В соответствии с распоряжением Губернатора Новосибирской области от 07.11.2016 N 192-р "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Новосибирской области", в рамках исполнения приказа министерства социального развития Новосибирской области от 14.12.2016 N 1008 "О создании рабочей группы", приказа министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 28.12.2016 N 675 "Об организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области" приказываю:
1. Утвердить обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства труда и социального развития Новосибирской области в сфере социального обслуживания, за обеспечением доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания), за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов по итогам 2018 года (далее - Обзор практики).
2. Заместителю министра труда и социального развития Новосибирской области Потаповой О.Р. в срок до 01.04.2019 организовать размещение на официальном сайте министерства труда и социального развития Новосибирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Обзора практики.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
И.о. министра |
Е.В. Бахарева |
Обзор правоприменительной практики
контрольно-надзорной деятельности министерства труда и социального развития Новосибирской области в сфере социального обслуживания, за обеспечением доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания), за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов по итогам 2018 года
(утв. приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 28 марта 2019 г. N 356)
Раздел 1. |
В 2018 году полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в регионе (далее - региональный контроль в сфере социального обслуживания) и осуществлению регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее - региональный контроль за приемом на работу инвалидов) выполняло министерство труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство).
С 01.01.2018 министерство уполномочено на осуществление государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении регионального контроля (надзора) в сфере социального обслуживания) (далее - контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг).
Нормативные правовые акты, утвержденные на территории Новосибирской области и устанавливающие организационную основу и порядок осуществления министерством государственных контрольно-надзорных функций в установленных сферах деятельности, отвечают требованиям действующих федеральных правовых актов для исполнения министерством указанных государственных функций в полном объеме. Нормативно-правовая база субъекта объективна, научно обоснована, является достаточной по содержанию, признаков коррупциогенности не выявлено.
В целях совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей осуществление деятельности министерства в рамках контрольных функций на территории Новосибирской области в 2018 году в региональные нормативные правовые акты, исходя из требований действующего законодательства, внесены соответствующие изменения.
Так, во исполнение требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствующие региональные нормативные акты Новосибирской области такие как: постановление Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", приказ министерства социального развития Новосибирской области от 29.03.2016 N 205 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", постановление Правительства Новосибирской области от 01.08.2017 N 296-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социального развития Новосибирской области" были включены положения об осуществлении с 01.01.2018 министерством полномочий по осуществлению контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также утвержден перечень должностных лиц министерства, осуществляющих полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания, и перечень должностных лиц министерства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (на основании приказа министерства труда и социального развития Новосибирской области от 03.05.2018 N 518 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства труда и социального развития Новосибирской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях").
Внесены изменения в приказ министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 31.10.2013 N 571 "Об утверждении Административного регламента исполнения министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" в части конкретизации и дополнения процесса организации проведения контрольно-надзорной деятельности при осуществлении контроля за приемом на работу инвалидов, в том числе включена типовая форма распоряжения (приказа) о проведении плановой (внеплановой) проверки, добавлен исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки непосредственно у проверяемого хозяйствующего субъекта.
Оценка результативности и эффективности осуществления контроля за приемом на работу инвалидов проводится министерством в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2017 N 370-п "Об утверждении методики оценки результативности и эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)", приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 29.11.2017 N 489 "Об утверждении методики оценки (расчета) результативности и эффективности по осуществлению регионального государственного надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, перечня показателей результативности и эффективности по осуществлению регионального государственного надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" (далее - приказ).
Методика направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере занятости населения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов министерства и минимизацию его неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов (работодателей Новосибирской области).
В свою очередь, Методика оценки результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания, утвержденная приказом министерства социального развития Новосибирской области от 29.11.2017 N 1021 "О контрольно - надзорной деятельности", разработана и направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизацию неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов.
Работа по внесению изменений в действующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление регионального контроля в сфере социального обслуживания, контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, регионального контроля за приемом на работу инвалидов, а также принятию новых нормативных правовых актов ведется министерством на постоянной основе с учетом требований действующего законодательства.
Нормативные правовые акты, относящиеся к указанной сфере деятельности, публикуются в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте министерства по адресу: https://mtsr.nso.ru (https://mtsr.nso.ru/page/5415; https://mtsr.nso.ru/page/6625), а также имеются в различных информационно - правовых (информационно - справочных) системах в сети "Интернет".
Раздел 2. |
Полномочиями министерства по региональному контролю за приемом на работу инвалидов при организации и проведении проверок являются:
1) осуществление контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок;
2) выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения с установлением сроков устранения таких нарушений и контроль за их исполнением;
3) привлечение юридических лиц (должностных лиц) к ответственности, установленной действующим законодательством.
