Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел V. Расчет текущих затрат на функционирование системы обращения с отходами, в том числе ТКО, с учетом ввода в эксплуатацию объектов по достижению целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов на территории Тверской области по годам
60. Государственной программой Тверской области "Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области" на 2017 - 2022 годы утверждены следующие значения целевого показателя "Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления":
81% - в 2017 году;
81,5%, - в 2018 году;
82 % - в 2019 году;
82,5%, - в 2020 году;
83%, - в 2021 году;
83,5%, - в 2022 году.
61. Фактическое значение данного показателя в 2015 году составляло 42,6 %.
62. Поскольку Тверская область характеризуется устойчивой высокой долей образования отходов V класса опасности в общем объеме образующихся отходов, существенно повысить фактические значения целевого показателя "Доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления" позволит максимальное вовлечение в хозяйственный оборот отходов V класса опасности. Наиболее крупнотоннажными из них в Тверской области являются отсев и щебень известняковый, доломитовый; навоз КРС; опилки, стружка, горбыль натуральной чистой древесины, незагрязненные отходы песка, отходы промышленности строительных материалов (производства цемента, бетона, минеральной ваты и др.), отходы строительства.
63. Увеличение доли использованных отходов в общем объеме образовавшихся отходов может быть достигнуто в значительной мере за счет указанных отходов V класса опасности путем реализации Программы развития предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Тверской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 23.12.2011 N 265-пп. Программой предусматривается использование для производства строительных материалов, изделий и конструкций таких отходов, как золы и шлаки тепловых электростанций, вскрышные и пустые породы, хвосты обогащения, отходы древесины и лесохимии (кора, пни, вершины, ветви, сучья, горбыль, стружки, щепа, опилки и другие), отходы промышленности строительных материалов (цементная пыль, каменная пыль, крошка, кирпичный бой, бракованный и старый бетон), прочие отходы и вторичные ресурсы: стекольный бой и отходы стекла, изношенные шины и др.
64. Предлагается для Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Тверской области предусмотреть два основных показателя, характеризующих достижение цели максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот и минимизации их воздействия на окружающую среду:
а) доля утилизированных ТКО в общем количестве образовавшихся ТКО на территории Тверской области: поэтапное повышение целевого показателя с 3 % в 2017 году до 25 % к 2021 году, до 62 % к 2025 году, до 70 % к 2030 году;
б) доля утилизированных и обезвреженных отходов I-IV классов опасности в общем количестве образовавшихся отходов I-IV классов опасности на территории Тверской области: поэтапное повышение целевого показателя с 72 % в 2017 году до 78% к 2020 году, 87 % к 2025 году, 95 % к 2030 году.
65. Важнейшим фактором, определяющим возможность оценки фактически достигаемых значений целевых показателей, является создание региональной системы учета обращения с отходами на базе регионального кадастра отходов. Статистической информации формы 2-ТП (отходы) недостаточно для объективной оценки и сопоставления объемов образования отходов с объемами их утилизации, обезвреживания, размещения; особенно это характерно для отходов потребления и, в частности, ТКО, где значительная часть источников образования в настоящее время не охвачена системой статистического учета.
66. Текущие затраты на функционирование системы обращения с отходами формируются из расходов, связанных с оплатой топлива и ГСМ, содержанием и эксплуатацией основных фондов, затрат на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды; затрат на контроль за воздействием на окружающую среду и мониторинговые мероприятия, платежей за негативное воздействие на окружающую среду и прочих затрат. В структуре текущих затрат выделяются постоянные затраты, которые не зависят от объемов производства (т.е. количества собираемых, обрабатываемых, утилизируемых, размещаемых отходов) и переменные затраты, зависящие непосредственно от объема обращения с ТКО.
67. Применительно к деятельности операторов в области обращения с ТКО уровень текущих затрат можно оценить по величине действующего тарифа на услуги по утилизации и захоронению ТКО, поскольку все текущие затраты включаются в тариф на оказание услуг операторами. В таблице 7 приводится оценка среднего уровня текущих затрат на функционирование системы обращения с ТКО (по состоянию на 2 полугодие 2016 года).
