Развитие потребительского рынка муниципального района осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Основными задачами муниципального регулирования потребительского рынка в настоящее время являются:
- реализация государственной политики в области пищевой промышленности, потребительского рынка и защиты прав потребителей;
- обеспечение наполнения рынка товарами и удовлетворение спроса населения на товары и услуги;
- поддержка и развитие предпринимательской деятельности, формирование конкурентной среды в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- содействие и осуществление контроля в продвижении товаров местных товаропроизводителей;
- увеличение налогооблагаемой базы и повышение уровня собираемости налогов;
- проведения мониторинга и контроль за ценовой ситуацией на потребительском рынке.
Современное состояние потребительского рынка муниципального района характеризуется как стабильное с устойчивыми темпами развития, уровнем насыщенности товарами и услугами, развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов населения и регулирует товарно-денежные отношения. Рост благосостояния населения является одним из важнейших составляющих факторов положительного развития отрасли.
За последние годы обеспечен устойчивый рост оборота розничной торговли. Объем товарооборота за 9 месяцев 2015 года составил 1308,7 млн. руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года в действующих ценах составил 9,0% (приложение 1).
В макроструктуре оборота розничной торговли доля продаж продовольственных товаров продолжает занимать преобладающее место и составляет 718,5 тыс. руб. или 60% к общему объему розничного товарооборота.
На 1 октября 2015 года услуги розничной торговли оказывают 481 объект стационарной розничной торговли с общей торговой площадью 15112,6 кв. м.
Повышение спроса населения в разнообразных видах услуг ориентирует торговлю на развитие специализированных предприятий торговли. В данной сфере осуществляют деятельность 54 предприятия. Развивается сетевая торговля, в которую входят 67 объектов.
Внедряются прогрессивные формы торговли - мини-маркеты, магазины склады. Данная сфера насчитывает 7 предприятий торговли.
В целях оптимизации формирования нестационарной торговой сети утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории поселений муниципального района. В схемы включено 73 объекта.
Вопросы соблюдения алкогольного законодательства находятся на постоянном контроле. В отчетном периоде уменьшилось количество организаций, обратившихся за получением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в связи с удорожанием лицензионного сбора и усложнением отчетности при реализации алкогольной продукции.
Проводятся совместные проверки контролирующих органов хозяйствующих субъектов. В отчетном периоде проведено 9 совместных проверок, по результатам которых составлено 6 протоколов об административных правонарушениях.
По состоянию на 1 октября 2015 года сеть предприятий общественного питания общедоступного назначения (кафе, бары, закусочные) составила 37 предприятий на 1398 посадочных мест. Количество предприятий сохранено на уровне прошлого года, число посадочных мест увеличилось на 2% (приложение 1).
Необходимо отметить, что четыре поселения: Кондон, Горный, Дуки, Амгунь не охвачены услугами общественного питания общедоступного назначения (приложение 2).
Оборот общественного питания за 9 месяцев 2015 года составил 65,9 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года - 12,4% (приложение 1).
Остается востребованной сеть придорожных кафе и закусочных, в данной сфере осуществляют деятельность 3 объекта общественного питания.
Динамика развития предприятий бытовых услуг населения и объема предоставляемых услуг стабильна.
По состоянию на 1 октября 2015 года в районе функционирует 78 предприятий бытового обслуживания. Рост сети в сравнении с соответствующим периодом прошлого года составил 11,4% . За 9 месяцев текущего года объем бытовых услуг составил 45,2 млн. рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 11,1% (приложения 1, 4).
Более 85% всех бытовых услуг, предоставляемых населению района, оказывается в крупных поселениях: Солнечный и Березовый, Горин.
Услугами бытового обслуживания не охвачены два сельских поселения: п. Джамку и п. Харпичан.
В настоящее время в сфере потребительского рынка занято 2119 человек, в том числе: на предприятиях торговли - 1700 человек, общественного питания - 315 человек, бытового обслуживания - 104 человека. В целом по отраслям произошел рост численности работающих по отношению к соответствующему периоду прошлого года и составил 0,2% (приложение 1).
Средняя заработная плата по отраслям составляет 12539,6 рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 4,9% (приложение 1).