Региональный контроль за приемом на работу инвалидов в рамках предоставленных министерству полномочий проводится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность на территории Новосибирской области.
Проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей могут быть плановыми и внеплановыми и проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Приказом департамента труда и занятости населения Новосибирской области от 19.11.2010 N 579 утвержден Административный регламент взаимодействия министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который разработан в целях повышения качества взаимодействия министерства с органом государственного контроля (надзора) при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - при организации и проведении проверок) по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, принятии по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При организации и проведении проверок министерство взаимодействует с:
1) прокуратурой Новосибирской области;
2) государственной инспекцией труда в Новосибирской области (далее - орган контроля).
Министерство и орган контроля при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются следующими основными принципами:
1) презумпцией добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и обязанностях органа контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) проведения проверок в соответствии с полномочиями министерства и органа контроля, их должностных лиц;
4) недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) ответственности министерства и органа контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при организации и проведении проверок.
Взаимодействие министерства и органа контроля осуществляется путем:
1) согласования целей, объема, сроков выездных плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
2) предоставления информации на основании мотивированных запросов.
Исполнение регионального контроля за приемом на работу инвалидов осуществляется министерством в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федерального уровня:
- Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 181н "Об утверждении федерального стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов";
2) Регионального уровня:
- постановлениями Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области", от 01.08.2017 N 296-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социального развития Новосибирской области", от 10.04.2018 N 122-п "О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в Новосибирской области";
- приказом департамента труда и занятости населения Новосибирской области от 19.11.2010 N 579 "Об утверждении Административного регламента взаимодействия министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля при организации и проведении мероприятий по контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- приказами министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 31.10.2013 N 571 "Об утверждении Административного регламента исполнения министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов", от 30.06.2015 N 353 "Об утверждении порядка уплаты платежей, являющимися источниками неналоговых доходов областного бюджета Новосибирской области";
- приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 03.05.2018 N 518 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства труда и социального развития Новосибирской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Функции по осуществлению регионального контроля за приемом на работу инвалидов в 2018 году были возложены на отдел трудоустройства, профессиональной ориентации и обучения управления занятости населения министерства.
При осуществлении возложенных функций по региональному контролю за приемом на работу инвалидов в 2018 году министерство осуществляло взаимодействие с прокуратурой Новосибирской области в части исполнения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В течение 2018 года в прокуратуру Новосибирской области ежемесячно представлялась информация об отсутствии внеплановых проверок в части выполнения министерством государственной функции по осуществлению регионального контроля за приемом на работу инвалидов.
Предметом регионального контроля в сфере социального обслуживания является деятельность министерства, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание, обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих социальное обслуживание граждан, и принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Лицами, в отношении которых министерством осуществляется государственный региональный контроль в сфере социального обслуживания, являются поставщики социальных услуг - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (за исключением государственных учреждений социального обслуживания Новосибирской области, подведомственных министерству, в отношении которых министерством осуществляется внутриведомственный контроль).
Исполнение государственной функции по проведению регионального контроля в сфере социального обслуживания и регионального контроля за приемом на работу инвалидов осуществляется должностными лицами министерства - государственными гражданскими служащими.
В 2018 году мероприятия по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания на территории субъекта проведены с участием должностных лиц управления демографической и семейной политики, опеки и попечительства министерства, управления организации социального обслуживания населения министерства в курируемых сферах деятельности по функциональным направлениям указанных структурных подразделений министерства в отношении поставщиков социальных услуг (юридических лиц), предоставляющих социальное обслуживание.
Должностные лица министерства при осуществлении указанной государственной функции:
- получают доступ к документам, а также к используемым при осуществлении деятельности поставщиками социальных услуг территориям, зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, связанным с целями, задачами и предметом выездной проверки;
- получают от юридических лиц и должностных лиц справочную и иную информацию, связанную с целями, задачами и предметом проверки с учетом требований действующего законодательства;
- при проведении проверки получают объяснения работников юридических лиц, на которых возлагается ответственность за нарушение требований, установленных действующим законодательством в сфере социального обслуживания;
- осуществляют иные действия в соответствии с действующим законодательством.
Должностные лица министерства при осуществлении регионального контроля в сфере социального обслуживания, контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, регионального контроля за приемом на работу инвалидов в обязательном порядке:
- соблюдают федеральное законодательство и законодательство Новосибирской области, права и законные интересы поставщиков социальных услуг, проверка деятельности которых проводится;
- проводят проверку на основании приказа о ее проведении, изданного министром труда и социального развития Новосибирской области;
- проводят проверку во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа, изданного министром, о проведении проверки;
- перед началом проведения проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица знакомят их с положениями Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, утвержденного в субъекте;
- знакомят руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки;
- после завершения проверки в законодательно установленный срок оформляют и выдают акт проверки поставщика социальных услуг юридическому лицу;
- в случае выявления нарушений выдают поставщику социальных услуг предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранения;
- осуществляют запись о проведенной проверке в журнале учета проверок поставщика;
- соблюдают иные обязанности в соответствии с положениями действующего законодательства.