Таблица 7. Тарифы на услуги по утилизации и захоронению ТКО, действующие на территории городских, сельских поселений (на 2 полугодие 2016 года)
N п/п |
Межмуниципальные кластеры по обращению с отходами, муниципальные р-ны и городские округа |
Тариф на услуги по утилизации и захоронению ТКО, руб./куб. м |
Средневзвешенный по объему вывезенных отходов тариф для межмуниципального кластера, руб./куб. м (руб./та) |
Средний уровень текущих затрат на территории межмуниципального кластера, руб./та |
1 |
Тверской кластер |
|
103,84 (519,21) |
441,34
|
1.1 |
г. Тверь |
520,18 за ту |
||
1.2 |
Конаковский р-н |
122,71 |
||
1.3 |
Лихославльский р-н |
65,45 |
||
1.4 |
Рамешковский р-н |
65,76 |
||
2 |
Вышневолоцкий кластер |
|
212,62 (1063,11) |
903,64 |
2.1 |
г. Вышний Волочек |
296,50 |
||
2.2 |
ЗАТО Озерный |
89,32 |
||
2.3 |
Бологовский р-н |
107,22 |
||
2.4 |
Удомельский городской округ |
65,78 |
||
3 |
Кимрский кластер |
|
140,76 (703,78) |
598,22 |
3.1 |
г. Кимры |
100,56 |
||
3.2 |
Калязинский р-н |
55,09 |
||
3.3 |
Кашинский р-н |
198,63 |
||
3.4 |
Кимрский р-н |
532,41 |
||
4 |
Ржевский кластер |
|
236,63 (1183,14) |
1005,67 |
4.1 |
Зубцовский р-н |
95,28 |
||
4.2 |
Оленинский р-н |
104,54 |
||
4.3 |
Ржевский р-н |
92,66 446,41 |
||
5 |
Торжокский кластер |
|
||
5.1 |
Кувшиновский р-н |
130,20 |
65,71 (328,55) |
279,26 |
5.2 |
г. Торжок, Торжокский р-н |
54,56 |
||
6 |
Бежецкий кластер |
|
||
6.1 |
Бежецкий р-н |
76,20 |
85,69 (428,45) |
364,18 |
6.2 |
Кесовогорский р-н |
80,67 |
||
6.3 |
Краснохолмский р-н |
140,83 |
||
6.4 |
Лесной р-н |
64,19 |
||
6.5 |
Максатихинский р-н |
77,90 |
||
6.6 |
Молоковский р-н |
128,61 |
||
6.7 |
Сандовский р-н |
121,40 |
||
6.8 |
Сонковский р-н |
152,40 |
||
7 |
Нелидовский кластер |
|
||
7.1 |
Андреапольский р-н |
36,60 |
91,63 (485,14) |
389,42 |
7.2 |
Жарковский р-н |
85,23 |
||
7.3 |
Западнодвинский р-н |
84,16 |
||
7.4 |
Нелидовский р-н |
102,41 |
||
7.5 |
Торопецкий р-н |
123,16 |
68. По мере строительства и ввода в эксплуатацию сооружений, оборудования для обработки и утилизации отходов, полигонов захоронения неутильной части отходов (см. таблицу 8) ожидается рост текущих затрат на функционирование системы обращения с отходами. Снижение текущих затрат будет происходить за счет увеличения охвата населения системой централизованного сбора ТКО в рамках перспективной схемы обращения и снижения удельных постоянных затрат в составе текущих затрат на функционирование системы обращения с отходами.
69. В таблице 8 представлен укрупненный расчет текущих затрат по годам с учетом ввода в эксплуатацию объектов по достижению целевых показателей совершенствования системы обращения с ТКО на территории Тверской области.
