В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", во исполнение распоряжения Губернатора Новосибирской области от 26.12.2018 N 268-р "О создании и организации внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" и в целях создания системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства образования Новосибирской области (далее - антимонопольный комплаенс) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства образования Новосибирской области.
2. Определить организационно-правовое управление министерства образования Новосибирской области (Тарасик Т.М.) подразделением, уполномоченным на осуществление внедрения антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением (далее - уполномоченное подразделение).
3. Уполномоченному подразделению во взаимодействии со структурными подразделения министерства образования Новосибирской области обеспечить ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, подготовку и представление в министерство экономического развития Новосибирской области доклада об антимонопольном коплаенсе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
С.В. Федорчук |
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства образования Новосибирской области
(утв. приказом Минобразования Новосибирской области от 30 января 2019 г. N 199)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства образования Новосибирской области (далее - Положение (акт об антимонопольном комплаенсе)) разработано в целях формирования единого подхода к созданию и организации министерством образования Новосибирской области (далее - министерство) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства (далее - антимонопольный комплаенс).
2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурное подразделение министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в министерстве.
II. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса
3. Цели антимонопольного комплаенса:
1) обеспечение соответствия деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
4. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
2) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса.
5. При организации антимонопольного комплаенса министерство руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность министра образования Новосибирской области (далее - министр) в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
III. Акт об антимонопольном комплаенсе
6. Для организации антимонопольного комплаенса министерством разработано настоящее Положение, в котором содержатся:
1) сведения об уполномоченном подразделении, ответственном за функционирование антимонопольного комплаенса в министерстве, и о коллегиальном органе, осуществляющем оценку эффективности его функционирования;
2) порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении министерством своей деятельности;
3) порядок ознакомления государственных гражданских служащих министерства и работников министерства, замещающих должности, не являющимися должностями государственной гражданской службы Новосибирской области (далее - работники министерства) с настоящим Положением;
4) меры, направленные на осуществление министерством контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
5) ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве.
7. Настоящее Положение размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
IV. Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган
8. Общий контроль за организацией и функционированием в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет министр, который:
1) вводит в действие настоящее Положение, вносит в него изменения, а также принимает другие приказы министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками министерства настоящего Положения;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
9. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса приказом министерства определяется уполномоченное подразделение.
10. При определении уполномоченного подразделения министерство руководствуется следующими принципами:
1) подотчетность уполномоченного подразделения непосредственно министру;
2) достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением.
11. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
1) подготовка и представление министру проектов приказов о внесении изменений в настоящее Положение, а также других приказов министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) выявление конфликта интересов в деятельности работников министерства и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению;
4) консультирование работников министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
5) организация взаимодействия между структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
6) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
7) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
8) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
9) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
10) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
12. Оценку эффективности организации и функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
13. К функциям коллегиального органа относится:
1) рассмотрение и оценка мероприятий министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
14. Функции коллегиального органа возлагаются на комиссию по рассмотрению вопросов организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства, создаваемой приказом министерства.
V. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
15. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на регулярной основе проводится:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ нормативных правовых актов министерства;
3) анализ проектов нормативных правовых актов министерства;
4) мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства;
5) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
16. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора в структурных подразделениях министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных министерством на недопущение повторения нарушения.
17. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов министерства реализуются следующие мероприятия:
1) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
2) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
3) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
4) представление министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты министерства.
18. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
1) размещение на официальном сайте (размещение на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
2) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
19. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в министерстве уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в министерстве;
2) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве;
3) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в министерстве.
20. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
1) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства по развитию конкуренции;
2) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
4) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
21. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению к настоящему Положению.
22. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
23. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
24. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
25. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
26. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VII. Оценка эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса
27. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса приказом министерства устанавливаются ключевые показатели для уполномоченного подразделения и для министерства в целом.
28. Методика расчета ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса разрабатывается антимонопольным органом.
29. Уполномоченное подразделение проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в министерстве.
30. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VIII. Доклад об антимонопольном комплаенсе
31. Доклад об антимонопольном комплаенсе (далее - доклад) содержит информацию:
1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
32. Доклад представляется в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением.
33. Доклад, утвержденный коллегиальным органом, размещаться на официальном сайте.
34. Доклад, утвержденный коллегиальным органом, направляется министерством ежегодно в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, в министерство экономического развития Новосибирской области.
Приложение
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
деятельности министерства
образования Новосибирской области
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства образования Новосибирской области по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи министерству образования Новосибирской области предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи министерству образования Новосибирской области предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи министерству образования Новосибирской области предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Новосибирской области от 30 января 2019 г. N 199 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности министерства образования Новосибирской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 30 января 2019 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 января 2019 г.