Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Солнечного муниципального района
от 8 октября 2013 г. N 166
Муниципальная программа
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Солнечного муниципального района на 2013-2016 годы"
Паспорт муниципальной программы
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы"
Наименование программы |
Муниципальная программа "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; - Положение об организации мероприятий по охране окружающей среды на территории Солнечного муниципального района, утвержденное решением Собранием депутатов Солнечного муниципального района от 24.09.2008 N 43 |
Заказчик программы |
Администрация Солнечного муниципального района |
Разработчик программы |
Сектор промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации муниципального района |
Участники (исполнители) основных мероприятий Программы |
- Сектор промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района; - отдел архитектуры и градостроительства администрации Солнечного муниципального района; - отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района. |
Цель программы |
Улучшение экологической ситуации на территории муниципального района |
Задачи программы |
- снижение негативного воздействия на окружающую среду; - формирование экологической культуры населения |
Сроки реализации программы |
2013-2016 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Программа реализуется за счет средств краевого и местного бюджетов. Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы составляет 67 976,75 тыс. рублей, в том числе: 2013 год - 3296,75 тыс. рублей; 2014 год - 6 800,0 тыс. рублей; 2015 год - 28 940,0 тыс. рублей; 2016 год - 28 940,0 тыс. рублей, в т.ч. 39 316,75 тыс. руб. - районный бюджет, 28 660,0 тыс. руб. - бюджет края. Объемы финансирования Программы из бюджета Солнечного муниципального района могут подлежать корректировке в соответствии с законодательством |
Целевые индикаторы |
1. Доля твердых бытовых отходов (далее также - 2. Количество построенных объектов размещения твердых бытовых отходов. 3. Численность работников, занятых в отрасли услуг по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. 4. Количество выявленных нарушений режима особо охраняемых природных территорий местного значения. 5. Доля ликвидированных несанкционированных свалок и рекультивированных земель в общей площади земель к 2016 году до 100%. 6. Количество публикаций экологической направленности в средствах массовой информации в год. 7. Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год. |
Система контроля |
Контроль за ходом исполнения мероприятий Программы осуществляется сектором промышленности, природопользования и охраны администрации Солнечного муниципального района |
1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории муниципального района.
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 признана утратившей силу
См. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683
При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, устанавливает в качестве основной цели экологической политики значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств за счет снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 -7 раз в зависимости от отрасли, снижения уровня экологического воздействия в 2 -2,5 раза, роста уровня экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) до 1 -1,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.
Решение экологических проблем является одним из стратегических направлений развития Дальнего Востока, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, включая проведение исследований и мониторинга состояния окружающей природной среды, в том числе расширение государственной наблюдательной сети, ее ресурсного потенциала, а также сохранение уникальных природных комплексов, восстановление нарушенных человеком природных экологических систем.
Повышение качества жизни населения и укрепление населенческого потенциала посредством улучшения экологической ситуации в крае является одним из основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 -2015 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп.
В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, защищенности природной среды и жизненно важных интересов населения края от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп утверждена Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, мероприятия по ее реализации, схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года.
1.1 Атмосферный воздух
В Солнечном муниципальном районе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха остаются:
1) лесные пожары - по данным Всемирной организации здравоохранения, воздействие дыма от природных пожаров (главным образом твердых частиц с диаметром до 2,5 микрометров) вызывают целый спектр различных заболеваний, в том числе органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также рост детской смертности. Техническое оснащение, имеющееся в лабораториях Росгидромета, не позволяет проводить количественный анализ содержания в атмосферном воздухе наиболее опасных мелких взвешенных веществ.
Отсутствие достоверной информации о загрязнении воздуха не позволяет принимать предусмотренные законодательством меры по защите населения при чрезвычайных ситуациях;
2) сжигание отходов лесопиления лесопромышленными предприятиями в близи населенных пунктов;
3) выбросы от котельных, работающих на твердом и жидком топливе, ежегодно составляют более 1 тыс. тонн загрязняющих веществ. В виду высокой стоимости лабораторных замеров (более 100 тыс. руб. одного замера) эксплуатирующей организацией не ведется мониторинг выбросов.
Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха не позволяет в полной мере оценивать воздействие загрязнения на здоровье населения Солнечного района. Содержание в атмосферном воздухе оксида углерода и взвешенных веществ фиксируется в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, р.п. Чегдомын. Наблюдение за состоянием воздушного бассейна в Солнечном муниципальном районе не ведется, поэтому объективными данными по загрязнению атмосферного воздуха на территории района район не располагаем.
