В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, администрация Верхнебуреинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение "О порядке организации территориального общественного самоуправления на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации района Федоренко Н.А.
3. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
И.о. главы |
А.В. Лещук |
Положение
о порядке организации территориального общественного самоуправления на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
(утв. постановлением администрации района от 22 марта 2018 г. N 117)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
Настоящее положение определяет порядок создания и деятельности территориального общественного самоуправления в Верхнебуреинском муниципальном районе (далее районе), полномочия администрации Верхнебуреинского муниципального района (далее администрации района) по содействию развитию территориального общественного самоуправления и формы муниципальной поддержки деятельности территориального общественного самоуправления.
Статья 1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний (конференций) граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
1.3. В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста.
Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в создании территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
1.4. Структура, наименование и порядок избрания (формирования) органов, выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются уставом территориального общественного самоуправления.
1.5. Территориальное общественное самоуправление осуществляется на определенной части территории района: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, улица, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.
Границы территории деятельности ТОС определяются Решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района (далее Собрание депутатов района) по предложению населения (инициативной группы по созданию ТОС).
Статья 2. Порядок создания территориального общественного самоуправления
2.1. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан, проживающих на определенной территории.
2.2. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется на собрании (конференции) граждан, проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
2.3. В зависимости от числа граждан, постоянно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, проводится собрание или конференция граждан.
При численности жителей, проживающих на данной территории, менее 300 человек проводится собрание граждан, при численности жителей более 300 человек - конференция граждан.
2.4. Инициативная группа граждан (не менее 3 человек) письменно обращается в Собрание депутатов района и в администрацию района с заявлением о намерении учредить территориальное общественное самоуправление на определенной территории. Администрация района в течение 14 дней, с даты поступления заявления, обязана предоставить инициативной группе граждан сведения о числе жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
2.5. В случае если для проведения учредительного собрания (конференции) требуется выделение помещения, инициативная группа не менее чем за 20 дней до даты проведения собрания (конференции) обращается в администрацию района с заявлением о предоставлении помещения для проведения учредительного собрания (конференции), а в случае, если помещение не требуется, то не менее чем за 5 дней извещает администрацию района и Собрание депутатов района о времени и месте проведения учредительного собрания (конференции). Администрация района обязана не позднее, чем за 15 дней принять решение о предоставлении помещения для проведения учредительного собрания (конференции) в указанное время, известить об этом инициативную группу для проведения информирования населения.
2.6. Инициативная группа готовит проект повестки дня собрания (конференции), проекты решений собрания (конференции), проект устава территориального общественного самоуправления.
2.7. Инициативная группа в назначенное время проводит регистрацию участников собрания (делегатов конференции).
2.8. Инициативная группа сообщает участникам собрания (делегатам конференции) о правомочности собрания (конференции) и открывает его.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее трети жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие делегаты, представляющие не менее трети жителей соответствующих территорий, достигших 16-летнего возраста.
Собрание (конференция) принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, дает ему наименование, определяет основные направления деятельности, утверждает устав территориального общественного самоуправления, избирает органы территориального общественного самоуправления.
Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
Процедура проведения собрания отражается в протоколе, который ведется секретарем собрания, подписывается председательствующим и секретарем собрания.
2.9. Администрация района образования вправе направить для участия в собрании (конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса.
Статья 3. Устав территориального общественного самоуправления
3.1. В Уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
- наименование территориального общественного самоуправления;
- территория, на которой оно осуществляется;
- формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
- порядок принятия решений;
- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
3.2. Внесение в устав территориального общественного самоуправления изменений и дополнений подлежит утверждению собранием (конференцией) граждан.
Статья 4. Регистрация территориального общественного самоуправления
4.1. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией района. Регистрацию устава территориального общественного самоуправления осуществляет администрация района.
4.2. Уполномоченное учредительным собранием (конференцией) территориального общественного самоуправления лицо, направляет в администрацию района заявление о регистрации устава территориального общественного самоуправления, к которому прилагаются:
- протокол учредительного собрания (конференции), содержащий решение об учреждении территориального общественного самоуправления и принятии устава территориального общественного самоуправления;
- список участников учредительного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления;
- устав территориального общественного самоуправления, принятый собранием (конференцией).
- Устав территориального общественного самоуправления представляется в 2 экземплярах;
- 4.3. Администрация района обязана рассмотреть представленные документы в течение 15 дней со дня их поступления и принять решение о регистрации устава территориального общественного самоуправления либо об отказе в его регистрации.
