В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области", в рамках исполнения приказа министерства социального развития Новосибирской области от 14.12.2016 N 1008 "О создании рабочей группы" приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2016 года (далее - Обзор практики).
2. Заместителю министра Новосибирской области Потаповой О.Р. в срок до 01.04.2017 организовать размещение на официальном сайте министерства социального развития Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"Обзора практики.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Е.В. Бахарева |
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2016 года
(утв. приказом министерства социального развития Новосибирской области от 28 марта 2017 г. N 245)
С 2015 года в связи с изменением действующего федерального законодательства в сфере социального обслуживания и во исполнение федеральных требований проводилась работа по принятию нормативных правовых актов регионального значения, закрепляющих, в том числе государственные полномочия министерства социального развития Новосибирской области (далее - министерство) на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - государственный региональный контроль) на территории Новосибирской области.
В настоящее время нормативные правовые акты,утвержденные на территории Новосибирской области и устанавливающие организационную основу и порядок осуществления министерством государственного регионального контроля, отвечают требованиям действующих федеральных правовых актов для исполнения министерством указанной государственной функции в полном объеме.
В 2016 году структура региональных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по государственному региональному контролю на территории субъекта, дополнена административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями министерства, его должностными лицами, взаимодействие министерства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении регионального государственного контроля на территории Новосибирской области посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Нормативные правовые акты, относящиеся к указанной сфере деятельности, публикуются в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте министерства по адресу: www.msr.nso.ru, а также имеются в информационно - правовых системах.
Начиная с 2016 года, с участием специалистов управления организации социального обслуживания населения министерства выполняется функция по государственному региональному контролю(надзору), которая позволила осуществить проверку деятельности юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований законодательства, регулирующего социальное обслуживание граждан (за исключением государственных учреждений социального обслуживания Новосибирской области, подведомственных министерству, в отношении которых министерством осуществляется внутриведомственный контроль).
К перечню основных и вспомогательных функций при исполнении государственной функции относятся:
- разработка ежегодного плана проведения плановых проверок (включая его согласование с иными органами государственного контроля (надзора) на территории субъекта, в том числе с органами прокуратуры Новосибирской области);
- принятие решения о проведении проверки (издание приказа министерства о проведении проверки);
- подготовка к проведению проверки (в том числе уведомление юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя о проведении проверки);
- проведение проверки (плановой или внеплановой в выездной и (или) документарной формах);
- оформление результатов проверки (составление акта проверки поставщика социальных услуг в двух экземплярах);
- проведение и участие в совещаниях и семинарах по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- проведение анализа причин нарушений и подготовка предложений (в том числе методических рекомендаций) по их предупреждению и пресечению.
Исполнение регионального государственного контроля осуществляется министерством в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федерального уровня:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок", от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)";
- Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом Росстата от 21.12.2011 N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
2. Регионального уровня:
- Законами Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области", от 19.10.2006 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан", от 13.12.2006 N 65-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан", от 18.12.2014 N 499-ОЗ "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области";
- постановлениями Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", от 29.01.2014 N 29-п "Об утверждении Порядка подготовки сводных докладов об осуществлении на территории Новосибирской области регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и об эффективности такого контроля (надзора)", от 30.12.2015 N 490-п "Об утверждении Положения о министерстве социального развития Новосибирской области";
- приказами министерства от 29.03.2016 N 205 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", от 31.10.2014 N 1288 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области", от 23.12.2014 N 1446 "Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг", от 10.03.2015 N 182 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области", от 29.10.2014 N 1268 "Об утверждении формы Акта проверки поставщика социальных услуг".
Анализ норм действующего федерального законодательства показал, что в рамках осуществления полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания у министерства отсутствуют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях в случае выявления нарушений действующего законодательства организациями социального обслуживания Новосибирской области.
В соответствии с частью 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) должностные лица органов социальной защиты вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 - 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 КоАП, в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.
