В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Бикинского муниципального района и в целях приведения нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления Бикинского муниципального района в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, Собрание депутатов Бикинского муниципального района решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом Бикинского муниципального района.
2. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 21.06.2005 N 50 "О Положении о порядке осуществления муниципальных заимствований Бикинского муниципального района".
3. Опубликовать настоящее Решение в газете "Бикинский вестник" и разместить на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района.
4. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на депутатскую комиссию по финансово-экономическому развитию района и налоговой политике (Зинкина Я.В.), финансовое управление администрации Бикинского муниципального района (Трифонова Е.В.).
5. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.
Глава муниципального района |
С.А. Королев |
Председатель Собрания депутатов |
К.Р. Аветян |
Положение
о порядке осуществления муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом Бикинского муниципального района
(утв. решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 18 октября 2017 г. N 77)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет порядок осуществления муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом Бикинского муниципального района (далее - муниципальный район).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в значении, установленном законодательством Российской Федерации:
муниципальные заимствования - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, размещаемых на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства;
программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) - перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований;
муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром;
муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом, принятые на себя муниципальным образованием;
предельный объем муниципального долга - устанавливаемый решением о бюджете района объем муниципального долга, который не может быть превышен при исполнении местного бюджета;
обслуживание муниципального долга - операции по выплате доходов по муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств местного бюджета;
муниципальная долговая книга - сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией;
реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
2. Порядок осуществления муниципальных заимствований
2.1. Осуществление муниципальных заимствований, а также предоставление муниципальных гарантий допускаются только в случае соблюдения ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.2. Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицита местного бюджета, а также для погашения долговых обязательств.
2.3. Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Уставом Бикинского муниципального района принадлежит администрации Бикинского муниципального района.
2.4. Предельный объем муниципальных заимствований в текущем финансовом году с учетом положений статей 104 и 104.1 Бюджетного Кодекса не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств муниципального образования.
2.5. Если при исполнении местного бюджета нарушаются предельные значения, указанные в статьях 107 и 111 Бюджетного Кодекса орган местного самоуправления не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия соответствующих долговых обязательств в целях реструктуризации муниципального долга.
2.6. Муниципальные заимствования осуществляются на основании Программы муниципальных заимствований.
2.7. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период включает в себя перечень всех внутренних заимствований муниципального района с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.
2.8. Программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период) является приложением к решению о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год либо очередной финансовый год и плановый период) с указанием:
- общего объема гарантий;
- направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);
- наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий;
- общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение муниципальных гарантий в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) по возможным гарантийным случаям.
2.9. Администрация Бикинского муниципального района от имени муниципального образования вправе:
- заключать договоры с кредитными организациями на получение кредитов;
- привлекать бюджетные кредиты из бюджета Хабаровского края на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основания, условия использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются законом Хабаровского края о бюджете Хабаровского края и принимаемым в соответствии с ним постановлением Правительства Хабаровского края.
2.10. Долговые обязательства района полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности района имуществом, составляющим муниципальную казну, и исполняются за счет средств бюджета района.
3. Порядок принятия решений о заключении кредитных договоров
3.1. Средства, предусматриваемые на привлечение и погашение полученных кредитов, утверждаются решением Собрания депутатов Бикинского муниципального района о бюджете на очередной год и плановый период в составе источников внутреннего финансирования дефицита бюджета района.
3.2. Администрация района вправе получать кредиты от юридических лиц (в том числе в банках и иных кредитных организациях) в пределах объема муниципального долга, утвержденного решением Собрания депутатов об утверждении бюджета района, и в соответствии с программой муниципальных заимствований.
3.3. Порядок получения и условия привлечения кредитов определяются кредитными договорами, заключенными в соответствии с действующим законодательством.
3.4. Обязательным условием заключения кредитного договора является определение в договоре следующих условий:
- цели привлечения кредита;
- суммы кредита;
- срока погашения кредита;
- процентной ставки за пользование кредитом;
- обеспечения кредита;
- целевого использования кредита.
3.5. Кредиты могут привлекаться на краткосрочной (сроком до одного года) и долгосрочной (сроком более одного года) основе. Срок погашения кредита по каждому кредитному договору определяется исходя из целей привлечения кредита.
3.6. Для заключения кредитного договора администрация района:
3.6.1. готовит финансово-экономическое обоснование заключения договора;
3.6.2. разрабатывает и согласовывает с кредитором проект кредитного договора;
3.6.3. готовит пакет документов для получения кредита.
3.7. Администрация района передает кредитору заявку на получение кредита с сопутствующими документами, а в случае положительного решения кредитора оформляет кредитный договор и договор залога (муниципальной гарантии).