4.4. В регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть отказано в случае:
- несоответствия устава территориального общественного самоуправления законодательству;
- принятия решения об учреждении территориального общественного самоуправления неправомочным составом собрания (конференции);
- представления неполного комплекта документов, требующихся в соответствии с пунктом 4.2. настоящего Положения.
4.5. Отказ в регистрации устава ТОС не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления может быть обжалован в суде.
4.6. Регистрация устава территориального общественного самоуправления оформляется внесением соответствующей записи в реестр уставов территориального общественного самоуправления и отметкой о регистрации на титульных листах экземпляров устава территориального общественного самоуправления.
4.7. В реестр уставов территориального общественного самоуправления заносятся следующие сведения:
- территория и границы территориального общественного самоуправления;
- наименование территориального общественного самоуправления;
- адрес местоположения органа территориального общественного самоуправления (для юридических лиц - юридический адрес);
- дата регистрации устава территориального общественного самоуправления.
4.8. Заверенные администрацией района экземпляры устава территориального общественного самоуправления, протокола учредительного собрания (конференции), списка участников (учредителей территориального общественного самоуправления) учредительного собрания (конференции) территориального общественного самоуправления возвращаются уполномоченному лицу, подавшему заявление о регистрации устава территориального общественного самоуправления.
4.9. Территориальное общественное самоуправление, в уставе которого определено, что оно является юридическим лицом, направляет заверенные уполномоченным органом местного самоуправления учредительные документы для регистрации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций.
Статья 5. Организационные основы территориального общественного самоуправления
5.1. Порядок назначения и проведения собрания (конференций) граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
5.2. Собрание (конференция) граждан созывается органами территориального общественного самоуправления по собственной инициативе, по предложению органов местного самоуправления района или инициативной группы граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
5.3. Территориальные общественные самоуправления могут объединяться в союзы (ассоциации).
5.4. В целях организации и координации деятельности всех органов ТОС на территории района, по инициативе председателей ТОС, может создаваться Совет председателей органов территориального общественного самоуправления. Количественный состав и полномочия данного органа определяются на общем собрании председателей ТОС и закрепляются в уставе (положении) Совета.
Статья 6. Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
6.1. Зарегистрированные ТОС и их органы имеют право:
- представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
- принимать и реализовывать собственные инициативы в вопросах местного значения за счет собственных и привлеченных средств;
- вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов;
- направлять в органы местного самоуправления муниципального образования заключения на проекты муниципальных правовых актов;
- участвовать в публичных слушаниях и выдвигать инициативы по проведению публичных слушаний в муниципальном образовании;
- принимать и направлять обращения в органы местного самоуправления района;
- приглашать на собрания жителей и заседания органов территориального общественного самоуправления представителей муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований;
- давать оценку качества работы муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципального образования, их подразделений и должностных лиц и направлять свои предложения руководителям муниципальных учреждений и предприятий, в органы местного самоуправления муниципального образования.
6.2. Органы территориального общественного самоуправления могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, могут на основании муниципального контракта и (или) договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления участвовать в выполнении муниципального заказа, реализации мероприятий муниципальных программ с использованием средств местного бюджета.
6.3. Органам ТОС на основании договора с администрацией района могут передаваться на исполнение отдельные полномочия администрации района. Если осуществление передаваемых полномочий, требует материальных затрат, то деятельность ТОС по их реализации финансируются из бюджета района.
6.4. ТОС, наделенный правом юридического лица, осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях".
6.5. Все решения территориального общественного самоуправления носят рекомендательный характер для граждан, проживающих на соответствующей территории, и юридических лиц, за исключением вопросов, полномочия, по решению которых переданы органами местного самоуправления. Решения по таким вопросам являются обязательными.
Статья 7. Финансовые основы деятельности территориального общественного самоуправления со статусом юридического лица
7.1. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, состоят из собственных средств, из отчислений от добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также из средств бюджета муниципального образования и из других, не запрещенных законом, поступлений.
7.2. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами территориального общественного самоуправления отдельных полномочий, переданных им органами местного самоуправления, предусматриваются ежегодно в бюджете муниципального образования.
7.3. Органы территориального общественного самоуправления используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий, а также для проведения собраний и конференций граждан и иной осуществляемой ими деятельности.