Однако, в настоящее время отсутствуют федеральные законы либо нормативные правовые акты Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий по осуществлению регионального контроля и надзора за соблюдением условий доступности для инвалидов объектов и услуг, соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органом социальной защиты Новосибирской области о передаче осуществления части таких полномочий.
При исполнении названной государственной функции министерство взаимодействует с другими органами государственного контроля (надзора) при согласовании сроков проведения плановых проверок (в том числе органами прокуратуры Новосибирской области).
Юридические лица и граждане в качестве экспертных организаций и экспертов к выполнению мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания при проведении проверок в 2016 году не привлекались.
В целях проверки соблюдения требований действующего законодательства о социальном обслуживании и в соответствии с приказом министерства от 27.10.2015 N 993 "О плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год" в рамках осуществления регионального государственного контроля должностными лицами министерства за отчетный период проведено 8 плановых проверок в отношении восьми поставщиков социальных услуг (выездных и документарных), при этом в первом полугодии 2016 года проведены 2 плановые выездные проверки в отношении двух поставщиков социальных услуг, во втором полугодии 2016 года проведены 2 плановые документарные проверки в отношении двух поставщиков социальных услуг, а также 4 плановые выездные проверки деятельности в отношении четырех поставщиков социальных услуг (муниципальных организаций социального обслуживания населения, расположенных на территории региона).
Проверки, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
Проверки с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам министерства, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, отсутствуют.
Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Проверки, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены административные наказания, выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу (или явившиеся причиной) причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел, не имеется.
Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по контролю в отчетном периоде отсутствуют.
Проверки по результатам проведенного в 2016 году государственного надзора выявили наиболее уязвимые места в работе поставщиков социальных услуг при организации их деятельности по предоставлению социального обслуживания получателям социальных услуг.
Среди ключевых нарушений, выявленных в ходе проверок, необходимо выделить следующие:
1. Уставные документы и локальные нормативные акты (включая приказы, должностные инструкции сотрудников) поставщиков социальных услуг содержат положения законодательства, которые на момент проведения проверки признаны утратившими силу.
2. Виды, объем, периодичность социальных услуг в договорах о предоставлении социальных услуг не соответствуют условиям, содержащимся в индивидуальных программах предоставления социальных услуг.
3. В реализованных индивидуальных программах предоставления социальных услуг получателей социальных услуг отсутствуют отметки поставщиков об их исполнении, а также информация о результатах выполнения индивидуальных программ, направляемая поставщиками социальных услуг в адрес органа, уполномоченного на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - уполномоченный орган).
4. Оказание социально-медицинских услуг осуществляется и актируется поставщиками социальных услуг при отсутствии лицензии на осуществление медицинской деятельности, соответствующего медицинского персонала.
5. Социальные услуги, предоставляемые сверх объемов, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, фиксируются в актах приемки социальных услуг, предоставляемых в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
6. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в индивидуальной программе предоставления социальных услуг указывается перечень социальных услуг (в том числе, например, стрижка волос, гигиена тела и прочие). При этом, когда из анализа договоров о предоставлении социальных услуг, актов приемки социальных услуг следует, что некоторые социальные услуги не предоставляются, в личных делах получателей социальных услуг отсутствуют заявления об отказе от социальных услуг.
7. При оказании социальных услуг сверх объемов, определенных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, поставщиками социальных услуг не оформляются приложение N 2 к договору о предоставлении социальных услуг. При изменении набора, объема социальных услуг, размера платы и иных условий договора, поставщиками социальных услуг не вносятся соответствующие изменения в договор о предоставлении социальных услуг либо изменения оформляются несвоевременно.
8. Срок действия заключенных договоров о предоставлении социальных услуг не соответствует срокам действия индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
9. В личных делах получателей социальных услуг отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ознакомления получателя социальных услуг (подпись) с условиями предоставления социальных услуг, определенными стандартами социальных услуг, а также локальными нормативными актами поставщика социальных услуг, определяющими условия предоставления социальных услуг.
