В целях приведения нормативных правовых актов муниципального района в соответствие с законодательством Российской Федерации и реализации положений части 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрация муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий из районного бюджета.
2. Главным распорядителям средств районного бюджета, получающим субсидии из районного бюджета, разработать и утвердить Порядки осуществления проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий из районного бюджета получателями субсидий.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника Финансового управления Администрации муниципального района Третьякову Л.В.
4. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава муниципального района |
Ю.И. Бухряков |
Методические рекомендации
по осуществлению проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий из районного бюджета
(утв. постановлением Администрации муниципального района от 25 мая 2018 г. N 365 )
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны для использования при разработке порядков предоставления из районного бюджета субсидий, в соответствии со статьей 78 и пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, субсидии, порядки предоставления субсидий), в части определения в них положений (требований) об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, целей, условий и порядка предоставления субсидии (далее - проверки), а также при организации и проведении таких проверок.
1.2. Целью проверок является выявление и пресечение нецелевого использования субсидий, нарушений условий и порядка предоставления субсидий.
Предметом проверок является выполнение целей, условий и порядка, установленных в нормативных правовых актах и в договорах (соглашениях) по предоставлению субсидий.
1.3. Объектами проверок являются:
- юридические лица (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, а также физические лица - получатели субсидий, в соответствии со статьей 78 БК РФ;
- некоммерческие организации, не являющиеся муниципальными учреждениями, - получатели субсидий, в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ;
- лица, являющиеся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным получателями субсидии в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (далее соответственно - договор поставки, поставщик).
1.4. В ходе проверки необходимо решить следующие задачи:
- проверить соответствие получателя субсидии категориям отбора получателей субсидий, установленных порядком предоставления субсидии;
- проверить целевое использования субсидии;
- проверить соблюдение условий и порядка предоставления субсидии;
- проверить эффективность использования субсидии (достижение цели (результата) предоставления субсидии), полноту использования средств субсидии, при наличии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году - соблюдение условий их возврата, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
2.Организация проверок
2.1.. Главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств, предоставляющим субсидию (далее - ГРБС) для реализации своих полномочий по проведению проверок необходимо предусмотреть положения о проведении проверок с учетом настоящих Методических рекомендаций в отдельном правом акте ГРБС (с закреплением в порядке предоставления субсидии права на установление ГРБС такого порядка) или непосредственно в порядке предоставления субсидий.
В положении о проведении проверок рекомендуется определить:
- структурное подразделение (должностных лиц), ответственных за проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
- порядок составления, утверждения, изменения годового плана проведения проверок;
- порядок организации, форму и сроки проведения проверок, в том числе основания назначения, продления и приостановления проведения проверок;
- порядок оформления и реализации результатов проверок;
- порядок взаимодействия должностных лиц, проводящих проверки с другими структурными подразделения (должностными лицами) ГРБС и иным органами по вопросам проведения проверок.
2.2.. Проверки субсидий подразделяются на плановые и внеплановые, которые могут быть выездные, камеральные и комбинированные.
2.3. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовым планом проведения проверок, утверждаемым руководителем ГРБС (далее - план проверок).
Составление, утверждение, изменение плана проверок осуществляется в порядке и сроки, устанавливаемые ГРБС.
План проверок представляет собой перечень проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой проверке в плане проверок указывается объект контроля, срок проверки и ответственные исполнители ГРБС.
При формировании плана проверок необходимо учитывать информацию о проведенных и (или) запланированных к проведению органами муниципального финансового контроля проверок.
Внеплановые проверки проводятся в случае поступления информации о нарушении получателем субсидий целей, условий и порядка предоставлении субсидии, а также в иных случаях, предусмотренных в положениях о проведении проверок.
2.4.. Камеральные проверки проводятся по месту нахождения ГРБС на основании представленных отчетов об использовании субсидий и документов (информации), связанной с использованием субсидии и представленной по его запросу (далее - отчетность).
Выездные проверки проводятся по месту нахождения объекта контроля.