7.4. Контроль за расходованием ТОС средств, выделенных из бюджета района осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
Статья 8. Формы поддержки территориального общественного самоуправления в районе
8.1. Создание благоприятных условий для создания и деятельности территориального общественного самоуправления в районе осуществляется через оказание поддержки инициативным группам при формировании территориального общественного самоуправления, органам территориального общественного самоуправления и активу ТОС в процессе их деятельности.
8.2. Поддержка территориального общественного самоуправления в районе осуществляется в следующих формах: организационная, финансовая, информационно - консультационная поддержка.
8.2.1. Организационная поддержка предусматривает: содействие инициативным группам граждан в организации и проведении собраний по учреждению территориального общественного самоуправления и выбору органов ТОС, а также собраний для осуществления деятельности; оказание помощи органам ТОС во взаимодействии с муниципальными организациями и учреждениями по вопросам организации совместной деятельности с органами ТОС и др.
8.2.2. Финансовая поддержка, оказывается через предоставление субсидий для поддержки уставной деятельности ТОС и выделение муниципальных грантов (субсидий) для осуществления инициатив ТОС в форме проектов.
8.2.3. Материальная поддержка осуществляется через предоставление органам ТОС материальных ресурсов, в том числе возможности использования муниципального имущества, для осуществления их деятельности.
8.2.4. Информационно-консультативная поддержка территориального общественного самоуправления осуществляется через:
- распространение информации о деятельности ТОС в средствах массовой информации;
- оказание информационно-методической помощи органам ТОС, активу ТОС и инициативным группам;
- организацию обучения актива ТОС;
- участие в мероприятиях ТОС и привлечение органов ТОС к участию в мероприятиях, организуемых органами местного самоуправления;
- через организацию и проведение мероприятий, популяризирующих деятельность ТОС среди населения и средств массовой информации.
Оказание информационно-консультационной поддержки может осуществляться через формирование и размещение муниципального заказа на проведение исследований, предоставление информационных, образовательных и консультативных услуг активу ТОС, необходимых для обеспечения их деятельности.
Статья 9. Взаимодействие органов местного самоуправления района с территориальным общественным самоуправлением
9.1. Органы местного самоуправления района содействуют становлению и развитию ТОС в муниципальном образовании.
9.2. Органы местного самоуправления района предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую информацию для осуществления полномочий, закрепленных в уставе территориального общественного самоуправления.
9.3. Органы местного самоуправления муниципального района обязаны по приглашению ТОС направлять своих представителей, а должностные лица органов местного самоуправления и муниципальных учреждений и предприятий обязаны присутствовать на собраниях жителей и заседаниях органов территориального общественного самоуправления по их приглашению.
9.4. Органы местного самоуправления обязаны рассматривать предложения и обращения органов территориального общественного самоуправления и давать на них ответы в месячный срок, а по вопросам, не терпящим отлагательства немедленно.
9.5. Оценка качества работы муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципального образования, их подразделений и должностных лиц должна рассматриваться в обязательном порядке органами местного самоуправления, в которые они направлены.
9.6. Органы местного самоуправления муниципального образования должны включать представителей органов территориального общественного самоуправления в состав приемочных комиссий по приемке работ по капитальному ремонту муниципального жилого фонда, работ по благоустройству территорий, спортивных и детских площадок и других мест для проведения досуга и отдыха жителей.
9.7. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе заключать договора с органами территориального общественного самоуправления по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, и осуществлении иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан с предоставлением средств местного бюджета.
9.8. Представительный орган муниципального образования:
- принимает решения об установлении границ деятельности ТОС по предложению инициативной группы граждан, на основе данного Положения;
- ежегодно предусматривает в бюджете муниципального образования выделение средств на реализацию программы развития ТОС;
- обеспечивает информирование органов ТОС о своей деятельности и информирование депутатов и СМИ о деятельности ТОС.
9.9. Администрация муниципального образования:
- оказывают содействие населению муниципального образования в осуществлении права на участие в территориальном общественном самоуправлении;
- разрабатывает, принимает и реализует муниципальные целевые программы развития ТОС;
- информируют органы ТОС и согласовывают с ними планируемые работы на территории деятельности территориального общественного самоуправления, затрагивающие интересы жителей данных территорий;
- может передавать на договорной основе органам ТОС финансовые и материальные средства для достижения ими своих целей и задач, а также обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств;
- оказывает материальную, организационную, консультационную и методическую помощь органам ТОС;
- предоставляет органам ТОС возможность вносить предложения в проекты муниципальных целевых программ, участвовать в их реализации и контроле за исполнением;
- способствует выполнению решений собраний (конференций) ТОС, принятых в пределах их компетенций и содействуют в опубликовании итогов собраний (конференций) граждан;
- осуществляет другие полномочия по взаимодействию с ТОС в соответствии с настоящим Положением.
