В соответствии со статьями 157, 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ (в редакции от 03 апреля 2017 г.) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о бюджетном процессе в Ванинском муниципальном районе, утвержденным Собранием депутатов Ванинского муниципального района от 05 сентября 2013 г. N 380 (в редакции от 29 июня 2017 г.) "О бюджетном процессе в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края", Положением о контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района, утвержденным Собранием депутатов Ванинского муниципального района от 06 декабря 2011 г. N 203 (в редакции от 27 июля 2017 г.) "О Контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района Хабаровского края", Собрание депутатов Ванинского муниципального района решило:
1. Утвердить прилагаемый порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета Ванинского муниципального района в новой редакции.
2. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 13 марта 2014 г. N 65 "О Порядке проведения внешней проверке годового отчета об исполнении районного бюджета Ванинского муниципального района".
3. Настоящее решение опубликовать на официальном сайте Ванинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vanino.org).
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и имущественным отношениям.
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава района |
А.А. Наумов |
Председатель Собрания депутатов |
А.К. Куренщиков |
Порядок
проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета Ванинского муниципального района
(утв. решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 24 мая 2018 г. N 458)
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета Ванинского муниципального района (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьями 157, 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ (в редакции от 03 апреля 2017 г.) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о бюджетном процессе в Ванинском муниципальном районе, утвержденным Собранием депутатов Ванинского муниципального района от 05 сентября 2013 г. N 380 (в редакции от 29 июня 2017 г.) "О бюджетном процессе в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края", Положением о контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района, утвержденным Собранием депутатов Ванинского муниципального района от 06 декабря 2011 г. N 203 (в редакции от 27 июля 2017 г.) "О Контрольно-счетной палате Ванинского муниципального района Хабаровского края".
1.2. Годовой отчет об исполнении районного бюджета до его рассмотрения в Собрании депутатов Ванинского муниципального района подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов доходов районного бюджета, главных распорядителей бюджетных средств районного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета.
1.3. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой Ванинского муниципального района (далее - Контрольно-счетная палата) в соответствии с настоящим Порядком, с соблюдением требований бюджетного законодательства.
1.4. Общее руководство внешней проверкой годового отчета об исполнении районного бюджета осуществляет председатель Контрольно-счетной палаты.
1.5. Цели внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета:
1) Установление законности, степени полноты и достоверности представленной годовой бюджетной отчетности, соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
2) Установление достоверности годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
3) Установление соответствия фактического исполнения районного бюджета его плановым назначениям, установленным решениями Собрания депутатов Ванинского муниципального района;
4) Проверка соответствия исполнения районного бюджета нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе и иных нормативных правовых актов Хабаровского края и нормативных правовых актов Ванинского муниципального района, касающихся вопросов составления, рассмотрения, исполнения и утверждения годового отчета об исполнении районного бюджета;
5) Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета.
1.6. Предметом внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета являются:
1) годовой отчет об исполнении районного бюджета.
2) годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств. Перечень годовой бюджетной отчетности установлен статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
1.7. Объектами проверки являются главные администраторы бюджетных средств.
1.8. Задачи внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета:
1) Проверка соблюдения требований к порядку составления и представления годовой отчетности об исполнении районного бюджета;
2) Проверка соответствия нормативных правовых актов Ванинского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения, бюджетному законодательству федерального и регионального уровня;
3) Проверка соответствия фактического исполнения районного бюджета плановым назначениям и нормам бюджетного законодательства, правильности учета и отражения в отчетности данных о поступлении и расходовании бюджетных средств;
4) Определение законности привлечения и погашения источников финансирования дефицита районного бюджета;
5) Проверка достоверности представляемой годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
6) Анализ показателей годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
7) Проверка устранения нарушений, выявленных предыдущими проверками.
1.9. Методические основы проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета
Методической основой внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета является сравнительный анализ показателей, составляющих информационную основу, между собой и соответствия годового отчета об исполнении районного бюджета решению о районном бюджете на отчетный финансовый год требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативным правовым актам Российской Федерации, Хабаровского края и Ванинского муниципального района.
Основным методологическим принципом является сопоставление информации, полученной по конкретным видам доходов, направлениям расходования средств районного бюджета Ванинского муниципального района, с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчетных и иных документах проверяемых объектов.
В целях определения эффективности использования средств районного бюджета Ванинского муниципального района возможно сопоставление данных за ряд лет.
Основными приемами финансового анализа по данным годовой бюджетной отчетности являются:
- чтение отчетности,
- горизонтальный анализ,
- вертикальный анализ.
