Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
жилищно-коммунального
хозяйства и энергетики
Новосибирской области
от 15 января 2019 г. N 9
Обзор результатов правоприменительной практики
(по итогам 2018 года)
Новосибирск - 2019
1. Введение
Настоящий Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области разработан в целях профилактики нарушений обязательных требований и основан на реализации следующих положений:
- Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- распоряжения Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области";
- порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (утвержден приказом МЖКХиЭ НСО от 27 декабря 2016 г. N 245).
В настоящем обзоре используются следующие основные понятия:
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, а также иными нормативными документами;
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольные субъекты - органы местного самоуправления, а также юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность выполнения требований, установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области (далее - обязательные требования), в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
обеспечение единой государственной политики при осуществлении регионального государственного надзора;
обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике регионального государственного надзора;
снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о правоприменительной практике;
повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствование нормативных правовых актов, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Задачами правоприменительной практики являются:
выявление проблемных вопросов при осуществлении регионального государственного надзора;
выработка единой государственной политики с привлечением широкого круга заинтересованных лиц;
выявление избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
подготовка предложений по совершенствованию законодательства; выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
Целью настоящего обзора является выработка наиболее действенного метода профилактики нарушений обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера среди подконтрольных субъектов (юридических лиц и органов местного самоуправления) без организации и проведения соответствующих проверок в целях снижения административной нагрузки на субъекты предпринимательства.
Проведение плановых проверок юридических лиц и органов местного самоуправления осуществляется со следующей периодичностью: один раз в 3 года, органов местного самоуправления - один раз в 2 года.
Настоящий обзор подлежит публичному обсуждению среди ключевых участников (подконтрольных субъектов и организаций).
Принятые по результатам публичных обсуждений решения учитываются при проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Содержание
2.1. Анализ правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Региональный государственный надзор в своей деятельности руководствуются:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Федеральным законом от 6 ноября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера";
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339-п "Об установлении порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области";
Постановлением Правительства Новосибирской области от 24.01.2017 N 12-п "Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
Приказом от 28.02.2003 N 105 МЧС России "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения";
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
"Методические рекомендации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (приложение 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7).
2.2. Сведения о надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
За истекший период 2018 года отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЖКХиЭ НСО в соответствии с планами проверок юридических лиц и органов местного самоуправления, согласованных с прокуратурой НСО, проведено всего (плановых и внеплановых) 93 проверки, за аналогичный период прошлого года было проведено 15 проверок, по сравнению с 2017 годом количество проверок увеличилось в 6 раз. Из них плановых 77, внеплановых 16.
По субъектам надзора: 19 плановых проверок органов местного самоуправления и 58 плановых проверок юридических лиц.
План проверок 2018 года выполнен на 100%. Для устранения нарушений обязательных требований субъектам надзора выдано 58 предписаний (АППГ 11), из них не исполнено 4 предписания, процент исполнения предписания составил 93%.
При проведении проверок выявлено 327 нарушений (АППГ 87) обязательных требований нормативных правовых актов, подлежащих выполнению. Доля проверок субъектов надзора, по итогам которых выявлены правонарушения, составляет 62% (АППГ 85%). На 38% субъектов надзора нарушений обязательных требований нормативно-правовых актов при проведении плановых проверок не выявлено.
В 2018 году возбуждено 60 административных дел, в 2017 году - 8 административных дел, по сравнению с 2017 годом данный показатель увеличился в 7,5 раза. Из них: в отношении юридических лиц составлено 14 протоколов (АППГ 6 протоколов), в отношении должностных лиц - 46 протоколов (АППГ 2 протокола).
В ходе проведения проверок за выявленные административные нарушения по части 1 статьи 20.6 КоАП РФ за невыполнение обязательных требований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций составлено и направлено в мировые суды для принятия решения 55 протоколов (АППГ 8 протоколов), по статье 9.19 КоАП РФ за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта составлен и направлен в орган Ростехнадзора для принятия решения 1 протокол (АППГ 0), по статье 19.5 КоАП РФ за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего региональный государственный надзор, составлено и направлено в мировой суд для принятия решения 4 протокола (АППГ 0).
По итогам рассмотрения возбужденных административных дел судами приняты решения о привлечении к административной ответственности 37 юридических и должностных лиц, 23 административных протокола находятся на рассмотрении. Доля привлечения субъектов надзора к административной ответственности по итогам плановых проверок составила 65% (АППГ 86%). По вынесенным постановлениям об административных правонарушениях общий размер штрафов, наложенных судами, составил 940 тысяч рублей (АППГ 270 тысяч рублей). Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц, составил 25,4 тысячи рублей (АППГ - 33,7 тысячи рублей). По 25 наложенным административным штрафам (20 должностных лиц и 5 юридических лиц) на сумму 750 тысяч рублей штрафы оплачены. Сумма взысканных штрафов составляет 80% (АППГ 73%) от общей суммы наложенных административных штрафов.
Сведений об оспаривании в судах результатов проведения мероприятий по надзору (контролю) не поступало.
На 2019 год запланировано 90 мероприятий по надзору (контролю), из них 54 плановые проверки, в том числе 20 органов местного самоуправления и 34 проверки юридических лиц, 36 мероприятий по контролю за исполнением ранее выданных предписаний. Планы проверок согласованы с прокуратурой Новосибирской области.
2.3. Обзор типовых и массовых нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
N |
Типовые и массовые нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Причины возникновения типовых нарушений в области требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным |
Возможные последствия несоблюдения указанных требований защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Не создана система оповещения и информирования населения о ЧС на территории органа местного самоуправления |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный (Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ п. "в", п. "м" ч. 2 ст. 11; Федеральный закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в зависимости от вида ОМС: п. 23 ст. 14; п. 21 ст. 15; п. 28, ст. 16; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 п. 3, п. 6; Приказ МЧС России от 25.07.2006 N 422 п. 4, п. 6) |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
Не организованы тренировки и учения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в том числе с привлечением АСФ |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
|
Не созданы резервы материально-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Высокий уровень издержек по соблюдению данных требований, отсутствие должного контроля со стороны руководителя, некомпетентность должностных лиц |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" |
Нарушение жизнедеятельности населения и экономический ущерб |
3. Контактная информация отдела регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций МЖКХиЭ НСО:
Юридический адрес места нахождения: Красный проспект, д. 18, г. Новосибирск, 630007.
Телефон: (383) 223-06-06; факс: (383) 238-61-07.
E-mail: mingkh@nso.ru.
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/".
Фактический адрес места нахождения: Советская, 4а, г. Новосибирск, 630007.
Телефон: (383) 218-22-00, (383) 231-11-84.
E-mail: vsal@nso.ru.
Адрес официального интернет-сайта: "https://mjkh.nso.ru/page/1135".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от 15 января 2019 г. N 9 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.