Статья 10. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления
10.1. Деятельность территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим законодательством добровольно на основании решения общего собрания (конференции) граждан, либо на основании решения суда, в случае нарушения требований действующего законодательства.
10.2. Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения общего собрания (конференции) граждан либо путем самороспуска.
О порядке организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в Верхнебуреинском муниципальном районе Хабаровского края
(утв. постановлением администрации района от 22 марта 2018 г. N 117)
Глава 1. Общие Положения
Статья 1. Территориальное общественное самоуправление
1. Территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории Верхнебуреинского муниципального района (далее района) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний (конференций) граждан, а также через органы ТОС.
Статья 2. Правовая основа и основные принципы осуществления ТОС
1. Правовую основу осуществления ТОС в Верхнебуреинском муниципальном районе составляют: Европейская Хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав Верхнебуреинского муниципального района (далее Устав района) настоящее Положение.
2. Основными принципами осуществления ТОС являются: законность, гласность, выборность органа управления ТОС, взаимодействие с органами местного самоуправления района.
Статья 3. Право граждан на осуществление ТОС
1. Жители района при осуществлении ТОС обладают равными правами.
2. В осуществлении ТОС могут принимать участие граждане Российской Федерации, проживающие на территории ТОС, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
3. Любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право участвовать в ТОС на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, избирать и быть избранным в органы ТОС.
4. Граждане Российской Федерации, достигшие шестнадцатилетнего возраста, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на указанной территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) граждан с правом совещательного голоса.
5. Иностранные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста и проживающие на указанной территории, вправе принимать участие в осуществлении ТОС в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статья 4. Правовой статус и структура ТОС
1. ТОС в соответствии с его Уставом может являться юридическим лицом и подлежит в этом случае государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
2. ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний (конференций) граждан, а также посредством создания органов ТОС.
3. Органы ТОС избираются на собраниях (конференциях) граждан. Структура и порядок формирования органов ТОС определяется Уставом ТОС.
Статья 5. Территория ТОС
1. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, иные территории проживания граждан.
2. Обязательные условия организации ТОС:
- границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории района;
- неразрывность территории, на которой осуществляется ТОС (если в его состав входит более одного жилого дома);
- территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой осуществляется ТОС.
3. Для установления границ ТОС инициаторы организации ТОС обращаются в Собрание депутатов Верхнебуреинского муниципального района (далее Собрание депутатов района) с соответствующим предложением (с приложением решения собрания (конференции) граждан об организации ТОС).
Статья 6. Полномочия ТОС
1. Полномочия ТОС определяются:
- Уставом ТОС, разработанным в соответствии с настоящим Положением и принятым собранием (конференцией) участников ТОС;
- договорами между органами местного самоуправления района и органом ТОС о передаче территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий органов местного самоуправления с использованием средств местного бюджета, необходимых для их выполнения. Порядок составления, заключения, исполнения и контроля исполнения договора о передаче органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления, порядок выделения и использования средств бюджета района для реализации соответствующих договоров определяются решением Собрания депутатов района.
2. Для осуществления своих целей и задач ТОС обладает следующими полномочиями:
1) оказание содействия в проведении благотворительных акций органам местного самоуправления района, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
2) в установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории ТОС;
3) работа с детьми и подростками, в том числе: содействие организации отдыха детей в каникулярное время; содействие организации детских клубов, кружков, спортивных секций на территории ТОС;
4) внесение предложений в органы местного самоуправления района по вопросам, затрагивающим интересы граждан (в том числе по использованию земельных участков на территории ТОС под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно полезных целей);
5) общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью;
6) участие в общественных мероприятиях по благоустройству территорий, взаимодействие с организациями и предприятиями жилищно- коммунального хозяйства;
7) информирование населения о решениях органов местного самоуправления района, принятых по предложению или при участии ТОС;
8) оказание содействия народным дружинам, санитарным дружинам.
3. ТОС, зарегистрированное в соответствии с Уставом ТОС в качестве юридического лица, также имеет право на:
1) создание объектов коммунально-бытового назначения на территории ТОС в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований юридических и физических лиц;
2) осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах ТОС;
3) определение в соответствии с Уставом ТОС штата и порядка оплаты труда работников органов ТОС;
4) осуществление иных полномочий, не противоречащих действующему законодательству и служащих достижению уставных целей.
