Определение Тверского областного суда
от 22 октября 2015 г. N 33а-1973
(извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего Улыбиной С.А. судей Кустова А.В. и Акатьевой Т.Я. рассмотрела в городе Твери 11 мая 2016 года по докладу судьи Кустова А.В. дело по жалобе Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) на определение судьи Тверского областного суда Парфеновой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"в принятии административного искового заявления Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) о признании постановления Губернатора Тверской области от 30 ноября 2015 года N 172-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 28 ноября 2014 года N 188-пг" и приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 ноября 2015 года N 322-нп "О внесении изменений в отдельные приказы ГУ РЭК Тверской области" недействующими - отказать.
Отказ административному истцу в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Возвратить Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, уплаченную согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ N".
Судебная коллегия установила:
Тверская региональная ассоциация ТСЖ и ЖСК (ЖК) 04 апреля 2016 года обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании постановления Губернатора Тверской области от 30 ноября 2015 года N 172-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Тверской области от 28 ноября 2014 года N 188-пг" и приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 30 ноября 2015 года N> 322-нп "О внесении изменений в отдельные приказы ГУ РЭК Тверской области" недействующими в связи с несоответствием их Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и приказу Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 года N 227-э/З "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год".
Судом постановлено приведенное выше определение.
В жалобе Тверская региональная ассоциация ТСЖ и ЖСК (ЖК) полагает определение суда незаконным и подлежащим отмене, указывая на то, что действие оспариваемых нормативно-правовых актов распространяется на существующие правоотношения теплоснабжающих организаций и потребителей, для которых установлен тариф на отпускаемую тепловую энергию ГУ "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, оспариваемым приказом.
Таким образом, потребители, получившие коммунальную услугу - отопление в декабре 2015 года, имеют право внести плату за такую услугу до 10 января 2016 года.
Следовательно, оспариваемые нормативно-правовые акты по своей правовой природе порождают права и обязанности для потребителей коммунальных услуг и теплоснабжающих организаций в настоящее время. Установление срока действия Приказа ГУ "РЭК" Тверской области - до 31 декабря 2015 года не является основанием для неприменения указанного тарифа в настоящее время - при взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 315, главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства, ведения аудиопротоколирования и протокола, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно представленному материалу Тверская региональная ассоциация ТСЖ и ЖСК (ЖК) обратилась с административным иском об оспаривании постановления Губернатора Тверской области от 30 ноября 2015 года N 172-пг, которым внесены изменения в постановление Губернатора Тверской области от 28 ноября 2014 года N 188-пг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тверской области на 2015 год" - изменен предельный (максимальный) индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, вносимой гражданами, проживающими в полностью благоустроенном жилищном фонде г.Твери; данный предельный индекс установлен в размере 23,03% на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года.
Приказом ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года N 322-нп внесены изменения:
- в приложение к приказу ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2014 года N 381-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" для потребителей городского округа город Тверь на 2015 год" (пункт 1),
в приказ ГУ РЭК Тверской области от 19 декабря 2014 года N 384-нп "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями для потребителей городского округа город Тверь, на 2015 год" (пункт 2),
в приказ ГУ РЭК Тверской области от 29 декабря 2014 года N 464-нп "О тарифах на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения организациям водопроводно-канализационного хозяйства для потребителей Тверской области" (пункт 3).
Указанными приказами ГУ РЭК Тверской области от 19 и 29 декабря 2014 года N 381-нп, N 384-нп, N 464-нп были установлены тарифы ООО "Тверская генерация", тарифы теплоснабжающим организациям для потребителей городского округа город Тверь, тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения организациям водопроводно-канализационного хозяйства для потребителей Тверской области, срок действия которых был определен с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Таким образом, на момент обращения Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) в суд оспариваемое постановление Губернатора Тверской области от 30 ноября 2015 года N 172-пг и приказ ГУ РЭК Тверской области от 30 ноября 2015 года N 322-нп прекратили свое действие, ограниченное определенным временным периодом, истекшим 31 декабря 2015 года.
Следовательно, административный истец оспаривает недействующие нормативные правовые акты на день его обращения в суд, что в силу положений части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в принятии административного искового заявления.
Доводы частной жалобы о том, что действие оспариваемых нормативно-правовых актов распространяется на существующие правоотношения теплоснабжающих организаций и потребителей, для которых установлен тариф на отпускаемую тепловую энергию, не принимаются судебной коллегией, при этом коллегия учитывают правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля, недопустимы; вместе с тем следует иметь в виду, что утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для осуществления закрепленного в статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации права: оно может быть реализовано в других установленных законодателем для конкретных категорий дел процессуальных формах, которые обусловлены характером спорных правоотношений. Заинтересованное лицо, в частности, может защитить свои права не путем оспаривания нормативных правовых актов, утративших силу к моменту его обращения в суд, а обжалуя основанные на них решения и действия (бездействие) органов власти и должностных лиц, для признания которых незаконными нет препятствий, поскольку суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним (статья 120, часть 2, Конституции Российской Федерации; часть 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации")( Определение Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2015 г. N 2693-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Барнаульская генерация" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным постановленное судом первой инстанции определение об отказе в принятии административного искового заявления Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) на основании положений части 1 статьи 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила:
определение судьи Тверского областного суда Парфеновой Т.В. от 07 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу Тверской региональной ассоциации ТСЖ и ЖСК (ЖК) - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Тверского областного суда от 22 октября 2015 г. N 33а-1973 (извлечение)
Текст определения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника