Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено постановлением главы
администрации Молоковского района
N 139 от 10.09.2018 г.
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Молоковского района Тверской области
I. Общие положения
1.1. Порядок взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - Порядок) устанавливается в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
1.2. Систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Молоковском районе (далее - система профилактики) составляют комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Молоковского района; ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Молоковского района; учреждения социального обслуживания населения; районный отдел образования; Молоковский ПП МО МВД России "Краснохолмский"; ГБУЗ "Молоковская центральная районная больница"; ГКУ Тверской области "Центр занятости населения"; отдел культуры, молодежной политики, спорта и туризма; филиал по Молоковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области, а также иные государственные и негосударственные органы, учреждения и организации, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.
II. Цели взаимодействия и принципы деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
2.1. Основными целями взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
2.2. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип межведомственного взаимодействия определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
- принцип распределения сфер ответственности предполагает конкретных исполнителей, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
- принцип индивидуального подхода реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
- принцип законности предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Тверской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.
III. Основные понятия
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Семьями, находящимися в социально опасном положении, считаются:
1) семьи, в которых родители или иные законные представители несовершеннолетних:
а) не исполняют своих обязанностей по:
- воспитанию несовершеннолетних;
- обучению несовершеннолетних;
- содержанию несовершеннолетних (отсутствует внимание со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних к вопросам условий жизнеобеспечения и физического развития несовершеннолетних (обеспечение питанием, одеждой, надлежащий уход за физическим состоянием и состоянием здоровья) либо имеет место пренебрежение данными условиями);
б) отрицательно влияют на поведение несовершеннолетнего (злоупотребление родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего спиртными напитками, наркотическими веществами, ведение аморального образа жизни или наличие асоциального, антиобщественного поведения, влияющего на несовершеннолетнего, бродяжничество родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, отсутствие места жительства семьи, антисанитарные условия проживания и быта семьи, в которой проживает несовершеннолетний);
в) жестоко обращаются с несовершеннолетними (физическое насилие по отношению к ребенку, к членам семьи, нарушение психоэмоционального состояния ребенка, сексуальное насилие)
2) семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, то есть несовершеннолетних, указанных в разделе IV Порядка.
IV. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуально-профилактическая работа
Категории несовершеннолетних:
- безнадзорные или беспризорные,
- занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством,
- содержащиеся в социальных, специальных и других учреждениях,
- употребляющие наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества,
- совершившие правонарушение, повлекшие применение мер административного взыскания,
- совершившие правонарушение до достижение возраста, с которого наступает административная ответственность,
- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо с применением принудительных мер воспитательного воздействия,
- совершившие общественно-опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством,
- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу,
- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием,
- получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора,
- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации,
- осужденные за совершение преступления небольшой и средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия,
- осужденные условно, к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Категории родителей (законных представителей) несовершеннолетних:
- лица, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению, и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- имеющих несовершеннолетних детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
При необходимости индивидуально-профилактическая работа может проводиться с иными лицами (в том числе несовершеннолетними, родителями), для предупреждения правонарушений либо для оказания им социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних, с согласия руководителя органа системы профилактики.
V. Основания и сроки проведения индивидуально-профилактической работы
Основаниями проведения индивидуально-профилактической работы являются: заявления несовершеннолетнего либо его родителей, приговор, определение или постановление суда, постановление КДН и ЗП, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел, документы, послужившие основанием для помещения несовершеннолетнего в учреждения системы профилактики, заключение, утвержденное руководителем органа системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Сроки проведения ИПР: до устранения причин и условий, способствовавших правонарушениям, антиобщественным действиям, безнадзорности, достижения 18-летнего возраста, оказания социальной или иной помощи, наступления других обстоятельств.
VI. Взаимодействие органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении
6.1. При выявлении несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, органы и учреждения системы профилактики информируют:
Орган или учреждение |
Содержание информации |
В течение 3-х часов | |
1. Прокуратуру Молоковского района |
о нарушении прав и свобод несовершеннолетних |
2. Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав |
о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями (иными законными представителями) обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению детей, случаях нарушения прав и интересов несовершеннолетних |
3. ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Молоковского района |
о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (иных законных представителей) либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию
о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении |
4. Молоковский ПП МО МВД России "Краснохолмский" |
о выявлении родителей (иных законных представителей), жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественные действия или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния
о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения или семьи, о несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния |
5. ГБУЗ "Молоковская центральная районная больница" |
о невыполнении родителями (иными законными представителями) обязанностей по соблюдению санитарно-гигиенических условий проживания детей и охране их здоровья |
В течение суток | |
6. ГБУЗ "Молоковская центральная районная больница"
|
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ |
7. Районный отдел образования |
о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях |
8. Отдел культуры, молодежной политики, спорта и культуры |
о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в оказании помощи по организации отдыха, досуга, занятости |
9. ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" |
о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в трудоустройстве |
10. Молоковский ПП МО МВД России "Краснохолмский" |
о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасных условиях жизни и не посещающих образовательное учреждение
о несовершеннолетних, имеющих внешние признаки суицидальных наклонностей |
11. Филиал по Молоковскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Тверской области |
о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка пребывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей |
При выявлении оснований для признания семей находящимися в социально опасном положении:
- неисполнение либо ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей;
- совершение родителем, законным представителем несовершеннолетнего действий, которые могут отрицательно повлиять на его поведение;
- привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним,
а также в случаях отсутствия у членов семьи, имеющей несовершеннолетнего ребенка (детей) мотивации на изменение сложившейся ситуации и отказе семьи от добровольного участия (на условиях договора) в реализации мероприятий, направленных на устранение обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности членов семьи (ребенка или детей), учреждения социальной защиты населения Молоковского района направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения (ходатайства) о переводе семьи из категории "семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации", в категорию "семья, находящаяся в социально опасном положении" с целью принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав соответствующего решения.
6.2. В случаях, когда информация содержит другие аспекты, затрагивающие интересы семьи и несовершеннолетнего, органы и учреждения областной системы профилактики информируют соответствующие компетентные органы и учреждения.
Органами и учреждениями системы профилактики в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством, необходимо обеспечивать взаимное получение информации, значимой и необходимой для планирования профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, для реализации мер по защите прав несовершеннолетних (в том числе информации, касающейся сведений о наличии судимости, психических заболеваний у законных представителей несовершеннолетних, лиц их заменяющих, а также у иных совместно проживающих с несовершеннолетними лиц).
Взаимное информирование органов и учреждений системы профилактики о сведениях, значимых и необходимых для планирования и проведения профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, реализации мер по защите прав несовершеннолетних в обязательном порядке должно сопровождаться проведением мероприятий по практическому взаимодействию органов и учреждений системы профилактики в целях совместного анализа полученной информации, планирования и проведения профилактической работы с конкретными семьями (несовершеннолетними), находящимися в социально опасном положении, реализации мер по защите прав несовершеннолетних.
6.3. Органы и учреждения системы профилактики формируют базу данных семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тверской области:
Органы и учреждения системы профилактики
|
Категории, состоящих на учете |
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
|
- семьи, где родители (иные законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних; - несовершеннолетние, поставленные на учет по постановлению муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы |
ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Молоковского района |
- семьи, находящиеся в социально опасном положении; - несовершеннолетние, нуждающиеся в социальной реабилитации; - несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи государства (безнадзорные и беспризорные), помещенные в социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних; - семьи, где существует возможность возникновения обстановки, представляющей угрозу жизни, здоровью несовершеннолетних или препятствующей их воспитанию, а также где родители, ограничены в родительских правах; - несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты |
Районный отдел образования, образовательные учреждения |
- обучающиеся и воспитанники, находящиеся в социально опасном положении, или проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; - учащиеся, не посещающие или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях |
ГБУЗ "Молоковская центральная районная больница" |
- семьи, где родители (иные законные представители) не соблюдают санитарно-гигиенические условия проживания детей и охрану их здоровья; - детей, заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей; - детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в учреждении здравоохранения |
Молоковский ПП МО МВД России "Краснохолмский" |
- родители (иные законные представители) отрицательно влияющие на детей; - несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи государства (безнадзорные и беспризорные); - несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения, антиобщественные действия и преступления; - несовершеннолетние, имеющие непогашенную судимость и нуждающиеся в социальной реабилитации
|
6.4. Ежеквартально статистические данные по семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, направляются в муниципальные комиссии.
6.4.1. В случае перемены места жительства семьи, находящейся в социально опасном положении, состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения системы профилактики информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) соответствующего муниципального образования о факте выбытия семьи. Комиссия, в свою очередь, передает полученную информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства семьи (форма 1). Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования Тверской области (по новому месту жительства семьи) направляет сообщение в Комиссию о прибытии на территорию муниципального образования семьи, находящейся в социально опасном положении (форма 2).