Глава 2. Создание ТОС
Статья 7. Порядок создания ТОС
1. Создание ТОС осуществляется по решению собрания (конференции) граждан, проживающих на соответствующей территории. Инициаторами создания ТОС могут быть: инициативная группа граждан в количестве не менее трех человек либо глава администрации Верхнебуреинского муниципального района (далее глава района). Порядок создания ТОС включает:
- создание инициативной группы граждан по организации ТОС;
- согласование и установление решением Собрания депутатов Верхнебуреинского муниципального района (далее Собрание депутатов района) границ ТОС по предложению населения, проживающего на данной территории;
- организация и проведение собрания (конференции) по организации ТОС;
- оформление документов, принятых собранием (конференцией) граждан по организации ТОС;
- регистрация Устава ТОС администрацией Верхнебуреинского муниципального района (далее администрация района);
- государственная регистрация ТОС (органов ТОС) в качестве юридического лица - по решению собрания (конференции) граждан в соответствии с Уставом ТОС.
2. ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС администрацией района. Регистрация уставов ТОС в администрации района носит заявительный характер.
Статья 8. Процедура организации ТОС
1. Организация ТОС осуществляется с формирования инициативной группы граждан на части территории поселения, на которой создается территориальное общественное самоуправление.
2. Инициативная группа граждан или глава района письменно обращаются в Собрание депутатов района с предложением установить границы территории создаваемого ТОС. К заявлению прилагается описание границ (схема) территории создаваемого ТОС.
3. Собрание депутатов района в месячный срок принимает решение об установлении границ территории создаваемого ТОС в соответствии с предложением инициативной группы (главы района) либо в ином обоснованном и согласованном с инициаторами создания ТОС варианте и доводит в письменном виде принятое решение до инициаторов создания ТОС.
4. После принятия Собранием депутатов района решения, об установлении границ создаваемого ТОС инициативная группа граждан (глава района) вправе приступить к организации проведения учредительного собрания (конференции) граждан по созданию ТОС.
5. Организацию учредительного собрания (конференции) осуществляет инициативная группа граждан, постоянно или преимущественно проживающих на соответствующей территории, или администрация района.
6. Организаторы учредительного собрания (конференции):
- разрабатывают порядок организации и проведения учредительного собрания (конференции);
- не менее чем за две недели до проведения учредительного собрания (конференции) извещают граждан о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (конференции);
- в случае проведения учредительной конференции устанавливают нормы представительства жителей делегатами конференции, организуют выдвижение представителей (делегатов) на учредительную конференцию путем проведения собраний или сбора подписей жителей;
- разрабатывают проект повестки учредительного собрания (конференции) граждан;
- разрабатывают проект устава создаваемого ТОС, проекты других документов для принятия на собрании (конференции) граждан;
- проводят регистрацию жителей или их представителей, прибывших на собрание (конференцию), и учет мандатов (протоколов собраний жителей или подписных листов по выборам делегатов конференции);
- определяют и уполномочивают своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания председателя собрания (конференции).
7. Участники собрания (конференции) избирают председателя и секретаря собрания (конференции) и утверждают повестку дня.
Учредительное собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее половины участников создаваемого ТОС, достигших шестнадцатилетнего возраста. Учредительная конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных участниками делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
8. Учредительное собрание (конференция) принимает решение о создании и осуществлении на данной территории ТОС, дает наименование созданному ТОС, определяет цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие члены создаваемого ТОС, утверждает Устав ТОС и структуру выборных органов ТОС, избирает выборные органы (уполномоченных лиц) создаваемого ТОС.
Решения учредительного собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
9. Процедура проведения собрания (конференции) граждан отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания (конференции), подписывается председателем и секретарем собрания.
10. Администрация района вправе направить для участия в учредительном собрании (конференции) граждан по организации ТОС своих представителей, депутатов Собрания депутатов района с правом совещательного голоса.
Статья 9. Устав ТОС
1. В Уставе ТОС определяются:
- территория, на которой осуществляется ТОС;
- цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;
порядок формирования и прекращения полномочий, срок полномочий, статус, права и обязанности органов ТОС;
- порядок принятия решений органами ТОС;
- порядок приобретения имущества и формирования финансовых средств ТОС, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
- порядок прекращения деятельности ТОС.