Результатом исполнения государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения юридическими лицами обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, о порядке предоставления социальных услуг поставщиками и принятие, предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований, либо установление факта отсутствия таких нарушений.
К перечню основных и вспомогательных функций при исполнении государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания относятся:
- разработка ежегодного плана проведения плановых проверок (включая его согласование с иными органами государственного контроля (надзора) на территории субъекта, в том числе с прокуратурой Новосибирской области);
- принятие решения о проведении проверки (издание приказа министра о проведении проверки);
- подготовка к проведению проверки (в том числе уведомление юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя о проведении проверки);
- проведение проверки (плановой или внеплановой в выездной и (или) документарной формах);
- оформление результатов проверки (запись о проведенной проверке в журнале учета проверок поставщика социальных услуг (в случае выездной проверки), который ведется поставщиком социальных услуг (при отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись), а также составление акта проверки поставщика социальных услуг в двух экземплярах);
- проведение и участие в совещаниях и семинарах по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
- проведение анализа причин нарушений и подготовка предложений (в том числе методических рекомендаций) по их предупреждению и пресечению.
Деятельность по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания на территории региона осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок исполнения государственной функции.
Исполнение регионального контроля в сфере социального обслуживания осуществляется министерством в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
1. Федерального уровня:
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Федеральными законами от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 24.11.2014 N 1239 "Об утверждении Правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок", от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей");
- Приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- "ГОСТ Р 54990-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг";
- СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенного в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521.
2. Регионального уровня:
- Законом Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ "Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области";
- постановлениями Правительства Новосибирской области от 15.09.2014 N 375-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания", от 01.08.2017 N 296-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социального развития Новосибирской области";
- приказом министерства социального развития Новосибирской области от 29.03.2016 N 205 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания";
- приказом министерства труда и социального развития Новосибирской области от 03.05.2018 N 518 "Об утверждении перечня должностных лиц министерства труда и социального развития Новосибирской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
При исполнении государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания министерство взаимодействует с другими органами государственного контроля (надзора) при согласовании сроков проведения плановых проверок (в том числе прокуратурой Новосибирской области).
По итогам 1 и 2 полугодий 2018 года с прокуратурой Новосибирской области министерством проводились сверки данных по осуществленным плановым проверкам в установленных сферах контрольно-надзорной деятельности. С прокуратурой Новосибирской области согласован и утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год.
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в 2018 году не привлекались, работа по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов не проводилась.
Раздел 3. |
Обеспечение деятельности по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания и регионального контроля за приемом на работу инвалидов на территории субъекта в отчетном периоде осуществлялось за счет средств областного бюджета Новосибирской области, выделенных на содержание министерства в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на 2018 год.
Сведения, характеризующие финансовое и кадровое обеспечение исполнения функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания и регионального контроля за приемом на работу инвалидов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, выполняющий полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении регионального контроля в сфере социального обслуживания) и осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов |
Количество занятых сотрудников, чел. |
Финансирование, предусмотренное на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания из средств областного бюджета Новосибирской области, тыс. руб. |
Министерство труда и социального развития Новосибирской области |
17 |
14213,5* |
* Дополнительного финансирования на осуществление государственного регионального контроля действующим законодательством не предусмотрено.
Исходя из таблицы 1, фактическая численность должностных лиц министерства, выполнявших в 2018 году функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания и регионального контроля за приемом на работу инвалидов, составила 17 чел. (укомплектованность кадрами 100%).
Указанные государственные гражданские служащие имеют высшее профессиональное образование. Обозначенные финансовые средства, в том числе направлены на расходы по заработной плате, налоговые отчисления по заработной плате, командировочные расходы сотрудников.
Получение дополнительного профессионального образования, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, участие в обучающих семинарах, лекциях, практикумах осуществляются для государственных гражданских служащих министерства в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития государственного гражданского служащего на соответствующий период и на базе соответствующих организаций (в том числе образовательных).
В 2018 году повышение квалификации пройдено сотрудниками министерства, осуществляющими деятельность по выполнению контрольно-надзорных функций, по следующим программам:
- дополнительная профессиональная программа "Основные аспекты проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов" (удостоверение о повышении квалификации Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации");
- программа повышения квалификации "Деловой русский язык" (удостоверение о повышении квалификации института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров Сибирского государственного университета путей сообщения).
Среднегодовая нагрузка по количеству проведенных проверок на 1-го сотрудника министерства, выполняющего функции по региональному контролю в сфере социального обслуживания, в 2018 году составила 2,2%; по региональному контролю за приемом на работу инвалидов - 8,1%.
Юридические и физические лица в качестве экспертных организаций и экспертов при проведении проверок в отчетном периоде не привлекались.
Раздел 4. |
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2018 год в рамках выполнения государственной функции по региональному контролю за приемом на работу инвалидов включены плановые проверки 82 работодателей. Фактически в 2018 году проведена 81 плановая выездная проверка по контролю за приемом на работу инвалидов, в том числе 35 плановых проверок в I полугодии 2018 года, 46 плановых проверок - во II полугодии 2018 года.
Общее количество проведенных проверок в рамках осуществления регионального контроля за приемом на работу инвалидов представлено в таблице 2.
Таблица 2
Отчетный период 2018 года |
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Всего |
1-ое полугодие 2018 года |
35 |
0 |
35 |
2-ое полугодие 2018 года |
46 |
0 |
46 |
Итого |
81 |
0 |
81 |
В соответствии с приказом министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2017 N 950 "О Плане проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год" в 2018 году в рамках регионального контроля в сфере социального обслуживания министерством в ежегодный план были включены плановые проверки в отношении 11 организаций - поставщиков социальных услуг.
Совокупно проведены 20 проверок поставщиков социальных услуг (из них 9 внеплановых и 11 плановых проверок), по результатам которых у 6 поставщиков социальных услуг выявлено 12 нарушений, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений и составлен 1 протокол об административном правонарушении по статье 9.13 (материалы направлены в суд, до настоящего времени дело находится в процессе судебного рассмотрения).
Доля нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества нарушений, выявленных в отчетном периоде, составила 41,6%.
Доля поставщиков социальных услуг, у которых выявлены нарушения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества поставщиков социальных услуг, в отношении которых осуществлены контрольные мероприятия, составила 26,3%.
Совокупное количество проведенных проверок увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 81,8%.
Общее количество проведенных проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля представлено в таблице 3.
Таблица 3
Отчетный период 2018 года |
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Всего |
1-ое полугодие 2018 года |
2 |
8 |
10 |
2-ое полугодие 2018 года |
9 |
1 |
10 |
Итого |
11 |
9 |
20 |
Исходя из данных, приведенных в таблице 2, следует, что в I полугодии 2018 года проведены 2 плановые выездные документарные проверки (в отношении 2-ух поставщиков социальных услуг) и 8 внеплановых документарных проверок в отношении 8 поставщиков социальных услуг.
Во II полугодии 2018 года проведены 9 плановых выездных и документарных проверок (в отношении 9 поставщиков социальных услуг, из них: 8 муниципальных учреждений социального обслуживания населения, и 1 социально ориентированной общественной организации), а также 1 внеплановая документарная проверка в отношении 1 поставщика социальных услуг.
Следует отметить, что утвержденный ежегодный План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год в рамках регионального контроля в сфере социального обслуживания министерством выполнен на 100% (как и в аналогичном отчетном периоде 2017 года).
Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия (контроль за приемом на работу инвалидов и региональный контроль в сфере социального обслуживания), вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Так, по результатам внеплановой выездной проверки поставщика социальных услуг, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294), на основании обращений граждан, направленных прокуратурой Новосибирской области в министерство, нарушений действующего законодательства не выявлено.
Исходя из общего количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий в 2018 году, 60% составляют выездные документарные проверки.
Таким образом, региональный контроль в сфере социального обслуживания преимущественно осуществляется по месту нахождения поставщика социальных услуг и месту осуществления его непосредственной деятельности. Это позволяет специалистам министерства осуществить визуальный анализ (зданий) помещений, в которых предоставляется социальное обслуживание, и объективно оценить ситуацию в отношении соблюдения поставщиками социальных услуг, осуществляющими социальное обслуживание, обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих социальное обслуживание граждан.
В целях недопущения, устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании министерством в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства при осуществлении министерством государственного контроля на 2018 год (далее - Программа профилактики нарушений) в отчетном периоде были проведены следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания:
1) размещение на официальном сайте министерства в сети "Интернет" по адресу: http//:mtsr.nso.ru нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) информирование поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания путем:
- опубликования на официальном сайте министерства в сети "Интернет" соответствующих нормативных правовых актов по соблюдению обязательных требований;
- проведения методически семинаров для руководителей и специалистов поставщиков социальных услуг, подлежащих региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания (по темам: "Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области. Итоги проверок поставщиков социальных услуг", "Актуальные вопросы предоставления социального обслуживания", "Защита имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О некоторых подходах к организации работы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения", "О современных организационных и методических аспектах по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг", "Организация деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан");
- проведение разъяснительной работы в ходе систематического и постоянного взаимодействия с поставщиками социальных услуг в ходе ежедневной работы в рамках основной деятельности по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере социального обслуживания;
- направление официальных писем информационного, рекомендательного и предупредительного характера в адрес поставщиков социальных услуг, а также глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска в ведении которых находятся муниципальные учреждения социального обслуживания (на основании Законов Новосибирской области от 19.10.2016 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан", от 13.12.2016 N 65-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан") в случае изменения обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, а также рекомендации и требования о проведении необходимых организационных мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
- обобщение (не реже одного раза в год) и размещение на официальном сайте министерства в сети "Интернет" обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания по итогам отчетного года.
Вместе с тем, в 2018 году проводились следующие мероприятия по контролю без взаимодействия министерства с поставщиками социальных услуг, осуществляющими социальное обслуживание:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" на официальных сайтах поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание, и информационных стендах в зданиях (помещениях) поставщиков социальных услуг, их структурных (обособленных) подразделений, отделений, филиалов, с учетом положений статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и приказа министерства социального развития Новосибирской области от 22.10.2014 N 1236 "Об установлении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
2) анализ информации, содержащейся в обращениях граждан, организаций, органов власти о деятельности либо действиях (бездействиях) поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание, на предмет наличия правовых оснований для проведения внеплановых проверок поставщиков социальных услуг на основании пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В случае выявления при проведении указанных мероприятий по контролю нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания, должностными лицами министерства принимаются в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также готовятся документы о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, для их согласования с прокуратурой Новосибирской области.
Кроме того, при обнаружении в ходе указанных мероприятий нарушений требований законодательства в сфере социального обслуживания министерством осуществляется подготовка и направление официальных писем предупредительного характера в адрес поставщиков социальных услуг, а также глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска в ведении которых находятся муниципальные учреждения социального обслуживания о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания с требованиями о проведении необходимых организационных мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения обязательных требований.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, возражения на них, уведомления об их исполнении в ходе осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания в 2018 году не выдавались.
Проведена работа по выдаче предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере занятости населения в отношении работодателей, которым установлена квота для приема на работу инвалидов и допустивших в 2018 году нарушения законодательства о занятости населения.
Так, в отчетном периоде организована работа по сбору информации государственными казенными учреждениями Новосибирской области центрами занятости населения (далее - центры занятости населения) о работодателях, которым установлена квота для приема на работу инвалидов и допустивших в текущем году нарушения законодательства о занятости населения с целью подготовки и направления предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и предложений принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
По результатам данной работы выдано 61 предостережение.
Также сведения о несвоевременном представлении предприятиями железнодорожного, водного и воздушного транспорта в центры занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест, невыполнении квоты для приема на работу инвалидов, направляются министерством в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру с дислокацией в г. Красноярске. Так, в 2018 году указанная информация была направлена в отношении 138 предприятий железнодорожного, водного и воздушного транспорта Новосибирской области для принятия необходимых мер прокурорского реагирования.
В 2018 году министерством проводились мероприятия по региональному контролю за приемом на работу инвалидов без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а именно:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
В 2018 году проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводились, так как, согласно статье 26.1. Федерального закона N 294, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства.
Министерством не осуществляется применение риск-ориентированного подхода при выполнении государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания и контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, а также регионального контроля за приемом на работу инвалидов, так как данные виды контроля (надзора) не включены в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Раздел 5. |
В 2018 году по результатам проведенных министерством проверок по региональному контролю за приемом на работу инвалидов были выявлены 9 правонарушений, составлены 9 предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, составлено и направлено в суды 3 протокола об административном правонарушении.
Министерством и центрами занятости населения, находящимися в ведении министерства, проводится постоянная методическая и разъяснительная работа, направленная на предотвращение нарушений со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся проверки.
В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 21.10.2013 N 456-п "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Новосибирской области" центры занятости населения ежегодно информируют работодателей об установлении квоты для приема на работу инвалидов путем направления уведомлений по форме, утвержденной министерством. В течение года центры занятости населения проводят консультации и семинары для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на которых проводят разъяснительную работу. Сотрудники министерства при осуществлении контрольных функций также проводят разъяснительную работу по всем интересующим вопросам, входящим в их компетенцию.
Основания и результаты проведения в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мероприятий по контролю в судах не оспаривались.
В случае выявления нарушений поставщиками социальных услуг, осуществляющими социальное обслуживание, обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих социальное обслуживание, сотрудниками министерства, осуществляющими функции по региональному контролю в сфере социального обслуживания, выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.
В ходе осуществления контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг (при осуществлении регионального контроля в сфере социального обслуживания) в соответствии с пунктами 17, 87 части 2, частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 15.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и на основании статей 5.43, 9.13, части 1 статьи 19.5, статей 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность физических и юридических лиц за нарушение законодательства в сфере социального обслуживания, уполномоченные должностные лица министерства вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.
В 2018 году общее количество проверок, по итогам которых поставщикам социальных услуг выданы предписания об устранении выявленных нарушений составило 6 единиц, составлен 1 протокол об административном правонарушении по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (материалы направлены в суд).
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок составила 30%.
В общей сложности за отчетный период в ходе осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания выявлено 12 нарушений, из них 7 правонарушений связаны с несоблюдением обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, регулирующих сферу социального обслуживания, и 5 нарушений связаны с несоблюдением обязательных требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, выявленных в ходе осуществления контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг (при осуществлении регионального контроля в сфере социального обслуживания).
Количество выявленных нарушений в 2018 году по сравнению с 2017 годом в рамках надзорной деятельности сократилось в связи с проводимой методической, информационно-разъяснительной кампанией со стороны министерства в отношении поставщиков социальных услуг в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства в подконтрольной сфере деятельности и организацией поставщиками социальных услуг соответствующих мероприятий по недопущению нарушений законодательства в сфере социального обслуживания.
Основные показатели, характеризующие осуществление регионального контроля в сфере социального обслуживания и регионального контроля за приемом на работу инвалидов в 2018 году, представлены в таблицах 4 и 5 (приложение).
В целях недопущения, устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании с поставщиками социальных услуг, предоставляющими социальные услуги; органами, уполномоченными на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, а также составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - уполномоченные органы); органами опеки и попечительства Новосибирской области в отчетном периоде проводилась работа в формате следующих мероприятий:
1) совещания (в том числе семинары) по темам:
"Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области. Итоги проверок поставщиков социальных услуг";
"Актуальные вопросы предоставления социального обслуживания";
"Защита имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
"О некоторых подходах к организации работы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения", "О современных организационных и методических аспектах по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг";
"Организация деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан";
"Переход на межведомственное взаимодействие при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в курируемых сферах деятельности";
2) подготовка методических рекомендаций в адрес поставщиков социальных услуг, уполномоченных органов, органов опеки и попечительства Новосибирской области по вопросам соблюдения обязательных требований действующего федерального и регионального законодательства о социальном обслуживании;
3) методическое сопровождение деятельности уполномоченных органов, поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания, в рамках переданных государственных полномочий по социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в Новосибирской области, а также сопровождение органов опеки и попечительства по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по вопросам реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Раздел 6. |
Согласно ежегодному плану проведения плановых проверок на 2018 год в рамках выполнения государственной функции по региональному контролю за приемом на работу инвалидов включены плановые проверки 82 работодателей.
В 2018 году сотрудники министерства провели 81 плановую выездную проверку юридических лиц по региональному контролю за приемом на работу инвалидов.
Удельный вес выполнения за отчетный период утвержденного ежегодного плана проведения проверок составляет 98,8% (на одно юридическое лицо, включенное в план, приходится 1 контрольное мероприятие).
В сравнении с предшествующим годом количество проверок увеличилось в 2,5 раза.
По результатам проведенных проверок были выявлены 9 правонарушений, составлены 9 предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, составлено и направлено в суды 3 протокола об административном правонарушении.
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в суд для возбуждения дела об административном правонарушении (в процентах от общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований), составила 33,3%.
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, составила 33,3%. Судом вынесены предупреждения по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении 2-ух организаций.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых, не выявлено правонарушений, составило 72 ед., что составляет 88,9% от общего числа проведенных проверок.
Доля юридических лиц, в отношении которых в 2018 году были проведены проверки в рамках осуществления регионального контроля за приемом на работу инвалидов, составляет 2,5% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Новосибирской области, которым установлена квота для приема на работу инвалидов.
В отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) в 2018 году в среднем проводилась 1 проверка.
План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год в рамках осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания (далее - План) был в установленном порядке согласован министерством с иными органами государственного контроля (надзора) на территории субъекта, в том числе с прокуратурой Новосибирской области.
Совокупно проведены 20 проверок поставщиков социальных услуг (из них 9 внеплановых и 11 плановых проверок), по результатам которых у 6 поставщиков социальных услуг выявлено 12 нарушений, выдано 6 предписаний об устранении выявленных нарушений и составлен 1 протокол об административном правонарушении по статье 9.13 (материалы направлены в суд, до настоящего времени дело находится в процессе судебного рассмотрения).
Количество выявленных нарушений в 2018 году по сравнению с 2017 годом в рамках надзорной деятельности сократилось в связи с проводимой методической, информационно-разъяснительной кампанией со стороны министерства в отношении поставщиков социальных услуг в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства в подконтрольной сфере деятельности и организацией поставщиками социальных услуг соответствующих мероприятий по недопущению нарушений законодательства в сфере социального обслуживания.
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в суд для возбуждения дела об административном правонарушении составила 16,67%.