Форма 1
В комиссию по делам несовершеннолетних
и защите их прав
_____________________________________
(муниципального образования)
Сообщение
об установлении факта выбытия семьи, находящейся в социально опасном положении, за пределы муниципального образования от
______________________________
(наименование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)
Доводим до Вашего сведения, что " ___ " ________ 20 _____ года в ходе _________ (социального патроната семьи, находящейся в социально опасном положении, рейда и др.) установлено, что семья выбыла за пределы муниципального образования:
N |
Фамилия, имя, отчество родителей |
Адрес проживания |
Несовершеннолетние дети, дата их рождения и занятость(учащиеся, воспитанники детского сада и др.) |
Предполагаемый адрес, куда выбыла данная семья |
Дата постановки на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и основания по прежнему месту жительства |
Краткая справка о семье в социально опасном положении (какая работа проводилась с данной семьей, динамика семьи + или -) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_______________________________________________
(должность, специалиста, подготовившего информацию)
_____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
" ____ " ___________ 20 ___ г.
Форма 2
В комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав
______________
(муниципального образования)
Сообщение
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
(муниципального образования) о прибытии на территорию муниципального образования семьи, находящейся в социально опасном положении
Доводим до Вашего сведения, что на территорию муниципального образования прибыла семья, находящаяся в социально опасном положении. Данные о семье:
N |
Фамилия, имя, отчество родителей, дата рождения родителей |
Предполагаемый адрес проживания по новому месту жительства |
Несовершеннолетние дети, дата их рождения
|
Дата постановки на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства |
|
|
|
|
|
________________________________________________
(должность, специалиста, подготовившего информацию)
_____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
" ______ " _____________ 20 ____ г.
6.5.1. Сообщения о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, могут поступать в комиссию в следующих формах:
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1) акты обследования жилищно-бытовых условий семьи - от глав муниципальных образований, специалистов органов управления образованием, здравоохранения и социальной защиты населения;
2) протоколы об административном правонарушении, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, представления и информации от органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции;
3) тревожного листа о факте выявления социального неблагополучия несовершеннолетнего и (или) семьи;
4) устные, письменные сообщения в произвольной форме - от граждан, общественных организаций.
6.5.2. После выявления необходимости в оказании и оказания неотложной помощи несовершеннолетнему и (или) родителям несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, и информирования субъектов системы профилактики органу или учреждению системы профилактики необходимо:
1) поставить на учет субъекта профилактики в тот орган или учреждение, на которое в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" возложены обязанности по проведению индивидуальной профилактической работы, с оформлением учетной документации для сбора информации.
2) выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.
3) составить план проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальную программу реабилитации и социальной адаптации), с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации субъекта профилактики с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями. При неисполнении субъектом профилактики мероприятий плана, направлять в муниципальную комиссию информацию о принятии к нему мер.
4) проводить совместную работу с теми субъектами системы профилактики, в чьей помощи нуждается субъект профилактики.
5) после проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчет, несовершеннолетний ли родители, находящиеся в социально опасном положении, с учета снимаются.
6.6. Информация о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, фиксируется в журнале, который ведется муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних.
6.7. На заседании комиссии при необходимости принимается решение о постановке на учет несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, для организации индивидуальной профилактической работы (в соответствии со ст. 14 закона Тверской области N 6-ЗО "Об организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Тверской области").Несовершеннолетние, осужденные к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, при поступлении письменной информации от уголовно-исполнительных инспекций подлежат обязательной постановке на учет в муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (по месту проживания указанного несовершеннолетнего).
