечение и возврат средств муниципальных учреждений города Иванова для покрытия временных кассовых разрывов;
- проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным муниципальным контрактам на предоставление кредитных ресурсов, досрочное погашение привлеченных кредитов и рефинансирование долговых обязательств исходя из анализа текущей ситуации по исполнению бюджета города;
- направление собственных доходов, полученных сверх прогнозных назначений, на уменьшение дефицита бюджета города, погашение муниципального долга;
- обеспечение открытости (прозрачности) информации о муниципальном долге города Иванова и осуществляемых городом муниципальных заимствованиях.
Как и в предыдущем бюджетном цикле при управлении муниципальным долгом необходимо учитывать, что разработанной Министерством финансов Российской Федерации новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации планируется установление нового подхода к определению долговой устойчивости бюджетов и норм ответственности заемщиков. В этой связи особое внимание должно быть сосредоточено на поддержании объема и структуры муниципального долга, постепенном снижении объема муниципальных заимствований.
5. Бюджетная политика в сфере муниципального финансового контроля
Бюджетная политика в области муниципального финансового контроля направлена на совершенствование контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Иваново.
Финансовый контроль - не только один из этапов бюджетного процесса, но и комплексная деятельность на всех его этапах, так как сферой финансового контроля являются все хозяйственные факторы и процессы. Актуальными являются вопросы качества и результативности осуществляемых контрольных мероприятий.
Деятельность контроля в финансово-бюджетной сфере и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд городского округа Иваново направлена на:
- усиление муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг, в том числе за расходованием бюджетных средств при исполнении муниципальных контрактов;
- совершенствование системы анализа по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными администраторами средств бюджета города Иванова.
Наибольшая эффективность муниципального финансового контроля достигается при тесном взаимодействии органов внутреннего и внешнего муниципального контроля. Благодаря этому происходит совершенствование методики контрольных мероприятий, устанавливаются единые подходы при определении нарушений бюджетного законодательства, синхронизация планирования контрольных мероприятий.
Качество управления финансами напрямую зависит от внутреннего финансового контроля главными распорядителями бюджетных средств. Четкое понимание процесса, планирование с указанием бюджетных процедур и операций, подлежащих контролю, и ответственных исполнителей за выполнение контрольных действий позволят главным распорядителям бюджетных средств избегать нарушений, выявляемых органом муниципального финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Иванова от 30 октября 2018 г. N 1399 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Иванова на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящее постановление вступает в силу с 30 октября 2018 г.
Текст постановления размещен (опубликован) на официальном сайте Администрации г. Иванова (www.ivgoradm.ru) 31 октября 2018 г.