Чтение годовой бюджетной отчетности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением объекта проверки, анализ данных баланса, сопутствующих форм и приложений к ним. По данным годовой бюджетной отчетности можно судить об имущественном положении организации, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчетности рассматриваются показатели разных форм годовой бюджетной отчетности в их взаимосвязи.
В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции годовой бюджетной отчетности с соответствующей позицией предыдущего года и плановыми назначениями отчетного года. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей годовой бюджетной отчетности за определенный период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав годовой бюджетной отчетности.
Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчета, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции годовой бюджетной отчетности на результат в целом. В процессе такого анализа используются не только данные годовой бюджетной отчетности, но и актов проверок, входящих и исходящих писем по вопросам финансово-хозяйственной деятельности, плановая информация и данные внутренних отчетов. Ознакомление с ними позволяет получить дополнительный материал для всестороннего изучения специфики деятельности учреждения.
1.10. Организация внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета.
1.10.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета проводится на основании плана работы Контрольно-счетной палаты на текущий год.
1.10.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета включает в себя:
- проверку годового отчета об исполнении районного бюджета,
- проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств,
- оформление заключения.
1.10.3. Организация внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета включает следующие этапы:
- подготовительный,
- основной,
- заключительный.
1.10.4. На подготовительном этапе:
- проводится сбор и изучение правовой базы, в соответствии с которой должен был исполняться районный бюджет;
- проводится изучение публикаций и полученной информации и сведений по запросам;
- при необходимости назначаются контрольные мероприятия с выходом на объект проверки.
1.10.5. Основной этап внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета включает:
- экспертно-аналитические мероприятия:
- анализ данных годового отчета об исполнении районного бюджета;
- анализ данных годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
- контрольные мероприятия (при необходимости):
- выборочные проверки достоверности данных годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств с выходом на объект проверки;
- встречные проверки как на предприятиях, с которыми проверяемая организация имела финансовые взаимоотношения, так и с гражданами;
- анализ итогов проведенных контрольных мероприятий в течение года.
Результатом проведения данного этапа внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств являются заключения.
1.10.6. На заключительном этапе оформляется заключение контрольно-счетной палаты на годовой отчет об исполнении районного бюджета.
1.10.7. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета начинается с издания распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты, определяющего ответственных исполнителей по каждому мероприятию.
1.11. Общие принципы и требования к проведению внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета.
1.11.1. В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ и статьей 25 Положения о бюджетном процессе годовой отчет об исполнении районного бюджета предоставляется в Контрольно-счетную палату администрацией Ванинского муниципального района на внешнюю проверку не позднее 1 апреля текущего года.
1.11.2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета проводится в срок, не превышающий одного месяца со дня предоставления отчета в адрес Контрольно-счетной палаты.
1.11.3. Контрольно-счетная палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении районного бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
1.11.4. Заключение на годовой отчет об исполнении районного бюджета представляется Контрольно-счетной палатой в Собрание депутатов Ванинского муниципального района с одновременным направлением в администрацию Ванинского муниципального района.
2. Проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
2.1. В ходе внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета проверяется годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств на:
1) соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, Хабаровского края, Ванинского муниципального района;
2) соответствие требованиям, действующим в проверяемом периоде Единого плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации, в частности:
- своевременность представления годовой бюджетной отчетности;
- наличие или отсутствие установленных форм годовой бюджетной отчетности;
- полнота и правильность заполнения установленных форм годовой бюджетной отчетности;
- соответствия данных форм годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств данным утвержденного и уточненного планов и данным сводной бюджетной росписи;
3) соблюдение контрольных соотношений между формами годовой бюджетной отчетности;
4) тождественность показателей годовой бюджетной отчетности и данных бюджетного учета, в случае установления расхождений должны быть указаны причины;
5) соответствие фактических показателей, указанных в годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, данным отчетности подведомственных получателей бюджетных средств.
3. Оформление результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
3.1. По окончании проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности по каждому главному администратору бюджетных средств оформляется заключение. В заключении должны быть отражены:
1) полнота и своевременность представленной годовой бюджетной отчетности;
2) полнота и правильность заполнения установленных форм годовой бюджетной отчетности;
3) соблюдение контрольных соотношений между формами годовой бюджетной отчетности;
4) тождественность показателей годовой бюджетной отчетности и данных бюджетного учета, в случае установления расхождений должны быть указаны причины;
5) правильность составления годовой бюджетной отчетности главным администратором бюджетных средств.
3.2. По всем расхождениям, выявленным в ходе внешней проверки годовой бюджетной отчетности, главный администратор бюджетных средств, имеет право представить в Контрольно-счетную палату пояснения и замечания в письменном виде, в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения заключения.