Данное решение принимается в следующем порядке:
а) на заседании муниципальной комиссии:
- рассматриваются материалы на несовершеннолетнего и (или) семью, устанавливается, что несовершеннолетний вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия, т.е. несовершеннолетний находится в социально опасном положении, или семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, т.е. родители находятся в социально опасном положении;
- на основании установленных признаков социально опасного положения несовершеннолетнего и (или) семьи принимается постановление муниципальной комиссии о постановке на учет несовершеннолетнего и (или) семьи, как находящихся в социально опасном положении, о разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации и адаптации (далее - ИПРА) несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и ИПРА семьи, находящейся в социально опасном положении;
б) органы и учреждения системы в течение 3-х рабочих дней направляют в муниципальные комиссии предложения в ИПРА несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении;
в) муниципальная комиссия в течение 3-х рабочих дней обобщает представленные предложения и формирует ИПРА несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении (ИПРА должна быть сформирована не позднее семи рабочих дней после принятия решения комиссии о разработке ИПРА); формирование проекта ИПРА может быть поручено отдельному органу или учреждению системы профилактики (постановлением муниципальной комиссии); при этом надо учитывать, что в компетенцию данного органа или учреждения входит проведение индивидуальной профилактической работы с семьей или несовершеннолетним;
г) сформированный проект ИПРА направляется для согласования в органы и учреждения системы профилактики, задействованные в исполнении мероприятий ИПРА;
д) ИПРА утверждается постановлением муниципальной комиссии на очередном заседании муниципальной комиссии, следующим за заседанием, на котором были рассмотрены материалы на несовершеннолетнего (семью) и принято решение о разработке ИПРА;
е) органы и учреждения системы профилактики, задействованные в исполнении мероприятий ИПРА, по итогам проведения мероприятий, указанных в ИПРА, направляют в муниципальную комиссию информацию (сведения, акты, протоколы и др.) согласно установленным срокам;
ж) через шесть месяцев реализации ИПРА органы и учреждения системы профилактики, задействованные в исполнении мероприятий ИПРА, направляют в муниципальную комиссию отчеты о реализации ИПРА несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении, с выводами: о результативности мероприятий и предложениями о снятии с учета несовершеннолетнего (семьи) 9по исправлению), необходимости продолжения проведения ИПРА либо формирования новой ИПРА при неэффективности мероприятий в отношении несовершеннолетнего (семьи) (далее - Отчеты);
з) отчеты заслушиваются и утверждаются на заседании муниципальной комиссии.
Допускается формирование ИПРА сразу по итогам рассмотрения материалов на несовершеннолетнего и (или) семью и утверждение ИПРА в отношении несовершеннолетнего (семьи) (при установлении статуса "находящихся в социально опасном положении") на этом же заседании комиссии в случае подготовки проекта ИПРА до заседания комиссии с учетом предложений (перечня мероприятий) в проект ИПРА, направленных в муниципальную комиссию органами и учреждениями системы профилактики.
6.7.1. Муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивается принятие решений по всем поступающим сообщениям о детском неблагополучии, нарушении прав несовершеннолетних в целях оперативного реагирования и принятия решений по предотвращению и (или) преодолению социально опасных последствий для несовершеннолетнего.
6.8. Регламенты взаимодействия органов и учреждений системы профилактики:
- регламент взаимодействия с органами и учреждениями здравоохранения (приложение 1);
- регламент деятельности при непосещении несовершеннолетним образовательного учреждения (приложение 2);
- регламент межведомственного взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей (приложение 3).
6.9. Межведомственное взаимодействие с муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется с целью выявления подростков, состоящих на профилактических учетах подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, в том числе освобожденных из мест лишения свободы, нуждающихся в трудоустройстве.
Обмен информацией может осуществляться в следующем порядке:
а) ежеквартально муниципальная комиссия информирует ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" о численности и составе не работающих и не учащихся подростков, состоящих на учете в муниципальной комиссии, органах внутренних дел, и нуждающихся в постоянном и временном трудоустройстве (в том числе в свободное от учебы время);
б) по итогам рассмотрения материалов на заседании муниципальной комиссии при необходимости несовершеннолетним выдается направление в ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" (для консультирования по трудоустройству, содействия во временном и постоянном трудоустройстве) с указанием возраста, образования, имеющихся специальностей данного несовершеннолетнего;
в) ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" ежеквартально представляет в муниципальную комиссию информацию о наличии мест для постоянного и временного трудоустройства несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе для трудоустройства несовершеннолетних, освобождаемых из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
г) муниципальная комиссия направляет в ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" при необходимости ходатайства о трудоустройстве несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении с указанием возраста, образования, имеющихся специальностей несовершеннолетних;
В рамках организации и обеспечения взаимодействия муниципальной комиссии и ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района" могут быть предусмотрены следующие мероприятия:
- совместное проведение встреч с несовершеннолетними и их родителями для выяснения ситуации в семье и планах по трудоустройству;
- участие в осуществлении контроля за соблюдением режима и условий работы несовершеннолетних на территории Молоковского района Тверской области;
- рассмотрение вопросов трудоустройства несовершеннолетних на заседаниях муниципальной комиссии с приглашением представителей органов и учреждений службы занятости населения, руководителей предприятий, учреждений и организаций;
- проведение сверок списков несовершеннолетних, направленных в центры занятости для трудоустройства, и обратившихся туда самостоятельно в целях поиска работы.
