Искитимский межрайонный прокурор обратился в суд, в последующем уточнив исковые требования, где просит признать пункты 2.1, 12.1, 12.2, 13.1 Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории г. Искитима Новосибирской области, утв. постановлением администрации г. Искитима от 11.08.2014 года N 1603 (в редакции постановления администрации г. Искитима Новосибирской области от 06.04.2016 года N 562 О внесении изменений в административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории г. Искитима Новосибирской области от 11.08.2014 года N 1603) недействующими с даты вступления решения суда в законную силу по основаниям указанным в административном исковом заявлении от 13 марта 2017 года. Прокурор полагает, что функции муниципального жилищного контроля административный ответчик должен исполнять сам, наделение данными полномочиями муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Искитима противоречит законодательству Российской Федерации, а именно: требованиям ч. ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 4 ст. 2, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ч. 1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 10.12.2012 N 280-ОЗ "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области".
В судебном заседании помощником прокурора административные исковые требования поддержаны, пояснено по основаниям заявленного административного иска.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, полагает, что нарушений требований указанных нормативных актов не имеется, администрация города Искитима вправе передавать свои полномочия данному лицу.
Представитель заинтересованного лица полагает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат, поддержал пояснения, изложенные в письменном виде.
Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 84 КАС РФ в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции. Частью 6 ст. 208 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Постановлением администрации г. Искитима Новосибирской области от 11.08.2014 N 1603 (в редакции постановления администрации г. Искитима Новосибирской области от 06.04.2016 N 562 "О внесении изменений в административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Искитима Новосибирской области, утвержденный постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 11.08.2014 N 1603") утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Искитима Новосибирской области (далее - Административный регламент).
Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Искитима Новосибирской области, утвержденный постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 11.08.2014 N 1603 опубликован в газете "Искитимская газета" 19.10.2014 N 40 и размещен на официальном сайте администрации города Искитима Новосибирской области www.admiskitim.ru 11.08.2014, постановление администрации г. Искитима от 06.04.2016 N 562 опубликовано в газете "Искитимская газета" N 14 от 14.04.2016. Сведения об опубликовании изложены в Возражении по существу административного искового заявления администрации г. Искитима Новосибирской области от 06.02.2017 N 01-3-23760. Данный факт ни кем из участников судебного разбирательства не оспаривается.
Указанный регламент обладает признаками нормативного правового акта, так как он рассчитан на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц.
Согласно подпункту 2.1 пункта 2 Административного регламента муниципальный жилищный контроль на территории города Искитима Новосибирской области осуществляется администрацией города Искитима Новосибирской области через Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" города Искитима Новосибирской области (далее - МКУ "УЖКХ").
Подпункт 2.1 пункта 2 Административного регламента противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" государственный контроль (надзор) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 10.12.2012 N 280-ОЗ "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области" (далее - Закон Новосибирской области от 10.12.2012 N 280-ОЗ) муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Таким образом, указанными нормами законодательства возможность передачи полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля от органов местного самоуправления к муниципальным учреждениям не предусмотрена.
Согласно п. 1.5 Устава МКУ "УЖКХ" г. Искитима Новосибирской области (далее Устав) учреждение является некоммерческой организацией.
МКУ "Управление ЖКХ" города Искитима не является органом местного самоуправления, следовательно, оно не может осуществлять муниципальный жилищный контроль.
На основании подпунктов 12.1 и 12.2 пункта 12, подпункта 13.1 пункта 13 Административного регламента основанием для начала административной процедуры по проведению проверки и составлению акта проверки является приказ руководителя МКУ "Управление ЖКХ" о проведении проверки.
В то же время, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Следовательно, указанные положения Административного регламента противоречат ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Фактически в соответствии с Административным регламентом муниципальный жилищный контроль осуществляет МКУ "Управление ЖКХ", а не администрация г. Искитима, так как МКУ "УЖКХ" выносит приказ о проведении проверки, проводит проверку и составляет акт по результатам проверки.
Пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено понятие хозяйствующего субъекта. Так, хозяйствующий субъект - это в том числе некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Пунктом 2.2. Устава установлено, что предметом и основными видами деятельности МКУ "Управление УЖКХ" г. Искитима являются реализация управленческих и иных полномочий учредителя в сфере организации управления, содержания и капитального ремонта жилищного фонда, реализация полномочий учредителя в области осуществления муниципального жилищного контроля.
В силу п. 2.3. Устава МКУ "Управление ЖКХ" г. Искитима занимается деятельностью, приносящей доходы, в том числе, полученных от иных видов деятельности, не предусмотренных п. 2.3.
Таким образом. МКУ "Управление ЖКХ" г. Искитима является хозяйствующим субъектом. В отличие от МКУ "Управление ЖКХ" администрация г. Искитима не является хозяйствующим субъектом.
Пунктом 2.4 Устава МКУ "УЖКХ" г. Искитима Новосибирской области предусмотрено, что учреждение осуществляет иные виды деятельности, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля на территории г. Искитима.
Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаком ограничения конкуренции является в том числе, установление органами местного самоуправления требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно ч. 3 ст. 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".
Осуществление МКУ "Управление ЖКХ" города Искитима муниципального жилищного контроля является нарушением указанных норм законодательства, так как МКУ не вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль и одновременно осуществлять организацию содержания муниципального жилищного фонда на территории города Искитима Новосибирской области, так как совмещение этих полномочий свидетельствует, что МКУ "Управление ЖКХ" города Искитима наделено правом осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении себя за содержанием муниципального жилищного фонда, что является условием для злоупотребления правом и ставит МКУ "Управление ЖКХ" города Искитима в не равное положение с другими хозяйствующими субъектами и гражданами, обязанными содержать жилые помещения, у которых такие контрольные полномочия отсутствуют как в отношении самих себя, так и в отношении других лиц. Также указанное нарушение создает угрозу злоупотребления правом МКУ "Управление ЖКХ" города Искитима при осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, содержать которые обязано МКУ.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Заинтересованное лицо таким органом не является, что следует из решения от 25 сентября 2014 года N 349 Совета депутатов города Искитима Новосибирской области (л.д. 126, 126 на обороте).
Поэтому, исковые требования Искитимского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению, так как признаются судом обоснованными, противоречащими требованиям ч. ч. 1, 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ч. 2.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 4 ст. 2, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ч. 1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 10.12.2012 N 280-ОЗ "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области", как имеющим большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования Искитимского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать пункты 2.1, 12.1, 12.2, 13.1 Административного регламента по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории г. Искитима Новосибирской области, утв. постановлением администрации г. Искитима от 11.08.2014 года N 1603 (в редакции постановления администрации г. Искитима Новосибирской области от 06.04.2016 года N 562 "О внесении изменений в административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории г. Искитима Новосибирской области от 11.08.2014 года N 1603) недействующими с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступившее в законную силу подлежит опубликованию в газете "Искитимская газета" и размещению на официальном сайте администрации г. Искитима Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2017 года.
Председательствующий |
Л.Г. Мишкова |
Вступило в законную силу 19.04.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Искитимского районного суда Новосибирской области от 26 июня 2017 г. N 2а-412/17 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 19 апреля 2018 г.
Текст решения официально опубликован не был