Торжокским межрайонным прокурором внесен протест на Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования город Торжок (далее - Положение), утвержденное решением Торжокской городской Думы от 12.10.2016 N 45 (в редакции решений Торжокской городской Думы от 24.11.2016 N 58, от 06.12.2016 N 59 и от 13.12.2016 N 62), рассмотрев указанный протест Торжокская городская Дума решила:
1. Признать протест на Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального образования город Торжок (далее - Положение), утвержденное решением Торжокской городской Думы от 12.10.2016 N 45 (в редакции решений Торжокской городской Думы от 24.11.2016 N 58, от 06.12.2016 N 59 и от 13.12.2016 N 62) не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
1.1. Согласно пункту 4.1 указанного Положения участвовать в конкурсе может гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования город Торжок, которые на основании международных договоров Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, могут участвовать в конкурсе.
Граждане Российской Федерации, не обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законодательством, не могут быть кандидатами на должность Главы муниципального образования город Торжок (пункт 4.2 Положения).
Из протеста прокурора следует, что указанные нормы не соответствуют действующему законодательству, в силу положений части 2 статьи 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Из вышеуказанной нормы прокурором сделан следующий вывод: "_ формулировка пункта 4.1 Положения в части того, что "иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования город Торжок, которые на основании международных договоров Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, могут участвовать в конкурсе" не соответствует вышеуказанному законодательству, поскольку иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.".
Вместе с тем, данный вывод прокурора считаем ошибочным по следующим основаниям:
статьей 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Согласно части 2 статьи 12 указанного Федерального закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме только в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
Частью 10 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которой определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, установлено, что на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Следовательно, на иностранных граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, распространяются ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, о чем прямо указано и в протесте прокурора.
В силу указанных положений законодательства иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, могут быть избраны в органы местного самоуправления, только если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
1.2. Подпунктом 2.16 Положения предусмотрено, что решения конкурсной комиссии принимаются большинством голосов от числа членов конкурсной комиссии. Общее число конкурсной комиссии составляет 8 человек (пункт 2.3 Положения).
Прокурором в протесте указано, что при этом не определена процедура принятия конкурсной комиссией решений при равенстве голосов при наличии четного количества ее членов.
В случае равенства голосов членов комиссии ее решение признается не принятым, поэтому для принятия решения и установлено квалифицированное количество голосов (большинство голосов членов комиссии).
В случае если бы в Положении было указано, что при равенстве голосов членов комиссии голос председателя является решающим, такое определение составляло бы коррупциогенный фактор, т.к. в соответствии с подпунктом "и" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключения из общих правил - нормативная коллизия (противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае).
1.3. В протесте также указано, что пунктом 4.13 Положения определены основания признания кандидата в допуске к участию в конкурсе, который является исчерпывающим по своей конструкции и не закрепляет ограничения, предусмотренные пунктами 3, 3.1 и 7 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, подпунктом 4.13.3 пункта 4.13 Положения предусмотрен отказ кандидату в допуске к участию в конкурсе в случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с действующим законодательством замещению должности Главы муниципального образования город Торжок.
Согласно части 8 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
В пункте 4.2 Положения также указано, что граждане Российской Федерации, не обладающие пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законодательством не могут быть кандидатами на должность Главы муниципального образования город Торжок.
Таким образом, нормы пунктов 2.16, 4.1, 4.2 и 4.13 Положения не противоречат нормам действующего законодательства.
2. Настоящее Решение вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию, а также размещению в свободном доступе на официальных сайтах администрации города Торжка и Торжокской городской Думы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Председатель Торжокской городской Думы |
В.И. Житков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Торжокской городской Думы Тверской области от 26 января 2017 г. N 74 "О протесте Торжокского межрайонного прокурора"
Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания
Текст решения опубликован в газете "Новоторжский вестник" от 3 февраля 2017 г. N 5, газете "Торжокская неделя" от 8 февраля 2017 г. N 5