По решению собрания (конференции) граждан в Уставе ТОС могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности ТОС, в соответствии с действующим законодательством.
2. Устав ТОС подлежит регистрации в администрации района порядке, предусмотренном Положением о порядке регистрации Устава ТОС, осуществляемого на территории района
3. Дополнительные требования к содержанию Устава ТОС, кроме изложенных в настоящем Положении, органами местного самоуправления при регистрации Устава ТОС устанавливаться не могут.
4. Изменения и дополнения в Устав ТОС вносятся решением собрания (конференции) участников ТОС.
5. Порядок регистрации Устава ТОС устанавливается муниципальным правовым актом администрации района.
Глава 3. Организационные основы ТОС
Статья 10. Структура органов ТОС
1. Структуру органов ТОС в соответствии с его Уставом составляют:
- собрание (конференция) участников ТОС - высший орган ТОС;
- исполнительный орган ТОС - Совет ТОС - избирается собранием (конференцией) участников ТОС;
- председатель исполнительного органа ТОС (председатель ТОС) - избирается собранием (конференцией) участников ТОС, либо исполнительным органом ТОС, либо нанимается на конкурсной основе по контракту;
- контрольно-ревизионный орган (Контрольно-ревизионная комиссия либо ревизор) ТОС - избирается собранием (конференцией) участников ТОС;
- иные органы ТОС.
2. При числе жителей, проживающих на территории ТОС, менее 300 человек вместо органов ТОС могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (далее - уполномоченные ТОС).
3. Избрание состава органов ТОС (уполномоченных ТОС) проводится открытым голосованием простым большинством голосов от числа граждан, присутствующих на собрании, либо большинством в две трети голосов от числа делегатов, присутствующих на конференции.
4. Формы работы органов ТОС, порядок принятия ими решений устанавливаются территориальным общественным самоуправлением самостоятельно и отражаются в его уставе.
Статья 11. Собрание (конференция) участников ТОС
1. Высшим органом ТОС является общее собрание (конференция) участников ТОС.
2. Собрание (конференция) может созываться администрацией района, органами ТОС или инициативными группами участников ТОС.
Собрание (конференция) участников ТОС созывается в плановом порядке либо по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
3. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, полномочия собрания (конференции) определяются Положением о собраниях и конференции граждан района, утвержденным Собранием депутатов района, настоящим Положением, Уставом ТОС.
4. В случае созыва собрания (конференции) инициативной группой граждан ее численность не может быть меньше 10% участников ТОС. Собрание (конференция) граждан, созванное инициативной группой, проводится не позднее 30 дней после письменного обращения инициативной группы в исполнительный орган ТОС (к уполномоченному лицу ТОС).
5. Собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее половины участников ТОС. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее 2/3 полномочных представителей (делегатов), избранных участниками ТОС на собраниях либо с помощью подписных листов.
6. За 10 дней до дня проведения собрания (конференции) ее организаторы в обязательном порядке уведомляют участников ТОС (избранных делегатов), администрацию района, других заинтересованных лиц и приглашенных.
7. К компетенции собрания (конференции) участников ТОС относятся следующие вопросы:
- решение об организации или прекращении деятельности ТОС;
- принятие Устава ТОС, внесение изменений и дополнений в Устав ТОС;
- утверждение структуры, статуса и наименования органов ТОС;
- выборы органов ТОС, заслушивание и утверждение отчетов об их деятельности;
- внесение изменений в состав органов ТОС;
- утверждение планов, программ деятельности и развития ТОС, утверждение отчетов об их исполнении;
- утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета об их исполнении;
- принятие решений о создании инициативных групп граждан для внесения проектов правовых актов в органы местного самоуправления в порядке правотворческой инициативы;
- досрочное прекращение деятельности ТОС, а также отзыв отдельных членов органов ТОС либо уполномоченных лиц ТОС;
- решение других вопросов, затрагивающих интересы участников ТОС и не противоречащих действующему законодательству.
8. При проведении собрания (конференции) избираются председатель и секретарь собрания (конференции).
Решения собраний (конференций) принимаются большинством голосов присутствующих граждан - членов ТОС (делегатов конференции), оформляются протоколом; в течение 10 дней доводятся до сведения участников ТОС и органов местного самоуправления.
9. Решения собраний (конференций) участников ТОС для органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан, а также решения органов ТОС, затрагивающие имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, носят рекомендательный характер.
