В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области", приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 28.12.2016 N 675 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области" приказываю:
утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области за 2016 год.
И. о. министра |
Н.А. Цветкова |
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области за 2016 год (далее - Обзор практики)
(утв. приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области 28 июня 2017 года N 317)
Настоящий обзор подготовлен министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее - Минтруд Новосибирской области) по результатам исполнения Минтрудом Новосибирской области государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее - государственный контроль (надзор)) в 2016 году.
Настоящий обзор подготовлен в целях реализации основных мер профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденным приказом Минтруда Новосибирской области от 28.12.2016 N 675.
Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
1. Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры (далее - ежегодный план проверок).
Государственный контроль (надзор) осуществляется государственными гражданскими служащими Минтруда Новосибирской области, уполномоченными на осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов.
В соответствии с действующим законодательством Новосибирской области квота для приема на работу инвалидов устанавливалась в 2016 году работодателям, численность работников которых превышала 35 человек.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 294 - ФЗ, а также Административным регламентом исполнения министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, утвержденным приказом Минтруда Новосибирской области от 31.10.2013 N 571 (далее - Административный регламент), плановые проверки проводились Минтрудом Новосибирской области в 2016 году на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Новосибирской области.
В срок до 1 сентября 2015 года Минтруд Новосибирской области направил проект ежегодного плана проведения плановых проверок на 2016 год в прокуратуру Новосибирской области.
Прокуратурой Новосибирской области по проекту ежегодного плана проверок на 2016 год были внесены предложения о проведении в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок. С иными органами государственного контроля (надзора) после рассмотрения возможности проведения совместных плановых проверок, внесены соответствующие изменения в проект ежегодного плана проверок. Утвержденный Минтрудом Новосибирской области ежегодный план проверок до 1 ноября 2015 года был направлен в прокуратуру Новосибирской области в соответствии с требованиями Административного регламента.
Утвержденный министром труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области ежегодный план проверок на 2016 год был доведен до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Минтруда Новосибирской области в сети "Интернет".
Изменения в ежегодный план проверок на 2016 год Минтрудом Новосибирской области не вносились.
2. Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание.
Подготовка приказов Минтруда Новосибирской области о проведении плановой проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществлялась в 2016 году на основании ежегодного плана проверок.
Плановые проверки в 2016 году без издания приказов Минтруда Новосибирской области не проводились. Проведение проверки без издания приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконным результатов проверки.
Должностные лица Минтруда Новосибирской области при подготовке приказов о проведении проверок использовали типовую форму приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В приказе о проведении проверки указывались:
1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения юридического лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или место фактического осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
Копия подписанного и зарегистрированного приказа направлялась субъекту государственного контроля (надзора) любым доступным способом, в том числе по факсу, электронной почтой с последующим досылом на бумажном носителе.
3. Выбор документарной или выездной проверки.
Выбор формы проверки (документарной или выездной) определяется в каждом конкретном случае и индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки.
В 2016 году Минтрудом Новосибирской области было запланировано 8 плановых выездных проверок. Документарные проверки не планировались.
Выбор выездных проверок был обусловлен сокращением времени на получение, изучение документов, необходимых для проведения проверки, на получение пояснений проверяемого работодателя по существу проверки, а также тем, что что должностными лицами, осуществляющими проверку, в процессе проверки планировалось посетить помещения, в которых инвалиды осуществляют трудовую деятельность, что в условиях документарных проверок не представляется возможным.
4. Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки.
Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов.
Все выездные проверки в 2016 году осуществлены в сроки, установленные приказами о плановых проверках. Как правило, средний срок проверки составил один рабочий день.
Минтрудом Новосибирской области в 2016 году не допущено нарушения сроков проведения проверок.
5. Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки, оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам.
Приказы о проведении плановых проверок были доведены до субъекта контроля своевременно не менее, чем за 3 рабочих дня до начала проверки.
При осуществлении проверки соблюдались все обязанности должностных лиц Минтруда Новосибирской области при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствии с Административным регламентом.
По результатам проверки должностными лицами Минтруда Новосибирской области составлялся акт по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении с актом проверки. В 2016 году при проведении Минтрудом Новосибирской области проверок случаев отказа в ознакомлении с актом проверки не было.
6. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов были приняты следующие меры:
постановлением Правительства Новосибирской области "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области" от 21.10.2013 N 456-п установлен Порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области;
государственные казенные учреждения Новосибирской области центры занятости населения (далее - центры занятости населения), находящиеся в ведении Минтруда Новосибирской области, ежегодно информируют работодателей об установлении квоты для приема на работу инвалидов путем направления уведомления по форме, утвержденной Минтрудом Новосибирской области, а также о необходимости трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места;
проводится анализ представленных работодателями документов и материалов, подтверждающих исполнение законодательства;
в целях информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о положениях законодательства в области занятости населения и в целях профилактики нарушений обязательных требований распространяются памятки работодателям о соблюдении законодательства о занятости;
проводятся совещания с участием работодателей, представителей администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Вопросы государственного контроля (надзора) освещаются на совещаниях, проводимых Минтрудом Новосибирской области с коллективами подведомственных учреждений.
7. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в 2016 году в Минтруд Новосибирской области не поступало.
Внеплановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в 2016 году не проводились.
8. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).
Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели к административной ответственности при осуществлении государственного контроля (надзора) в 2016 году не привлекались, в связи с отсутствием фактов нарушений при приеме инвалидов на работу в пределах установленной квоты.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
9. Типичные нарушения обязательных требований законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в сфере приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты и принимаемые меры в целях недопущения таких нарушений.
В перечень обязательных требований, предъявляемых при осуществлении государственного контроля (надзора), включены следующие требования законодательства:
- создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
- принятие локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах;
- ежемесячное представление органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Источниками данных требований законодательства являются:
- п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- ч. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В 2016 году Минтрудом Новосибирской области проведено 8 проверок. Нарушений не выявлено. Работодателями соблюдались обязательные требования в части приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
В целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, центрам занятости населения рекомендуется продолжить активную работу по реализации постановления Правительства Новосибирской области "О квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области" от 21.10.2013 N 456-п и Порядком квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области.
10. Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований.
Предложения по совершенствованию законодательства, в части корректировки действующих или введению новых обязательных требований, у Минтруда Новосибирской области отсутствуют.
Проведенный анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной, осуществляемой Минтрудом Новосибирской области, позволяет сделать вывод об отсутствии устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, недостаточно ясных и взаимно несогласованных обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 28 июня 2017 г. N 317 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области за 2016 год"
Текст приказа официально опубликован не был