Совокупное количество проведенных проверок увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 81,8%.
Доля от общего количества поставщиков социальных услуг, деятельность которых подлежит государственному региональному контролю, доля юридических лиц, в отношении которых в 2018 году были проведены проверки, составила 17,6%, что связано с увеличением количества проверок в 2018 году по сравнению с 2017 годом в отношении организаций - поставщиков социальных услуг.
В отношении одного юридического лица (поставщика социальных услуг) в 2018 году в среднем проводилась 1 проверка.
Доля нарушений, установленных в ходе осуществления контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества нарушений, выявленных в отчетном периоде, составила 41,6%.
Доля поставщиков социальных услуг, у которых выявлены нарушения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества поставщиков социальных услуг, в отношении которых осуществлены контрольные мероприятия, составила 26,3%.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, возражения на них, уведомления об их исполнении в ходе осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания в 2018 году не выдавались.
В течение 2018 года министерством направлено 1 заявление в органы прокуратуры о согласовании внеплановой выездной проверки поставщика социальных услуг в рамках осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294.
Проведение внеплановой проверки органами прокуратуры было согласовано. Проверка проведена в установленном порядке. Нарушения подпункта "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294 не установлены.
Случаи причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия (контроль за приемом на работу инвалидов, региональный контроль в сфере социального обслуживания и контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг), вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствуют.
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в отчетном периоде министерством не привлекались.
Проверки, результаты которых признаны недействительными, отсутствуют.
Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по контролю в отчетном периоде отсутствуют.
Раздел 7. |
Оценка результативности и эффективности осуществления регионального контроля за приемом на работу инвалидов проводится министерством в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2017 N 370-п "Об утверждении методики оценки результативности и эффективности деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора)", приказом министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области от 29.11.2017 N 489 "Об утверждении методики оценки (расчета) результативности и эффективности по осуществлению регионального государственного надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, перечня показателей результативности и эффективности по осуществлению регионального государственного надзора за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов" (далее - приказ).
Методика направлена на снижение уровня причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере занятости населения, а также на достижение оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов министерства и минимизацию его неоправданного вмешательства в деятельность подконтрольных субъектов (работодателей Новосибирской области).
Приказом установлены два ключевых показателя группы "А" и 30 индикативных показателей результативности и эффективности по осуществлению регионального контроля за приемом на работу инвалидов.
В отчетном периоде министерством достигнуто целевое значение ключевых показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по осуществлению регионального контроля за приемом на работу инвалидов группы "А":
- доля рабочих мест, подлежащих квотированию, у работодателей со среднесписочной численностью работников более 100 человек, на которых трудятся инвалиды, составила 65,4% % (установленное значение 60%);
- доля рабочих мест, подлежащих квотированию, у работодателей со среднесписочной численностью работников не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, на которых трудятся инвалиды, составила 64,7% (установленное значение 60%).
Методика оценки результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания, утвержденная приказом министерства социального развития Новосибирской области от 29.11.2017 N 1021 "О контрольно - надзорной деятельности", содержит соответствующие показатели оценки эффективности деятельности министерства по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания группы "А" и 40 индикативных показателей результативности и эффективности.
В отчетном периоде министерством достигнуто целевое значение ключевых показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания группы "А".
При исполнении государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания (доля устраненных нарушений юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Новосибирской области и иных нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания от общего количества выявленных нарушений составила 50% (при установленном показателе 50%).
Доля от общего количества поставщиков социальных услуг, деятельность которых подлежит государственному региональному контролю в сфере социального обслуживания, доля юридических лиц, в отношении которых в 2018 году были проведены проверки, составила 17,6%, что связано с увеличением количества проверок в 2018 году по сравнению с 2017 годом в отношении организаций - поставщиков социальных услуг.
Доля юридических лиц, в отношении которых в 2018 году были проведены проверки в рамках осуществления регионального контроля за приемом на работу инвалидов, составляет 2,5% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Новосибирской области, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, что больше по сравнению с предыдущим годом в 2,5 раза (в 2017 году - 1%), что связано с увеличением количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий.
Согласно утвержденному от 31.10.2018 плану проведения плановых проверок министерства на 2018 год число подлежащих плановым проверкам поставщиков социальных услуг (юридических лиц) при исполнении государственной функции по осуществлению регионального контроля в сфере социального обслуживания в 2019 году составит 12 организаций, при проведении регионального контроля за приемом на работу инвалидов - 87 организаций независимо от форм собственности.
Работа по внесению изменений в действующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление регионального контроля в сфере социального обслуживания, контроля за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг, регионального контроля за приемом на работу инвалидов, а также принятию новых будет продолжена министерством с учетом требований действующего законодательства.