Статья 12. Исполнительный орган ТОС, председатель ТОС
1. Исполнительный орган ТОС является коллегиальным органом, обеспечивающим организационно-распорядительные функции по реализации инициатив участников ТОС, выполнению решений собраний (конференции) участников ТОС, а также участие граждан в решении вопросов местного значения.
2. Исполнительный орган ТОС подотчетен общему собранию (конференции) участников ТОС, формируется и действует в соответствии с Уставом ТОС.
3. Члены исполнительного органа ТОС, уполномоченные ТОС, могут принимать участие в деятельности органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы граждан соответствующей территории, с правом совещательного голоса.
4. Исполнительный орган ТОС вправе выступать инициатором создания инициативной группы жителей района по внесению проектов муниципальных правовых актов в порядке правотворческой инициативы.
Порядок внесения и рассмотрения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются Положением о правотворческой инициативе граждан района.
5. Руководителем исполнительного органа ТОС является его председатель, избранный непосредственно на собрании (конференции) участников ТОС, либо членами исполнительного органа ТОС из его состава, либо нанятый по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, со сроком полномочий, определяемым Уставом ТОС.
Председатель органа ТОС представляет интересы населения, проживающего на территории ТОС, обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях (конференциях) граждан.
Условия контракта для председателя органа ТОС утверждаются решением собрания (конференции) участников ТОС.
6. Во исполнение возложенных Уставом ТОС задач председатель исполнительного органа ТОС:
представляет интересы ТОС в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их форм собственности, гражданами;
- организует деятельность исполнительного органа ТОС, ведет его заседания;
- организует подготовку и проведение собраний (конференций) участников ТОС;
- работает во взаимодействии с органами местного самоуправления, информирует их о деятельности ТОС, о положении дел на территории ТОС;
- обеспечивает контроль за соблюдением правил благоустройства и санитарного содержания территории ТОС;
- информирует органы Роспотребнадзора о выявленных нарушениях правил благоустройства и санитарного содержания на территории ТОС с целью последующего составления административных протоколов в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечивает организацию выборов членов исполнительного органа ТОС взамен выбывших;
- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы исполнительного органа ТОС;
- решает иные вопросы, порученные ему собранием (конференцией) участников ТОС, органами местного самоуправления (по согласованию).
7. Полномочия председателя и членов исполнительного органа ТОС досрочно прекращаются в случае:
- подачи личного заявления о досрочном прекращении полномочий;
- выбытия на постоянное место жительства за пределы соответствующей территории;
- смерти;
- решения общего собрания (конференции) граждан;
- вступления в силу приговора суда в отношении председателя, члена исполнительного органа ТОС;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде (если полномочия осуществляются на постоянной контрактной основе).
Выборы новых членов, председателя исполнительного органа ТОС производятся не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий выбывших лиц.
8. В случае досрочного прекращения полномочий председателя заместитель председателя исполнительного органа ТОС исполняет обязанности председателя до избрания нового председателя исполнительного органа ТОС.
На исполняющего обязанности председателя исполнительного органа ТОС распространяются права, обязанности и ответственность председателя исполнительного органа ТОС, определенные Уставом ТОС и настоящим Положением.
Статья 13. Контрольно-ревизионный орган ТОС
1. Контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) ТОС создается для содействия и контроля финансово-хозяйственной деятельности ТОС. Комиссия подотчетна только собранию (конференции) участников ТОС.
2. Комиссия осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа ТОС (уполномоченных ТОС) по итогам работы за год (в обязательном порядке), а также в любое время по поручению собрания (конференции) участников ТОС либо по собственной инициативе.
3. Для проверки финансово-хозяйственной деятельности исполнительного органа ТОС комиссией могут привлекаться сторонние эксперты и аудиторские организации.
4. Деятельность комиссии, ее права и обязанности регламентируются Уставом ТОС.
5. Члены комиссии не могут являться членами исполнительного иного выборного органа ТОС, уполномоченными ТОС.
6. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности ТОС проводится не реже одного раза в год, результаты проверок и отчетов комиссии доводятся до членов ТОС и утверждаются на общем собрании (конференции) участников ТОС.
Статья 14. Взаимодействие органов ТОС с органами местного самоуправления
1. Органы ТОС осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и должностными лицами местного самоуправления в целях развития ТОС и совместного решения вопросов местного значения на основе принципов социального партнерства.
2. Органы местного самоуправления могут заключать договоры о передаче части своих полномочий, а также на осуществление работ и предоставление услуг с органами ТОС на установленный срок или без установления срока. В договоре должны быть указаны объемы и сроки выполнения переданных полномочий, работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон.
