В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области", в рамках исполнения приказа министерства социального развития Новосибирской области от 14.12.2016 N 1008 "О создании рабочей группы" приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2017 года (далее - Обзор практики).
2. Заместителю министра труда и социального развития Новосибирской области Потаповой О.Р. в срок до 01.04.2018 организовать размещение на официальном сайте министерства труда и социального развития Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Обзора практики.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Е.В. Бахарева |
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2017 года
(утв. приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 29 марта 2018 г. N 344)
В 2017 году полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в регионе (далее - региональный государственный контроль) выполняло министерство социального развития Новосибирской области (далее - министерство).
Нормативные правовые акты, утвержденные на территории Новосибирской области и устанавливающие организационную основу и порядок осуществления министерством регионального государственного контроля, отвечают требованиям действующих федеральных нормативных правовых актов для исполнения министерством указанной государственной функции в полном объеме. Нормативно-правовая база субъекта объективна, научно обоснована, является достаточной по содержанию, признаков коррупциогенности не выявлено.
В целях совершенствования нормативно правовой базы, регламентирующей деятельность по осуществлению регионального государственного контроля на территории субъекта, в 2017 году в региональные нормативно правовые акты, исходя из требований действующего законодательства, внесены соответствующие изменения.
В целях приведения в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация" внесены изменения в приказ министерства от 29.03.2016 N 205 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", административный регламент дополнен перечнем документов, запрашиваемых министерством в рамках межведомственного электронного взаимодействия.
В связи с принятием Федерального закона от 07.06.2017 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 15.1, устанавливающей, что государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется уполномоченным органом в пределах своей компетенции при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в соответствии с установленным порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания. Данные изменения вступают в силу с 01.01.2018 года. В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством постановлением Правительства Новосибирской области от 22.08.2017 N 328-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п" внесены изменения в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания".
В соответствие с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" организационная структура, полномочия, функций и порядок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта. В связи с этим министерством разработаны проекты нормативных правовых актов:
Об организационной структуре министерства труда и социального развития Новосибирской области;
О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п (которым определяется перечень должностных лиц министерства труда и социального развития Новосибирской области, осуществляющих полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания).
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" и постановления Правительства Новосибирской области от 28.09.2017 N 370-п "Об утверждении методики оценки результативности и эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)" приказом министерства от 29.11.2017 N 1021 "О контрольно-надзорной деятельности" утверждена Методика оценки результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - Методика оценки).
Методика оценки разработана и направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.
Работа по внесению изменений в действующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление регионального государственного контроля, а также принятию новых ведется на постоянной основе с учетом требований действующего законодательства.
Основными задачами внедрения Методики оценки являются:
1) определение показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, отражающих динамику достижения его целей;
2) внедрение методик оценки (расчета) показателей результативности и эффективности регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) внедрение механизма свободного доступа к информации о результатах регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Предметом регионального государственного контроля является деятельность министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих социальное обслуживание граждан, и принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Лицами, в отношении которых министерством осуществляется региональный государственный контроль, являются поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (за исключением государственных учреждений социального обслуживания, подведомственных министерству, в отношении которых министерством осуществляется внутриведомственный контроль).
Исполнение государственной функции по проведению регионального государственного контроля осуществляется должностными лицами министерства - государственными гражданскими служащими.
В 2017 году мероприятия по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания на территории субъекта осуществлялись должностными лицами управления опеки и попечительства, управления организации социального обслуживания населения, а также управления демографической и семейной политики министерства по функциональным направлениям указанных структурных подразделений министерства в отношении поставщиков социальных услуг.
Должностные лица министерства при осуществлении указанной государственной функции:
- получают доступ к документам, а также к используемым при осуществлении деятельности поставщиками социальных услуг территориям, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, связанным с целями, задачами и предметом выездной проверки;
- получают от поставщиков социальных услуг и их должностных лиц справочную и иную информацию, связанную с целями, задачами и предметом проверки с учетом требований действующего законодательства;
- при проведении проверки получают объяснения работников поставщиков социальных услуг, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, установленных действующим законодательством в сфере социального обслуживания;
- осуществляют иные действия в соответствии с действующим законодательством.
