Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства
жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики
Новосибирской области
от 29 июня 2018 г. N 166
Обзор
результатов обобщения и анализа правоприменительной практики по итогам I полугодия 2018 года
(утвержден приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики по новосибирской области от ______________ N _____)
г. Новосибирск - 2018
Введение
Настоящий Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики по итогам I полугодия 2018 года отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации следующих положений:
- Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.2016 N 559-р;
- Основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 17.05.2016 N 934-р;
Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утверждено приказом МЖКХиЭ Новосибирской области заседания подкомиссии от 27.12.2016 N 245).
В настоящем обзоре используются следующие основные понятия:
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные субъекты - органы местного самоуправления, а также юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане, на которых возложена обязанность выполнения требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единой государственной политики при осуществлении регионального государственного надзора;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике регионального государственного надзора;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о правоприменительной практике;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами правоприменительной практики являются:
- выявление проблемных вопросов при осуществлении государственного надзора;
- выработка единой государственной политики с привлечением широкого круга заинтересованных лиц;
- выявление избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Целью настоящего обзора является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера среди подконтрольных субъектов (юридических лиц и органов местного самоуправления) без организации и проведения соответствующих проверок, в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства.
Проведение плановых проверок юридических лиц и органов местного самоуправления осуществляется со следующей периодичностью:
- один раз в 3 года - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- один раз в 2 года - органов местного самоуправления.
Настоящий обзор подлежит публичному обсуждению среди ключевых участников (подконтрольных субъектов, общественных объединений и организаций и т.д.).
Принятые по результатам публичных обсуждений решения учитываются при проведении работы в Новосибирской области, направленной на профилактику нарушений обязательных требований в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Содержание
2.1. Анализ правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Органы регионального государственного надзора в своей деятельности руководствуются:
Конституцией Российской Федерации;
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне";
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
Федеральным законом от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.11.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "06.10.2003"
Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей";
Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339-п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области";
постановлением Правительства Новосибирской области от 24.01.2017 N 12-п "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области".
2.2. Сведения о надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 2018 году отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области в соответствии с планами проверок юридических лиц и органов местного самоуправления, согласованными с прокуратурой Новосибирской области, проведено 24 плановых проверки объектов надзора, что 3,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (далее - АППГ), и составляет 30,4% от общего количества проверок, запланированных на 2018 год.
По субъекту надзора проверки разделились следующим образом:
- 8 проверок органов местного самоуправления;
- 16 проверок юридических лиц.
При проведении проверок выявлено 105 нарушений обязательных требований нормативных правовых актов, подлежащих выполнению (АППГ - 64 нарушения, рост показателя на 40%). Наиболее часто встречающиеся нарушения это:
- отсутствие подготовки (обучения) в области защиты работников организации от ЧС (30% от общего количества выявленных нарушений);
- нарушения, связанные с созданием и функционированием единой системы объектового уровня и постоянно действующего органа управления единой системы объектового уровня (21%);
- планирование комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объектового звена в организации (17%).
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, составляет 63%. Для устранения нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выдано 15 предписаний. В целях контроля исполнения выданных предписаний внеплановые проверки не проводились, так как сроки выполнения мероприятий не истекли.
В ходе проверок по выявленным административным нарушениям составлено и направлено в суд для принятия решения 17 протоколов о нарушениях административного законодательства (АППГ - 3 протокола, рост показателя в 5,6 раза). Из них 5 протоколов вынесено на юридических лиц (АППГ - 2, рост показателя в 2,5 раза) и 12 протоколов на должностных лиц (АППГ - 1, рост показателя в 12 раз). В рамках части 1 статьи 20.6 КоАП РФ возбуждено 16 административных дел. В рамках статьи 9.19 КоАП РФ за отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности опасного производственного объекта было возбуждено 1 административное дело в отношении юридического лица. Данное административное дело было рассмотрено структурным подразделением Сибирского управления Ростехнадзора в Новосибирской области.
Доля проверок, по результатам которых выявлены правонарушения и были возбуждены дела об административных правонарушениях, составляет 70,8%. Все материалы по административным протоколам переданы на рассмотрение мировым судьям. Возбужденные административные дела судами не прекращались. На рассмотрении мировыми судами приняты решения о привлечении к административной ответственности по 8 административным протоколам. За истекший период доля рассмотренных административных дел к общему количеству возбужденных административных дел составляет 47%, остальные административные дела находятся в судопроизводстве. Доля привлечения субъектов надзора к административной ответственности по итогам плановых проверок составила 33%. Общий размер суммы штрафов, наложенных судами, составил 550 тысяч рублей. Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, составил 32,4 тысячи рублей.
Добровольно были оплачены 2 административных штрафа (должностные лица) на сумму 20 тысяч рублей. Доля оплаченных штрафов составляет 25% от общего числа рассмотренных дел. Сумма оплаченных штрафов составляет 11,8% от общей суммы наложенных административных штрафов.
Жалобы на неправомерные действия должностных лиц отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от юридических лиц и органов местного самоуправления за I полугодие 2018 года не поступали.
2.3. Обзор типовых нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
N |
Типовые нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Причины возникновения типовых нарушений в области требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отсутствие подготовки специалистов ГО и ЧС в области защиты от ЧС |
Недопонимание руководителя остроты проблемы в данном вопросе. Отсутствие |
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 Приказ МЧС РФ от 19.01.2004 N 19 |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
2 |
Не создана система оповещения и информирования населения о ЧС на территории органа местного самоуправления |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований. Некомпетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ Федеральный закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 Приказ МЧС России от 25.07.2006 N 422 |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
3 |
Не организованы тренировки и учения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе с привлечением АСФ |
Отсутствие должного контроля со стороны руководителя |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
4 |
Не созданы резервы материально-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований. Отсутствие должного контроля со стороны руководителя |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
3. Контактная информация отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области:
Юридический адрес места нахождения:
Красный проспект, д. 18, г. Новосибирск, 630007.
Телефон: (383) 223-06-06, факс: (383) 223-23-48.
E-mail: mingkh@nso.ru.
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/".
Фактический адрес места нахождения: ул. Советская, 4а, г. Новосибирск, 630007.
Телефон: (383) 218-22-00, (383) 231-11-84.
E-mail ответственного лица: levik@nso.ru.
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/page/1135".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 29 июня 2018 г. N 166 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.