Порядок подготовки и заключения договоров и соглашений, выделения и использования необходимых средств из местного бюджета, предусмотренных договорами и соглашениями, контроля за расходованием выделенных средств определяется решением Собрания депутатов района.
3. Органы местного самоуправления обеспечивают участие представителей органов ТОС при рассмотрении и принятии решений по вопросам, связанным с развитием территорий, на которых действует ТОС, по вопросам функционирования и развития ТОС, соблюдения прав граждан и органов ТОС.
4. В целях организационного оформления взаимодействия органов местного самоуправления и органов ТОС, проведения согласованной политики развития местного самоуправления и ТОС органы местного самоуправления могут создавать совещательные, консультативные и экспертные формирования (советы, комитеты, рабочие группы и др.) с участием органов ТОС.
5. В целях оказания организационного содействия становлению и развитию ТОС уполномоченные органы местного самоуправления вправе участвовать в учредительных и текущих мероприятиях ТОС, оказывать организационную и методическую помощь органам ТОС, разрабатывать примерные (типовые) проекты учредительных и рабочих документов ТОС (уставы, положения, регламенты, должностные инструкции, протоколы, планы, сметы, договоры и др.), организовывать учебу активных участников ТОС, общественные слушания по проблемам функционирования и развития ТОС и т.д.
Глава 4. Экономическая основа ТОС
Статья 15. Собственность ТОС
1. ТОС вправе иметь в собственности денежные средства и имущество, передаваемое органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств в соответствии с Уставом ТОС.
2. Источниками формирования имущества ТОС являются:
- добровольные взносы и пожертвования;
- передача на договорной основе муниципальной собственности;
- другие не запрещенные законом поступления.
3. Порядок отчуждения собственности ТОС, объем и условия осуществления правомочий собственника уполномоченным органом ТОС устанавливаются в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами, Уставом ТОС.
Статья 16. Финансовые ресурсы ТОС
Финансовые ресурсы ТОС состоят из собственных средств, отчислений от добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также из средств местного бюджета, передаваемых органам ТОС для осуществления на договорных условиях части полномочий органов местного самоуправления, из других не запрещенных законом поступлений.
Глава 5. Гарантии и ответственность ТОС
Статья 17. Гарантии деятельности ТОС
1. Органы местного самоуправления предоставляют органам ТОС необходимую информацию для создания, функционирования и развития ТОС.
2. Органы местного самоуправления содействуют становлению и развитию ТОС на территории района с использованием организационного потенциала и финансовых возможностей местного самоуправления.
Статья 18. Ответственность ТОС и его органов перед государством, перед органами местного самоуправления и перед гражданами
1. Органы и выборные лица ТОС несут ответственность в случае нарушения ими действующего законодательства, Устава Верхнебуреинского муниципального района, настоящего Положения, иных правовых актов органов местного самоуправления, Устава ТОС, за неисполнение или ненадлежащее исполнение заключенных договоров и соглашений.
2. Виды ответственности органов и уполномоченных ТОС определяются действующим законодательством и Уставом ТОС.
3. Органы ТОС отчитываются о своей деятельности не реже одного раза в год на собраниях (конференциях) участников ТОС.
Статья 19. Контроль за деятельностью ТОС
1. Участники ТОС вправе получать в полном объеме информацию о деятельности органов и уполномоченных лиц ТОС, участвовать в принятии решений по результатам отчетов органов и уполномоченных лиц ТОС о своей деятельности.
2. Органы местного самоуправления вправе устанавливать условия и порядок осуществления контроля за реализацией органами ТОС переданных им полномочий и расходованием финансовых средств, переданных органам ТОС для исполнения указанных полномочий.
3. Органы местного самоуправления вправе анализировать организационную и финансово-хозяйственную деятельность органов ТОС, публично обсуждать результаты такого анализа.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 20. Прекращение деятельности ТОС
1. Решение о прекращении деятельности ТОС принимается на собрании (конференции) ТОС.
2. Соответствующее решение в 3-дневный срок с момента его принятия направляется наряду с документами, предусмотренными постановлением администрации района, в администрацию района.
3. Деятельность ТОС считается прекращенной с момента внесения соответствующей записи в реестр ТОС (и Единый государственный реестр юридических лиц в случае, если ТОС являлось юридическим лицом).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 22 марта 2018 г. N 117 "О порядке организации территориального общественного самоуправления на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования (обнародования)
Текст постановления официально опубликован не был