Должностные лица министерства при осуществлении регионального государственного контроля в обязательном порядке:
- соблюдают федеральное законодательство и законодательство Новосибирской области, права и законные интересы поставщиков социальных услуг, проверка деятельности которых проводится;
- проводят проверку на основании приказа министерства о ее проведении;
- проводят проверку во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа о проведении проверки;
- перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя поставщика социальных услуг знакомят их с положениями Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденного в субъекте;
- знакомят руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя поставщика социальных услуг с результатами проверки;
- после завершения проверки в законодательно установленный срок оформляют и выдают акт проверки поставщику социальных услуг;
- в случае выявления нарушений выдают поставщику социальных услуг предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранения;
- осуществляют запись о проведенной проверке в журнале учета проверок поставщика социальных услуг;
- соблюдают иные обязанности в соответствии с положениями действующего законодательства.
Результатом исполнения государственной функции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения поставщиками социальных услуг обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области о порядке предоставления социальных услуг поставщиками и принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований либо установление факта отсутствия таких нарушений.
К перечню основных и вспомогательных функций при исполнении государственной функции относятся:
- разработка ежегодного плана проведения плановых проверок (включая его согласование с иными органами государственного контроля (надзора) на территории субъекта, в том числе с органами прокуратуры Новосибирской области);
- принятие решения о проведении проверки (издание приказа министра о проведении проверки);
- подготовка к проведению проверки (в том числе уведомление поставщика социальных услуг о проведении проверки);
- проведение проверки (плановой или внеплановой в форме выездной и (или) документарной проверки);
- оформление результатов проверки (запись о проведенной проверке в журнале учета проверок поставщика социальных услуг, который ведется поставщиком социальных услуг (при отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись), а также составление акта проверки поставщика социальных услуг в двух экземплярах);
- проведение и участие в совещаниях и семинарах по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- проведение анализа причин нарушений и подготовка предложений (в том числе методических рекомендаций) по их предупреждению и пресечению.
Деятельность по осуществлению регионального государственного контроля на территории региона осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения государственной функции.
Исполнение регионального государственного контроля осуществляется министерством в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок", от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)", от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"); от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет""; от 18.10.2014 N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р "Об утверждении основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности";
- приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказами Минтруда России от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг"; от 06.11.2014 N 870н "Об утверждении Порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием", от 17.11.2014 N 886н "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержания указанной информации и формы ее предоставления)", от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений", от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи";
- приказом Минздрава России от 29.04.2015 N 216н "Об утверждении перечня медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину или получателю социальных услуг может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме, а также формы заключения уполномоченной медицинской организации о наличии таких противопоказаний";
- приказом Росстата от 21.12.2011 N 503 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
- Законами Новосибирской области от 19.10.2006 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан", от 13.12.2006 N 65-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан", от 10.12.2013 N 411-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 18.12.2014 N 499-ОЗ "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области";
- постановлениями Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", от 29.01.2014 N 29-п "Об утверждении Порядка подготовки сводных докладов об осуществлении на территории Новосибирской области регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля и об эффективности такого контроля (надзора)", от 28.09.2017 N 370-п "Об утверждении методики оценки результативности и эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)", от 30.12.2014 N 567-п "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг", от 05.03.2015 N 74-п "О дополнительных категориях граждан, которым социальные услуги в Новосибирской области предоставляются бесплатно", от 09.02.2015 N 49-п "О размере и порядке выплаты компенсации поставщикам социальных услуг, предоставляющим гражданам социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Новосибирской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)"; от 04.08.2014 N 312-п "О дополнительных обстоятельствах для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании";
- приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 N 502-ТС "Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области";
- приказами министерства от 29.03.2016 N 205 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", от 29.11.2017 N 1021 "О контрольно-надзорной деятельности", от 22.10.2014 N 1235 "Об утверждении Порядка формирования и ведения регистра получателей социальных услуг", от 22.10.2014 N 1236 "Об установлении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет", от 31.10.2014 N 1288 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Новосибирской области", от 23.12.2014 N 1446 "Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг", от 10.03.2015 N 182 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Новосибирской области", от 03.03.2015 N 167 "Об утверждении перечня мероприятий, которые осуществляются при оказании социального сопровождения", от 19.12.2014 N 1431 "Об утверждении рекомендуемых форм договоров о предоставлении социальных услуг, рекомендуемой формы акта о предоставлении срочных социальных услуг";
- приказом Минсоцразвития Новосибирской области N 300, Минздрава Новосибирской области N 848, Минобрнауки Новосибирской области N 832 от 17.04.2017 "Об индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При исполнении названной государственной функции министерство взаимодействует с другими органами государственного контроля (надзора) в части согласования сроков проведения плановых проверок (в том числе с органами прокуратуры Новосибирской области).