4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета
4.1. В ходе проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета и подготовки заключения:
4.1.1. Проверяется годовая бюджетная отчетность об исполнении районного бюджета на:
1) соответствие годовой бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета (по форме и полноте представления) требованиям законодательства о годовой бюджетной отчетности;
2) соответствие показателей годовой бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета данным представленной годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели) (достоверность показателей годового отчета об исполнении районного бюджета);
3) соответствие плановых показателей, указанных в годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, показателям утвержденного районного бюджета с учетом изменений, внесенных в ходе исполнения районного бюджета;
4) корректность формирования годовой бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета, консолидации показателей, а именно правильность суммирования одноименных показателей форм годовой бюджетной отчетности, главных администраторов бюджетных средств и годовой бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета по соответствующим строкам и графам, исключение в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
4.1.2. Осуществляется анализ:
1) соответствия годового отчета об исполнении районного бюджета требованиям бюджетного законодательства и нормативных правовых актов Ванинского муниципального района;
2) соответствия объемов доходов и расходов районного бюджета, указанных в годовом отчете об исполнении районного бюджета, объемам доходов и расходов районного бюджета, утвержденных решением о районном бюджете;
3) соответствия сводной бюджетной росписи утвержденному районному бюджету на начало и на конец отчетного финансового года;
4) соблюдения установленного порядка внесения дополнений и изменений в районный бюджет;
5) поступления собственных налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений в районный бюджет в отчетном году, в том числе оценка исполнения доходной части районного бюджета по отношению к первоначальному утвержденному районному бюджету, уточненному районному бюджету и фактическим исполнением районного бюджета в предыдущем году;
6) поступления доходов в районный бюджет, полученных от использования муниципального имущества;
7) исполнения расходной части районного бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
8) исполнения расходной части районного бюджета по ведомственной структуре расходов районного бюджета;
9) расходования средств резервного фонда администрации района;
10) предоставления бюджетных кредитов и муниципальных гарантий;
11) использования средств, выделенных из бюджета субъекта Российской Федерации в виде бюджетных кредитов на покрытие кассовых разрывов, образующихся в процессе исполнения районного бюджета;
12) осуществления внутренних заимствований районного бюджета;
13) анализ исполнения муниципальных программ;
14) соответствия фактического размера дефицита районного бюджета, источников его покрытия, расходов по обслуживанию долговых обязательств, принятым решениями о районном бюджете.
5. Оформление результатов внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета
5.1. Контрольно-счетная палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении районного бюджета в соответствии с пунктом 4 статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
5.2. Заключение на годовой отчет об исполнении районного бюджета оформляется по следующей структуре:
1) правовые основания внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета - анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края и Ванинского муниципального района;
2) предмет внешней проверки - годовой отчет об исполнении районного бюджета, годовая бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств;
3) соответствие годового отчета об исполнении районного бюджета требованиям законности, полноты и достоверности отражения бюджетных средств по доходам, расходам и дефициту районного бюджета;
4) материалы, представленные к внешней проверке годового отчета об исполнении районного бюджета, - анализ полноты и своевременности поступивших в Контрольно-счетную палату годового отчета об исполнении районного бюджета, годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
5) анализ соблюдения требований нормативно-правовых документов, инструкций и писем Министерства финансов Российской Федерации о порядке составления и представления годовой отчетности;
6) итоги бюджетной деятельности - анализ показателей плановых и фактических объемов доходов и расходов районного бюджета, его дефицита, причины отклонений, наличие дебиторской и кредиторской задолженности;
7) результаты проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;
8) использование средств резервного фонда администрации района;
9) долговые обязательства - анализ состояния муниципального долга;
10) анализ муниципальных программ;
11) устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущей проверки;
12) выводы по внешней проверке годового отчета об исполнении районного бюджета.
6. Заключительные положения
6.1. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц со дня получения данного отчета.
6.2. Заключение на внешнюю проверку годового отчета об исполнении районного бюджета представляется в Собрание депутатов Ванинского муниципального района и в администрацию Ванинского муниципального района в соответствии с Положением о бюджетном процессе.
6.3. В случае выявления в ходе внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета нарушений и недостатков администрация Ванинского муниципального района имеет право представить в Контрольно-счетную палату и Собрание депутатов Ванинского муниципального района пояснения и замечания в письменном виде в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения заключения.
Председатель контрольно-счетной палаты |
А.А. Минько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 24 мая 2018 г. N 458 "О Порядке проведения внешней проверке годового отчета об исполнении районного бюджета Ванинского муниципального района (новая редакция)"
Настоящее решение вступает в силу с 25 мая 2018 г.
Текст решения опубликован на официальном сайте Ванинского муниципального района http://www.vanino.org 25 мая 2018 г.