6.10. При зачислении несовершеннолетнего из семьи, находящейся в социально-опасном положении, а также несовершеннолетнего, состоящего на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, (несовершеннолетнего из семьи, состоящей на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) (далее - несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, или несовершеннолетний) в общеобразовательную организацию с круглосуточным пребыванием детей (детские дома, интернаты, профессиональные учебные заведения) (далее - образовательная организация), такой несовершеннолетний ставится на учет в образовательной организации.
Образовательные организации и муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - муниципальные комиссии) осуществляют взаимное информирование:
1) в случае передачи несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, на срок продолжительностью более 2-х суток в семью в период школьных каникул, официальных праздничных дней или по иной причине и обратно в образовательные организации;
2) при необходимости передачи информации о характеристике несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, об изменениях в его поведении, иной информации, необходимой для планирования и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи.
Взаимное информирование образовательных организаций и муниципальных комиссий осуществляется в следующем порядке:
1) за 30 дней до прибытия несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, в семью образовательная организация письменно информирует муниципальную комиссию и органы опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего о планируемом прибытии его в семью с указанием периода пребывания;
2) муниципальная комиссия не позднее чем через 14 дней после получения от образовательной организации информации о планируемом прибытии несовершеннолетнего в семью письменно информирует образовательную организацию о мерах по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, и (или) планируемой в отношении него и (или) его семьи индивидуальной профилактической работе;
3) муниципальная комиссия письменно информирует образовательную организацию о выбытии несовершеннолетнего из семьи на обучение в образовательную организацию;
4) информации о характеристике несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении, об изменениях в его поведении, иной информации, необходимой для планирования мер по защите прав несовершеннолетнего и (или) проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи передается письменно по мере необходимости по решению образовательной организации и муниципальной комиссии.
Муниципальная комиссия:
1) в течение 7 дней после получения от образовательной организации информации о планируемом прибытии несовершеннолетнего в семью планирует (в том числе дополнительно) меры по защите прав несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и (или) мероприятия в рамках индивидуально-профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и (или) его семьи;
2) за 3 дня до прибытия несовершеннолетнего в семью организует посещение семьи несовершеннолетнего по месту жительства несовершеннолетнего
Работа
учреждений системы профилактики правонарушений безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. ГБУЗ "Молоковская центральная районная больница"
- женские консультации: при постановке на учет несовершеннолетних беременных и беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении информируют органы социальной защиты населения, которое организует работу подведомственных социальных служб по оказанию различных видов помощи;
- медицинские учреждения для взрослых: сотрудники учреждений сообщают в органы опеки и попечительства о заболеваниях родителей, препятствующих выполнению ими родительских обязанностей: о единственном или обоих родителях - инвалидах 1 и 2 группы без трудовой рекомендации, которые не могут самостоятельно осуществлять уход и воспитание ребенка; о случаях длительной и тяжелой болезни обоих или единственного родителя; родителей-наркоманов, токсикоманов, алкоголиков; родителей имеющих психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограничено дееспособными и т.д.;
- детские поликлиники: при рождении ребенка у женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении должны направить информацию в органы социальной защиты населения для организации работы по социальному сопровождению семьи. Медицинский работник совместно со специалистом отделения по работе с семьей и детьми комплексного центра социального обслуживания населения должен посетить семью с целью составления акта обследования и разработки плана реабилитации данной семьи.
Врачи-педиатры выявляют несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации при наблюдении детей в поликлинике, на дому, при обследовании детей в дошкольных образовательных учреждениях, школах. При выявлении несовершеннолетних или семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, информируют органы социальной защиты населения; при выявлении признаков физического или сексуального насилия незамедлительно сообщить в органы внутренних дел, органы социальной защиты населения; при выявлении несовершеннолетнего, употребляющего спиртные напитки и наркотические вещества предлагают обратиться за помощью к врачу-наркологу (наркологический диспансер) по месту жительства (при необходимости госпитализируют), сообщают в органы социальной защиты населения, органы внутренних дел, органы здравоохранения;
- детские больницы: выявление несовершеннолетних поступивших вследствие жестокого обращения с ними, непринятия родителями своевременных мер по лечению ребенка, которое привело к угрозе его жизни и здоровью, в таких случаях необходимо уведомить органы внутренних дел;
- медицинский персонал дошкольных и образовательных учреждений: выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, совместно с социальным педагогом, передают информацию в органы социальной защиты населения, при подозрении на физическое или сексуальное насилие необходимо незамедлительно информировать органы опеки и попечительства и органы внутренних дел.