За отчетный период предприятиями потребительского рынка уплачено налогов в бюджет муниципального района в сумме 19543,2 тыс. рублей, что выше уровня прошлого года на 26,7% (приложение 1).
Одним из основных результатов деятельности предприятий малого и среднего бизнеса является снижение напряженности на рынке труда за счет создания новых рабочих мест и трудоустройства работоспособного населения. За 9 месяцев 2015 года в секторе потребительского рынка дополнительно создано 34 рабочих места.
В хлебопекарной отрасли района функционирует 14 минипекарен, производственные мощности которых позволяют обеспечить население муниципального района хлебом и хлебобулочными изделиями в полном объеме. За 9 месяцев 2015 года объем производства хлеба и хлебобулочных изделий составил 582,14 тонны или 105,5% к соответствующему периоду прошлого года. Дополнительно в розничную сеть осуществляется поставка хлеба и хлебобулочных изделий хлебозаводов N N 1,3 г. Комсомольска-на-Амуре.
За отчетный период отмечен рост цен практически на все группы продовольственных и промышленных товаров.
Рассмотрев динамику развития предприятий потребительского рынка муниципального района, необходимо отметить, что имеется ряд не решенных проблем.
Недостаточно развивается сеть общественного питания и бытового обслуживания в сельских поселениях района. В ряде предприятий потребительского рынка на низком уровне находится материально - техническая база. Остается проблемой работа нелегальных исполнителей работ и услуг, а следствие этого - недополученные налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В предприятиях потребительского рынка имеются факты нарушений требований трудового законодательства, предъявляемых к оформлению трудовых отношений. Условия и охрана труда в сфере среднего и малого предпринимательства остаются на недостаточном уровне.
Культура обслуживания населения и качество предоставляемых товаров и услуг в ряде предприятий находится на низком уровне, наблюдается недостаток квалифицированных кадров, не проводится переподготовка специалистов.
Остается высоким количество нарушений в сфере потребительского рынка.
В нарушение действующего законодательства в районе функционируют места неорганизованной торговли, где зачастую реализуется продукция с нарушением санитарных норм и правил торговли.
Все вышеназванные нарушения вызывают справедливые жалобы и обращения жителей района. В отчетном периоде поступило 99 обращений и жалоб потребителей на качество реализуемых товаров, оказываемых работ и услуг.
В целях выполнения основных экономических показателей развития предприятий потребительского рынка, совершенствования торгового процесса, повышения качества и культуры обслуживания населения муниципального района коллегия при главе муниципального района постановляет:
1. Приоритетными направлениями деятельности в отраслях "Торговля", "Общественное питание" и "Бытовое обслуживание" считать:
1.1 Дальнейшее развитие материально-технической базы предприятий потребительского рынка, создание предприятий использующих прогрессивные методы обслуживания населения.
1.2. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров и услуг.
1.3. Поддержка местных товаропроизводителей.
1.4. Повышение уровня налоговой отдачи отрасли.
1.5. Расширение сети общественного питания общедоступного назначения и бытового обслуживания населения в городских и сельских поселениях района.
1.6. Обеспечение работодателями отрасли:
- социальных гарантий работникам, занятых в сфере потребительского рынка в соответствии с действующим законодательством;
- выплаты работникам заработной платы, не ниже установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Хабаровском крае, заключенным между Правительством Хабаровского края, Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов и региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (далее Соглашение).
2. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.):
2.1. Продолжить проведение мониторинга наличия продукции, производимой на территории края, в предприятиях торговли муниципального района.
Срок - ежеквартально.
2.2. Проводить работу с руководителями предприятий розничной торговли, в которых отмечается недостаточный ассортимент продукции местных товаропроизводителей.
Срок - постоянно.
2.3. Продолжить проведение мониторинга цен на социально-значимую группу продовольственных товаров в торговой сети на территории муниципального района.
Срок - еженедельно.
2.4. Продолжить взаимодействие с органами, осуществляющими контрольные и надзорные функции в сфере оборота алкогольной продукции, табачных изделий, по пресечению реализации алкогольной продукции в розничной торговле с нарушениями требований законодательства на территории муниципального района.
Срок - постоянно.