10. Установлены нарушения, связанные с обеспечением открытости и доступности информации о деятельности поставщиков социальных услуг и возможностях получения гражданами социальных услуг.
В целях недопущения, устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании поставщиками социальных услуг,недопущения их совершения в отчетном периоде министерством проводилась работа:
1) совещания (в том числе семинары) по темам:
а) Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области. Итоги проверок поставщиков социальных услуг в 2016 году;
б) Актуальные вопросы предоставления социального обслуживания;
в) О некоторых подходах к организации работы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения", "О современных организационных и методических аспектах по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг;
г) О реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации. О состоянии доступности социального обслуживания для нуждающихся в помощи граждан с учетом проводимых Счетной палатой Новосибирской области и контрольными органами проверок;
2) совещания в формате еженедельных аудиоконференций по актуальным вопросам организации социального обслуживания отдельных категорий граждан;
3)подготовка ежеквартальных методических рекомендаций в адрес поставщиков социальных услуг, уполномоченных органов по вопросам соблюдения обязательных требований действующего федерального и регионального законодательства о социальном обслуживании;
4) методическое сопровождение деятельности уполномоченных органов, поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания, в рамках переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в Новосибирской области, в том числе по вопросам реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
5)работав 2016 году по внедрению ООО "Девелопментгруп" в органах и организациях социального обслуживания, расположенных в Новосибирской области, подсистемы "Учет показателей социального обслуживания населения" Территориальной информационной системы "Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области" (далее - подсистема) в рамках исполнения требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части ведения регистра получателей социальных услуг, что позволяет минимизировать "человеческий фактор" и количество ошибок при оформлении требуемых в соответствии с законодательством документов для получения гражданином социального обслуживания.
Данная подсистема направлена на обеспечение формирования единой информационной базы обо всех получателях любого вида социальной помощи: мер социальной поддержки, социальных услуг, реабилитационных услуг. Она упрощает процедуру обмена информацией между органами и учреждениями социальной защиты населения, повышает адресность и качество предоставления социальных услуг за счет создания единого информационного поля для учета получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг, поддержания в актуальном состоянии достоверной, реальной и оперативной информации о гражданах, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Подсистема предназначена, в том числе для автоматизации и унификации основных процессов в сфере социального обслуживания, начиная от определения индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах, ведения процесса оказания социальных услуг, организации межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в Новосибирской области, учета показателей социального обслуживания населения (возможность отображения результатов оказания услуг, заканчивая отслеживанием прогресса по оказанию социальных услуг; фиксацией факта оказания, времени и периодичности, стоимости социальных услуг).
Выявленные в 2016 году нарушения по сравнению с нарушениями, установленными в ходе проверок, проводимых в предыдущих периодах в рамках проверки переданных отдельных государственных полномочий Новосибирской области по обеспечению социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в отношении муниципальных учреждений социального обслуживания, имеют значительные отличия, которые обусловлены изменениями требований федерального законодательства в сфере социального обслуживания с 01.01.2015.
В целях устранения замечаний и нарушений (их недопущения), выявленных в ходе плановых выездных и документарных проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля на территории региона поставщикам социальных услуг рекомендовано провести следующие мероприятия:
- осуществить детальный мониторинг содержания уставных и локальных нормативных документов, регламентирующих деятельность поставщиков социальных услуг, на предмет исключения правовых норм, утративших силу, приведения в соответствие с действующими положениями законодательства;
- проводить работу по систематической проверке личных дел граждан, находящихся на социальном обслуживании и получающих социальные услуги;
- поддерживать в актуальном состоянии сведений о деятельности поставщика социальных услуг, формах и видах услуг, условиях их получения и др. в соответствующих информационных системах (в том числе реестре поставщиков социальных услуг Новосибирской области, на информационном портале в сети "Интернет" по адресу: bus.gov.ru, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет", информационных стендах в зданиях (помещениях) поставщика социальных услуг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Новосибирской области от 28 марта 2017 г. N 245 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2016 года"
Текст приказа опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru 28 марта 2017 г.