Получение дополнительного профессионального образования, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, участие в обучающих семинарах, лекциях, практикумах осуществляется должностными лицами министерства, осуществляющими полномочия по регионального государственному контролю, в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития государственного гражданского служащего на соответствующий период.
В 2017 году повышение квалификации пройдено сотрудниками министерства, осуществляющими полномочия по регионального государственного контролю, по программам: "Современные формы и методы формирования ответственного родительства и родительских компетенций" (сертификат Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и семейных ценностей об обучении по программе); "Ранняя комплексная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья" (сертификат Сибирского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ). Участие в информационно-методическом семинаре по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках общественно-просветительской кампании государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
В целях установления единой практики в сфере социального обслуживания с поставщиками социальных услуг органами, уполномоченными на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - уполномоченные органы), органами опеки и попечительства в отчетном периоде проводилась работа в формате следующих мероприятий:
1) совещания (в том числе семинары) по темам:
а) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области. Итоги проверок поставщиков социальных услуг в 2017 году;
б) актуальные вопросы предоставления социального обслуживания;
в) защита имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
г) о некоторых подходах к организации работы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения", "О современных организационных и методических аспектах по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг;
д) организация деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан;
е) переход на межведомственное взаимодействие при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в курируемых сферах деятельности.
2) совещания в формате аудиоконференций по актуальным вопросам организации социального обслуживания отдельных категорий граждан, а также вопросам организации и осуществления опеки и попечительства на территории Новосибирской области;
3) расширенное заседание коллегии министерства на тему: "Итоги работы в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, опеки и попечительства в 2017 году и задачах на 2018 год;
4) подготовка методических рекомендаций в адрес поставщиков социальных услуг, уполномоченных органов, органов опеки и попечительства по вопросам соблюдения обязательных требований действующего федерального и регионального законодательства в сфере социального обслуживания;
5) методическое сопровождение деятельности уполномоченных органов в рамках переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в Новосибирской области, сопровождение органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по вопросам реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
6) ведение регистра получателей социальных услуг в виде подсистемы "Учет показателей социального обслуживания населения" Территориальной информационной системы "Социальный портрет гражданина и Типизированное хранилище данных Новосибирской области" (далее - подсистема) в рамках исполнения требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", внедренной в 2016 года во все органы и учреждения социального обслуживания населения на территории Новосибирской области.
Использование подсистемы направлено на обеспечение формирования единой информационной базы обо всех получателях любого вида социальных услуг. Ее применение упрощает процедуру обмена информацией между органами и учреждениями социальной защиты населения, повышает адресность и качество предоставления социальных услуг за счет создания единого информационного поля для учета получателей социальных услуг, поставщиков социальных услуг, поддержания в актуальном состоянии достоверной, реальной и оперативной информации о гражданах, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.
Подсистема предназначена, в том числе, для автоматизации и унификации основных процессов в сфере социального обслуживания, начиная от определения индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах, ведения процесса оказания социальных услуг, организации межведомственного взаимодействия при предоставлении социального обслуживания, учета показателей социального обслуживания населения (возможность отображения результатов оказания услуг, заканчивая обобщением результатов оказания социальных услуг, фиксацией факта оказания, времени и периодичности, стоимости социальных услуг).