2.5. Осуществлять ведение торгового реестра предприятий потребительского рынка, проводить актуализацию данных реестров.
Срок - постоянно.
2.6. Информировать субъекты малого предпринимательства о существующих формах финансовой поддержки, осуществляемых Правительством Хабаровского края и органами местного самоуправления через общественно-политическую газету "Солнечный меридиан" и официальный сайт администрации муниципального района.
Срок - постоянно, по мере поступления информации.
2.7. Проводить заседания "круглых столов", обучающих семинаров для субъектов предпринимательства по правовым вопросам ведения малого и среднего предпринимательства, бизнес - планирования, основам управления финансами и другим вопросам, в том числе в рамках проведения краевых программ.
Срок - 2 раза в год.
2.8. Проводить работу по выполнению Соглашения, "легализации" деятельности работников, занятых в сфере потребительского рынка.
Срок - постоянно.
2.9. Подготовить обращение в комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства края о взимании государственной пошлины за получение лицензии на реализацию алкогольной продукции, пропорционально количеству объектов, включенных в данную лицензию.
Срок-до 10.12.2015 г.
3. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.) совместно с руководителями предприятий потребительского рынка:
3.1. Продолжить работу по модернизации существующей торговой сети в части замены морально - устаревшего оборудования, эстетического оформления торговых залов, ремонта фасадов предприятий и благоустройства прилегающей территорий:
- предприятий розничной торговли - 9 объектов;
- предприятий общественного питания - 2 объекта;
- предприятий бытового обслуживания - 1 объект.
Срок - до 01.12.2016 г.
3.2. Продолжить практику проведения "круглых столов" по вопросам продвижения продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок района с участием предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края.
Срок - 2 раза в год.
3.3. Принять активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, акции "Подарок ветерану" в честь 71-годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Срок - до 9 мая 2016 года.
4. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.) совместно с главами городских и сельских поселений муниципального района провести работу по расширению сети предприятий потребительского рынка и дополнительному открытию:
4 .1. Объектов розничной торговли:
- в городском поселении "Рабочий поселок Солнечный" - 1;
- в сельском поселении "Поселок Амгунь" - 1;
- в сельском поселении "Село Эворон" - 1.
4.2. Объектов общественного питания:
- в Дукинском сельском поселении - 1.
4.3. Объектов бытового обслуживания населения:
- в Харпичанском сельском поселении - 1.
Срок - до 01.12. 2016 г.
5. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.) совместно с финансовым управлением администрации муниципального района (Шевченко Е.К.) проводить работу по снижению недоимки по платежам в бюджеты всех уровней.
Срок - постоянно.
6. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.) совместно с сектором информатизации администрации муниципального района (Киреев А.А.) обеспечивать информирование субъектов предпринимательства через официальный сайт администрации муниципального района слнрайон.рф раздел "Потребительский рынок", о принятых нормативно-правовых актах, касающихся деятельности малого и среднего предпринимательства, существующей поддержки субъектов предпринимательства, снятой с реализации и опасной для здоровья граждан продукции.
Срок - постоянно, по мере поступления информации.
7. Сектору потребительского рынка отдела экономического развития и прогнозирования администрации муниципального района (Деревягина P.P.) совместно с контролирующими службами района, в пределах своих полномочий, осуществлять контроль по соблюдении действующего законодательства, регламентирующего деятельность предприятий потребительского рынка.
Срок - постоянно.
8. Рекомендовать территориальному отделу управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (Ельчанинов А.А.) доводить до сведения населения муниципального района полную информацию о выявленных фактах некачественной, опасной и снятой с реализации пищевой продукции через средства массовой информации и официальный сайт администрации муниципального района,
Срок - постоянно, по мере выявления.
9. Рекомендовать ОМВД России по Солнечному району (Вотчель Е.В.) принимать действенные меры по соблюдению действующего алкогольного и табачного законодательства предприятиями потребительского рынка муниципального района.
Срок - постоянно.
10. Сектору архитектуры и градостроительства администрации муниципального района (Попова Л.Л.) совместно с главами городских и сельских поселений муниципального района при подготовке документации по планировке территорий применять минимальные расчетные показатели обеспечения населения объектами торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Хабаровского края.