70. Расчет текущих затрат выполнен на основании среднего уровня текущих затрат на территории каждого межмуниципального кластера (таблица 7), с учетом объемов капитальных вложений и порядка ввода в эксплуатацию объектов МКОО (МСК, полигонов захоронения, мощностей по переработке отдельных фракций, содержащих полезные компоненты, МПС и др.). Кроме того, в расчетах учтены прогнозируемые темпы инфляции (от 7 до 5 % ежегодно), прогнозные расчетные значения объемов образования ТКО (таблица 2.58, по варианту N 1), срок амортизации вводимых основных фондов принят равным 10 - 12 лет.
71. На величину текущих затрат будут оказывать влияние также следующие факторы:
а) увеличение потока отходов, направляемого на МКОО, в результате охвата системой обращения с отходами большего числа источников образования отходов, совершенствования системы учета;
б) уменьшение потока отходов, направляемого на МКОО, в результате распространения практики раздельного сбора отходов, представленных вторичными ресурсами (в первую очередь, отходов товаров и упаковки, подлежащих утилизации согласно распоряжению Правительства Российской Федерации N 1886-р), и исключения их из состава ТКО в самостоятельные потоки отходов, начиная с этапа сбора у источников образования.
Таблица 8. Укрупненная оценка текущих затрат на функционирование системы обращения с отходами (по объектам-аналогам) в 2017 - 2025 годах.
Показатель / годы |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Целевой показатель "Доля утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образовавшихся ТКО на территории Тверской области", % |
3 |
5 |
7 |
9 |
25 |
50 |
54 |
58 |
62 |
Ввод в эксплуатацию объектов по достижению целевых показателей по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов |
|
Строительство, ввод в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов на каждый из семи МКОО |
|
|
|
||||
|
Строительство (модернизация), ввод в эксплуатацию полигонов захоронения, участков компостирования при МКОО |
|
|
|
|||||
Введение раздельного сбора ТКО (сухая и влажная фракция): приобретение технических средств и оборудования для сбора, транспортирования двух раздельных фракций ТКО, вовлечение населения в раздельный сбор | |||||||||
|
Строительство и ввод в эксплуатацию производственных участков по утилизации отходов (вторичного сырья) в рамках МКОО |
|
|||||||
Текущие затраты на функционирование системы обращения с отходами (ТКО), тыс. руб., в том числе: |
437 964 |
491 279 |
581 388 |
703 098 |
861 584 |
1 043 277 |
1 157 417 |
1 185 443 |
1 216 030 |
в Тверском кластере |
167 791 |
193 579 |
223 512 |
230 826 |
240 954 |
250 660 |
260 243 |
270 306 |
280 871 |
в Вышневолоцком кластере |
87 875 |
93 062 |
101 866 |
118 813 |
135 635 |
164 652 |
198 006 |
204 108 |
210 637 |
в Кимрском кластере |
48 809 |
52 245 |
59 733 |
76 698 |
94 612 |
126 892 |
165 065 |
168 442 |
172 943 |
в Ржевском кластере |
74 708 |
82 918 |
93 442 |
107 207 |
138 551 |
169 941 |
174 939 |
180 195 |
185 637 |
в Торжокском кластере |
17 410 |
23 377 |
38 047 |
62 452 |
89 733 |
116 197 |
117 438 |
118 578 |
119 883 |
в Бежецком кластере |
22 243 |
21 892 |
27 061 |
50 026 |
78 928 |
105 777 |
131 496 |
132 640 |
133 884 |
в Нелидовском кластере |
19 128 |
24 206 |
37 728 |
57 075 |
83 172 |
109 158 |
110 229 |
111 174 |
112 175 |
72. Система обращения с отходами потребления, потоки которых формируются раздельно при их сборе у источников образования, включает подсистемы обращения с группами однородных отходов. Каждая из подсистем имеет собственные объекты, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов, характеризуется индивидуальной логистической схемой. Субъектами функционирования подсистем являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие конкретные виды деятельности в области обращения с отходами. В зависимости от вида/видов деятельности в рамках подсистемы субъекты несут затраты, связанные с реализацией своей деятельности. Содержание и сумма текущих затрат индивидуальна для каждого вида деятельности и может различаться по годам в зависимости от внешних условий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.