На официальном сайте министерства в сети "Интернет" по адресу: www.msr.nso.ru размещена информация, содержащая законодательные и иные нормативные правовые акты, касающиеся обязательных требований, предъявляемых к поставщикам социальных услуг. Также на сайте министерства размещается ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информация о результатах проведенных проверок, осуществленных в рамках государственного регионального контроля.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год (далее - План) в установленном порядке согласован министерством с иными органами государственного контроля (надзора) на территории субъекта, в том числе с органами прокуратуры Новосибирской области.
Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц, осуществляющих на территории Новосибирской области деятельность в сфере социального обслуживания, проводились в рамках утвержденного Плана. За рассматриваемый период министерством осуществлено 10 плановых выездных и документарных проверок (доля проведенных плановых проверок от общего количества запланированных проверок составила 100%) и 1 внеплановая документарная проверка деятельности на предмет выполнения выданного предписания министерства об устранении выявленных нарушений в ходе проведения плановой проверки в отчетном периоде (в отношении 1 поставщика социальных услуг).
Заявлений в органы прокуратуры Новосибирской области о согласовании внеплановых проверок в 2017 году в рамках осуществления регионального государственного контроля министерством не направлялось.
Исходя из общего количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2017 году, основную долю (90,9%) составляют выездные документарные проверки. Таким образом, региональный государственный контроль преимущественно осуществляется по месту нахождения поставщика социальных услуг и месту осуществления его деятельности. Это позволяет контролирующему органу осуществить визуальный анализ (зданий) помещений, в которых предоставляется социальное обслуживание, и объективно оценить ситуацию в отношении соблюдения поставщиками социальных услуг, осуществляющими социальное обслуживание, обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих предоставление социального обслуживания.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
Проверки с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам министерства, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, отсутствуют.
Проверки, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, наложены административные наказания, выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу (или явившиеся причиной) причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по контролю в отчетном периоде отсутствуют.
В случае выявления нарушений поставщиками социальных услуг обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, в сфере социального обслуживания, сотрудниками министерства, осуществляющими функции по региональному государственному контролю, выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.
В 2017 году общее количество проверок, по итогам которых поставщикам социальных услуг выданы предписания об устранении выявленных нарушений с указанием конкретных сроков устранения составило 9 ед. Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок составила 100%.
В общей сложности за отчетный период в ходе осуществления регионального государственного контроля выявлено 46 нарушений, из них 45 нарушений связаны с несоблюдением обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области в сфере социального обслуживания, и 1 нарушение связано с не исполнением ранее выданного предписания министерства.
Процент выявляемости нарушений в 2017 году по сравнению с аналогичным периодом 2016 года увеличился на 12,5%, что связано как с увеличением количества контрольно-надзорных мероприятий в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, так и с увеличением количества поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены проверки.
В отчетном периоде министерством обеспечена эффективность исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля на территории Новосибирской области.
В целях усиления ответственности поставщиков социальных услуг за неисполнение требований законодательства в области социального обслуживания предлагается рассмотреть внести изменения в статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности для юридических лиц за неисполнение предписания органа должностного лица, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания.
В целях устранения замечаний и нарушений (их недопущения), выявленных в ходе плановых выездных и документарных проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля на территории региона поставщикам социальных услуг рекомендуется:
- осуществлять анализ содержания уставных и организационно-распорядительных нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность поставщиков социальных услуг на предмет исключения правовых норм, утративших силу, и приведения локальных нормативных актов в соответствие с требованиями законодательства о социальном обслуживании;
- проводить работу по систематической проверке личных дел граждан, находящихся на социальном обслуживании и получающих социальные услуги;
- поддерживать в актуальном состоянии сведения о деятельности поставщика социальных услуг, формах и видах услуг, условиях их получения и др. в соответствующих информационных системах (в том числе реестре поставщиков социальных услуг Новосибирской области, на информационном портале в сети "Интернет" по адресу: bus.gov.ru, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет", информационных стендах в зданиях (помещениях) поставщика социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 29 марта 2018 г. N 344 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам 2017 года"
Настоящий приказ вступает в силу с 29 марта 2018 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.nsopravo.ru 4 апреля 2018 г.