Срок - постоянно.
11. Рекомендовать руководителям предприятий потребительского рынка муниципального района:
11.1. Привести объекты предпринимательской деятельности в надлежащее состояние, отвечающее требованиям государственных стандартов, произвести необходимые ремонтные работы предприятий, фасадов зданий, благоустройство прилегающих территорий и укладку брусчатки.
Срок - до 01.10.2015 г.
11.2. Исключить самовольную установку нестационарных объектов торговли (киоски, павильоны) на территории муниципального района.
Срок - постоянно.
11.3. Соблюдать требования действующего налогового и трудового законодательства, регламентирующего деятельность предприятий потребительского рынка.
Срок - постоянно.
11.4. Обеспечивать качество и безопасность реализуемых товаров, работ (услуг).
Срок - постоянно.
11.5. Соблюдать санитарные нормы и правила в предприятиях розничной торговли и общественного питания.
Срок - постоянно, в соответствии с графиком.
11.6. Выполнять принятое Соглашение о минимальной заработной плате по Хабаровскому краю.
Срок - постоянно.
11.7. Выполнять принятое Соглашение по применению минимальной торговой надбавки (уровня рентабельности до 10%) при производстве социальных сортов хлеба и минимального размера торговой надбавки на социально-значимые продукты питания .
12. Рекомендовать главам городских и сельских поселений муниципального района:
12.1. Предоставлять первоочередное право сдачи в аренду помещений, земельных участков под строительство и реконструкцию предприятий потребительского рынка субъектам малого предпринимательства, своевременно и в полном объеме уплачивающим налоги в бюджеты всех уровней.
Срок - постоянно.
12.2. Своевременно и в полном объеме, обновлять действующие сайты администраций поселений в сети Интернет, с размещением на них издаваемых нормативных правовых актов и другой информации, касающейся деятельности субъектов предпринимательства на территориях городских и сельских поселений.
Срок - постоянно.
12.3. Проводить работу по актуализации схем размещения нестационарных торговых объектов, с размещением их на официальных сайтах городских и сельских поселений муниципального района и визуализации их на интерактивной карте Хабаровского края (map.khv.gov.ru).
Срок - постоянно, по мере необходимости.
12.4. Совместно с субъектами малого предпринимательства проводить работу:
12.4.1. По расширению сети общественного питания общедоступного назначения, бытового обслуживания в городских и сельских поселениях муниципального района.
Срок - постоянно.
12.4.2. По соблюдению алкогольного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Срок - постоянно.
13. Рекомендовать председателю Совета по предпринимательству при главе Солнечного муниципального района (Курлюченко В.В.) проводить заседания Совета по вопросам взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти с представителями малого бизнеса, в целях создания условий и поддержки для развития эффективной предпринимательской деятельности на территории муниципального района, повышению социального статуса и ответственности бизнеса.
Срок - 2 раза в год.
14. Рекомендовать уполномоченным по защите прав предпринимателей в Солнечном муниципальном районе (Глаз С.В., Сорокин И.Л.) взаимодействовать с органами исполнительной власти по устранению административных барьеров, проводить общественный контроль по соблюдению прав и законных интересов предпринимателей, проводить работу по повышению уровня предпринимательской культуры и этики, социальной ответственности бизнес сообщества,
Срок - постоянно.
15. Признать утратившим силу постановление администрации Солнечного муниципального района от 01.12.2014 N 175 "О создании условий по обеспечению городских и сельских поселений Солнечного муниципального района услугами потребительского рынка, участие субъектов малого предпринимательства в решении данного вопроса".
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района по экономическим вопросам Тимченко С.И.
17. Настоящее постановление вступает в силу после его подписания.
Глава муниципального района |
В.Н. Старков |
Заведующий сектором потребительского рынка |
P.P. Деревягина |
Заведующий сектором потребительского рынка |
P.P. Деревягина |
Заведующий сектором потребительского рынка |
P.P. Деревягина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 30 ноября 2015 г. N 149 "О создании условий по обеспечению городских и сельских поселений Солнечного муниципального района услугами потребительского рынка, участие субъектов малого предпринимательства в решении данного вопроса"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2015 г.
Текст постановления официально опубликован не был