Во исполнение статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить программу по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора на 2019 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра - начальника управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.
Министр |
Д.Н. Архипов |
Программа
по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора на 2019 год
(утв. приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 15 января 2019 г. N 7)
I. Общие положения
1. Программа по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора на 2019 год (далее - Программа) разработана в целях реализации положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
- основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.2016 г. N 934-р.
2. Ответственное лицо за организацию профилактических мероприятий программы (куратор) - заместитель министра ЖКХиЭ Новосибирской области - начальник управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Ответственные лица за реализацию профилактических мероприятий программы - заместитель начальника управления - начальник отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства ЖКХиЭ Новосибирской области.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
а) "профилактическое мероприятие" - совокупность мер правового, организационного, информационного и иного характера, проводимых в целях предупреждения возможных нарушений обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления при проведении регионального государственного надзора по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) "обязательные требования" - требования к деятельности субъектов надзора по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на используемых ими опасных производственных объектах, объектах жизнеобеспечения населения и территориях, имеющие обязательный характер и установленные Федеральным законом от 21.12.1994 N 68 "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Новосибирской области (далее - акты, содержащие обязательные требования);
в) "чрезвычайная ситуация" - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
г) "субъекты надзора" - юридические лица, индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности опасные производственные объекты, объекты жизнеобеспечения населения и территорий, органы местного самоуправления и их структурные подразделения, входящие в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) "органы управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" - это органы, создаваемые для координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
4. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- повышение прозрачности деятельности органа регионального государственного надзора;
- предупреждение нарушений субъектами надзора обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению субъектов надзора и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
5. Задачи профилактических мероприятий:
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех субъектов поднадзорной деятельности;
- установление форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей поднадзорных субъектов;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
6. Принципы проведения профилактических мероприятий:
- принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и административных последствий за нарушение обязательных требований;
- принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
- принцип вовлеченности - обеспечение включения субъектов надзора посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по профилактическим мероприятиям;
- принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий;
- принцип актуальности - использование актуальных достижений науки и технологий при проведении профилактических мероприятий;
- принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающих особенности субъектов надзора (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.);
- принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
III. Ключевые наиболее значимые риски, а также текущие и ожидаемые тенденции, которые могут оказать воздействие на состояние поднадзорной среды
7. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Опасность возникновения чрезвычайной ситуации всегда выражается через связь двух сторон. Одна из них - субъекты опасности (природные явления, экономические, социальные, политические, техногенные процессы, движущиеся или иные потенциально опасные материальные объекты, негативные или ошибочные намерения и т.д.), выступающие источником опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Другая сторона - объекты опасности (люди, их сообщества, рукотворные материальные объекты, объекты природы), являющиеся потенциально пострадавшей стороной, которая может испытывать на себе негативное, чаще - поражающее воздействие субъекта опасности. Одной их характеристик опасности, широко используемой в настоящее время, является риск. Риск - это степень опасности испытать негативные воздействия или неудачи в предпринимаемых действиях. Другими словами, риск - это измеренная возможность того, что ход событий, действия и результаты деятельности приведут к последствиям, отрицательно воздействующим на человеческие ценности.
8. Ключевыми и наиболее значимыми рисками на территории Новосибирской области являются:
- риски чрезвычайных ситуаций природного характера, связанные с возникновением бурь, ураганов, шквальных ветров, затоплений (подтоплений) населенных пунктов, природных пожаров и т.п.;
- риски чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанные с авариями технологического оборудования на опасных производственных объектах, объектах хранения сильнодействующих ядовитых веществ, взрывчатых веществ, радиационных материалов.
9. Основной функцией регионального государственного надзора является надзор за выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, органами местного самоуправления и организациями, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В этой связи проведение профилактических мероприятий направленно на побуждение поднадзорных субъектов к добросовестному соблюдению обязательных требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в свою очередь должно способствовать снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований в указанной сфере деятельности.
10. Для решения этой задачи надзорным органом в 2018 году осуществлялось информирование субъектов надзора и населения о деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства и о мерах административной ответственности за допущенные нарушения.
Указанная работа проводилась путем размещения информационных материалов в сети "Интернет" на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО. Кроме того, должностные лица регионального государственного надзора принимали участие в форумах, совещаниях, в том числе освещаемых средствами массовой информации. Работа, в рамках профилактических мероприятий, будет продолжена в 2019 году.
IV. Краткий анализ текущего состояния надзорной деятельности
11. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области создан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418 "Об утверждении "Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339-п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области" осуществление регионального государственного надзора с 2017 года возложено на министерство ЖКХиЭ НСО.
12. По состоянию на 1 января 2019 года количество поднадзорных субъектов составляет 981.
В 2018 году органом регионального государственного надзора проведено 93 проверки, из них 77 плановых и 16 внеплановых проверок. По субъектам надзора проверено 19 органов местного самоуправления, 58 юридических лиц. По итогам проверок составлено 60 протоколов об административных правонарушениях: на юридических лиц 14 и 46 протоколов на должностных лиц за невыполнение обязательных требований нормативно-правовых актов в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Судами приняты решения о наложении штрафов на общую сумму 940 тысяч рублей.