Комбинированные проверки проводятся как по месту нахождения ГРБС, так и по месту нахождения объекта контроля.
3. Содержание проверки
3.1. Проверки получателей субсидии проводятся на основании включенного в договор (соглашение) о предоставлении субсидий обязательного условия о согласии их получателей на осуществление ГРБС проверок.
Проверки поставщиков проводятся на основании включенного в договор поставки обязательного условия о согласии поставщика на осуществление ГРБС проверок.
3.2. Решение о проведении проверки принимается руководителем ГРБС и оформляется распорядительным документом ГРБС (далее - Приказ о проведении проверки).
В Приказе о проведении проверки должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество, должность лица (фамилии, имена, отчества, должности лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки;
- полное наименование, ОГРН, ИНН объекта контроля, в отношении которого проводится проверка;
- тема (предмет) проверки;
- срок (дата начала и дата окончания) проведения проверки;
- вид проверки (плановая или внеплановая).
3.3. Проверка включает в себя документальный и фактический контроль.
Документальный контроль обеспечивает проверку финансовых и хозяйственных операций по первичным учетным документам, регистрам бухгалтерского учета, отчетности и другой документации.
Фактический контроль состоит в установлении реального выполнения объектом контроля целей, условий и порядка предоставления субсидий, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров и других контрольных действий.
3.4. Основные вопросы проверки включают в себя:
- проверка достоверности сведений в документах, представленных для получения субсидий, в том числе при необходимости проверка правильности и обоснованности расчетов потребности в финансовых средствах для получения субсидии (правильность применения ставок, расчетных цен, наличие справок-расчетов);
- соответствие использования (расходования) средств предоставленной субсидии целям предоставления;
- проверка выполнения условий предоставления субсидий и достижение целевых показателей результативности предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии, соглашением (договором) о предоставлении субсидии;
- проверка выполнения иных обязательств, установленных порядком предоставления субсидии, соглашением (договором) о предоставлении субсидии;
- соблюдение порядка предоставления отчетности в объемах, сроках и по формам, установленным порядком предоставления субсидии, соглашением (договором) о предоставлении субсидии. Проверка достоверности сведений, указанных в отчетности (соответствие первичным учетным документам);
- соблюдение условий возврата остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
3.5. Проверка соблюдения порядка предоставления субсидий предполагает в том числе проверку заявок и представленных одновременно с ними документов объектом контроля на предмет их полноты и соответствия установленным требованиям и критериям отбора, анализ выявленных несоответствий.
Под несоответствиями следует понимать наличие на дату на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключено соглашения и (или) иную дату, определенную порядком предоставления субсидии:
- просроченной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- процесса банкротства и ликвидации;
- просроченной задолженности по возврату в краевой бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами края;
- иной просроченной задолженность перед краевым бюджетом (в случае если такое требование установлено порядком предоставления субсидии).
3.6. В случае, если предоставление субсидии осуществлялось на условиях софинансирования, необходимо подтвердить объем расходов получателя субсидий, произведенных за счет собственных или привлеченных средств, сопоставить его с заявленной суммой и суммой расходов, указанной в предоставленной заявке на предоставление субсидии (отчетности).
3.7. Устанавливаются направления расходов, объемы работ и иная информация, являющаяся основанием для составления отчетности, например:
- при использовании средств на проведение социальных и общественно значимых мероприятий проводится проверка количества и качества проведенных мероприятий, включая организацию сбора и обработки информации, а также ее документальное подтверждение (при возможности получения);
- при реализации мероприятий, предметом которых является компенсация затрат на оказание социальных услуг, проверяется соблюдение установленного уполномоченным органом порядка оказания таких услуг;
- при реализации мероприятий в социальной сфере, направленных на оказание адресных услуг отдельным категориям лиц (инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, "социальные" категории детей и других категорий), необходима проверка документов, подтверждающих статус социально незащищенных категорий лиц.