3.8. Кредитный договор и договор залога подписываются от имени муниципального образования главой муниципального района или иным лицом, уполномоченным на то в соответствии с Уставом муниципального района.
3.9. Погашение кредита, включая сумму основного долга, проценты за пользование кредитом и штрафные санкции, производится администрацией района на основании кредитного договора.
3.10. Привлечение бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации заключаются от имени муниципального образования главой района.
4. Порядок принятия решений о предоставлении муниципальных гарантий
4.1. Муниципальные гарантии, предоставляемые муниципальным районом, являются одной из форм долговых обязательств муниципального образования.
4.2. От имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
4.3. Местная администрация муниципального образования заключает договор о предоставлении муниципальных гарантий, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, и выдает муниципальные гарантии.
4.4. Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.
4.5. Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с пунктом 4 статьи 104 Бюджетного Кодекса, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
4.6. Предоставление и исполнение муниципальной гарантии подлежит отражению в муниципальной долговой книге.
4.7. Финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
4.8. Муниципальная гарантия может обеспечивать:
- надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);
- возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.
Муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
4.9. Условия муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара.
4.10 Принадлежащее бенефициару муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.
4.11. Гарант имеет право отозвать муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.
4.12. Письменная форма муниципальной гарантии является обязательной.
Несоблюдение письменной формы муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).
4. 13. Муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.
4.14. В муниципальной гарантии должны быть указаны:
наименование гаранта (муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;
- обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
- объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;
- определение гарантийного случая;
- наименование принципала;
- безотзывность гарантии или условия ее отзыва;
- основания для выдачи гарантии;
- вступление в силу (дата выдачи) гарантии;
- срок действия гарантии;
- порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;
- порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
- наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);
- иные условия гарантии, а также сведения, определенные Бюджетным Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.
4.15. Администрация района может выдавать гарантии (поручительства) по долговым обязательствам:
4.15.1. муниципальных предприятий, учредителем которых является муниципальное образование;
4.15.2. организаций, выполняющих муниципальный заказ муниципального образования или участвующих в реализации муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования;
4.15.3. иных юридических лиц в соответствии с бюджетным законодательством и условиями настоящего Положения;
4.15.4. индивидуальных предпринимателей.
4.16. Решением об утверждении бюджета района на очередной финансовый год и плановый период устанавливается перечень предоставляемых отдельным юридическим лицам муниципальных гарантий.
4.17. Муниципальные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.
4.18. Претендент на получение муниципальной гарантии представляет в администрацию района следующие документы:
- заявку на получение гарантии;
- проект кредитного договора;
- проект договора поручительства (гарантии);
- проект договора залога;
- нотариально заверенные копии учредительных документов;
- другую информацию, необходимую для принятия решения о предоставлении гарантии, если это будет предусмотрено решением созданной комиссии (рабочей группы).
4.19. В случае предоставления муниципальной гарантии администрация района проводит проверку финансового состояния получателя указанной муниципальной гарантии.
4.20. Обязательными условиями, учитываемыми при предоставлении гарантий, являются:
4.20.1. обеспечение исполнения кредитного обязательства заемщиком;
4.20.2. целевое использование заемщиком, в том числе ранее привлекаемых кредитов под гарантийные обязательства;
4.20.3. представление заемщиком всей необходимой документации (договоры, соглашения, технико-экономические обоснования, бухгалтерская и финансовая отчетность и т. д.), касающейся предоставления кредита;
4.20.4. соблюдение заемщиком бюджетного и налогового законодательства;
4.20.5. отсутствие у заемщика задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
4.20.6. отсутствие у заемщика задолженности по ранее выданной гарантии и кредитам.
4.21. Вступление в силу муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.
4.22. Срок действия муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.
4.23. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.
4.24. Предусмотренное муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.
4.25. Муниципальное образование, исполнившее обязательство получателя муниципальной гарантии перед третьим лицом, имеет право требовать от получателя муниципальной гарантии возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по муниципальной гарантии в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
4.26. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своего кредитного обязательства, обеспеченного гарантией, заемщик обязан в трехдневный срок сообщить об этом в администрацию района.
4.27. Заемщик обязан в трехдневный срок со дня погашения кредита, обеспеченного гарантией, представить в администрацию района подтверждающие документы для списания долга в долговой книге муниципального района.
4.28. Администрация района ведет учет выданных муниципальных гарантий, исполнения получателями указанных муниципальных гарантий своих обязательств, а также учет осуществления платежей по выданным муниципальным гарантиям.
4.29. На основании данных учета администрация района информирует Собрание депутатов о выданных муниципальных гарантиях по всем получателям указанных муниципальных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям одновременно с предоставлением отчета об исполнении местного бюджета.
4.30. Общая сумма предоставленных муниципальных гарантий включается в состав муниципального долга муниципального образования как вид долгового обязательства.
4.31. При исполнении получателем муниципальной гарантии своих обязательств перед третьими лицами на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении местного бюджета.
5. Муниципальный долг
5.1. Долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим муниципальную казну, и исполняются за счет средств местного бюджета.
Решением о местном бюджете устанавливается верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям.
Расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств отражаются в бюджете района как расходы на обслуживание муниципального долга.
5.2. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным настоящим разделом видам долговых обязательств.
5.3. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:
- ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
- бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
- гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
5.4. В объем муниципального долга включаются:
- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
- объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
- объем обязательств по муниципальным гарантиям;
- объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования.
5.5. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 10 лет включительно).
5.6. В случае, если муниципальное долговое обязательство, выраженное в валюте Российской Федерации, не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и муниципальными правовыми актами муниципального образования действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями муниципального долгового обязательства, или истек срок муниципальной гарантии и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 Бюджетного Кодекса, указанное обязательство считается полностью прекращенным и списывается с муниципального долга, если иное не предусмотрено муниципальными правовыми актами представительных органов муниципального образования.
5.7. Обслуживание муниципального долга производится в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального района.
5.8. Списание с муниципального долга реструктурированных, а также погашенных (выкупленных) муниципальных долговых обязательств осуществляется с учетом положений статей 105 и 113 Бюджетного Кодекса.
5.9. Выпуски муниципальных ценных бумаг, выкупленные в полном объеме эмитировавшим их органом в соответствии с условиями выпуска муниципальных ценных бумаг до наступления даты погашения, могут быть признаны по решению указанного органа досрочно погашенными.
5.10. Управление муниципальным долгом муниципального района осуществляет финансовое управление администрации района.
5.11. Предельный размер муниципального долга (с указанием предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям) утверждается одновременно с решением Собрания депутатов об утверждении бюджета района на очередной финансовый год и плановый период. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
5.12. Администрация района использует все свои полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения муниципальных долговых обязательств и обслуживания муниципального долга.
5.13. Реструктуризация муниципального долга производится на основании соглашения о прекращении муниципальных долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения муниципальных долговых обязательств.
5.14. Реструктуризация муниципального долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
5.15. При реструктуризации муниципального долга сумма расходов на обслуживание реструктуируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долговых обязательств в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктруируемых обязательств.
5.16. Учет и списание муниципальных заимствований осуществляется путем ведения муниципальной долговой книги.
5.17. Муниципальная долговая книга содержит сведения:
- об объеме долговых обязательств муниципального образования, в том числе муниципальных гарантий;
- о дате осуществления муниципальных заимствований;
- о формах обеспечения обязательств;
- о частичном или полном исполнении обязательств.
5.18. Информация о долговых обязательствах муниципального образования вносится в Долговую книгу в срок, не превышающий трех дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
6. Отражение муниципальных заимствований в местном бюджете
6.1. Поступление в местный бюджет средств от муниципальных заимствований и других долговых обязательств (кроме договоров на предоставление муниципальных гарантий) отражаются как источники финансирования дефицита местного бюджета.
6.2. Все расходы на обслуживание муниципальных долговых обязательств (включая дисконт, или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по муниципальным ценным бумагам) отражаются в местном бюджете как расходы на обслуживание муниципального долга.
6.3. Погашение основной суммы муниципального долга, возникающего из муниципальных заимствований (кроме договоров о муниципальных гарантиях), отражается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем, уменьшения объема источников финансирования дефицита местного бюджета.
6.4. Поступления в бюджет от размещения муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание муниципального долга в текущем финансовом году.
6.5. Погашение основной суммы муниципального долга, возникшего из муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
6.6. Проведение в соответствии со статьей 105 Бюджетного Кодекса реструктуризации муниципального долга не отражается в программе муниципальных заимствований.
6.7. Доходы, полученные от размещения ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание муниципального долга либо возмещения дефицита бюджета в текущем году.
6.8. Исполнение муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов местного бюджета как предоставление кредитов.
6.9. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района Хабаровского края от 18 октября 2017 г. N 77 "Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий и управления муниципальным долгом Бикинского муниципального района"
Настоящее решение вступает в силу с 26 октября 2017 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте Администрации Бикинского муниципального района http://www.bikinadm.khabkrai.ru 25 октября 2017 г.