Органом регионального государственного надзора рассмотрено 6 обращений, заявлений граждан и юридических лиц о фактах нарушений в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведено 63 профилактических мероприятия с охватом 168 человек - руководителей органов местного самоуправления, юридических лиц, а также руководителей органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Принято участие в 3 совещаниях по курируемым вопросам. По вопросам надзорной деятельности осуществлялось взаимодействие с ГУ МЧС России по Новосибирской области; Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; министерством экономического развития, министерством образования, министерством здравоохранения Правительства Новосибирской области, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.
На 2019 год органами прокуратуры согласовано 54 плановых проверки. Из них: 34 юридических лица, 20 органов местного самоуправления и организаций, входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, запланировано 36 внеплановых проверок.
V. Целевые показатели результативности профилактических мероприятий
13. Целевые показатели результативности профилактических мероприятий в сфере регионального государственного надзора в 2019 году:
Целевые показатели |
Целевое значение показателя, % на 2019 год |
Доля неустраненных нарушений от общего количества предложенных к устранению нарушений в отчетном периоде |
не более 12% |
Доля невыполненных предписаний от общего количества выданных предписаний со сроками устранения в отчетном периоде |
не более 9,5% |
Доля проверок, результаты которых были отменены или признаны недействительными, от общего количества проверок |
не более 5 |
14. Ожидаемый результат: снижение нарушений обязательных требований; снижение количества невыполненных предписаний; снижение количества проверок, результаты которых были отменены или признаны недействительными.
VI. Ссылка на официальный сайт министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет", на котором содержится информация о деятельности
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
16. Официальный сайт министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет": http://www.mjkx.nso.ru.
VII. План профилактических мероприятий на 2019 год
N |
Вид (форма) профилактического мероприятия |
Сроки проведения |
Субъекты надзора |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Подготовка ежегодного доклада об осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и размещения на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет" |
1 квартал 2019 года |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Своевременное информирование об итогах проверок подконтрольных субъектов надзора |
2 |
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об итогах регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году и основных нарушениях обязательных требований путем подготовки и размещения на официальном сайте министерства ЖКХиЭ Новосибирской области в сети "Интернет" анализа правоприменительной практики с обзором типовых нарушений |
1 квартал 2019 года |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Своевременное информирование об итогах проверок подконтрольных субъектов надзора |
3 |
Актуализация размещенных на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
до 01.06.2019 |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Формирование у субъектов надзора понимания по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
4 |
Подготовка разъяснений (комментариев) о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования законодательства Российской Федерации и Новосибирской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и размещение их на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет" |
Не позднее 2-х месяцев со дня вступления нормативного акта в силу |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Формирование у субъектов надзора понимания по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
5 |
Размещение на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет" плана проведения проверок юридических лиц, органов местного самоуправления на 2020 год |
декабрь 2019 года |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Своевременное информирование о планируемых проверках подконтрольных субъектов надзора |
6 |
Проведение разъяснений, консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативно-правовых актах, с руководителями субъектов надзора, председателями КЧС и должностными лицами, уполномоченными на решение задач в области ГО и ЧС, в том числе: - в часы приема; - в период проведения надзорных мероприятий; - информирование (консультирование) по телефону; - информирование (консультирование) в режиме видеоконференции |
еженедельно по четвергам с 14.00 до 18.00, по вторникам с 14.00 до 18.00 |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Формирование у субъектов надзора понимания по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
7 |
Проведение методических занятий, встреч с должностными лицами, проходящими обучение по программам переподготовки (повышения квалификации) |
на курсах повышения квалификации руководителей КЧС, органов, уполномоченных на решение вопросов ЧС |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Формирование у субъектов надзора понимания по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
8 |
Актуализация административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области в свете изменений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Правительства РФ |
В течение года по мере необходимости |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Поддержание административных регламентов в актуальном состоянии |
9 |
Обобщение результатов надзорной деятельности и правоприменительной практики региональным государственным надзором министерства ЖКХиЭ НСО по итогам 1 полугодия 2019 года и по итогам 2019 года с размещением результатов на официальном сайте министерства ЖКХиЭ НСО в сети "Интернет" |
Июль 2019 декабрь 2019 |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Обобщение и анализ правоприменительной практики |
10 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному надзору, по защите населения и территорий от ЧС регионального, межмуниципального и муниципального характера |
при поступлении соответствующих обращений и заявлений |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели |
Принятие субъектами надзора мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и представление уведомления об этом в установленном законом порядке и сроки |
11 |
Проведение совещаний в режиме видеоконференции с должностными лицами органов местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований |
Совместно с ГУ МЧС России по Новосибирской области (по мере необходимости) |
Органы местного самоуправления, организации, входящие в состав РСЧС |
Формирование у субъектов надзора понимания по выполнению обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
12 |
Проведение мониторинга выполнения профилактических мероприятий Программы |
1 раз в полугодие |
- |
- |
13 |
Разработка и утверждение Программы по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020 год |
до 15 января 2020 года |
- |
- |
14 |
Подготовка материалов об исполнении программы в доклад об итогах профилактической работы за 2018 год |
до 15 февраля 2020 года |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 15 января 2019 г. N 7 "Об утверждении программы по профилактике нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора на 2019 год"
Настоящий приказ вступает в силу с 15 января 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 15 января 2019 г.