3.8. В ходе проведения проверки получателя субсидии необходимо проверить соблюдение им обязательного условия предоставления субсидии по включению в договоры поставок, заключенные с поставщиками, условия согласия на осуществление в отношении поставщиков проверок.
3.9. В случае, если в проверяемом периоде получателю субсидии ГРБС направлялись требования об уплате штрафных санкций, необходимо проверить соблюдение объектом контроля указанных требований.
4. Оформление результатов проверки
4.1. Результаты проверок оформляются актом проверки.
Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
В вводной части указывается:
- дата и место составления акта проверки;
- указание на плановый или внеплановый характер;
- тема (предмет) проверки;
- срок проведения проверки;
- фамилия, имя, отчество, должность лица (фамилии, имена, отчества, должности лиц), проводивших проверки;
- реквизиты Приказа о проведении проверки;
- полное наименование, ОГРН, ИНН объекта контроля, в отношении которого проводится проверка;
- реквизиты соглашения (договора) о предоставлении субсидии и проверяемый период;
- фамилии, инициалы и должности лиц объекта контроля, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
- иные данные, необходимые для характеристики объекта контроля.
В описательной части акта приводятся установленные при проверке фактические обстоятельства использования субсидии с указанием их подтверждающих документов.
Заключительная часть акта проверки должна содержать вывод об отсутствии нарушений целей, условий и порядка предоставления субсидии либо о наличии нарушения с его квалификацией.
4.2. Нарушения, установленные по результатам проверки, излагаемые в акте проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных замеров и других действий по контролю, объяснениями должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля, другими материалами.
Указанные документы (копии) и материалы прилагаются к акту проверки и являются его приложениями. Каждому нарушению соответствует одно приложение, состоящее из одного или нескольких документов.
Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения, заверяются подписью руководителя объекта контроля или должностного лица, уполномоченного руководителем объекта контроля, и печатью объекта контроля.
При подтверждении нарушения, полученного в результате суммирования данных нескольких идентичных документов, составляется реестр соответствующих данных, который прилагается к документам (копиям) и является первым листом соответствующего приложения.
В случае подтверждения нарушения, полученного путем осуществления арифметических действий, делается расчет, который прилагается к документам (копиям) и является первым листом соответствующего приложения.
4.3. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны:
- положения законодательных и нормативных правовых актов, пункты соглашения (договора) о предоставлении субсидии, которые были нарушены;
- период, к которому относится выявленное нарушение;
- в чем выразилось существо нарушения;
- документально подтвержденная сумма нарушения (при наличии);
- номер приложения, подтверждающего нарушение.
4.4. В акте проверки не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные соответствующими документами;
- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными, материально - ответственными и иными лицами объекта контроля;
- морально-этическая оценка действий должностных, материально-ответственных и иных лиц объекта контроля.
4.5. Акт проверки составляется не менее чем в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, проводившими проверку. Один экземпляр акта проверки вручается объекту контроля.
5. Реализация результатов проверки.
5.1. По результатам проверки, в случае установления нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, руководитель ГРБС принимает решение о применении мер ответственности к получателю в соответствии с порядком предоставления субсидии (в том числе штрафных санкций) и (или) предъявлении требований в соответствии с условиями соглашения (договора) о предоставления субсидии, в том числе о возврате средств субсидии.
5.2. В случае невозврата получателем субсидий средств в соответствии с требованием, указанным в пункте 5.1 настоящих Методических рекомендаций, в добровольном порядке, ГРБС обеспечивает принятие мер по взысканию подлежащих возврату средств субсидий в судебном порядке.
5.3. Информация о фактах нарушений целей и условий предоставления субсидии объектами контроля и материалы проверки в сроки, установленные положением о проведении проверки, направляются в орган внутреннего муниципального финансового контроля.
Начальник финансового управления |
Л.В. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 25 мая 2018 г. N 365 "Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению проверок соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидий из районного бюджета"
Настоящее постановление вступает в силу с 25 мая 2018 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края http://sovgavan-rayon.ru 25 мая 2018 г.