В целях устранения замечаний и нарушений (их недопущения), выявленных в ходе проверок в рамках осуществления регионального контроля в сфере социального обслуживания организациям - поставщикам социальных услуг в обязательном порядке необходимо организовать проведение следующих мероприятий:
- осуществить детальный мониторинг содержания уставных и организационно-распорядительных нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность поставщика социальных услуг на предмет исключения правовых норм, утративших силу, и приведения организационных документов в соответствие с требованиями законодательства о социальном обслуживании в случае наличия расхождений;
- проводить работу на постоянной основе по систематической проверке личных дел граждан, находящихся на социальном обслуживании и получающих социальные услуги;
- неукоснительно соблюдать сроки, установленные требованиями законодательства в сфере социального обслуживания, при организации и проведении административных процедур при признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании и предоставлении социальных услуг;
- усилить проведение мероприятий, направленных на обеспечение доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых социальных услуг;
- поддерживать в актуальном состоянии сведения о деятельности поставщика социальных услуг, формах и видах услуг, условиях их получения и др. в соответствующих информационных системах (в том числе реестре поставщиков социальных услуг Новосибирской области, на информационном портале в сети "Интернет" по адресу: bus.gov.ru, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети "Интернет", информационных стендах в зданиях (помещениях) поставщика социальных услуг;
- осуществлять своевременный мониторинг потребности граждан в получении социального обслуживания и осуществлять объективный пересмотр индивидуальной программы предоставления социальных услуг получателей социальных услуг.
Кроме того, по результатам проведенных в 2018 году министерством проверок по региональному контролю за приемом на работу инвалидов и региональному контролю в сфере социального обслуживания, в 2019 году будет продолжена и усилена методическая, разъяснительная и профилактическая работа, направленную на предотвращение, пресечение и недопущения нарушений в сфере законодательства о занятости и социальном обслуживании, включая обеспечение доступности для инвалидов объектов и услуг, со стороны юридических лиц (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся контрольные мероприятия.
Приложения |
Таблица 4
Основные показатели, характеризующие осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2018 году
N |
Наименование показателя |
Значение показателя, (%) |
|
2017 год |
2018 год |
||
1 |
Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок) |
100% |
100% |
2 |
Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) |
0% |
0% |
3 |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
0% |
0% |
4 |
Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
0% |
0% |
5 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю |
7,9% |
17,6% |
6 |
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя |
1,1 ед. |
1,0 ед. |
7 |
Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) |
9,09% |
45% |
8 |
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) |
15,2% |
0% |
9 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) |
0% |
11,11% |
10 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) |
0% |
0% |
11 |
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) |
100% |
30% |
12 |
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) |
0% |
0% |
13 |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) |
0% |
0% |
14 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) |
0% |
0% |
15 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) |
0% |
0% |
16 |
Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) |
0% |
0% |
17 |
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений) |
2,1% |
0% |
18 |
Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) |
0% |
0% |
19 |
Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) |
0% |
0% |
20 |
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в суд для возбуждения дела об административном правонарушении (в процентах от общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
0% |
16,67% |
Таблица 5
Основные показатели, характеризующие осуществление регионального контроля за приемом на работу инвалидов в 2018 году
N |
Наименование показателя |
Значение показателя, (%) |
|
2017 год |
2018 год |
||
1 |
Выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (доля проведенных плановых проверок в процентах от общего количества запланированных проверок) |
97% |
98,8% |
2 |
Доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) |
0% |
0% |
3 |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
0% |
0% |
4 |
Доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок) |
0% |
0% |
5 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору), муниципальному контролю |
1,0% |
2,5% |
6 |
Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя |
1 ед. |
1 ед. |
7 |
Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) |
0% |
0% |
8 |
Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок) |
0% |
0% |
9 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) |
0% |
0% |
10 |
Доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) |
0% |
0% |
11 |
Доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения (в процентах от общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок) |
3,1% |
11,1% |
12 |
Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения) |
100% |
33,3% |
13 |
Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях) |
100% |
66,7% |
14 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) |
0% |
0% |
15 |
Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) |
0% |
0% |
16 |
Количество случаев причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (по видам ущерба) |
0% |
0% |
17 |
Доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений) |
0% |
0% |
18 |
Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) |
100% |
- |
19 |
Средний размер наложенного административного штрафа в том числе на должностных лиц и юридических лиц (в тыс. рублей) |
5,0 |
- |
20 |
Доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в суд для возбуждения дела об административном правонарушении (в процентах от общего количества проверок, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
100% |
33,3% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социального развития Новосибирской области от 28 марта 2019 г. N 356 "Об утверждении обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности министерства труда и социального развития Новосибирской области в сфере социального обслуживания, за обеспечением доступности для инвалидов объектов и социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания), за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов по итогам 2018 года"
Настоящий приказ вступает в силу с 28 марта 2019 г. N
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2019 г. N 5401201904050003