2. ГКУ Тверской области "Центр социальной поддержки населения" Молоковского района
- предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации;
- участвуют в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь;
- принимают участие в индивидуально профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними;
- комплексные центры социального обслуживания населения: осуществляют выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; социальный патронаж, социальную реабилитацию и адаптацию; вносят предложения по мероприятиям в индивидуальные программы реабилитации в части своей компетенции муниципальным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; предоставляют различные формы и виды социальных услуг семьям с детьми.
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты и т.д.): при поступлении информации (устной или при непосредственном обращении) о несовершеннолетнем, находящемся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении информируют субъекты системы профилактики в соответствии со ст.9 Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; при приеме несовершеннолетнего в учреждение информируют орган опеки и попечительства, и орган внутренних дел по месту прописки или месту нахождения учреждения в течение суток с момента поступления информации;
3. Органы опеки и попечительства
Полномочия по осуществлению опеки и попечительства отнесены к компетенции территориальных органов государственной исполнительной власти Тверской области в сфере социальной защиты населения.
Органы опеки и попечительства:
- осуществляют защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- принимают решение в части защиты прав несовершеннолетних в соответствии с законодательством при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами;
- формируют банк данных, содержащих сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории конкретного муниципального образования;
- к исключительной компетенции органов опеки и попечительства относится право отобрания детей от родителей (иных лиц) при непосредственной угрозе их жизни, здоровью, а также определение последующей формы их жизнеустройства;
- осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- принимают решение о переводе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения невозможно без получения согласия органа опеки и попечительства.
4. Районный отдел образования и учреждения образования
- незамедлительно информируют органы внутренних дел о всех случаях противоправного поведения учащихся, о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении и о неблагополучных семьях, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений;
- информируют:
органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей;
органы социальной защиты - о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке, об организации летнего отдыха для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
органы здравоохранения - о нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств и психотропных веществ;
органы по делам молодежи - об организации досуга и отдыха;
муниципальные комиссии - для принятия мер несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия;
органы службы занятости - организация летней занятости несовершеннолетних;
- проводят совместные рейды с органами внутренних дел, принимают участие в мероприятиях органов внутренних дел с несовершеннолетними, организуют систематические сверки учетов несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и учащихся, находящихся на внутри школьном контроле;
- информируют органы внутренних дел по фактам получения травм в учреждениях, самовольных уходах воспитанников, учащихся;
- проводят индивидуальную первичную профилактическую работу с несовершеннолетними, состоящими на внутреннем контроле школы (раннее выявление) с целью недопущения несовершеннолетними правонарушений, с семьями, в которых только родители состоят на профилактическом учете в ПДН органов внутренних дел;
- проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними на постреабилитационном этапе (готовят среду для возврата несовершеннолетних из учреждений закрытого или открытого типа);
- осуществляют контроль за посещением учебных, досуговых учреждений, трудоустройства совместно с профильными учреждениями, принимают меры по недопущению ухода из учебных, досуговых учреждений, предприятий или организаций, куда несовершеннолетний был трудоустроен.
5. Отдел культуры, молодежной политики, спорта и туризма
(главный специалист отдела культуры, молодежной политики, спорта и туризма)
Выявляют в межведомственных рейдах безнадзорных несовершеннолетних и молодежь, склонных к совершению правонарушений и преступлений, выявляют места концентрации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений, осуществляют воспитательное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений.
Информируют субъекты системы профилактики о выявлении несовершеннолетних и родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении в соответствии со ст. 9 Федерального закона N 120-ФЗ от 24.06.1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", согласно приложениям.
Организуют профилактическую работу, вовлекая подростков и молодежь в организованные формы проведения досуга и свободного времени, общественные организации.
6. ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Молоковского района"
1) Участвует в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимся в сложной жизненной ситуации, и семьями, находящимися в социально опасном положении, оказывают услуги по профессиональной ориентации и трудоустройству несовершеннолетних в соответствии с законодательством о занятости;
2) Информируют субъекты системы профилактики по их запросам о результатах предоставления несовершеннолетним, находящимся в сложной жизненной ситуации, и семьям, находящимся в социально опасном положении, государственных услуг по трудоустройству и профессиональной ориентации в соответствии с законодательством о занятости.
7. Другие органы и учреждения (органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма)
- привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении к занятиям в клубах, кружках, секциях;
- оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям, ЦВСНП в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.