4) По-прежнему остается открытым вопрос загрязнения атмосферного воздуха от хвостохранилища Центральной обогатительной фабрики Солнечного ГОКа. В результате ветровой эрозии отвалов хвостохранилища, происходит пылеобразование. В пыли, переносимой ветром, содержатся такие вредные вещества как мышьяк, оксиды меди, цинка, железа и др. соответственно происходит негативное воздействие на окружающую среду и здоровье жителей поселка Солнечный.
1.2 Водные объекты
Общий годовой сброс хозяйственно - бытовых стоков городских и сельских поселений муниципального района составляет 2 млн. 174 тыс. кбм.
В районе эксплуатируется 6 очистных сооружений, в том числе в поселениях: Солнечный, Горный, Хурмули, Эворон, Березовый, Амгунь -с общим годовым сбросом 1 млн. 876 тыс. кбм. В поселениях Горин Дуки, Джамку очистные сооружения были не достроены, через канализационные насосные станции (КНС) ежегодно на рельеф сбрасывается 298 тыс. кбм. неочищенных сточных вод. В течение 30 лет недостроенные очистные сооружения под воздействием климатических и иных факторов обветшали, частично разрушились и фактически не подлежат восстановлению.
Существующая степень очистки на очистных сооружениях поддерживается за счет собственных средств обслуживающего предприятия ООО "Ресурс ДВ". На сегодняшний день степень очистки сточных вод в поселениях Солнечном, Горном, Хурмули, Амгуни, едва достигает 45 -50%, а в поселениях Березовом и Эвороне менее 40%.
Для достижения нормативных показателей качества сбросов, необходим капитальный ремонт и реконструкция всех очистных сооружений в районе. Крупные финансовые вложения не по силам эксплуатирующему предприятию. Собственники очистных сооружений поселения, являются дотационными, и не в состоянии обеспечить строительство и капитальный ремонт очистных. Соответственно с каждым годом качество очистки сточных вод ухудшается. Средств, которые тратятся на ремонт и содержание очистных сооружений эксплуатирующим предприятием не достаточно.
1.3. Отходы производства и потребления
Сложившаяся в муниципальном районе ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экологическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью жителей района.
На территории Солнечного муниципального района ежегодно образуется порядка 120 тыс. тонн отходов - это отходы горнодобывающего производства - 32 тыс. тонн, отходы лесной и деревоперерабатывающей промышленности -более 70 тыс. тонн, отходы золошлаков -10 тыс. тонн, твердые бытовые отходы 7 тыс. тонн. Кроме этого образуется порядка 70 тонн отработанных автопокрышек и свыше 15 тонн отработанных аккумуляторов.
Все отходы в районе размещаются на 28-ми объектах размещения отходов, в том числе:
7 свалок занятые под твердые бытовые отходы, общей площадью 18 гектар; 6 свалок под золошлаковые отходы, площадью 13 гектар; 12 свалок под отходы коры и лесопиления, общей площадью 12 гектар.
Отходы горнодобывающей промышленности сосредоточены на 3-х хвостохранилищах, одно из которых действующее, общая площадь, занимаемая хвостохранилищами 145 га, с массой размещенных на них хвостов более 38 млн. тонн.
Существующие санкционированные свалки бытовых отходов в поселениях муниципального района не соответствуют требованиям санитарных норм. Фактически бытовые отходы, крупногабаритный и строительный мусор складируются на открытых площадках. Изоляция слоев мусора не производится, отсутствует ограждение, а въезд на свалки не охраняется.
В настоящее время в районе отсутствует корректная учетная политика в сфере обращения с отходами. Сбор и вывоз ТБО в большинстве населенных пунктов района не организован и отдан для решения самим жителям населенных пунктов. Результатом является отсутствие эффективного контроля за обращением с отходами на предприятиях, в населенных пунктах и в целом по району.
Таким образом, управление отходами в районе осуществляется на основе разрозненных мероприятий, главным образом в виде принятия административных мер к нарушителям допустившие загрязнение отходами земель и поселковых территорий.
2. Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Целью целевой программы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности на территории Солнечного муниципального района на 2013 - 2016 годы" на 2013 - 2016 годы является улучшение положения в сфере обращения с отходами на территории муниципального района путем создания эффективной и безопасной муниципальной системы управления отходами.
Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения следующих задач:
- ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация нарушенных земель на межселенных территориях муниципального района;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, размещение отходов на полигоне соответствующем нормативным требованиям действующего законодательства;
- организация контроля и учета образования, движения и утилизации бытовых отходов;
- снижение факторов риска заболеваний населения на территории поселений от источников загрязнения бытовыми отходами;
- охрана особо охраняемых природных территорий местного значения. Включает мероприятия, направленные на охрану, обустройство и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий значения;
- экологическое просвещение населения и вовлечение в деятельность по охране окружающей среды. Включает комплекс мер по содействию в активизации участия общественных организаций и населения в решении экологических проблем посредством проведения экологических акций, смотров, конкурсов, совещаний, семинаров, круглых столов, пропаганды экологических знаний через средства массовой информации и наглядную агитацию, информирования населения края о состоянии окружающей среды в районе.
Программа состоит из следующих разделов:
Раздел 1. "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами";
Раздел 2. "Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды".
Реализация программы рассчитана на 2013 - 2016 годы в три этапа.
I этап -2013-2014 годы "Первоочередные мероприятия" включает:
- определение месторасположения участка для полигона, подготовка исходных данных для проектирования, проектно-изыскательные работы, экспертиза проектной документации;
- создание централизованного пункта сбора ртутьсодержащих ламп;
- реализацию первоочередных экологических мероприятий, направленных на вовлечение населения, общественных организаций, учреждений и предприятий в разработку экологических проектов и участие в них.
II этап -2013-2015 годы "Реализация долгосрочных мероприятий" включает:
- рекультивация и санация несанкционированных свалок;
- строительство межпоселенческого полигона для утилизации отходов производства и потребления;
- развитие системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Солнечного муниципального района.
III этап -2015 -2016 годы "Полная реализация всех мероприятий" включает:
- рекультивацию и возвращение в хозяйственный оборот земель, нарушенных в результате несанкционированного размещения отходов;
- строительство и ввод в эксплуатацию межпоселенческого полигона для утилизации отходов производства и потребления, обеспечивающего возможность размещения отходов, образованные в поселениях:
1) р.п. Солнечный, р.п. Горный (общее количество жителей 15 803 чел.) -ежегодное размещением отходов до 3,2 тыс. тонн.
Целевыми индикаторами Программы будут являться:
-доля ТБО, размещаемая на полигонах, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства;
-доля отходов производства, размещаемая на полигонах, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства;
-доля ликвидированных несанкционированных свалок, в т.ч. вновь образованных;
- доля сбора от населения и размещение в соответствии с требованиями ртутьсодержащих ламп;
- количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год;
- количество выявленных нарушений режима особо охраняемых природных территорий местного значения.
Этапы реализации программы разбиты по годам, которым соответствуют определенные значения целевых индикаторов и показателей эффективности, а именно:
- доля ТБО, размещаемая на полигоне, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства, возрастет до 60% в 2016 году;
- доля отходов производства размещаемых на полигоне, соответствующих нормативным требованиям действующего законодательства, возрастет до 0,05% в 2016 году;
- доля ликвидированных несанкционированных свалок, возрастет до 100% в 2016 году;
Планируемое изменение показателей при реализации Программы приведено в таблице 1.
Таблица 1
Ожидаемые результаты реализации Программы
Наименование показателей результатов |
Фактическое значение показателя на момент разработки программы (2012 г) |
Значения показателя по годам |
Целевое значение показателя на момент окончания действия программы (2016) |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Количество твердых бытовых отходов, образующихся на территории района в год, тыс. тонн |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
4,2 |
Количество твердых бытовых отходов, утилизируемых на полигоне ТБО в год, тыс. тонн |
4,2 |
- |
- |
- |
4,2 |
4,2 |
Количество образующихся промышленных отходов в год, тыс. тонн |
100 |
120 |
120 |
120 |
120 |
115 |
Количество промышленных отходов утилизируемых на полигоне в год, тыс. тонн |
|
|
|
|
5 |
5 |
Количество несанкционированных свалок, ед.* |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
Количество полигонов для утилизации отходов, ед. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Количество централизованных пунктов по сбору ртутьсодержащих ламп |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин в год |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
* - количество ликвидированных несанкционированных свалок с учетом ежегодно вновь образуемых, в среднем по району.
В результате выполнения мероприятий Программы, рассчитанной на 4 года, планируется создать правовую, организационную, техническую и информационную базу для развития сферы обращения с отходами и охраной окружающей среды. Реализация Программы позволит:
- улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального района путем снижения уровней загрязнения почв отходами и содержащимися в них вредными веществами;
- создать и развить в районе производственную инфраструктуру для выполнения работ и услуг в сфере обращения с отходами;
-развить сеть объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для захоронения или длительного хранения отходов;
- создать дополнительные рабочие места, в том числе и для социально-незащищенных слоев населения;
- повысить уровень экологического сознания населения района.
3. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Хабаровского края, органов администрации Солнечного муниципального района, администраций сельских поселений муниципального района, входящих в состав района и предприятий, осуществляющих деятельность на территории района, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Муниципальный заказчик Программы - администрация Солнечного муниципального района:
- обеспечивает реализацию Программы в соответствии с Планом мероприятий Программы;
- заключает государственные контракты (договоры, соглашения), связанные с реализацией Программы;
- в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей, контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств;
- осуществляет проведение мониторинга реализации Программы.
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.
Заказчик Программы в соответствии с установленным порядком:
- разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- ежегодно при необходимости уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы, механизм ее реализации, состав участников Программы;
- подготавливает с учетом хода реализации Программы в текущем году предложения по изменению объемов и направлению расходов по Программе на очередной финансовый год и плановый период, сроков ее реализации либо прекращении ее реализации (при необходимости);
- представляет ежеквартально информацию об исполнении Программы;
- представляет ежегодно доклад о ходе реализации Программы, информацию об оценке эффективности и отчет об исполнении Программы.
Исполнители Программы в рамках реализацией соответствующих мероприятий Программы:
- подготавливают предложения по уточнению мероприятий Программы;
- представляют ежеквартально информацию об исполнении мероприятий Программы;
- представляют ежегодно доклад о ходе реализации мероприятий Программы и отчет об исполнении мероприятий Программы.
При выполнении мероприятий Программы (приложение 1) -
1) сектором промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района организовывается работа в соответствии с пунктами 1,2 Приложения 1;
2) отделом муниципального заказа администрации муниципального района при содействии сектора промышленности, природопользования и охраны окружающей среды администрации Солнечного муниципального района и отдела архитектуры и градостроительства администрации Солнечного муниципального района обеспечиваются мероприятия в части:
- п. 1.3 -обеспечение размещения муниципальных заказов на выполнение проектно изыскательных работ, на оказание услуг технического заказчика, на выбор генерального подрядчика на строительство объекта "Межпоселенческий полигон захоронения твердых бытовых отходов на территории Солнечного муниципального района Хабаровского края" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3) отделом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района обеспечивается выбор земельного участка под строительство полигона, выполнение кадастровых работ, оформляется имущественное право на введенный в эксплуатацию объект.
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств краевого и местного бюджетов в порядке софинансирования.
Объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета Солнечного муниципального района на соответствующий год.
Главным распорядителем средств краевого и районного бюджетов является финансовое управление администрации муниципального района.
Субсидии из краевого бюджета предоставляются в соответствии с соглашением заключенным между правительством Хабаровского края и администрацией Солнечного муниципального района.
Расходование и учет бюджетных средств осуществляется в соответствии с порядком исполнения районного бюджета по расходам, утвержденным распоряжением главы муниципального района.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Программа реализуется:
- в части проведения проектно-изыскательных работ и проведения государственной экологической экспертизы за счет средств местного бюджета, в том числе за счет средств поступивших в бюджет района от платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- в части обеспечения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и рекультивации нарушенных земель за счет средств местного бюджета, в т.ч. за счет средств запланированных в бюджете на природоохранные мероприятия;
- в части строительства и ввода в эксплуатацию межпоселенческого полигона для утилизации ТБО и промышленных отходов за счет средств краевого и местного бюджетов;
- в части организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды за счет средств отчисляемых от оказания платных услуг МУ "ЭЛРС".
Общий объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы составляет 67 976,75 тыс. рублей, в том числе:
- 2013 год -3296,75 тыс. рублей;
- 2014 год -6 800,0 тыс. рублей;
- 2015 год -28 940,0 тыс. рублей;
- 2016 год -28 940,0 тыс. рублей,
в т.ч. 39 316,75 тыс. руб. -местный бюджет, 28 660,0 тыс. руб. -бюджет края.
Объемы финансирования Программы из бюджета Солнечного муниципального района могут подлежать корректировке в соответствии с законодательством.
Таблица 2
Необходимые источники и объемы финансирования мероприятий Программы
Источники финансирования |
Всего, тыс. руб. |
Объемы финансирования по годам в ценах текущих лет, тыс. рублей |
|||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Краевой бюджет |
28 660,00 |
0,00 |
0,00 |
14330,00 |
14330,00 |
Бюджет Солнечного муниципального района |
39 316,75 |
3296,75 |
6800,00 |
14610,00 |
14610,00 |
Итого |
67 976,75 |
3296,75 |
6800,00 |
28940,00 |
28940,00 |
Приложение не приводится
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края от 8 октября 2013 г. N 166 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.